рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Трагедия богоборца в повести Жизнь Василия Фивейского

Работа сделанна в 2007 году

Трагедия богоборца в повести Жизнь Василия Фивейского - Реферат, раздел Литература, - 2007 год - Своеобразие осмысления библейской проблемы борьбы добра со злом в творчестве Леонида Андреева Трагедия Богоборца В Повести Жизнь Василия Фивейского. Накануне Революции 190...

Трагедия богоборца в повести Жизнь Василия Фивейского. Накануне Революции 1905 г. в творчестве Андреева нарастают бунтарские мотивы.

Андреев вновь возвращается к проблеме борьбы света и тьмы в повести Жизнь Василия Фивейского. Толчком к написанию рассказа был разговор с Горьким, который сообщил о содержании рукописи священника А.И. Аполлова, отказавшегося от церковного сана под влиянием учения Л. Толстого. Читать саму рукопись Андреев принципиально не стал, но сама история попа - бунтаря настолько заинтересовала его, что, как писал сам Горький, он говорил вполголоса Я напишу о попе, увидишь! Это, брат, я хорошо напишу! И, грозя пальцем кому-то, крепко потирая висок, улыбался Завтра я еду домой и - начинаю! Даже первая фраза есть Среди людей он был одинок, ибо соприкасался великой тайне На другой день он уехал в Москву, а через неделю - не более писал мне, что работает над попом, и работа идет легко, как на лыжах Горький М. Литературные портреты М изд-во Художественная литература , 2001 г, с. 89 Вторым после рукописи Аполлова источником для рассказа является библейская Книга Иова. Отсюда стилизация под библейскую манеру, приподнятый тон рассказа и его символическая многозначительность.

Сюжет повести построен на оригинальном сочетании библейской легенды и некоторых житий.

Но не только сюжет и стиль заимствует Андреев из Библии. В Легенде об Иове - одной из самых поэтических и драматичных во всем Ветхом Завете - с необычайной остротой поставлены философски - этические вопросы о добре и зле, свете и тьме, о цели человеческого бытия, о влиянии добрых и злых сил на человека и его жизнь, и многие другие.

Не случайно именно к этому источнику часто обращались писатели, бравшиеся за разрешение общих философских вопросов духовной жизни. Леонид Андреев по-своему переосмысливает эти проблемы. У него библейская легенда наполнена богоборческим пафосом, в то время как, например, у Ф.М. Достоевского в Братьях Карамазовых эта же легенда символизирует непоколебимую веру в Бога. Жизнь Василия Фивейского дышит стихией бунта и мятежа это дерзостная попытка поколебать самые основы любой религии - веру в чудо, в промысел божий, в благое провидение.

В отличие от Стены и Бездны , Жизнь Василия Фивейского именно символическое произведение, которое невозможно буквально расшифровать и которое надо принимать эмоционально, через общее настроение бунтарства, отчаяния, пессимизма. В то же время перекличка с книгой Иова вынуждает к рациональному прочтению рассказа как новой попытки предъявить счет Богу Зачем дан свет человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком В интерпретации Андреева борьба добра со злом рассматривается на уровне одного человека - отца Василия.

Доброго, светлого в жизни Василия Фивейского было очень немного. Цепь роковых событий окрасила судьбу отца Василия в темные и мрачные тона одна беда следовала за другой. Но, скорее всего, не смирение, а чудовищная гордыня дала ему силы пережить все несчастья смерть сына, рождение второго сына-идиота, пьянство жены и ее ужасная гибель в пожаре, в котором сгорел и весь дом Священник, скрипнув зубами громко повторяет Я - верю. Он остается один с больным сыном, каждая служба в церкви кажется ему казнью - но и сейчас он непоколебим. Неимоверным усилием воли герой отбрасывает даже свою возмущенную гордость, когда не с вызовом, как в первый раз, а униженно повторяет Верую Он как бы принимает правила игры, предложенной ему Богом, и вступает с ним в своего рода соглашение, суть которого в том, что все испытания о. Василия связаны с тем, что он - избранный.

Именно свою избранность и пытается доказать о. Василий на протяжении всей повести.

Все больше о. Василий погружается в себя, продолжает грезить и не понимает смысла странно-пустого хохота идиота. Серая зимняя ночь, заглядывая в окно, где видит о. Василия и его сына, говорит Их двое - двое безумных. Автор позволяет герою подняться на самую вершину страдания и самоотречения, чтобы потом сбросить его оттуда. Это происходит в тот момент, когда о. Василий решился потребовать у Бога подтверждения своей избранности - воскрешения мертвого.

Силой своей исступленной веры он пытается воскресить погибшего в песчаном карьере батрака Семена Мосягина. Но чуда не происходит. Отец Василий потрясен Так зачем же я верил? Так зачем же ты дал мне любовь к людям и жалость? Так зачем же всю жизнь мою ты держал меня в плену, в рабстве, в оковах Обманута, растоптана вера, оказавшаяся бессильной свести небо на землю. Бог - воплощение самого добра, подвел его, реальный мир, на самом деле, страшен и зловещ, в нем властвуют не добрые силы, а нечто зловещее и роковое.

Добро и зло снова меняются местами. Социальные гримасы и аномалии предстают в своей гротескно-фантастической форме, напоминая о том, как велики силы зла и как духовно крепок должен быть человек в противоборстве с ними. Кризис религиозного сознания сопровождается сценой ужасающей грозы. Герою кажется, что мир рушится, что сейчас Бог решил покарать его, и ужасающий гром - это его хохот.

Небо раскололось, изливая на землю потоки воды, сама природа взбунтовалась. Не видящий ничего вокруг, растерянный, герой выбегает из церкви и бежит по направлению к единственной светлой полосе на горизонте. Но не суждено ему добежать до нее. Доведенный до отчаяния, на грани безумия, о. Василий падает на дорогу и умирает. Повесть завершается катастрофой утрачена вера, погибает герой, но в самой пластике этого мига, запечатленного художником, таится идея прорыва даже мертвый, в своей позе он сохранил стремительность бега. Трагедия этого героя - это трагедия измученного проклятыми вопросами человеческого разума, попытка приблизиться к Богу, которая оказывается падением в бездну. Андреева по праву считают мастером психологического рисунка.

Жизнь Василия Фивейского - одна из лучших его психологических вещей. Естественно, что автора больше всего занимает внутренний мир о. Василия. Как же он его отображает? Психологический метод Андреева отличается от метода Л. Толстого, объясняющего и договаривающего за героя его мысли и чувства, как осознанные самим героем, так и гнездящиеся в подсознании, неуловимые, струящиеся Андреев идет иным путем.

Не воссоздавая последовательного развития психологического процесса, как это делали Толстой и Достоевский, он останавливается на описании внутреннего состояния героя в переломные, качественно отличные от прежних, моменты его духовной жизни, и дает авторскую результативную характеристику. Мятежная повесть Андреева, с такой силой замахнувшегося на вековые святыни, была воспринята обществом как произведение, предвещающее революцию.

Дух возмущения и протеста, клокочущий в повести Л. Андреева, радостно отозвался в сердцах тех, кто жаждал революционной бури. Однако в Жизни Василия Фивейского ощущаются и чувства недоумения и неудовлетворенности. Л. Андреев изображает человека игрушкой злых и бессмысленных сил, непонятных, враждебных, непреодолимых. Над всей жизнью Василия Фивейского пишет Л. Андреев тяготел суровый и загадочный рок. Однако не следует рассматривать позицию автора как пессимистически-безысходную.

Повесть носит жизнеутверждающий характер и, внимательно присмотревшись к ней, мы увидим, что вся она - клич к разумной осмысленной борьбе, к которой зовет писатель сквозь символы и туманы своего замечательного произведения. Рассказ вызвал очень большой резонанс в критике. Особенно нападала на автора церковная печать, усмотревшая в рассказе апофеоз гордыни. Зато Жизнь Василия Фивейского, в отличие от многих вещей Андреева, была тепло принята символистами, которые писали, что местами рассказ возвышается до символа.

Высоко оценил рассказ и В. Брюсов. В то же время он вызвал сомнения у Короленко, критиковавшего автора за фатализм, пессимизм, неверие в разум и общее благо. Так или иначе, Жизнь Василия Фивейского - одно из наиболее загадочных произведений Андреева, настоящая находка для любителей интеллектуального чтения. 2.4 Иуда - мученик или герой? Новая трактовка образа предателя в повести Иуда Искариот В 1907г. Л. Андреев приезжает к М. Горькому на Капри. Ему необходимо поговорить, обсудить накопившиеся вопросы, уяснить, что происходит в России.

Эти беседы стали творческим предварением рассказа Иуда Искариот, который по праву вошел в копилку литературных шедевров. Сам Л. Андреев определил свой рассказ так Нечто по психологии, этике и практике предательства Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка М Литературное наследство , 1998 г, с.523. За основу писатель взял евангельскую легенду о предательстве Иисуса Христа одним из своих учеников Иудой, вошедшего в память человечества как образ величайшей преступности и позора.

Известно, что перед тем, как писать рассказ, он читал не Библию, а просил прислать ему книгу Э. Ренана Жизнь Иисуса. Э. Ренан считал, что текст Евангелия идеализирован, поэтому надо критически подходить к евангельским историям, чтобы лучше понять истинную картину реальных событий. Уже исходя из заглавия рассказа, можно сделать вывод, что на первый план автор выводит фигуру Иуды, а не Христа.

Именно Иуда, герой сложный, противоречивый и страшный, и его поступок привлекли внимание писателя и подтолкнули к созданию своей версии событий 30-х годов начала нашей эры и к новому пониманию категорий добро и зло. Взяв за основу евангельскую легенду, Андреев переосмысливает ее сюжет и наполняет новым содержанием. Он смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы читатель еще раз задумался над тем, что есть добро и зло, свет и тьма, истина и ложь. Понятие предательства Андреевым переосмысливается, расширяется в смерти Христа виновен не столько Иуда, сколько люди, его окружающие, слушающие, его малодушно сбежавшие ученики, не сказавшие ни слова в защиту на суде у Пилата.

Пропустив евангельские события через призму своего сознания, писатель заставляет и читателя пережить открытую им трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе но и в людях, легко предающих своих кумиров.

Библейское повествование отличается от андреевского только художественной формой. Центральным персонажем легенды является Иисус Христос. Все четыре Евангелия повествуют именно о его жизни, проповеднической деятельности, смерти и чудесном воскресении, а проповеди Христа передаются посредством прямой речи. У Андреева Иисус довольно пассивен, его слова передаются в основном как косвенная речь. Во всех четырех Евангелиях сам момент предательства Христа Иудой является эпизодическим.

Нигде не описывается внешность Искариота, его мысли и чувства, как до предательства, так и после. Писатель значительно расширяет рамки повествования и уже с первых страниц вводит описание внешности Иуды, отзывы о нем других людей, причем через них писатель дает психологическую характеристику Искариота, раскрывает его внутреннее содержание. И уже первые строки повествования помогают читателю представить Иуду, как носителя темного, злого и греховного начала, вызывают негативную оценку.

Не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. Иуду порицали не только добрые люди, говоря, что Иуда корыстолюбив, наклонен к притворству и лжи, но и дурные отзывались о нем не лучше, называя его самыми жестокими и обидными словами. И у воров есть друзья, и у грабителей есть товарищи, и у лжецов есть жены, которым говорят они правду, а Иуда смеется над ворами, как и над честными, хотя сам крадет искусно и видом своим безобразнее всех жителей в Иудее - так говорили они. Андреев Л. Собрание сочинений.

Т. 1 М изд-во Художественная литература , 2005 г, с. 327. Этой характеристике полностью соответствует и описание внешности Иуды. Самое примечательное в ней - это двойственность, в которой воплотились противоречивость и бунтарство этого сложного образа. Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа точно разрубленной с затылка двойным ударом меча и снова составленным, он словно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу.

Двоилось также и лицо Иуды одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая и подвижная. Другая же была мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, с широко открытым слепым глазом Андреев Л. Собрание сочинений. Т. 1 М изд-во Художественная литература , 2005 г, с. 328. Андреева, как художника интересует внутреннее душевное состояние главного героя, поэтому все кажущиеся отступления от привычных оценок евангельских персонажей психологически соотнесены с его восприятием событий, подчинены задаче раскрытия внутреннего мира предателя.

Это становится возможным путем создания Андреевым многоплановой позиции автора - рассказчика. Одни его оценки внешнего вида, поведения Иуды, вливающиеся в хор знавших его людей, имеют общий негативный настрой, как это видно выше. Но характеристика Искариота меняется, когда рассказчик повествует о его смешливой жалобе на то, что все его обманывают, даже животные Все весело смеялись, и сам он приятно улыбался, щуря свой живой и насмешливый глаз о поведении Иуды после пропажи нескольких динариев и прощения его Христом прост, мягок и в тоже время серьезен был Искариот смотрел так хорошо своими большими глазами , Так старался Иуда доставить всем приятное, оставаясь все тем же скромным, сдержанным и незаметным, каждому умел сказать то, что ему особенно нравится Андреев Л. Собрание сочинений.

Т. 1 М изд-во Художественная литература , 2005 г, с. 331. Весьма примечательна и речевая характеристика Искариота.

С одной стороны, его отзывы о людях злы, колючи, язвительны. Он приписывает людям черты, которыми они не обладают. С другой стороны, его замечания, характеристики, реплики точны, остроумны, проницательны, самостоятельны, глубоки по смыслу. Они обличают мудрость. Двойственность героя имеет место и здесь. Итак, андреевский Иуда - фигура более емкая и глубокая по своему внутреннему содержанию и, главное, неоднозначная. Мы видим, что самый знаменитый предатель всех времен - это совокупность хорошего и плохого, доброго и злого, хитрого и наивного, разумного и глупого, любви и ненависти.

Но есть еще одно отличие этого образа от первоисточника евангельский Иуда почти лишен конкретных человеческих черт. Это своего рода Предатель в абсолюте - человек, оказавшийся в очень узком кругу людей, понимающих Мессию, и предавший Его. Ему нет прощения, которое может заслужить любой раскаявшийся грешник, творивший зло бессознательно. Следует обратить внимание и на образ Иисуса, хотя он и не является центральным.

Каков же андреевский Иисус, если уже мало упоминаемая в религиозной литературе фигура его предателя представлена в столь необычном свете? Было бы странно, если бы Андреев не предложил нам своего видения этой личности. Первое, что бросается в глаза - это неидеализированность образа Иисуса. В повести он - обычный человек, со своими привычками, образом действий и присущими чертами характера. Это не божественная фигура, окруженная ореолом святости и творящая чудеса направо и налево. Иисус незаметен, он не выступает с пламенными речами на площадях, его слова не заставляют людей сразу же и в корне менять свои взгляды толпа обезумевших даже не осознает, кто в действительности стоит перед ними и кого они отправляют на казнь.

Главным же фактором, который подтверждает позицию Андреева в вопросе о том, кто есть Иисус, является то, что в отличие от Библии, где Иисус именуется сыном Божиим , Андреев всякий раз называет его сыном человеческим. Еще один тонкий момент в этом вопросе - то, что писатель ни разу не употребил по отношению к Иисусу местоимения, начинающегося с большой буквы.

Те несколько фраз, которые характеризуют сына Божьего в рассказе, дают понять, что писатель считает, что Иисус относится к людям больше, чем так считали евангелисты, может быть, даже больше, чем он был на самом деле. Видно также, что писатель создает образ Иисуса Христа как одного из людей, который тоже способен углубляться в собственные мысли, размышлять над проблемами.

Но мысли его на протяжении всей повести остаются для нас загадкой. Как же понимать психологию поступка Иуды в рассказе Л. Андреева, что заставило его предать Иисуса, нарушив тем самым, казалось бы, все законы нравственности и морали? Для этого необходимо проанализировать отношения между двумя главными героями. Иуда появляется среди учеников Христа внезапно. Поначалу его появление вызывает у учеников негативную реакцию, они видят, что этот человек лицемерен и лжив, жесток и тщеславен.

Но постепенно у них появляется жалость, сомнения А так уж ли плох Иуда? Он умнее многих, проницателен, его высказывания точны и ярки, хотя и не согреты ни искренностью, ни доброжелательностью, ученики Христа советуются с ним. Постепенно к нему привыкают, он завоевывает авторитет, становится казначеем, ему поручаются все хозяйственные заботы. Автор часто сравнивает Иуду и Христа, т.е. писатель ставит в один ряд два таких казалось бы, противоположных образа, сближает их. Между ними, кажется, существует какая-то связь глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают.

Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он любит его безмерно, он благоговеет перед ним. Он внимательно вслушивается в каждую его фразу, чувствуя в Иисусе какую-то мистическую власть, особенную, заставляющую каждого слушающего его преклоняться перед Учителем. На все идет Иуда, чтобы привлечь внимание и завоевать любовь Учителя.

Удивительно широк диапазон эмоциональных оттенков в поведении Иуды от самоуничтожения до гневного обличения. Пробовал вести себя вызывающе, но не нашел одобрения. Стал мягким и покладистым - и это не помогло приблизиться к Иисусу. Не один раз, одержимый безумным страхом за Иисуса, он спасал его от преследований толпы и возможной смерти. Неоднократно демонстрировал свои организаторские и хозяйственные способности, блистал умом, Иуда солгал, чтобы спасти жизнь учителя, когда их хотели побить камнями.

Он ждал похвалы, но увидел лишь гнев Иисуса. Внешне отчуждение Иисуса от Иуды указывает на скрытый от других безмолвный спор, идущий между ними. Спор ведет Иуда. Считая и убеждая окружающих в том, что все люди лгут, он утверждает ложь в качестве действенного способа разрешения проблем. Более того, стремление Иуды видеть в людях одно дурное, подтверждается жизнью. Это вносит смятение в душу Фомы и других учеников. Тем самым Искариот начинает оказывать влияние на их образ мыслей, утверждая нечто противоположное учению Иисуса.

Так он дерзко берет на себя смелость встать рядом с Христом, сравниться с ним достоинством. Ему мало того, что Учитель и так приблизил его и возлюбил той же светлой любовью, что и остальных учеников. Противопоставляя себя ученикам в искренности своей любви и преданности Иисусу, он жаждет его признания своих достоинств, и возвышения над другими учениками. Его неутомимое следование за Иисусом, непритворный страх за его жизнь, а в дальнейшем совершенно отеческое отношение убеждают в искренности его чувств к Иисусу. Но в его дисгармоничной натуре, и любовь приобретает искаженный облик - она, в отличие от истинной, бескорыстной любви Христа определяется любовью Искариота к самому себе. И он искренне недоумевает Почему он не любит меня? Разве не я спас ему жизнь пока те бежали? Его любовь корыстна по природе, обусловлена деянием, поступком, наличием каких-либо выдающихся качеств.

Иуда примкнул к Христу, не веря в его учение.

Поэтому он предает не свое, не то, что нравственно ему дорого. Он не переживает за крушение веры. Потревожена его гордыня. Искариоту непереносимо было, что есть учитель, воплощающий идеал во всей своей полноте и обладающий способностью видеть сокрытую от других истинную суть вещей. Когда же Иуда обвинил людей в лживости и ненависти друг к другу, Иисус стал отдаляться от него. По мнению Иуды, мир людей недостоин ни любви, ни жертвы, ни прощения. Эта правда Иуды противоположна правде Иисуса.

Может быть именно поэтому Иисус выбрал его, чтобы объяснить, доказать, что цель не оправдывает средства. Ведь Иисус прекрасно знает, что один из его учеников - предатель, но не пытается предотвратить это, следуя целям своей миссии на земле. Иисус пытается объяснить Иуде свое отношение к нему, к его поступкам с помощью притчи. Христос ни при каких обстоятельствах не может признать ложь, даже во спасение, потому что он пришел в этот мир, чтобы духовно совершенствовать человечество.

Всепрощающая любовь чужда, непонятна Искариоту, он убежден, что Иисус просто не разбирается в людях. Сомнения, страх, неверие в возможность жизни согласно учению Христа - это то, что накопилось на душе Искариота. Иуда затаил обиду на своего Учителя и не может примириться с тем, что не он является любимым учеником Иисуса. Таким образом, андреевский Иуда не ради денег как в одной из Евангелий совершает свое преступление. Им движет обиженная любовь. То, что Иуда раздираем любовью-ненавистью к Иисусу, не рождает в нем нравственного страдания. А чистая, благодарная, гуманная любовь Христа не вызывает у Иуды ни желания, ни стремления изменить свою злую натуру.

Его предательство - это также своего рода эксперимент, с помощью которого он стремится доказать Христу, жестокую правду о людской толпе. Разве понимает он что-нибудь в людях, в борьбе говорит он о Христе и его морали. Возможно также, что предательство явилось способом приблизиться к Иисусу, но совершенно особым, парадоксальным путем.

Учитель погибнет, уйдет из этого мира Иуда, и там, в другой жизни, они будут рядом не будет Иоанна и Петра, не будет других учеников Иисуса, будет лишь Иуда, который, он уверен, больше всех любит своего Учителя. В последние дни жизни Иуды окружил Иисуса тихой любовью, нежным вниманием, ласкою, он угадывал малейшие невысказанные желания Иисуса, проникая в сокровенную глубину его ощущений, мимолетных вспышек грусти, тяжелых мгновений усталости. Но роковой час близился неотвратимо.

До последней минуты Иуда надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех к нему, когда его судили и вели на казнь, с болью следил за ним, когда его распинали на кресте. И все время ждал, что вот сейчас встанут на защиту верующие и ученики. Но - молчание. Никто не ответил на призыв Иуды идти против вооруженных солдат и служителей храма. А разве это не предательство? Иуда слишком хорошо понимает, что люди ленивы и малодушны и любить их не за что. Наступил миг его торжества, его величества и могущества.

Даже земля стала маленькой, и время подчинилось ему. Но тогда почему Иуда уходит из жизни, повесившись на суку одинокого дерева? На мой взгляд, причина в поведении Христа, в его непротивлении злу насилием. Он покорно и мужественно принимает мученическую смерть, лишая всякого оправдания поступок Иуды. Обнажается ложность мотивации, пропадает героичность, возникает неудовлетворенность, тоска, которые толкают на самоубийство.

А может быть, это попытка осуществится, состояться в смерти, если не удалась жизнь. Так кто же такой Иуда предатель или верный ученик? Может быть, он то и другое одновременно? Это остается загадкой для читателя. Очевидно одно Андреев дает возможность поразмышлять над тем, что, казалось бы, не может быть подвергнуто переоценке. Раскрыть смысл произведения помогают слова самого автора Я не люблю Христа и христианство, оптимизм - противная, насквозь фальшивая выдумка говорил Л. Андреев М. Горькому Горький и Леонид Андреев.

Неизданная переписка М Литературное наследство , 1998 г с. 95. Андреев считал, что явление Христа было никому не нужно, так как природу человека никому не изменить. И Иуда, в отличие от остальных учеников Христа, понимал это. При чтении рассказа Л. Андреева нередко возникает мысль, что миссия Иуды предопределена. Ни один из учеников Иисуса не смог бы вынести такое, не смог бы принять на себя такую участь. Более того, добро и чистоту мыслей самых приближенных учеников Христа вполне можно подвергнуть сомнению.

Находясь при еще живом Иисусе и будучи в полном рассвете лет, они уже спорят о том, кто из них будет первым возле Христа в его небесном царствии. Тем самым они в полной мере проявили свою гордыню, мелочность натуры, амбициозность. Следовательно, их любовь к Иисусу корыстна. Петр же, по существу, еще и клятвопреступник. Он клялся в том, что никогда не оставит Иисуса, но в минуту опасности трижды отрекается от него. И его отречение, и бегство других учеников - тоже своего рода предательство.

Их трусость - грех, не меньше Иудиного. В рассказе Иуда Искариот писатель предлагает свою версию событий, повествующих о предательстве Христа Иудой. Отходя от библейской версии, по которой предатель Иуда является носителем зла, Андреев наделяет его и некоторыми признаками добра. 2.5

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Своеобразие осмысления библейской проблемы борьбы добра со злом в творчестве Леонида Андреева

Добро и зло, Бог и Дьявол находятся в постоянном противодействии, несмотря на то что по своей природе сатана - один из ангелов. На протяжении веков образ этого демона с множеством имен и лиц, словно … И происходило это не случайно.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Трагедия богоборца в повести Жизнь Василия Фивейского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Юношеские годы
Юношеские годы. Леонид Андреев родился 9 21 августа 1871 года в г. Орле. Его отец, землемер - таксатор Николай Иванович, был заметной фигурой уважали его за необыкновенную физическую силу и чувство

Вхождение в большую литературу
Вхождение в большую литературу. В мае 1897 года Л. Андреев неожиданно успешно сдал государственные экзамены в университете и, хотя диплом его оказался лишь второй степени и давал звание не кандидат

Расцвет творческой карьеры
Расцвет творческой карьеры. После женитьбы на Александре Михайловне Велигорской 10 февраля 1902 года начался самый спокойный и счастливый период в жизни Андреева, продолжавшийся, однако, недолго В

Двойственность понятий добро и зло в рассказе Бен-Товит
Двойственность понятий добро и зло в рассказе Бен-Товит. В 1903 году Андреев пишет рассказ Бен-Товит. Действие его происходит в Иерусалиме в день распятия Иисуса Христа. В тот день с самого

Революционность взглядов на жизнь после смерти в рассказе Елеазар
Революционность взглядов на жизнь после смерти в рассказе Елеазар. Проблема противостояния света и тьмы в Елеазаре непосредственно переходит в проблему борьбы добра со злом, для раскрытия которых а

Дневник Сатаны - гениальное пророчество Леонида Андреева о будущем человечества
Дневник Сатаны - гениальное пророчество Леонида Андреева о будущем человечества. Мысли о конце света издавна будоражили человеческое сознание. Несмотря на обилие религиозных учений и философских те

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги