рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Двойственность понятий добро и зло в рассказе Бен-Товит

Работа сделанна в 2007 году

Двойственность понятий добро и зло в рассказе Бен-Товит - Реферат, раздел Литература, - 2007 год - Своеобразие осмысления библейской проблемы борьбы добра со злом в творчестве Леонида Андреева Двойственность Понятий Добро И Зло В Рассказе Бен-Товит. В 1903 Году Андреев ...

Двойственность понятий добро и зло в рассказе Бен-Товит. В 1903 году Андреев пишет рассказ Бен-Товит. Действие его происходит в Иерусалиме в день распятия Иисуса Христа.

В тот день с самого раннего утра у Иерусалимского торговца Бен-Товита разболелись зубы. Началась эта боль еще накануне и закончилась сразу после распятия - вот основная, довольно незамысловатая сюжетная линия рассказа. Но план изображения этого события писатель дает в иной форме, нежели Евангелия. Он не только с новой остротой поднимает в своем произведении вопросы и проблемы, поставленные Вечной книгой, но и, подводит к ним читателя с несколько иной стороны.

Итак, мировое по своему трагизму событие описывается не со слов евангелистов, а через восприятие его простым иерусалимским обывателем - торговцем Бен-Товитом, представителем той самой толпы, так яростно требовавшей распятия Христа. На этот стержень, т.е. восприятие боли человеком, автор нанизывает события гораздо более важные и, безусловно, более трагические. Они становятся как бы фоном для страданий торговца, не обращающего никакого внимания на муки троих людей, над которыми вились, как черные змеи, бичи римских солдат. Он откликается только на собственную боль. Она стала мерой всех его желаний и стремлений. Глядя с крыши своего дома на толпу, издевавшуюся над Иисусом, добрый торговец не испытывает ни капли жалости, и вздрагивает не от ужаса и отвращения к озверевшей, потерявшей человеческий облик толпе, а от зубной боли У-у-у застонал он и отошел от парапета, брезгливо равнодушный и злой Андреев Л. Собрание сочинений.

Т. 1 М изд-во Художественная литература , 2005 г, с. 555. Он и сам с радостью присоединился бы к толпе, если бы не болели зубы. Бен-Товит с завистью смотрит на широко открывшиеся рты с крепкими неболеющими зубами и представляет, как бы закричал он сам, если бы был здоров. И добрая жена, так любящая говорить приятное, с удовольствием бросает камешек в то место, где медленно двигался поднятый бичами Иисус Андреев Л. Собрание сочинений.

Т. 1 М изд-во Художественная литература , 2005 г, с. 556. Чувство разобщенности всех людей, безучастности к судьбе остальных, еще сильнее подчеркивается, когда Бен-Товит в краткие минуты отдыха утешает себя мыслью об ослике, молодом и сильном, которого он выменял накануне за своего старого осла, в то время, как наблюдая страдания Христа, делает брезгливо-равнодушное и злое выражение лица, воспринимая тем не менее человеческие страдания как развлечение.

Интересно, что сама сцена распятия упомянута лишь вскользь. Как яркая вспышка мелькнут перед глазами читателя длинные светлые волосы Иисуса, и снова уступят место зубам и флюсу доброго торговца.

Лишь на миг Андреев дает возможность читателю стать участником мировых событий, ощутить себя одним из тех, кто сопровождает Иисуса, но затем снова погружает его в жалкий, ограниченный внутренний мирок торговца, в котором нет ни намека на сопереживание и которого мировая скорбь даже не затронула. Себялюбие и эгоизм героя рассказа просто поражают. Он не может говорить ни о чем более, кроме как о своих зубах, ему настолько жалко себя, что чужая боль, страдания, да и в целом все, что творится в окружающем мире, меркнет в его глазах, не найдя места в душе этого еврея.

Разговор героя со своим приятелем по дороге на Голгофу, а, по сути, монолог в его исполнении, автор с иронией называет оживленной беседой. Для Бена-Товита мученик не Христос, а он сам. Поход же на Голгофу торговец воспринял как легкую развлекательную прогулку, возможность поболтать с другом.

И впоследствии этот страшный день он будет вспоминать лишь в связи со своими эгоистическими чувствами, своими личными эмоциями и переживаниями. Казалось бы, за что можно осуждать героя? Ведь он не сделал ничего плохого. Более того, он не унижал Иисуса, не кидал в него камни, не называл оскорбительными словами. Здесь-то и проявляется двойственность понятия добро и зло. Бен не делал зла, но и добра он тоже не делал. Равнодушие - вот за что осуждает автор этот персонаж. Но таких Бенов-Товитов в нашем мире множество, и все они заражены этим пороком, в их сердцах нет места сопереживанию, состраданию.

И, возможно, не сам факт убийства сына Божьего, а брезгливость и бездействие таких людей автор на страницах своего рассказа и называет великим злодеянием земли. Таким образом, получается, что Христа отправили на казнь и распяли добрые люди. С одной стороны, они виноваты в случившемся, ведь они не ничего не предприняли. А с другой, они имели очень смутные представления о том, что происходило на Голгофе, и никак не пытались повлиять на события.

В этом противоречии и воплощается образ неумолимого рока, проявляющийся во многих произведениях писателя. Если бы каждый бен-товит отвлекся от своей зубной боли и сделал что-нибудь во избежание этой катастрофы - все сложилось бы иначе. Однако этого не происходит, потому что не может произойти в реальной жизни каждый занят своими заботами, а вместе люди составляют серую, управляемую массу, подчиняющуюся определенным законам, называемым судьбой или роком.

Философско-религиозные категории в этом произведении меняются местами добро, лишенное света, кажется злом, а зло, расцвеченное мнимыми добродетелями, выдает себя за добро. Писатель несколькими емкими по смыслу словами расставляет все на свои места. Как бы ни воспринимала Христа толпа и Бен-Товит, он навсегда останется символом истинного добра, милосердия и любви. И как бы искусно зло ни прикрывалось этими эпитетами, они никогда не скроют его темной и жестокой сущности. 2.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Своеобразие осмысления библейской проблемы борьбы добра со злом в творчестве Леонида Андреева

Добро и зло, Бог и Дьявол находятся в постоянном противодействии, несмотря на то что по своей природе сатана - один из ангелов. На протяжении веков образ этого демона с множеством имен и лиц, словно … И происходило это не случайно.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Двойственность понятий добро и зло в рассказе Бен-Товит

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Юношеские годы
Юношеские годы. Леонид Андреев родился 9 21 августа 1871 года в г. Орле. Его отец, землемер - таксатор Николай Иванович, был заметной фигурой уважали его за необыкновенную физическую силу и чувство

Вхождение в большую литературу
Вхождение в большую литературу. В мае 1897 года Л. Андреев неожиданно успешно сдал государственные экзамены в университете и, хотя диплом его оказался лишь второй степени и давал звание не кандидат

Расцвет творческой карьеры
Расцвет творческой карьеры. После женитьбы на Александре Михайловне Велигорской 10 февраля 1902 года начался самый спокойный и счастливый период в жизни Андреева, продолжавшийся, однако, недолго В

Революционность взглядов на жизнь после смерти в рассказе Елеазар
Революционность взглядов на жизнь после смерти в рассказе Елеазар. Проблема противостояния света и тьмы в Елеазаре непосредственно переходит в проблему борьбы добра со злом, для раскрытия которых а

Трагедия богоборца в повести Жизнь Василия Фивейского
Трагедия богоборца в повести Жизнь Василия Фивейского. Накануне Революции 1905 г. в творчестве Андреева нарастают бунтарские мотивы. Андреев вновь возвращается к проблеме борьбы света и тьмы

Дневник Сатаны - гениальное пророчество Леонида Андреева о будущем человечества
Дневник Сатаны - гениальное пророчество Леонида Андреева о будущем человечества. Мысли о конце света издавна будоражили человеческое сознание. Несмотря на обилие религиозных учений и философских те

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги