рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философские воззрения конфуцианцев Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

Философские воззрения конфуцианцев Мэн-цзы и Сюнь-цзы. - раздел Образование, Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр Мэн-Цзы(372-289 Г До Н.э) – Ученик Внука Конфуция(Цзы...

Мэн-цзы(372-289 г до н.э) – ученик внука Конфуция(Цзы Сы), оставил сочинение Мэн-цзы. Эта книга состоит из 7 глав, каждая из которых делится на 2 части. Мэн Цзы не только развивает некоторые положения Конфуция, но и углубляет его учение, выдвигая и разрабатывая новые проблемы. Учение Мэн-цзы способствовало дальнейшему развитию конфуцианства. В этом произведении представлен диалог Мэн-цзы с Сюань-ваном, правителем царства Ци. Он считал, что нужно правителю нужно править и охранять народ. Отношение благородного мужа к животным: видя их живыми, он не в состоянии видеть их мертвыми; слыша их крики он не может есть их мяса, поэтому благородный муж находится далеко от кухни. Правитель не должен бездействовать, он должен проявлять милосердие по отношению к народу. Правитель должен «распространять свою любовь на всех». Только ученые, не обладающие постоянными занятиями, обладают постоянными добрыми чувствами, народ, не имеющий постоянных занятий, не обладает этим, он распускается, становится безнравственным, способным на любое дурное дело. Когда народ совершает преступление, его подвергают наказанию. Но правитель мудрый не должен так делать, он должен определить народу занятия, чтобы он имел средства для обеспечения родителей и детей, а также жен. При этом мудрый правитель должен побуждать народ стремиться к добру, и тогда народ последует за ним. Также нужно заботиться о воспитании в школах, внушать долг сыновней почтительности. «Злодеев и жестоких людей называют простолюдинами». Мэн-цзы акцентирует внимание на воспитании мужества. Мэн-цзы говорил, что он может воспитывать чувство справедливости. Чувство справедливости – это сочетание долга и дао, без них человек слабеет. Оно рождается путем накопления поступков, соответствующих долгу. «Если слова односторонни – это значит, что разум погрузился в бездну, если слова ложны – это значит, что разум утратил принципы». К делам народа нельзя относиться с нерадивостью. «Кто добивается богатства – не является человеколюбивым». Если управлять человеколюбиво, то положение дел в стране изменится в лучшую сторону. Нужно по справедливости налагать на народ налоги и подати, чтобы народ не голодал и мог обеспечить своих родителей. У высших классов есть свои обязанности, а у низших – свои, поэтому невозможно править Поднебесной и одновременно с этим возделывать землю. Управляемые содержат тех, кто ими управляет. Мэн-цзы считал, что если людей не воспитывать, то они в некотором смысле превращаются в животных. «Учить людей добру – это называется преданностью». Мэн-цзы выработал свои правила управления государством. Сын Неба не может передать власть в Поднебесной другому человеку. Управление Поднебесной дает правителю Небо, а не другой человек. Правитель лишь «рекомендует» Небу своего приемника. Небо выражает свою волю через деятельность правителя. Важно познать свою собственную природу. Занятие самопознанием позворляет выявить свои положительные качества. Зло преодолимо. Стремление всех людей к добру подобно стремлению воды течь вниз. «Человека можно побудить делать недоброе». Природа человека добра, стремление к добру – естественное желание человека. Человеколюбие, справедливость, ритуал и способность к познанию, не извне вливаются в нас, а всегда присущи нам. «В урожайные годы большинство молодых людей бывают добрыми, в неурожайные – злыми. Такое различие происходит, потому что голод вынудил их сердца погрузиться в зло». Общее у всех людей – душевные качества и справедливость. «Тот, кто до конца использует свои умственные способности, тот познает свою природу». Никогда не было, чтобы лишенный человеколюбия приобретал Поднебесную. «Народ является главным в государстве…только завоевав расположение народа, можно стать сыном Неба». Мэн-цзы говорит о жертвоприношениях духам земли и зерна. Лучше всего, если человек имеет мало желаний.

Сюнь-цзы(313-235 год до н.э), сочинение «Сюнь-цзы». Сочинения Сюнь-цзы занимают важное место в истории философской и общественно-политической мысли Китая. Он переработал учение Конфуция согласно с новыми социально-экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Материалов, рассказывающих о жизни Сюнь-цзы, сохранилось очень мало.Сюнь-цзы некоторое время был начальником уезда. Произведение «сюнь-цзы» представляет собой 32 главы-трактата, из которых 23 принадлежат самому Сюнь-цзы, 3 написаны им совместно с учениками и шесть – учениками Сюнь-цзы уже после смерти учителя. Первые переводы «Сюнь-цзы» появились в 20-х годах 20 века. Изначально человек зол. Рождение – начало человека, если человек с начала до конца сохранил добродетель, то он сохранил путь человека. Если человека не воспитывать, он становится коварным и идет по неправильному пути. Сюнь-цзы не согласен с мнением Мэн-цзы в том, что человек изначально добр. Сюнь-цзы говорит, что Мэн-цзы недостаточно мудр. «Когда совершенный человек обладает большими знаниями и ежедневно анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок». Неодинаковые привычки людей являются результатом воспитания. Правители должны выполнять честно свой долг перед народом. «При рождении совершенный человек не отличается от других, потом он отличается от других тем, что умеет опираться на вещи»(приводится ряд примеров, если плыть в лодке, то от этого не научишься плавать, но переплывешь реки и т.д). Совершенный человек, чтобы оградить себя от всего плохого заводит дружбу с хорошими и образованными людьми. «Если будешь поступать слишком жестоко – тебя постигнет неудача, если слишком мягко – сам окажешься в оковах». Дурные качества человека вызывают гнев и ропот. «Чиновник, служащий одновременно двум правителям, нетерпим». Совершенный человек целеустремлен. «Начинать учение надо с заучивания канонов, а заканчивать изучением обрядовых книг». Быть упорным и много учиться, только так можно стать образованным человеком. Учиться надо всю жизнь. Учение заканчивается тогда, когда изучены обрядовые книги. «Совершенный человек учится так: все, что воспринимает его слух, он откладывает в сердце, и это потом проявляется в его манерах и поведении». Нужно рассказывать людям лишь о том, что они спрашивают(говорить, когда не спрашивают – торопливость, говорить о двух вещах, когда спрашивают об одной – назойливость). «Только обладая добродетелью и благопристойностью, можно воспитать в себе твердость». Появились люди, учение которых отклонено от истины, они творят произвол. Однако, их высказывания имеют доводы, которые могут обмануть народ. Они не следуют ритуалу и создают свои учения. Это ложное учение «двенадцати философов». Чтобы в Поднебесной не было бед, нужно покончить с учениями двенадцати философов. Как нужно осуществлять управление государством: «мудрых людей нужно выдвигать на должности, ленивых отстранять от должности, злодеев – казнить, обычных людей – воспитывать». Нужно дать людям занятие и воспитывать их, подвергая за нарушения законов наказаниям. Когда правда и ложь не путаются, в государстве наступает порядок. Если в управлении государством прибегать лишь к угрозам, то низы будут напуганы. Но стране вредит и терпимость и снисхождение правителя к народу, отсутствие воспитания народа. Невозможно уравнять всех людей, подобно тому, как существует небо и земля, существуют различия между высшим и низшим человеком. Норма ритуала и долга установлены затем, чтобы не было смуты и чтобы можно было легко отличить богатого от бедного. Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой. «Тот, кто взимает с населения непомерные налоги, приводит государство к гибели». Таким государством может овладеть любой противник этого государства. Сюнь-цзы выступает против ведения войны с соседними странами. Завоеванные государства будут обижены и озлоблены и в любой момент могут начать войну против Поднебесной, именно поэтому война не нужна. Ван(правитель) в своем правлении должен ориентироваться на древность и убирать то, что противоречит древности(постройки дворцов в соответствии с ритуалом и т.д). «Ритуал и чувство долга – начало порядка». Каждый должен выполнять свои обязанности(«сын быть сыном, младший брат младшим»). Люди могут жить сообща лишь только благодаря разделению обязанностей. Если люде не разделяют обязанности, то возникает соперничество. Каждый человек что-то считает правильным, но каждый считает правильным разные вещи. Если люди дадут волю своим желаниям, то наступит несчастье в Поднебесной. «Заниматься делом – это то, что ненавидят люди; заслуги и власть – это то, что они любят». Правитель должен быть экономным в своих расходах. «Там, где не знают экономного расходования вещей, народ нищенствует». Нужно управлять народом с помощью законов. Правитель должен обеспечить народу достаток. «Удел правителя – быть добродетельным, удел простых людей – заниматься физическим трудом. Жизнь народа должна направляться благодетельным правителем. Если человек следует своему дао, небо не навлечет на него беду. Если люди нарушают естественное дао, небо не сделает их счастливыми. То, что посылает небо – это плоды действий самого человека. Когда человек рождается, то рождается сначала его плоть, а затем его дух. Человек от рождения испытывает способность к различным эмоциям. Когда человек в своих действиях поступает правильно, это называется «познать небо». Совершенный человек постоянно движется в своем развитии. «Несоблюдение принципов ритуалов и долга, непристойные отношения между мужчиной и женщиной, стремление верхов и низов отдалиться друг от друга – все это называется людской нечистью». Если все виды нечисти существуют, то в государстве нет спокойствия. Вознесение молитв и гадания - не являются «божественными», это всего лишь «украшения». Обожествление этого ведет к несчастьям. Не нужно отбрасывать дела и думать только о небе, нужно заниматься делами. Сюнь-цзы говорит о важности следованию дао. «Правителю нужно следовать великому пути ванов(правителей)-предков». Ци – это жизненная сила, деятельное воздействие.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр

Билет Эволюция гелиопольской теокосмогонии... Билет Памятник мемфисской... Билет Соотношение понятий джет и нехех в древнеегипетской...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философские воззрения конфуцианцев Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эволюция гелиопольской теокосмогонии.
Гелиопольская теокосмогония бога Ра излагается в «Текстах пирамид» и в «Книге познания воссуществований Ра и низвержения Апопа». Ее развитие происходит в заклинании 80 «Текстов Саркофагов».В первой

Чарвака как радикальная школа настики и ее основные тезисы.
Истоки этой школы восходят к скептическим высказываниям о существовании богов в ведических гимнах, к учениям Бхарадваджы, к учению адживиков. Чарваки берут цитаты из ранних Упанишад, наприер из Бри

Памятник мемфисской теологии».
В Египте существовало несколько различных теологических школ, среди которых своей влиятельностью и значимостью выделялись: гелиопольская, гераклеопольская, мемфисская, получившие названия от крупне

Соотношение понятий «джет» и «нехех» в древнеегипетской мысли.
Египтянам нравилось выражать целостные понятия через единство двух составляющих их компонентов. Так даже сам Египет по-египетски называется «Двумя землями», «Обоими берегами». Аналогичным образом п

Пять видов знания в джайнизме. Джайнская «доктрина неодносторонности»: найявада и сьядвада.
Виды знания(джняна): 1)чувственно-логическое-мати(память, понимание, мысль) 2)авторитетное(восходящее к слову авторитета – шрута) 3)ясновидческое(авадхи)-связано с

Представления древних египтян о человеческой природе и о человеческом уделе.
Мировоззрение египтянина сильно отличается от мировоззрения современного человека. Египтяне верили в мифы, а современный человек воспринимает мифы как вымысел. У древнего человека в сознании присут

Джайнские этика и сотериология: «три жемчужины» добродетельной жизни и «пять великих обетов».
Непричинение вреда живому – основной принцип джайнов. Убивать нельзя даже муравьев. Махавира ввел аскетические практики – нагота, исповедь. Результаты действий, совершенных в прошлом рождении индив

Категория Маат в древнеегипетской мысли.
Слово Маат передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений. Та форма мира, которая была изначально создана. Отклонение от Маат – э

Доктринальные основоположения буддизма: «четыре благородные истины», «взаимозависимое возникновение», «срединность».
Учение раннего буддизма носит по преимуществу практический, нравственно-этический характер. Будда считал, что спасение доступно всем людям, к какой бы варне они ни принадлежали. Все истины буддизма

Сходства и различия фиванской теологии Амуна-Ра и амарнской теологии Атона.
В фиванской теологии появляется идея единственного бога. А в амарнской теологии бог уже становится единственным – бог Атон. Только Амун-Ра – это Высшее Существо, но не единственный бог, а Атон – эт

Шумерские представления об устроении мира и о сотворении людей.
Черноголовые – самоидентификация шумеров и аккадов.Представления о мире как целостности у шумер не было. Мир – это небо и земля. До возникновения мира небо(Ан) и земля(Ки) были едины. Потом Ан и Ки

Тема сошествия в подземный мир в шумерской мифопоэтической мысли.
Абзу – пресноводный океан(подземный) в загробном мире, либо это название чертогов бога Энки. Ку – мир мертвых, враждебность мира мертвых миру живых. Нерга правит миром мертвых. Сошествие в подземны

Виджнянавада как школа махаяны. Виджнянавадины о «только-сознании», о «бессамостности» личности и дхарм, о «сокровищнице-сознании».
2-ая школа махаянской философской мысли – виджнянавада(йогачара). «Виджняна» - сознание, либо «распознавание». Виджняпти – сознание, направленное на объект, но существует ещё «только-сознание». Эта

Шумерское сказание о потопе.
Потоп(шумерское амару)-сложный образ, содержание которого менялось с ходом месопотамской истории. Следует различать 2 представления о потопе. Согласно текстам шумерского времени, потоп является атр

Логический реализм ньяи: учение о шестнадцати падартхах.
Слово «ньяя» можно перевести как логика. Произведения Ньяи – Ньяя сутры(500 сутр) и Ньяя бхашьи. Авторство Ньяя-сутр приписывается легендарному Гаутаме, по прозвищу Акшапада. Комментарий к ним напи

Описание изначального состояния мира в аккадском теокосмогоническом эпосе «Энума элиш».
Энума элиш перводится как «когда вверху». Поэма распадается приблизительно на 2 части: короткую, где излагается происхождение основных сил мироздания, и длинную – пространное повествование о том, к

Источники достоверного познания (праманы) в ньяе.
Если источник знания предметен, то познающий, познаваемое и познание также будут предметными. Истина – это познание бытия у сущего и отсутствие бытия у не-сущего. Когда сущее познается как сущее, -

Конфликт новых богов и их прародителей в «Энума элиш»: его причины и последствия.
Новые боги в поэме Энума Элиш: Мардук, Эйя и другие. Они являются силами движения и силами деятельности. Прародители: Апсу и Тиамат(силы инерции и покоя). Рождение новых богов вносит в мир новый пр

Базовые падартхи вайшешики.
Вайшешика произошла от слова вишеша – отличие или особенность, отличать или различать. Ранняя вайшешика содержит множество следов ритуалистического мышления. Канада написал «Вайшешика-сутры», их 37

Бог Мардук как устроитель мира и абсолютный монарх в «Энума элиш».
Отец Мардука – Эйа, мать – Дамкина. Центральная фигура поэмы Энума Элиш – Мардук, главный бог города Вавилона. Описание Мардука: «ростом высок он был необычайно, превосходил их во всем…был облик ег

Вайшешика об универсуме как комбинации четырех типов вечных атомов и «вездесущих» субстанций. Концепция творения и разрушения универсума.
Ньяя и вайшешика – атомистические школы. Физический мир состоит из 4-ех физических субстанций: земли, воды, огня и воздуха. Первичные составные части этих 4-ех субстанций – это вечные, неизменные а

Состав Авесты. Зороастрийский «Символ веры» и главные молитвенные формулы.
Пророк зороастризма – Заратуштра. Его имя переводится как «староверблюдый». Это имя является оберегом, так как несет непривлекательность. Имя должно отталкивать злых духов. Зороастризм исповедовали

Учение о трех гунах.
Санкхья означает подсчет, исчисление. Древняя санкхья представлена в памятниках средних упанишад – в катхаУП, Шветашватара-упанишаде, майтри –упанишаде. Первая работа санкхьи – «Санкхья-сутра». Сан

Описания Ахура-Мазды и Анхра-Манью в Авесте. Дуализм добра и зла. «Аша».
Для зороастрийского мировоззрения характерен последовательный дуализм. Дэвы – злые духи, асуры – добрые духи, которых нужно почитать. Ахура-Мазда – добрый дух(Господь-Мудрость). Он верховный бог зо

Санкхья о соприкосновении пракрити и пуруши как «старте» космической эволюции и об «игре» порожденных ею двадцати пяти начал. Учение о трех праманах.
Соединение пракрити и пуруши – это как встреча слепого(пракрити) и хромого(Пуруши), когда слепой посадил на плечи хромого. Эволюция вселенной начинается с контакта пуруши с пракрити. Это особая раз

Зороастрийские эсхатология, сотериология и этика.
После Заратуштры миру остается существовать ещё 3 тыс. лет. За это время 3 раза – ровно через тысячу лет друг после друга – должны явиться человечеству 3 Спасителя – Ухшйат-эрэта, Ухшйат-нэмах и Са

Становление ведийских космогонических представлений. Понятие «Риты».
Слово «Веды» произошло от глагола «ведать». 4 веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Первоначально было 3 веды, первые 3 более серьезны, чем последняя. Самая древняя из вед – Ригведа. Гла

Пурва-миманса и ее учения о вечности и безличности Вед, о выполнении дхармы как средстве уничтожения кармы.
Пурва означает «первая». Вторая миманса – это уттара-миманса(веданта). Миманса базируется на «Миманса-сутре» Джаймини(250 г до н.э). Джаймини описывает различные виды жертвоприношений и их цели, а

Описание возникновения мира в «Пуруша-сукте».
«Пуруша» - дословно «первочеловек». Елизаренкова считает, что Пуруша – это Вселенная. Но Пуруша – это все, что стало и станет («Это все» - универсум). Пуруша – главное действующее лицо одного из ги

В «Мандукья-кариках» Гаудапады.
3 главные школы веданты: адвайта-веданта, вишишта-адвайта Рамануджи и двайта-веданта. Упанишады – самая древняя, самая чтимая, самая важная часть ведантистской тройной основы – это «основа в услыша

Соотношение понятий «сущее», «не-сущее», «То Одно», «это всё» в «Насадия- сукте».
«То Одно» - это первое представление об Абсолюте. «Дышало безветренно своею силою То Одно и ничего кроме него не было». «Не было ни не-сущего, не было ни сущего тогда». Т.е. небыло существующего и

Множественного мира у Шанкары.
Шанкара(начало 8 века, конец 7 в. –его рождение). Основные труды: «Бхашья» — коммент. на «Брахма-сутры» Бадараяны, коммент. к основным упанишадам, коммент. к «Бхагавадгите». В традиционном сознании

Переоценка в Упанишадах ведийского ритуализма и обоснование необходимости «внутренней жертвы» и самососредоточения.
Упанишады – это завершение вед, самые главные сакральные тексты. В Упанишадах выражается сущность ведийского учения. Цель Упанишад – принести умиротворение и свободу мятущемуся человеческому духу.

Вишишта-адвайта-веданта Рамануджи и его критика доктрины адвайтистов.
Основоположники 2-ух самых крупных «конкурирующих» с адвайтой ведантистских систем – Рамануджа и Мадхва(двайта-веданта). Времена взаимосближения буддистской и индуистской традиций остались позади и

Философский смысл «великих речений» Упанишад. Учение о Брахмане и Атмане в Упанишадах.
Упанишады признают только один дух – всемогущий, бесконечный, творец, хранитель и разрушитель мира. Брахман – единственный бог, а остальные боги – это его воплощения. Душа человека — как замочная с

Анализ сознания в «Мандукья упанишаде» и значение четвертой («турия») стопы Брахмана-Атмана.
Одна из самых последних Упанишад – Мандукья. В рамках этой Упанишады используется священный слог «аум» - все это(прошедшее, настоящее, будущее). В Мандукья Упанишаде сказано, что атман имеет 4 стоп

Этические основоположения «Бхагавадгиты». Карма-йога, джняна-йога и бхакти-йога.
Существует 3 основных перевода Бхагавадгиты. Первым серьезным переводом является перевод Смирнова. Семенцов сделал попытку стихотворного перевода. 3-ий перевод – это перевод Эрмана. Бхагавадгита со

Учения «Гиты» о «двух пракрити», майе, «трех гунах» и «трех пурушах».
Кто не поколеблен 3-мя гунами, тот освобожден. Гуны – 3 основных компонента материальной природы(саттва, раджас и тамас). Гуны возникли от Кришны, Гуны заключены в Кришне, а не он в них. Кришна пре

Брахман и Атман в «Гите». Тема «жертвоприношения Брахмана» (IV,24). Апофатика и катафатика в «Гите»: проблема «божественных имен».
На понимание Брахмана как всеобъемлющей и всепроникающей первоосновы указывает следующий стих («жертвоприношение Б.»). «В жертвенном акте-Брахмане приношение — также Брахман приносится в жертву Бра

Эволюция даосизма в «Чжуан-цзы» и в «Хуайнань-цзы».
О жизни Чжуан Чжоу, автора «Чжуан-цзы» известно немного. Приблизительными датами его жизни считаются 369-286 год до н.э. Основным источником знания о нем является его краткая биография. Как философ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги