рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Памятник мемфисской теологии».

Памятник мемфисской теологии». - раздел Образование, Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр В Египте Существовало Несколько Различных Теологических Школ, Среди Которых С...

В Египте существовало несколько различных теологических школ, среди которых своей влиятельностью и значимостью выделялись: гелиопольская, гераклеопольская, мемфисская, получившие названия от крупнейших египетских городов. Мемфис некоторое время был столицей Египта. Птах в Мемфисе был главным богом, демиургом, творцом всех богов и мира. Мемфисское жречество создало и разработало свои космогонию и теогонию, которые содержатся в «Памятнике мемфисской теологии». Впервые «Памятник мемфисской теологии» был правильно понят Брестедом. Этот текст – это часть теологического аргумента в пользу приоритета бога Птаха и тем самым его жилища Мемфиса. Творение выражается в философских терминах: мысль, посетившая сердце бога, и произнесение повеления, воплощающего эту мысль в реальность. Такое творение при помощи мысленного представления и словесного произнесения имеет эмпирические корни в человеческой жизни: власть правителя создавать посредством повеления. Мысль и речь – древние атрибуты власти в Египте, олицетворенные в ранней литературе как божества. Сердце – орган, в котором мысль зарождается, язык – орган, который эту рожденную мысль превращает в чувственную реальность. Мемфисский текст использует мифы о творении: рождение Атума из Нун и создание Атумом Девятерицы богов. Птах приравнивается к Нун, первобытным водам, из которых возник Атум. Птах породил Атума. Девятка богов Птаха – это зубы и губы в его устах.Птах стоит во главе мемфисской эннеады(девятки) богов. 8 богов это – Нун и Наунет(инертность), Хух и Хаухет(беспредельность), Кук и Каукет(тьма над бездной), Амун и Амаунет(сокрытость). Всюду где присутствуют мысль и повеление – творит Птах. Произнесение имени – это акт творения (Птах назвал Шу и Тефнут и тем самым сотворил их). Творение сопровождалось и направлялось словом. Птах создал принципы существования человечества, социальную инфраструктуру(«он создал города, он основал номы…»)Им были созданы духи Ка и определены духи Хемсут, которые творят всю пищу и всю еду. Назначение зрения, слуха и обоняния – передавать информацию сердцу. После всех сотворений появился божественный порядок. Птах был удовлетворен своими творениями. Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.
2. Джайнизм и его история. Джайнское учение о субстанциях, их существенных и привходящих признаках.

Джайнизм произошел от слова «победитель». Джайнизм возник в то же время что и буддизм(6-5 в до н.э). Основатель современного джайнизма – Джина Махавира(«великий герой»). Он является 24-тым тиртханкаром(проповедником). Первым же тиртханкаром был великий царь Ришабха, живший во времена, когда люди ещё не умели писать и считать. По преданию Джина Махавира родился в семье кшатрия (его зародыш из тела брахманки перенесли посредством Индры в тело кшатрийки). Ещё в чреве матери Махавира начал практиковать ахимсу – не навредить ничему живому. Эмбрион Джины дал себе клятву не оставлять мира до смерти родителей. Махавира получил воспитание, подобавшее индийскому принцу. Супругой Махавиры была царевна Яшодхара, от которой он имел дочь. Родители Махавиры состарились и по рекомендации ордена Паршвы решили покончить с собой. После их смерти, в 30 лет, Джина Махавира начал подвижничество. Он раздал все свое наследство, покинул дворец и отдал свои волосы Индре. 12 лет вел жизнь аскета, очень много постился, мало спал и постоянно пребывал в медитациях. Его цель – освобождение. По одной из версий, Махавира сразу начал проповедовать великому множеству слушателей. Махавира установил уставы для монахов и монахинь, а также для мужской и женской группы мирян. На 14-ом году после просветления Махавиры, в общине произошел раскол. Джайнизм в 1-2 веке разделился на 2 направления: шветамбары(одетые в белое) и дигамбары(одетые в стороны света). Расхождения в каконе между ними. Канон дигамбаров включает в том числе «Чарануйону»(3 текста) – освящает вопросы практической этики и ритуала. В дигамбарской ветви джайнизма имя Кунда-кунды стоит в одном ряду с именами основателя джайнизма Джины Махавиры и его ближайшего ученика Индрабхути Гаутамы. Подлинное имя Кунда-кунды – Падманандин(«лотосовый бык»). По некотрым сведениям существует 5 имен Кунда-кунды, но это положение подвергуто критике. По одной из версий Кунда-кунда был сыном купца. Кунда-кунда являлся ачарьей – наставником учеников.(по книге Железновой «Учение Кунда-кунды». Джайнизм в Индии исчезал 7 раз и возрождался столько же. Джайнизм до сих пор является авторитетным вероисповеданием в Индии. Непричинение вреда живому (ахимса) – основной принцип джайнов. Джайнская философия формировалась достаточно самостоятельно. Она вбирала в себя многие понятия, которые имелись в других школах (понятия мокши, нирваны). Ведантисты критиковали философию джайнов. Буддизм критиковал джайнское учение. Буддисты считали, что большинство джайнов обратились в буддизм. Но на самом деле джайнская община была стабильна. На стороне джайнизма была знать. В джайнскую общину входили полимисты(умение вести полемику очень ценилось). Существует предание, согласно которому после смерти Джины Махавиры, каждый из его учеников составил книгу, 12 книг джайнского учения. Классический период джайнской философии восстанавливается благодаря памятникам канона дигамбаров. Крупный мыслитель 1-2 века – Умасвати. Он написал Атхигама Сутры(постижение категорий реальности). Учителем Умасвати был дигамбарский автор Кунда-кунда, его почитали и дигамбары и шветамбары. Базовое учение джайнизма – это учение о субстанции, их существенных и преходящих признаках. Субстанции вечны и неизменны. Основные субстанции – 5 или 6 субстанций, в зависимости от того или иного направления джайнизма: джива – все живое, джив бесконечно много; путгала – вещество, акаша – эфирное пространство, дхарма – условие движения, адхарма – условие покоя, кала – время, не всеми джайнами рассматривается в качестве субстанции, эту субстанцию признают только дигамбары. Эти субстанции вечные и неизменные, отличаются в своих признаках, признаки бывают существенный и преходящие. Материя состоит из атомов(ану). Все субстанции протяженные. Пространство является беспредельным, а вещество может распадаться. Все разнообразие вещей существует вне и независимо от сознания и может быть включено в состав одной из субстанций. Все субстанции, кроме вещества, неделимы, неосязаемы и бестелесны. Существующим называется то, что возникает, пребывает и проходит. Функция пространства – вмещение всего существующего. Пространство и дхарма разделяются на воображаемые единицы – прадеши. Дхарма сохраняется неизменной на протяжении всех событий, в которых она учавствует. Вещество – это единственная субстанция, которая соединяется и распадается. Вещественной природой обладают не только тела, но и звук. Атомами(праманами) именуют мельчайшие, неделимые частицы вещества. Из атомов складываются молекулы(скандхи). Время(кала) – основа развития, возникновения, пребывания и исчезновения всех проявлений всех субстанций в мировом пространстве. Время подразделяется на физическое, объективное, действительное, субъективное, условное, эмпирическое. Физическое время вечно. Время может проявляться только в пространстве. Существуют атомы времени – это условные единицы. Эмпирическое время – основа джайнских представлений о «мировой истории» и ее периодизации. Условия существования мира подвержены ритмическим колебаниям. Плавно чередуются периоды «прогресса» и «регресса». Джива(душа) является непротяженной и состоит из множества самостоятельных единиц. Джива вступает в соединение с веществом, но она является независимой от вещества. Дживы способны развиваться. Дживы обладают телами(шарира). У богов изменчивое тело, которое способно менять свои очертания по воле дживы. После смерти «пищевого тела», джива стремится ввысь. Джайнизму близка ньяя, признающая множественность душ, наделенных активностью. Джива заполняет любое протяженное тело.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр

Билет Эволюция гелиопольской теокосмогонии... Билет Памятник мемфисской... Билет Соотношение понятий джет и нехех в древнеегипетской...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Памятник мемфисской теологии».

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эволюция гелиопольской теокосмогонии.
Гелиопольская теокосмогония бога Ра излагается в «Текстах пирамид» и в «Книге познания воссуществований Ра и низвержения Апопа». Ее развитие происходит в заклинании 80 «Текстов Саркофагов».В первой

Чарвака как радикальная школа настики и ее основные тезисы.
Истоки этой школы восходят к скептическим высказываниям о существовании богов в ведических гимнах, к учениям Бхарадваджы, к учению адживиков. Чарваки берут цитаты из ранних Упанишад, наприер из Бри

Соотношение понятий «джет» и «нехех» в древнеегипетской мысли.
Египтянам нравилось выражать целостные понятия через единство двух составляющих их компонентов. Так даже сам Египет по-египетски называется «Двумя землями», «Обоими берегами». Аналогичным образом п

Пять видов знания в джайнизме. Джайнская «доктрина неодносторонности»: найявада и сьядвада.
Виды знания(джняна): 1)чувственно-логическое-мати(память, понимание, мысль) 2)авторитетное(восходящее к слову авторитета – шрута) 3)ясновидческое(авадхи)-связано с

Представления древних египтян о человеческой природе и о человеческом уделе.
Мировоззрение египтянина сильно отличается от мировоззрения современного человека. Египтяне верили в мифы, а современный человек воспринимает мифы как вымысел. У древнего человека в сознании присут

Джайнские этика и сотериология: «три жемчужины» добродетельной жизни и «пять великих обетов».
Непричинение вреда живому – основной принцип джайнов. Убивать нельзя даже муравьев. Махавира ввел аскетические практики – нагота, исповедь. Результаты действий, совершенных в прошлом рождении индив

Категория Маат в древнеегипетской мысли.
Слово Маат передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений. Та форма мира, которая была изначально создана. Отклонение от Маат – э

Доктринальные основоположения буддизма: «четыре благородные истины», «взаимозависимое возникновение», «срединность».
Учение раннего буддизма носит по преимуществу практический, нравственно-этический характер. Будда считал, что спасение доступно всем людям, к какой бы варне они ни принадлежали. Все истины буддизма

Сходства и различия фиванской теологии Амуна-Ра и амарнской теологии Атона.
В фиванской теологии появляется идея единственного бога. А в амарнской теологии бог уже становится единственным – бог Атон. Только Амун-Ра – это Высшее Существо, но не единственный бог, а Атон – эт

Шумерские представления об устроении мира и о сотворении людей.
Черноголовые – самоидентификация шумеров и аккадов.Представления о мире как целостности у шумер не было. Мир – это небо и земля. До возникновения мира небо(Ан) и земля(Ки) были едины. Потом Ан и Ки

Тема сошествия в подземный мир в шумерской мифопоэтической мысли.
Абзу – пресноводный океан(подземный) в загробном мире, либо это название чертогов бога Энки. Ку – мир мертвых, враждебность мира мертвых миру живых. Нерга правит миром мертвых. Сошествие в подземны

Виджнянавада как школа махаяны. Виджнянавадины о «только-сознании», о «бессамостности» личности и дхарм, о «сокровищнице-сознании».
2-ая школа махаянской философской мысли – виджнянавада(йогачара). «Виджняна» - сознание, либо «распознавание». Виджняпти – сознание, направленное на объект, но существует ещё «только-сознание». Эта

Шумерское сказание о потопе.
Потоп(шумерское амару)-сложный образ, содержание которого менялось с ходом месопотамской истории. Следует различать 2 представления о потопе. Согласно текстам шумерского времени, потоп является атр

Логический реализм ньяи: учение о шестнадцати падартхах.
Слово «ньяя» можно перевести как логика. Произведения Ньяи – Ньяя сутры(500 сутр) и Ньяя бхашьи. Авторство Ньяя-сутр приписывается легендарному Гаутаме, по прозвищу Акшапада. Комментарий к ним напи

Описание изначального состояния мира в аккадском теокосмогоническом эпосе «Энума элиш».
Энума элиш перводится как «когда вверху». Поэма распадается приблизительно на 2 части: короткую, где излагается происхождение основных сил мироздания, и длинную – пространное повествование о том, к

Источники достоверного познания (праманы) в ньяе.
Если источник знания предметен, то познающий, познаваемое и познание также будут предметными. Истина – это познание бытия у сущего и отсутствие бытия у не-сущего. Когда сущее познается как сущее, -

Конфликт новых богов и их прародителей в «Энума элиш»: его причины и последствия.
Новые боги в поэме Энума Элиш: Мардук, Эйя и другие. Они являются силами движения и силами деятельности. Прародители: Апсу и Тиамат(силы инерции и покоя). Рождение новых богов вносит в мир новый пр

Базовые падартхи вайшешики.
Вайшешика произошла от слова вишеша – отличие или особенность, отличать или различать. Ранняя вайшешика содержит множество следов ритуалистического мышления. Канада написал «Вайшешика-сутры», их 37

Бог Мардук как устроитель мира и абсолютный монарх в «Энума элиш».
Отец Мардука – Эйа, мать – Дамкина. Центральная фигура поэмы Энума Элиш – Мардук, главный бог города Вавилона. Описание Мардука: «ростом высок он был необычайно, превосходил их во всем…был облик ег

Вайшешика об универсуме как комбинации четырех типов вечных атомов и «вездесущих» субстанций. Концепция творения и разрушения универсума.
Ньяя и вайшешика – атомистические школы. Физический мир состоит из 4-ех физических субстанций: земли, воды, огня и воздуха. Первичные составные части этих 4-ех субстанций – это вечные, неизменные а

Состав Авесты. Зороастрийский «Символ веры» и главные молитвенные формулы.
Пророк зороастризма – Заратуштра. Его имя переводится как «староверблюдый». Это имя является оберегом, так как несет непривлекательность. Имя должно отталкивать злых духов. Зороастризм исповедовали

Учение о трех гунах.
Санкхья означает подсчет, исчисление. Древняя санкхья представлена в памятниках средних упанишад – в катхаУП, Шветашватара-упанишаде, майтри –упанишаде. Первая работа санкхьи – «Санкхья-сутра». Сан

Описания Ахура-Мазды и Анхра-Манью в Авесте. Дуализм добра и зла. «Аша».
Для зороастрийского мировоззрения характерен последовательный дуализм. Дэвы – злые духи, асуры – добрые духи, которых нужно почитать. Ахура-Мазда – добрый дух(Господь-Мудрость). Он верховный бог зо

Санкхья о соприкосновении пракрити и пуруши как «старте» космической эволюции и об «игре» порожденных ею двадцати пяти начал. Учение о трех праманах.
Соединение пракрити и пуруши – это как встреча слепого(пракрити) и хромого(Пуруши), когда слепой посадил на плечи хромого. Эволюция вселенной начинается с контакта пуруши с пракрити. Это особая раз

Зороастрийские эсхатология, сотериология и этика.
После Заратуштры миру остается существовать ещё 3 тыс. лет. За это время 3 раза – ровно через тысячу лет друг после друга – должны явиться человечеству 3 Спасителя – Ухшйат-эрэта, Ухшйат-нэмах и Са

Становление ведийских космогонических представлений. Понятие «Риты».
Слово «Веды» произошло от глагола «ведать». 4 веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Первоначально было 3 веды, первые 3 более серьезны, чем последняя. Самая древняя из вед – Ригведа. Гла

Пурва-миманса и ее учения о вечности и безличности Вед, о выполнении дхармы как средстве уничтожения кармы.
Пурва означает «первая». Вторая миманса – это уттара-миманса(веданта). Миманса базируется на «Миманса-сутре» Джаймини(250 г до н.э). Джаймини описывает различные виды жертвоприношений и их цели, а

Описание возникновения мира в «Пуруша-сукте».
«Пуруша» - дословно «первочеловек». Елизаренкова считает, что Пуруша – это Вселенная. Но Пуруша – это все, что стало и станет («Это все» - универсум). Пуруша – главное действующее лицо одного из ги

В «Мандукья-кариках» Гаудапады.
3 главные школы веданты: адвайта-веданта, вишишта-адвайта Рамануджи и двайта-веданта. Упанишады – самая древняя, самая чтимая, самая важная часть ведантистской тройной основы – это «основа в услыша

Соотношение понятий «сущее», «не-сущее», «То Одно», «это всё» в «Насадия- сукте».
«То Одно» - это первое представление об Абсолюте. «Дышало безветренно своею силою То Одно и ничего кроме него не было». «Не было ни не-сущего, не было ни сущего тогда». Т.е. небыло существующего и

Множественного мира у Шанкары.
Шанкара(начало 8 века, конец 7 в. –его рождение). Основные труды: «Бхашья» — коммент. на «Брахма-сутры» Бадараяны, коммент. к основным упанишадам, коммент. к «Бхагавадгите». В традиционном сознании

Переоценка в Упанишадах ведийского ритуализма и обоснование необходимости «внутренней жертвы» и самососредоточения.
Упанишады – это завершение вед, самые главные сакральные тексты. В Упанишадах выражается сущность ведийского учения. Цель Упанишад – принести умиротворение и свободу мятущемуся человеческому духу.

Вишишта-адвайта-веданта Рамануджи и его критика доктрины адвайтистов.
Основоположники 2-ух самых крупных «конкурирующих» с адвайтой ведантистских систем – Рамануджа и Мадхва(двайта-веданта). Времена взаимосближения буддистской и индуистской традиций остались позади и

Философский смысл «великих речений» Упанишад. Учение о Брахмане и Атмане в Упанишадах.
Упанишады признают только один дух – всемогущий, бесконечный, творец, хранитель и разрушитель мира. Брахман – единственный бог, а остальные боги – это его воплощения. Душа человека — как замочная с

Анализ сознания в «Мандукья упанишаде» и значение четвертой («турия») стопы Брахмана-Атмана.
Одна из самых последних Упанишад – Мандукья. В рамках этой Упанишады используется священный слог «аум» - все это(прошедшее, настоящее, будущее). В Мандукья Упанишаде сказано, что атман имеет 4 стоп

Философские воззрения конфуцианцев Мэн-цзы и Сюнь-цзы.
Мэн-цзы(372-289 г до н.э) – ученик внука Конфуция(Цзы Сы), оставил сочинение Мэн-цзы. Эта книга состоит из 7 глав, каждая из которых делится на 2 части. Мэн Цзы не только ра

Этические основоположения «Бхагавадгиты». Карма-йога, джняна-йога и бхакти-йога.
Существует 3 основных перевода Бхагавадгиты. Первым серьезным переводом является перевод Смирнова. Семенцов сделал попытку стихотворного перевода. 3-ий перевод – это перевод Эрмана. Бхагавадгита со

Учения «Гиты» о «двух пракрити», майе, «трех гунах» и «трех пурушах».
Кто не поколеблен 3-мя гунами, тот освобожден. Гуны – 3 основных компонента материальной природы(саттва, раджас и тамас). Гуны возникли от Кришны, Гуны заключены в Кришне, а не он в них. Кришна пре

Брахман и Атман в «Гите». Тема «жертвоприношения Брахмана» (IV,24). Апофатика и катафатика в «Гите»: проблема «божественных имен».
На понимание Брахмана как всеобъемлющей и всепроникающей первоосновы указывает следующий стих («жертвоприношение Б.»). «В жертвенном акте-Брахмане приношение — также Брахман приносится в жертву Бра

Эволюция даосизма в «Чжуан-цзы» и в «Хуайнань-цзы».
О жизни Чжуан Чжоу, автора «Чжуан-цзы» известно немного. Приблизительными датами его жизни считаются 369-286 год до н.э. Основным источником знания о нем является его краткая биография. Как философ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги