рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экскурс 3. Опыт согласования исторических и астрономических явлений в Библии.

Экскурс 3. Опыт согласования исторических и астрономических явлений в Библии. - раздел Образование, ЕРЕМЕЙ КРАЙНИЙ Разделение Единого Еврейского Царства Двенадцати Колен, Государства Давида И ...

Разделение единого Еврейского Царства двенадцати колен, государства Давида и Соломона, инспирированное египетским правительством, имело главным своим проводником колено Ефрем, Эфраим, предпочтённого наследника потомков патриарха Иосифа. Старшим, но лишённым прав первородства, коленом наследия Иосифа, сына патриарха Иакова, являлся Манассия, который оказался со временем состоящим из двух полуколен.

И пошел Ровоам в Сихем, ибо в Сихем пришли все Израильтяне, чтобы воцарить его. И услышал о том Иеровоам, сын Наватов, когда находился ещё в Египте, куда убежал от царя Соломона, и возвратился Иеровоам из Египта; и послали за ним и призвали его. ‘III Царств’. XII: 1 – 3.

Сихем был важным центром этих двух влиятельных племён Центральной и Северной Палестины, господствуя над стратегически важной территорией. Туда-то и вытребовали ефремляне сына Соломонова, наследника, Ровоама, соблазняя того возможностью присяги, что было только средством для облегчения, уже замысленного (и даже подготовленного Иеровоамом и элитой колена Ефрем) противоправительственного мятежа.

Повествуя о властвовании Соломона и Ровоама, библейский автор упоминает в XII главе ‘III Царств’ про бичи и скорпионов. С нашей точки зрения здесь не может быть сомнений: бичи суть астрологический дом неволи и врагов, созвёздные Рыбы, в которых собрались Сатурн, Юпитер и Марс, в марте^апреле -184 года, а скорпионы это прямо зодиакальный Скорпион, в котором от августа до сентября -164 года, при младых летах Ровоама, обретались всё те же три главные гороскопические планеты.

Прибыв в Сихем, наследник Соломона выслушал требования ефремлян, недовольных привелегиями южан, принять которые счёл для себя невозможным. В ответ на сихемских площадях была провозглашена независимость Израиля-Иосифа. И теперь царю Ровоаму приходилось отступать из цитадели мятежников, что, скорее всего, сопровождалось вынужденной клятвой не затевать войны.

Скорпион. Созвёздный Скорпион по атласу Гевелия.

Ровоам, прибыв в Иерусалим, собрал из всего дома Иудина и из колена Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, дабы воевать с домом Израилевым для того, чтобы возвратить царство Ровоаму, сыну Соломонову. И было слово Божие к Самею, человеку Божию, и сказано: скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему дому Иудину и Вениаминову и прочему народу: так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушились они слова Господня и пошли назад по слову Господню. ‘III Царств’. XII: 21 – 24.

Но главное обстоятельство вынуждавшее Ровоама Иерусалимского быть осторожным, – это, разумеется, политическая опека над новообразованным государством израилитов-северян могущественного ливийско-египетсткого властителя Шешонка I. Тогда Иудейское государство, уменьшившееся из-за отпадения мятежников в размере сразу на две трети, вдруг угрожаемое прямо в северных предместьях Иерусалима, решило опираться на Арамско-Сирийское царство, имевшее столицей Дамаск. Основателем его был Рецин I, отделивший для себя земли Южной и Восточной Сирии от государства Соломона ещё при жизни последнего.

Обращаю внимание читателя на замечание А. П. Лопухина относительно якобы 41-летнего возраста Ровоама при вступлении того на трон. С точки зрениия хронологической такой возраст очень сомнителен. Ровоаму должны быть определены на момент воцарения как раз 20 или 21 год, которые мы именно и находим в сноске на С. 411 тома II его ‘Библейской истории при свете новейших исследований и открытий’ (издание +2007 года):

Впрочем многие новейшие исследователи видят в этом показании ошибку переписчика, перемешавшего сходные между собой по начертанию буквы (мем вместо каф), так что находят возможным считать Ровоама при вступлении на престол 21-летним юношей, что и действительно было бы сообразнее с дальнейшим ходом дел.

Ровоаму именно и было около 21 года, но и в библейском тексте ошибки нет, а есть шифр расчётно-альбомных лет старинных израилитов (так и у средневековых самярян, потомков Израиля-Ефрема календарный счёт вёлся нисанскими и тишритскими годами-полугодиями, что было наследием времён Соломона и Иеровоама I).

После поселения израильтян в ханаанской земле, Бог научил первосвященника Финееса вычислять на Гаризиме [или Гаризине, опечатка в издании +1913 года, где сказано “на Гаризиле” – авт.] движения солнца и луны для определения времени праздников. Это счисление сохранилось по преданию и осталось наследственным в потомстве Финееса. На основании данного предания, самарянские первосвященники два раза в год, в месяцы нисан и тисри, составляют календарь на шесть месяцев и раздают его членам общины. Рыбинский В. П. ‘Самаряне. Обзор источников для изучения самарянства. История и религия самарян’. С. 120.

Так что Ровоаму был 41 год только по такому шифро-счёту нисанскими и тишритскими годами-полугодиями или, иначе, но с тем же результатом – полновесно-перекрёстными нисанскими и тишритскими “годами”.


 

● 1 титульный год Иеровоама I, царя израильского, {1 тишритский год по смерти Соломона} начался осенью 4564 юлианского года Периода Скалигера, то есть минус 149 астрономического года.

Иудейское царство, сохранившее верность династии Давидидов, и царство десятиколенное, cеверное, то бишь Израильское, взяли два разных курса, которые уже никогда не соединялись до Езекии, политического Мессии.

◙ 1 титульно-нисанский год Ровоама, царя иудейского, начался весною 4565 юлианского года ≡ -148 года.

Тот и другой годы у меня, как и у их авторов, Скалигера и Кассини, всякий раз, естественно, январские. Если же бывают показаны года весенне-нисанские или осенне-тишритские, то, значит, речь идёт о соответствующих частях двух астрономических годов, складывающихся в один израилитский календарный год, течение которого определяется наличным новогодием (по гражданскому тишри или по священному нисану).

Когда царство Израильское называют Десятиколенным, то подразумевают обычно следующие подразделения:

1) Ефрем;

2) Завулон;

3) Неффалим;

4) Дан;

5) Иссахар;

6) Асир;

7) Рувим;

8) Гад;

9) Манассия Махир, палестинское полуколено;

10) Манассия Галаад, заиорданское полуколено.

Хотя этот вопрос в науке не урегулирован: у Лопухина вместо причисления двух полуколен Манассии задействован счёт колена Вениаминова, но я полагаю, что именно эти, перечисленные выше, десять колен надо подразумевать для Израильского царства, а Вениамин (тем более Левий и Симеон) структурно относятся к царству Иудейскому. Жить же в границах Десятиколенного царства северной части Вениамина, колена территориально разделённого на две части крушением царства Соломонова, никто, естественно, не запрещал, более того половина намоленных капищ Ефрема эпохи Иеровоама I находилась на землях колена Вениамин.

Но главная святыня, Сион-Иерусалим, лежавший тоже в пределах Вениамина, остался за царством Иудейским.

Иерусалим стоял в пределах колена Вениаминова, и население его в значительной степени принадлежало к этому колену. Южная часть его поэтому присоединилась к Иудину колену до Массифы и Гивы. Но северная половина, включая древние и высокочтимые святилища Вефиля, Рамы, Галгала и Иерихона, связала свою судьбу с коленом Ефремовым.

Лопухин А. П. ‘Библейская история при свете новейших исследований и открытий’. Т. II. С. 415.

Два полуколена Манассии, жившие по обе стороны Иордана, являвшиеся потомками Иосифа, последовали за ефремлянами в их восстании против власти Иерусалима и стали другим оплотом царства, иначе дома Израиль-Иосиф-Ефрем. Это весьма способствовало тому, чтобы и прочие, менее значительные северные племена-колена сынов Израиля, присоединились ко вновь образованному самостийному государству.

Против Израиля стоял дом Иуды, в котором скоро сосредоточились все левиты, сыны священнического колена Левия. В Иуде уже давно растворилось, обитавшее в пустыне Негев, колено Симеон, и с ним вполне поладили южные роды колена Вениамин, обитавшие вокруг Иерусалима и в самой столице государства Давида и Соломона.

И священники и левиты, какие были по всей земле Израильской, собрались к нему [к Ровоаму в Иудею – авт.] из всех пределов, ибо оставили левиты свои городские предместья и свои владения и пришли в Иудею и в Иерусалим, так как отставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал.

‘II Паралипоменон’. XI: 13 – 15.

Между тем ближайшая политическая история подтвердила все опасности раздельного существования Израиля и Иуды: когда ливийские хозяева Египта, убедились, что возобновление единого государства колен Израилевых уже стало невозможным, они сразу же двинули в Палестину свои полки, надеясь, что теперь, когда северяне превратились во врагов южан, военные предприятия Египта не встретят серьёзного сопротивления. Грабительская атака хитроумного ливийца Шешонка I, основателя XXII династии, пришлась, судя по иероглифическому карнакскому его отчёту, как на Иуду, так и на Ефрем. Её следует датировать 4569 юлианским годом периода Скалигера, то есть -144 годом (145 годом до нашей эры). Тогда шёл пятый год Ровоама Иудейского, а собравшиеся во Льве три внешние планеты подвигли авраамических оккультистов к изобретению классического астрального мифа о льве, загрызшем пророка, но оставившем в нетронутости осла (что означало шифр отсутствия в том боксе планетных схождений лишь собрания Марса, Сатурна и Юпитера в Раке, израилитских Ослах – в прочих соседних созвездиях, Близнецах (-146 год), Льве (-144 год) и Деве (-142 год), схождения трёх главных гороскопических планет произошли.


 

В деле фигурируют два пророка, один из которых называет другого “братом” (как было принято у оккультистов древности), что, прежде всего, указывает нам на созвездие священнодействий, звездочётов-пророков и братства – Близнецов (Меркурий их ординарный ночной управитель). Пророками были созвёздные Близнецы (созвездие священников, Божьих людей, братии тайноведцев).

Таблица XLVI. К астрологическим домам и управляющим ими планетам.

Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы
жизнь провещания прибыль труды братья священники родители   дети   услуги болезни брак суд смерть   религия странствия чины почести дружба благодеяния вражда неволя
Марс “ночной” Венера “ночная” Меркурий “ночной” Луна ночь Солнце день Меркурий “дневной” Венера “дневная” Марс “дневной” Юпитер “дневной” Сатурн “дневной” Сатурн “ночной” Юпитер “ночной”

Кроме того в сюжете важную роль играют осёл (явно созвездие Рака) и лев (явно созвездие Льва). Сыновья пророка это явно Сатурн и Юпитер – две главные гороскопические планеты. К сожалению, рассказ этот скомкан поздними переписчиками и приобрёл вид весьма печальный для разбора дела с этой точки зрения. Но мы-то знаем, что рассказ помещён в первые годы правления Иеровоама I. Поэтому нетрудно узнать в нём все признаки астрономической ситуации от -146до-144 года, когда Сатурн и Юпитер устроили катавасию в Близнецах, Раке и Льве, а ещё был поход египетско-ливийского царя Сусакима-Шешонка на царство Иудейское (всё атрибуты зодиакального созвездия Льва), заодно и Израильское.

В Вефиле жил один пророк-старец. <…>И сказал он сыновьям своим: оседлайте мне осла.

‘III Царств’. XIII: 11 – 13.

На Ослице, то есть на центральной звёздочке зодиакального созвездия Рака, весьма долго перед указанным схождением планет во Льве в одной точке астрологи видели планеты Сатурн и Юпитер.

Вот это долгое совместное путешествие Сатурна и Юпитера по созвездиям Близнецов, Рака (где есть две звёздочки Ослята), во Льве и в Деве, представленное в виде бытовой сценки. Во время него сначала в -146 году три главные гороскопические планеты сошлись в Близнецах, а затем, в -144 году, уже было весьма близкое их схождение между Ослом (Раком) и Львом, у Пасти Льва, что и было зашифровано израилитским астрологом как убийство львом одного из пророков (братьев – “близнецов”), ехавшего на осле (Близнецы близ созвездия Ослов). Затем верхние планеты собрались в Деве в -142 году, но этот момент уже не интересовал авраамических звездочётов в связи с сюжетом, описывающим отсутствие схождение у Ослов (“лев не изломал осла”).

После того, как тот поел хлеба и напился, он оседлал осла для пророка, которого он воротил. И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела. <…>И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они. Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев же не съел тела и не изломал осла. ‘III Царств’. XIII: 23 – 28.

Повесть об изголодавшемся пророке и пророке гостеприимном, изображавшая под видом их приключений кружения Сатурна и Юпитера близ Ослов-Рака, есть зашифрованный астрономический дневник библейского оккультиста; так этот сюжет приобрёл у переписчиков псевдобытовой характер, а его астрологическая канва, столь ярко соответствующая ситуации на небосклоне в начальные годы Иеровоама I и Ровоама, затуманилась.

Таблица XLV. К череде собраний трёх верхних планет около 5 года Ровоама Иудейского.

-146, июнь Юпитер входит в начало Близнецов Сатурн в конце Близнецов Марс в конце Близнецов
-145, июнь Юпитер в конце Близнецов Сатурн в Раке ---------------------------------------------------
-144, июль Юпитер между Раком (Ослом) и Львом Сатурн между Раком (Ослом) и Львом Марс между Раком (Ослом) и Львом
-143, июль Юпитер уходит из Льва Сатурн во Льве ---------------------------------------------------
-142, сентябрь Юпитер в конце Девы Сатурн уже в Деве Марс в Деве

Таковы были три собрания трёх главных гороскопических планет в боксе очередного сближения Сатурна и Юпитера – три раза к ним подходил и Марс. С этой сценой и необходимо связывать библейскую повесть о приключениях пророков в XIII главе ‘III Царств’, не без причины помещённого в Священном Писании о небесных знаках около рассказа о походе Сусакима, Шешонка I, на пятом году Ровоама Иудейского.

В этом боксе Зелёной Космической Дороги, то есть в последовательности схождений трёх верхних планет, Юпитера, Марса и Сатурна, состоялись собрания в Близнецах, во Льве и Деве. И только созвездие Рака-Краба, то есть израилитское созвездие Ослов, находящееся между пророками-Близнецами и Львом, осталось без своего собрания. Так иаковитские зведочёты и записали: лев не заломал осла (что означало шифрованную памятку).

Считая, что весною -144 года начался 5 год Ровоама Иудейского, в котором библейский Сусаким разорил Храм Божий, неизбежно обращаешь внимание на этот почти утраченный гороскопический сюжет, которым библейский автор сопровождает повествование об обстоятельствах разделения Царства Соломонова и нашествия из Египта: 21 июля минус 144 года у Пасти Льва собрались за Солнцем Сатурн, Юпитер, Марс, Венера и Луна и только один Меркурий, планета тайных знаний и пророчеств, был в соседнем Раке прямо на звёздочке Ослице (иначе и по современному δ Can = Asellus Australis, Южный Ослёнок).

Но пойдём далее в нашем кратком абрисе истории двух царств сынов Израилевых.


 

◙ 1 титульный год Авии Иудейского начался весною 4582 юлианского года ≡ -131 года; правил он реально только два титульных года и ничем себя не ознаменовал.

● 1 титульный год Навата-Надава Израильского {21 год} начался осенью 4584 юлианском года ≡ -129 года.

Когда библейский писатель относит гибель царя Навата на момент войны с Филистимлянами и осады Гавафона, то это значит только то, что в промежуточных хронологических и астрономических сводках была путаница (её суть приблизительно результируется в изводе таблички), из-за которой последний зачётный у библейских календаристов, но небывалый в реальности 2 титульный год Навата (‘III Царств’. XV: 27) уклонялся в табличной росписи ветхозаветных оккультистов под тот самый год, в котором было собрание Сатурна, Юпитера и Марса в Рыбах (это -124 астрономический год). Имя Филистимлян издавна служило оккультным шифром собраний трёх внешних планет, затмений или пугающих появлений комет в созвездии Рыб-кочевников.

Извлечение из Таблицы XL-1 с указанием по зачётным годам Навата с шифром Филистимлян.

годы реальные     нис. и тишр. годы титульные в Иудее   годы тишритские, реальные Израиле   годы зачётные
1 тит. год Авии 18 (0) 18   -131/-130 18 (0) 18 -132/-131 18 тит. год Ировоама I  
2 тит. год Авии 19 (0) 19   -130/-129 19 (0) 19 -131/-130 19 тит. год Ировоама I  
1 тит. год Асы 20 (1) 21 3 тит. год Авии -129/-128 20 (0) 20 -130/-129 20 тит. год Ировоама I  
2 тит. год Асы 21 (1) 22   -128/-127 21 (1) 22 -129/-128 1 тит. год Навата 21 тит. год Иеровоама I
3 тит. год Асы 22 (1) 23   -127/-126 22 (2) 24 -128/-127 1 тит. год Ваасы 22 тит. год Иеровоама I
4 тит. год Асы 23 (1) 24   -126/-125 23 (2) 25 -127/-126 2 тит. год Ваасы 1 тит. год Навата
5 тит. год Асы 24 (1) 25 Собрание в Рыбах в -124 году -125/-124 24 (3) 27 -126/-125 3 тит. год Ваасы 2 тит. год Навата
6 тит. год Асы 25 (1) 26   -124/-123 25 (3) 28 -125/-124 4 тит. год Ваасы  
7 тит. год Асы 26 (1) 27   -123/-12 26 (3) 29 -124/-123 5 тит. год Ваасы  
                   

◙ 1 титульный год Аса Иудейского начался весною 4584 юлианского года ≡ -129 года.

Убийцей Навата и его преемником на троне Израильского царства был Вааса, который по уверениям библейских писателей часто воевал с Асой Иудейским.

● 1 титульный год Ваасы Израильского {22 год} начался осенью 4585 года ≡ минус 128 астрономического года.

Противник Иеровоама I Израильского, Ровоам Иудейский, в 20 стихе XI главы ‘II Паралипоменон’ называется супругом некой Маахи, дочери Авессалома, вероятной матери Асы Иудейского. Но более основательная ‘IV Царств’ считает Асу за сына Авии и внука Ровоама. Что бы ни было, но тот истукан Астарты-Аштар, крылатой Девы языческих семитов, который был воздвигнут при жизни Маахи, матери Асы, суть собрание Юпитера, Марса и Сатурна, трёх главных гороскопических планет, в созвездии Девы, что было в 4571 юлианском году, то есть -142 году (143 году до нашей эры).

Тогда же при Асе Иудейском, ‘II Паралипоменон’ сообщает о походе Зарая^Зераха Ефиоплянина в Палестину. Но ясно, что здесь, скорее всего, должен был отметиться второй фараон ливийской XXII династии Осоркон I, эфиопом же мог быть только его подданный, главнокомандующий его экспедиционной армии, или же его царственный напатский противник.

И вышел на них Зарай Ефиоплянин с войском в тысячу тысяч и с тремя стами колесниц. И выступил Аса против него, и построились к сражению на долине Цефата у Мареши.

‘II Паралипоменон’. XIV: 9.

Эфиоплянами должны были по идее называться библейскими писателями преимущественно темнокожие жители современного Судана, кушиты, обитатели Напатского иерократического царства бога Аммона.

И потому здесь либо было ливийско-кушитское войско, царём над которым являлся второй представитель XXII династии, Осоркон I, а Зарай этот был его мавр, либо это была армия Зарая-Азерха, царя напатских кушитов. Зарай не назван царём, а потому вполне мог быть эфиопом-кушитом, командиром над армией своего повелителя ливийца Осоркона. Но по Лопухину (‘Библейская история при свете новейших исследований и открытий’. Т. II. С. 439), который ссылается на Ленормана, здесь фигурирует некий Азерх-Амар, самостоятельный кушитский правитель, производивший тогда сильный натиск на Египет XXII династии (стало быть, дошедший даже до Синайского дефиле). Для целей спагирического датирования это всё безразлично.

В то время пришел Ананий прозорливец к Асе, царю Иудейскому, и сказал ему: так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? ‘II Паралипоменон’. XVI: 7 – 8.

В тот раз при столкновении с Египтом, ливийским ли, кушитским ли, но победа была одержана царством Иерусалимским. И мы смело можем датировать этот триумф Асы Иудейского над кушитско-ливийскими полками ефиоплянина Зарая 4598 юлианским годом ≡ -115 годом.

И собрались в Иерусалим, в третий месяц, в пятнадцатый год царствования Асы; и принесли в день тот жертву Господу, из добычи которую привели. ‘II Паралипоменон’. XV: 10.

Третий месяц 15 года Асы Иудейского при священно-нисанском способе счисления, который предполагается для государства Давидидов до Охозии, – это сиван (май^июнь) 4598 года ≡ -115 года. В гражданском счёте сиван это девятый месяц календарного года: так уж сложно всё в израилитском времясчислении.


 

Тогда Вааса Израильский решил обрушиться на Иудею собственными силами. Аса же снарядил против своего недруга, Ваасы, боевые отряды арамско-сирийского царя Венадада I.

И взял Аса всё серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома Господня и в сокровищницах дома царского, и дал его в руки слуг своих, и послал их царь Аса к Венададу, сыну Тавримона, сына Хезионова, царю Сирийскому, жившему в Дамаске, и сказал: союз да будет между мною и между тобою, как был между отцом моим и отцом твоим; вот я посылаю тебе в дар серебро и золото, расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтобы он отошел от меня. ‘III Царств’. XV: 18 – 19.

● 1 (и единственный) титульный год Илы Израильского {45 год} начался осенью 4608 юлианского года ≡ -105 года.

Он весьма прикорбно понимал заботы правителя: стал веселиться. Вскоре придворные кутежи наскучили государственным людям и даже отдельным авантюристам в Израиле. Некий Замврий возглавил заговор и погубил беззаботного царя Илу. Но только неделю внутри титульно-новогоднего месяца тишри осени 4609 юлианского года ≡ -104 годаэтот цареубийца сумел удержаться у власти. Его низвергла армия, находившаяся под командой Амврия (иначе Омри) и прослышавшая о гибели Илы. Солдаты генерала Амврия тотчас же вернулись из недальнего похода под стены Гавафона. Правительственная Фирца, где попробовал укрепиться Замврий, была легко взята военными.

● ● 1 титульный год Замврия (7 дней месяца тишри) и Амврия (по следующим дням тишри), царей израильских {46 год по смерти Соломона}, начался осенью 4609 юлианского года ≡ -104 астрономического года.

Но здесь против планов Амврия и гегемонии Фирцы восстал Фамний, явно опиравшийся на жителей первопрестольного в Израиле города Сихема. В Десятиколенном государстве началась четырёхлетняя гражданская война Фирцы и Сихема, в которой 4613 юлианского года ≡ -100 года победу одержала регулярная армия генерала Амврия, создавшего тогда довольно прочную царственную династию, что даже повело к тому, что соседние государственные секретари стали называть Израиль домом Омри-Амврия.

С Амврия, основателя династии Омридов, начинается новый и более систематический этап в существовании десятиколенного Северного царства. Он воздвиг на месте незначительного местечка новую столицу, Самарию, учредив в ней церемонии и государственные атрибуты, среди которых было и официальное летописание.

● 1 титульный год Ахава {57 год} начался осенью 4620 юлианского года ≡ -93 астрономического года.

И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских Ахазу: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. ‘III Царств’. XVII: 1.

Женат Ахав был на Иезавели, дочери финикийского правителя царя Сидонского, Ефваала. Тогда в Израиле начинает всё шире распространяться ханаанский культ ваалов-тельцов. Поэтому к династии Омридов и применяли именование язычников, еретиков.

И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него.

‘III Царств’. XVI: 30.

◙ 1 титульный год Иосафата Иудейского начался весною 4624 юлианского года ≡ -89 года.

Сюжет XVIII главы ‘III Царств’ с истреблением Илией во время встречи того с царём Ахавом 450 пророков Вааловых (то есть “пророков Тельца”), скорее всего, тоже имеет астрономическое решение, обусловленное прекращением на Зелёной Космической Дороге собраний в Тельце, а до начала таковых на Красной Космической Дороге во времена Езекии Израильского ещё оставалось почти два столетия. Вообще же от собрания планет в Тельце в -206 году до собрания в том же созвездии в +115 году можно насчитать лишь 321 год. Откуда взяли ещё 129 лет, чтобы получить число 450, мне не понятно. Единственно возможное происхождение этой посторонней добавки, которое мне приходит на ум при изучении сюжета, есть то, что здесь могли параллельно (с последующим суммированием) считать годы от последнего собрания трёх внешних планет в Тельце (в -206 году) до года встречи Илии и Ахава Израильского, когда и были избиты 450 пророков. Тогда это тот самый срок, что отделён четырьмя годами от времени гибели Ахава, постигшей его в средине лета 4639 юлианского года ≡ -74 года. Учтён здесь один год, отмеченный в 26 стихе XX главы ‘III Царств’ и три года, отмеченные в 1 стихе XXII главы той же ветхозаветной книги – они отделяют встречу Илии (-78 год) с Ахавом от гибели последнего (-74 год).

Хронологическая веха указанной встречи Илии и Ахава 4635 юлианского года ≡ -78 года и тогда:

1 год добавки = 4507 юлианскому году ≡ -206 году, в котором три верхние планеты собрались в Тельце.

129 год добавки = 4635 юлианскому году ≡ -78 год, в котором была некая важная встреча Илии и Ахава по богодухновенным или астрологическим вопросам. Эти-то 129 лет и могли (в виде шифра) прибавить поздние редакторы, живописующие разрезание Илией своего “тельца”, к уже известному им задним числом периоду в 321 год между двумя указанными схождениями, последним на Зелёной Космической Дороге (-206 год)и первым на Красной Красной Дороге, в +115 году, в Тельце. (Вероятно, уже в -78 году было вычислено прекращение на долгое время собраний планет в Тельце, отчего и вышел спор между двумя научно-религиозными школами).


 

Гибель Ахава Израильского была в средине лета 4639 юлианского года ≡ -74 года, примерно через месяц после отражения в Каркарской битве Южно-Сирийским союзом (где “легкомысленный” Ахав помогал своему вчерашнему и завтрашнему врагу, Венададу II, царю арамского Дамаска, отбросить ассирийца Шульману-ашареда III, долго считавшегося за второго царственного обладателя этого имени). Тогда вынужденные союзники поссорились и израилиты были разбиты сирийцами Венадада II, что повлекло в итоге отпадение от Десятиколенного государства вассального владения Меши-Месы Моавитского.

● 1 титульный год Охозии Израильского {76 год от смерти царя Соломона и эпохи Разделения его Царства}, соответствующий библейскому понятию воцарения, начался осенью 4639 юлианского года ≡ -74 года.

И отложился Моав от Израиля по смерти Ахава. Охозия же упал чрез решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог. ‘IV Царств’. I: 1.

Теперь пришла пора для государственных забот его брата, Иорама, последнего в еретической династии Омридов. ● 1 титульный год Иорама Израильского {77 год} начался осенью 4640 юлианского года ≡ -73 года.

К его царствованию относится исторический сюжет моавитской военной кампании израилитов и иудеев.

Яркий семитический памятник литературы, триумфальная надпись Меши Моавитского, мне представляется вполне заслуживающим доверия. Примечательно, что в надписи торжествующий дайбонит Меша заявляет о 40 годах (число “круглое” и потому обычно считающееся приблизительным) гегемонии дома Омри, то есть наследников Амврия, над моавитской страной. Считая за решающий момент показание камня Меши о сорока годах, получаем для окончательного решения вопроса с отделением прежде вассального царства Моав от Израиля примерно так: 4648 юлианский год ≡ -65 год, что ≈ 9 году Иорама Израильского, который правил всего 12 лет.

Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч постриженных баранов. Но когда умер Ахав, царь Моавитский отложился от царя Израильского. И выступил царь Иорам в то время из Самарии и сделал смотр всем Израильтянам; и пошел и послал к царю Иосафату, царю Иудейскому, сказать: царь Моавитский отложился от меня, пойдешь ли со мной на войну против Моава? сказал: пойду; как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ, как твои кони, так и мои кони. ‘IV Царств’. III: 4 – 8.

Далее библейский писатель рисует указанный поход Иосафата и Иорама, якобы единственный, направленный в сторону возмутившегося Моава. Обратим внимание на тот момент, что библейский рассказ парадоксальным образом описывает победу – прямо предсказанную пророком Елисеем, – Иосафата Иудейского и Иорама, царя Ефрема, над вассалом Самарии Израильской, Мешой Моавитским, хотя и заявляет об окончательном успехе последнего, что подтверждает и панегирическая стела последнего Кемошу и Ашер-Кемош.

Моав отложился от Израильского царства по смерти Ахава, то есть никак не ранее средины лета 4639 юлианского года ≡ -74 года. И в эпоху Охозии Израильского, окончившуюся уже в 4640 юлианском году ≡ минус 73 астрономическом году это отпадение должно уже было стать слишком очевидным для Самарии. Но никаких военных акций против взбунтовавшегося Меши за краткое время царствования Охозии предпринято не было.

Основатель династии Омридов, Амврий, который был видным генералом Израильского царства и до своего вступления на трон (не позднее тишри осени -104 года), а значит был в курсе всех военных задач Ефрема, вполне мог подавить Моав (при Кемош-мелехе, отце Меши) в 1 титульный год свой, то есть уже осенью 4609 года ≡ -104 года. По крайней мере, именно Амврия моавитский памятный камень обвиняет в подчинении страны Медевской, угнетению которой считается 40 лет. Получается складно с указанным Мешой числом лет гнёта Израиля над страной моавитов, коль скоро за год окончательно решённой независимости Моава считать 9 титульный год Иорама Израильского, продолжавшийся от осени -65 годадо осени-64 года.

Итак,-104/-103 тишритский год = 1 году Амврия; начало гегемонии дома Омри-Амврия над Моавом, 1 год гнёта.

-65/-64 тишритский год= 9 году Иорама; 40 год дома Амврия и гнёта над Моавом, его освобождение.

Ориентир для хронологии эпизодов с двумя отпадениями Меши Моавитского от Иорама Израильского понятен: неудачная попытка была в годы последнего, совпадавшие с правлением Иосафата Иудейского. Меша освободил Моав от ига Израиля ещё при жизни Иорама Израильского, правившего 12 лет, но уже при Иораме Иудейском.

◙ 1 титульный год Иорама Иудейского начался весною 4645 юлианского года ≡ -68 года. Этот царь отсутствует в ветхозаветном рассказе о Меше Моавитском, но только при нём стал зато возможен поход против Моава в качестве третьего царя государя Эдома, а ранее того у идумейцев собственного царя ещё не было.

-73/-72 тишритский год= 1 году Иорама Израильского; 32 год дома Амврия и гнёта над Моавом.

-65/-64 тишритский год= 9 году Иорама; это 40 год дома Амврия; освобождение Моава от власти израильтян.

-62/-61 тишритский год= 12 году Иорама Израильского; Моав уже свободен. Конец дома Амврия.

Иорам Израильский вкупе с Иосафатом Иудейским повел войну против Меши Моавитского, когда уже был ясен отказ последнего посылать дань в Самарию. Союзники очень стеснили моавитов, разгром последних был полный, но некая внезапная перемена обстоятельств спасла в тот раз Мешу (эпизод с принесением в жертву первенца?).


 

Значит, в этом библейском рассказе были объединены две записки, в одной из которых было сообщено о победе Израиля (и союзной с ним Иудеи) над моавитами Меши при первом походе, а во второй, повествующей о другом походе, говорилось уже о внезапной победе Моава над тремя царями, израильском, иудейском и эдомском. Она-то и должна была частично совпадать с известиями, которые мы находим в триумфальном камне Меши.

За то, что было именно два похода на мятежный Моав, притом второй был уже после смерти Иосафата Иудейского, прямо говорит нам то обстоятельство, что собственный царь в Эдоме-Идумее появился только при Иораме Иудейском, а при Иосафате Иудейском его не могло быть.

Прочие дела Иосафата и подвиги его, какие он совершил, и как он воевал, описаны в летописи царей Иудейских. <…>В Идумее тогда не было царя; был наместник царский.

‘IV Царств’. XXII: 45 – 47.

Лишь после смерти Иосафата был возможен поход трёх царей, Израильского, Иудейского и Эдомского, прямо засвидетельствованный в Библии, для подавления Меши Моавитского. Он-то и был неудачен для Самарии. И то для этого, конечно, потребовалось несколько месяцев или лет после смерти Иосафата, чтобы Иудея и Эдом могли замириться и столковаться вместе с Израилем против моавитов.

Так что первый поход против Моава, успешный для Израиля и союзной с ней Иудеи, был в хронологических границах, определяемых воцарением Иорама Израильского и смертью Иосафата Иудейского. Тогда ещё мог быть только поход двух царей, он-то и был победным в полном соответствии с предсказанием Елисея.

Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя; теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою, которую будете пить вы и мелкий и крупный скот ваш; но этого мало пред очами Господа; Он и Моава предаст в руки ваши, и вы поразите все города укрепленные и все города главные, и все лучшие деревья срубите, и все источники водные запрудите, и все лучшие участки полевые испортите каменьями. ‘III Царств’. III: 14 – 19.

Таково было предсказание Елисея о совершенной победе Иорама Израильского, состоящего в союзе с Иосафатом Иудейским, над мятежным Моавом. И поздняя картина триумфальной надписи, по которой Меша Моавитский окончательно прогоняет от стен Кир-Харешета своих врагов, никак не соответствует этому несомненному и явственно сбывшемуся пророчеству Елисея о победе Иосафата Иудейского и Иорама Израильского (что могло означать только принудительное возвращение Моава в число данников Израиля).

Отсюда нетрудно придти к выводу, что первый поход Израиля на моавитов, состоявшийся в связи с предсказанием Елисея о победе ради Иосафата, был действительно успешен и сопровождался союзом лишь двух царей, Иорама Израильского и Иосафата Иудейского.

Поход Иорама Израильского и Иосафата Иудейского против Меши не мог быть ранее 4630 года ≡ -73 года.

Поход Иорама Израильского и Иосафата Иудейского против Меши не мог быть позднее 4635 года ≡ -68 года.

После этой последней временной границы Иосафат уже точно был мёртв и здесь наша верная граница для времени неудачного похода трёх царей, израильского, иудейского и эдомского.

Когда Моавитяне услышали, что идут цари воевать с ними, тогда собраны были все, начиная от носящего пояс и старше, и стали на границе. Поутру встали они рано,и когда солнце воссияло над водою [знамение утра – авт.], Моавитянам издали показалась эта вода красною, как кровь. И сказали они: это кровь; сразились цари между собою и истребили друг друга; теперь на добычу, Моав! И пришли они к стану Израильскому. И встали Израильтяне и стали бить Моавитян, и те побежали от них, а они продолжали идти на них и бить Моавитян. И города разрушили, и на всякий лучший участок в поле бросили каждый по камню и закидали его; и все потоки вод запрудили и все дерева лучшие срубили, так что оставались только каменья в Кир-Харешете. ‘IV Царств’. III: 21 – 25.

NASA. 5MCSE-Maps-05. A-232. Утренне-восходное затмение в Палестине.

Ближайшее к интересующей нас хронологической вехе водное собрание трёх верхних планет было в декабре -66 года на границе Водолея и Рыб.

Наблюдалось оно по вечерам (та самая водная область Зодиака, о которой говорится в III главе ‘IV Царств’). Здесь, стало быть, какая-то другая отметка, так что вставка с утренним Солнцем, надо полагать, относится к полному восходному затмению Солнца ранним утром 20 сентября -60 года в Южной Палестине (Эдом, Синай), которое происходило уже в момент победы моавитов над Иудеей (и ещё вероятно над союзным ей Эдомом). Здесь астрономические вехи войн Моава и царя Меши, מישע, МИШО, с израилитами уже перепутаны.


 

Всего вернее, что весь вышепоказанный эпизод знамение вод следует связывать и с упомянутым собранием Юпитера, Марса и Сатурна между Урной Водолея и водными Рыбами, на границе двух созвездий, в ночь с 14 на 15 декабря -66 года (и во все к ней ближайшие даты). Таковое, действительно, обещало начальный успех Израилю, при том, что внезапная перемена обстоятельств (вероятная жертва первенца и близкий к ней по времени сокрушительнейший удар союзного дайбонитам Арама в спину десятиколенному Израильскому государству) спасла Мешу – она же, стало быть, принесла Моаву окончательную независимость, увенчавшую второй его мятеж против Самарии.

Мне вообще представляется, что небесная воля, буквально события планетных движений и затмений, должны были играть очень важную роль в судьбах старинной литературы, в том числе и в таком, казалось бы, сугубо политическом памятнике, которым является по внешним признакам стела Меши Мовитского. И в нём для нас на первый план выступает вместе со схождением планет в Рыбах -66 года затменное знамение утреннего Солнца -60 года, которое исторически было уже как раз о полном триумфе Моава. Но библейские повествователи все эти астрологические события и исторические повороты соединили из двух источников в один суммирующий рассказ, в котором верно всё, и совместный (успешный первый) поход Иосафата Иудейского с Иорамом Израильским против Моава, и участие царя Эдома (но во втором неудачном походе) и знак воды -66 года и знамение утреннего Солнца -60 года, и невозможность для маленькой страны Моав противостоять оружию царства Израиль, и окончательная победа дайбонита Меши (вызванная чудесно-внезапной помощью бога Кемоша, призвавшего на сторону моавитов арамскую армию царей Дамаска). Верно, но искусственно объединено в одно повествование.

Итак, второй поход царей Израиля, Иудеи и Эдома, приведший снова отпавший Моав к независимости, был не ранее 4645 юлианского года ≡ -68 года, не ранее года смерти Иосафата Иудейского и отпадения Эдома.

Что же касается текста камня Меши Моавитского, то, по моему крайнему разумению, он был окончательно отредактирован около 4653 года ≡ -60 года, когда союзный моавитам библейский царь Арама, Азаил-Хазаэль, уже так стеснил Иеуя Израильского, что тот вынужден был надеяться только на помощь Ассирии, способной влиять и на политические дела окрестностей Мёртвого моря. Отсюда и дань Иеуя Израильского ассирийскому властелину, приподнесённая им не ранее 18 года Шульману-ашареда III, а этот титульно-нисанский год по моим месопотамским изысканиям проходил от весны -62 годадо весны-61 года.

Если предположить, что камень Меши Моавитского называет точную дату 40-летия гегемонии дома Омри-Амврия над моавитами, то получается, что захват моавитами медевско-дайбонитского региона у Израиля и окончательное, успешное отделение Моава от Самарийского царства было не при Иораме Израильском и Иосафате Иудейском, а при Иораме Израильском и Иораме Иудейском, около -66/-65 тишритского года, когда имело место собрание трёх верхних планет в созвездии Рыб (которому по астрологам принадлежат цепи, бичи, все признаки неволи, вражеской власти и невидимых коварств). И вот тогда, и это наша terminus post quem: несомненно только после смерти Иосафата Иудейского, вместе с которой восстали идумеи против власти иудеев, – только тогда мог уже быть неудачный поход трёх царей, Эдомского, Иудейского и Израильского против Меши.

 


Вот в 16 – 22 стихах VIII главы ‘IV Царств’ библейский писатель рассказывает:

В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, воцарился Иорам, сын Иосафатов, царь Иудейский. <…>И выступил Едом из-под руки Иуды до сего дня.

Итак, лишь после смерти Иосафата в Эдоме-Идумее появляется независимое государство и царь, который мог участвовать, но только во втором походе против Меши Моавитского, бывшем уже при Иораме Иудейском, то есть никак не ранее -68 года.

И сказал: какою дорогою идти нам? Он сказал: дорогою пустыни Едомской, и шли они обходом семь дней, и не было воды для войска и для скота, который шел за ними. И сказал царь Израильский: ах! созвал Господь трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава.

‘IV Царств’. III: 8 – 10.

Только что ради Иосафата Иудейского Елисей предрёк Иораму Израильскому победу над Мешой Моавитским. Так и было в первом походе Иорама Израильского и Иосафата Иудейского. Первый поход, совершённый Иорамом Израильским и Иосафатом Иудейским около 4643 года ≡ -70 года, завершился возвращением Моава в лоно Самарийского государства; выступление моавитов было подавлено, Меша снова стал посылать дань в Самарию Иораму (добыча же должна была, само собой, достаться Иосафату Иудейскому).

Но исторически слова Елисея о победе над Моавом не относилось ко второму походу, судя по всему, 4648 года ≡ -65 года, трёх царей, Иорама Израильского, Иорама Иудейского и Эдомского (Идумейского), в итоге которого восторжествовал Меша Моавитский, спасённый ударом сирийцев Азаила-Хазаэля по Израилю.

Итак, было два отпадения и два похода союзников против моавитских этих мятежей, сначала успешный для Израиля и Иудеи, затем неудачный, вместе с царём Эдома. Второй поход, имевший место около 4648 года ≡ -65 года, тот, что состоялся при Иораме Израильском, при царе Эдома и при Иораме Иудейском, который в рассказе явственно не фигурирует, видимо, начался за здравие, но окончился полной неудачей; по итогам его Моав был свободен и, всего вероятнее, уже официально признан самарийцами независимым.

Что же касается жертвоприношения первенца Меши, то оно могло быть во время любого из этих походов, и в первом случае, когда Меше нужно было, чтобы враги ушли, удовольствовавшись данью, и особенно во втором, когда его войска были заперты в Кир-Харешете и только заступничество Кемоша, принявшего ужасную жертву, принесло избавление в виде стремительной и успешной атаки союзника, арамского царя Азаила-Хазаэля. После этого решающего удара сирийцев с севера армии Израиля, Иудея и Эдома беспорядочно отступили от Кир-Харешета, позволив Меше занять Дивон-Дайбон, затем Нево, то есть освободить землю Медевскую по воле Кемоша, как утверждает стела Меши-Месы.

Верхние восемь линий моавитской стелы Меши, посвящённой Кемошу и Ашере, божественной паре войны и наслаждений, идеальным божествам древнего языческого культа.

Так что приблизительно дело восстанавливается следующим образом: за смертью сына Амврия, Ахава Израильского, вассал его династического дома, Меша Моавитский, рискнул восстать (не стал посылать дань), что очень скоро выяснилось. Охозия Израильский не подавил восстания прежде даннической земли Моав. В начале следующего царствования, не ясно когда, но скорее всего, летом 4643 года ≡ -70 года,Иорам Израильский при поддержке Иосафата Иудейского удачно воевал с Мешой, принудив последнего к покорности.

Надо полагать, что Венададу, царю Дамасска Арамского, тогда было не до проблем Меши из-за того, что ассирийцы стояли на Евфате, угрожая собственно Южной Сирии. И месопотамские клинописи

этому служат подтверждением: в 10 году царя Шульману-ашареда III, а его начало я отношу на весну -70 года, как раз показан поход в сторону Средиземного моря.

Перевод части надписи Меши Моавитского.


 

Пророчество Елисея однозначно рисует нам полную победу Иорама Израильского над Мешой Моавитским ради Иосафата, царя иудейского. Но вот Иосафат умирает, а почти на половине его государства, в стране Эдом, образовывается независимое царство идумеев. Теперь Меша снова рассчитывает на успех, его враги, Израиль и Иудея, ослаблены. Его ждёт разочарование: царь Эдома скоро сговаривается с Иорамом Израильским и Иорамом Иудейским: тогда около 4648 года ≡ -65 года, происходит вторая экспедиция против Моава. Она сначала развивается успешно для союзников, но в итоге всё-таки, завершается неслыханной неудачей иаковитов и эдомитян: совершенной независимостью Моава. Впрочем, и это были ещё не все события, отмеченные памятной стелой Меши. Ею, полагаю, было своеобразно зафиксировано и знамение утреннего солнечного затмения -60 года в созвездии Астарты (Аштар-Кемош, выражаемой на небе зодиакальной Девой), близкого по времени к удачной для Моава войне уже с Иудеей за Хоронаим, – схватки, отмеченной в последних стихах стелы Меши.

Нет никаких оснований думать (как это у Эрнста Ренана), что триумфальный монолит Меши был воздвигнут до того жертвоприношения первенца, который изображён ужаснувшимся библейским писателем.

И я вполне согласен с Юлиусом Оппертом, относившим время составления этого моавитского панегирика Кемошу и Аштар уже на правление Иеуя Израильского. Так что выражение Меши, “усладившего взор свой на [ужасной судьбе, вырезанного Иеуем, династического] дома Ахава” воспринимается несколько жутковато, но зато и предельно точно.

Так все эти события двух различных по историческим итогам походов в Моав, а всего трёх войн Меши (неудачной после первого мятежа, приблизительно 4643 года ≡ -70 года; затем триумфальной при втором отпадении, приблизительно 4648 года ≡ минус 65 года; наконец, тоже очень успешной, когда около 4653 года ≡ -60 астрономического года был отобран у Иудеи Хоронаим), оказались сведены в один библейский рассказ, который превосходно и независимо дополняется монолитным памятником Меши. И слова жестокосердого моавитского героя о том, что Израиль “погиб навсегда” нельзя оценить иначе, как только радость по поводу ужасного поражения, понесённого Самарийским царством от Хазаэля-Азаила, царя сирийского Арама в последние дни Иорама Израильского или уже при Иеуе (4652 и 4653 годы Юлианского Периода Скалигера; с зимы -62/-61 годов).

В те дни [то есть уже при Иеуе – авт.] начал Господь отрезать части от Израильтян, и поражал их Азаил во всем пределе Израилевом, на восток от Иордана, всю землю Галаад, колено Гадово, Рувимово, Манассиино, начиная от Ароера, который при потоке Арноне, и Галаад и Васан.

‘IV Царств’. X: 32 – 33.

Соловейчик И. И. Исследования о надписи Меши. // ЖНМП. +1900 год. Октябрь. С. 99.

Неточна, напротив, именно ассирийская клинописно-историческая летопись, а библейская гораздо вернее.

Из сопоставления данных камня Меши и этих библейских слов ясно, что область колена Рувим, земля Медевская, была после разгрома Израиля поделена Арамом и Моавом, а земли Гада и заиорданского Манассии перешли в руки дамасского царства Арам. Так что после Ахава Израильского и Иосафата Иудейского государственные территории двух иаковитских царств были микроскопическими. Самой важной страной региона уже вполне прочно стал Арам, со столицей в Дамаске. И только периодические набеги ассирийцев не позволяли арамлянам создать более масштабного государства на Ближнем Востоке и ещё более стеснить два иаковиитских государства.

Снимок перевода стихов памятного камня Меши Моавитского взят со С. 494 Т. II в работе А. П. Лопухина ‘Библейская история при свете новейших исследований и открытий’.

В приведённом выше отрывке из специальной работы Соловейчика сжато отражена, помрачающая умы клерикально-классических календаристов, невязка ассирийских и библейских дат, из которой невозможно выбраться, не применяя здесь вековой спагирической (антиниколаитской) поправки в 832-833 года, что тотчас приводит нас к тому факту, что утренний мрак Амоса это затмение +29 года, а ступени Ахазовы были приложены библейским писателем к солнечной тени +83 года.

Нам следует помещать годы царствования Меши приблизительно в реально-спагирическом интервале -95_-60 годов, а в научно-классическом счислении Иосифа Скалигера около 4618_ 4653 юлианского годов.

И тогда только смерть Ахава, так как она выясняется из существа ассирийских источников, окажется совпадающей с относительной библейской хронологией в её традиционном начертании без катастрофического провала в 46-49 лет, хотя и с необходимым переносом древней истории ближе к нам, вперёд на восемь столетий.


 

Массивный чернобазальтовый камень Меши Моавитского в честь Кемоша, כמוש, КМУШ (Хамос, божество Моава и Аммона, заиорданских стран) и Аштар, Астарте, עשתרת, ОШТРТ был найден в +1868 годунемецким путешественником. Вот некоторые интересующие нас строки этого древне-семитского памятника.

Я Меша, сын Кемош-мелеха, царь Моава, дайбонит. Отец мой царствовал над Моавом тридцать лет и я царствовал после отца моего. И я воздвиг высоту эту Кемошу в Кархо. Высоту Спасения, потому что он спас меня от всех царей и усладил мой взор на всех моих ненавистниках. Амврий, царь Израильский, – тот теснил Моава много дней, потому что гневался Кемош на страну свою. И наследовал ему сын его, и сказал также он: ”буду теснить Моава”. Во дни мои сказал он так; но я усладил мой взор на нем и на его доме, и Израиль совершенно погиб навеки. И завоевал Амврий всю страну Медевскую и жил в ней Израиль в продолжение его дней и половины дней его потомков, – сорок лет, и возвратил ее Кемош во дни мои. <…>И сказал мне Кемош: “иди, отними Нево у Израиля”; и я пошел ночью, и воевал против него от появления утренней зари до полудня [я усматриваю здесь именно знамение утраавт] и взял его, и истребил всего его: семь тысяч граждан и метэков и гражданок и женщин-метэков и рабынь, потому что Аштар-Кемошу я посвятил его; и я взял оттуда жертвенные очаги Яхве и притащил их пред лицо Кемоша.

Под половиною дней потомков Амврия я понимаю ту часть их правления (дни Ахава, Охозии и Иорама, у последнего это 9 лет), которая соответствовала гнёту Израиля над Моавом. Другая часть (“половина”) правления, то есть 3 года Иорама Израильского, в счёт сорока лет не включалась, поскольку её свойство это отсутствие для исчисляемых лет царей Самарии подчинённости им Меши Моавитского.

Приблизительная картина территориальных приобретений Арама и Моава за счёт царства Израильского около -65 года, то есть в конце правления Иорама, сына Ахавова, и в начале правления Иеуя.

Правивший 30 лет Кемош-мелех, отец Меши, являлся, стало быть, современником Ваасы и Амврия Израильских. Последний привёл моавитов к покорности в самом начале своего царствования, в-104/-103 году. Ахав в Самарии воцарился уже при царствовании Меши, который пережил своего притеснителя, увидев династию Амврия и Ахава истреблённой, а Израиль поры Иеуя – расчленённой жертвой Сирии и данником Ассирии. Обычные политические карты эпохи Иеуя изображают Израильское царство в виде клочка земли, с трёх сторон окружённого владениями Сирии-Арама. Это, судя по всему, верно, но Израильское царство устояло, дождавшись лучших времён уже при Иеровоаме II, хотя я и не согласен с тем, что даже всю Сирию иногда залихватски включают в его государство. Арамско-Дамасское царство вовсе не было уничтожено набегами Иеровоама II, оно никуда не исчезало вплоть до эпохи Факея Израильского, когда его уничтожили отряды Тукульти-эпиль-эшарра III.

Снимок перевода тех же стихов камня Меши Моавитского взят со С. 495 тома II в работе А. П. Лопухина ‘Библейская история при свете новейших исследований и открытий’.

Классические учёные говорят нам, что Аштар-Кемош это причудливый синтез двух ханаанско-арамейских божеств, женской Аштар-Астарты и мужского Кемоша-Хамоса, а мы находим, исходя из хронологических и астрономических обстоятельств дела, что Аштар эта явилась глазам моавитских и эдомских звездочётов ранним утром в своём звёздном облике зодиакальной Девы при солнечном затмении 20 сентября -60 года в качестве небесного знамения победы дайбонита Меши. Имело же место это знамение с небес в земле Эдом и в Южной Иудее, где шла линия полного затмения. Из исторических сопоставлений мы видим, что знамение Аштар-Кемош, затмившейся созвёздной Девы, произошло около времени победы моавитов над Иудеей в борьбе за Хоронаим, описанной в последних строках триумфальной стелы царя Меши.


 

Надо полагать, что смысл надписи на стеле Меши это благодарность Кемошу за восприятие ужасной жертвы первенца: моавиты разбили своих врагов, сынов Израилевых и в земле Медевской и теперь уже под Хоронаимом, а знамением тому было определено книжниками Моава утреннее полное затмение Солнца в небесных чертогах Аштар-Кемош (Астатры), в созвездии Девы, что было 20 сентября -60 года.

Затмение это в полной фазе (когда днём, в данном случае ранним утром, были видны звёзды, словно ночью) шло по землям Эдома, только что отпавшего от враждебной моавитам Иудеи и сразу же ставшего ненавистником Моава. Тогда-то Иеуй Израильский уничтожил дом Амврия и Ахава, и тем доставил вторую усладу глазам Меши. А первая его радость была от того что арамляне Азаила совершенно разгромили Израиль. Десятиколенное царство потеряло большую половину своей территории. Это была ещё одна услада для торжествующего дайбонита.

Ттриумфально-благословительная надпись богу Кемошу-Хамосу была изобретена грамотеями Меши Моавитского именно после второго, неудачного, похода израилитов на Моав, который был при Иораме Израильском, даже после крушения династии (дома Амврия и Ахава) и “погибели Израиля” (заключавшейся в разделе его заиорданских областей Арамом и Моавом). И горькое признание библейского текста 32 – 33 стихов X главы ‘IV Царств’ было усладой для взора Меши. Моаву досталось при умалении Израиля очень немного, судя по всему, только юго-западная половина бывшей области колена Рувим. Арам получил весьма значительные земли, приблизительно вдесятеро больше, чем Моав. Зато последний был уже независим от Израиля и стал расширяться за счёт Эдома и Иудеи (приобретение Хоронаима около -60 года).

Таблица XLVII. К хронологии двух отпадений Меши от Израильского царства и двух походов против Моава.

ИУДЕЯ реальные годы ИЗРАИЛЬ реальные годы за 1 год дома Амврия и Ахава я считаю -104 год за 40 год дома Амврия и Ахава я считаю -65 год
16 тит. год Иосафата -74/-73, нисанский -75/-74, тишритский 19 тит. год Ахава 6 год Шульману-ашареда III – поход в Сирию.   смерть Ахава, после которой
17 тит. год Иосафата -73/-72, нисанский -74/-73 1 тит. год Охозии Меша Моавитский начинает мятеж против Израиля    
18 тит. год Иосафата -72/-71, нисанский -73/-72 1 тит. год Иорама самый ранний из возможных сроков первого похода на отпавший Моав    
19 тит. год Иосафата -71/-70, нисанский -72/-71 2 тит. год Иорама 9 год Шульману-ашареда III.    
20 тит. год Иосафата -70/-69, нисанский -71/-70 3 тит. год Иорама 10 год Шульману-ашареда III – поход в Сирию, удобнейший момент для атаки на Моав, опекаемый царями Арама. Пророчество Елисея о победе. Поход ИорамаИзраильского и Иосафата Иудейского успешен.
21 тит. год Иосафата -69/-68, нисанский -70/-69 4 тит. год Иорама все эти дни в Эдоме наместник Иосафата Иудейского    
1 тит. год Иорама -68/-67, нисанский -69/-68 5 тит. год Иорама От Иудеи отпадает Эдом, там есть теперь царь второе отпадение Меши Моавитского от Израиля.  
2 тит. год Иорама -67/-66, нисанский -68/-67 6 тит. год Иорама 13 год Шульману-ашареда III.    
3 тит. год Иорама -66/-65, нисанский -67/-66 7 тит. год Иорама 14 год Шульману-ашареда III. Время ассирийского удара по Венададу II союзнику Моава, когда цари Дивона и Дамаска ещё врядли могли обеспечить независимость Меши от Самарии.
4 тит. год Иорама -65/-64, нисанский -66/-65 8 тит. год Иорама Собрание трёх верхних планет в Рыбах (Темнице) ТРИ ЦАРЯ замирение Эдома с Иудеей, их союз с Израилем против Моава. Царём в Араме вместо Венадада II становится Азаил.
5 тит. год Иорама -64/-63, нисанский -65/-64 9 тит. год Иорама 40 лет дому Омри-Амврия. Неудачныйвторой поход Иорама Израильского на Мешу; ему сопутствуют Иорам Иудейский и царь Эдома; удары Азаила по Израилю; победа и свобода Моава.
6 тит. год Иорама -63/-62, нисанский -64/-63 10 тит. год Иорама 17 год Шульману-ашареда III.    
7 тит. год Иорама СМЕНА ЦАРСКОГО НОВОГОДИЯ -62/-62, нисанский, полугодие -63/-62 11 тит. год Иорама 18 год Шульману-ашареда III – поход в Сирию. Год этот царско-нисанский продолжался от весны -62 года до весны -61 года.
1 тит. год Охозии -62/-61, тишритский -62/-61 12 тит. год Иорама Дань от Иеуя Шульману-ашареду III была принесена в -61 году, то есть никак не ранее хешвана (октября) осени -62 года, а вероятнее всего уже зимою^весною -61 года. Поражение Израиля и Иудеи от Азаила Сирийского.
1 год Гофолии -61/-60, тишритский -61/-60 1 тит. год Иеуя Разгром Израиля дамасским Азаилом, отторжение территорий за Иорданом; В ответ Израиль и Иудея делают ставку на союз с Ассирией, вызывая её поход к Мёртвому морю. Моавиты воюют у иудеев Хоронаим.
2 год Гофолии -60/-59, тишритский -60/-59 2 тит. год Иеуя 21 год Шульману-ашареда III с весны -59 года – поход в Сирию. Знамение Астарты (Солнце в Эдоме и Моаве затмилось в Деве); уступка иудеями Хоронаима Меше. Торжественная стела последнего.

Красным цветом показаны графы единственно возможные сроки для победного похода Иорама Израильского и Иосафата Иудейского против моавитов.

Зелёным цветом показаны графы единственно возможные сроки для неудачного похода трёх царей, Израильского, Иудейского (уже не Иосафата) и Эдомского против Моава.


 

Здесь, таким образом, я стою на той точке зрения, что 40 лет угнетения моавитов царством Израильским, показанные хвалебной стелой Меши, не есть одно только округлённое число, оккультно-книжная хронологическая формула древних, но ещё и возможно-строгий указатель для поиска верной хронологии.

Мы теперь знаем, что начало 1 года титульного правления Амврия приходится на 4609 юлианский год ≡ -104 год; и максимум нашего внимания должен быть обращён к 4648 году периода Скалигера ≡ -65 астрономическому году, сороковому, что и требуется текстом стелы Меши, для династии Амври

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЕРЕМЕЙ КРАЙНИЙ

Козерог v Стрелец u Скорпион t Весы s Дева r Лев q... Старинная космография Северная полусфера неба с зодиакальным... Библейская летопись двух царств от Разделения единого Еврейского царства до рубежа нашей эры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экскурс 3. Опыт согласования исторических и астрономических явлений в Библии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕРЕМЕЙ КРАЙНИЙ
ЦАРСКИЕ ВЕХИ СПАГИРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ   первая серия летосказания древних народов ЦАРСКИЕ ВЕХИ

Предуведомление читателю.
Здесь, в первой серии ‘Спагирической хронологии’, будут разобраны израилитские, месопотамские и египетские древности, относящиеся к Интегральному вольту (академической ошибке в хронологии, эталонно

Через 2 годовых пункта
-147 год = 4566 год Юлианского Периода -147 ≠ -980 3 титульный год Иеровоама I Израильского {3 год} 3 ти

Образец ветхозаветного астрологического мифа: зодиакальный Стрелец и проклятие Ахава.
По мнению библейского оккультиста Бог судил Ахаву умереть от стрелы, посланной из лука, вероятно, потому, что воцарение богомерзкой династии Омридов сопровождалось схождением трёх верхних планет в

Библейская летопись двух царств от рубежа нашей эры до утверждения Осии в Самарии.
Перейдём ко второму отделу хронологии царств Иудейского и Израильского, который помещён за началом нашей псевдо-эры от Рождества Христова (установлена она была в конце своего десятого века).

Следы астрономии в библейских текстах.
Когда ты удалишь из среды своей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и м

Видения Елисея: Стрелец -15 года и Рак -9 года.
Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его! И сказал ем

О хронологии, астрономии и родословии у составителей священных библейских текстов.
У составителей Ветхого Завета за единой литературной фигурой Азарии-Озии стоят сразу два реальных израилитских царя. Азария, старший сын Амасии, предшественник, и наследник, Озия, царствование кото

Пророчество ‘Амос’.
1 стих I главы датирует книгу ‘Амос’ царствованиями Озии Иудейского и Иеровоама II Израильского. При этом мы находим в ней неоднократные воспоминания об утреннем и полуденном затмении. И б

Пророчество ‘Михей’.
В указанной библейской книге религиозный момент снова естественно увязан с шифром астрономического события (затмения Солнца в Стрельце, являющегося астрологическим домом Бога и благочестия).

Благочестивый Езекия и поганый Сеннахирим.
Вкратце посмотрим здесь и на этот самый яркий ветхозаветный астральный миф, относящийся к истории царя Езекии и пророка Исаии, противостоявших натиску воинственных атурцев. И возвратился Р

Ступени солнечной тени в тетрадях Езекии и Ахаза.
И было слово Господне к Исаии, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, и увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать

Пятнадцать лет, прибавленных праведному Езекии.
В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь. И отворотился [Е

Книга ‘Наум’: собрание планет и затмение Солнца в созвездии Льва.
Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосянина. ‘Наум’. I: 1. Пророчества и видения были наблюдением за Божьими письменами, которые оккультисты читали в движении планет по зодиакаль

Пророчество Ионы.
Большой Кит, רבא דג, ДГ РВА = רבא נונא, НУНА РВА, Большая Рыба, это небесное знамение в созвездии Кита (астроло

Библейская летопись двух царств от утверждения Осии в Самарии до гибели Иерусалимского храма.
Здесь пришла пора для третьего отдела библейской хронологии, который нам удобно начать с 1 года единовластия Осии в Северном царстве десяти колен, то бишь в Израильском государстве, “в Ефреме”.

Экскурс 1. Обзор звездочётно-календарных хлопот у библейских оккультистов.
При Манассии было каскадное собрание во Льве и Деве, но схождения в этих созвездиях пришлись на два разных титульных года его правления, календарно оказались разорваны. В самом деле, во Л

Экскурс 2. Хронологические конспекты для иаковитских царств с прибавлениями.
Правление Иеровоама II, который помещается библейскими календаристами прямо перед началом израильской части иаковитской лакуны, уже много столетий даёт клерикально-николаитским календаристам неисче

Экскурс 4. Отчёт по нескольким хронологическим вопросам.
Воспользуемся нашими таблицами и теперь, а ещё немного забежим вперёд, чтобы заглянуть в Израилитско-Месопотамскую синтагму. Неудачный поход Син-аххе-эриба (библейского Сеннахирима) в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги