рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическая мысль в России (Х-ХХ вв.)

Политическая мысль в России (Х-ХХ вв.) - раздел Образование, ПОЛИТОЛОГИЯ Русская Философия Как Оригинальное Образование Мировой Философской Мысли Возн...

Русская философия как оригинальное образование мировой философской мысли возникла в Киевской Руси в процессе ее христиа­низации и развивалась во взаимосвязи с русской культурой. Основ­ные исторические формы русской философии могут быть соотнесены с тремя крупными и относительно самостоятельными эпохами разви­тия русской культуры с XI по XIX век включительно.

Первой эпохой является период XI-ХVIII веков, типологически соответствующий эпохе средневековья и западноевропейской куль­туре. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).

Второй эпохой в историческом становлении русской культуры явился период конца ХVII - первой четверти XIХ века, начавшийся реформаторской деятельностью Петра I в целях европеизации России. Идеал православной святой Руси завершается идеалом сильного светского государства.

Третья эпоха русской культуры берет начало со второй чет­верти XIX века, с восстания декабристов, в философии которых продолжалась секулярная тенденция ХVIII века. Рождается русская культура, а вместе с ней национальное самосозна­ние, ставящее основную тему - тему специфичности, особой миссии и судьбы русского начала в мировой истории. В этом контексте возникает третья историческая форма русской политической философии, отличающаяся высокой оригинальностью и тесной связью о за­падноевропейской философией XVII-XIX веков.

Важной вехой в истории освободительного движения, общест­венно-политической мысли России первой четверти XIX века была деятельность дворянских революционеров-демократов. Их воззрения на общественно-исторический процесс носили просветительский ха­рактер. Свободомыслие в религии и в политике, республиканская форма правления, основанная на общественном договоре, подготовляются, по К.Ф. Рылееву, просвещением, борьбой с невежеством и суевериями.

Сторонниками теории естественного права и «общественного договора» были декабристы. Согласно их учению, люди от природы равны и свободны; в древности народы не знали рабства и угнете­ния, и там процветала стихия демократическая - общинная. Источником власти был народ, который все важные вопросы решал на ве­че. Движение декабристов - важное звено в общеевропейском рево­люционном процессе начала XIX века. Центральным вопросом политической жизни России 40-60-х го­дов XIX века был вопрос об отношении к крепостному праву и его порождениям.

Идеологами самодержавия были С.С.Уваров, И.П.Погодин, С.П.Швырев и др. В начале 30-х годов министром просвещения Ува­ровым были выдвинуты принципы православия, самодержавия, народ­ности, доказывающие, что русский народ по природе своей религиозно-мистичен, покорен, предан царю, православной церкви и по­мещикам. Идеологи крепостнического лагеря объявили самодержавие наилучшей формой государственной власти России, выдвинули концепцию самобытности исторического пути русского народа, согласно которой России чужды классовые противоречия и революционные преобразования, а русскому народу присуще смирение и преданность самодержавию.

Наряду с официальной идеологией крепостнического лагеря с 40-х годов XIX века в русской общественной мысли существовало славянофильское течение. Его виднейшие представители: А.С.Хомяков (1804-1860), К.С. Аксаков (1817-1860), И.К. Киреевский (1806-1856), Ю.Ф. Самарин (1819-1876) и др.

У истоков оригинальной русской политической философии XIX веков стоит П.Я. Чаадаев (1794-1856). До конца 1825 года Чаадаев был связан с декабристами, разделял их антикрепостнические идеи, что нашло отражение в его «философских письмах».

В полемике со славянофильством складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к основным течениям западноевропейской философой мысли. Истоки ее лежат в концепции Чаадаева. Хотя Чаадаев, как и славянофилы, - представитель русской романтической культурной традиции, его религиозность, как правило, чужда западничеству. Т.Н. Грановский (1813-1855), М.А. Бакунин (1814-1876), В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877), Н.Г. Чернышевский (1828-1888), Н.А. Добролюбов (1836-1861) – философы светские, тяготеющие к материализму и атеизму.

Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами Белинского, Герцена, Огарева, Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Они были хорошо знакомы с учениями западноевропейских социалистов-утопистов. Осмысливая эти учения, они пришли к выводу, что социализм требует социальных преобразований и может быть осуществлен. Д. Писарев писал, что в самой природе человека объективно необходимы условия порядка и социальной солидарности. И далее он указывал, что рабство упало, феодализм упал, «упадет когда-нибудь и тираническое господство капитала».

Революционные демократы, борясь за уничтожение самодержавия и крепостнического права в стране, строго критиковали помещичье-буржуазных либералов, проводя идею социализма и революционного действия. В этой ориентации отразилась специфика русского Просвещения, впитавшего опыт утопически-социалистической критики буржуазного и либерального политического строя и связавшего демократию и социализм. При этом социализм виделся возникающим либо посредством крестьянской революции, либо из общины (русский социализм Герцена), либо как строй производственной ассоциации (Чернышевский), либо как безгосударственный коммунизм (Бакунин).

В конце 60-х – начале 70-х годов XIX века резко выраженные черты философии индивидуальности стали сглаживаться в идеологии революционного народничества, предтечами которого были Герцен, Огарев, Чернышевский и другие революционные демократы. Главными идеологами народничества были П.Л. Лавров (1823-1900), М.А. Бакунин (1814-1876), П.А. Кропоткин (1842-1921), Н.П. Ткачев (1844-1888). С помощью «субъективной социологии» народники пытались обосновать идею некапиталистического пути развития для России. По способам, каким революционные народники намерены были достигать этой цели, их можно разделить на следующие направления: народники-пропагандисты во главе с Лавровым; народники-анархисты, возглавляемые Ткачевым. Первые считали главным пропаганду революционных идей; вторые полагали, что народ готов к революции и стремились поднять его на выступление; третьи пытались создать узкозаговорщическую организацию, готовящую переворот в целях захвата власти и освобождения народа от тирании царей, помещиков, капиталистов и проведение социальных преобразований.

Общим взглядом для всех народников было утверждение, что Россия придет к социализму специфическим путем – через крестьянскую общину, что основной силой социалистической революции будет не пролетариат, а крестьянство. Народники считали главным двигателем истории не народные массы, а героев – критически мыслящих личностей.

Непосредственными продолжателями славянофильской философии тотальности в 60-70-е годы выступали почвенники – А.А. Григорьев (1822-1864), Ф.М. Достоевский (1821-1881), Н.Н. Страхов (1828-1896). Термин «почвенничество» возник на основе публикации Ф.М. Достоевского с призывами вернуться к «своей почве», к народным национальным началам. Почвенничество было идейно родственным славянофильству в нравственной ориентации на русское крестьянство. Вместе с тем представители этого направления признавали положительные начала в западничестве. Они полемизировали с теоретизмом славянофилов и нигилизмом революционных демократов и обратились к сфере иррационально-подсознательного. Ф.М. Достоевский в набросках «системы истинной философии» приводил аргументы в пользу бессмертия души и построил историческую концепцию, в которой история человечества делится на три стадии: патриархальность (естественная коллективность), цивилизация (болезненная индивидуализация, порождающая «сознание» как болезнь) и христианство как синтез предыдущих. По Достоевскому, социализм – путь внешнего устроения человечества, тогда как основой всякой справедливости выступает нравственное совершенствование человека через веру в бога на земле.

К концу XIX века дилемма тотальность-индивидуальность достигает особой остроты (противостояние Н.Ф. Федоров – Л.Н. Толстой) и одновременно порождает особый новый синтез (философия положительного единства) В.С. Соловьева (1853-1900). Философия Соловьева впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX века. В славянофильской традиции противостояния западному рационализму он начинает с критики отвлеченных начал, выдвигая идеал свободной теософии, совмещающий эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Соловьева – свободная теократия, или вселенская церковь, чуждая национализма и объединяющая православие, католицизм и протестантизм.

Философская мысль России XIX века, развиваясь во взаимосвязи с русской культурой, выявила свои магистральные направления, нашедшие продолжение в ХХ веке. Через Чаадаева, Соловьева, Федорова, Достоевского пролегла дорога к философским поискам Н.А. Бердяева (1874-1948).

Русская религиозная философия конца XIX – начала ХХ века есть прямое продолжение европейской философии и вместе с тем явление специфически русское. Корни его не только в родной почве, но и в тех учениях, которые вынашивала европейская мысль, и прежде всего – немецкой классической философии. Однако русские мыслители были заняты разработкой положительной философии. Это философия творящего духа, философия ценностей, святынь, философия любви. На первом месте – Бог, абсолют, идеал, без которого невозможна мораль, но главное, что делает человека человеком, - чудо нравственного закона. Абсолютная вера в Бога выражена и в следующих словах Бердяева: «Бог есть моя свобода, мое достоинство духовного существа».

Русский религиозно-философский ренессанс, выступающий продолжением философской и художественной классики, выдвинул русскую мировоззренческую мысль на мировой уровень. Русская культура и православие питали его. Они в основном нерасторжимы, тождественны. Православная церковь – единственный социальный институт, оставшийся неизменимым на протяжении десяти веков. Православие принесло нам письменность и государственность. Мощная Киевская держава – прямой результат принятия Русью христианства; освобождение от татарского ига и возвышение Москвы, собравшей вокруг себя русские земли, связано с именем Сергия Радонежского. Не только русская воинская доблесть, повседневный труд и быт, но и русское просвещение носило религиозные черты. Русскую классику XIX века невозможно понять вне православной идеи.

«Русская религиозная мысль XIX века, - писал Н. Бердяев, - замечательна не по совершенству своих творений, а по своей религиозной взволнованности и скрытой в ней проблематике. Она поставила остро религиозные проблемы нашей эпохи, которые не имели еще никакого обязательного церковного разрешения и к творческому разрешению которых будут призваны грядущие поколения».

Большой вклад в её решение, помимо названных выше мыслителей, внесли А.С. Алексеев, П.И. Новгородцев, С.А. Котляревский, И.А. Ильин и ряд других ученых и общественных деятелей.

Нельзя не выделить фундаментальные труды Сергея Андреевича Котляревского (1873-1940) по данной проблеме, в том числе «Конституционное государство», «Власть и право», «Проблема правового государства» и др. С.А. Котляревский резонно утверждал, что не всякое конституционное государство является правовым, ибо не вся конституция обеспечивает полноправие граждан. Однако осуществление конституционного строя есть необходимая предпосылка появления правового государства. Первостепенное значение при этом имеют «верховенство закона» в жизни общества и государства и «ответственность, связанная с актами государственного властвования». Немаловажное значение имеет и вывод ученого о том, что принципы правового государства должны действовать не только в области политики и права, а во всех сферах жизни общества, что они вполне совместимы «с разнообразными программами и идеалами социальной и культурной политики».

С.А. Котляревский глубоко разработал проблему соблюдения гражданских и политических прав и свобод человека в условиях конституционного и правового государства. Речь идет, в частности, о таких правах, которые связаны со свободой совести, печати, собраний, организаций союзов, предпринимательской деятельности.

Теоретические проблемы правового государства, рассматривались в работах известного юриста и философа Павла Ивановича Новгородцева(1866-1924). Он рассматривал исторический процесс с точки зрения неокантианской философии. Это, в частности, означает, что все проявления человеческой культуры, в том числе государство и право, рассматривались им как воплощение в практической деятельности людей некоего «абсолютного идеала», который не есть продукт духовной деятельности людей, а дан им свыше, носит надысторический характер. По словам Новгородцева, этот идеал находится не в ряду общественных процессов, а «над ним».

Особое значение П.И. Новгородцев придавал развитию в обществе демократических институтов, которые должны эффективно защищать интересы и права каждой личности. Он разделял понимание демократии как «формы государства, в которой верховенство принадлежит общей воли народа». Поскольку же в качестве общего идеала все более принимается идеал правового государства, то и демократию следует рассматривать «как одну из форм правового государства».

Большой вклад в развитие политологии внес выдающийся русский мыслитель Иван Александрович Ильин (1882-1954). Он исследовал широкий круг вопросов, касающихся государства и права, свободы личности, её национального, политического и правового сознания и т.д.

В основе политологических воззрений И.А. Ильина лежат его представления о свободе человека – внешней и внутренней. Под внешней свободой он понимал свободу от внешнего принуждения, насильственных предписаний и запрещений, угроз и преследований со стороны других людей и общества. Эту свободу он характеризовал как общественную. Внутреннюю свободу он истолковал как духовную свободу человека, свободу его мысли и воли, их свободное и творческое выражение.

Политическая свобода трактуется И.А. Ильиным как разновидности внешней свободы, которая проявляется в том, что «человеку предоставляется свободно говорить, писать, выбирать, решать и подавлять свой голос в делах общественного устроения». Всё это должно проявиться в добровольном законособлюдении, чувстве долга и неподкупности. Народ, лишенный чувства ответственности, не способен управлять государством, утверждал И.А. Ильин. Неизбежное в этом случае несоблюдение законов ведет к разного рода преступлениям. В жизнь внедряются всяческое воровство и мошенничество, продажность и взяточничество; люди не стыдятся уголовщины – и народоправство становится своей собственной карикатурой.

Упрочение правовых основ существования государства, создание условий для свободной жизнедеятельности каждого человека, для экономического и духовного процветания общества – такова, по мнению И.А. Ильина, должна быть цель подлинно народной политики. Истинный успех политики есть «расцвет народной жизни», - писал он. Политика характеризовалась им как служение, прежде всего, служение народу. Она проявляется, в частности, в волевом искусстве объединять людей ради высоких целей. В этом смысле она предполагает определенный идеал, хотя всегда должна быть «трезво-реальной». И.А. Ильин писал, что нельзя без идеала … политика не должна брести от случая к случаю, штопать наличные дыры, осуществлять безыдейное и беспринципное торгашество, продаваться легкомысленной близорукости. Истинная политика видит ясно свой идеал.

Чрезвычайно важные и актуальные в настоящее время вопросы политики, в том числе политического сознания и политических отношений, касающиеся наций, национального патриотизма и национализма, рассматриваются в трудах И.А. Ильина. Он исходил из того, что здоровый национализм людей связан с их духовным восприятием Родины и духовным единством своего народа, но больной, уродливый, извращенный национализм действительно ведёт к взаимной ненависти народов, к их ослаблению и культурному застою. Немало внимания уделяет мыслитель так называемому «русскому национализму», суть которого, по его словам, заключается в любви русского человека к своей русской нации, к «историческому облику и творческому акту своего народа». Он писал, что в русском национальном чувстве «скрыт источник достоинства», которое Карамзин обозначил когда-то, как «народную гордость», что это чувство всегда выступало как «источник единения, которое спасло Россию во все трудные часы её истории».

Государство характеризуется им как «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти». В его объединениях сущности и значения государства доминируют правовые мотивы и аргументы. Особенно подчеркивается роль правосознания людей и функционирования государства, правовой характер государственного союза. И.А. Ильин обращает внимание на то, что государство в ответе за все, что происходит в обществе. И государственные деятели должны быть на уровне их государственной ответственности. Они должны испытывать «истинное государственно-политическое настроение души».

И.А. Ильин писал, что государственная власть должна быть достаточно сильной, чтобы иметь возможность выполнять свои функции. В то же время он подчеркивал, что это не имеет ничего общего с тоталитарным политическим режимом, при котором деятельность граждан максимально регламентируется государством, постоянно расширяющим свое вмешательство в их личную жизнь. И.А. Ильин выделял такие формы государственного устройства, как монархия (неограниченная и ограниченная конституцией) и республика, а также некоторые сложные формы. Все симпатии И.А. Ильина были на стороне конституционной монархии. Её преимущества он пытался обосновать в своем труде «О монархии и республике», где весьма подробно анализировал различные стороны монархического правосознания, показал его преимущества перед республиканским правосознанием. Исходя из этого, он пытается доказать преимущество конституционной монархии как наиболее отвечающей духовной сути русского народа, его правосознанию и национальным интересам.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОЛИТОЛОГИЯ

Московский Государственный технический университет... Имени Н Э Баумана... П О Л И Т О Л О Г И Я Под редакцией доктора философских наук профессора...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическая мысль в России (Х-ХХ вв.)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

П О Л И Т О Л О Г И Я
Учебно-методическое пособие Под редакцией доктора философских наук, профессора ПУСЬКО В.С.     МОСКВА 2008 Рекомендовано научно-

Предмет и объект политологии
В политологии как науке и учебной дисциплине сосредоточен мощный комплекс идеологической экспансии, при этом связанный не столько и не обязательно с идейной позицией – заниматься политологией и зан

Система категорий, методы и функции политологии
Отличительная характеристика любой научной дисциплины – применяемые в ней фундаментальные понятия, система научных категорий, которая образует понятийный аппарат научного знания. Особенности

Контрольные тесты по теме
1. Позитивизм – основное методологическое направление, лежащее в основе: а) политической психологии; б) политической философии; в) политической социологии; г) политической антропологии. 2.

Политическая мысль Древнего Мира и Античности
Политическая жизнь общества своими корнями уходит в глубокую древность. Менялись формы правления, к штурвалу управления обществом, государством приходили различные социальные слои, сословия, классы

Нового времени
В средние века политические взгляды европейских мыслителей чаще всего облекались в религиозную форму и имели религиозное содержание, соответствующее духу божественного откровения. Основным источник

Американская политическая мысль ХХ - начала ХХ1 века
Рассматривая основные направления развития политической мысли, следует иметь представление и об основных политологических национальных школах, обеспечивающих это развитие. Одной из самых п

Основные направления западноевропейской политической науки
Создание западноевропейской политической науки во второй половине Х1Х в. было вызвано рядом факторов. Французский политолог П.Фавр к особым условиям, способствовавшим специализации политической нау

Особенности политических концепций Востока
Говоря о политических концепциях современного Востока, необходимо особо отметить значение религиозного фактора – ислам, конфуцианство, буддизм, индуизм играют огромную роль в формировании политичес

Политическая мысль в современной России
С 1930-х до конца 1980-х гг. политическая наука в России изучалась в курсах «История КПСС», «Научный коммунизм», «Исторический материализм» и др. Их отличительной чертой являлся классовый подход ко

Сущность и основные черты политики
Слово «политика» весьма широко используется нами в обыденной речи, и, казалось бы, его смысл интуитивно понятен каждому. Однако, если вдуматься несколько внимательнее, то мы сразу обнаружим весьма

Субъекты политики и механизм ее реализации
Политика как сфера общественной жизни связана с действиями социальных субъектов, направленными на защиту и реализацию своих интересов. Современное общество представляет собой очень сложно структури

Темы для докладов выступлений и рефератов
1. Карл Шмит о природе политики и политического. 2. Политика как общественное явление: природа и сущность политики. 3. Марксистское понимание сущности политики: за и против.

Контрольные тесты по теме
Тест 1 Какое из приведенных ниже определений политики является некорректным с точки зрения научного определения ее сущности: А) Политика – это правовое регулирование совместной жи

Политики
Использование достижений научно-технического прогресса как взаимообусловленного, поступательного развития науки и техники является одной из важнейших сфер деятельности государства и его органов.

Государства
Разработка и внедрение в практику научно-технических достижений – задача весьма сложная, она сопряжена с преодолением и разрешением ряда возникающих противоречий. Многие из них вызваны как объектив

Контрольные тесты
1. Научно-технический прогресс – это: А/ Революционные изменения в науке и технике. Б/ Эволюционное развитие науки, техники и производства. В/ Сочетание революционных и э

Природа власти, ее сущность, признаки и структура
Политическая власть- центральный объект политической науки, ключевое понятие политологии. Именно во власти и понимается суть политического. В то же время политическая власть есть т

Методы формирования органов власти
Понимание сущности политической власти предполагает выяснение методов формирования ее органов. Это тем более важно, поскольку наше общество продолжает оставаться своеобразным полигоном социальных и

Контрольные тесты
1. Для чего необходимо разделение властей? а) для эффективного функционирования экономики; б) для обеспечения политической свободы в обществе; в) для защиты интересов нар

Понятие и структура политической системы
Понятие политической системы.Политическая сфера общества – это специфическая сфера социальной жизни со своими фундаментальными закономерностями, внутренними и внешними связями. Усл

Структура политической системы.
Важный аспект политиче­ской системы — характеристика ее структуры, т.е. внутреннего строе­ния, внутренней организации ее структурных элементов. В политической науке исходят из того, что в качестве

Особенности Российской политической системы
В России становление современной политической системы совпадает по времени: а) с рыночными преобразованиями экономики; б) с распадом СССР. Из-за размеров страны, провала либеральных реформ первой п

Структура
Государство представляет собой центральный институт власти. Эволюция государства – сложный и многообразный процесс, опосредованный историческими, региональными особенностями каждой эпохи, специфико

Публичной власти
Эволюция государств в истории развития общества зависела от различных обстоятельств, связанных как с социальным опытом народов, так и с общецивилизационными тенденциями. Факторами, определяющими ос

Проблемы формирования
На первый взгляд, словосочетание «правовое государство» может показаться некорректным, избыточным, так как обязательным признаком любого государства является наличие права. Но в понятии «правовое г

Контрольные тесты
1.Кто из мыслителей впервые изложил идеи различия общества и государства? а) М.Вебер; б) Т.Гоббс; в) Дж. Локк; г) И.Кант. 2. Какая форма государственного правления в РФ?

Политических партий и их сущность
В сфере политики наряду с такими субъектами, как государство и правительство, существует и действует система негосударственных организаций. Она состоит из массовых общественных движений, социально-

Политических партий
В середине XVIII в. английский философ Дэвид Юм впервые наметил типологию партий: на почве совместных интересов люди объединяются в «партии интересов»; по привязанности к тому или иному лидеру - в

Особенности партийного строительства в современной России
Прежде чем вести речь о партийном строительстве и партийной системе современной России, необходимо кратко остановиться на истории данного вопроса в нашей стране. Первые организационно оформленные п

Политической жизни
Стилистику политической жизни общества формируют, в частности, организованные (социальные) интересы людей, наряду с традициями, индивидуальными качествами и мотивами. Интересы как таковые — это осо

Функции политической элиты. Политическая элита в России
Еще с глубокой древности центральный вопрос политики - кому должна принадлежать власть? - решался по-разному разными политическими мыслителями. Одни из них (еще в Античной Греции) считали, что влас

Политическое лидерство: природа, черты, типы, функции
Значительное место в современной политологии занимает проблема персонификации власти, слияния ее с индивидуальными качествами личности, их влияния на содержание деятельности лидера, механизм полити

Постиндустриального общества
Научно-техническая интеллигенция, понимаемая как социальная группа, то есть совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре обще

Феномен технократии
В настоящее время исследование конкретных проявлений постиндустриализма стало неотъемлемой частью политической науки. Предметом особого интереса политологии являются вопросы, связанные с политическ

В политике современного российского государства
Развитие современных обществ характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, о

Место и роль молодежи в политической жизни
Проблемы молодежи и политики – это постоянно развивающееся явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества и государства, происходящих в них процессов. Молодежь занимает ва

Поведения молодёжи
Создавая условия и возможности для жизнедеятельности молодого поколения, молодёжная политика в то же время по существу игнорировала общественную потребность молодёжи в реализации инновационного пот

Российского государства
В обобщенном виде можно представить главные цели молодёжной политики. Это оказание реальной помощи в политической и общественной деятельности, во всех сферах её жизнедеятельности. Посредством реали

Характеристика политических процессов
Политический процесс – одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки. Процесс (от лат. processus – продвижение), последовательная смена явлений, состояний в

Интересов граждан
Одной из важнейших характеристик политического процесса является политическое участие. Оно – та материя, из которой складывается реальный политический процесс. Политическое участие – дейст

Политические технологии.
Политическая технология – это сумма (система) последовательных, заведомо эффективных действий, направленных на достижение необходимого политического результата. Политические технологии шир

Политическое манипулирование
Манипулирование в Большом Оксфордском словаре трактуется как «ловкое и коварное воздействие на людей в целях достижения личной выгоды неблаговидными методами». Под манипулированием человек

Контрольные тесты
1. Политический процесс – это: а) определенное движение, изменение в политической системе; б) совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных полит

Типология политических конфликтов
Для того, чтобы многообразный мир политических конфликтов стал более понятным, а также для максимально правильного выбора управляющих конфликтом технологий, он нуждается в определенном упорядочении

Этапы и технологии управления политическими конфликтами
Для выработки технологии управления и контроля за конфликтами важно знание их динамики и этапов развертывания. В процессе протекания политического конфликта принято выделять три основные стадии (эт

Контрольные тесты по теме
1. В чем главная цель внутриполитического конфликта? а) завоевание политической власти, ее перераспределение или удержание; б) реформирование политической системы;

Основа постиндустриальной модернизации
Доминирующей тенденцией развития мировой цивилизации на рубеже ХХ-ХХI веков является переход к новому типу социальной организации общества, имеющему информационную и сетевую природу, - открытому ин

Управления
Главные направления реформирования государственного управления: - дебюрократизация аппаратов органов государственного управления; - реализация принципа открытости и прозрачности г

Основные концепции проблемы международных отношений
Международные отношения складываются в пространстве мировой политики по поводу государственных и международных, региональных и глобальных (мировых) интересов и проблем. Главными субъектами этих отн

Международных отношений
Международные отношения как целостную систему нельзя понять без знания о внешнеполитической деятельности государств. Внешняя политика государства – это совокупность действий государства и е

И методы их разрешения
Особо важное значение в исследовании международных отношений и внешней политики государства принадлежит характеру научной парадигмы, в рамках и традициях которой они рассматриваются. Большинство ис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги