рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ - раздел Психология, ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ Заметки Из Области Социальной Психологии Неформальных Групп Издание ...

Заметки из области социальной психологии неформальных групп

Издание 4-е, исправленное и дополненное

Одесса - Туапсе

1996

I. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.

Для кого эта книжка?

Для практиков.

Во-первых, теоретики и так все знают. Во-вторых, они зна­ют, что все совершенно не так. Но, в-третьих, подтолкнуть тео­ретика к практической работе так же легко, как уговорить на­чальника поменяться местами с подчиненным, что гораздо легче, чем, в-четвертых, заставить практика читать теоретические тру­ды. Поэтому мы начинаем книжку словами:

- Дорогой практик! Пишут тебе твои собратья по разуму - тоже практики, а возможно и товарищи по несчастью - альтерна­тивные педагоги и андеграундные психологи.

Чем вызвано появление этой книжки?

Нечаянным взглядом со стороны на себя, на наш не то чтобы транс- (теперь уже) -национальный мазохизм, - скорее на куль­турно-историческую, переходящую в манию, традицию - принимать пройденные грабли за новые и радостно устремляться к ним.

Открывшаяся взору картина показалась жалкой и позорной, и мы решили, что подобная книжка могла бы сгодиться тому, кто склонен поступать разумно.

О чем эта книжка?

О неформальных группах. Вроде бы. Вообще-то говоря. Во всяком случае, в первую очередь. То есть, конечно же, только о них: иного рода группами другие люди занимались очень много, а мы как раз мало. Так что не нам о них писать.

Но суди, дорогой практик, сам: ведь неформальной является такая группа, в основе жизни которой лежат межличностные отно­шения. То есть, люди собираются, чтобы быть вместе и при этом что-то делать (учить детей, разводить тарантулов) или ничего не делать (распивать пепси-колу на пикниках) - в отличие от группы формальной, где люди собираются, чтобы что-то делать (учить детей, разводить тарантулов) или не делать (распивать пепси в пансионатах), и при этом оказываются вместе.

Так вот, дорогой, суди сам, сколько сейчас расплодилось не только приятельских компаний и клубов по интересам, но даже самых настоящих деловых объединений, образований, формирова­ний, где кадры подобраны явно без помощи газетных объявлений. Тут и малые предприятия, и частные школы, и коммерческие бан­ки, и... Да что говорить!

Теперь представь, что в такой фирме-компании начальник (он же неформальный лидер) вдруг попытается начать руководить обычными административными методами. Первая же его попытка из­дать репрессивный приказ, минуя стадию приятельской беседы, вызовет парадоксальную для традиционного типа народно-хо­зяйственной конторы реакцию, пожалуй, всего коллектива:

- Да ты чё, Вась, в натуре?

И если потерявший чувство стиля Вась будет продолжать в том же административно-командном духе, позавидовать ему будет проблематично. То есть, скорее всего, формально ничего не про­изойдет: фирма не рухнет. Во всяком случае, в первое время. Но многие "свои" уйдут, их места займут люди случайные, нередко весьма "чужие". А чужой и работает иначе, и не о всяком одол­жении его попросишь, и много чего еще будет не так. Будет ху­же. А хуже будет наверняка. Именно поэтому умные люди предпо­читают набирать "своих", то есть, родных-межличностных, начи­ная с "комка" и кончая разведкой.

Короче, вроде бы и теоретики не оспаривают тот факт, что неформальная группа эффективнее в работе. И приятнее, комфорт­нее психологически. Кстати, потому и эффективнее. Правда, уп­равлять ею неизмеримо сложнее, чем формальной, ибо приказ, распоряжение не всегда "проходят"; основными инструментами ру­ководства являются уговор, совместное планирование, метод убеждения. Так что создание таких групп остается уделом энту­зиастов. И слава богу!

Но вот какая беда: то и дело с подобными группами про­исходят всякие неприятности, недоступные командно-администра­тивному уму. Вдруг, как черти из табакерок, выскакивают неожи­данные, нелепые конфликты, казалось бы, на пустом месте. Люди, знавшие друг друга годами, перестают друг друга же и понимать. Отношения разваливаются, и т.д. И даже если конфликтов вроде бы и нет, проходит год-другой-третий - и что-то становится не то, начинает идти не так... Кстати, и психологи-ортодоксы, уверенные в том, что для создания неформальной группы доста­точно обычной совместимости характеров, способны зайти в ту­пик: конфликтуют совместимые!

Так вот, не пустое оно, то место, где зарождаются специ­фические эти неурядицы. Как раз о том, что там находится, - эта книжка. О том, что желательно учитывать, создавая нефор­мальную группу (если, конечно, это тот случай, когда она долж­на быть создана, а не возникнуть спонтанно). О том, что такая группа не вечна в своем существовании, и сколько она, скорее всего, проживет, и что делать, когда срок этот будет подходить к концу. О том, как создавать объединения неформальных групп (здесь тоже много сложностей). О том, как отслеживать состоя­ние группы. О том, как еще эффективней работать с группой, ко­торая вроде бы жива, здорова и достаточно эффективна сама по себе. То есть, прочтя все это, можно с большей уверенностью приступать к созданию частной гимназии, сельскохозяйственного кооператива, клуба любителей батончиков из молочного шоколада или альтернативного вооруженного формирования (шутка), наде­ясь, что теперь-то уж точно предприятие обречено на успех.

Так что, видимо, понятно, зачем эта книжка. И, мы наде­емся, от сего места и далее ее продолжают читать, скорее все­го, те, кому она действительно нужна. А раз так, начнем снача­ла, но уже подробнее, глубже и, увы, зануднее. Что делать!

Тут, вероятно, будет уместно сказать несколько слов об истории данных заметок. Зарождаться они начали лет двадцать назад, когда один из авторов (первый по алфавиту), пытаясь обобщить и осмыслить свой клубный опыт (наблюдателя, члена

клуба, лидера) задал себе ряд вопросов на темы жизни и смерти

компании, клуба, объединения, группы, движения и пр. Вопросы

эти он обсуждал со многими своими товарищами, в том числе

(последние полтора десятилетия) и с автором N 2, имевшим к то­му времени свой опыт общения с клубами, а также участия в них и руководства ими.

Процесс шел (и продолжает идти) по линии: вопросы - споры

- построение гипотез - организация семинаров (для руководите­лей клубов, в форме деловых игр) - написание "базовых" заметок

- создание реальных (своих) клубов (с учетом рекомендаций, из­ложенных в заметках) - помощь реальным (чужим) клубам (в том числе гашение конфликтов между ними, вплоть до налаживания ко­ординации их работы) - создание межклубных (в том числе и меж­региональных) групп и объединений - поиск новых, специфических форм работы.

Итак, вернемся к понятию "неформальная группа".

Во II главе дается его трактовка по справочнику. В то же время, авторы полагают, что ни статус юридического лица, ни печать, ни наличие системы членства, ни обилие документации, даже такой солидной, как уставы и программы, сами по себе не формализуют то или иное образование. Пока группа (система) ми­нимально зависит от воздействия извне, пока она сама вольна изменять свой состав, идеологию, формы и методы работы, сферы интересов, пока она под давлением обстоятельств может легко рассыпаться и на новой базе собраться снова - ее можно, види­мо, считать неформальной.

(Вот, кстати, что характерно для нашего бурно меняющегося ныне общества - тенденция к деформализации самых разных его сфер и структур, что значительно расширяет область применения материала данной книжки: ведь падение идеологических оков сня­ло большую часть ограничений на формы и методы жизни и дея­тельности б.советских людей, что в значительной степени осво­бождает всевозможные группы товарищей от зависимости извне.)

Не менее, если не более, нежели простота самоликвидации группы, характерна для представления о ее неформальности сте­пень легкости выхода из нее отдельных членов: пока человек не привязан к группе (системе) жизненно важными "вещными" (мате­риальными, физическими) благами или соображениями престижа; пока при выходе из организации он, по своему убеждению, ничего в этом плане не теряет, а лучше, если приобретает, - можно, вероятно, говорить о неформальности [6]. Во всяком случае, в контексте данных заметок этот признак, один из немногих опре­деляющих, может быть важной частью теста на неформальность.

Понятно, что легальность, плавание под официальным фла­гом, наличие команды, именуемой аппаратом, имеют свои пре­лести. Легче получать бюджетные и спонсорские дотации, вести хозрасчетную деятельность в надежде на самоокупаемость и даже прибыль. Однако, не секрет, что на стадии махровой формализа­ции симптомы бюрократизации, заорганизованности усиливаются; умами публики все больше овладевает борьба за власть.

(Где-то на середине отрезка между абсолютно неформальным и вполне формальным состоянием есть важная точка - регистрация группы при официальной организации, органе власти и т.п. Постановка на учет в УВД - не в счет.)

И все же, поскольку трудно представить себе хоть чего-ни­будь стоящее и при этом абсолютно неформальное образование (которое что-то дает своим членам, но которое совершенно не жалко бросить), возникает проблема оптимальной формализации.

Так или иначе, мы видим, что сегодня грань между формаль­ными и неформальными образованиями в значительной степени раз­мыта; более того, последних становится все больше, что вполне согласуется как со здравым смыслом, так и с большинством представлений о путях развития цивилизации.

А в те давние времена, когда нижеследующие тексты готови­лись к первому изданию, у авторов еще не сложилось ощущение, что целый ряд закономерностей (разумеется, далеко не все), по которым живут группы, распространяется и на объединения групп, движения, политические партии, рабочие артели и т.п. Само упо­минание каких-либо иных партий, а также - всуе - единственной

в те годы было едва ли "публикабельным". Совсем другой, сплошь

формальной, была экономическая сфера. Во всяком случае, и сей­час корректнее говорить лишь о неформальных группах, тем паче, что наиболее полно, цельно, незамутненно нижеописанные вещи бытуют в них; в иных же группах и объединениях - постоль­ку-поскольку, с той или иной степенью узнаваемости (и, соот­ветственно, применимости рекомендаций). Поэтому оставим перво­начальный текст почти без изменений. А в нем авторы говорили почти исключительно о клубах, так что условимся: мы говорим - клуб, ты, дорогой читатель-практик, подразумеваешь - сам зна­ешь, что.

Но даже и по отношению к клубным группам авторы зачастую рассматривают не "все случаи жизни", оставляя в стороне колли­зии, возникающие при борьбе членов групп за власть. Во-первых, потому что борьба эта нередко ведется без разбора средств; ав­торам же всегда были интересней морально корректные ситуации (с прочими, как правило, и так все ясно). Во-вторых, причаст­ность к власти увеличивает число получаемых благ, а это нару­шает "чистоту эксперимента", заключающуюся в неформальности. Кстати, именно борьба за власть даже в неформальных политизи­рованных образованиях резко сужает границы "работы" нижео­писанных закономерностей и рекомендаций. Вот почему не следует без оглядки распространять их на всю обширную ныне неформаль­ную и полуформальную зону.

Теперь необходимо сориентировать читателя в "прост­ранстве" данных заметок.

По странной традиции все пpоблемы нефоpмальных объедине­ний по интеpесам (гpупп, клубов и т.п.) рассматриваются в плоскости, обpазованной такими двумя взаимно пеpпендикуляpными осями:

- ось "интересовая", на которой располагаются специфи­ческие, присущие данной области интересов, вопросы ( так, у книголюбов это - библиография, полиграфия, оформительское искусство, история литературы и книгопечатания; у любителей авторской песни - вопросы жанра, мастерства; у автолюбителей - проблемы технические, спортивные);

- ось "организационная", на которой находятся такие орг­вопросы, как, например, юридические, финансовые (при какой официальной организации лучше работать, где и как получить по­мещение, оборудование, как организовать мероприятия, оформлять командировки и т.д.).

Но если ограничиться только этой плоскостью, становится непонятным (вот они, те самые вопросы), почему клуб, у которо­го все видимые проблемы решены, вдруг взрывается, или тихо разваливается, или бесконечно конфликтует внутри себя, или просто вырождается в бездействии. И, наоборот, странно, почему в атмосфере запретов, в ситуации безденежья существовали (а порой и сейчас существуют) десятки групп, притягивающих к себе людей здоровым внутренним климатом, результатами своей работы.

Все это проясняется, если от плоскости перейти к объему, образованному этой самой плоскостью и еще одной, "социаль­но-психологической" осью. На практике по этой оси располага­ются и чисто психологические вопросы, и философские (в част­ности, вопросы идеологии и морали,ибо в широком русле совре­менной общественной морали умещается целый ряд более узких "течений", которые диалектически дополняют друг друга, но мо­гут и конфликтовать между собой). На той же оси оказывается и смежная с ними педагогика, ибо выполнение соцпсихологических рекомендаций зачастую реализуется в форме тех или иных педаго­гических приемов.

Типичные вопросы "социопсихологической" оси: какой хо­чется видеть группу прежде всего - душевной, или деловой, или интеллектуальной; каких людей принимать в нее, а каких нет; в каком стиле вести руководство; какова должна быть ее структу­ра; нужно ли членство; какие приемы использовать для регулиро­вания взаимоотношений в группе; как строить ее внешнюю полити­ку.

Литература по данным вопросам либо сложна и скучна, либо дефицитна, либо полностью отсутствует. Кроме того, в силу об­щей нашей отсталости в необозримом ряде моментов, а также сти­хийности самих групп и недооценки серьезности неформальной группы как социального субъекта, лидеры их зачастую не задумы­ваются даже о существовании этой оси, считая ее вопросы жи­тейскими, а себя самих - вполне опытными для обеспечения га-

рантии успеха. Тем более, что достаточно слегка углубиться в

теорию, чтобы, как та сороконожка из притчи, потерять дар пе­редвижения, пытаясь сознательно управлять этим процессом. Вот как солидны и значительны вещи, о которых ведут речь авторы настоящих заметок.

Подведем некоторые промежуточные итоги и введем условные обозначения для дальнейшей экономии времени и бумаги.

Итак, проблемы групп мы будем отныне рассматривать не в плоскости, а в объеме, образованном следующими осями:

- осью X, определяющей интересы группы, тематику ее дея­тельности;

- осью Y, определяющей административные и юридические мо­менты, особенности системы менеджмента;

- осью Z, определяющей социально-психологический тип

группы, ее чисто психологические, а также философские и педа­гогические особенности (в частности, специфику суждений и поступков ее членов).

С этими осями мы будем связывать и результаты измерений, проводимых в группах (например, экспертных оценок).

И, наконец, несколько слов о том, чему именно посвящены те или иные тексты нашей книжки.

Размышляя о "жизни" и "смерти", о "здоровье" и "болезнях" группы, авторы невольно пришли к мысли о сходстве ее с живым организмом. Отсюда вопросы: какие бывают "породы" (виды, типы) групп, как эти "породы" и "сорта" выводить, какие из них и как можно "скрещивать"; наконец, как правильно зачать группу, что­бы ребенок родился здоровым? Совокупность этих вопросов авторы для краткости называют между собой "клубной генетикой" (гл.V).

Как долго "живет" группа, отчего "умирает", каковы симп­томы "старения", как продлить срок активной жизни, оттянуть "пенсионный" возраст? Это - темы "клубной геронтологии" (гл. VI).

Нередко генетически корректная и еще нестарая группа прекращает существование в результате так называемого "бунта стариков". Можно ли его избежать и как (гл.VII)?

Еще чаще, нежели умирают, клубы дробятся. От хорошей ли жизни, или качество жизни тут ни при чем? Создавая новый клуб из-за неудовлетворенности старым, как избежать репродуцирова­ния его недостатков (гл.III)?

Клубы иногда объединяются, а иногда, наоборот, враждуют. Соображениям по данным поводам посвящена гл.VIII.

Педагоги уже четвертый десяток лет успешно применяют ме­тодику, которая превосходно оправдывает себя в одном из "гено­типов" групп. Многие элементы этой методики вполне применимы не только в детских и, видимо, не только в чисто неформальных группах (гл.IX).

Разумеется, в неформальной группе ее члену должно быть хорошо. О том, что такое "хорошо", что такое "плохо" и как мо­жет работать институт членства - в гл.IX.

Хорошо или плохо - можно почувствовать, но лучше изме­рить. Некоторые методы исследования группы описаны в гл.Х.

Получается, что эти заметки - почти сплошь о конфликтах. Но увы, наши научные познания в этой области, а зачастую и внутренняя культура (да чего там скромничать, сама наша мен­тальность) таковы, что состояние конфликта для нас настолько естественно, что мы не всегда и замечаем, чувствуем его. В ре­зультате же к.п.д. многих наших неформальных детищ устремля­ется к нулю. В то же время, опыт лучших лидеров, осмысленный авторами, а теперь уже и их личный опыт показывает, что не так тут все безнадежно. Конечно, формируя и ведя группу, прихо­дится нередко наступать на горло собственной песне (например, когда очень хочется, но нельзя принять в группу хорошего, но "неподходящего" человека, да что там, порой и - страшно поду­мать! - выгонять случается; когда очень хочется принять одно решение, а следует - другое, и вообще много чего хочется при­нять, да нельзя), но авторы считают, что гораздо хуже насту­пать на пресловутые грабли: хуже и для большинства людей, и для дела.

За все приходится платить, и в какой-то степени эти за­метки могут служить прейскурантом - что почем.

Дополнение 1. Авторы приносят читателям свои извинения за то, что львиная доля текста (почти весь объем 1-го изда­ния), будучи переведенной с "кордонского" языка на "методи­ческий", в таком виде и перекочевала в 4-е, оставаясь непонят­ной для тех, кто владеет только русским. Оправдание одно: из­датель торопил.

Дополнение 2. Авторы приносят свою благодарность заведую­щей Центром исследовательской и методической работы Красно­дарского крайкома ВЛКСМ Е.А. Шеломовской и сотруднице Красно­дарского научно-методического центра народного творчества и культпросветработы Т.И.Никитиной, чьим усилиям они, авторы, обязаны первым изданием, благодаря которому тираж впервые пре­высил изначальный - 2 экземпляра. Также признательны они ини­циаторам второго издания - сотрудницам волгоградского комп­лекса детского творчества "Прогрессор" Л.Б.Сучилиной и С.В.Мо­розовой, и третьего - методисту омского городского дворца детского творчества А.В.Порываевой. Когда инженер Б.М.Морозов из Набережных Челнов, невесть каким образом раздобыв красно­дарскую методичку и пытаясь приспособить ее к делу, загнал со товарищи ее текст в компьютер, вряд ли он предполагал, что когда-либо встретится с одним из авторов. Но жизнь их свела, в результате чего авторы стали обладателями дискеты с набором, ставшим основой данного переиздания. За что огромное спасибо как Б.М.Морозову, так и всем безымянным героям (скорее всего, героиням), превозмогшим весь этот стиль и объем.

II. О СЛОВАХ И ВЫРАЖЕНИЯХ.

В данном курсе, наряду с терминами, традиционно употреб­ляемыми в соцпсихологии и клубоведении, встречаются и такие, которыми уже много лет пользуются клубные практики, но считают их чем-то вроде профессиональных жаргонных слов и словосочета­ний. Некоторые из них настолько удачны, что вряд ли нуждаются в замене специально разработанными научными терминами. Прочное вхождение их в практику наводит на мысль - узаконить их.

Что касается традиционных терминов, смысл употребления некоторых из них у разных авторов весьма различен, поэтому не­обходимо условиться о том, что мы будем понимать под ними в наших текстах. С другой стороны, разные авторы обозначают одни и те же понятия различными словами, что влечет за собой необ­ходимость сведения их в единый перечень.

Кроме того, желательно расшифровать целый ряд однозначно трактуемых, но специфических, и поэтому не всем понятных слов и словосочетаний.

Прежде всего о том, что такое социальная психология.

Социальная психология - наука, изучающая явления психики, существующие только в группе людей (общественное мнение, пси­хологический климат, мода, паника) или у личности только в группе (коллективизм, психологическая совместимость) [31].

Предметом особого нашего внимания является группа.

Группа - человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отно­шений, особенности организаций и т.п.) [23]. Это может быть нация, личный состав воинской части, всемирное общество пок­лонников творчества (или иных достоинств) Богдана Титомира, а может быть хоккейная команда, экипаж космического корабля, семья или клуб любителей кактусов.

Группа неформальная (неофициальная) не имеет юридически фиксированного статуса. Для нее характерны отношения дружбы, проявления симпатии, эмоциональной притягательности, взаимопо­нимания и уважения [23].

(Словарное определение, видимо, несколько устарело (в первой части), так как по нынешним временам получить официаль­ный статус весьма несложно, чем многие организации (группы) и пользуются, оставаясь неформальными по сути.)

Чаще всего мы будем говорить о малых группах.

Группа малая - насчитывает , как правило, от 2-3 до 30-40 человек, находящихся между собой в непосредственном общении [23]. В силу этого обстоятельства она же, как правило, - груп­па контактная, каждый член которой достаточно хорошо лично знаком и находится в регулярном взаимодействии со всеми остальными. Многими психологами максимальная численность кон­тактной группы оценивается числом 15.

Группа референтная - та, на нормы, ценности, мнения кото­рой индивид ориентируется в своем поведении в первую очередь [23]. Из ряда групп, к которым он принадлежит (школьный класс, семья, дворовая компания, туристская секция), референтной яв­ляется одна. Иногда такую группу называют эталонной [31].

По уровню группового сознания различают следующие виды групп (по Л.И.Уманскому):

Группа-конгломерат - еще не осознавшая единой цели своей деятельности [31] (аналогичны этому понятия диффузная [23] или номинальная [15] группы).

Группа-ассоциация - имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют [15].

Группа-кооперация - характеризуется единством целей и де­ятельности, наличием группового опыта и подготовленности [15].

Группа-корпорация - которую выше кооперации ставит нали­чие организационного и психологического единства [15] (иногда такую группу называют автономной [31]). Для корпорации харак­терно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности [15] (например, банда).

Коллектив - группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами высокого гуманизма [15].

Гомфотерный ("сбитый") коллектив - в котором ко всем про­чим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля) [15].

При прочих равных условиях коллектив обладает наибольшей эффективностью (особенно при решении задач с ярко выраженным общественным содержанием), наиболее человечными межличностными отношениями, большей стойкостью к трудностям.

По характеру преимущественной направленности активности групп различают два их типа.

Активность группы типа "Internal" (Int-группы) направлена внутрь группы, на ее членов (всех вместе или по отдельности). Это детские клубы, психотерапевтические группы и т.п.

Активность группы типа "External" (Ext-группы) направлена вовне ее. К этому типу принадлежат объединения волонтеров, масонские ложи и т.п.

Группа, начиная с ассоциации, зримо обрастает атрибутами, получившими название "центры объединения". Это места встречи, характерные детали внешнего вида, символика, специфические слова и выражения, условные знаки - все то, что на внешнем уровне отличает данную группу от прочих.

Весьма важной характеристикой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизи­ровать взаимоотношения, является групповая совместимость. Раз­личают такие ее виды как физиологическая, психофизиологическая(например, темпераментов), психологическая (в частности, по интересам) и наивысшая ступень - идеологическая (включает цен­ностно-ориентационное единство) [23; 31].

Каждой группе присущ социально-психологический (психоло­гический, морально-психологический) климат (атмосфера) - ка­чественная сторона межличностных отношений. Она проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всесто­роннему развитию личности в группе [23]. Таковыми могут быть в первом случае симпатии, взаимопомощь, всеобщая заинтересован­ность в успехе, во втором - конкуренция, зависть, амбиции и т.п.

Весьма важными характеристиками группы являются ее цен­ностно-личностные ориентации (ЦЛО) - свойства личности, наибо­лее ценимые в данной группе. Это могут быть талант, положение в обществе,обаяние, деловые качества и т.п.

Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент (индекс) групповой сплоченности (взаимности) (КГС). Чем он вы­ше, тем, как правило, сильнее группа (хотя иногда он свиде­тельствует лишь о большом количестве взаимно симпатизирующих пар индивидов, что может быть "уравновешено" не меньшим коли­чеством взаимно антагонизирующих пар). Он может характеризо­вать, в частности, функциональный "расклад" симпатий, смысл которого в том, что один и тот же член группы для выхода на разведзадание может предпочесть совсем иного партнера, нежели для игры в покер. Значимость же тех или иных симпатий для группы в целом зависит от ее общегрупповых ЦЛО [15].

Исследование группы на КГС производится методом социомет­рии - опроса, в ходе которого одни члены группы выбирают (или отвергают) других по определенным критериям (деловым, интел­лектуальным, моральным и др.) [15; 16; 29].

Социометрия позволяет определить социальный статус каждо­го члена группы - его место в иерархии внутригруппового об­щественного мнения. Верхнюю ступень этой табели о рангах зани­мают самые популярные - "звезды". Далее идут "приятные" и "предпочитаемые". Затем - "пренебрегаемые", лишенные внимания "изолированные" и, наконец, нежелательные - "отверженные" [16].

Необходимо обозначить такое понятие, как "член группы". Это индивид, систематически общающийся и взаимодействующий с другими индивидами, состоящими в группе. Его действия и мнение оказывает влияние на судьбу группы.

Лидер - начальник группы официальной или вожак неформаль­ной. Особенно удачным является совмещение обоих качеств в од­ном лице. "Штатный" (универсальный) лидер назначается или из­бирается на достаточно длительный срок. Ситуативный лидер - член группы, взявший на себя функции ее лидера в отсутствие или по причине бездействия "штатного" в ситуации, потребовав­шей срочного принятия решения, осуществления руководства.

Различают три основных типа взаимоотношений, стиля руко­водства группой.

Авторитарный (автократический) стиль - характеризуется явным неравноправием руководителя и рядовых членов группы, исполняющих его волю, основывается на авторитете или могущест­ве лидера.

Демократический - при котором руководитель, прежде чем принять решение, советуется с членами группы. Затем принятое решение реализуется. Ответственность - общая.

Либеральный (попустительский, анархический) - такой, при котором дела в группе идут сами собой, руководитель соглаша­ется с любым мнением, даже если на стадии реализации решения предлагается все переменить. Этот стиль самый непродуктивный, гибельный для группы [1; 16].

Следующим после группы важнейшим понятием является клуб. Слово это употребляется в самых различных сочетаниях: "клуб железнодорожников", "клуб молодой хозяйки", "клуб самодеятель­ной песни". В первом случае он (то есть клуб) время от времени требует ремонта, во втором проходит весело или скучно, в третьем способен распасться, или от него может отпочковаться новый клуб. Дело в том, что в первом случае это клубное учреж­дение со своим зданием, штатом, оборудованием; во втором - форма организации досуга, мероприятие; в третьем - объединениелюдей по интересам, иначе говоря клубное объединение.

Клуб по интересам - это общественная организация, добро­вольно объединяющая в свободное время людей, межличностные от­ношения которых опосредованы общественно-ценным и личност­но-значимым содержанием совместной групповой деятельности.

Это определение близко к тому, что дал клубу В.Е.Триодин [37]. Именно в этом значении (клуб есть группа людей) мы и бу­дем употреблять это слово в дальнейшем.

Член клуба - соответственно член этой группы.

Ядро - группа членов, играющая ведущую роль в ее жизни.

Актив - совокупность членов и не-членов клуба, оказываю­щих ему регулярную поддержку и помощь (в вопросах снабжения, распространения билетов, информации и т.п.).

Аудитория - контингент жителей данной местности, регуляр­но посещающих массовые мероприятия, проводимые клубом (концер­ты, слеты, празднества, соревнования).

Аура - совокупность людей (кроме актива), посещающих зна­чительную часть текущих мероприятий (заседаний) клуба в ка­честве потребителей.

Клуб может существовать в разных социотехнических формах

- иметь стабильный состав, помещение, оборудование, финансы, или не иметь их, ограничиваясь атрибутами духовного свойства; его формами могут быть "коллектив" и "поток", он может иметь облик "площадки" или быть "виртуальным клубом".

Кстати о социотехнике. Под термином "социотехника" мы по­нимаем набор знаний и методик, необходимых лидеру неформальной группы для практической работы,умение на деле реализовать изб­ранную концепцию.

Коллектив как социотехническая форма отличается достаточ­но высокой стабильностью состава, что позволяет сформироваться взаимным симпатиям, являющимся залогом высокой эффективности такого рода групп.

Поток чаще реализуется в формах, допускающих одноразовое участие в мероприятиях группы большинства ее "членов" (очередь в магазине), хотя именно клубы имеют "при потоке" (а точнее, для его организации) стабильное ядро. Можно считать, что тра­диционный клуб-коллектив, проводя мероприятия на внешнюю ауди­торию, образует в эти периоды как бы двойную структуру, где аудитория и является потоком.

Площадка - социотехническая форма группы, имеющей помеще­ние, оборудование, а зачастую и официальный статус.

Виртуальный клуб проявляется в момент сбора и взаимо­действия его членов, но не имеет постоянной базы и, чаще все-

го, официального статуса.

В числе основных видов деятельности клубных групп стоят коммуникация и общение. В процессе их происходит передача ин­формации, установление и поддержание контакта. Общение возмож­но только между одушевленными существами, его особенностью яв­ляется возможность обмена эмоциями. Коммуникация возможна и между роботами, между человеком и машиной [14].

Наконец, одна из главных функций клуба - воспитание. Очень часто в это понятие вкладывают понятие обучения, в луч­шем случае - передачу опыта. Условимся, что в наших заметках под воспитанием будет пониматься прежде всего идей­но-нравственное формирование личности, лишь опирающееся на обучение. Невозможно воспитать токаря или скрипача, так же как невозможно выучиться на предателя или гуманиста.

"Клубная генетика". Так в шутку была названа совокупность знаний о том, как создаются клубы; какими по своим социологи­ческим параметрам (и почему) они получаются; какие "породы" клубов можно скрещивать между собой, а какие нельзя; как поступить в случае раскола клуба, чтобы его осколки были жиз­неспособны; как создавать межклубные объединения [20].

Понятие "клубная геронтология" относится к области сведе­ний о жизни и смерти клубного организма, его здоровья, моло­дости и старости - в частности о том, как продлить молодость и что делать с приближением старости [17].

Термин "клубный новичок", так же как и "старик", "старо­жил клуба", в пояснении не нуждается. Вся разница между ними - в продолжительности пребывания в клубе, а также (и это гораздо важнее) в количестве опыта, знаний, навыков в сфере клубных интересов [17].

Во многих клубах наблюдается такое явление, как "бунт стариков", когда клубные старожилы подвергают дружной и резкой критике личность и действия клубного лидера. Бунт чреват самы­ми тяжелыми последствиями для клуба [17].

В ряде клубов принято расставаться с теми членами, кото­рые прошли весь клубный цикл своего развития и их задержка в группе может либо затормозить дальнейшее совершенствование их как личностей, либо привести к "бунту стариков". В этом случае производится выпуск члена клуба, который впредь именуется вы­пускником.

В случае, когда выпуску подлежит подавляющее большинство членов клуба, после чего он с оставшимися членами будет нежиз­неспособен, есть смысл говорить о роспуске клуба.

Слово "авторитет", в зависимости от контекста, будет употребляться в двух значениях:

а) общественное влияние, значение одного лица или группы в силу определенных качеств, заслуг; проявление престижа [31];

б) авторитетный член клуба, чаще - один из лидеров.

Коммунарская методика ("орлятская", методика коллективно­го творческого воспитания) - педагогическая методика, разрабо­танная во второй половине 50-х годов молодыми ленинградскими педагогами во главе с И.П.Ивановым (впоследствие - доктор пе­дагогических наук, академик) и впервые реализованная в "Комму­не юных фрунзенцев" во дворце пионеров Фрунзенского района г.Ленинграда.

В первые годы существования пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ "Орленок" методика была внедрена в нем, откуда распространи­лась по всей стране, что породило коммунарское движение.

В коммунарских клубах есть две специфические фигуры: это во-первых, комиссар - идейный лидер клуба, его педагог. Ко­миссаров в клубах может быть несколько. Чаще всего это взрослые, но в некоторых детских клубах бывают и подростки-ко­миссары.

Вторая фигура - это командир, осуществляющий деловое ру­ководство клубом, его подразделением или временной функцио­нальной группой. Нередко командир-комиссар двуедин [10; 17; 25; 34 - 36].

Общественная инициатива - идея общественно-полезной дея­тельности, реализуемая человеком или группой людей.

Общественное течение - возникновение и существование не связанных между собой людей или (и) групп, реализующих одну и ту же общественную инициативу.

Общественное движение - возникновение и существование го­ризонтальных (сетевых) связей между людьми или (и) группами общественного течения.

Ассоциация - возникновение и существование вертикальных связей между элементами общественного движения и его центром (центрами).

Общественная организация - структура соорганизации неко­торого числа элементов общественного движения, при которой не­которые решения центра являются обязательными для всех членов организации (невыполнение этих решений влечет за собой исклю­чение из организации).

Кроме вышеприведенных понятий и терминов, в наших текстах будут попадаться и другие, расшифровка которых последует в ра­бочем порядке [1 - 40].

III. О РАЗМНОЖЕHИИ

Начало горбачевской перестройки ознаменовалось тенденцией увеличения числа объединений по интересам (клубов, групп) оди­накового профиля в пределах одного города, даже относительно небольшого. Немаловажную роль в этом процессе сыграла демокра­тизация общества, но она лишь устранила препоны на пути роста числа клубов. Сами же причины этого роста заключаются в другом и рассматриваются в этой главе.

В 70-е годы в отношении ряда клубов (например, КСП) су­ществовало распространенное мнение, что в городе достаточно иметь только одно подобное заведение. Мнение это было особенно распространено среди работников тех структур, которые само по­нятие клуба "пасли" в диапазоне между морокой и крамолой. Уди­вительным же, на наш сегодняшний взгляд, было то, что и боль­шинство клубных активистов как бы находилось под воздействием чар этого административного антиэнтузиазма. На самом же деле, скорее всего, это их состояние-отношение вписывалось в проме­жуток между инертностью (с таким трудом пробили и удерживаем на плаву этот клуб, так кому-то еще один понадобился!) и рев­ностью (как приятно быть единственными в своем роде!). Так или иначе, считалось, в частности, что в городе с миллионным насе­лением вряд ли наберется больше интересных авторов и исполни­телей, нежели способен переварить один КСП. Аналогичные рассуждения касались и клубов с дорогостоящей базой (к чему лишние затраты!) - таких, как, например, клубы любителей ан­тикварных автомобилей. При этом факторы социально-психологи­ческие не учитывались вовсе.

Все же, несмотря на своеобразное это единство представи­телей столь разных слоев общества, жизненная реальность поста­вила его (общество) перед, ни больше, ни меньше, как необходи­мостью существования нескольких однотипных объединений на достаточно ограниченном участке пространства, неизбежностью их размножения.

А дело, собственно, вот в чем.

Поскольку объединение по интересам является формой орга­низации досуга, члены такого объединения, пытаясь вести себя адекватно, кто невольно, а кто и вольно - стремятся к созданию в нем наиболее благоприятного психологического климата. А так как характеры, вкусы, жизненные принципы различных людей не­редко бывают взаимоисключающими, то каждый из них, если он хо­чет оставаться членом не просто клуба данного профиля, а еще и возможно более бесконфликтного, психологически комфортного, - становится перед необходимостью выбора или создания вновь наи­более подходящей для себя группы. Неформальность отношений и мобильность групп только способствуют появлению таких объеди­нений на все вкусы. Мешает же, повторим, всякого рода инерция, в том числе и перенесенная из сферы официальных отношений (например, в производственных подразделениях), где выбор - по­нятие экзотическое, а переходы затруднены, ограничены всевоз­можными резонами (непрерывностью стажа, очередью на квартиру, зарплатой, транспортом, детсадом и т.д.). Создание же своего собственного подразделения (напомним, речь идет о 80-х годах) практически немыслимо. Привычка терпеть несправедливое на­чальство, неважные условия труда, скверный микроклимат и мно­гое другое ради ряда более серьезных выгод механически пере­носится в сферу досуга.

(А, положа руку на сердце, - такие ли уж мы "не такие" сейчас?)

Тем не менее, последние годы отмечены массовостью появле­ния альтернативных образований. Альтернативных - потому, что новый клуб, возникший при наличии уже имеющегося, того же про­филя, сознательно или интуитивно пытается разрешить какую-либо проблему, неразрешимую в рамках существующего (или всех су­ществующих в пределах досягаемости).

Зачастую в таком случае может быть и несколько альтерна­тив, каждую из которых несложно выделить и проанализировать самостоятельно.

Вот наиболее распространенные из них (ярлыки придуманы авторами), а также причины их появления.

1. Географическая: клуб находится в дальнем районе горо­да. Создается другой, поближе.

2. Антиведомственная: администрация клубного учреждения ограничивает участие в его объединениях лиц, не имеющих отно­шения к ведомству-учредителю. Обидно. Или другая ситуация: клуб работает в помещении на территории "закрытой" организа­ции - вход по пропускам. Неудобно.

3. Организационная: некоторых членов клуба не устраивают возможности или требования организации-учредителя, график ра­боты клуба, параметры его помещений, оборудования и т.п.

4. Контактная: число членов клуба значительно превышает

15. Клуб становится малоконтактным, трудноуправляемым, психо­логически дискомфортным. Де-факто дробится на микрогруппы, которые остается "узаконить" для пользы дела.

5. Психологическая: не все члены клуба психологически совместимы друг с другом.

6. Лидерская: выпускник клуба в пору критического осмысления действий его лидера решает создать свою "контору", свободную от недостатков личности начальника прежней и его ошибок. Другой вариант: подросший в клубе новый лидер жаждет выйти на оперативный простор.

7. Нравственная: мораль лидера или детерминирующей (опре­деляющей основные моменты жизни клуба) группы товарищей не устраивает некоторых его членов. Претензии их при этом, в от­личие от предыдущего случая, не являются следствием "бунта стариков" или, во всяком случае, носят более объективный ха­рактер.

8. Ценностная: часть членов клуба не является привержен­цами системы ценностей, характерной для данного клуба (напри­мер, коллективисты ощущают дискомфорт в творческом клубе эстетско-индивидуалистического толка). Отличие данного случая

от предыдущего заключается в том, что здесь речь идет не о по­рядочности (признается, что нравственные принципы как таковые не нарушены), а о конфликте ценностей, целей, планов различных членов группы.

9. Социальная или социально-технологическая: социальный

состав, система управления (чаще всего авторитарная) или структура клуба не устраивает часть его членов. Ими создается новое объединение, с иной структурой, стилем руководства и др.

10. Организационно-технологическая: некоторых членов клу­ба не устраивают формы или методы его работы.

11. Геронтологическая: в результате старения клуб прихо­дит в упадок. Некоторые его члены, менее подверженные уста­лости, на новом месте (поскольку на старом уже ничего нельзя изменить) создают свою группу.

Перечень можно продолжить, упражняясь в изобретении наз­ваний альтернатив.

Анализ удовлетворенности клубом всех его членов хотя бы в плане вышеперечисленных причин необходим для того, чтобы избе­жать весьма распространенной ошибки: многие члены клубных объ­единений, недовольные родными клубами, причины своего недо­вольства представляют весьма смутно, а чаще просто не дают се­бе труда разобраться в них. В лучшем случае, выделяют одну-две наиболее заметных или привычных. Создав новый клуб и попытав­шись устранить в нем осознанные недостатки, они повторяют все прочие ошибки и несовершенства старого, обрекая новый на преж­девременный кризис. Чтобы избежать этого, необходимы как гра­мотный анализ причин своего недовольства, так и соответствую­щие знания в области основного интереса, организации и соци­альной психологии клубов.

Завершая эту главу, авторы предлагают провести самостоя­тельный анализ аналогичных ситуаций следующим категориям тру­дящихся практиков:

- педагогам, покинувшим стены частной школы с целью осно­вания новой, еще более частной;

- предпринимателям, рассорившимся с былыми друзьями и компаньонами по причине недостаточной их предприимчивости;

- охотникам на гюрзу, пришедшим к выводу, что некогда сплоченная артель превратилась в настоящий серпентарий (змеюш­ник);

- а также всем, кому это может "понадобиться впредь".

IV. О ПОГОДЕ.

Мотивы, обуславливающие участие человека в деятельности той или иной неформальной группы, достаточно хорошо изучены. Это:

- потребность в общении (т.н. коммуникативная) в самых широких пределах - от попытки убить время за приятным разгово­ром до надежды обрести духовно созвучного спутника жизни или, в крайнем случае, просто надежного друга;

- желание чему-либо научиться;

- информационная потребность, в частности, в сфере основного клубного интереса (диапазон может быть самым широ­ким - от сплетен до культурных ценностей; в этом случае пот-

ребность, видимо, должна называться как-то иначе);

- жажда реализации своих способностей, будь то организа­торский талант или талант поэта, музыканта, художника, иссле­дователя, изобретателя, педагога;

- потребность в приличествующем, на взгляд индивида, со­циальном статусе, которого он почему-либо лишен в иных сферах;

- стремление принести максимум пользы обществу, в част­ности, пытаясь воздействовать на него с преобразовательной целью.

(Мы видим, что функции клуба, связанные с удовлетворением практически всех этих, да и иных мыслимых запросов, носят ком­пенсаторный характер; причем, вряд ли какое другое социальное изобретение человека является столь же универсальным и в то

же время эффективным. Дело же, как мы понимаем, в том, что

клуб рукотворен, то есть, едва ли не каждый его член может за­явить: "Что хочу, то и компенсирую!")

Бросается в глаза, что все вышеупомянутые мотивы лежат в области желанного и приятного, труд по удовлетворению соот­ветствующих потребностей отнюдь не является неподневольным, и система взаимоотношений в таких группах, в идеале, должна иск­лючать возможность ущемления свободы личности. Короче, член клуба справедливо жаждет максимального душевного комфорта, оп­ределяемого морально-психологическим климатом группы.

К сожалению, не так много клубов могут похвастаться теп­лой, дружественной обстановкой. Причина тому носит объективный характер: попытка реализации сразу всех ожиданий членов клуба приводит к конфликтам. Забегая вперед, скажем, что лучше всего себя чувствуют те клубы, которые сознательно ограничили свои притязания сферой, где возможно относительно бесконфликтное претворение в жизнь желаний своих членов.

Поясним теперь, как возникают конфликты. Как правило, инициатор создания клуба действует по принципу: "Все, кто лю­бит то же, что и я,- идите сюда!" - имея в виду предмет инте­реса, но никак не нравственные принципы, ценностные ориентиры, привычки и другие аналогичные источники будущих проблем. Дела­ются даже объявления о наборе в клуб(!) в средствах массовой информации. Так закладывается мина замедленного действия.

Наконец, в любом клубе найдется не много желающих поссо­риться с сотоварищем, осложнить себе жизнь в неподходящей для этого сфере. Во многих клубах не принято делать друг другу критические замечания, особенно в области морали. И уж совсем непросто найти человека, который в случае необходимости смог бы заявить другому, что тот должен покинуть данное приличное общество по той или иной причине. Во всяком случае, традиции, а также связанные с ними навыки, существовавшие, как говорят знающие люди, в дворянской среде, да и вообще среди старой ин­теллигенции, нами безнадежно утеряны. Хочется, чтобы каждый каждому был приятен во внешних проявлениях.

Такого рода "терпимость" детерминирует клуб как собрание случайных людей. В то же время, человек, тратящий годы своей жизни на не всегда любимую официальную работу, простаивающий месяцы в очередях, убивающий время на транспорт - вправе рассчитывать на то, что его клубный к.п.д. окажется достаточно высоким, а душевное самочувствие будет вполне удовлетворитель­ным. От случайного же состава ожидать чего-либо хорошего до­вольно проблематично.

Ясно, что отбор членов клуба, отсев претендентов бывает совершенно необходим по многим обстоятельствам.

Во-первых, сфера деятельности диктует условия физиологи­ческой совместимости. Так, желательно,чтобы член клуба дель­тапланеристов имел здоровый вестибулярный аппарат. Число неле­тающих членов не может быть неограниченным; неприкаянность многочисленного балласта "давит на психику" активной части группы.

Во-вторых, специфические особенности многих клубов, а также неформальный характер взаимоотношений выставляют требо­вания и в области психологической и психофизиологической сов­местимости.

Вот два примера.

В престижном клубе общения, скажем, любителей театра, ба­зирующемся на маленьком уютном кафе (во время заседания на улице - толпа желающих попасть) в числе прочих членов есть один, в общем-то, неплохой человек, но некоммуникабельный (стесняется своего заикания), угрюмый на вид, и т.д. Именно в общении - главной форме деятельности клуба - толку от него ма­ло. Многие жалеют его, даже любят, но в глубине души хотели бы, чтобы во время мероприятия на его месте оказался бы кто-нибудь более общительный, обаятельный.

Во втором случае членом клуба оказывается человек, у ко­торого в свое время был серьезный личный конфликт с другим членом, и конфликт этот отнюдь не изжит. Группа не хочет те­рять ни одного из них, да и каждый из них самих не хочет ухо­дить из клуба. Уж во всяком случае, не понимает, почему должен уйти именно он. В результате в клубе появляется резко антаго­нистическая пара, взаимоотношения которой сильно влияют на весь клубный микроклимат. В случае, когда оба, составляющие эту пару, по своему статусу близки к лидерскому, клубу грозит катастрофа.

Конфликт возможен и в случае больших различий в инте­ресах, квалификации, уровне интеллекта и т.п.

Наконец, в-третьих, объективно необходимы требования по идеологической совместимости членов клуба. Иначе неизбежны конфликты в таких, например, случаях, как при появлении в клу­бе очень талантливого (энергичного, умного, влиятельного в официальных кругах), но непорядочного человека, так что встает вопрос, избавиться ли от него, или терпеть ради успеха дела. Кроме того, как показывает "клубная генетика", ценностные ори­ентации клуба (а они тесно связаны с идеологией) сильно влияют на цели, планы, формы работы клуба, так что в случае идеологи­ческой несовместимости членов группы каждому из них приходится либо тратить много времени на пережидание периода, когда она занята не тем, чего бы ему хотелось, либо занимается этим в компромиссном, полунакальном, а потому неэффективном режиме (скажем, часть людей и оборудования задействованы в реализации иных, "чужих" задач. Нисколько не лучше, когда ради сохранения консенсуса приходится делать вообще неинтересную, а то и неп­риятную работу.

Во всех этих случаях налицо анемичность клуба, недоста­точность реализации ожиданий его членов.

Каков же выход? Он один: соблюдать условия совместимости членов группы по всем важнейшим параметрам. Да, отказывать в приеме, а иногда и исключать. Кажущаяся бесчеловечность этого принципа оборачивается великим благом для остающихся, для ко­торых иначе жизнь в нем становится еще одним мучением, так же и, как ни странно, для того, кто продолжает пребывать в группе в статусе отверженного.

Надо сказать, что многими практиками наработаны методы "скрытого отказа" - с помощью специальной рекламы (или анти­рекламы), таблички на двери, обстановки внутри клуба, манеры ведения клубного общения. Если удариться в мистику, можно ска­зать, что сильный клуб создает вокруг себя некое "поле", пре­пятствующее появлению в клубе психологического чужака.

У того может быть своя перспектива - альтернативные клубы с аналогичной сферой основного интереса. Практика показала, что во всех отношениях "выгоднее" дружной, сплоченной, эффек­тивной группе вкладывать ресурсы в создание альтернативных клубов и помощь им, нежели тратить время и нервы на преодоле­ние внутренних конфликтов.

Возникает вопрос - а хватит в среднем по величине городе людей на несколько альтернативных объединений?

Здесь целесообразно рассмотреть вопрос о численности и структуре клуба. Если мы исходим из того, что это должна быть группа (не будем пока говорить, большая или малая), нацеленная на выполнение достаточно сложных задач и имеющая развитые меж­личностные связи и теплый внутренний климат, следовательно:

- она должна иметь достаточно людей, чтобы выполнять свои задачи;

- она должна быть не слишком велика, чтобы не терять внутреннюю контактность, иначе она перерождается (вырожда­ется?) в производственную единицу, наподобие фабрики или фи­лармонии, где дело делается, а взаимоотношения - "так себе".

Итак, клуб - это сколько? Это кто, наконец? Если взять "нормальный" большой (человек 30) коллектив и посмотреть, "кто есть кто" в нем, то можно, во-первых, выделить лидера или не­большую лидерскую группу; во-вторых, группу людей, регулярно и помногу работающих в клубе и поэтому реально влияющих на его судьбу (это и есть члены клуба, наряду с лидерами); в-третьих, довольно значительное количество тех, кто что-то делает, но не столь систематически, как актив, или больше говорит, нежели делает, а зачастую и просто приходит "на все готовенькое" (ау­ра). Поскольку таким анализом мало кто в клубах занимается, то к лику членов клуба чаще всего причисляются все мало-мальски регулярно его посещающие. Мысленно отбросив всех, чей уход не будет для клуба ощутим, чаще всего, получаем число в пределах 5 - 15 человек. Это и есть, строго говоря, клуб.

(Практики так и заявляют: 5 - 6 человек - уже клуб. Под­разумевается, что они сплочены и активны.)

А максимум? Это все те же 15. Более крупная группа пе­рестает быть по-настоящему контактной, в ней уже трудно, тесно заниматься вместе чем-нибудь одним; наконец, в ней образуются свои микрогруппы, легко обнаруживаемые в результате социомет­рического исследования. Они могут иметь тенденцию к внутрик­лубной "официализации" в виде секторов, обрастать своей мате­риальной базой, своими формами работы, традициями; у них вык-

ристаллизовываются свои жизненные принципы, возникают свои це­ли. Общение между людьми разных микрогрупп все чаще идет не напрямую каждого с каждым, а опосредованно - через функцио­нальных представителей и даже лидеров. Клуб, состоящий из раз­витых микрогрупп, правильнее было бы рассматривать как объеди­нение мелких клубов, иногда достаточно условное. Очень часто развитые микрогруппы отпочковываются, объявляют себя новыми независимыми образованиями (вот они где, корни "парада сувере­нитетов"!), и это действительно так. Только в контактной груп­пе возможно психологическое единство ее членов, без которого клуб перестает быть таковым.

Практики много спорят о проблеме членства: нужен ли клубу строго очерченный круг членов, каковы должны быть ( и должны ли у них быть) права и обязанности, стоит ли собирать взносы и т.п.

В "клубной генетике" описываются характеристики различных социально-психологических типов клубов. В зависимости от типа клуба и уровня его развития, членство может быть либо абсурд­ным, либо необходимым.

Каковы, в общем случае, прерогативы члена клуба?

Он, как правило, имеет права:

- на получение благ, вырабатываемых клубом (например, на участие в престижном внутреннем мероприятии клуба, на пользо­вание клубным помещением, имуществом и т.д.);

- иметь решающий голос при обсуждении проблем клуба;

- быть избранным в число его руководителей.

Он, как правило, обязан:

- вести большую и регулярную работу в клубе;

- нести ответственность перед клубом за результа­том своей деятельности.

В клубах, члены которых затрачивают не очень много сил на производство внутриклубных благ, а результат легко поделить на всех желающих (например, вся работа - собраться раз в неделю, поболтать и разойтись; организовать пикник на природе; вместе сходить на спектакль), система членства, скорее всего, выгля­дела бы непонятной и обременительной. Стало быть, она и не нужна.

Необходима она либо в клубе, который с заметным трудом нарабатывает ограниченное количество благ (в этом случае она спасает его от потребительства); либо в клубе элитном, напри­мер, ставящем перед собой серьезные профессиональные задачи (туристская группа высокого класса, полупрофессиональная теат­ральная студия - в этом случае она способствует функционально­му отбору членов и, в конечном счете, успеху дела); либо в клубе, ставящем перед собой задачи нравственного свойства (при этом она охраняет чистоту его рядов).

В каждом случае вырабатываются свои критерии членства

(общительность, обязательность, талант, моральность, осведом­ленность и др.).

Строгое членство обладает сильным дисциплинирующим

действием, но возможно оно только в авторитетном, эффективном, внутренне привлекательном клубе (иначе у члена клуба не будет стимула "блюсти" себя в плане членских критериев).

Существует множество видов приема в члены клуба. В них варьируются проценты голосов при решении этого вопроса, сами методы решения (простое голосование вплоть до "списком", или обсуждение кандидатур - "с писком"), уровни критичности; нако­нец, ритуалы.

В одном из клубов ("Восход", (г.Туапсе) - группа будущих комиссаров детских трудовых коммунарских лагерей), который строился как группа единомышленников, была выработана ориги­нальная система приема в члены и удаления из их числа (и вооб­ще из клубного пространства) - система небезупречная, но за­нятная своей оригинальностью, достаточно эффективная и потому заимствованная впоследствие некоторыми группами.

Один из членов клуба брал на себя функции диспетчера. Остальные спонтанно и конфиденциально давали ему свои предло­жения по поводу приема в члены того или иного человека из клубного окружения (актива). По мере поступления мнения последнего из действительных членов, включая самого диспетче­ра, он обращался к человеку, получившему единодушное одобре­ние, с предложением статуса. Церемония приема исключала при этом этом нервное обсуждение кандидатуры и моральную травму от возможного провала на выборах. Это не лишало соискателя права

узнать мнение мнение членов клуба о его персоне - достаточно

было задать вопрос. Но на практике такое случалось не часто.

Аналогично система срабатывала, если кто-либо из клубно­го окружения начинал сильно не нравиться его членам. Доста-

точно было диспетчеру получить два таких мнения (включая его

собственное), чтобы он предложил незадачливому "абитуриенту"

(или просто любопытствующему) покинуть клуб. Роль неприятная,

но необходимая; на нее подбирался человек с развитым чувством

такта. В целом же система способствовала сохранению клуба как

группы психологически, идеологически единой.

Оригинальная система "плавающего членства" применялась в детском коммунарском клубе "Светлячок" (Туапсинский район Краснодарского края). В чем она заключалась?

Если проанализировать социальный уровень члена клуба, можно выделить некие составляющие, постоянную и переменную. Первая из них определяет приблизительный социальный статус ("звезда", "предпочитаемый", "пренебрегаемый"), вторая - конк­ретную сиюминутную величину, положительную или отрицательную, которая, складываясь с первой, уточняет статус на каждый мо­мент.

Величина "постоянной" составляющей определяется авторите­том, заработанным членом клуба в течение продолжительного вре­мени (месяцев, лет). Стабильно активный член группы знает ее людей, их характеры, их вкусы, взаимоотношения; он способен предугадывать их мнения. Он в курсе целей и задач группы, форм и методов ее работы. Он компетентен в вопросах деятельности клуба. На основании своего опыта и знаний он способен действо­вать самостоятельно не в ущерб клубу и может полномочно представить его во внешних сферах. Как следствие, он вполне достоин звания действительного члена клуба со всеми вытекающи­ми.

Величина "переменной" составляющей складывается из ре­зультатов деятельности члена клуба за последний период (много или мало, хорошо или плохо поработал), его деловой, нравствен­ный и т.д. "формы" (утратил обязательность, зато стал терпи­мее, тактичнее), совокупности взаимоотношений с другими члена­ми группы (кому-то помог, кого-то избил). На основании величи-

ны "переменной" составляющей он может на очередном клубном

сборе наделяться правом решающего голоса или лишаться его. Бо­лее того, клубный старожил в силу разных обстоятельств может даже подвергнуться наказанию в виде лишения права работать в течение, скажем, недели. И наоборот, активный, покладистый но­вичок может получить на этом сборе право решать вопросы той или иной степени важности.

Практика показала, что оперативность действия и потому осязаемость стимулов "плавающего членства" весьма способствует поддержанию высокого морального и делового уровня членов клу­ба.

Вопрос о необходимости устава, другой документации, а также общей официализации клуба решается аналогично вопросу о системе членства. Это как раз та проблема оптимальной формали­зации, которая описывалась там, где в нормальных книгах нахо­дится предисловие. Авторы же надеются, что читатель не истол­кует формализацию как производное от формализма. Примат формы над содержанием деятельности группы - как правило, следствие ее старения (гл.VI).

Обилие же документации, не влияющей на неформальный ха­рактер группы, лучше обозначить словом "регламентация", кото­рая в целом, как уже было сказано, может быть целесообразна или нет, равно как и такая ее часть как система членства.

Итак, тест на неформальность. Во-первых, степень проявле­ния энтузиазма члена группы - то, о чем уже говорилось: отдает ли он больше, жертвует чем-то, работая на группу, - или полу­чает?

Во-вторых, значимость межличностных отношений: человек приходит в группу ради работы (как на завод) или ради общения? Насколько второе необходимо ему в процессе первого? Что чего важнее, что чему может быть принесено в жертву?

Резюме раздела: оптимальные формализация и регламентация, численность и структура клуба, хороший внутренний климат дела­ют его более жизнеспособным, комфортным и эффективным

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ

На сайте allrefs.net читайте: "ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Функционерский клуб.
Главная задача носит внешнюю направленность (удовлетворе­ние спроса). Отсюда и формы работы - производство, изготовле­ние чего-либо; организация мероприятий на большую аудиторию; активная пропаганд

Учебная группа.
Состоит из небольшого актива преподавателей, тренеров (нередко вообще одного) и более крупного контингента учеников, которые, собственно, и есть группа. Задача преподавателя - функционерская, внешн

Клуб любителей.
Главная задача носит сугубо внутренний характер, так как направлена даже не на клуб в целом, а на каждого его члена. Основные формы работы - коллекционирование атрибутов и сведений; общени

Творческий клуб.
Главная задача - сугубо внутренняя, направленная на удов­летворение потребности члена группы в творчестве. Если в функ­ционерской группе соотношение времени и усилий, потраченных на создание творче

Признаки социального характера.
Состав лидеров и основных функционеров относительно ста­билен на протяжении ряда лет (трех и более). Уменьшается приток новичков и процент "осевших" в клубе новых л

Признаки психологического характера.
Нарастает психологическая и физиологическая усталость ли­деров и основных функционеров. Затухает энтузиазм, растет неуверенность в успехе очеред­ного мероприятия.

Признаки социально-психологического характера.
Утрачивается принципиальность в вопросах членства, растут ряды "мертвых душ" (числящихся в клубе, но не посещающих его). Возрастает численность "почетных членов&qu

Признаки идеологического характера.
Снижается уровень требовательности, критики, обязатель­ности. Нарушается баланс между правами и обязанностями, между властью и ответственностью. Клуб обрастает традициями, атрибу

Признаки функционально-творческого характера.
Принятые решения выполняются все реже. Растет число "про­колов", становится привычной необязательность. Снижается общая, "валовая" результативность.

Творческое омолаживание.
А. Развитие идей, обновление форм, стиля и методов рабо­ты. Б. Постановка все более сложных (в профессиональном и ор­ганизационном плане) задач. В. Смена основног

Становление.
Представим себе, что в клуб филателистов пришел человек, еще не искушенный в филателии. Скорее всего, сообщение о том, что у президента клуба есть полная (и при том "чистая") серия марок

Сотрудничество.
Оно разворачивается в полную силу, когда разница в уров­нях лидера и бывшего новичка составляет уже не несколько по­рядков, а один-два. Цифровые сравнения здесь затруднены или вовсе невозможны, но

Развенчание (низвержение).
В процессе клубной деятельности каждый член группы, так или иначе, судит о лидере - его личности, словах, поступках. Причем, по мере своего развития, все менее закомплексованно, все более строго и

Регенерация.
Двумя абзацами раньше,дорогой практик, ты уже почувство­вал, что две главы - эта и предыдущая - как бы слились на вре­мя, ибо пошла речь об обещанных вариантах сценария возрастных превращений клуба

Самостоятельная работа.
Да, да, мы не ошиблись, это еще один пятый пункт. И не в том дело, что у авторов комплекс по части пятых пунктов. Просто, как несложно заметить, он логично вытекает из 4-го, правда, в другую сторон

Формирование коллектива.
Оно начинается с лидера или группы лидеров. До начала создания группы они должны хорошо узнать друг друга во всех отношениях, сформулировать свою идейную платформу, причем, в таких частностях, кото

Развитие внутригрупповой демократии и коллективизма.
Комиссары устанавливают равноправные отношения с "рядовы­ми" членами группы, независимо от разницы в возрасте (в мето­дике это называется "педагогикой сотрудничества"

Раскрытие творческих способностей.
Есть своя специфика и в этом направлении работы методики. Так, вместо индивидуальных методов разработок сценариев, прог­рамм, рабочих планов и т.п. практикуется коллективное сочини­тельство, широко

Пренатальный период.
Здесь имеется в виду этап проектирования клуба, ибо то, как его создатели видят свое детище в мечтах, - это оно и есть; просто чаще сие происходит в форме любования "эйдосом" - неким цело

Уход за грудным младенцем.
В этот период весьма важно определиться с педагогическими установками. Число их может расти, сами они не гарантированы от уточнений, но некий стартовый джентльменский набор сущест­вен

Искусство.
А что сказать об искусстве? Науке мы, худо-бедно, научить можем, ремеслу тоже, а вот искусству... Тут каждый сам себе учитель. Нам так кажется. А создать хорошую группу - это иску

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги