УДК 376.1-056.263(072) ББК 74.3 Р85
Рецензенты:
Денисова О.А. — доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной педагогики ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»;
Максимова З.С. — кандидат философских наук, генеральный директор ГУ Республиканский центр реабилитации слуха и речи «СУВАГ» республики Саха (Якутия)
Руленкова Л.И.
Р85 Как научить глухого ребёнка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога-дефектолога / Л. И. Руленкова. — М. : Парадигма, 2010. — 191 с. : ил., табл. — (Специальная коррекционная педагогика).
ISBN 978-5-4214-0005-9 Агентство CIP РГБ
Автор книги — Руленкова Людмила Ивановна — сурдопедагог, директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логотон» города Москвы.
Прошла обучение по верботональному методу в Центре «СУВАГ» (Хорватия) и стала использовать его в реабилитации детей с нарушенным слухом.
Руленкова Л.И. — Лауреат премии Правительства Москвы, Победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании», «Почётный работник общего образования РФ», кавалер «Ордена Дружбы».
Пособие адресовано учителям-дефектологам и родителям.
УДК 376.1-056.263(072) ББК 74.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Об авторе верботонального метода академике Петаре Губерине…………………4
Глава 2. Введение в верботональный метод……………………………………………….....6
Глава 3. Диагностическое обследование детей с нарушенным слухом…………………...10
3.1.Исследование состояния слуховой функции……………..……………………11
3.1.1.Тимпанометрическое обследование……………………………………...11
3.1.2.Отоакустическая эмиссия…………………………………………………12
3.1.3.Тональная аудиометрия…………………………………………………...12
3.1.4.Верботональная аудиометрия…………………………………………….13
3.1.5.Речевая аудиометрия………………………………………………………14
3.1.6.Функциональная диагностика слуховой функции………………………14
3.2.Неврологическое обследование…...………………………...………………….21
3.3.Значение и исследование вестибулярного аппарата…………………..………24
Глава 4. Техническое сопровождение верботонального метода…………………………..27
4.1. Этапы работы на аппарате «Верботон Г20»..................................................... 33
Глава 5. Реабилитация детей с нарушенным слухом на основе верботонального метода…………………………………………………………………………………………..35
5.1. Слухоречевое развитие нормально слышащего ребёнка……………………..35
5.2. Развитие слухового восприятия и речи у детей с нарушенным слухом…….37
5.2.1. Начало реабилитации. Первый год обучения…………………………...38
5.2.2. Продолжение реабилитации на первом году обучения. Фонетическая и лингвистическая прогрессия. Упражнения с новыми фонетическими структурами……………………………………………………………………...47
5.2.3. Второй год реабилитации……………………………….………………..54
5.2.4. Третий и четвёртый года реабилитации…………………………………59
5.2.5. Фонетическая прогрессия………………………………………………...60
5.3. Фонетическая ритмика………………………………………………………….64
5.4. Музыкальная стимуляция………………………………………..……………..78
5.5. Аудиовизуальный курс…………………………………………..……………..85
5.6.Пиктографическая ритмика………………………………………..……………93
5.7. Упражнения на развитие вестибулярного аппарата…………………………109
5.8. Развитие психомоторных функций у детей с нарушением слуха…………..114
5.9. Роль родителей в реабилитации детей с нарушением слуха………………..117
Глава 6. Организация обучения на основе верботонального метода……………………120
Глава 7. Кохлеарная имплантация…………………………………………………………123
Глава 8. Верботональный метод в России…………………………………………………136
Литература……………………………………………………………………………………138
Академику Петару Губерине посвящается
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
Введение в верботональный метод
Впервые я побывала в Центре «СУВАГ» в 1995 году вместе с заведующей кафедрой сурдопедагогики Московского педагогического государственного университета Е.Г. Речицкой. Эта поездка стала переломной в моей жизни. До этого, я уже 18 лет работала с глухими детьми и многие из них в результате получили хорошее образование и профессию. Но в Центре «СУВАГ» меня поразили звонкие голоса детей, слитность, интонированность и эмоциональная окраска их речи, а также огромное желание и возможность свободно вступать в контакт со слышащими людьми. Думаю, что эта поездка произвела впечатление и на Екатерину Григорьевну Речицкую: сейчас МПГУ единственный университет, в котором в программу обучения студентов введён курс по верботональному методу.
Своё практическое значение верботональная система подтвердила во многих областях речевой деятельности:
- диагностике и реабилитации слушания и речи;
- диагностике и реабилитации дефектов голоса и речи;
- диагностике и реабилитации неразвитой или слаборазвитой речи (например, при центральных поражениях без нарушения слуха);
- развитии и усвоении языка у детей, живущих в неблагоприятной социально-культурной и учебно-воспитательной среде (педагогически запущенные дети; дети родителей, живущих за границей, возвратившиеся из заграницы; мигранты из другой речевой среды);
- изучении иностранного языка с коррекцией произношения в соответствии с его фонетической системой;
- фонетическом и фонологическом определении национального языка (в странах, где из-за долгой колониальной зависимости не был определён национальный язык);
- изучении родного языка (в странах, где большое количество эмигрантов).
Верботональная система изучается и применяется во всём мире. На сегодняшний день существует свыше 500 вербото-нальных центров (в 70 странах на всех континентах) и ещё большее число учреждений, которые в своей работе применяют верботональную методологию.
Так что же такое «верботональный метод»?
Этот метод реабилитации лиц с серьёзными проблемами и коммуникации ещё в 1950 году предложил академик II. Губерина, как лингвист, специализировавшийся на про-б п-млх восприятия речи в области речевой коммуникации.
Верботональный метод основывается на том, что язык развивается из устной речи, а речь - явление общественное. Мы говорим (т.е. используем устную речь), когда хотим что-то выразить или когда реагируем на определённую ситуацию. При этом «значение» речи передаётся не только лингвистическими элементами, но также слуховой и зрительной информацией, выраженной в ритме, интонации, громкости, темпе, паузах, напряженности и жестах говорящего. Именно так говорящий одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Самое важное то, что аудиовизуальная информация отражается на воспроизведении по мере восприятия речи. Если восприятие изменяется, речь также будет меняться. Исходя из этого, академик Губерина разработал коммуникативное кольцо (рис. 1).
В этой условно замкнутой и взаимосвязанной схеме «эмиссия» — устная речь говорящего; «трансмиссия» — передача информации по слуховому пути в кору головного мозга собеседника; «перцепция» — восприятие и переработка информации в коре головного мозга (анализ и синтез); «репродукция» — ответ на полученную информацию.
У человека глухого или со сниженным слухом отсутствует или искажен процесс передачи информации и её восприятия в коре головного мозга.
Верботональная система ориентирована на человека — субъекта в процессе коммуникации и на его реальные возможности, где перцепция (восприятие) признана основным звеном в коммуникативном кольце. Академик Губерина писал: «Слушание является основным звеном в коммуникативной цепочке. Если перцепция (слушание) нормальное, становление и функционирование речи не являются проблемой. В другом случае, если перцепция ослаблена, речь будет претерпевать изменения, а эмиссия деформироваться».
До этого построение всех методик исходило из того, что поражено слуховое восприятие и восстановить его невозможно. Поэтому за основу при обучении и реабилитации людей с нарушенным слухом брали не слух как таковой, а зрение, тактильное восприятие, жесты.
Академик Губерина со своими единомышленниками пошёл другим путём. Они поставили вопрос: «Почему глухой человек не говорит?». И получили ответ: «Потому что он не слышит. Потеря слуха влечёт за собой немоту». Значит, чтобы глухой ребёнок заговорил, нужно научить его слушать. Верботональный метод берёт за основу слух, слуховое восприятие и через него - формирование и развитие устной речи. С учётом возможностей перцепциибыли найдены структурные элементы речи — время, частота, интенсивность звучания, напряженность и пауза, тело человека как рецептор и трансформатор.Были обнаружены их взаимосвязь, комбинаторные возможности, необходимость сочетания всех составляющих и, наконец, возможность вмешательства во время трансмиссии. Так, исходя из относительно оптимальных возможностей, можно прийти к созданию в коре головного мозга слуховых образов и к достижению такого оптимального состояния организма, результатом которого становится речь.
Методика верботонального метода соответствует моделям развития языка, которые выявляются у нормально слышащих детей. До начала процесса говорения ребёнок плачет, воспроизводит звуки, гулит и лепечет. В создании и восприятии звуков участвует всё его существо. Такая звуковая активность является ответом не только на звуковые, но в большей степени на проприоцептивные ощущения (ощущения звука всем телом). По мере созревания ребёнка его « игра » собственным голосом становится всё совершеннее. В этот период ритм, интонации, ритмическая двигательная активность, а также вестибулярные, тактильные и проприоцептивные ощущения способствуют развитию речи и языка. Ко времени произнесения первых осмысленных слов в 9-12 месяцев ребёнок уже умеет использовать ритм и интонацию для придания словам различного значения. Например, когда он говорит «мама», это может означать «мама, иди сюда», или «мама, не уходи», или «мама, я хочу есть» и т.д. И матери быстро начинают распознавать эти сообщения.
Важность ритма и интонации в процессе говорения и восприятия речи П.Губерина подчёркивал ещё в 1938 году. В результате своих последующих исследований и практической деятельности он пришёл к выводу, что низкие частоты передают ритм и интонацию речи. Специалисты, работающие с глухими детьми, знают, что практически все глухие дети имеют остатки слуха на низких частотах, а ведь именно отсутствие слитности, ритма и интонации делает речь глухого ребёнка (даже при хорошо поставленных звуках) невнятной и.ип плохо понятной для окружающих. Вот пример аудиограммы глухого ребёнка (рис. 2).
Уже в начале 50-х годов прошедшего столетия Губерина начал использовать работу над ритмом и интонацией в реабилитации глухих детей, у которых имелись остатки слуха только на низких частотах. Он считал, что мозг будет лучше функционировать, если будет воспринимать аудитивные стимулы, к которым ухо наиболее чувствительно. Постепенно, в результате упражнений, он научится воспринимать и более сложные стимулы.
К 60-м годам к усилению низких частот в работе с глухими детьми приступили и другие исследователи (Henk, IIuizing,Taselaar). В США Daniel Ling был одним из первых, кто использовал остатки слуховой чувствительности на низких частотах у детей.
Для стимуляции слухового восприятия была разработана принципиально новая акустическая аппаратура. Техническая основа метода представлена электроакустическими приборами, сконструированными в соответствии с теоретическими положениями и результатами исследований в верботональной системе. Эти аппараты имеют возможность трансмиссии низких тонов, включая и инфразвук, а с помощью специальной системы фильтров и усилителей возможен подбор оптимального слухового поля (комбинации оптимальной частоты, интенсивности и времени) и оптималей для звуков (октавная и полуоктавная области, специфические для восприятия отдельных звуков).
В коллекцию входят аппараты: «Верботон Г10» в комплекте с вибрационным столом для групповой работы с детьми; «Верботон Г20» для проведения функциональной диагностики и индивидуальной работы; «Верботон Г30» (ЛИНГВА) для коррекции речевых нарушений; «Верботон МИНИ Г40» — индивидуальный переносной аппарат для работы в семье; «РЕВЕР» — аппарат для создания переменного искусственного эха. Создание верботональной аппаратуры дало возможность развивать верботональную систему и аппаратура, в свою очередь, совершенствовалась вместе с системой.
Несмотря на то, что через низкие частоты ребёнок получает определённую информацию, для нас важно, чтобы он начал различать звуки речи. Люди слышащие могут различать низкочастотные слова и звуки только в низкочастотных областях, но не различают в этой области высокочастотные слова. Однако они могут различать высокочастотные звуки (например «и»), если их пропустить через низкочастотную область (5 - 300 Гц, 600 Гц) и через высокочастотную область (3200 - 6400 Гц). Уровень интенсивности для низкой области может быть порогом восприятия пациента или немного выше порога (до 20 дБ), в то время как высокая область может быть только вблизи уровня его порога. Это Губерина назвал «дисконтинуированным слушанием», а мы называем «дисконтинутетом». Верботональная аппаратура, такая как «Верботон Г20», располагает сложной системой фильтров и усилением, с помощью которых возможен подбор оптимального слухового поля ребёнка, в том числе дисконтинутета, с последующей работой над постепенным его расширением (трансфером). Предусмотрена также трансмиссия низких частот, включая инфразвук, подбор оптималей звуков (октавная и полуоктавная область).
Многие исследования также подтвердили, что можно воспринимать речь через дисконтинуированную частотную область. Результаты исследований Palve (1965) показали, что слушающие понимают 18% слов, когда речь пропускается через 480-660 Гц, и 25%, когда её пропускали через 1800-2400 Гц, но если она проходила через две области одновременно, они понимали уже 70% слов. Rosenthal, Lang и Levitt (1975), говоря о важности низких частот для людей с поражением слуха, уточняли, что добавление одной области высоких частот значительно улучшает разборчивость.
Во время верботональных занятий дети с нарушенным слухом учатся говорить и воспринимать речь одновременно. Методика речевых стимуляций соответствует развитию речи нормально слышащих людей. Дети воспринимают речь через вибратор, который стимулирует вестибулярные, тактильные и проприоцептивные ощущения, и через наушники. Они учатся воспроизводить нормальные ритм и интонацию речи (супрасегмент) и качество звука, имитируя телом движения и ритмические модели. При участии в специально создаваемых речевых ситуациях у них формируется осмысленность речи.
Верботональный метод подчёркивает важность развития всехорганов чувств, не выделяя отдельный вид восприятия, не преувеличивая роль какого-либо одного стимула, не предлагаяего замену другим лингвистическим кодом. Вместе с тем он не следует принципу «всеобщей коммуникации» в реабилитации людей со слуховыми нарушениями, но является «целостной сенсорикой», подходом, который подчёркиваетважность устной речи.
В верботональной системе большое значение для формированияустной речи у детей с нарушенным слухом уделяется развитию вестибулярного аппарата, моторики тела и ориентации в пространстве.
Для того, чтобы был лучше понятен основной принцип верботональной системы, приведу пример. Однажды, когда я только начинала обучение по верботональному методу, академик Губерина пригласил меня к себе в кабинет. Буквально за час он сумел систематизировать мои знания по верботональному методу и, чтобы я яснее увидела его принципиальные отличия, сказал следующее: «У глухого ребёнка поражён проводящий путь, слуховой же центр в коре головного мозга не поражён, но он никогда не получал слуховые раздражения. Заставить слуховой центр работать — задача верботонального метода. Также любой сломанный орган — рука или нога — если его не разрабатывать, теряет свою функцию».
Таким образом, верботональная система открывает в человеке новые возможности. Работа эта ведётся в определённой последовательности и состоит из трёх этапов: диагностика, реабилитация и обучение, интеграция. Она сделала возможным развитие у глухих детей слушания, используя телесную проводимость, низкие частоты, к которым чувствителен каждый живой организм, а также индивидуальные остатки слуховой чувствительности. Учитывая основные принципы верботональной системы, академиком Губерина и его соратниками были разработаны следующие технологии для достижения поставленной цели:
· Вибротактильная фаза (с использованием вибрационной доски).
· Фонетическая ритмика.
· Музыкальная стимуляция.
· Пиктографическая ритмика.
· Аудиовизуальный курс.
На всех этих технологиях мы остановимся подробнее.
ГЛАВА 3
Исследование состояния слуховой функции
Остановимся подробнее на диагностике слуховой функции.
Тимпанометрическое обследование
Тимпанометрия является объективным диагностическим методом исследования слуховой функции в современной диагностике. Она даёт представление о состоянии среднего уха, что позволяет достаточно точно поставить диагноз, установить степень влияния патологии среднего уха на функцию слуха, а также назначить соответствующее лечение. Тимпанометрическое обследование проводится до аудиометрии, чтобы проверить состояние среднего уха и исключить наличие в данный момент воспалительного процесса.
ГЛАВА 4
Вибрационный стол
Подключается к аппаратам «Верботон Г10» и «Верботон Г20». Предназначен для начала реабилитации (вибротактильная фаза) (рис. 10).
Столик для работы с грудными детьми с нарушенным слухом
Столешница оснащена вибратором, справа и слева расположены колонки, которые воспроизводят звуковые сигналы, подаваемые через аппарат «Верботон Г10» (рис. 11).
Аппарат успешно применяется в терапии заикания и афазии, а так же для реабилитации слушания и, особенно, для развития слуха и речи лиц с искусственной улиткой.
Для модификации временной последовательности «ДИГИДЕЛ 5000» имеет один прямой (без временной задержки) канал и два независимых канала с задержкой во времени. Для спектральной модификации существуют каналы: линейный (нефильтрованный) канал, низкопропускной фильтр и высокопропускной фильтр. С помощью специального суммирующего усилителя и соответствующих выключателей на передней панели аппарата возможно осуществить большое количество комбинаций для синхронной временной и спектральной модификации слуховой обратной связи.
Для спектральной модификации ДИГИДЕЛ 5000 оснащен низкопропускным фильтром, которым можно выбрать одну из двух частот среза (300 или 600 Гц) и высокопропускным фильтром, которым также можно выбрать одну из двух частот среза (2400 или 4800 Гц). Наклон приглушения частотных характеристик обоих фильтров неизменяем и составляет 40 дБ/октаву.
Для модификации временной последовательности речевого сигнала ДИГИДЕЛ 5000 имеет два независимых канала для задержки во времени. На каждом из каналов можно изменить время задержки в интервале от 0 до 2500 мс. Время для каждого канала устанавливается отдельно с помощью кнопки «UP» («Вверх») и «DOWN» («Вниз») и принадлежащего ему цифрового индикатора, калибрированного в «мс». Минимальный шаг установки задержки составляет 0,1 мс.
Комплексная модификация слуховой обратной связи, осуществленная аппаратом ДИГИДЕЛ 5000, очень результативна в терапии заикания. Моментальные результаты весьма импрессивны, но соответствующая методология и упражнения дают значительный долгосрочный эффект. Типичный пример комплексной модифицированной слуховой обратной связи: речевой сигнал, подаваемый через микрофон, задерживается первым каналом примерно на 100 мс и фильтруется низкопропускным фильтром частоты среза в 300 Гц. Другим каналом тот же речевой сигнал задерживается примерно на 200 мс и фильтруется высокопропускным фильтром частоты среза в 4800 Гц. Сигналы с обоих приведенных каналов мешаются в суммовом усилителе и проводятся через наушники как комплексно модифицированная слуховая обратная связь. Для максимального результата в терапии заикания необходимо индивидуально настроить приведенное время запоздания (задержки) на оптимальную величину. Интересно, что упомянутое время запоздания речевого сигнала не вызывает новые нарушения речи, имея в виду, что из-за фильтрования слушается только внеречевая область спектра.
Каналы для запоздания могут соединяться серийно (один за другим), таким образом, что для первого канала достигается максимальное запоздание от 2500 мс, а для другого — двукратная величина, 5000 мс (5 с). В том модусе ДИГИДЕЛ 5000 употребляем как очень практичный автоматический репродуктор речевого сигнала, который может успешно применяться при самоупражнении лиц с речевыми трудностями и лиц с искусственной улиткой. При этом максимальная продолжительность снимка составляет 5 с, а используется линейный (нефильтрованный) канал.
Сам процесс запоздания осуществляется с помощью двух независимых DSP-модулей (Digital Signal Processing) очень высокого электроакустического качества. Частотный диапазон - от 20 Гц до 20 кГц, а отношение сигнал-шум больше 80 дБ.
Пользование аппаратом «ДИГИДЕЛ 5000» облегчает простой дизайн командной панели. Поэтому «ДИГИДЕЛ 5000» является очень мощным инструментом в ежедневной логопедической практике.
Из-за очень богатых функциональных свойств ДИГИДЕЛ 5000 — большая помощь при исследованиях в областях лингвистики, аудиологии, фонетики, фониатрии и реабилитации слушания, а также в практической работе при коррекции дислексии и заикания.
Аппарат «Верботон ВТ15»
Индивидуальный переносной аппарат для развития слушания и речи в школе и в домашних условиях с детьми, имеющими нарушения слуха и детьми с кохлеарным им-плантом (рис. 16).
4.1. Этапы работы на аппарате «Верботон Г20»
Этапы на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия:
1) Начинаем реабилитацию с работы на директном канале (Dc)
Это начало реабилитации детей. При работе рекомендуется подключение вибрационной доски. Работа включает в себя:
• вызывание голоса;
• вызывание реакции на звук;
• первые гласные и логатомы;
• выражение своих потребностей криком, голосом, гулением, лепетом.
2) Низкопропускной фильтр (LPF)
3) Низкопропускной фильтр + директный канал
В этот период могут использоваться аппараты «Верботон ПО» и «Верботон Г20». Рычаг низкопропускного фильтра поднимается вверх. Рычаг директного канала чуть ниже на - 20 дБ. Этот режим очень хороший для реабилитации глухих детей.
На данном этапе проводится активная работа над ритмом, темпом и интонацией.
4) Высокочастотный фильтр (HPF)
Данный режим используется для слабослышащих детей, устанавливаем сначала крутую диаграмму, а затем пологую.
5) Низкопропускной фильтр + высокопропускной фильтр (LPF + HPF)
Низкопропускной фильтр + высокопропускной фильтр + директный канал (LPF + HPF + Dc) — данная позиция называется «дисконтунитет».
Работа на режимах 3,4,5 возможна на аппарате «Верботон Г20».
В процессе работы может проводиться коррекция голоса. Если у ребёнка низкий голос, ребёнок расслаблен — нужно добавить высокие частоты.
Если же у ребёнка высокий голос, фальцет, то открываем низкопропускной фильтр и работаем на режиме: LPF (1000 Гц, 0, L) + Dc (-10) + вибратор.
Резонантные фильтры на аппарате «Верботон Г20» используются, когда развито слушание и для коррекции произношения слабослышащих детей.
ГЛАВА5
Начало реабилитации. Первый год обучения
Второй год реабилитации
Задачи второго года обучения:
1. Научить воспринимать и воспроизводить ритмические структуры из 2—3-х слогов.
2. Структурировать трёхсложные предложения.
3. Учить слушать и передавать интонацию голоса (считалки, стихи, песенки).
4. Понимать и отвечать на вопросы «Как?», «Какой?»,
«Какая?».
5. Употреблять в речи местоимения «Я», «Ты» и глаголы в соответствующем лице настоящего времени.
Раздел «ГАРМОНИЯ ТЕЛА».
Программа включает упражнения для усвоения состава сенсопсихомоторики, на которых строится (одновременно и последовательно) слушание, речь, язык, как результат действий по развитию сенсорики, эффективности, моторики и психомоторики.
Развитие сенсорики
Развитие сенсорики связано с обонянием, вкусовыми и тактильными ощущениями. Через свойства запаха формируется логика действий. Ребёнок отталкивает неприятно пахнущий предмет или радуется, если запах ему приятен.
Также формируются и вкусовые ощущения. Определение предмета на вкус. Запоминание тактильных ощущений.
Развитие проприоцепции
Происходит постепенное знакомство и овладение ребёнком напряжением, динамикой, временем и простором.
Развитие вестибулярного аппарата
1) развитие ощущения тяжести тела во всех положениях от горизонтального до вертикального, перемещение тяжести от симметричного до несимметричного положения, удержание равновесия в необычных движениях (акробатика, специальные движения);
2) сохранение и контроль равновесия, динамика ускорения и замедления движений;
3) сохранение равновесия при разнообразных позах тела, которое может быть поддержано зрительной и слуховой помощью;
4) упражнения для спациоцепции и топографии собственного тела и окружающего;
5) упражнения на направление внимания, концентрация его на контроле тела и удержании равновесия.
Развитие слуха и слушания
1) активное различение динамики (сильно-слабо), времени (пыстро-медленно), высоты звука и модуляция высотой звука во взаимосвязи с движением, голосом, речью;
2) активное сопровождение качества звука качеством движения;
3) слушание ритмов и развитие ритмичности в движениях, танце, голосовании и речи;
4) слушание собственного голоса и звуковое сопровождение движений собственного тела (топанье, хлопанье, ходьба, бег);
5) слушание звуков природы и идентификация предметов, которые их издают, реализация звука качеством движения, голоса, звуками в артикуляционных и речевых играх;
6) слушание голосов и речи людей, спонтанное реагирование поворачиванием на звук и поиск источника звука.
Развитие аффективности
Формирование аффективности начинается одновременно с развитием сенсорики и проявляется в параллельной ответной реакции в виде напряжения тела при двигательной активности. Например, соответствие определённых движении выражению лица, избранной позе тела, аффективному крику, эмоциональности речи.
Аффективность неразрывно связана с сенсорикой (так нюхая или пробуя на вкус мы, как правило, эмоционально показываем, нравится ли нам вкус, запах), с телесным напряжением и движением. В случаях отсутствия выраженных аффективных реакций и телесного напряжения и мимике и движениях тела (гипотонус) для исправления ошибок усиливаем подражание. При сильной, но неправильной аффективности и двигательной реакции в движении и напряжении тела (гипертонус), на всё делаем напряжение более слабым и снижаем подражание, как бы успокаивая и изменяя его.
Развитие моторики (движения)
Хорошее состояние тела помогает хорошей координации движений, положительно сказывается на лёгкости и естественности движения в центре тела и на его периферии. Отсюда первостепенной задачей является выявление недостатков или нарушений моторики, а затем их исправление и реабилитация. С первых же занятий ведётся работа по снижению количества и объёма выявленных ошибок.
Упражнения такой направленности проводятся, начиная с младшего возраста, и продолжаются на старшей ступени. Сенсопсихомоторная программа предусматривает:
1) правильное положение и соответствующее напряжение тела в лежачем положении на полу;
2) закрепление хорошей и исправление плохой осанки в горизонтальном и вертикальном положении тела;
3) устранение ощущения тяжести тела и напряжения в разных положениях;
4) правильная координация движений в горизонтальном положении (кувыркание, ползанье на животе, хождение на четвереньках на коленях и ступнях) и в вертикальном положении (ходьба и бег, подскоки, подпрыгивание, вращения, раскачивания), с постоянным вниманием к правильному положению головы и туловища и координации всего тела;
5) глобальное развитие движений тела в целом и билатеральных движений (сгибание рук и ног), развитие согласованных жестов в сочетании (рука, нога, глаз, ухо);
6) игры с собственным телом и его частями и игры, имитирующие действия, на ритмы и движения в просторе;
7) правильное развитие ритмического пульса напряжения между «точкой силы» и «точкой расслабления» в центре тела, формирование умения слушать, ощущать биологический ритм сердца, дыхания, различение ритмичности в теле, движении, танце, речи, сопровождающееся ритмом ударения, музыкой.
Развитие психомоторики
Необходимо использовать двигательные игры, упражнения и танец, в которых у детей развивается сенсорика (микросенсорика), эффективность, эмоции, социализация.
Подвижные игрыв пространстве выражают основную характерную особенность маленького ребёнка — потребность в движении, и должны быть согласованы с психомоторными возможностями ребёнка. Построение таких игр базируется на психомоторных возможностях детей и использует проприоцептивную адаптацию биофизиологических ритмов как основу мультисенсорного функционирования.
Таким образом, координируя себя в пространстве, дети создают основу для восприятия, что является базисом для дальнейшего эмоционального и когнитивного развития.
В качестве содержания двигательных игр, игр-драматизаций, вызывающих у детей интерес, используются ситуации из их повседневной жизни и из программы групповой реабилитации и обучения на дошкольной и школьной ступени.
Через игры и двигательные упражнения, танцевальные движения, сопровождающиеся речевыми выражениями, в сочетании с экспрессивными движениями (определённые или природные жесты, мимика), происходит развитие сочетания ритма и интонации, движения и речи, гармоничного соединения невербальных и вербальных элементов в речевых выражениях. Задания для психомоторного развития по разделу «Гармония тела» разработал педагог Рудольф Ладан, который назвал их «эдукация движением и танцем».
Эдукация движением и танцем содержит восемь тем:
1) Развитие знаний о себе и владение телом через природные и танцевальные движения:
а) всего тела;
б) отдельных его частей (жесты, наклоны, прикосновения) в раздельных и одновременных движениях.
2) Осознание динамики (сила, тяжесть), времени (быстро, медленно), развитие ритмичности (активное слушание) в движении и танце.
3) Развитие знаний о пространстве:
а) индивидуальный способ движения в пространстве (свободно не прямо и хаотично прямо);
б) пространство собственного тела;
в) большое пространство вокруг себя.
4) Усвоение хода движения:
а) свободный ход;
б) заданный ход, т.е. контролируемые движения.
5) Взаимодействие с партнёром и группой в танце, в игре-драматизации.
6) Развитие представлений о себе и собственном теле через необычный вид движений, положений, жестов, наклонов и прикосновений, в которых тело, руки, ноги и голова принимают на себя необычную роль (нога пишет и выполняет разную работу, руки ходят различными способами, стойка на голове, тело принимает необычные положения, производит необычные действия).
7) Ощущение характера движения, которое возникает при изменении: динамики (сильно-слабо), времени (долго-кратко), пространства (движение в пространстве). Использование физического фактора, соответствующего восьми основным видам движений: парению, скольжению, прикасанию, брызганью, бичеванию, складыванию (сворачиванию), прижиманию (придавливанию), удару, в которых по-разному проявляется сила напряжения.
8) Анализ ритмов и развитие ритмичности. Осуществляется в двигательных играх и танцевальных упражнениях, а также в играх-драматизациях.
Раздел «СЛУШАНИЕ, РЕЧЬ, ЯЗЫК»
Согласно разделу программы посредством комплекса «тело, движение и танец» достигается верх реабилитации, хорошее слушание, речь и язык.
Данный раздел включает:
1.Стимуляцию движением для побуждения к речи.
Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку с нарушенным слухом, отставшему в развитии речи ещё на этапе лепета, возродить первое рефлекторное, механическое, неосознанное мускулаторное движение — крик. Крик выражает эмоциональное состояние ребёнка. Так как на реабилитацию приходят дети раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), необходимо знать степень эмоционального, ментального и физического развития каждого ребёнка. В этом возрасте большинство детей уже умеют ходить, но ещё не уверенно, что больше всего видно в беге. Когда они бегут, то с трудом останавливаются, при остановке часто падают. При этом они манипулируют ногами, руками и всем телом. Дети в этом возрасте трогают, берут, бросают всё около себя и таким образом знакомятся с окружающим их миром. Основным действием в этом возрасте является «прикосновение». Прикосновение включает в себя принятие и отталкивание, ласку, удар, бросок и т.д. В этой фазе прикосновению придаётся самое большое значение. Педагог или мама производят все действия совместно с ребёнком, создавая определённые ситуации и настроения, на которые ребёнок реагирует своим действием и голосом. Взрослый человек может качать ребёнка на коленях, на руках, подбрасывать вверх, закрывать лицо своей или его ладонью, бегать и ходить, держась за руки, с постоянной сменой темпа, динамики и простора. Вместе с тем необходимо сопровождать действия произношением тех вокальных групп (например, а-а-а, оп-оп-оп, топ-топ-топ, ла-ла-ла и т.д.), которые используют слышащие дети в ранней фазе развития речи.
Необходимо внимательно наблюдать, при какой ситуации, действии и каким образом ребёнок начнёт общение, так как от этого будет зависеть дальнейшее обучение. Затем переводим ребёнка на подвижные игры с разными предметами. Конечно, нужно всегда выбирать те игры, которые могут заинтересовать ребёнка содержанием, задействовать эмоционально и физически, чтобы результатом всего был голос, крик, Который имеет все элементы речи, а это: ритм, напряжение, интенсивность и интонация. Так ребёнок осознаёт, как с помощью своего голоса можно веселиться, плакать, требовать, злиться, любить, принимать, отталкивать. Стимуляцией движением мы поощряем ребёнка к играм собственным голосом, говорению и получению удовольствия от разговора. В подвижной игре с педагогом или мамой всегда должен присутствовать эмоциональный и физический контакт. Педагог воссоединяется с ребёнком, совместно с ним манипулируя его руками и ногами. Учитель делает то, что сам ребёнок ещё делать не может. В дальнейшем у ребёнка развивается ощущение окружения через игрушки и предметы вокруг него, к которым он приближается или удаляется в пространстве. Интерес к окружающему постепенно растёт и у ребёнка появляется определённое отношение к отдельным предметам: брать, ласкать, бросать, отталкивать, прижимать, топтать и т.д. Из этого постепенно формируется Взаимодействие учитель-ребёнок и учитель-дети, в котором педагог должен уметь поставить задание и стать помощником В решении тяжелых задач движения и речи. В этот период необходимо комбинировать:
а) интенсивность (легко-сильно — в контрастах и с переходами);
б) время;
в) темп (быстро-медленно — в контрастах и с переходами);
г) продолжительность (долго-коротко).
Из этих комбинаций позднее появится богатство ритмических вариаций в движении и речи.
Через движения в разных зонах высоты (высокая зона — прыжки, ходьба на носочках, подтягивание; средняя зона — нее виды движения на средней высоте; низкая зона — лежание, сидение и т.д.) мы подтолкнём способность говорить на разных высотах и постепенно перейдём на модуляции голосом от высокого к низкому и наоборот. Мы видим и слышим, что дети с нормальным слухом кричат, когда бегают и прыгают, так как напряжены, издают определённые звуки переворачиваясь, лёжа на полу или в кроватке, подтягиваясь, качаясь. Во всех этих моментах ребёнок будет по-разному физически активен (разная интенсивность и напряжение) и аффективно настроен.
Вариации голоса в работе на первом этапе реабилитации — это вариации динамики, времени и интонации, а именно это является базой всякой речи. Если получилось пробудить у ребёнка способность говорить и слуховое осознание собственного голоса, то ему дали хорошую базу для развития речи и слуха. Вспомогательными средствами в процессе стимуляции движением служат разные ударные инструменты (особенно барабан и бубен), вибрационная доска с вибратором, наушники, подключенные к аппарату «Верботон Г10».
2.Стимуляцию движением артикуляции отдельного звука.
Хорошая, спонтанная, правильная речь на ступени произнесения отдельного звука или группы звуков зависит от общего состояния тела, телесного напряжения и глобальных движений тела, а также больших оптимальных движений и функциональных движений для развития артикуляции определённого звука.
Задача развития и усвоения новых звуков требует соблюдения фонетической прогрессии детей с нарушением слуха и речи. Необходимо следить за индивидуальными способностями и спонтанными возможностями детей к началу голосования, постепенно вводить новые по качеству звуки в произношение слогов.
После того, как вызван и закреплён хороший, звонкий, природный голос, педагог переводит ребёнка на более высокую степень развития речи, где в определённом ритме и интонации стимулирует произношение звуков, из которых на следующем этапе появятся комбинации множества слов и предложений, богатство речи. Функциональное движение для стимуляции отдельного звука — это движение, в основе которого лежит качество голоса, направление движения и напряжённость в теле ребёнка при артикуляции, с учётом психомоторных способностей детей всех возрастов.
Принципы создания богатства форм движения и их вариации для стимуляции звука на этом этапе:
1. Качества движения должны быть одинаковыми с качествами голоса, а это значит, что они должны совпадать в параметрах времени, интенсивности и напряжения. Движение (по Рудольфу Лабану) анализируется по физическим факторам:
а) тяжесть (сила притяжения) — мы или сопротивляемся силе притяжения, или ей сдаёмся. В первом случае интенсивность (сила) растёт, а в противоположном случае падает;
б) пространство — двигаясь коротким и прямым путём к своей цели через пространство, мы боремся с пространством, которое нас разделяет, а таким образом растёт напряженность в теле;
в) время— мы боремся с течением времени, желая его использовать и наполнить действиями. В этой борьбе мы активны и напряжённость в нашем теле растёт. В обратном случае мы пассивно отдаёмся его течению, и поэтому напряжение в теле падает.
2. Движение может быть разным: от интенсивно слабого, если его производим маленькой частью тела, или напряженное и сильное, если его производим большой частью тела. Комбинациями противоположных свойств факторов тяже-III, высоты и пространства мы получаем 8 основных качеств движений (Эффорт) (табл. 7).
Таблица 7
№ | Интенсивность (сила) | Простор | Время | Качество движения | Действие |
1. | Сильно | Прямо (директно) | Быстро | Удар | Нажимание |
2. | Сильно | Прямо (директно) | Медленно | Вытеснение(толкание) | |
3. | Легко | Прямо (директно) | Быстро | Прикосновение | |
4. | Легко | Прямо (директно) | Медленно | Скольжение | |
5. | Сильно | Хаотично (индиректно) | Быстро | Бичевание | |
6. | Сильно | Хаотично (индиректно) | Медленно | Сгибание | |
7. | Легко | Хаотично (индиректно) | Быстро | Порхание | Прыскание |
8. | Легко | Хаотично (индиректно) | Медленно | Колыхание | Парение |
Действия могут быть настолько разнообразны, что для них не нашлось однозначного названия.
Как же фонетическим анализом звуков дойти до качественного движения для их стимуляции?
Например, сделаем анализ ПА — БА (ПА — глухой, БА - звонкий):
ПА — время — быстрое, напряженность — большая, интенсивность — легкая, качество движения — прысканье, прикосновение.
БА — время — дольше, чем ПА, напряженность — маленькая, интенсивность — легкая, качество — доминирует расслабление.
Для напряжённого звука ребёнка необходимо сначала расслабить, а затем перевести в противоположное состояние — в напряжение. Для взрыва нужен контраст между расслаблением и напряженностью в целом теле, чтобы результатом стало хорошее произношение.
Для носовой звуковой группы движениям важно дать ощущение продолжительности, лёгкой напряжённости, которая не растёт и не падает (действие парения, скольжения и по необходимости можно перейти и в лёгкое нажатие). У этой группы звуков важно выделить фактор времени.
Для вызывания звуков [ЛА—РА] важна форма движения. Круговыми движениями и вибрациями даётся ощущение большого движения с тенденцией локализации на периферии (ладони, стопы, голова) с одновременным произношением.
Для произношения группы фрикативов и африкатов необходим резерв воздуха в лёгких. Артикуляционное движение при выдохе воздушной струи из лёгких через голосовые связки и резонатор, которое даёт звуку настоящее звучание, должно быть определённым (в физиологическом смысле) и должно быть качественным (в продолжительности, интенсивности и напряжении).
Для хорошего произношения большое значение имеет правильное дыхание. С помощью правильного и полного дыхания резонаторные просторы расширяются, а самое большое расширение появляется в диафрагме. В самом начале реабилитации упражнения на дыхание даются после больших физических нагрузок - бега, прыжков и т.д., когда дыхание физически обусловлено и усилено, ребёнок дышит быстро, сильно, выразительно. После необходимого сильного вдоха произносим вместе с ребёнком нужный звук или звуковую группу. Постепенно продлеваем время выдоха, ребёнок осваивает произношение более продолжительное во времени и сам радуется своему достижению. Такое постепенное овладение собственным дыханием имеет большое значение, так как ребёнок не может и не должен одновременно сталкиваться с двумя тяжёлыми для него задачами: правильным дыханием и хорошей артикуляцией.
Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении является очень важным и нелёгким разделом формирования произношения, так как связано с выработкой правильного диафрагмального дыхания, которое является основой в работе над голосом, звуками речи. Остановимся на этом несколько подробнее. Как показывает практика, эта часть работы над произношением вызывает у педагогов затруднение.
Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определённую трудность слабослышащих и глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как они ещё не умеют управлять работой дыхательных мышц.
Диафрагмальный тип дыхания принято считать самым глубоким, наиболее сильным, лёгкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальных усилиях достичь максимальной пользы.
Диафрагма – это большая разграничительная мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Когда диафрагма приходит в движение, она напирает на брюшные органы, заставляя живот выдаваться вперёд (при вдохе) и вдавливается, заставляя лёгкие выдавать воздух (при выдохе). Грудь при этом не должна подниматься. Вот этим упражнениям, выполняемым без речи, педагог и должен научить детей.
При верхнерёберном типе дыхания действует только верхняя маленькая часть груди и лёгких и, следовательно, в лёгкие входит лишь минимальное количество воздуха. При этом способе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произнесения даже в короткой фразе. Верхнерёберный тип дыхания сопровождается сильным подъемом грудной клетки и напряжением шейной мускулатуры.
Такой тип дыхания нежелателен для детей, так как будет препятствовать правильному речевому дыханию и обязательно окажет отрицательное влияние при работе над голосом. Этот тип дыхания педагог может отметить даже визуально (по поднятию груди) и начать с ребёнком выработку диафраграмального дыхания в дошкольном возрасте.
Работа по закреплению этого навыка не прекращается. Она ведётся до тех пор, пока ребёнок не научится правильно пользоваться дыхательным аппаратом. У каждого человека это происходит по-разному, поэтому каждого ребёнка надо контролировать индивидуально, в том числе и на фронтальных занятиях.
Дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук: вверх – вних, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.
По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. И в то же время идёт отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.
Артикуляция - это не только результат движение артикуляционных органов - микромоторика. «Она результат структурного единства многих частей тела, где встречаются разные виды напряжения, которые производятся разными атеистическими и антогонистическими группами мышц» (П.Губерина «Фонетическая ритмика и ВТС»). Артикуляция — это не только фиксированная точка положения языка по отношению к зубам и нёбу. Направление и положение речевых органов (микромоторика) часть целостности. «Артикуляция — это последствие многих расслабленных и напряжённых точек в теле» (профессор Господнетич «Роль мышечного напряжения в реабилитации речи и слуха»).
Движения микромоторики очень утонченны и сложны, полны нюансов, мало различаются и поэтому их почти невозможно прочувствовать так, чтобы они превратились в хорошую речь, которая включает в себя правильный ритм и интонацию. Ребёнку намного легче следовать большим движениям всего тела — макромоторике и через неё стимулировать микромоторику. Так из сильного кинестетического ощущения Постепенно появляются тонкие движения речевых органов, которые без принудительности над ребёнком, через игру перейдут в автоматизм, при котором речь станет хорошей и понятной.
Для разных возрастных групп детей используются разные движения, соответствующие степени их психомоторного развития:
а) от 1 до 1,5 лет - в этом возрасте дети только поступают на реабилитацию и основная задача - вызывание реакции на звук и стимуляция голоса;
б) от 3до 4-х лет - к этому периоду ребёнок владеет почти всеми видами передвижения: ходьба, бег, подскакивание, прыжки с одной ножки на другую, пытаются прыгать на одной ноге, вертятся вокруг своей оси, перекатываются по полу. Они любят двигаться и заинтересованы во всех видах движения. Функциональное движение для отдельного звука в этот период ещё простое и большое. Если задача требует сложного движения, Оно обрабатывается отдельно руками, ногами, телом, головой и только потом, если это возможно, мы его выполняем. В это время имеет большое значение проведение подвижных игр, вызывающих переживания, Крик, но следует требовать правильного произношения отдельных звуков и их сочетаний;
в) от 4до 5 лет - у детей этого возраста психомоторные способности больше развиты, лучше ловкость движений, дольше внимание. Но они чаще проявляют свой характер и могут отказаться от работы с нами. Они очень мечтательны, и это нужно использовать для подключения их к работе. Движения могут быть сложнее, выполняются целым телом или частями тела. Движения можно выполнять в разных вариациях: ходьба и бег в разных зонах (низкая, средняя, высокая), прыжки всех видов, повороты сидя на полу, на коленях, в положении стоя. Если ребёнок поступил на реабилитацию в возрасте от 1,5 до 2 лет, то до данного периода он овладеет всеми звуками, если не полностью, то хотя бы частично. В этот момент мы переходим на новый этап - стимуляция движением для коррекции отдельного звука и движения. При подготовке к занятию следует использовать таблицу анализа качества звуков и движений (по Эффорте) (табл. 8).
Таблица 8
Анализ качества звуков и движений ( по Эффорте)
Звуки | Интенсивность | Напряжение | Время | Направление движения | Качество движения |
П | лёгкая | Сильное | Короткое | От себя | Прикосновение, прысканье |
Б | Лёгкая | Слабое | Дольше, чем «Па» | Вниз | Расслабление |
М | Лёгкая | Малое | Длительное | От себя | Скольжение, поглаживание |
Т | Сильное | Сильное | Короткое | От себя | Удар – бичевание |
Д | Легче «Та, сильнее «Ба» | Меньше «Та», больше «Ба» | Длинее, чем «Та» | От себя вниз | Не полное расслабление |
Н | Лёгкая | Слабое, долго держим | Длительное | От себя | Скольжение, парение |
Л | Средняя | Среднее | Средней длительности | Гипертонус – вниз, гипотонус – вверх | Кружение руками и телом |
В | Лёгкая | Малое | Длительное | От себя | Ближе к скольжению |
Ф | Сильная | Сильное | Короче, чем «Ва» | От себя | Быстрое придавливание, толкание |
К | Сильная | Сильное | Короткое | На себя и назад | Удар |
Г | Лёгкая | Слабое | Длиннее, чем «Ка» | Голова вниз, затем назад | Расслабление |
С | Сильная | Сильное | Длительное | От себя | Придавливание |
Ш | Легче, чем «С» | Слабое | Длительное | Сверху вниз | От лёгкого давления до постепенного расслабления |
Ц | Сильная | Сильное | Короткое | От себя | Похоже на брызги и лёгкие щелчки |
Ч | Сильная | Сильное | Короткое | От себя | Бичевание |
Щ | Все качества между «Ча» и «Ца» легче «Са» | ||||
З | Легче «Са» | Слабее, чем «Са» | Длительное | Вниз к себе, к диафрагме | От напряжения к постепенному расслаблению |
Ж | Лёгкая | Слабое | Длительное | Сверху вниз | От напряжения к постепенному расслаблению |
Х | Лёгкая | Слабое | Длительное | вниз | «ступенчатый» выдох |
Р | Сильная | Большое | Короткое | От себя | Вибрация |
Я | Усиление звука | От большего к меньшему | Длительное | Сверху вниз | Придавливание с постепенным расслаблением |
3. Стимуляцию движением для коррекции отдельного звука и движения.
Этот этап следует сразу же после стимуляции движением отдельного звука, если мы не получили желаемый результат — хорошее произношение. Начинаем с ошибки отдельного ребёнка и эта работа почти всегда индивидуальна. Ошибки у ребёнка чаще всего результат перенапряженного или расслабленного тонуса. Они обычно повторяются почти во всех похожих звуковых комбинациях. Поэтому очень важно как можно раньше выделить такого ребёнка и провести коррекцию его тонуса. Напряжённого ребёнка нужно расслабить до нормального состояния или наоборот напрячь. Для ребёнка нормальный тонус это тот, при котором он имеет хороший голос и правильное произношение отдельных звуков, слов, предложений. Для коррекции мы выбираем движения, исходя от ошибки ребёнка.
4. Стимуляцию движением для формирования правильного произношения и развития речи.
Переход на более высокую ступень развития речи связан с освоением ряда последовательностей в ритме и интонации при произнесении слов, способностью к подражанию, запоминанию, обучению и варьированию ситуацией.
Этот этап следует сразу после хорошо усвоенного первого звука и звуковой группы. Необходимо следить за качеством отдельных звуков. Наша задача стимулировать, развивать хороший ритм и интонацию слов и предложений. Мы используем множество вариаций ритмов и интонаций одних и тех же речевых соединений, которые в каждой вариации дают другую информацию. Именно это важно в начале работы с детьми, имеющими нарушения слуха, так как помогает им при ограниченном словарном запасе использовать все возможности и как можно богаче выражаться. Время и динамика - это элементы ритма, а пространственные экспансии - элементы интонации. В работе используются разные возможности движения, скорость и продолжительность, множество вариантов ритмов с изменениями акцентов, работа в пространстве (разные пространственные пути, направления и виды пространства). Вариации движений в комбинациях этих элементов безграничны и мы их используем в стимуляции движением правильного произношения, развития произношения слов и предложений.
Начинаем со слова, которое имеет свой ритм, акцент, интонацию и информацию. Слова могут состоять из одного, двух и более слогов. Они могут иметь ударение на разные слоги и разные интонации. В стимуляции движением мы не анализируем ритм слова аналитическими ударами, мы его переживаем через глубокое движение.
Получается, что:
• слово, состоящее из одного слога, передаётся коротким прямым движением;
• слово, состоящее из двух слогов, — прямым движением, но немного дольше. Если ударение падает на первый слог — прыжком вперёд, если ударение на втором слоге — прыжком вверх.
С появлением первых слов появляется возможность выделения ударения по месту фонетического напряжения. Задачи при проведении данной работы:
• развитие слушания с помощью мультисенсорики и затем непосредственно через слух;
• когда есть ошибки в структуре, необходимо использовать оптимальные движения в слоге и слове;
• развитие ощущения ритмичности в глобальных движениях, связанных с артикуляционным напряжением и в то же время с напряжением голоса и просодии. Это достигается играми, в которых используется звук, отработкой ритмов в ритмических играх и танцах;
• развитие знаний о просторе собственного тела и вокруг него, способности слушания и пространственного зрения и движения, голоса и речи, что служит началом развития ритма и интонации;
• постепенное уменьшение движений и доведение их до границы природных жестов, которые сочетаются с ритмом и интонацией речи.
Если к этому мы прибавим модуляции интонации, которые и симулируем движением на разной высоте в большом просиранстве, то получим богатство вариаций, которыми стимулируем ритм и интонацию предложений.
Переходим к работе над структурой предложений. Анализ предложений выглядит так:
• из какого количества фонетических соединений состоит предложение;
• какие формы интонаций представляются;
• какие ритмические изменения внутри одного фонетического соединения;
• где находится ударение в предложении. Начинаем предложение взмахом, если акцент на первое слово в предложении.
Ритм и интонацию предложения ребёнок должен воспринять целостно, движение его должно «вести» и помогать в правильном произнесении этого предложения.
При этом нужно соблюдать некоторые правила:
• Одно фонетическое соединение — это одно движение в одном направлении. Если существует два фонетических соединения или больше в одном предложении, при каждом следующем мы должны менять направление движения. Изменением направления мы передаём прекращение одного соединения, акцентируем активную паузу в этом предложении.
• При разных интонациях (восходящая, нисходящая, восклицательная, вопросительная ...) мы передаём модуляцию высоты высотой движения не для того, чтобы показать высоту, а для того, чтобы дети напряглись и противились фактору тяжести. При этом голос спонтанно повышается, а в противоположном случае понижается.
• Акцентирование отдельных слов в одном фонетическом соединении. Ради этого акцента не прекращается движение, а продолжается в том же направлении только динамически более лёгкое.
• Анализировать и отрабатывать не слова в предложении (это делается ранее), а всё фонетическое соединение и руководствоваться при этом теми закономерностями, которые присутствуют в ритмических структурах слов.
При работе над предложением может быть представлено множество вариаций и возможностей для создания движения. Постепенно движение уменьшается. От большого движения, в котором задействовано всё тело, переходим к простым природным движениям рук и головы, которые носят в себе особенности динамики, времени, напряжения, простора, т.е. интонацию, чтобы в конце осталась только речь без движения. Из этого следует, что движение исчезает, как только достигает своей цели.
5. Спонтанную правильную речь в игре-драматизации.
Игры-драматизации тематически могут быть связаны со всеми воспитательно-образовательными темами и предметами. Необходимо выбирать такие, которые привлекают внимание детей, пробуждают их интерес и вызывают хорошую правильную речь.
Необходимо использовать ситуации из ежедневной жизни и включать темы, связанные с изучением природы и общества, детские рассказы, стихи, значимые случаи из личной жизни. Благодаря такой работе у детей появляются первые правильные высказывания, формируется способность к речевым выражениям.
В стимуляции движением необходимо пройти 1-ю и 2-ю программы, которые должны быть связаны с остальными способами и ступенями реабилитации с использованием верботонального метода в сочетании с групповой работой, которая позволяет достичь цели реабилитации — хорошего слушания и речи и, как результат, — полной социальной адаптации.
Итак, подведём итог вышесказанному и остановимся на основных положениях фонетической ритмики:
Движение артикуляционных органов зависит от напряжённости разных точек нашего тела. Движение связано с интонацией и ритмом. Время и динамика - части ритма. Простор — интонация.
Важно помнить, что нельзя связывать определённый звук с одним движением и превращать его фактически в жест. Для правильной организации работы по фонетической ритмике педагог должен хорошо знать качественную характеристику звуков.
Для коррекции можно делить слово на слоги, но в конце должно быть единое движение на слово, что приводит к слитности речи.
Очень важна работа над ритмом, а ритм - это движение. Считалка, по мнению хорватских учёных, — это выражение детского ритма. Ритм и интонация передаются через низкие частоты. Считалка стимулирует детский мозг, чтобы он воспринимал ритм. На занятиях считалки и стихи отрабатываются при использовании движений, проводится специальная работа по развитию восприятия элементов речевого материала на слух.
Речевой материал соответствует принципам аналитико-синтетического метода обучения произношению, предполагающего единство работы над целым — фразой, словом и его элементами — слогами и звуками.
Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения, они являются обязательным компонентом каждого занятия. Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких. Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.
Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем. Движение полностью выполнит свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.
Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
• нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
• формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
• правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах;
• воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
• восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
• умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Для решения данных задач мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально — их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоусиливающая аппаратура, «Верботон Г-10» или индивидуальные слуховые аппараты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.
На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.
Речевой материал должен быть доступен в лексическом отношении, отвечать фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно — сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приобретённых навыков в условиях, приближённых к самостоятельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.
Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть неусвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные занятия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения.
ПИКТОГРАФИЧЕСКАЯ РИТМИКА
Упражнения на развитие вестибулярного аппарата
Тренировка вестибулярного аппарата включает движения, его раздражающие (наклоны, повороты, прыжки, упражнения на батуте, перекладине и т.п.), а также опосредованное воздействие на организм угловых и прямолинейных ускорений с помощью вращающихся каруселей, качелей и др.
ГЛАВА 6
ГЛАВА 7
Операция кохлеарной имплантации и послеоперационная
ГЛАВА 8
Литература
Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 2001.
Боркович Любомир. Нейропсихолингвистика — основа слушания, мышления и речи. — Загреб: Поликлиника СУВАГ, 2004.
Королёва И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. — СПб., 2005.
Королёва И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции. — СПб.: Издательство «КАРО», 2005.
Марушич Т. Из тишины к звуку. — Загреб, 2003.
Нейрофизиологические исследования в клинике. Коллективная монография НИИ им. акад. Н.Н. Бурденко. — М.: Антидор, 2001.
Пашквалин Мария и др. Искусственная улитка. Верботональный метод. — Загреб: Поликлиника СУВАГ, 2005.
Петрова Н.П. Если ребёнок плохо говорит. — М.- СПб., 2005.
Руленкова Л.И., Смирнова О.И. Аудиология и слухопротезиронание. — М.: Академия, 2003.
Таварткиладзе ГЛ. Кохлеарная имплантация. — М.: СвяТИГОр
Пресс, 2004.
Херлевич Ивана. ПРОГОВОРИ. — Загреб: Школьная киша, 1996.
Guberina P. Verbo-tonalna audiometrija. — Zagreb: Poliklinika SUVAG, 1999.
LovricM.Metodika rada piktograf ske ritmike. — Zagreb: Poliklinika SUVAG, 1996.