рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учение о трех гунах.

Учение о трех гунах. - раздел Образование, Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр Санкхья Означает Подсчет, Исчисление. Древняя Санкхья Представлена В Памятник...

Санкхья означает подсчет, исчисление. Древняя санкхья представлена в памятниках средних упанишад – в катхаУП, Шветашватара-упанишаде, майтри –упанишаде. Первая работа санкхьи – «Санкхья-сутра». Санкхья была создана мудрецом Капилой. Эта система иногда называется атеистической санкхьей, в отличие от системы йога, называющейся теистической санкхьей. Основанием для такого разделения является то, что Капила не признает существования бога. Очистительное и высшее знание санкхьи было передано Капилой его ученику Асури, из сострадания к миру(карика 69). От Асури знание было передано санкхьяикам. Автор Санкхья-карики Ишваракришна(примерно 415-540 г.). Ишваракришна создал каноническую версию учения, создал санкхью-даршану(школу санкхьи). Ишваракришна уже признавал бога Ишвару. До него шел ожесточенный спор между различными школами санкхьяиков. Ишваракришна полемизирует с двумя видами оппонентов «обычными людьми» и брахманистами-ритуалистами. Ключевым словом Санкхья-карики является слово «дукха» - страдание, которое означает изначальное и безначальное состояние бытия. В этом произведении была намечена только схематизация основных доктрин. Строить санкхью как философскую систему предстояло ее комментаторам. Существует более десятка комментариев к «санкхья-карике». Санкхью-карику комментировал Гаудапада(8 век)-«Джаямангала»(благословие победы) – самый лаконичный из сохранившихся комментариев. «Таттва-каумуди»(«Лунный свет санкхьи(истины)»), выдающего философа Вачаспати Мишры(9в), венчает основную комментаторскую традицию санкхьи. Этот текст оказался самым популярным изложением санкхьи в индийской традиции. Мишра в своем труде опровергал буддийские положения, а также другие ортодоксальные учения. Вачаспати Мишра: «Каждый человек сначала применяет свои внешние чувства, с помощью манаса размышляет, потом относит объекты к своему аханкара(«я») и с помощью будхи(вселенский разум) решает, что ему делать». Ишваракришна был искусен в поэтике. На его произведения опирается вся позднейшая традиция санкхьи: «карма-дипика», «санкхья-сутры». Младший современник Ишваракришны(5 в) – Мадхава предпринял ревизию доктрины(многие индийские философы называли его разрушителем санкхьи). Он пересмотрел учение о гунах и выделил другие гунны: гунны зрительного восприятия, слухового, тактильного и др. Получил известность санкхьяик Виндхьявасин. Санкхья, несмотря на свои дебаты с буддистами, очень долго хранила следы своего «полудессидентского» происхождения. 3 гуны определяются как то, природа чего выявляется в способности вызывать 3 состояния: приятное, неприятное и безразличное. За неприятное отвечает гунна раджас. Пракрити(прадхана) – это первоматерия, первопричина мира объектов. «Деликатнее пракрити нет ничего, которая с мыслью «меня увидели», больше не показывается пуруше(карика 61). Никто сам не освобождается, освобождается пракрити, имеющая много опор. Пракрити не обусловлена никакой другой причиной, она вечна и вездесуща. Пракрити состоит из 3-ех гунн – саттва, раджас и тамас. Гуны невоспринимаемы. Заключение об их существовании делается на основании наличия объектов, являющихся их следствиями. Мы познаем природы гунн, познавая природу их продуктов. Все объекты этого мира, от интеллекта до обычных объектов восприятия, должны обладать 3-мя свойствами, способными вызывать удовольствие, страдание, безразличие. Одна и та же вещь может доставлять удовольствие одному, причинять боль другому и быть безразличной для третьего. Саттва лежит в основе удовольствия, это легкое и светлое бытие. Все проявления легкости в вещах – это элемент саттва. Раджас – причина страдания(дукха), а также подвижности и побуждения. Раджас всегда движется и приводит в движение другие вещи. Раджас помогает активным и недвижимым элементам саттве и тамасу выполнять свои функции. Тамас – небытие, несуществование, апатия, природа безразличия,а также всего тяжелого и свертывающегося, инертность. Тамас – это пассивное и отрицательное начало в вещах, он противоположен саттве. Тамас вызывает у нас сон, дремоту, леность, состояние апатии, безразличия. Саттва, раджас, тамас – их можно сравнить с белизной, краснотой, чернотой. Гуны находятся как в конфликте, так и в содружестве друг с другом. Гуны всегда находятся вместе и не могут быть отделены одна от другой. Каждая гунна пытается подчинить остальные и господствовать над ними. Все вещи содержат в различных пропорциях все 3 гуны. Гуны вечно изменяются и преобразуются. Существует 2 вида превращений гун: во время разложения мира гунны изменяются каждая сама по себе; состояние равновесия гун – пракрити; другой тип преобразования – исходный пункт эволюции вселенной(одна из гунн доминирует над другими, а другие подчиняются ей). Предметы могут: 1)модифицироваться в другие начала(пракрити) 2)быть модификацией других начал(викрти). Отрицание обоих элементов – Пуруша. Пуруша зрячий, а пракрити – нет. В санхья-карике представлены доказательства бытия Пуруши как «чистого» духовного субъекта, а также перечисляются его основные атрибуты. 3 аргумента в пользу множественности Пуруши: 1)имеет место неодновременность рождений и смертей индивидов 2)их деятельность неодновременна 3)неодинаковы и взаимопропорции 3-ех гунн в связи с ними. Гуны служат цели Пуруши. Как в этом мире люди трудятся ради удовлетворения своей потребности, так и пракрити трудится ради целей пуруши(«я»), т.е вполне бескорыстно. Цели пуруши связаны с освобождением, их осуществляет сама пракрити, так как пуруша по причине своей изначальной устраненности, ничего сделать для себя не способен. Сотериологические положения: начало освобождения обеспечивается пониманием адепта, что закабаление и освобождение от закабаления, на самом деле не имеют к адепту отношения, но являют лишь различные лики пракрити. Чтобы достичь освобождения нужно перестроить сознание(непричастность ко всему). Полное и окончательное освобождение наступает уже после смерти – при последнем развоплощении. В Санхья-карике выдвигаются аргументы в пользу множественности Атмана. «я» - это несомненная реальность. «я» отличается от тела и чувств, ума и интеллекта, это чистое сознание, сознание как таковое. «я» - это обладающий сознанием дух, который всегда является субъектом и никогда не становится объектом какого-либо познания. «я» выше всех изменений, свободно от каких бы то ни было привязанностей и не подвержено воздействию каких-либо объектов. Существует множество «я», каждое из которых связано с определенным телом. Ишваракришна предлагает 14-видовую классификацию тех телесных образований, в которых достигает страдания духовный субъект: 8 видов божественных тел, 5 животных, одно человеческое, в них преобладают соответственно саттва, тамас и раджас. Ишваракришна сравнивает тонкое тело с актером, надевающим по желанию костюмы физических тел. Начала мироздания в определенные космические периоды «сливаются» в одно целое. Во время разрушения физические элементы должны быть разложены на атомы, атомы на различные энергии и так далее, до тех пор, пока все продукты не растворятся в необнаруживающейся вечной пракрити.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр

Билет Эволюция гелиопольской теокосмогонии... Билет Памятник мемфисской... Билет Соотношение понятий джет и нехех в древнеегипетской...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение о трех гунах.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эволюция гелиопольской теокосмогонии.
Гелиопольская теокосмогония бога Ра излагается в «Текстах пирамид» и в «Книге познания воссуществований Ра и низвержения Апопа». Ее развитие происходит в заклинании 80 «Текстов Саркофагов».В первой

Чарвака как радикальная школа настики и ее основные тезисы.
Истоки этой школы восходят к скептическим высказываниям о существовании богов в ведических гимнах, к учениям Бхарадваджы, к учению адживиков. Чарваки берут цитаты из ранних Упанишад, наприер из Бри

Памятник мемфисской теологии».
В Египте существовало несколько различных теологических школ, среди которых своей влиятельностью и значимостью выделялись: гелиопольская, гераклеопольская, мемфисская, получившие названия от крупне

Соотношение понятий «джет» и «нехех» в древнеегипетской мысли.
Египтянам нравилось выражать целостные понятия через единство двух составляющих их компонентов. Так даже сам Египет по-египетски называется «Двумя землями», «Обоими берегами». Аналогичным образом п

Пять видов знания в джайнизме. Джайнская «доктрина неодносторонности»: найявада и сьядвада.
Виды знания(джняна): 1)чувственно-логическое-мати(память, понимание, мысль) 2)авторитетное(восходящее к слову авторитета – шрута) 3)ясновидческое(авадхи)-связано с

Представления древних египтян о человеческой природе и о человеческом уделе.
Мировоззрение египтянина сильно отличается от мировоззрения современного человека. Египтяне верили в мифы, а современный человек воспринимает мифы как вымысел. У древнего человека в сознании присут

Джайнские этика и сотериология: «три жемчужины» добродетельной жизни и «пять великих обетов».
Непричинение вреда живому – основной принцип джайнов. Убивать нельзя даже муравьев. Махавира ввел аскетические практики – нагота, исповедь. Результаты действий, совершенных в прошлом рождении индив

Категория Маат в древнеегипетской мысли.
Слово Маат передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений. Та форма мира, которая была изначально создана. Отклонение от Маат – э

Доктринальные основоположения буддизма: «четыре благородные истины», «взаимозависимое возникновение», «срединность».
Учение раннего буддизма носит по преимуществу практический, нравственно-этический характер. Будда считал, что спасение доступно всем людям, к какой бы варне они ни принадлежали. Все истины буддизма

Сходства и различия фиванской теологии Амуна-Ра и амарнской теологии Атона.
В фиванской теологии появляется идея единственного бога. А в амарнской теологии бог уже становится единственным – бог Атон. Только Амун-Ра – это Высшее Существо, но не единственный бог, а Атон – эт

Шумерские представления об устроении мира и о сотворении людей.
Черноголовые – самоидентификация шумеров и аккадов.Представления о мире как целостности у шумер не было. Мир – это небо и земля. До возникновения мира небо(Ан) и земля(Ки) были едины. Потом Ан и Ки

Тема сошествия в подземный мир в шумерской мифопоэтической мысли.
Абзу – пресноводный океан(подземный) в загробном мире, либо это название чертогов бога Энки. Ку – мир мертвых, враждебность мира мертвых миру живых. Нерга правит миром мертвых. Сошествие в подземны

Виджнянавада как школа махаяны. Виджнянавадины о «только-сознании», о «бессамостности» личности и дхарм, о «сокровищнице-сознании».
2-ая школа махаянской философской мысли – виджнянавада(йогачара). «Виджняна» - сознание, либо «распознавание». Виджняпти – сознание, направленное на объект, но существует ещё «только-сознание». Эта

Шумерское сказание о потопе.
Потоп(шумерское амару)-сложный образ, содержание которого менялось с ходом месопотамской истории. Следует различать 2 представления о потопе. Согласно текстам шумерского времени, потоп является атр

Логический реализм ньяи: учение о шестнадцати падартхах.
Слово «ньяя» можно перевести как логика. Произведения Ньяи – Ньяя сутры(500 сутр) и Ньяя бхашьи. Авторство Ньяя-сутр приписывается легендарному Гаутаме, по прозвищу Акшапада. Комментарий к ним напи

Описание изначального состояния мира в аккадском теокосмогоническом эпосе «Энума элиш».
Энума элиш перводится как «когда вверху». Поэма распадается приблизительно на 2 части: короткую, где излагается происхождение основных сил мироздания, и длинную – пространное повествование о том, к

Источники достоверного познания (праманы) в ньяе.
Если источник знания предметен, то познающий, познаваемое и познание также будут предметными. Истина – это познание бытия у сущего и отсутствие бытия у не-сущего. Когда сущее познается как сущее, -

Конфликт новых богов и их прародителей в «Энума элиш»: его причины и последствия.
Новые боги в поэме Энума Элиш: Мардук, Эйя и другие. Они являются силами движения и силами деятельности. Прародители: Апсу и Тиамат(силы инерции и покоя). Рождение новых богов вносит в мир новый пр

Базовые падартхи вайшешики.
Вайшешика произошла от слова вишеша – отличие или особенность, отличать или различать. Ранняя вайшешика содержит множество следов ритуалистического мышления. Канада написал «Вайшешика-сутры», их 37

Бог Мардук как устроитель мира и абсолютный монарх в «Энума элиш».
Отец Мардука – Эйа, мать – Дамкина. Центральная фигура поэмы Энума Элиш – Мардук, главный бог города Вавилона. Описание Мардука: «ростом высок он был необычайно, превосходил их во всем…был облик ег

Вайшешика об универсуме как комбинации четырех типов вечных атомов и «вездесущих» субстанций. Концепция творения и разрушения универсума.
Ньяя и вайшешика – атомистические школы. Физический мир состоит из 4-ех физических субстанций: земли, воды, огня и воздуха. Первичные составные части этих 4-ех субстанций – это вечные, неизменные а

Состав Авесты. Зороастрийский «Символ веры» и главные молитвенные формулы.
Пророк зороастризма – Заратуштра. Его имя переводится как «староверблюдый». Это имя является оберегом, так как несет непривлекательность. Имя должно отталкивать злых духов. Зороастризм исповедовали

Описания Ахура-Мазды и Анхра-Манью в Авесте. Дуализм добра и зла. «Аша».
Для зороастрийского мировоззрения характерен последовательный дуализм. Дэвы – злые духи, асуры – добрые духи, которых нужно почитать. Ахура-Мазда – добрый дух(Господь-Мудрость). Он верховный бог зо

Санкхья о соприкосновении пракрити и пуруши как «старте» космической эволюции и об «игре» порожденных ею двадцати пяти начал. Учение о трех праманах.
Соединение пракрити и пуруши – это как встреча слепого(пракрити) и хромого(Пуруши), когда слепой посадил на плечи хромого. Эволюция вселенной начинается с контакта пуруши с пракрити. Это особая раз

Зороастрийские эсхатология, сотериология и этика.
После Заратуштры миру остается существовать ещё 3 тыс. лет. За это время 3 раза – ровно через тысячу лет друг после друга – должны явиться человечеству 3 Спасителя – Ухшйат-эрэта, Ухшйат-нэмах и Са

Становление ведийских космогонических представлений. Понятие «Риты».
Слово «Веды» произошло от глагола «ведать». 4 веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Первоначально было 3 веды, первые 3 более серьезны, чем последняя. Самая древняя из вед – Ригведа. Гла

Пурва-миманса и ее учения о вечности и безличности Вед, о выполнении дхармы как средстве уничтожения кармы.
Пурва означает «первая». Вторая миманса – это уттара-миманса(веданта). Миманса базируется на «Миманса-сутре» Джаймини(250 г до н.э). Джаймини описывает различные виды жертвоприношений и их цели, а

Описание возникновения мира в «Пуруша-сукте».
«Пуруша» - дословно «первочеловек». Елизаренкова считает, что Пуруша – это Вселенная. Но Пуруша – это все, что стало и станет («Это все» - универсум). Пуруша – главное действующее лицо одного из ги

В «Мандукья-кариках» Гаудапады.
3 главные школы веданты: адвайта-веданта, вишишта-адвайта Рамануджи и двайта-веданта. Упанишады – самая древняя, самая чтимая, самая важная часть ведантистской тройной основы – это «основа в услыша

Соотношение понятий «сущее», «не-сущее», «То Одно», «это всё» в «Насадия- сукте».
«То Одно» - это первое представление об Абсолюте. «Дышало безветренно своею силою То Одно и ничего кроме него не было». «Не было ни не-сущего, не было ни сущего тогда». Т.е. небыло существующего и

Множественного мира у Шанкары.
Шанкара(начало 8 века, конец 7 в. –его рождение). Основные труды: «Бхашья» — коммент. на «Брахма-сутры» Бадараяны, коммент. к основным упанишадам, коммент. к «Бхагавадгите». В традиционном сознании

Переоценка в Упанишадах ведийского ритуализма и обоснование необходимости «внутренней жертвы» и самососредоточения.
Упанишады – это завершение вед, самые главные сакральные тексты. В Упанишадах выражается сущность ведийского учения. Цель Упанишад – принести умиротворение и свободу мятущемуся человеческому духу.

Вишишта-адвайта-веданта Рамануджи и его критика доктрины адвайтистов.
Основоположники 2-ух самых крупных «конкурирующих» с адвайтой ведантистских систем – Рамануджа и Мадхва(двайта-веданта). Времена взаимосближения буддистской и индуистской традиций остались позади и

Философский смысл «великих речений» Упанишад. Учение о Брахмане и Атмане в Упанишадах.
Упанишады признают только один дух – всемогущий, бесконечный, творец, хранитель и разрушитель мира. Брахман – единственный бог, а остальные боги – это его воплощения. Душа человека — как замочная с

Анализ сознания в «Мандукья упанишаде» и значение четвертой («турия») стопы Брахмана-Атмана.
Одна из самых последних Упанишад – Мандукья. В рамках этой Упанишады используется священный слог «аум» - все это(прошедшее, настоящее, будущее). В Мандукья Упанишаде сказано, что атман имеет 4 стоп

Философские воззрения конфуцианцев Мэн-цзы и Сюнь-цзы.
Мэн-цзы(372-289 г до н.э) – ученик внука Конфуция(Цзы Сы), оставил сочинение Мэн-цзы. Эта книга состоит из 7 глав, каждая из которых делится на 2 части. Мэн Цзы не только ра

Этические основоположения «Бхагавадгиты». Карма-йога, джняна-йога и бхакти-йога.
Существует 3 основных перевода Бхагавадгиты. Первым серьезным переводом является перевод Смирнова. Семенцов сделал попытку стихотворного перевода. 3-ий перевод – это перевод Эрмана. Бхагавадгита со

Учения «Гиты» о «двух пракрити», майе, «трех гунах» и «трех пурушах».
Кто не поколеблен 3-мя гунами, тот освобожден. Гуны – 3 основных компонента материальной природы(саттва, раджас и тамас). Гуны возникли от Кришны, Гуны заключены в Кришне, а не он в них. Кришна пре

Брахман и Атман в «Гите». Тема «жертвоприношения Брахмана» (IV,24). Апофатика и катафатика в «Гите»: проблема «божественных имен».
На понимание Брахмана как всеобъемлющей и всепроникающей первоосновы указывает следующий стих («жертвоприношение Б.»). «В жертвенном акте-Брахмане приношение — также Брахман приносится в жертву Бра

Эволюция даосизма в «Чжуан-цзы» и в «Хуайнань-цзы».
О жизни Чжуан Чжоу, автора «Чжуан-цзы» известно немного. Приблизительными датами его жизни считаются 369-286 год до н.э. Основным источником знания о нем является его краткая биография. Как философ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги