рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Третья книга Маккавейская

Третья книга Маккавейская - раздел Литература, Книга Игоря Мельника. Крестовый поход. Часть 1. Ветхий Завет Филопатор Собрался Воевать С Антиохом, Который Отбивал У Него Провинцию За Пр...

Филопатор собрался воевать с Антиохом, который отбивал у него провинцию за провинцией.

Царь ещё начищал свой бронежилет, когда к нему в кабинет ворвалась родная сестра Арсина и потребовала, чтобы он взял её с собой на фронт.

А то в столице скучно сидеть. Девушка решила развеяться немного. Филопатор согласился — отчего же не взять?

Тут начинается боевик. Птолемей беспокоился о своей личной безопасности и не напрасно — зрел заговор.

Один из заговорщиков, «некто Феодот» набрал себе команду из числа царских телохранителей (которым Птолемей доверял, как самому себе), и пошёл ночью резать воинственного монарха.

Этим он хотел «предотвратить» войну. Но не всё было так просто в Египте — у Птолемея нашёлся сторонник. Иудей, которого звали Досифеем, узнал о заговоре и положил на царскую постель «одного незначительного человека».

Куда он девал самого царя, и как ему удалось согнать со своей раскладушки Птолемея — секрет.

Досифей спросил у «незначительного человека»: хочешь сегодня поспать на царской кровати?

— А сколько это будет стоить?

— Да недорого. С хорошего человека много не возьму.

— Очень хочу.

Ударили по рукам. «Незначительный человек» лёг спать, как король. А проснулся без головы. Ночью пришёл Феодот со товарищи и почикал бедолагу.

Так началась война. Филопатор сошёлся с Антиохом в схватке лихой — и начал проигрывать. Антиох любил повоевать, и у него это дело получалось.

Феодот уже потирал руки, но тут в игру вступила царская сестра. Арсина.

Она распустила волосы, привела себя в надлежащий вид и пошла «в народ». Бродила по боевым порядкам, убеждала бойцов храбро сражаться и обещала каждому по две мины золота — в случае победы.

Бойцы сверкнули глазами и взялись за мечи — Антиох потерпел поражение.

После этой победы Филопатор решил пройтись с войском по окрестным городам, чтобы «ободрить их».

В процессе ободрения к нему прибыла иудейская делегация. Делегаты вручили царю дары и поздравили с победой.

Растроганный Филопатор решил посетить Иерусалим с ответным визитом. Посетил. Принёс жертву иудейскому богу, подивился красоте иерусалимского храма и возжелал войти внутрь святилища, чтобы насладиться созерцанием его убранства.

Оказалось, что насладиться ему не дадут. Иудеи объяснили, что в святилище никто не ходит.

Туда нельзя входить даже самим иудеям. И священникам туда вход воспрещён. Только первосвященник может войти туда — один раз в году.

А всё остальное время святилище заперто — замки на дверях, стража у дверей и всё такое. Филопатор не поверил. Его можно понять. А кто там порядок поддерживает, скажите на милость?

— Подождите, уважаемые, когда я входил в храм, почему меня никто не предупредил?

— Мы поступили неосмотрительно, царь.

— Осмотрительно или нет, теперь это неважно, а я войду и посмотрю — хотите вы или нет.

И вошёл! Как и его далёкий предшественник, Александр Македонский. Тот входил, куда хотел и когда хотел.

Вернее, начал входить.

Тут такое началось! Народ сбежался к храму, все кричали, что не надо этого делать.

Молодёжь хотела взяться за мечи и разобраться с самодержцем. Старейшины молились. Громче всех взывал первосвященник Симон. Маккавей.

Симон обратился к богу по всем правилам. Перечислил все его титулы и достоинства. Вспомнил все его былые деяния.

«Ты дерзкого фараона, поработившего твой святый народ, посетил различными, многими казнями...»

Фараон действительно был дерзок неимоверно. Поработил. Угнетал. За что и был наказан.

После преамбулы Симон приступил к сути дела — попросил наказать наглеца, вознамерившегося осквернить храм.

Бог прислушался к молитве и врезал Филопатору с правой — по сопатке. С венценосцем случился нокаут.

«Так что он, лежа недвижим на помосте, и будучи расслаблен членами, не мог подать даже голоса».

Друзья и телохранители вынесли его на травку — воздухом подышать.

«Придя в себя, он нисколько не пришел в раскаяние и удалился с жестокими угрозами».

Теперь у иудеев было два венценосных друга: Антиох и Филопатор.

Возвратясь в Египет, «он дошел до такой дерзости, что произносил проклятия на Иудеев».

Дерзких надо наказывать. Все подождали немного — наказания не было. Тогда Филопатор приободрился и велел пойти в своём нахальстве дальше — он приказал установить памятный столб, а на столбе высечь надпись. Вот она.

«Иудеев всех внести в перепись простого народа и зачислить в рабское состояние. А кто будет противиться, тех брать силою и лишать жизни. Внесенных же в перепись, отмечать, выжигая на теле знак Диониса — лист плюща, После чего отпускать их в назначенное им состояние — с ограниченными правами».

Вот так. Странно, а в каком положении жили иудеи в Египте до этого постановления?

И если до этого им жилось привольно, то за что так проклинали Египет все пророки: от Иеремии до Захарии?

Но это не вся надпись. Заканчивается она так: если кто из иудеев пожелает следовать языческим верованиям, тем давать равные права с жителями Александрии.

Ну, что же — потом и византийские императоры так поступали, и испанские короли.

А как отреагировали иудеи на это постановление? Подняли восстание?

Предпочли рабство и клеймо Диониса, но не отказались от веры предков? Приняли мученическую смерть? Ушли от рабства в землю обетованную? Ведь дорожка протоптана...

Нет. Часть из них согласилась исповедовать языческие культы. Другие «отдавали деньги за жизнь свою» и «пытались избавиться от записи».

Что это значит?

Это значит, что они подкупали государственных чиновников и подделывали записи о своём гражданском состоянии.

Очень честно. Но со лживыми соплеменниками, которые вероломно стали язычниками, они перестали даже здороваться.

Узнав об этом, Филопатор «пришел в неистовство» и воспылал гневом против всех иудеев Египта.

Я так понимаю, что до этого его интересовали только столичные штучки. И вот, он велел собрать всех иудеев страны и «предать их позорнейшей смерти».

Почему он так разозлился? Что привело его в такую ярость? Неужели массовая подделка государственных документов? Ну-ка, ну-ка...

«Когда готовилось это дело, распространен был злой слух против народа Иудейского, будто они уклоняются от исполнения законных обязанностей».

В самом деле, разве можно так порочить народ? Подумаешь, подкупали чиновников и подделывали свидетельства. Ведь не это главное. Вот главное.

«Иудеи хранили доброе расположение и неизменную верность царям».

А вы сразу — измена, подлог, преступление! Разве можно так?

Лишь «в некоторых случаях допускали отступления и отмены», а в общем и целом...

Нет, тут очень интересный момент.

«Известный добрый образ жизни этого народа иноплеменники считали ни во что».

Иноплеменники — это египтяне. Которые в Египте. А иудеи, надо полагать, аборигены.

«Они говорили, что эти люди не допускают общения трапезы ни с царем, ни с вельможами».

Что это значит? Это значит, что если царь пригласит вас к своему столу — вы откажетесь.

И скажете, что такой гадости в рот не берёте. И вельможе вы скажете то же самое.

И вообще, с иноверцами вы за один стол не сядете — ни на родине, ни на чужбине. Ни дома, ни в командировке, ни в гостях. Хотя...

В гости вы, пожалуй, не ходите к иноверцам. И не приглашаете никого — по той же причине. А если вы по воле судьбы вынуждены жить вместе с иноверцами, то у вас своя посуда, своя кухня.

Вы отдельно готовите, отдельно едите. На праздники и народные гуляния вы не ходите, а если ходите — только со своей едой, в своей посуде.

Ну и что? Да ничего — я читаю христианскую библию. И удивляюсь.

Вернёмся в Египет. Филопатор, видя, что его приказ саботируется, решил принять меры. И разослал в провинции указ.

«Давая по городам богатые вклады в храмы, мы пришли в Иерусалим, положив почтить святилище... Они же, приняв наше прибытие на словах охотно, а на деле коварно, Когда мы желали войти в храм и почтить его подобающими и наилучшими дарами, Возбранили нам вход, не потерпев от нас насилия...»

О чём речь? О том, что Филопатор сделал дорогие подарки иерусалимскому храму. А его не впустили даже в храм. И он никому ничего за это не сделал «по человеколюбию своему».

Попробовал бы кто-нибудь запретить Александру войти куда бы то ни было.

«Они служили нам на войне и занимались многими делами, издавна по простотепредоставленными им, То мы хотели даже удостоить их прав Александрийского гражданства и сделать участниками исконного жречества».

Филопатор говорит о почестях. А ещё — о том, что не надо было позволять иудеям заниматься тем, чем они занимались.

«Они же, отвергая доброе, не только презрели неоценимое право гражданства, но гласно и негласно гнушаются тех из них, которые искренне расположены к нам».

Царь не понимает их реакций. Он и не смог бы их понять — он библии не читал.

«Посему мы, убедившись, что они при всяком случае питают неприязненные против нас замыслы... И предвидя, что когда-нибудь мы будем иметь за собою в лице этих нечестивцев предателей и жестоких врагов...»

Филопатор просто наводит порядок в своём государстве.

«Повелеваем упомянутых нами людей, с их женами и детьми, с насилиями и истязаниями, заключив в железные оковы, отовсюду выслать к нам на смертную казнь... Всякое место, где будет пойман укрывающийся Иудей, должно быть опустошено и выжжено...»

Сурово. Вполне в духе времени. Вполне в духе библии. Но его меры... Они очень типичны. В разных странах и в разное время — одно и то же.

Под этим указом вполне мог бы подписаться Томазо Торквемада. Или гауляйтер Кох. Но Кох таких бумаг не писал. До Моисея, Иисуса Навина, Давида и прочих им всё равно не дотянуться. Не допрыгнуть.

Ещё момент. Текст письма автор книги берёт в кавычки. И мы понимаем, что он цитирует документ. Оригинал не дошёл, но есть копия — она вставлена в третью книгу Маккавейскую. Так или нет?

Нет, не так.

Автор закрывает кавычки и пишет: «таков смысл этого письма». Смысл! Но не содержание. То есть, мы не знаем, что именно написал Филопатор.

Письмо дошло до исполнителей. И сразу стало понятно, что в Египте иудеев любили.

«Везде, куда приходило это повеление, у язычников учреждались народные пиршества с радостными кликами... Жестоко и без всякой жалости они были высылаемы властями каждого города...»

Иудеев грузили на баржи, приковывали цепями и везли. По Нилу, надо полагать. В город Схедию. Что за город?

Да, там приготовили место для казни — «конское ристалище». Перед казнью царь приказал переписать всех иудеев.

«Он велел переписать весь народ по именам для того, чтоб измучив их объявленными казнями, вконец погубить в один день».

Да, вот так — переписать, чтобы убить. В один день. Все иудеи Египта собраны на одном стадионе — это очень мало. И их собираются казнить в один день — людей-то немного. Но вот начинается перепись и длится... 40 дней! И не заканчивается.

«И хотя эта перепись производилась с крайнею поспешностью и ревностным старанием от восхода до захождения солнца, но окончить её не могли на протяжении сорока дней».

Писцы доложили царю, что перепись не может быть окончена «по причине бесчисленного множества иудеев».

Но и это не всё — писцы доложили, что не только не смогут переписать тех, кого уже привезли, потому, что их много, но ещё и потому, что в провинциях иудеев осталось больше, чем их уже привезли!

Царь заподозрил заговор. Он топал ногами и кричал на чиновников: вы подкуплены! А что он ещё мог сказать?

«Это было действие непобедимого Небесного Промысла, помогавшего Иудеям».

А ещё — денег.

Царь приказал напоить 500 боевых слонов вином и пустить их на стадион — потоптать хотя бы тех иудеев, которых собрали. И лёг спать.

Когда слонов напоили вином и пришли с докладом к царю.

— Звери готовы, ваше величество.

— Какие звери?

— Слоны. Мы напоили их вином и они готовы растоптать всех иудеев, которые сидят на стадионе.

— Разве я давал такой приказ? Смотри, полковник, если бы я не знал тебя, как верного солдата, эти слоны растоптали бы тебя и твоих родственников. Ты что задумал, гад? Хочешь невинных иудеев погубить? Да они служили мне верой и правдой, а ты тут... Пошёл вон!

Вот так. Но на следующий день царь опять всё забыл. И приказал гнать пьяных слонов на стадион. И собрал всё своё войско — для поддержки слонов. И сам поехал — лицезреть. Фортуна начала поворачиваться к иудеям кормой.

Но тут в игру вступил пророк Елеазар. Он помолился богу. Бог услышал эту молитву и послал двух ангелов на помощь. Иудеи ангелов не увидели. Зато их увидели слоны — пьяному слону чего только не примерещится. И потоптали всё войско египетское.

Филопатор почесал затылок. У него больше не было армии. А иудеи остались. «В неисчислимом количестве». Что было делать? Решение пришло молниеносно. Он закричал:

— Ай, хорошо! Славься бог Саваоф! Как это мне пришло в голову губить избранный народ? Ума не приложу. Так, чиновники, быстренько тащите сюда вино и закуску.

Всем иудеям целую неделю приказываю пить и закусывать — прямо на этом стадионе. Гуляют все — за счёт заведения.

Началась пьянка. Иудеи на этот раз не отказались от царского угощения. Царь тоже «загудел» и славил бога Саваофа за чудесное спасение добрых иудеев. Хэппи энд.

Нет, ещё не энд.

Иудеи попросились по домам. Царь разрешил. И даже написал ещё одно письмо.

«Некоторые из друзей наших по злоумышлению своему убеждали нас собрать Иудеев и казнить, как злоумышленников... Они-то привели их в оковах, с насилием и покушались погубить их... Мы тотчас воспретили это и даровали им жизнь... Знайте, что если мы предпримем против них что-либо злое, или вообще оскорбим их... То будем иметь против себя не человека, но всевышнего Бога».

Ай да Филопатор!

Хэппи энд? Ещё нет.

Иудеи получили письмо, похлопали в ладоши, но расходиться по домам не спешили.

— Что-то не так? — спросил царь.

— Да нет, всё так, но...

— Что ещё?

— Разреши нам разобраться с нашими вероотступниками.

— Конечно, разберитесь. Что за вопрос!

— Спасибо, царь. Дай тебе бог счастья-здоровья.

«Тогда, возблагодарив его, как надлежало, священники и все народное множество воспели «аллилуия» и радостно отправились».

(Обратите внимание, впервые использовано слово «аллилуия». Когда написана книга?)

Всех иудеев «из осквернившихся», которые попались им по пути, они убили.

«В этот день они умертвили более трехсот мужей и торжествовали с веселием, умерщвляя нечистых».

«Тогда-то приобрели они большую, нежели прежде, силу и славу, и сделались страшными для врагов...»

Вот теперь энд. Хэппи.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Книга Игоря Мельника. Крестовый поход. Часть 1. Ветхий Завет

На сайте allrefs.net читайте: "Книга Игоря Мельника. Крестовый поход. Часть 1. Ветхий Завет"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Третья книга Маккавейская

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В ружьё!
Настали такие хорошие деньки — в нашем обществе есть всё. Ну, кроме справедливости. Так уж получилось: рынок есть, многопартийная система есть, выборное право есть, демократические институты е

Как мы стали лицемерами?
Я не делал намеренного зла людям Я не говорил лжи перед судилищем правды Я не убивал, я не обманывал Я не оскорблял изображений богов Я не прелюбодействовал Я не отнимал мо

Пять книг, которые потрясли мир.
Кроха сын к отцу пришёл,И спросила кроха Что такое « хорошо»?Что такое «плохо»? Владимир Маяковский Тора, или Пятикнижие Моисеево. Их приписывают Моисею. Когда они напис

Второзаконие
Предсмертный монолог Моисея занял целую книгу. «Запомните: в тот день, когда бог обратился к вам, вы не видели никакого образа. Поэтому никогда не делайте себе никаких изображений, и не по

Иисус Навин
Иисус стал преемником Моисея. Он собрал надзирателей и велел им пройти по лагерю с указанием: заготовить пищи на три дня и готовиться к вторжению. Потом он послал двух шпионов за Иордан, в гор

Первая книга царств
Начинается эта история на горе Ефрем. В этой местности, как мы уже заметили, жили очень интересные люди. Персонажа звали Елкана, и было у него две жены: Анна и Феннана. Феннана рождал

Вторая книга царств
Книга начинается с отборного вранья. Через три дня после гибели Саула в Секелаг прибежал израильский перебежчик. Он рассказал Давиду о смерти царя. Давид не мог поверить в такую удачу — он стал выс

Третья книга царств
Давид превратился в ворчливого старика. Он никак не мог согреться, в старческих костях засел предсмертный холод. Царь кутался в халаты, но озноб не проходил. Придворные решили найти ему гр

Четвёртая книга царств
Начинается книга с курьёза. Охозия Ахавыч вывалился из окна своего дворца — вместе с декоративной решёткой. «И занемог». Ещё бы... Болезнь не проходила. Охазия послал человечков на по

Первая книга Паралипоменон
Эти греческие названия так загадочны! Особенно, в не-греческих книгах. Я понимаю, «у них» написано иначе: нечто вроде «дэбра химим». Чтобы нам было проще, скажем, что в русском языке есть

Вторая книга Паралипоменон
Соломон занялся строительством храма. Мы знаем эту историю. Всё, как в первоисточнике — до правления Ровоама. Соломонов сын, оказывается, не был таким уж целомудренным — по женской части. У него бы

И набрали себе столько, что не могли нести!
Три дня собирали добычу, так велика она была. И назвали это «счастливое» место долиной благословения. Так она называется и сегодня. Вот ещё один

Первая книга Ездры
В самом начале автор описывает обстоятельства восстановления Киром Великим иерусалимского храма. Для начала царь приказал вернуть евреям имущество храма, которое конфисковал ещё Навуходоно

Книга Неемии
Позвольте, как Неемии? А где вторая книга Ездры? Не надо торопиться. Между первой и второй — промежуток небольшой. Промежуток называется Неемия. Неемия рассказывает, как, сидя в Сузах (пер

Вторая книга Ездры
Итак, промежуток кончился — Ездра опять вышел на сцену. Жизнь у священников — левитов наладилась. Вот, например, как они праздновали пасху. «И дал Иосия... тридцать тысяч агнцев и

Книга Товита
Начинается книга представлением автора. Я — Товит, хороший парень, и так далее. Израильтянин, побывавший в ассирийском плену. Он рассказывает, как до плена поклонялся в Израиле иудейскому

Книга Иудифи
Начинается книга с подготовки Екбатан к войне. Правитель Арфаксад построил мощнейшие укрепления, готовясь к нападению Навуходоносора. (Вы не забыли, что мы не пытаемся оценивать историческую достов

Книга Есфири
«Во второй год царствования Артаксеркса великого, в первый день месяца Нисана, сон видел Мардохей, сын Иаиров, Семеев, Кисеев, из колена Вениаминова, Иудеянин, живший в городе Сузах, человек вел

Книга Иова
Иов был непорочным и богобоязненным середняком, который жил в земле Уц. Что за земля? Какая разница? У Иова было 7 сыновей и 3 дочери. И 7 тысяч овец, 3 тысячи верблюдов, 1 тысяча волов, 5

Псалтирь
Пришло время почитать сборник хитов библейского рокера. Тексты его песен поражают разнообразием. Главная тема — всех плохих ребят бог обязательно накажет. А всем хорошим он устроит безбедн

Слушайте, как их распевают попы, когда вы по глупости своей забредаете в церковь.
И бог у Давида — под стать ему самому. Его бог «наполнит землю трупами, сокрушит головы». «Я стал разумнее всех учителей моих...» Скромность — не порок. «Я све

Притчи Соломона
Давид мудро пел. Соломон мудро говорил. Во всяком случае, такова официальная версия. Давайте же, приобщимся. «Начало мудрости — страх господень». Неплохое начало. Мудрое

Екклесиаст
Достоинства этой книги общеизвестны. Но мы и здесь можем найти что-то интересное. Кстати, подразумевается, что Екклесиаст и Соломон — одно лицо. «Сын Давидов». «Что пользы человек

Песня Песней Соломона
Итак. Хоть женщина хуже атомной войны, но вот строки, которые приписывают Соломону, этому женоненавистнику. И женолюбу. — Целуй меня, дружочек. Это слаще вина. Он так пахнет… Вот,

Книга премудрости Соломона
Соломон никак не уймётся. «Любите справедливость!» Тут впервые упоминается ад, душа и день суда. Но это не так уж важно. То ли Соломон перековался, то ли автора заменили.

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова
Начинает Иисус с предисловия, как истинный литератор. «Многое дано нам через закон, пророков и прочих писателей». И прочих писателей… «Надо прославлять н

Иеремия
Иеремия обходится без предисловий — он сразу берёт быка за рога. Бог тоже говорит с ним без лишних формальностей. «Прежде чем я образовал тебя во чреве, я познал тебя… и назначил пророком»

Плач Иеремии
Иеремия заплакал. Довели человека! Он размазывал кулачком сопли по чумазой мордашке и, всхлипывая, надиктовывал Варуху свою вторую книгу. Что ни говори, а творчество — мучительный процесс.

Послание Иеремии
Речь идёт о той цидулке, которую пророк послал вдогонку вавилонским пленникам. Главная мысль послания такова: в Вавилоне очень много соблазнов. Особенно — религиозных. Там богов и божков б

Книга пророка Варуха
Эта книга писалась в Вавилоне — пленниками. Они сетуют на свой плен и на завоевателей. «Ибо он навел на нас народ издалека, народ наглый и иноязычный, ибо не устыдились старца и не сжалили

Книга пророка Иезекииля
Тут был создан апокалипсис. Именно тут. Иоанн его просто списал. До Иоанна дойдём ещё, но это надо запомнить — настоящий автор Апокалипсиса — Иезекииль. Дело было в плену. У Иезекииля случ

Книга пророка Даниила
Даниил тоже был апокалиптиком (чуть не сказал — эпилептиком). То, что Иоанн не списал у Иезекииля, то он передрал у Даниила. Итак, Навуходоносор угнал иудеев в рабство. В рабстве им жилось

Софония
Этот — пожёстче. Намного. «Все истреблю с лица земли, говорит Господь: Истреблю людей и скот, истреблю птиц и рыб… Истреблю людей с лица земли…»

Захария
Этот пророк вещал во времена Дария. «Отцы ваши — где они? Да и пророки, будут ли они вечно жить?..» Захария. У него Иоанн тоже позаимствовал образы для Апокалипсиса.

Первая книга Маккавейская
Всего их было три штуки, этих книг. Как и у Ездры. Маккавей пытается выглядеть образованным парнем и начинает с урока истории. Он пересказывает жизнь Александра Македонского, но д

Вторая книга Маккавейская
Она написана в привычном нам библейском ключе, и этим выгодно (или невыгодно? — это кому, как) отличается от первой. «Братьям Иудеям в Египте — радоваться!..» Не все,

Третья книга Ездры
Вы помните Ездру? Он вымогал деньги у персидских самодержцев на восстановление храма и занимался чистками — составлял списки тех земляков, которые осмелились жениться на иноверках. И написал об это

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги