Пурва-миманса и ее учения о вечности и безличности Вед, о выполнении дхармы как средстве уничтожения кармы.
Пурва-миманса и ее учения о вечности и безличности Вед, о выполнении дхармы как средстве уничтожения кармы. - раздел Образование, Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр Пурва Означает «Первая». Вторая Миманса – Это Уттара-Миманса(Веданта). Миманс...
Пурва означает «первая». Вторая миманса – это уттара-миманса(веданта). Миманса базируется на «Миманса-сутре» Джаймини(250 г до н.э). Джаймини описывает различные виды жертвоприношений и их цели, а также некоторые философские проблемы. Миманса-сутры, 2745 сутр, разделены на 12 книг. Только первая книга имеет философскую ценность, т.к. она рассматривает вопрос об источниках познания и истинности вед. Джаймини старается обосновать истинность каждой части вед. Миманса-сутра бхашья, которую составил Шабара(350-400 г н.э), является древнейшим комментарием к сутрам мимансы. Кумарила(600-700гг н.э) истолковал «Сутру» и «Бхашью». Кумарила вступает в полемику с другим представителем мимансы – Прабхакарой Мишрой. Прабхакара к праманам добавляет еще и сравнение. А Кумарила добавляет к праманам невосприятие. Миманса более других даршан(школ) связана с ритуальной стороной брахманизма. Слово «миманса» означает исследование, изучение. Приверженцы этой даршаны детально разрабатывали проблему источников истинного знания. Нужно всесторонне изучать дхармы тогда, когда веды изучены. Дхарму есть необходимость исследовать, т.к. одни называют дхармой одно,а другие – другое. Дхарма есть артха – чей знак побуждение к действию. Она способствует благу человека. Познание ведийских речений – это восприятие. Если человек действует, принимая во внимание какое-либо одно представление о дхарме, он может попасть в беду. Предписание, а не индрии, дает возможность узнать прошлое, настоящее, будущее, тонкое, скрытое и отдаленное. Дхарма – это предписание, долг. Именно то, что приносит человеку благо, называется дхармой. Того, кто приносит жертвы, называют дхармика. Все то, что выражено посредством слова «жертвовать» - определяется как дхарма. Восприятие не запечатлевает признака дхармы. Дхарма не доступна восприятию. Бадараяна считает, что знание незыблемого предписания – это источник знания о дхарме. Знание, которое однажды возникнув, превращается в свою противоположность, есть ложное знание. Если высказывание относится к обыденной жизни, то оно не является ложным в том случае, если исходит от человека, достойного доверия или относится к области, доступной восприятию индриями. Но для человека невозможно знание помимо речения вед. Иногда люди полагают, что узнали что-то из высказывания другого человека, но в действительности, это высказывание является человеческим измышлением. Потому что в делах такого рода, человеческое рассуждение так же не может служить средством познания, как рассуждение слепого о различиях красок. Знание, основанное на человеческом рассуждении, иногда ведет к заблуждению. А для установления ложности ведийских речений способа нет. Логический вывод, противоречащий восприятию, не является источником истинного знания – праманой. То, что возникает при соединении индрий человека с предметом, есть истинное восприятие. Если манас ослаблен голодом, или индрии – болезнью Тимира или же сам предмет восприятия отличается тонкостью, то следствием этих обстоятельств становится ложное знание. Из-за того, что манас во время сна оказывается ослаблен, само состояние сна становится причиной ложности представлений, возникающих в начале и в конце сна. До тех пор, пока не узнан предмет, невозможно заметить вызванного им состояния сознания. Логический вывод(анумана) состоит в том, что делают заключение о невидимой части предмета, зная его видимую часть. Анумана бывает 2-ух видов: соединение доступно восприятию(видя дым делают вывод об огне), соединение определяется по сходству. Текст предполагает узнавание предмета, не соединенного с индриями, посредством узнавания слов. Сравнение(упамана) – сходство предметов вызывает состояние сознания(будхи), возникающее при мысли о предмете, не соединенном с индриями(при виде яйца вспоминают о курице). Постулирование(артхапатти) – допущение существования вещи. Отрицание(абхава) – отрицание способа познания. Слово не является источником истинного познания. Важно соблюдение ритуальных требований. Жертвоприношения совершаются для того, чтобы уничтожить карму(дхарма должна победить карму). Вечность вед: веды существуют вне времени и пространства, это данный богами текст на санскрите. Знание, получаемое из ведийских предписаний, не может быть опровергнуто в какое бы то ни было время, в каком-либо месте или под влиянием каких-либо других обстоятельств. Веды сами обнаруживают свою собственную истинность. Так как тексты вед не имеют автора, то у них нет и ошибок, присущих авторам, и поэтому неавторитетность вед невозможна. Веды вечны, т.к вечны составляющие их слова. Связь между словом и его значением естественная и не является результатом соглашения. Выразительность слов присуща им по их собственной природе. Мимансаки возражают против мнения, рассматривающего веды как произведение бога. Они утверждают, что веды существовали всегда, в соответствии со своим правом. Бог, являющийся бестелесным, не имеет органов речи и поэтому не может произносить слова вед. Не существует предания о божественном или человеческом авторстве вед. Даже с точки зрения теории сотворения мира, веды могут рассматриваться как вечные в том смысле, что создатель в начале каждой мировой эпохи воспроизводит в памяти веды прошлой эпохи и обучает им. Риши(мудрецы) предпринимали специальное изучение вед и преподавали их другим. Веды не сотворены в том смысле, что они не обусловлены богом или вдохновленными пророками, которые, в лучшем случае, постигают истины и передают их. Авторитетность вед подвергается критике на том основании, что они содержат ссылки на исторические имена. В ответ говорят, что гимны имеют дело с вечными явлениями природы. Имена, встречающиеся в них, имеют всеобщую применимость и не носят характера исторической ссылки. Джамини и Шабара не сталкивались с проблемой конечного освобождения. Они указывают путь к жизни на небесах, а не к освобождению от сансары. Согласно Прабхакаре, освобождение состоит в полном исчезновении дхармы и адхармы, действие которох являются причиной возродждения. Это определяется как абсолютное уничтожение тела, обусловленное исчезновением всякой дхармы и адхармы. Освобождение представляет собой прекращение как удовольствия, так и страдания. Кумарила думает, что познания недостаточно для освобождения, освобждение может быть достигнуто посредством кармы, объединенной с джняной. Целый ряд божеств в пурва-мимансе. Достижение небесного блаженства – это высшее благо, это цель выполнения ведийских ритуалов. Вознаграждения приносящим жертвы не обусловлены каким-то милосердным богом.
Эволюция гелиопольской теокосмогонии.
Гелиопольская теокосмогония бога Ра излагается в «Текстах пирамид» и в «Книге познания воссуществований Ра и низвержения Апопа». Ее развитие происходит в заклинании 80 «Текстов Саркофагов».В первой
Чарвака как радикальная школа настики и ее основные тезисы.
Истоки этой школы восходят к скептическим высказываниям о существовании богов в ведических гимнах, к учениям Бхарадваджы, к учению адживиков. Чарваки берут цитаты из ранних Упанишад, наприер из Бри
Памятник мемфисской теологии».
В Египте существовало несколько различных теологических школ, среди которых своей влиятельностью и значимостью выделялись: гелиопольская, гераклеопольская, мемфисская, получившие названия от крупне
Соотношение понятий «джет» и «нехех» в древнеегипетской мысли.
Египтянам нравилось выражать целостные понятия через единство двух составляющих их компонентов. Так даже сам Египет по-египетски называется «Двумя землями», «Обоими берегами». Аналогичным образом п
Категория Маат в древнеегипетской мысли.
Слово Маат передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений. Та форма мира, которая была изначально создана. Отклонение от Маат – э
Шумерские представления об устроении мира и о сотворении людей.
Черноголовые – самоидентификация шумеров и аккадов.Представления о мире как целостности у шумер не было. Мир – это небо и земля. До возникновения мира небо(Ан) и земля(Ки) были едины. Потом Ан и Ки
Тема сошествия в подземный мир в шумерской мифопоэтической мысли.
Абзу – пресноводный океан(подземный) в загробном мире, либо это название чертогов бога Энки. Ку – мир мертвых, враждебность мира мертвых миру живых. Нерга правит миром мертвых. Сошествие в подземны
Шумерское сказание о потопе.
Потоп(шумерское амару)-сложный образ, содержание которого менялось с ходом месопотамской истории. Следует различать 2 представления о потопе. Согласно текстам шумерского времени, потоп является атр
Логический реализм ньяи: учение о шестнадцати падартхах.
Слово «ньяя» можно перевести как логика. Произведения Ньяи – Ньяя сутры(500 сутр) и Ньяя бхашьи. Авторство Ньяя-сутр приписывается легендарному Гаутаме, по прозвищу Акшапада. Комментарий к ним напи
Источники достоверного познания (праманы) в ньяе.
Если источник знания предметен, то познающий, познаваемое и познание также будут предметными. Истина – это познание бытия у сущего и отсутствие бытия у не-сущего. Когда сущее познается как сущее, -
Базовые падартхи вайшешики.
Вайшешика произошла от слова вишеша – отличие или особенность, отличать или различать. Ранняя вайшешика содержит множество следов ритуалистического мышления. Канада написал «Вайшешика-сутры», их 37
Бог Мардук как устроитель мира и абсолютный монарх в «Энума элиш».
Отец Мардука – Эйа, мать – Дамкина. Центральная фигура поэмы Энума Элиш – Мардук, главный бог города Вавилона. Описание Мардука: «ростом высок он был необычайно, превосходил их во всем…был облик ег
Учение о трех гунах.
Санкхья означает подсчет, исчисление. Древняя санкхья представлена в памятниках средних упанишад – в катхаУП, Шветашватара-упанишаде, майтри –упанишаде. Первая работа санкхьи – «Санкхья-сутра». Сан
Зороастрийские эсхатология, сотериология и этика.
После Заратуштры миру остается существовать ещё 3 тыс. лет. За это время 3 раза – ровно через тысячу лет друг после друга – должны явиться человечеству 3 Спасителя – Ухшйат-эрэта, Ухшйат-нэмах и Са
Описание возникновения мира в «Пуруша-сукте».
«Пуруша» - дословно «первочеловек». Елизаренкова считает, что Пуруша – это Вселенная. Но Пуруша – это все, что стало и станет («Это все» - универсум). Пуруша – главное действующее лицо одного из ги
В «Мандукья-кариках» Гаудапады.
3 главные школы веданты: адвайта-веданта, вишишта-адвайта Рамануджи и двайта-веданта. Упанишады – самая древняя, самая чтимая, самая важная часть ведантистской тройной основы – это «основа в услыша
Множественного мира у Шанкары.
Шанкара(начало 8 века, конец 7 в. –его рождение). Основные труды: «Бхашья» — коммент. на «Брахма-сутры» Бадараяны, коммент. к основным упанишадам, коммент. к «Бхагавадгите». В традиционном сознании
Философские воззрения конфуцианцев Мэн-цзы и Сюнь-цзы.
Мэн-цзы(372-289 г до н.э) – ученик внука Конфуция(Цзы Сы), оставил сочинение Мэн-цзы. Эта книга состоит из 7 глав, каждая из которых делится на 2 части. Мэн Цзы не только ра
Эволюция даосизма в «Чжуан-цзы» и в «Хуайнань-цзы».
О жизни Чжуан Чжоу, автора «Чжуан-цзы» известно немного. Приблизительными датами его жизни считаются 369-286 год до н.э. Основным источником знания о нем является его краткая биография. Как философ
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов