Эволюция даосизма в «Чжуан-цзы» и в «Хуайнань-цзы».
Эволюция даосизма в «Чжуан-цзы» и в «Хуайнань-цзы». - раздел Образование, Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр О Жизни Чжуан Чжоу, Автора «Чжуан-Цзы» Известно Немного. Приблизительными Дат...
О жизни Чжуан Чжоу, автора «Чжуан-цзы» известно немного. Приблизительными датами его жизни считаются 369-286 год до н.э. Основным источником знания о нем является его краткая биография. Как философ Джуан-цзы был ярким приверженцем даосизма. Джуан-цзы содержит 33 главы, разделенные на 3 части. Весь трактат представляет собой высокохудожественное произведение, довольно необычное среди других философских текстов того периода и особенно резко отличающееся от сухого и сжатого Дао дэ цзин. Полный перевод «Чжуан-цзы» осуществлен Позднеевой, так же есть перевод Кучеры. Чжуан-цзы неизменно предстает простым, скромным, лишенным тщеславия человеком. Он живет в бедности и даже «плетет сандалии», но не чувствует себя стесненным и со смехом отказывается от предложения стать советником всесильного правителя. Он беседует с учениками, друзьями, а то и с черепом, лежащим в придорожной канаве, удит рыбу, смеется, рассказывает о своих снах, любуется рыбами, резвящимися в воде,— короче говоря, живет бесхитростно. Ни тени высокомерия, ученого чванства, холода души. Чжуан-цзы живет в свое удовольствие и утверждает, что мир его радует. Он в радости даже тогда, когда хоронит жену и умирает сам. Его ироническая и все же неподдельно дружеская улыбка не позволяет превратить лик древнего даоса в маску безучастного и бездушного восточного мудреца. Чжуан-цзы на редкость прозорливо для своей эпохи разглядел агрессивность и массовую паранойю, скрывавшиеся за демагогией деспотического порядка. Зло, утверждали даосы, появляется в тот момент, когда начинают призывать делать добро ради добра. Отсюда вся двойственность отношения Чжуан-цзы к известным ему идеологам цивилизации — конфуцианцам и монистам. Он гневно клеймит этих любителей красивых фраз о «гуманности», «справедливости», «культурных достижениях» и т. п., которые не замечают или не желают замечать, что общество, в котором они проповедуют, превращено с их
помощью в толпу колодников, ожидающих лишь своей очереди положить голову на плаху. Но он и снисходительно смеется над ними, ведь их величественные проекты общественного спасения точно очерчивают сферу человеческой беспомощности. Даосы восстают против мертвечины и скрытой жестокости имперской технологии и имперской демагогии. Они
против узды для лошадей, ярма для буйволов, клеток для птиц, конформизма в человеческом обществе. Они за полнокровную, естественную, привольную жизнь для каждого живого существа. Чжуан-цзы охотно обращается к образам, почерпнутым из шаманистского наследия, к эзотерической практике аскетов и отшельников и поет дифирамбы таинственным «божественным людям», обладающим сверхъестественными способностями. Но он не претендует на звание магистра оккультных наук и не ищет спасения в безлюдных горах. Очевидно, цель Чжуан-цзы состоит не в том, чтобы выбрать тот или иной «принцип», а в том, чтобы преодолеть ограниченность всякого принципа и всякой точки зрения. Хотя Чжуан-цзы восхищен аскетическим подвигом отшельников, он не признает необходимости порывать с миром, и даже служба не помеха его мудрости. Одним словом, позиция Чжуан-цзы есть последовательное разоблачение всякой видимости, объективированной формы, всякой попытки универсализации частного опыта, всякой аргументации, опирающейся
на логико-грамматические категории или исторические прецеденты. В этом суть даосской критики мысли — критики принципиально умеренной, так сказать, профилактической. Чжуан-цзы сравнивает нормы культуры с постоялыми дворами на пути к истине. Мудрые люди могут остановиться в них на ночлег, но не задерживаются там. Наутро они снова пускаются в странствие по беспредельности не-мыслимого. Философия даосов — приглашение к путешествию вовне себя и все же к себе, к самому удивительному и самому естественному для человека путешествию. Чжуан-цзы писал не ради художественного эффекта, а для того, чтобы обнажить «неизбывную полноту смысла».В каждом образе, термине, сюжете своего необычного повествования даосские авторы говорят о свободе быть кем угодно, о свободе быть. Быть — кем? Даосы отвечают на этот вопрос с полнейшей, истинно «безумной» откровенностью: быть «таким, каким еще не бывал», жить творческим мгновением, где настоящего «уже нет», а будущего «еще нет». Их странные речи как будто указывают на скрывающийся за всеми образами человека образ его двойника, извечно ускользающего и все же не позволяющего человеку утратить сознание своей целостности. Настоящий человек, утверждали даосы, «не может быть» и «не может не быть». В первой главе Чжун цзы говорится о том, что в Северном океане есть рыба Гунь, она превращается в птицу, имя которой Пэн. Когда она взмывает вверх, то ее крылья как тучи. Эта птица Пэн сравнивается перепелка, говорится о различии между малым и большим. В Чжуан-цзы подробнее, чем в дао дэ цзине рассматриваются качество людей. «Люди бывают великодушными, скрытными, осторожными». Когда люди спят, они воспринимают душой, когда они просыпаются, то раскрываются чувства тела». Печально, что срок существования человеческого тела ограничен. Горестно всю жизнь тяжело трудиться и не знать цели своего труда. «Существует правда и неправда последователь Кун цзы и Мо цзы». Только тогда, когда существует жизнь, существует смерть, только тогда, когда существует возможное, существует невозможное. Совершенномудрый следует естественному течению. Говорится об оси Дао, эта ось объединяет противоположности. «Все вещи объединяются в единое целое». Однако только постигший дао знает, что все объединяется в единое целое. Мудрец приводит в гармонию противоположность правды и неправды и отдыхает в естественном равновесии. В начале мира, когда проявилась правда и неправда, дао был нанесен ущерб. Совершенномудрый прибегает к общепринятому мнению и не пользуется субъективным. «Существует левая сторона и правая сторона, существуют обсуждения и решения, разделение и различие, соперничество и борьба – это называется восемь категорий. «Великое дао не может быть названо». В Чжуан-цзы, в отличие от Дао дэ цзина противоположности объединены в дао. Чжуан цзы приснился сон, что он бабочка, или бабочке приснился сон, что она Чжуан цзы. Так в «Чжуан-цзы» описывается взаимное превращение вещей.
Хуайнаньцзы(философы из Хуайнани). Дао покрывает небо, несет на себе землю. Растянутое - покрывает шесть сторон, свернутое - не заполнит и ладони. Горы благодаря ему
высоки, пучины благодаря ему глубоки, звери благодаря ему бегают, птицы благодаря ему летают, солнце и луна благодаря ему светят, звездный хоровод благодаря ему движется, линь благодаря ему бродит. Все в природе согласуется с дао, обретает гармонию. Высшее дао рождает тьму вещей, но ею не владеет; творит многообразные изменения, но над ними не господствует. Те, что бегают и дышат, летают и пресмыкаются, наступает время - и рождаются, но не из-за его благоволения; наступает время - и умирают, но не из-за его
вражды. Великий муж спокойно бездумен, покойно безмятежен. Небо служит ему балдахином, земля - основанием колесницы, четыре времени года - конями, инь-ян-возничим. В руках у него рукоять дао, и потому он способен странствовать в беспредельном. Человек при рождении покоен - это его природное свойство. Начинает чувствовать и действовать - и тем наносит вред своей природе. Таким образом, получается, что человеческой природе свойственно бездействие. Поэтому тот, кто постиг дао, не меняет природного на человеческое. Внешне изменяется, внутри не теряет природного чувства. Тот, кто постиг дао, становится наверху, и народ не испытывает тяжести. Поднебесная идет к нему, зло и неправда страшатся его. Так как он не соперничает с тьмой вещей, то ничто не смеет соперничать с ним. Хуайнань цзы также как и Лао цзы выступает против войны. Тот, кто постиг дао, возвращается к прозрачной чистоте, кто проник в суть вещей, уходит в не-
недеяние. В покое пестует свою природу, в безмолвии определяет место разуму - и так входит в Небесные врата. То, что называю небесным, - это беспримесная чистота, безыскусственная простота, изначально прямое и белоснежно-белое, то, что никогда ни с чем не смешивалось. То же, что называется человеческим, - это заблуждение и пустые ухищрения ума, изворотливость и ложь, которыми пользуемся, чтобы следовать своему поколению. Тот, кто следует небесному, странствует вместе с дао, кто идет за человеческим, вступает в общение с пошлым миром. В Хуайнань цзы возрастает личностный аспект даосизма. Больше внимания уделяется тому, соответствует ли человек своему естественному пути, дао. В этом произведении происходит резкое противопоставление человеческого и небесного. В Хуайнань-цзы «у-у»(отсутствие-отсутствие).
Эволюция гелиопольской теокосмогонии.
Гелиопольская теокосмогония бога Ра излагается в «Текстах пирамид» и в «Книге познания воссуществований Ра и низвержения Апопа». Ее развитие происходит в заклинании 80 «Текстов Саркофагов».В первой
Чарвака как радикальная школа настики и ее основные тезисы.
Истоки этой школы восходят к скептическим высказываниям о существовании богов в ведических гимнах, к учениям Бхарадваджы, к учению адживиков. Чарваки берут цитаты из ранних Упанишад, наприер из Бри
Памятник мемфисской теологии».
В Египте существовало несколько различных теологических школ, среди которых своей влиятельностью и значимостью выделялись: гелиопольская, гераклеопольская, мемфисская, получившие названия от крупне
Соотношение понятий «джет» и «нехех» в древнеегипетской мысли.
Египтянам нравилось выражать целостные понятия через единство двух составляющих их компонентов. Так даже сам Египет по-египетски называется «Двумя землями», «Обоими берегами». Аналогичным образом п
Категория Маат в древнеегипетской мысли.
Слово Маат передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений. Та форма мира, которая была изначально создана. Отклонение от Маат – э
Шумерские представления об устроении мира и о сотворении людей.
Черноголовые – самоидентификация шумеров и аккадов.Представления о мире как целостности у шумер не было. Мир – это небо и земля. До возникновения мира небо(Ан) и земля(Ки) были едины. Потом Ан и Ки
Тема сошествия в подземный мир в шумерской мифопоэтической мысли.
Абзу – пресноводный океан(подземный) в загробном мире, либо это название чертогов бога Энки. Ку – мир мертвых, враждебность мира мертвых миру живых. Нерга правит миром мертвых. Сошествие в подземны
Шумерское сказание о потопе.
Потоп(шумерское амару)-сложный образ, содержание которого менялось с ходом месопотамской истории. Следует различать 2 представления о потопе. Согласно текстам шумерского времени, потоп является атр
Логический реализм ньяи: учение о шестнадцати падартхах.
Слово «ньяя» можно перевести как логика. Произведения Ньяи – Ньяя сутры(500 сутр) и Ньяя бхашьи. Авторство Ньяя-сутр приписывается легендарному Гаутаме, по прозвищу Акшапада. Комментарий к ним напи
Источники достоверного познания (праманы) в ньяе.
Если источник знания предметен, то познающий, познаваемое и познание также будут предметными. Истина – это познание бытия у сущего и отсутствие бытия у не-сущего. Когда сущее познается как сущее, -
Базовые падартхи вайшешики.
Вайшешика произошла от слова вишеша – отличие или особенность, отличать или различать. Ранняя вайшешика содержит множество следов ритуалистического мышления. Канада написал «Вайшешика-сутры», их 37
Бог Мардук как устроитель мира и абсолютный монарх в «Энума элиш».
Отец Мардука – Эйа, мать – Дамкина. Центральная фигура поэмы Энума Элиш – Мардук, главный бог города Вавилона. Описание Мардука: «ростом высок он был необычайно, превосходил их во всем…был облик ег
Учение о трех гунах.
Санкхья означает подсчет, исчисление. Древняя санкхья представлена в памятниках средних упанишад – в катхаУП, Шветашватара-упанишаде, майтри –упанишаде. Первая работа санкхьи – «Санкхья-сутра». Сан
Зороастрийские эсхатология, сотериология и этика.
После Заратуштры миру остается существовать ещё 3 тыс. лет. За это время 3 раза – ровно через тысячу лет друг после друга – должны явиться человечеству 3 Спасителя – Ухшйат-эрэта, Ухшйат-нэмах и Са
Описание возникновения мира в «Пуруша-сукте».
«Пуруша» - дословно «первочеловек». Елизаренкова считает, что Пуруша – это Вселенная. Но Пуруша – это все, что стало и станет («Это все» - универсум). Пуруша – главное действующее лицо одного из ги
В «Мандукья-кариках» Гаудапады.
3 главные школы веданты: адвайта-веданта, вишишта-адвайта Рамануджи и двайта-веданта. Упанишады – самая древняя, самая чтимая, самая важная часть ведантистской тройной основы – это «основа в услыша
Множественного мира у Шанкары.
Шанкара(начало 8 века, конец 7 в. –его рождение). Основные труды: «Бхашья» — коммент. на «Брахма-сутры» Бадараяны, коммент. к основным упанишадам, коммент. к «Бхагавадгите». В традиционном сознании
Философские воззрения конфуцианцев Мэн-цзы и Сюнь-цзы.
Мэн-цзы(372-289 г до н.э) – ученик внука Конфуция(Цзы Сы), оставил сочинение Мэн-цзы. Эта книга состоит из 7 глав, каждая из которых делится на 2 части. Мэн Цзы не только ра
Новости и инфо для студентов