рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Истоки побед

Истоки побед - раздел Литература, Е.Д. Елизаров. АНТИЧНЫЙ ГОРОД   Соединим Вместе Все Эти Достоинства И Мы Получим Совершенно П...

 

Соединим вместе все эти достоинства и мы получим совершенно поразительный, невиданный никогда и никем ранее букет человеческих качеств. Вот и попробуем представить себе их властных обладателей, людей уверенных в своей силе, одержимых стремлением к победе, в своем праве подчинять, в своем нравственном превосходстве над всеми, в виде бесправных подданных какого-нибудь восточного царька, да даже и просто навязанного интригами своих же собственных политических партий тирана, и обнаружим, что здесь отказывает всякое воображение, оказывается бессильной любая фантазия, ибо только свобода, только не сдержанная ничьей тиранической волей гордая самостоятельность может быть уделом этого победоносного племени.

Попробуем представить себе и другое: горящих стремлением к подвигу во имя свободы своего полиса пассионариев в виде мирных хлебопашцев, — и вновь нам откажет самое буйное воображение, самая неудержная фантазия. Стихия войны — вот воздух, которым только и могут дышать эти античные герои; «мой наряд — мои доспехи, отдых мой — кровавый бой» — это пусть и будет сказано позднее, но будет сказано про тех, кому примером были именно они. Плуг землепашца — обуза для них, и там, где встает выбор между ним и копьем, результат во всех случаях оказывается предопределенным. Нам еще придется говорить о Риме, одним из героев которого был Цинциннат. Легенда гласит, что отечество позвало его именно в тот момент, когда он работал на своей земле: «Последняя надежда римского государства», как называет его Ливий, владел за Тибром четырьмя югерами земли. Послы застали его за обработкой земли (он то ли копал канаву, то ли пахал); после обмена приветствиями они попросили его нарядиться в тогу для того, чтоб выслушать послание сената…[54] Правда, скорее всего, здесь звучит мотив государственного мифа, ибо человеку, который призывается встать во главе полиса, не пристало ни копать канавы, ни пахать землю,— у него, как правило, вполне достаточно иных забот. Но если посланники Сената застают того за подобной работой, то здесь или рассчитанная на зрителя (а то и вообще на историю) игра, или род некоего «толстовства», или то и другое одновременно. Но как бы то ни было, выбор оказывается предопределенным и для бывшего консула Республики. В греческом же полисе (как, впрочем, и в Риме) готовым бросить все ради военного похода цинциннатом был, наверное, любой; впрочем, если быть справедливым, у каждого, кто мог претендовать на высшие государственные должности, было, кого оставить за плугом, ибо по верованиям того времени война ради захвата рабов — это вполне справедливое дело. Но только официальная идеология полиса, только торжественная песнь о свободе, только пафос народовластия преобразуют не чуждое и эллину стремление к военным трофеям в нравственный патриотический порыв гражданина.

Именно такой результат интенсивного социального отбора и есть, может быть, самый точный ответ на вопрос о том, почему именно свобода, именно демократия стали основными принципами политической организации того удивительного государственного образования, смыслом существования которого была война против всех, залогом же силы и жизнестойкости — эксплуатация невольничьего труда.

Никакое другое государство не смогло добиться того, что впервые в истории удалось европейскому античному городу, и прежде всего это связано с демократическим его устройством. Только такая форма организации государственной власти делает возможным поставить на службу общине действительно все ресурсы человека, то есть мобилизовать не только его физические и интеллектуальные способности, но и весь его творческий потенциал, и даже его нравственное чувство. В сущности, это тотальная мобилизация человека, в то время как основанное на любых других принципах государство могло рассчитывать лишь на использование каких-то отдельных способностей своих граждан. Поэтому нет ничего удивительного в том, что община, сумевшая задействовать весь потенциал индивида, оказывается намного могущественней любой другой, которая способна лишь на краткое время оторваться от мирных забот (профессиональный спортсмен всегда сильней любителя, который с трудом заставляет себя делать даже обычную зарядку).

Вообще говоря, здесь — некий парадокс. Тотальная мобилизация человека, которой впервые в истории удается достичь только демократическому полису, с трудом совместима с индивидуальной свободой, однако самим человеком она воспринимается как лишенный любого давления извне нравственный выбор истинного патриота. Впрочем, этот парадокс объясняется достаточно просто. Чем шире начала народовластия, тем менее персонифицирован действительный источник государственной власти, и в своем логическом пределе, когда этим источником и в самом деле оказывается вся община, ее идеология становится способной до конца подчинить себе сознание любого индивида. Но индивидуальное сознание в этом случае уже не в состоянии распознать внешний диктат. Так холоднокровный организм едва ли подозревает о том, что ритмы его активности обусловлены колебаниями температуры внешней среды. Правда, абсолютный предел расширения социальной базы политической власти не достигался еще никем в истории, но ведь абсолютные величины вообще никогда не встречаются в ней; история — это царство соотносительных начал, и в этом царстве «икс» процентов всегда будет больше, чем «икс минус один». Там же, где эти соотносительные величины переходят некий предел, начинает создаваться иллюзия того, что уже не индивидуальное сознание совпадает с государственной идеей, но сам государственный выбор оказывается формой реализации свободной воли гражданина, что это именно он управляет своим полисом. Конкретная же форма управления — прямая демократия, выборы представителей, назначение диктатора,— все это вторично.

Как бы то ни было социальный «отбор», в результате которого формируется новый тип человека, перестраивает и в самом деле всю его психику; в результате, пусть и не всецело, но все же подчиненным полису оказывается сознание каждого. Отныне индивидуальное сознание гражданина легче всего настраивается на позитивные именно для его отечества позывы и труднее всего переваривает то, что не служит его пользе. Кстати, вызывает удивление стремительность этого отбора. Реформы Солона, подводящие черту под остатками родового строя, относятся к началу VI в. до н. э. (он избирается архонтом в 594 г. до н. э.); Писистрат захватывает власть в 560 г. до н. э.; Клисфен, как уже было сказано, избирается в 508 г. до н. э., а уже в 490 г. до н. э. афинская фаланга вдребезги разбивает персидское войско у Марафона.

Так что не следует думать, что исключительный гордый дух Греции вдруг породил ее порыв к свободе и равенству. И режим личной власти тирана, и патриархальные представления о свободе взламываются вовсе не чем-то присущим только эллину; политическую структуру полиса, как, впрочем, и самый его менталитет революционизирует перешедшая какой-то качественный рубеж военная экспансия, масштаб завоеваний, резкое изменение общей массы невольников. Во-первых, как уже было сказано, с преодолением этого рубежа на месте рабов, попавших в неволю за долги, оказываются военнопленные, во-вторых, их общая масса переходит критическую черту, за которой сохранение ее подконтрольности начинает требовать формирования совершенно иных политических институтов. Единый центр власти, опирающийся на лично преданный лейб-гвардейский контингент, оказывается не в состоянии обеспечить должное повиновение и порядок, поэтому-то и возникает объективная необходимость ее рассредоточения, распределения властных полномочий. Структура политического управления полисом должна реформироваться таким образом, чтобы этот центр оказался повсюду, именно поэтому-то власть и переходит прежде всего к ордену гоплитов (в раннедемократическом ан­тичном городе, находившемся под их властью, гражданин, который не имел надела и был экономически не способен явиться вооруженным в войс­ко, не играл существенной политической роли).

Так что стремление к свободе и равенству, к расширению политических прав гражданина, словом, к демократическому устройству своего общества вызывается вовсе не особой природой эллина, его породит не что иное, как тотальная война, которую на протяжении столетий по существу со всем окружающим миром ведет его отечество. Ну и конечно — впервые в мировой истории радикально преобразованный античным городом по уникальному образцу институт рабства. Именно эти стихии станут главенствующими силами, действию которых подчинится формирование его политических предпочтений. Поэтому именно война и рабство станут по сути дела смысловым ядром в определении содержания самого понятия свободы, центральными категориями всей государственной идеологии, всей системы воспитания гражданина. Ведь только сумма отъятых у кого-то прав (мы еще будем об этом говорить в гл. 7) и составит всю полноту правоспособности гражданина (кстати, не только греческого) полиса, станет ее фактической мерой. Одновременно формирование развитого института рабства включает в действие и механизмы мобилизации дополнительных скрытых ресурсов для обеспечения выживания города в условиях его переполнения рабами.

Понятно, что все качества впервые появляющегося психотипа могут характеризовать лишь сравнительно небольшую часть населения древнего города. В первую очередь это, конечно же, каста гоплитов, которая выдвигается на авансцену всей греческой (а не исключено, что и мировой) истории. Но ведь и вся полнота прав того времени, все политические свободы в исключительной мере доставались только ей. Античная демократия — это совсем не то, что рисуется современному сознанию, в сущности, это не что иное, как тирания или, выражаясь более современным языком, диктатура «подавляющего» меньшинства. Так, например, в Афинах для принятия любых, самых ответственных, решений достаточно было 6000 свободных граждан. А ведь ими определялись судьбы не только более полумиллиона людей (около двухсот пятидесяти тысяч свободных и вполне сопоставимого количества рабов) собственно Афинского полиса — решения касались миллионов, ибо существовала огромная масса зависимых от него городов, для которых многие из них были обязательными. Дело в том, что размер приносимой ими дани, режим расходования единой союзнической казны, долгое время хранившейся, кстати, в Афинах, односторонне утверждался здесь же; кроме того, все споры «союзников» друг с другом рассматривались все теми же Афинами, а это и означает, что небольшой цех граждан этого города был нео­граниченным властителем большого государства.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Е.Д. Елизаров. АНТИЧНЫЙ ГОРОД

На сайте allrefs.net читайте: "Е.Д. Елизаров. АНТИЧНЫЙ ГОРОД"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Истоки побед

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Определение понятий
  Истекшие тысячелетия — это всегда хороший повод для подведения каких-то итогов. Уроки — вот, возможно, самое главное, что дарит нам уходящее время. Но эти уроки еще нужно осмыслить…

Участие народа во власти; Восток—Запад
  Есть некое неписаное правило: когда начала вещей сокрыты от нас, нужно обращаться к античной Греции. В конечном счете все в европейской культуре восходит именно к ней. Не будет ошиб

Формы государственного устройства
  И все же в какой-то мере Запад прав, ибо отличия форм народовластия в действительности носят здесь вовсе не косметический, а фундаментальный характер, и, поминая демократию западног

Демократия и тирания
  Проще всего возразить тем, что каждое слово имеет какую-то свою сферу распространения, его смысл способен объять собою лишь немногое из того, что окружает человека — для всего же ос

Институт рабства
  Ко времени расцвета греческих государств несвободные, или рабы, происходили в основном из пленников. Предание говорит, что со времени Солона, отменившего долговое рабство, грек уже

Свободные и рабы; количественные оценки
  А кстати, сколько всего рабов было в древнем мире? Источники расходятся в оценках, минимальные величины составляют двадцать пять процентов от общей численности населения, м

Спарта и Афины
  Существование рабства как развитого института, на котором зиждется экономика всего государства, легко объяснимо там, где исправно функционируют министерства Любви и Правды, где Боль

Обеспечение покорности
  Так что же все-таки обеспечивало повиновение? А вот именно такая организация древнего общества, где даже те, кто не мог и мечтать о содержании своих собственных невольников

Долговое и экзогенное рабство
  Мы сказали, что демократия — это просто наиболее рациональная форма политической самоорганизации древнего полиса. Меж тем, слово «рациональное», хоть и содержит в себе латинский кор

Жизнь раба в античном городе
  Разложение родоплеменного строя и рост населения при ограниченности территории породили интенсивную колонизацию, в результате которой в VIII-VII вв. до н. э. и сложилось то, что мы

Портрет победителя
  Людям спокойного времени, знающим о бунтах, мятежах и переворотах только понаслышке, конечно же, трудно понять тех, кому пришлось жить в совершенно других условиях,— в условиях пост

Греческая фаланга
  Разумеется, нельзя видеть во всем этом становление и в самом деле совершенно особой породы героев, породнившихся с бессмертными обитателями Олимпа, победительных сверхчеловеков, «бе

Люди и стены
  Но ведь все то, что выплескивал из себя бешеный ли натиск фаланги или механический напор взаимодействующих друг с другом, как хорошо подогнанные части единого часового механизма, ри

Война как способ существования
  История греческих городов-государств, как, кстати, и всех европейских городов единой Средиземноморской ойкумены,— это долгая хроника практически непрерываемой войны всех против всех

Тотальная мобилизация
  Однако всеобщая мобилизация ресурсов античной общины не сводится к одному только накоплению невольников и усилению степени их эксплуатации. Если бы дело ограничивалось одним только

Природа патриотизма
  Как же должен был относиться греческий полис к тем, кто подрывал сложившуюся в нем систему государственного воспитания? Ведь с нею подрывались и мобилизационные возможности его до п

Мечта о прекрасном
  Максимальная мобилизация античным городом своего гражданина достигается там, где личный интерес человека всецело отходит на какой-то задний план или полностью сливается с интересом

Пробуждение камня; богоизбрание народа
  Вообще говоря, настоящая родина греческой культуры — это Ближний Восток. Зачатки своего искусства Греция получила непосредственно, или при содействии финикиян из Египта и Азии; как

Вознаграждение Прометея
  Однако, прежде чем настанет торжество, город и его демос еще должны были расплатиться по каким-то своим старым долгам. Далекие отголоски того, что всемогущие боги за что-то

Первенство среди равных
  Большая избранность афинского демоса видна даже невооруженным глазом еще и сегодня, спустя два с лишним тысячелетия. Величайшие памятники мировой культуры были собраны именно в этом

Два сердца Эллады
  В какой-то мере чувство первенства и превосходства присуще, наверное, любым народам, вопрос лишь в том, в какой мере они страдают этим. Но в редком народе это чувство доходило до не

Общее дело как основание права
  Итак, видеть в политическом устройстве древнегреческого полиса свершившийся впервые в истории стихийный прорыв гордого человеческого духа к добру и свету никак нельзя. Правда, и осо

Эллины и варвары
  Понятно, что никакая прибыль от эксплуатации чего бы то ни было не может делиться до бесконечности; любой, кто знаком с организацией управления, знает, что всегда существует некий м

Эволюция взглядов: варвар — носитель иной культуры
  Обратимся к общеизвестному. Удел поверженных греками троянцев предопределен — оставшихся в живых могло ожидать только рабство; так уж был устроен мир, так существовало всегда, сколь

Эволюция взглядов: варвар — недочеловек
  Масштаб личности Аристотеля таков, что его взгляд на мир уже не может оставаться взглядом частного человека; выводы философа становятся чуть ли не официальной доктриной, идеологией

Эволюция взглядов: варвар — носитель второсортной культуры
  Впрочем, знакомство с Востоком очень быстро отрезвит греческий шовинизм, теория Аристотеля так и не найдет там своего подтверждения, станет совершенно очевидным, что народы завоеван

Свобода как возможность суда
  Итак, весь мир в умосозерцании тех, кому надлежит заложить основы европейской цивилизации, с становлением классического античного полиса окончательно разделился на «своих» и «чужих»

Рабство как условие свободы
  Правда, кроме свободы государства, есть еще и личный аспект свободы. Но ничто личное в рабовладельческом полисе не имеет права на самостоятельное существование; все частное в нем по

Оружие как средство достижения свободы
  Можно утверждать, что вовсе не позиция, занимаемая в имущественной дифференциации, а место в военном строю, роль в тех победах, которые и обеспечили благоденствие полиса, определяли

Конфликт между свободой и ресурсами ее обеспечения
  А впрочем, и сплошная цепь триумфов не может спасти от застоя, не в состоянии застраховать город от утраты его собственной свободы. В конечном счете сила любого претендующе

Начало пути
  В своем развитии Рим проходит те же этапы, что и греческий полис: ограничение власти родовой знати, отмену долгового рабства, замену родового деления территориальным, установление и

Исходный базис войны
  В самом начале своего более чем тысячелетнего пути — это ничем не примечательное поселение, совершенно микроскопических размеров по сравнению не только с тем, чем предстоит ему стат

История завоеваний
  Лишь к IV в. до н. э. он заканчивает накопление критической массы всех требуемых для этого ресурсов. Где-то к этому времени относится и политическая реформа, которая перестроит всю

Стратегия победы
  Но вернемся в Италию. Расширение Римских владений в цифрах выглядит так: к началу Латинской войны они составляют около 3 тысяч кв. км; во время войны с Ганнибалом он опирае

Инфраструктура подавления
  Таким образом, вся инфраструктура римского владычества дробит Италию, изолируя друг от друга отдельные ее части и не давая ждущим своего часа городам возможности координировать свое

Структура государственной власти
  Но повторим общеизвестное: крепость любой тюрьмы определяется вовсе не стенами; их прочность производна не от качества кладки, но от качеств людей. Железное племя ветеранов, воспита

Рим и Греция — причины отличий
  Словом, к фактической власти, несмотря на номинальные ее основания (источником власти считался народ Рима), допускались далеко не все. Это обусловлено действием многих факторов, час

Патриции и плебеи
  Все римляне, входящие в родовую организацию, представляли собой патрициев, то есть людей имеющих свой совет отцов (patres). В свою очередь, плебеи — это те самые переселенцы, о кото

Борьба плебеев за свои права
  В конечном счете в исповедующем рационализм городе достойное место у этой незримой рукояти находилось всем, даже самым последним плебеям. Больше того, не столько прикосновенность к

Причины победы
  Конечно, сбрасывать со счетов ни энергию самих плебеев, ни самоотверженность их вождей в борьбе за свои права никак нельзя, однако во всем этом есть некоторое противоречие, ибо толь

Римское право
  Так что полноту своей правоспособности, свою свободу низшее сословие получало не только (а может, и не столько) за подвиги, свершаемые полях сражений, но и за усердие в обеспечении

Право как инструмент мобилизации
  В связи с этим, как бы в порядке отступления, необходимо заметить следующее. Античная демократия, в отличие от современных ее форм, представляет собой демократию непосредст

Всеобщий эквивалент» правоспособности
  Но вернемся к эфиру свободы. Мы сказали, что в Риме свобода — это в первую очередь право, и ее определение уже не складывается из простого противопоставления антиподу свободы — рабс

Клиентела
  Может быть, самым кричащим свидетельством тому, что дефицит правоспособности — это эквивалент, как сказали бы сегодня, «утраченной выгоды», и его компенсация действительно стоит бол

Основная функция римского закона
  Но есть и другие, столь же очевидные, сколь и клиентела, свидетельства отчуждения Римом чужого труда и таланта. Мы знаем египетские пирамиды, вавилонские стены и зиккураты, сложенны

Эксплуатация провинций; действующие лица
  Распространением прав римского гражданства на всех жителей Апеннинского полуострова процесс социального устройства государства, которое и не думает останавливать свою экспансию, не

Свобода и правоспособность
  Дело усугубляется тем, что долгое время римская провинция фактически не знает закона, властвующего в метрополии; поначалу она получает от победителя лишь его усеченный суррогат — та

Идеологическое обеспечение завоеваний
  Раздвинувшиеся горизонты подвластной Риму вселенной рождают не только опыт, но еще и глубокую политическую мудрость, новое понимание тайны мировой власти, подлинного смысла государс

Государственный миф как оружие
  Заметим еще одно обстоятельство, которое с особой наглядностью проявляется в наши дни,— любая война — это противостояние не только вооруженных контингентов, арсеналов и экономически

Раса свободных и мечта об Апокалипсисе
  Впрочем, ни генезис, ни функция государственного мифа не ограничиваются тем немногим, что было сказано про него. Весьма симптоматичен тот факт, что миф окончательно оформля

Война как способ существования; исчерпание ресурсов
  К тому времени, когда Рутилий со слезами на глазах прощался с Вечным городом, Рим давно уже не был тем, что в прошлом давало ему основание стать предметом величественного мифа. Он м

Распад общины
  Разорение производителя не может не сказаться на нем: во все времена неспособный обеспечить себя и свою собственную семью мужчина терял не только устойчивость в жизни, но и самоуваж

Месть рабов
  Таким образом, город-Левиафан пожинает то, что он сам же и посеял. Все покоренное им и пропитанное (часто бессознательной, но от этого еще более страшной, ибо она становится органич

Движущие силы агрессии
  Война, которую ведет античный город — это совсем не то кратковременное вооруженное противостояние на поле боя, которое знакомо любой другой цивилизации. Только демократически устрое

Источники развития
  В какой-то степени было бы справедливым сказать, что историческое поражение Спарты состоит в том, что она не смогла запустить эти саморегулирующиеся процессы, которые придают ускоре

Исторические границы
  Античный полис в своем развитии проходит две критические точки. Одна из них знаменует собой начало его восхождения, вторая — закат. Начальный пункт восхождения — это накопл

Свобода и оружие
  Свобода, равенство, братство. Именно античный полис впервые рождает понятие свободы, больше того, придает ей закрепленную законом форму, определяет ее границы, устанавливает конкрет

Свобода и право
  Расширение правоспособности на одном полюсе общества может быть компенсировано только соразмерным поражением в правах на противоположном. И наоборот: сокращение спектра возможного д

Раса свободных
  Атрибутивным, то есть обязательным, неотъемлемым, внутренне присущим, свойством античной свободы оказывается не только возможность беспрепятственного развития таланта целого народа

Миссия великой расы
  Впервые в истории античный город рождает возвышенный миф о самом себе, ставит себе на службу идеологию. Миф нужен городу. Объективное, то есть независящее от сознания и воли города

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги