рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Своеобразие осмысления библейской проблемы борьбы добра со злом в творчестве Леонида Андреева

Работа сделанна в 2007 году

Своеобразие осмысления библейской проблемы борьбы добра со злом в творчестве Леонида Андреева - Реферат, раздел Литература, - 2007 год - Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа 9 ...

Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 9 Реферат по литературе на тему Своеобразие осмысления библейской проблемы борьбы добра со злом в творчестве Леонида Андреева Выполнила ученица 11 Б класса Шалына Анастасия Руководитель учитель русского языка и литературы Левенец Ольга Юрьевна г. Вилючинск 2007 год Содержание Введение I. Краткая летопись жизненного и творческого пути 1.1 Юношеские годы 1.2 Вхождение в большую литературу 1.3 Расцвет творческой карьеры 1.4 Первая Мировая война, революция 1917 г. и смерть писателя II. Своеобразие осмысления библейской проблемы борьбы добра со злом в творчестве Л. Андреева 2.1 Двойственность понятий добро и зло в рассказе Бен-Товит 2.2 Революционность взглядов на жизнь после смерти в рассказе Елеазар 2.3 Трагедия богоборца в повести Жизнь Василия Фивейского 2.4 Иуда - мученик или герой? Новая трактовка образа предателя в повести Иуда Искариот 2.5 Дневник Сатаны - гениальное пророчество Леонида Андреева о будущем человечества 37 Заключение 44 Список литературы 47 Введение Борьба добра со злом является сложнейшей нравственной проблемой человечества. Задолго до появления цивилизации люди стали задумываться над вопросами Что есть хорошо, а что плохо? Чем нужно руководствоваться в своих действиях? Что толкает человека на те или иные поступки? Уходя своими корнями в далекое прошлое, они на протяжении ряда столетий привлекали внимание многих философов, поэтов, прозаиков. Одним из первоисточников этой проблемы по праву можно назвать Библию, в которой добро и зло отождествляются с образами Бога и Дьявола, выступающими в качестве абсолютных носителей этих моральных категорий человеческого сознания.

Добро и зло, Бог и Дьявол находятся в постоянном противодействии, несмотря на то что по своей природе сатана - один из ангелов.

На протяжении веков образ этого демона с множеством имен и лиц, словно запретный плод, притягивал к себе внимание людей.

И происходило это не случайно.

Ведь едва ли во всём мире найдётся личность более загадочная, более ужасающая, пользующаяся большей популярностью. И при этом столь близкая многим из нас. Начать хотя бы с того, насколько богат русский язык выражениями вроде здесь сам чёрт ногу сломит! Проблема борьбы добра со злом поднималась и в древнерусской житийной литературе, где часто появляются фигуры православных святых, подвижников, князей - праведников.

Пушкин и Лермонтов в начале XIX-го века также вводят в свои поэмы образы нечистой силы Гаврилиада А.С. Пушкина Демон и Ангел смерти М.Ю. Лермонтова. Не оставляют без внимания эту проблему и писатели второй половины XIX-го века, в частности Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, создавшие в своих произведениях образы людей, являющихся, с точки зрения христианской морали, святыми князь Мышкин, старец Зосима, Алеша Карамазов - у Достоевского Платон Каратаев - у Толстого. Осмысление проблемы борьбы добра со злом нашло отражение в творчестве такого крупного русского писателя начала ХХ-го столетия, как Леонид Андреев, чьи произведения находятся в непосредственной взаимосвязи с предшествующей литературой, в частности с творчеством Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

Переломные события ХХ-го столетия, а особенно революция 1905 года, произвели на писателя неизгладимое впечатление.

Андреев, обладающий редчайшей способностью улавливать скрытые токи общественной жизни и тончайшие колебания в душе человека, испытывал сильное воздействие атмосферы переходного времени. Все напряженнее становится ощущение неблагополучия жизни. Рождаются сомнения достаточно ли нравственно вооружен человек перед лицом надвигающихся перемен, выдержит ли он под бременем новых испытаний? Своей мыслью он стремится найти ответы на вопросы, которые революция ставит перед обществом, пытается изведать возможности человеческого характера, поставленного в обстоятельства, связанные с социальными катаклизмами и катастрофами.

Но, обращаясь к вечным вопросам добра и зла, истины, власти и смерти, Андреев уходит от социальной конкретности, реальных исторических фактов. Обстоятельства места и времени, социально-историческая конкретность происходящего стерты и размыты Художник стремится уловить общечеловеческий смысл событий.

В ряде произведений он использует для этого библейские образы и сюжеты. Обращение к историческим и библейским сюжетам не уводило Андреева от современности, а лишь указывало на своеобразие его творческих исканий. Необычный подход к извечной проблеме человечества, новая трактовка образов и сюжетов привлекли мое внимание и подтолкнули меня к их рассмотрению на материале творчества именно этого писателя. Целью моей работы стало исследование особенностей осмысления библейской проблемы борьбы добра со злом в творчестве Л. Андреева.

Реализация этой цели требует решения некоторых задач 1 выявление и анализ художественных особенностей подхода писателя к решению библейской проблемы борьбы добра со злом 2 выявление и исследование образов Бога и Дьявола на примере произведений Л. Андреева, эволюция этих образов 3 определение и исследование задач и целей, которые ставит писатель, обращаясь к библейской проблеме борьбы добра со злом. В работе использованы тексты следующих произведений рассказы Бен-Товит , Елеазар, повести Жизнь Василия Фивейского , Иуда Искариот и роман Дневник Сатаны. I. Краткая летопись жизненного и творческого пути Леонид Андреев обладал характером необычайно сложным и трудным, что неоднократно отмечалось его современниками.

Не случайно его называли сфинксом русской интеллигенции Брусянин В.В. Леонид Андреев. Жизнь и творчество М изд-во Просвещение , 1999 г. с. 115. Личность писателя всегда тесно связана с его произведениями. Поэтому, чтобы лучше понять проблематику его творчества, глубже раскрыть и исследовать проблему, целесообразнее начать с освещения биографии писателя. 12 сентября 1919 года в Финляндии, в деревне Нейвола, в возрасте 48 лет умер знаменитый русский писатель Леонид Андреев.

Совсем близкая - рукой подать - Россия, всего несколько лет назад следившая за каждым шагом этого человека, самого последнего его шага как будто и не заметила. Тем не менее, были организованы две публичные церемонии прощания, http www. andreev. org. ru biblio about megdu stenoj i bezdnoj. htm - 1 1 благодаря усилиям М. Горького, с которым его лично связывала многолетняя и непростая история дружбы и вражды.

Судьба же андреевского литературного наследия оказалась более чем незавидной. Нельзя сказать, что Андреев сразу после революции стал запрещенным писателем. Но в стране, нелегко усваивавшей новый революционный порядок, в стране, вполне конкретно ориентированной сначала на выживание, а затем на социалистическое обновление, творчество вне времени и пространства, творчество, по определению самого писателя, в политическом смысле никакого значения не имеющее Андреев Л. Автобиографические материалы М изд-во Айрис , 1997 г. с.94http www. andreev. org. ru biblio about megdu stenoj i bezdnoj. htm - 2 2, было как-то не совсем уместно.

Андреева еще кое-где переиздавали, кое-где ставили его пьесы появилась даже инсценировка последнего, незаконченного произведения Андреева - романа Дневник Сатаны, но былая слава властителя дум Хватов А.И. Мастера русской прозы.

Леонид Андреев М изд-во Художественная литература , 1998 г. с. 475 казалась уже фантастическим преданием. В 1930 году вышел последний сборник рассказов Л. Андреева, а потом - долгие годы умолчания. Второе открытие творчества Леонида Андреева как части всей предреволюционной литературы произошло в нашей стране в 1956 году, с выходом сборника Рассказов. Открытие это продолжается уже больше тридцати лет, но и нынешнее шеститомное собрание сочинений - лишь этап постижения мира этого замечательного писателя. 1.1

Юношеские годы

Но семья его не была богатой, писатель с детских лет, особенно после с... Поразительно, что, не написав еще ни строки, Леонид Андреев уже как бу... Полуголодное Три покушения на самоубийство, черные провалы запойного п... Андреев в своем дневнике Как воздух, как еда, как сон - любовь составл... В 1891 году Андреев оканчивает гимназию и поступает на юридический фак...

Вхождение в большую литературу

Вхождение в большую литературу. Баргамот и Гараська - рассказ, написанный Андреевым весной 1898 года п... И во всем этом надо было увидеть что-то скрытое от других глаз, сказат... Это, как у нас в России и почти везде на Западе, политический и социал... Теперь, благодаря письмам, дневникам и воспоминаниям, известны и источ...

Расцвет творческой карьеры

В декабре 1907 года Л. В 1908 Андреев поселился в собственном доме в финской деревне Ваммельс... Вернувшись в Россию, Андреев становится сотрудником газеты Рябушинских... Действительность обманула его ожидания. S в которой он обратился к благородным гражданам за помощью и призвал ...

Двойственность понятий добро и зло в рассказе Бен-Товит

Он и сам с радостью присоединился бы к толпе, если бы не болели зубы. Для Бена-Товита мученик не Христос, а он сам. Казалось бы, за что можно осуждать героя? Ведь он не сделал ничего пло... Равнодушие - вот за что осуждает автор этот персонаж. Писатель несколькими емкими по смыслу словами расставляет все на свои ...

Революционность взглядов на жизнь после смерти в рассказе Елеазар

Евангелист описанием этого события в очередной раз прославляет Христа ... Теплой радости гостей, пришедших приветствовать Елеазара, противопоста... Очевидно, разрушительная работа смерти над трупом была только остановл... Что же мы видим теперь? Теперь перед нами совершенно другой человек, и... Не бывает в мире только хорошего или только плохого.

Трагедия богоборца в повести Жизнь Василия Фивейского

Василий на протяжении всей повести. Все больше о. И уже первые строки повествования помогают читателю представить Иуду, ... Андреева, как художника интересует внутреннее душевное состояние главн... Но тогда почему Иуда уходит из жизни, повесившись на суку одинокого де... Отходя от библейской версии, по которой предатель Иуда является носите...

Дневник Сатаны - гениальное пророчество Леонида Андреева о будущем человечества

Это позволяет писателю показать представителей разных классов и социал... Автор показывает, что мысль, не согретая и не облагороженная человечно... Магнус, как бы поменявшись ролью с сатаной пытается разрушить в послед... Находясь среди людей, познавая их, вочеловечившися Сатана претерпевает... Горького, был удивительно догадлив, наблюдая человеческую душу Горький...

Заключение

Заключение Леонид Андреев обладал широким творческим диапазоном.

Он сказал свое слово в прозе и драматургии, публицистике и критике Однако наиболее яркую страницу в его литературном наследстве составляют повести и рассказы. Эти жанровые формы и вошли определяющим мотивом в полифонию его творчества. С гордостью называвший себя продолжателем Чехова, он вошел в историю отечественной литературы писателем весьма оригинальным и, в то же время, весьма загадочным.

И дело, прежде всего, в особенностях творческого почерка. Хотя, попутно заметим, Андреев отличался и азартным восприятием жизни. А в попытках в сюжетах собственных произведений дать мистическую расшифровку, по его словам, судьбоносных иероглифов Брусянин В.В. Леонид Андреев. Жизнь и творчество М изд-во просвещение 1999 г. с. 8 российской действительности он вряд ли имел равных среди мастеров художественной словесности в начале XX века. Нравственным проблемам бытия, общефилософской проблеме борьбы добра и зла Андреев посвящал свои главные произведения.

В них он пытается ответить на волнующие вопросы всегда ли алчность побеждает добродетель, а зло неистребимо? По силам ли человеку устоять, духовно не надломившись, перед различными жизненными испытаниями? Существует ли в мире абсолютное добро или абсолютное зло и кто их воплощает? Ответы на них можно найти в ряде произведений в рассказах Бен-Товит , Елеазар , Иуда Искариот, в повести Жизнь Василия Фивейского и романе Дневник Сатаны. Проследив в работе особенности осмысления данной проблемы в каждом из перечисленных произведений, мы можем сделать вывод о ее эволюции. В начале ХХ века Андреев обращается непосредственно к первоисточнику проблемы - Библии, в его творчестве появляются библейские образы и сюжеты.

Одним из таких произведений является рассказ Бен-Товит, в котором представлен евангельский эпизод казни Иисуса Христа. Здесь мы наблюдаем традиционную для христианства трактовку образов Христос - абсолютное добро, иудейская толпа и Бен-Товит как неотъемлемая часть - зло. Постепенно философско-религиозные категории добро и зло переосмысливаются писателем и, начиная с повести Жизнь Василия Фивейского Андреев представляет их как свет и тьму. В данной повести и в рассказе Елеазар библейская тематика сохраняется, хотя андреевская трактовка евангельских сюжетов и христианских постулатов в корне отличаются от общепринятой.

В Елеазаре Христос - это уже не абсолютное добро и свет. В повести Иуда Искариот писатель разрабатывает евангельскую легенду о предательстве Христа Иудой и вновь возвращается к проблеме борьбы добра со злом. Сохраняя за Христом традиционное значение добра, писатель переосмысливает фигуру Иуды, наполняет ее новым содержанием, в результате чего образ предателя утрачивает символику абсолютного зла и приобретает в рассказе Андреева некоторые признаки добра. В последующих произведениях писателя усматриваются не только свидетельства текущей жизни, до краев наполненной жестокостью и ложью, страданиями людей, но и нарастание тревожных предчувствий катастрофы как неизбежного следствия действующих в буржуазном обществе законов.

Ярче всего эти пессимистические настроения проявились в последнем крупном детище писателя - романе Дневник Сатаны. Примечательно, что автор не считает дьявола извечным врагом Бога и человека.

В его изображении это дух сомнения, не останавливающийся ни перед чем, ради изменения действительности.

Бог не скрывает истину, но трагедия Сатаны в том, что он не может ее понять и творит зло, стремясь принудить Всевышнего дать всем счастье. Помочь Богу и себе должны сами люди. Только смогут ли? На этот вопрос Андреев не отвечает. Вместо этого он стремился своим обличающим словом, мыслью и эмоцией, окрашенными страданиями и тоской, внести в жизнь людей добро и свет, помочь им на пути человеческого самоутверждения, призывает сойти с гибельных путей.

Леонид Андреев прошел большой и сложный путь, вписав в русскую литературу одну из ярчайших и трагических страниц. Немало было заблуждений и срывов на этом пути, но даже в самых острых ситуациях он не терял своего дара искренности, человеческой подлинности и благородства. То был талант, основательно обеспеченный нравственным достоинством человека, перед бескорыстием и широтой души которого склонялись современники.

Список литературы

Список литературы 1. Андреев Андрей. Из воспоминаний о Л. Андрееве М изд-во Литература , 2000 г 2. Андреев Л. Автобиографические материалы М изд-во Айрис , 1997 г. 3. Андреев Л Избранное СПб изд-во Питер , 2004 г. 4. Андреев Л.Н. Из дневника.

Русский сборник СПб изд-во Нева , 2001 г. 5. Андреев Л. Собрание сочинений. Т.1 М изд-во Художественная литература , 2005 г. 6. Андреев Л.Н. Дневник Сатаны. Романы. Повести и рассказы. Письма. Воспоминания современников М. изд-во Школа- Пресс , 1996. 7. Брусянин В.В. Леонид Андреев. Жизнь и творчество М изд-во Просвещение , 1999 г. 8. Горький М. Литературные портреты М изд-во Художественная литература , 2001 г. 9. Горький и Леонид Андреев.

Неизданная переписка М изд - во Литературное наследство , 1998 г. 10. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева СПб изд во Питер , 1996. 11. Хватов А.И. Мастера русской прозы. Леонид Андреев М изд во Художественная литература , 1998 г.

– Конец работы –

Используемые теги: своеобразие, осмысления, библейской, проблемы, борьбы, добра, злом, творчестве, Андреева0.123

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Своеобразие осмысления библейской проблемы борьбы добра со злом в творчестве Леонида Андреева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблема добра и зла в творчестве Шекспира
Этот период обычно называют эпохой Возрождения. Название это первоначально означало возрождение к жизни античного наследия, которое в средние века… Вся эта кипучая деятельность была порождена быстрым ростом производительных… Благодаря заморским путешествиям кругозор человека расширяется, завязываются широкие культурные связи.…

Воплощение вечных проблем и проблем современности в романе Чингиза Айтматова «Плаха».
III. Заключение 1. Судьба народов в ХХ веке. 2. Вечная драма мировой истории. 3. Пророческий голос Айтматова. Воплощение вечных проблем и проблем… В. С. Высоцкий Жизнь человека это постоянный выбор. Судьба его выбирать свой жизненный путь, добро или зло, те принципы, которыми потом он будет руководствоваться.Очень…

Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот")
После появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно, что высочайшее, последнее развитие человеческой личности именно и должно дойти до… Достоевский Ф.М. Статьи и заметки, 1862-1865. Полное собр.соч. В 30ти т. Т.20.… Вопросы философии, 1990г. 6, с.89. Христос - это любовь, доброта, красота и Истина. К ним необходимо стремиться…

Проблема взаимодействия природы и культуры в творчестве Набокова
В ней трудно найти тему и практически невозможно различить идею в отдельно взятом произведении.Но, тем не менее, единую, сквозную проблему его… В. Ф. Ходасевич видел в причине схожей развязки практически всех набоковских… Развязка-смерть осталась в его творчестве, но с позиции сегодняшнего дня, когда мы можем анализировать творчество…

Проблемы свободы личности и творчества в философии Н.А.Бердяева.
Понятие свобода личности все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией… Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую… Философия свободы была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и…

Проблема праворозуміння (Проблема правопонимания)
Поняття права це не застигла категоря, а категоря, що розвиваться, в якй вдображаються сторичн традиц, суспльна ситуаця сучасно епохи.Цллю роботи… В теоретико-пзнавальному план генезис правових вчень теорй вдбувався в русл… Наприклад, первинним правом для врев були 10 заповдей, вручених Мосею самим Богом. В таких древнх правових кодексах…

Библейские мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова
Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой… Гоголь, со слов Жуковского, определил существо лермонтовской поэзии словом… Ценитель и друг Жуковского, Пушкина, Гоголя Плетнев дал такую оценку Лермонтова Это был после Байрона и Пушкина…

Глобальные проблемы человечества и проблема ценности научно-исследовательского прогресса
НТР характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в единую систему, в результате чего наука стала непосредственной производительной силой,… Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к… Именно отрицательные последствия и создают так называемые глобальные проблемы. Само название научно-техническая…

Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова
В литературной критике творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним днем, можно наблюдать острую борьбу мнений,… Гоголь в статье о русской лирике уделил Лермонтову места менее, чем Языкову.… Иван Аксаков Поэзия Лермонтова - это тоска души, болеющей от своей собственной пустоты вследствие безверия и…

Проблемы творчества А.И. Солженицына
Для студентов магистратуры, преподавателей, учителей-словесников.Автор А.А. Фокин, кандидат филологических наук, доцент Научный редактор Л.П.… Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории… Немаловажное значение имеет и тот факт, что Солженицын – наш земляк, что его родственники жили и до сих пор живут на…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Проблема нравственного идеала в творчестве Диккенса Тяжело было сносить постоянный голод. Но хуже всего было ощущение безысходности. Бедность угрожала невежеством, крушением надежда Чарльз мечтал… В феврале 1836 он выпускает книгу "Очерки Боза", избрав псевдонимом ласковое… Читатель узнавал себя и своих знакомых в пестрой толпе лондонских прохожих, узнавал Лондон - любимый, прекрасный - и…
  • Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене" Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…
  • Философское осмысление проблемы глобализации Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие… Глобализация представляет собой совокупность сложных интеграционных процессов,… Сам по себе этот процесс является объективным, исторически обусловленным всем развитием человеческой цивилизации. С…
  • Проблема человека в творчестве В.С. Соловьева Значение наследия В. С. Соловьева. 1. ВВЕДЕНИЕ. В Кремле 17 января 2001 года глава нашего государства В.В. Путин торжественно принимал служителей… Владимир Сергеевич Соловьев крупнейший русский философ, заложивший основу… Корни феноменализма, экзистенционализма, персонализма в отечественной философии. Труды же В. С. Соловьева, умершего в…
  • Некоторые этические понятия и их осмысление в творчестве Вл. Соловьева Слово «мораль» латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом нрав.… А «нравственность» русское слово, происходящее от корня «нрав».Оно впервые… Нравственные (моральные) ценности это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы…