Доктринальные основоположения буддизма: «четыре благородные истины», «взаимозависимое возникновение», «срединность». - раздел Образование, Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр Учение Раннего Буддизма Носит По Преимуществу Практический, Нравственно-Этиче...
Учение раннего буддизма носит по преимуществу практический, нравственно-этический характер. Будда считал, что спасение доступно всем людям, к какой бы варне они ни принадлежали. Все истины буддизма содержатся в палийском каноне, собран в «3 корзины» - Типитака. «Виная-питака» - собрание дисциплинарных правил. «Сутта питака» - собрание сутр, состояло из 5 частей. «Адхитхама – питака» - корзина высшей дхармы. Отказ от крайностей, срединный путь, 4 благородные истины были сформулированы в бинаринской проповеди. Делается акцент на правремя причинности, человек не постигает причин и следствий, задача – ее постичь и не рассматривать мир как совокупность дхарм. 4 благородные истины:
1)Все есть страдание (сарван-дукха). Рождение – страдание, неполучение чего-либо – страдание, смерть-страдание. У человека есть пятичленная привязанность (упадана) к существованию.
2)причина страданий – желания.
3)отказ от желаний(ниропха-сатья).
4)истина пути, восьмеричный путь, ведущий к уничтожению страдания. Понимание того, что есть на самом деле уничтожением страдания.
Восьмеричный путь:правильное видение, правильная мысль, правильная речь (буддист не должен говорить о пустяках, лгать, буддист должен говорить о возвышенном), пр.действие(речь должна реализовываться в правильных деяниях), пр.образ жизни, пр.усилие, пр.направление мысли, пр.сосредоточение.
Срединный (восьмеричный путь-марга) ведет к нирване. Кроме него существует 2 крайних пути. 1 путь – люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделениям, этот путь неблагороден и бесполезен. 2-ой путь ведет к умерщвлению плоти. Если человек достигает полного просветления, то он больше не рождается. В буддизме существует закон зависимого возникновения. Например: «обусловлены ли чем-нибудь старость и смерть?- старость и смерть обусловлены рождением; Обусловлена ли чем-либо привязанность? – Привязанность обусловлена жаждой». Старостью и смертью обусловлено возникновение скорби, жалоб, страданий. В буддизме есть понятие пустоты («шунья»). Мир лишен души и всего, что относится к душе, поэтому мир – это пустота. Лишены души части человеческого тела, цвет, звук, запах. В буддизме дхарма – это знание, закон, мораль, правда, долг. Дхарма – одно из 3-ех сокровищ буддизма. Еще дхарму понимают как элементарное психофизическое состояние. Дхарму составляют 4 благородные истины. Сантана – это поток дхарм. Почти все вещи порождены кармой или материальной причиной. 2 вещи не рождены кармой и материальной причиной – пространство и нирвана. Можно лишь объяснить путь к достижению нирваны. Дхармы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье. Нужно смотреть не на ошибки других, а на свои ошибки. Ложно направленная мысль вредна. Рассуждения о мудрости и глупости: «У того, кто почтителен и всегда уважает старых, возрастают 4 дхармы: жизнь, красота, счастье, силы», «Лишенные желаний достигают нирваны». «Делающие зло попадают в преисподнюю, праведники – на небо. Нужно смотреть на мир, как на мираж», «Нет счастья равного спокойствию», «У кого нет отождествления себя с именем и формой, и кто не печалится, не имея ничего, такого называют бхикшу», «Брахман – тот, кто не совершил зла ни телом, ни словом, ни мыслью». Сансара – бесконечный круговорот существований. Базовая установка буддизма – не-Атман. Сансара определяет такой образ, при котором человек не видит истинной причинно-следственной связи. Тришна – жажда, Клеша – привязанность к аффектам (состояние претерпевания). «Нирвана» произошла от глагола задувать, тушить, затухание аффектов, задувание клеш. В буддизме происходит переориентация с эгоистической установки к тому, что я стал другим (не-Я). Я стал частью потока дхарм, в нем Я может управлять клешами (аффектами). 3 жемчужины буддизма – Будда, дхарма, сантха (то, что должно быть организовано благородными истинами). Главное в буддизме – проблема причинности. Будучи учителем истины, Будда извлекает все живые существа из трясины сансары, только потому, что его учение соответствует реальной действительности.
Эволюция гелиопольской теокосмогонии.
Гелиопольская теокосмогония бога Ра излагается в «Текстах пирамид» и в «Книге познания воссуществований Ра и низвержения Апопа». Ее развитие происходит в заклинании 80 «Текстов Саркофагов».В первой
Чарвака как радикальная школа настики и ее основные тезисы.
Истоки этой школы восходят к скептическим высказываниям о существовании богов в ведических гимнах, к учениям Бхарадваджы, к учению адживиков. Чарваки берут цитаты из ранних Упанишад, наприер из Бри
Памятник мемфисской теологии».
В Египте существовало несколько различных теологических школ, среди которых своей влиятельностью и значимостью выделялись: гелиопольская, гераклеопольская, мемфисская, получившие названия от крупне
Соотношение понятий «джет» и «нехех» в древнеегипетской мысли.
Египтянам нравилось выражать целостные понятия через единство двух составляющих их компонентов. Так даже сам Египет по-египетски называется «Двумя землями», «Обоими берегами». Аналогичным образом п
Категория Маат в древнеегипетской мысли.
Слово Маат передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений. Та форма мира, которая была изначально создана. Отклонение от Маат – э
Шумерские представления об устроении мира и о сотворении людей.
Черноголовые – самоидентификация шумеров и аккадов.Представления о мире как целостности у шумер не было. Мир – это небо и земля. До возникновения мира небо(Ан) и земля(Ки) были едины. Потом Ан и Ки
Тема сошествия в подземный мир в шумерской мифопоэтической мысли.
Абзу – пресноводный океан(подземный) в загробном мире, либо это название чертогов бога Энки. Ку – мир мертвых, враждебность мира мертвых миру живых. Нерга правит миром мертвых. Сошествие в подземны
Шумерское сказание о потопе.
Потоп(шумерское амару)-сложный образ, содержание которого менялось с ходом месопотамской истории. Следует различать 2 представления о потопе. Согласно текстам шумерского времени, потоп является атр
Логический реализм ньяи: учение о шестнадцати падартхах.
Слово «ньяя» можно перевести как логика. Произведения Ньяи – Ньяя сутры(500 сутр) и Ньяя бхашьи. Авторство Ньяя-сутр приписывается легендарному Гаутаме, по прозвищу Акшапада. Комментарий к ним напи
Источники достоверного познания (праманы) в ньяе.
Если источник знания предметен, то познающий, познаваемое и познание также будут предметными. Истина – это познание бытия у сущего и отсутствие бытия у не-сущего. Когда сущее познается как сущее, -
Базовые падартхи вайшешики.
Вайшешика произошла от слова вишеша – отличие или особенность, отличать или различать. Ранняя вайшешика содержит множество следов ритуалистического мышления. Канада написал «Вайшешика-сутры», их 37
Бог Мардук как устроитель мира и абсолютный монарх в «Энума элиш».
Отец Мардука – Эйа, мать – Дамкина. Центральная фигура поэмы Энума Элиш – Мардук, главный бог города Вавилона. Описание Мардука: «ростом высок он был необычайно, превосходил их во всем…был облик ег
Учение о трех гунах.
Санкхья означает подсчет, исчисление. Древняя санкхья представлена в памятниках средних упанишад – в катхаУП, Шветашватара-упанишаде, майтри –упанишаде. Первая работа санкхьи – «Санкхья-сутра». Сан
Зороастрийские эсхатология, сотериология и этика.
После Заратуштры миру остается существовать ещё 3 тыс. лет. За это время 3 раза – ровно через тысячу лет друг после друга – должны явиться человечеству 3 Спасителя – Ухшйат-эрэта, Ухшйат-нэмах и Са
Описание возникновения мира в «Пуруша-сукте».
«Пуруша» - дословно «первочеловек». Елизаренкова считает, что Пуруша – это Вселенная. Но Пуруша – это все, что стало и станет («Это все» - универсум). Пуруша – главное действующее лицо одного из ги
В «Мандукья-кариках» Гаудапады.
3 главные школы веданты: адвайта-веданта, вишишта-адвайта Рамануджи и двайта-веданта. Упанишады – самая древняя, самая чтимая, самая важная часть ведантистской тройной основы – это «основа в услыша
Множественного мира у Шанкары.
Шанкара(начало 8 века, конец 7 в. –его рождение). Основные труды: «Бхашья» — коммент. на «Брахма-сутры» Бадараяны, коммент. к основным упанишадам, коммент. к «Бхагавадгите». В традиционном сознании
Философские воззрения конфуцианцев Мэн-цзы и Сюнь-цзы.
Мэн-цзы(372-289 г до н.э) – ученик внука Конфуция(Цзы Сы), оставил сочинение Мэн-цзы. Эта книга состоит из 7 глав, каждая из которых делится на 2 части. Мэн Цзы не только ра
Эволюция даосизма в «Чжуан-цзы» и в «Хуайнань-цзы».
О жизни Чжуан Чжоу, автора «Чжуан-цзы» известно немного. Приблизительными датами его жизни считаются 369-286 год до н.э. Основным источником знания о нем является его краткая биография. Как философ
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов