Часть I
ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука
Глава 1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ
Парадигмы педагогики
Глава 2
ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ
Я. А. Коменский
а) «ступень ощущений»,
б) «ступень пояснений»,
в) «ступень упражнений».
И. Ф. Гербарт
а) «ясность»,
б) «ассоциация»,
в) «система»,
г) «метод»
Цель и содержание образования
Глава 3
НАТУРОЦЕНТРИЧНЫЙ ПОДХОД
СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель образования неизбежно влечет за собой представление о его содержании: чтодолжно состояться в личности в результате образования, чтобы реализовались ее потребности и как члена общества, и как индивидуальности?
Примечательно, что в основном государственном документе, законе «Об образовании» в Статье 14 «Общие требования к содержанию образования», по существу, раскрывается главная теоретическая идея, лежащая в основе всей идеологии современного отечественного образования: «1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества (курсив наш. — Н. Г.); укрепление и совершенствование правового государства»31.
Современная психология и педагогика видит возможности самоопределения личности, прежде всего, в области главных жизненных ценностей: в поис-
-------------
30 Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. С. 87.
31 Об образовании. Закон Российской Федерации. М., 2002. С. 11.
ке своего места в жизни, определении смысла и цели своей жизни, выработке жизненных принципов и убеждений, формировании личностных идеалов.
Самоопределяющаяся личность — это социально зрелая личность. Своеобразной мерой самоопределения личности являются:
□ освоение ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
□ зрелое понимание смысла жизни;
□ наличие духовных сил, системы знаний, умений и навыков, необходимых для полноценной самореализации в трудовой и общественной деятельности, для преодоления жизненных трудностей и переживания счастья;
□ готовность совершать социально значимую деятельность и оценивать ее результаты;
□ самостоятельность в принятии решений;
□ осознание себя как субъекта деятельности и общения, готовность к реализации своих индивидуальных способностей.
Нетрудно заметить, что эти признаки самоопределяющейся личности характеризуют освоение основных ценностей культуры: жизнетворчества, гуманизма, нравственной убежденности.
Содержание современного образования конкретизируется как освоение личностью системы жизненных ценностей.Именно образование должно обеспечить человеку ответы на самые сложные вопросы: «Во имя чего жить?», «В чем смысл моей жизни?». Образование формирует образ бытия личности, ее жизненную позицию.
Известный философ образования Б. П. Битинас, чтобы объяснить назначение ценностей в жизни личности, использует интересную метафору — ОБРАЗ КОРАБЛЯ как символ образования. Материальная часть корабля — его корпус, мачты, паруса, механизмы — означает знания; функционирование корабля — мощность его двигателя или парусов, скорость, маневренность — это умения, а способы и характер навигации, точность и оптимальность выбора курса, безопасность штурманской проводки корабля — это ценности.
Образование — это не просто наличие достаточных знаний и умений, а присвоение значимого знания, обладающего определенной культурной, социальной и личностной ценностью.
Каждая историческая эпоха по-своему, в рамках своих культурных достижений определяет для человека абсолютные ценности — «как жить»: в интересах всего общества, в интересах своего класса или в своих собственных интересах, служить государству или партии, делать смыслом жизни свободу или власть, стремиться к знаниям или к богатству. По существу, эти ценности являются своеобразным смыслом эпохи, духом той или иной культуры, духом народа и общества. Ценности — это то, во имя чего люди проживают свою жизнь, они несут в себе содержание чего-то значимого и должного для человека.
Таким образом, ценности, с одной стороны, достаточно относительны, так как исторически меняются. Но с другой стороны, в рамках определенной социокультурной реальности многие ценности воспринимаются людьми как нечто абсолютное, вечное, общечеловеческое. Не случайно ценности издревле закреплялись в религиозных учениях.
Одной из особенностей современной жизни в нашей стране является осознание людьми серьезных преобразований в области жизненных ценностей общества, даже кризиса ценностей. Ценностный кризис тем и отличается от экономического, политического и других кризисов, что здесь человек как бы теряет самого себя, рушится то, во что он верил, что было для него жизненно значимым. Выход из ценностного кризиса очень серьезно связан с образованием, с возможностью для человека на новой информационно-мировоззренческой основе выбирать и самоопределяться. Стоит помнить, что все изменения в обществе начинаются с изменения у отдельных людей, у индивидов их ценностных предпочтений, которые проявятся в их мыслях и суждениях, в их действиях и поступках.
Жизненные ценности могут по-разному реализовываться в образовательном процессе.
Авторитарная модель: ценности внедряются в виде жестко декларируемой системы, набора принципов поведения, уставов, кодексов (например, «Моральный кодекс строителя коммунизма»). Такое образование неизбежно делит людей на «наших» (носителей официальных ценностей) и «не наших» (не принявших эти ценности).
Гуманистическая модель: дается представление о неких общечеловеческих ценностях, выработанных человеческой цивилизацией в своем культурном развитии (например, ценность жизни, труда, уважение к старшим, терпимость к национальным и религиозным особенностям людей и др.). Христианская культура сконцентрировала общечеловеческие ценности в заповедях Нагорной проповеди Иисуса Христа, и они до сих пор служат сердцевиной образования.
Но общечеловеческие ценности, при всей их фундаментальности и неоспоримости, не исчерпывают богатство мира духовных и материальных ценностей. И гуманистическая модель ставит человека перед возможностью и необходимостью выбирать в многообразном мире ценностей что-то близкое себе. Эта модель организации содержания образования построена на ценностном выборе как главной тайне духовной жизни человека. Именно поэтому смыслы жизни конкретных людей чрезвычайно многообразны, а освоение ими общечеловеческих ценностей в качестве содержания образования в значительной мере обеспечивает взаимопонимание и толерантность.
Но нельзя представлять себе культуру как хорошо упакованный «багаж» ценностей, который следует получить и нести по жизни. М. Мамардашвили, один из самых ярких философов современности, убеждал: «Исторический опыт показывает, что культура не есть совокупность высоких понятий или высоких ценностей. Она не есть это хотя бы потому, что никакие ценности, никакие достижения и никакие механизмы не являются в данном случае гарантией. С любых высот культуры можно всегда сорваться в бездну»32. Образование должно сделать человека субъектом культуры, ее активным потребителем и творцом. Только реализуя позицию субъекта культуры, человек обретает смысл того, что он делает, и, в конечном счете, смысл собственной жизни. Иными словами, важнейшим результатом образования является освоение общего и развитость индивидуального.
--------------
32 Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 144.
Литература для самообразования
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.
2. Антология античной философии / Сост. С. В. Переведенцев. М., 2001.
3. Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности. М., 2001.
4. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М., I989.
5. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 2002.
6. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. Л., 1992.
7. Гребенюк О. С, Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.
8. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М., 2003.
9. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М., 2004.
10. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
11. Ильин Г. Л. Философия образования (идея непрерывности). М., 2002.
12. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
13. Кинелев В. Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М., 1998.
14. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: Опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб., 2001.
15. Корнетов Г. Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. М., 2003.
16. Краевский В. В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград, 1996.
17. Крылова Н. Б. Культурология образования. М., 2000.
18. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. Киев, 1997.
19. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000.
20. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
21. Плигин А. А. Личностно ориентированное образование: История и практика. М., 2003.
22. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004.
23. Рерих Н. К. Держава Света. М., 1999.
24. Сериков В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
25. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003.
26. Степин В. С. Теоретическое знание: Структура, теоретическая эволюция. М., 2000.
27. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с фр. М., 2002.
28. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1989.
29. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. М., 1999.
30. Шестун Е. (протоиерей). Православная педагогика. М., 2001.
31. Штайнер Р. Антропология и педагогика / Пер. с нем. М., 1997.
Задания для самоконтроля и размышления
1. Как вы представляете себе основные тенденции развития образования в XXI веке?
2. Что вам известно об основах современной образовательной политики России?
3. Объясните, в чем суть концепции непрерывного образования?
4. Как, по вашему мнению, влияет механизм рыночных отношений современной экономики на развитие образования?
5. Если бы вы были министром образования РФ, то какие мероприятия сочли бы необходимым провести для совершенствования или радикального преобразования российского образования?
6. Согласны ли вы с утверждением, что педагогика — это прикладная педагогическая психология? Приведите свои аргументы «за» или «против».
7. Закономерно ли, на ваш взгляд, одновременное существование в педагогике нескольких разных концепций цели образования?
8. Сравните ряд понятий, использующих категорию «педагогический»: педагогическая антропология, педагогическая синергетика, педагогическая феноменология, педагогическая психология, педагогическая аксиология, педагогическая прогностика, педагогическая герменевтика. Какие специфических характеристики предмета педагогики зафиксированы в каждом из этих понятий?
9. Многие ученые-теоретики отмечают тенденцию дифференциации «предметного поля» современной педагогической науки:
□ педагогика детства;
□ педагогика школьного возраста;
□ андрагогика (педагогика взрослых);
□ геронтогогика (педагогика пожилого возраста).
Согласны ли вы со сторон пикам и этой модели, утверждающими, что такое предметное поле ближе к человеку, или примете позицию оппонентов, считающих, что в такой модели учтены только естественно-биологические представления о жизненном пути человека? Аргументируйте свое мнение.
10. Согласны ли вы с мнением, что современный учитель в реальных ситуациях образовательного процесса постоянно меняет свою парадигматическую позицию: то просвещает в традициях теоцентризма, то действует как рационалист и технократ, то восходит к высоким ценностям гуманизма? Аргументируйте свою точку зрения.
11. Обратитесь к Интернет-источникам и познакомьтесь с основными направлениями государственной политики модернизации российского образования. Проанализируйте информацию и зафиксируйте свой анализ в форме «таблицы альтернатив»: «„Плюсы” и „минусы” политики модернизации российского образования». Подготовьте устный комментарий к этой таблице.
12. Подготовьте реферативное сообщение на тему: «Педагогическая проблема, которая серьезно волнует современное общество».
Ориентировочный модуль:
□ формулировка проблемы, основания ее выделения;
□ причины обострения этой проблемы;
□ теоретическая идея, которая может быть положена в основу ее решения;
□ необходимые ресурсы (социальные, политические, экономические, педагогические и др.);
□ примеры практического решения этой проблемы.
Часть II
ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Воспитание как педагогический процесс
Глава 4
Воспитание детского коллектива и личности
В КОЛЛЕКТИВЕ
Глава 5
ИДЕЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ
Методы воспитания
Глава 6
ПОНЯТИЕ МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание детей — ответственное, серьезное и творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как?»: как заговорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить, чтобы поняли, и как сказать, чтобы поверили? Все это вопросы о методах воспитания.
В энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, способ действия. Итак, основная часть определения метода воспитания — «способ действия воспитателя». Но воспитатель может действовать по-разному:
□ «воздействовать» на ребенка, и тогда это существо будет представляться ему мягким воском, он будет ждать от своего воздействия немедленного результата в поведении подопечного;
□ «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с какими-то его представлениями и взглядами, привычками и комплексами;
□ «содействовать», то есть помогать, соучаствовать;
□ «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку».
Во всех этих случаях действие воспитателя будет организовано разными способами, потому что цель— вот то первое обстоятельство, которое определяет выбор метода воспитания. Метод воспитания — это способ целенаправленного обращения к мотивационно-ценностной сфере личности воспитанника.
Поиск метода у воспитателя происходит и в связи с содержаниемдеятельности воспитанников: игра потребует одних методов, разговор по душам — других, приобщение к общественно значимому труду — третьих.
И это еще не все. Метод воспитания всегда реализует определенное средство воспитания. Средством воспитания в педагогической теории принято считать явления окружающей действительности, которые воспитатель подчиняет своему влиянию и использует в практике воспитания. По существу, средства воспитания — это все в окружающем мире: природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово и т. п. Некоторые средства всегда «под рукой», на-
пример слово, поэтому значительная часть методов воспитания — словесные. Здесь еще сказывается древняя традиция в культурах многих народов менять ценностные позиции подрастающих детей и молодежи спомощью внушающих практик, наставлений старейшин, менторства учителей. Есть средства забытые, мало употребляемые в современном воспитании, как, скажем, природа. Она воспитывала человека еще в древности, в дописьменный период развития цивилизации. Человек так глубоко ощущал и осознавал себя частью природы, что даже отдельные ее проявления вызывали у него столь сильные переживания, что заставляли изменить что-то в своей жизни, в отношениях с окружающими, в поведении. Мы же сейчас природу воспринимаем чаще как «зону отдыхав, поэтому воспитательных методов в этой области немного.
Кроме того, метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностей ребенка и его «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский), то есть от влияния на ребенка социальной среды и его отношений к этим влияниям. Поэтому существуют методы воспитания, которые невозможно применить в воспитании дошкольников, но они совершенно необходимы воспитателю подростков, а есть такие, которые исчерпывают свой воспитательный потенциал в раннем детстве ребенка и просто уже не нужны воспитателю старшеклассника.
Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя.Впрактике воспитания нетрудно заметить, что есть педагоги, главный «конек» которых — слово: они артистически ярко говорят, прекрасные рассказчики и знатоки тысяч историй. Другие, напротив, немногословны, но дети вокруг них, как рой пчел: что-то мастерят, прилаживают, придумывают. Это очень важно, чтобы метод воспитания был личностно одухотворен. Дети сразу чувствуют, «от себя» ли действует воспитатель, вкладывает ли он душу, ум, терпение в свое взаимодействие с ними или выполняет формальную меру воздействия.
Характеризуя методы воспитания, нельзя не упомянуть еще одну категорию — прием воспитания. Это составная часть метода, один из его «кирпичиков». Например, беседа с младшими школьниками, которая длится всего 15—20 минут, строится как целая система приемов: нужен прием яркого начала разговора, чтобы дети заинтересовались темой, прием обращения к их жизненному опыту, чтобы включились в диалог, начали высказываться и соотносить свои представления с мнением товарищей, нужны приемы удержания и переключения внимания, приемы завершения беседы.
Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания, существующих в реальном воспитательном процессе. Проблема классификации методов воспитания остается по сей день одной из спорных теоретических проблем. Время от времени крупные ученые проводят бурные дискуссии на страницах научных журналов и на конференциях, на какое-то время договариваются об общих позициях. Но как только что-то уточняется или пересматривается в понимании сущности самого воспитания, так вновь возникают новые классификации методов воспитания.
В основе любой классификации методов воспитания лежит определенный критерий, то есть главный признак, на основании которого методы группируются и обособляются.
В 60-х годах XX столетия общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух групп. Все методы воспитания делились в зависимости от того, на что они направлены — на сознание ребенка или на его поведение. Считалось, что сознание и поведение — это и есть главные области воспитательного воздействия.
В 1970-х годах значительная часть теоретиков педагогики принимала классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя:
1. Методы целенаправленного формирования качеств личности.
2. Методы стимулирования естественного саморазвития личности.
3. Методы коррекции развития личности.
Самая уязвимая область этой классификации — три направления деятельности воспитателя: их, безусловно, намного больше.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов в педагогике оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию. С этих позиций ленинградские педагоги Т. Е. Конникова и Г. И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий — функция метода по отношению к деятельности воспитанников, ибо воспитание — это организация их деятельности. В этой классификации рассматривались три группы методов воспитания:
1. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
2. Методы формирования общественного сознания.
3. Методы стимуляции деятельности.
Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский использует несложную классификацию методов воспитания, и ей доверяют многие воспитатели-практики. В качестве критерия своей классификации В. А. Караковский избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:
1) методы воспитания словом;
2) методы воспитания делом;
3) методы воспитания ситуацией;
4) методы воспитания игрой;
5) методы воспитания общением;
6) методы воспитания отношениями.
Если заглянуть в учебник педагогики известного в начале XX века немецкого педагога Фридриха Паульсена, изданный в Санкт-Петербурге в 1913 году (по которому учились во всех педагогических институтах дореволюционной России), то можно заметить, что здесь вопрос о классификации методов воспитания не обсуждается. Ф. Паульсен подробно описывает, как воспитывать дисциплину, храбрость, настойчивость, правдивость, рассудительность, честь, любовь к Родине и человечность. Для каждой добродетели он определяет свой набор методов, дает советы по их использованию. Такое руководство наверняка привлекало педагогов своей конкретностью и кажущейся практичностью. Но такой подход нельзя признать правильным с позиций современного пред-
ставления о ребенке, о его развитии и воспитании. В «Словаре по этике» описано более 1500 только нравственных качеств личности, а по Ф. Паульсену, выходит, что каждому из них следует подобрать свой набор методов воспитания. А если еще учесть, что ребенок живет, развивается и в каждый момент он уже в чем-то другой, то станет понятно, почему педагогика не может построить некую универсальную технологию, чтобы подобранная система методов воспитания гарантировала строго определенный результат.
Значит ли это, что вопрос о классификации методов воспитания придется оставить за пределами научной теории? Напротив, следует разобраться в природе общих методов воспитания, понять их механизм, возможности и ограничения, а приступая к воспитанию детей на практике, выстраивать свою систему методов. Поскольку приходится учитывать особенности огромного многообразия методов, то встает вопрос: что является общим для всех методов воспитания? Если вспомнить, что предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношение к миру и с миром, к себе и с самим собой, то станет понятным, почему все множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в такую систему:
□ первая группа — методы организации социального опыта воспитанников;
□ вторая группа — методы осмысления воспитанниками своего социального опыта, мотивации своей деятельности и поведения;
□ третья группа — методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников.
МЕТОДЫ ОСМЫСЛЕНИЯ
ВОСПИТАННИКАМИ СВОЕГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА,
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
Технологии воспитания
Глава 7
Технология воспитательной
Работы классного руководителя
Внеклассная воспитательная работа составляет значительную долю в содержании деятельности классного руководителя. Если попытаться систематизировать все многообразие того, что она предполагает, то выстраиваются такие системообразующие «блоки», требующие специальной технологии:
I. Организация делового и дружеского общения школьников.
II. Индивидуальное воспитательное взаимодействие с ребенком.
III. Педагогическое взаимодействие с родителями школьников.
Литература для самообразования
1.Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер. с нем. Ростов н/Д, 1998.
2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М., 2002.
3. Гармаев А. (свящ.). Этапы нравственного развития ребенка. Минск, 2002.
4. Гликман И. 3. Теория и методика воспитания. М., 2003.
5. Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. СПб., 2002.
6.Дальто Ф. На стороне подростка / Пер. с фр. СПб., 1997.
7. Дальто Ф. На стороне ребенка / Пер. с фр. СПб., 1997.
8. Коулмен П. Как сказать ребенку о... / Пер. с англ. М„ 2002.
9. Леви В. Куда жить: человек в цепях свободы. М., 2004.
10. Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб., 2003.
11. Лунина Г. В. Воспитание детей в традициях русской культуры. М., 2004.
12. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М., 2002.
13. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания, М., 2001.
14. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избр. психологические труды. М., 2004.
15. Поляков С. Л. Психопедагогика воспитания и обучения; Опыт популярной монографии. М., 2004.
16. Поляков С. Д. Технология воспитания. М., 2002.
17. Соловейчик С. Л. Воспитание школой. М., 2002.
18. Соловейчик С Л. Педагогика для всех. М., 2001.
19. Щуркова Н. Е. За гранью урока. М., 2004.
20. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. М., 2000.
21. Эфроимсон В. П. Педагогическая генетика. Родословная альтруизма. М., 2003.
Задания для самоконтроля и размышления
I. Из перечисленных ниже утверждений выберите то, которое, на ваш взгляд, точнее всего определяет представление о результатах воспитания, или возразите, сформулируйте свою позицию.
«Результат воспитания — в умении и желании человека быть внутренне свободным, в умении найти себя в жизни, в умении окружить себя любимыми и любящими людьми».
«Измерить результаты воспитания нельзя, но можно — заметить. И исключительно по жизни нашего воспитанника вне школы».
«Воспитывает все, и вот увидеть pезультаты картины воспитания действительно могут лишь родители сегодняшних учеников, причем лет через пятьдесят, или люди, которые будут жить рядом и нуждаться в помощи. По большому счету, это и есть мера измерения воспитанности».
«Воспитать — это значит сформировать у ребенка совесть. Совесть — не орган внешнего контроля, а орган, согласующий человека с людьми и с самим собой».
«Настоящая воспитанность проявляется в повседневной жизни, в семье, в рабочем общении – там, где не надо “изображать из себя”, и человек виден таким, каков он есть».
«Тот, кто предъявляет себя окружающим как „хорошо воспитанный человек", как раз и демонстрирует подлинную невоспитанность».
«Главный признак воспитанности — нравственная надежность человека. Про такого говорят: „порядочный человек”».
2. Как вы понимаете педагогический контекст соотношения:
- «Воспитание и жизнь»,
- «Воспитание или жизнь»,
- «Воспитание – жизнь»,
- «Воспитание. Жизнь»,
- «Воспитание в жизни».
Обоснуйте свою точку зрения. Объясните, как концептуально будет строиться процесс воспитания на основе каждой позиции?
3. Известный российский философ Г. С. Бытищев (1932-1990). занимавшийся философскими проблемами образования, предлагал различать типы педагогических систем «сообразно их отношению к миру детства». Для этой цели он разработал своеобразный «вопросник».
□ К чему устремлено воспитание?
□ Как педагогика видит и принимает воспитуемого?
□ Кто воспитывает?
□ Как, каким ведущим методом?
□ Что именно воспитывает и чему учит?
□ В лоне какой культуры, каких ее сфер воспитываются дети?
□ Каков в идеале итог воспитания?
□ Характеристика воспитанника сточки зрения человеческого призвания.
Согласны ли вы с таким «алгоритмом» проявления концептуальной сущности педагогических систем? Можно ли с его помощью определить воспитательную направленность, например, системы воспитания прагматической педагогики, вальдорфской педагогики, педагогической системы В.А. Сухомлинского, педагогической концепции К. Роджерса, педагогической системы семьи Никитиных?
4. В. А. Сухомлинский писал: «Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, а не готовым человеком».
Справедливо ли это утверждение выдающегося педагога? Разверните, конкретизируйте мысль В.А. Сухомлинского, если вы согласны с его точкой зрения, или приведите свои аргументы, если не согласны.
5. Определите свою позицию по вопросу «Когда должно начинаться воспитание ребенка?». Наши предки считали, что как можно раньше, пока ребенок «поперек лавки лежит». Многие современные педагоги склоняются к признанию пренатального (внутриутробного) воспитательного взаимодействия матери и дитя на языке ощущений, эмоций, мыслей.
6. Стало хрестоматийным утверждение А. С. Макаренко, что «личность не воспитывается по частям». С чем, в таком случае, связано стремление воспитателей специально выделять физическое, нравственное, умственное, эстетическое, экологическое, экономическое, политическое и другие направления воспитания?
7. Известный английский писатель и христианский проповедник Клайв Льюис в одной из своих статей отмечал, что в прежние времена воспитатели стремились сделать детей такими, какими хотели бы стать сами. Нынешние же воспитатели внушают детям ценностные суждения не потому, что верят в них сами, а потому, что это полезно обществу.
Как выдумаете, можно ли согласиться с К. Льюисом? Вам когда-нибудь приходилось встречаться с проявлением такого противоречия между воспитательной идеологией и жизнью?
8. В Павлышской средней школе, которой руководил В. А. Сухомлинский, существовал составленный им «Золотой список» из 200 лучших книг мировой литературы, которые его ученики должны были обязательно прочитать в школьные годы.
Назовите 10 лучших книг (на выбор, для дошкольников, младших школьников, подростков, юношества) без которых, на ваш взгляд, невозможно современное воспитание ребенка.
9. Должно ли современное воспитание полностью отказаться от принуждения, признав, что это лишь способ, обеспечивающий послушание ребенка? Как бы вы отнеслись к мнению, что принуждение, напротив, позволяет поставить ребенка в позицию свободного выбора?
Свои суждения постройте в логике воображаемой беседы с родителями младших школьников (подростков, старшеклассников).
10. В периодической печати и на телеэкране нередко появляются сюжеты о школьных республиках и их президентах, о выборах детских правительств, сенатов и др. Можно ли считать подобные деловые игры проявлением детского самоуправления или они, скорее, призваны давать опыт индивидуальной конкуренции в подготовке будущей политической элиты?
11. Закончите высказывания и разверните свои аргументы:
«Процесс воспитания следует отличать от...»;
«Формализм в воспитании приводит к…»;
«Образ Родины складывается у детей под влиянием...».
12. Обратитесь к Интернет-источникам и отберите информацию на тему «Проблемы патриотического воспитании в современном отечественном образовании». Определите свое отношение к прочитанному. Подготовьте по результатам своих изысканий тезисы.
Часть III
ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Обучение
Как педагогический процесс
Глава 8
Содержание обучения
Глава 9
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
Как реально «работает» содержание обучения в учебном процессе? Это можно представить в виде некой теоретической модели, которая выстраивает содержание обучения на нескольких уровнях, и каждому из этих уровней соответствует определенный нормативный документ, который организует и фиксирует содержание обучения.
Формы обучения
Глава 10
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Методы и технологии
ОБУЧЕНИЯ
Глава 11
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Специалисты обозначают в практике обучения несколько десятков явлений, которые действуют как методы обучения,то есть специальные, целенаправленные педагогические действия по организации познавательной и практической деятельности учащихся в процессе обучения. Самые узнаваемые — упражнения, рассказ, беседа, игра. Чтобы ориентироваться в этом многообразии и понять, какие методы целесообразно использовать в той или иной учебной ситуации, для достижения тех или иных целей, их нужно выстроить в некой субординации, в системе, то есть классифицировать.
Научная классификация всегда «покоится» на определенном основании: выделяется главный признак, по проявлениям которого выстраивается классификация. Классификации методов обучения учитывают сущность самого понятия «метод обучения».
Если метод обучения рассматривать как «способ формирования знаний, умений и навыков учащихся», то в этом случае методы обучения классифицируются по «источникам»приобретения знаний, умений и навыков. Авторы этой классификации (Д. О. Лордкипанидзе, Е. И. Голант, Н. М. Верзилин и др.) выделяют три группы методов обучения:
□ словесные (источник знаний — слово) — рассказ учителя, беседа, объяснение, лекция, работа с книгой;
□ наглядные (источник знаний — образ) — демонстрация реальных или изображенных объектов, явлений и их наблюдение;
□ практические (источник знаний — опыт) — упражнения устные и письменные, репродуктивные и творческие, лабораторные работы, практикумы.
В представлении сторонников этой классификации знания, умения и навыки являются производными от слухового, зрительного и тактильного восприятия и наглядно-образной, словесно-логической и предметно-действенной форм мышления. Такая классификация достаточно долго царила в советской дидактике и, в силу своей незатейливости, прочно запечатлевалась в пе-
дагогическом сознании учителей. Да и сейчас еще ее следы можно без труда заметить в методической литературе.
Если методы обучения понимать как систему целенаправленных действий педагога, организующего познавательную и практическую деятельность учащихся, то классификация методов обучения будет выстраиваться «от педагога», от его конкретных дидактических задач (Б. П.Есипов, М. А. Данилов и др.). В этой классификации методы обучения точно соотносятся с этапами процесса обучения.
Этапы обучения | Методы обучения |
1. Подготовка учащихся к изучению нового материала | Наблюдение |
2. Изложение нового знания учителем | Рассказ, объяснение, беседа, лекция, демонстрация наглядных пособий, опытов |
3. Закрепление знаний учащихся | Работа над материалом учебника. Выполнение репродуктивных и творческих работ. Повторительно-обобщающие беседы |
4. Формирование умений и навыков учащихся | Упражнения |
5. Проверка и оценка знаний, умений и навыков | Устный опрос. Практические работы. Письменные самостоятельные и контрольные работы |
В отечественной дидактике метод обучения рассматривается и как способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленной на реализацию определенных задач образования, воспитания и развития учащихся (Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник и др.). Эта классификация, объявленная «целостной», включает три большие группы методов обучения:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
□ перцептивные методы (по источнику передачи и восприятия учебной информации) — словесные, наглядные, практические;
□ логические методы (по логике передачи и восприятия учебной информации) — индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические;
□ гностические методы (по степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями) — репродуктивные, поисковые, исследовательские;
□ методы управления учением (по степени управления учебной работой) — под руководством учителя, самостоятельная работа с книгой, поисковая работа, лабораторная работа, трудовое задание.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
□ методы стимулирования интереса к учению (познавательная игра, учебная дискуссия, ситуации занимательности, ситуации обращения к жизненному опыту учащихся, ситуации успеха в учении);
□ методы стимулирования долга и ответственности в учении (убеждение в значимости учения, предъявление учебных требований, поощрение, порицание).
3. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности:
□ методы устного контроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устный зачет, экзамен, программированный опрос);
□ методы письменного контроля (письменная контрольная робота, письменный зачет, письменный экзамен);
□ методы лабораторно-практического контроля (контрольная лабораторная работа, зачетная практическая работа);
□ методы самоконтроля.
При знакомстве с данной классификацией методов обучения не может не обратить на себя внимание парадоксальная вещь: один и тот же набор методов предлагается авторами для организации различной деятельности учащихся в процессе обучения. Так, например, беседа учителя используется и для актуализации имеющихся у учащихся знаний, и для сообщения нового знания в готовом виде, без специальных объяснений, и для напряженного логического поиска ответа на проблемный вопрос. Авторы этой классификации считают, что в каждой из трех групп методов организаторское воздействие учителя сочетается с самоорганизацией деятельности учащихся, но на деле обнаруживается, что они в большей мере характеризуют проявление методов обучения в деятельности учителя.
Наиболее принятой в современной дидактике является классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся(И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, В. В. Краевский). Авторы этой классификации исходят из того, что метод обучения — это способ проектирования учителем познавательной деятельности ученика. Метод обучения обеспечивает ученику направление и содержание его мысли, предлагает ту или иную информацию, ведет к пониманию закономерностей, создает умственное и эмоциональное напряжение, побуждает проявить те или иные качества личности.
Кроме того, отдельные компоненты содержания современного обучения необходимо требуют для своего усвоения особых способов. Так, знание о мире (природе, обществе, технике) и способах деятельности предлагается, главным образом, как «готовое знание» — систематизированная информация и образцы деятельности. Второй компонент содержания обучения — опыт осуществления известных способов деятельности — организуется методами, которые предполагают неоднократное воспроизведение уже известных способов деятельности. Опыт творческой деятельности складывается только в специальных ситуациях, где от ученика требуется проявить творчество. Для их организации предназначены особые методы обучения, которые не только вызовут у учащихся потребность создать нечто новое, но и раскроют логику творческого поиска решения проблемы. Эмоционально-ценностное отношение к миру организуется в рамках каждого метода за счет «включения» воспитательного механизма в совместной деятельности учителя и учащихся. В рамках одних методов ученик существует как объект педагогического воздействия. С помощью других методов, по мере «наращивания» степени познавательной самостоятельности, ученик начинает проявлять позицию субъекта процесса обучения.
Эта классификация представляет систему пяти групп методов обучения.
1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учитель сообщает специально отобранную учебную информацию по теме, организует ее наглядное восприятие, разъясняет основные теоретические положения, устанавливает связи с уже изученным, формулирует выводы (в виде правила, закона, формулы, алгоритма), организует первичное закрепление нового знания, его применение в учебном задании. В ситуации этого метода учащиеся внимательно слушают, осмысляют разъяснения учителя, наблюдают, запоминают полученную информацию, совершают некоторые практические действия с новым знанием.
2. Репродуктивный метод. Учитель в рамках этого метода конструирует или отбирает в учебнике, методическом пособии систему заданий, которые требуют от учащихся воспроизведения уже изученных способов деятельности. Иными словами, организуется система упражнений: решение задач, воспроизведение грамматических моделей, выполнение чертежей и др.
3. Проблемное изложение. Этот метод реализуется как образный эвристический рассказ (в старших классах — лекция) или как словесное описание проводимого научного исследования. В нем учитель разворачивает перед мысленным взором учащихся проблему во всех ее противоречиях, выдвигает гипотезу ее решения, последовательно анализируя и систематизируя имеющиеся данные, показывает пути доказательства гипотезы, формулирует выводы.
Знания учащихся в проблемном изложении рождаются на основе развернутого научного доказательства, которое дает учитель в своем объяснении. Внешне ситуация этого метода очень похожа на ситуацию метода объяснительно-иллюстративного: учитель объясняет — ученики слушают. Но колоссальная разница заключена в самой познавательной деятельности учеников, в том, как они слушают: они не просто воспринимают учебную информацию, чтобы понять ее и запомнить, а мысленно, следуя за логикой обоснования и решения проблемы учителем, прогнозируют очередные шаги решения, контролируют их убедительность. А запоминание новой учебной информации здесь происходит в значительной степени как непроизвольное.
4. Частично-поисковый метод строится в той же логике решения проблемы: постановка и осознание проблемы, выдвижение гипотезы, поиск доказательств, формулировка выводов. Учитель привлекает учащихся к решению проблемы «частично», на разных этапах проблемного поиска. В зависимости от содержания учебного предмета и возраста учеников для реализации этого метода может быть использована эвристическая беседа, дискуссия, сочетание беседы и частичного эксперимента, моделирование экспериментальной ситуации и др. Направление поиска, ход беседы и особенности дискуссии в значительной мере зависят от ответов учащихся, от их рассуждений, доказательств, умозаключений.
5. Исследовательский метод предполагает достаточно высокую самостоятельность учебно-познавательной деятельности учащихся. Постановка проблемы, выявление противоречий, выдвижение гипотезы, ее доказательство и проверка (то есть анализ, синтез, обобщение учебной информации), интерпретация и формулировка выводов осуществляются самими учениками.
Каждый из методов обучения в реальном учебном процессе всегда несет на себе признаки своеобразного почерка конкретного учителя, его творчества, изобретательности, его индивидуальных способностей.
Система методов, обоснованная в данной классификации, в полной мере отвечает потребностям преобразования процесса обучения в ценностях антропоцентрической парадигмы.
Литература для самообразования
1. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 2003.
2. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения. М., 2003.
3 Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., 2001.
4. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001.
5. Зинченко В. П. Живое знание: Психологическая педагогика. Самара, 1998.
6. Каминская М. В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя. М., 2003.
7. Культура современного урока / Под ред. Н. Е. Щурковой. М., 2002.
8. Левитес Д. Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственной технологии обучения. М., 2003.
9. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология / Пер. с англ. СПб., 2003.
10. Логвинов И. И. Дидактика: От здравого смысла к научной теории. М., 2003.
11. Логвинов И. И. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М., 2001.
12. Образовательные интернет-ресурсы / Под ред. А. Н. Тихонова. М., 2004.
13. Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания: Первая книга учителя. М., 1998.
14. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться / Пер. с англ. М., 2002.
15. Ситаров В. А. Дидактика. М., 2004.
16. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб., 2001.
17. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования. М., 2000.
18. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
Задания для самоконтроля и размышления
1. Как вы понимаете связь закономерностей и принципов современного обучения?
2. Какой педагогический смысл вкладывается в традиционный призыв к ученику: «Учись учиться!»?
3. Понаблюдайте за первоклассниками, побеседуйте с их родителями, учителями и определите главные, на ваш взгляд, проблемы, которые возникают у детей в самом начале школьной жизни. Будут ли среди них проблемы учения? Как их следует решать учителям и стоит ли привлекать помощь родителей?
--------------
66 Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1. М., 1985. С. 30.
4. Побеседуйте со старшеклассниками, обратитесь к своему школьному опыту и определите проблемы, возникающие в учебной деятельности старших школьников. Предложите возможные пути их решения.
5. Как вам кажется, есть ли некоторые общие правила при работе с учениками, которые не хотят учиться? Если есть, сформулируйте их.
6. Приведите примеры проявления многофункциональности деятельности преподавания в процессе обучения. Различаются ли функции преподавания в деятельности школьного учителя, мастера производственного обучения и профессора университета?
7. Как школьному учителю можно достаточно объективно оценить результаты своего преподавания?
8. Какие действия вы изберете для того, чтобы снять в учебном процессе жесткие внешние принуждения, идущие от учителя?
9. Если бы вам предложили выбрать экспериментальную программу обучения по какому-либо предмету, то на что бы вы в первую очередь сориентировались:
□ на теоретическую концепцию этой программы;
□ на то, как в ней реализуются психологические возможности развития учащихся;
□ на новации в области содержания этого предмета;
□ на возможности использования инновационных технологий?
10. Подтвердите или опровергните утверждения, достаточно устойчиво закрепившиеся в сознании школьных учителей:
□ «Детей нужно заставлять учиться»;
□ «Новации приходят и уходят, а урок как ведущая форма обучения остается»;
□ «Групповая форма обучения — пустая трата учебного времени»;
□ «Учебная программа важнее личностных проблем учеников»;
□ «Там, где в обучении организуется свободное общение учащихся и выбор деятельности, заканчивается дисциплина, а вместе с нею и школа».
11. Просмотрите материалы педагогических журналов («Педагогика», «Народное образование», «Мир образования», «Лицейское и гимназическое образование», «Образование в современной школе», «Директор школы», «Открытая школа» и др.) или интернет-варианты известной педагогической периодики. Выпишите яркие, инновационные идеи в области обучения, на которые вы обратили внимание. Проанализируйте их значимость на основе изученных материалов учебника. Подготовьте реферативное сообщение.
12. Обратитесь к интернет-источникам и найдите информацию о технологиях современного обучения в школе и вузе. Определите свое отношение к отобранной информации. Опишите результаты своих изысканий в тезисной форме.
Часть IV
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ЦЕЛОСТНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Глава 12
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
Социальный опыт ребенка в контексте воспитания и обучения
Глава 13
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА
Социализация в контексте воспитания и обучения
Глава 14
СЦЕНАРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
СТРАТЕГИИ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ТАКТИКА
ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕГО
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Диагностический этап
Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания индивидуальных особенностей воспитанников. Начальный этап этой технологии — распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого ребенка есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только воспитателю, но и самому ребенку, которого педагог включает в самоисследование своей личности.
Поисковый этап
Совместно с ребенком определяются пути преодоления проблемы. Первый самостоятельный выбор ребенок должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе воспитатель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора.
Деятельностный этап
На этом этапе организуется индивидуальное и групповое консультирование, доверительное общение «в кругу»: активное «слушание другого», проявление способности вставать на позицию другого, открытого самовыражения.
Здесь нужна также организация социальной практики детей, «инициативных событий», увлекательных совместных дел в досуговой сфере. Не помешают индивидуальные собеседования с родителями школьников, которые должны стать союзниками воспитателя.
Литература для самообразования
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
2. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М., 1998.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001.
4. Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб., 2004.
5. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / Ред.-сост. А. Н. Тубельский, А. О. Зверев. М., 2002.
6. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004. 7. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 2004. 8. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
9. Мид М. Культура и мир детства/ Пер. с англ. М., 1988.
10. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2004.
11. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
12. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
13. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
14. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с нем. СПб., 2001.
15. Фромм Э. Искусство любить / Пер. с англ. СПб., 2004.
16. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе. М., 2004.
17. Шмаков С. А. Игры, развивающие психические качества личности школьников. М., 2003.
18. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2000.
19. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М., 2004.
Задания для самоконтроля и размышления
1. Как вы объясните следующие факты, используя изученный материал этого раздела о педагогических основах социализации:
□ Существует известное изречение: «Дети — зеркало семьи», и немало людей убеждены, что дети всегда подражают своим родителям, очень похожи на них своим поведением и отношениями, иногда почти повторяют их судьбу. Но почему тогда в повзрослевших сыновьях и дочерях родители нередко с отчаянием обнаруживают чужих для себя людей, проявляющих такие качества, которые им в семье не прививали?
□ Люди старшего поколения часто с ностальгией вспоминают эпизоды своего пионерского детства и комсомольской юности, хотя многие из них не отрицают, что пионерская и комсомольская организации были открыто идеологическими системами.
□ Среди успешных предпринимателей немало таких, кто в школе не отличался достижениями в учебе и примерным поведением. Выходит, что качества, мешающие в школе, могут оказаться самыми важными для дальнейшей жизни?
2. Известно, что в традиционной культуре существовала специальная социальная акция посвящения во взрослость (инициация), после которой молодежь включалась в самостоятельную производительную деятельность. Можно ли согласиться с мнением, что школьные экзамены и акты вручения документов о среднем образовании выполняют функции обрядов инициации?
3. Какие проблемы влияния демографического фактора социализации осознаете лично вы?
4. Как называется явление, описанное в следующем определении: «...такой аспект поведения, деятельности лица, который является для него неорганичным, переживается как нечто внешнее, ненастоящее, отличное от его „подлинного Я"... притворяться, играть, осознавать искусственность своего поведения» (И. С. Кон). Как оно функционирует в социальном опыте ребенка?
5. Попросите детей младшего школьного возраста или младших подростков письменно закончить предложение «Когда я вырасту, буду...» Проанализируйте суждения детей об их жизненных планах.
6. Можно ли согласиться с утверждением, что дети и подростки попадают в негативное «поле» социума, если воспитатели не сформировали у них отношение к самим себе как к ценности, то есть они попросту не знают, не любят себя и не ценят свою жизнь? Обоснуйте свою позицию по этому вопросу в тезисной форме.
7. Система социализации детей в США активно поощряет зарабатывание детьми денег на карманные расходы и на нужды школы. Каково ваше отношение к такой практике? Стоит ли российской школе заимствовать этот опыт? Обоснуйте аргументы «за» и «против».
8. Согласны ли вы с мнением, что идея «Детство — это подготовка к будущей взрослой жизни» является вредным педагогическим стереотипом? Аргументируйте свою точку зрения.
9. В жизни современных подростков и молодежи появилась новая игра «флэшмоб» (от англ. flash mob — мгновенная толпа). Десятки, а иногда и сотни незнакомых молодых людей, получив информацию в Интернете, собираются в определенном месте и осуществляют некую публичную акцию, подчеркнуто абсурдную и вместе с тем невинную, но тем не менее приводящую окружающих в шок. Так, в Москве толпа молодежи с пультами дистанционного управления изображала «переключение» каналов на уличном рекламном щите и скандировала: «Дайте нам кино». Через десять минут, исполнив акцию, они быстро разошлись, даже не познакомившись.
Как с позиции педагогической теории социализации оценить это явление (выберите точку зрения, которая покажется вам более правильной, или сформулируйте свое мнение)?
□ «Мобберы» — это представители лучшей части современной молодежи: как правило, успешные студенты, менеджеры. Они так пытаются проявить естественную социальную активность, пережить момент единства друг с другом. Им явно не хватает комсомола, стройотряда.
□ Это просто активные пользователи Сети виртуального пространства ищут свои формы взаимодействия в реальном социуме.
□ Флэшмоб всегда организуется по определенному сценарию. Возникает вопрос: кто создает эти сценарии, с какой целью? Скорее всего, мы имеем дело с образцом изощренной целенаправленной социализации.
□ Во все времена в молодежной среде были любители «приколоться», просто сейчас с помощью Интернета им легче найти себя и объединиться.
□ Флэшмоб — это прообраз молодежного движения XXI века, где главный эффект — совместные действия незнакомцев.
10. Согласны ли вы с утверждением известного педагога и публициста А. Лобока, что «главное, чему человек должен научиться на протяжении своей жизни, — предъявлять миру свои переживания. Не знания и навыки, а развитость чувств и переживаний — вот что по-настоящему определяет образованность человека»? Сформулируйте тезисы в поддержку мысли А. Лобока или попытайтесь ему аргументированно возразить.
11. Дайте свое объяснение достаточно распространенного в практике школы игнорирования учителями социального опыта детей.
12. Обратитесь к интернет-источникам. Найдите материал об особенностях социализации детей в США и странах Западной Европы. Проанализируйте информацию и свои впечатления. Составьте краткие тезисы на тему «Типичные характеристики успешного ребенка в современном западном социуме».