рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСКУССТВО VIII—VII ВЕКОВ ДО Н.Э.

ИСКУССТВО VIII—VII ВЕКОВ ДО Н.Э. - раздел История, Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств [С.13] Племена Эпохи Бронзы, Жившие На Апеннинском Полуострове До Этрусков, О...

[с.13] Племена эпохи бронзы, жившие на Апеннинском полуострове до этрусков, оставили после себя мало памятников. О предметах, которыми пользовались люди тех далеких времен, их жилищах, утвари, одежде, украшениях известно преимущественно по тому материалу, какой археологи находят в погребениях. У ряда этих народностей было распространено трупоположение, а в эпоху поздней бронзы и начала железного века — трупосожжение. Самые древние некрополи, датированные поздним бронзовым веком, так называемые «поля урн», найдены южнее реки По и на берегах моря. Подобные захоронения вблизи Болоньи получили названия виллановианских, по имени местечка, где их обнаружили в 1853 году. Так же называют и культуру, предшествовавшую этрусской. Виллановианские погребения IX—VIII веков до н.э. открыты и вблизи этрусского города Черветери. Это либо небольшие ямы для помещения там урн с пеплом после кремации, либо более крупные, продолговатые, выкопанные в земле или вырезанные в туфе могилы.

Ямы для урн с пеплом различны. В некрополе Сорбо, близ Черветери, известны два типа: цилиндрические углубления в земле для вырезанного из туфового камня ящика с пеплохранильницей и более сложные «двойные» могилы в виде верхней широкой, заполнявшейся камнями и накрывавшейся плитой, и более узкой нижней для сосуда с пеплом.

[с.14]

1. Биконическая виллановианская урна со шлемом. Глина. IX—VIII вв. до н. э. Тарквиния (в древности Тарквинии), Национальный музей.

[с.15] Поверхность урн биконической формы, расширяющихся в центре, из ранних захоронений виллановианской культуры часто расписана меандрами, треугольниками, квадратами или полосами. Накрывались урны перевернутыми сосудами, иногда шлемами с несложными узорами также геометрического стиля (ил. 1, 3).

2. Погребальная урна в форме хижины. Глина. IX в. до н. э. Тарквиния, Национальный музей.

Терракотовые виллановианские урны для пепла воспроизводили порой форму хижин (ил. 2). Возможно, что древнейшие урны, найденные в районах Лация — круглые в плане — уподоблялись культовым сооружениям; обнаруженные в области этрусков, близ Тарквиний, Ветулонии и Бизенция, имеют уже вид обычных жилых построек и украшены в верхней части лепными фигурками, грубо повторяющими облик животных или птиц. В виллановианских поселениях имелись не только гончарные мастерские; ремесленники изготавливали там бронзовые и железные украшения и фибулы, а также шлемы с геометрическими узорами на поверхности. Сохранились искусно сделанные глиняные и бронзовые фигурные сосуды (ил. 4, 5).

[с.16]

3. Погребальная виллановианская урна. Бронза. IX—VIII вв. до н. э. Тарквиния, Национальный музей.

В конце VIII века до н.э. достаточно сильными стали береговые и расположенные севернее Рима близко от моря Ветулония, Тарквинии и Вейи. Южнее Рима выдвигалась Капуя, тяготевшая к греческому образу жизни. Этрусские города, по-видимому, часто соперничали между собой; уже во второй половине VII века до н.э. замечается упадок Ветулонии и Вульчи. В то же время заявляют о себе Черветери (древнее название Цере) и другие города. Быстро развивались Популония и поселения верхнего течения реки Арно — Квинто-Фиорентино, Комеана. Росли их связи с эллинами; известно, что около середины VII века до н.э. греческий [с.17] вазописец Аристоноф переехал в Черветери, где создал свой сохранившийся до наших дней кратер с изображением циклопа Полифема и морской битвы.

Для всех областей Апеннинского полуострова, а также Сицилии VIII—VII века до н.э. были очень бурными. В то время различными племенами осваивались новые земли. Интенсивной была миграция греков, основавших древнейшую колонию — город Кумы (750 г. до н.э.), создавших центры — Регий (730 —720 гг. до н.э.), Сибарис (708 г. до н.э.), Тарент (706 г. до н.э.), Метапонт (690 г. до н.э.). В Сицилии в те годы также возникали греческие города: Сиракузы (734 г. до н.э.), Леонтини (729 г. до н.э.), Катанья (729 г. до н.э.), Мегара (728 г. до н.э.), Гела (688 г. до н.э.). Возможно, что Кумы не были самым северным пунктом этой колонизационной волны эллинов.

В тот же период, во второй половине VIII — начале VII века до н.э., между реками Тибром и Арно происходили значительные события, способствовавшие возникновению крупных поселений и городов этрусков. На территории Северной Тосканы небольшие поселки виллановианской культуры сменили города с этрусским населением. Этрусское влияние распространилось на области Кампаньи: в Пренесте этруски правили уже в первой половине VII века до н.э., а с 616 года до н.э. этрусским царям, как полагают многие историки, подчинялся Рим.

До сих пор не ясно происхождение этрусков, не известно, были ли они потомками виллановианцев или пришли сюда из других районов Средиземноморья. Предположение, что этруски прибыли на Апеннинский полуостров морем из малоазийской области Лидии высказывал еще греческий историк V века до н.э. Геродот, называвший переселенцев, как и другие эллины, тирренами1. Точку зрения Геродота разделял римский историк рубежа I—II веков н.э. Корнелий Тацит. Другой античный историк конца I века до н.э. Дионисий [с.18] Галикарнасский полагал, что этруски — аборигены, не сходные с лидийцами по языку, законам или религии. Тит Ливий придерживался мнения, что этруски родственны некоторым альпийским племенам. Хотя проблема происхождения этрусков остается, вызывая порой различные гипотезы и предположения, бесспорно то, что между Тибром и Арно именно во второй половине VIII—VII веке до н.э. возникали, быстро развивались и крепли экономически и культурно этрусские города.

4. Фигурный аск в виде лани. Глина. VIII в. до н.э. Тарквиния, Национальный музей.

События политической жизни этрусков известны мало. Эллинские авторы редко упоминают о взаимоотношениях греческих центров с этрусскими. Большую ценность поэтому, несмотря на краткость и тенденциозность, представляют отрывочные сведения римских историков об этрусских городах. VII век до н.э. — век становления и укрепления этрусков, расширения их [с.19] торговых связей, развития морского флота, создания союзов городов, каждый из которых представлял независимое от соседей государство. Тогда же определились социальная и культурная системы этрусских городов. Формально ими управляли выборные цари, но фактически власть принадлежала влиятельным аристократическим родам.

5. Фигурный виллановианский сосуд в виде колесницы. Бронза. VIII в. до н.э. Тарквиния, Национальный музей.

Особенно процветавшими экономически и политически были этруски прибрежных районов, державшие в своих руках морскую торговлю с другими народами. Несколько позже укрепили свои позиции и города, располагавшиеся вдали от моря. Влияние этрусков в конце VII века до н.э. распространилось за пределы Тибра и Арно. Их колонии и города, как упоминалось, возникали южнее Рима и севернее Флоренции, однако удаленность от основных центров нередко мешала их развитию.

[с.20] Этруски чутко реагировали на события конца VIII—VII века до н.э. в бассейне Средиземноморья, особенно на востоке, и поддерживали связи с сильнейшими державами. Этим объясняются находки в этрусских погребениях VII века до н.э. предметов ремесла из финикийских и египетских мастерских (ил. 6). Нужно думать, что знакомству этрусков с художественными достижениями культуры народов Востока во многом способствовали греки.

В конце VIII — начале VII века до н.э. на Западное Средиземноморье Восток оказывал заметное воздействие. Тогда процветало Фригийское царство богатейшего царя Мидаса, женатого на греческой царевне из Кум. Его связь с эллинами была очень сильной: он первым из варваров обратился к дельфийскому оракулу. В VIII веке до н.э. многие племена держала в своей власти могучая ассирийская держава, египетский фараон посылал дань ассирийскому царю Саргону. Ассаргадон II в VII веке до н.э. завоевал Финикию и Египет. Этим объясняется широкое распространение у этрусков памятников художественного ремесла, создававшихся в финикийских, ассирийских, египетских и других мастерских. Этруски более чутко, чем другие народы, восприняли культуру восточных деспотий, и VII век до н.э. в их художественной жизни был периодом ориентализирующим. В конце VII века до н.э. этруски начали, как отмечалось, все более тяготеть, во всяком случае, в своих религиозно-культурных проявлениях, к Греции. Они поддерживали связь не только с близкими им италийскими греками юга Апеннинского полуострова и Сицилии, но и с балканскими эллинами. Хотя, надо сказать, и в VII веке до н.э. этруски воспринимали культуру восточных стран через призму греческого к ней отношения; и тогда эллины являлись своеобразным фильтром между странами Восточного Средиземноморья и Этрурией. Огромным для этрусской культуры и, очевидно, экономики в начале VI века до н.э.

[с.21]

6. Ситула из гробницы Боккориса. Стеклянная паста. VIII в. до н.э. Тарквиния, Национальный музей.

[с.22] было значение греческого города Коринфа. Все сильнее сказывалось влияние греческих религии и мифологии.

Тесное общение этрусков в лучшие времена их существования с эллинами определило большое внешнее сходство в их пантеонах. Уже в конце VII и в VI веках до н.э. возникли божества, имевшие много общего с греческими. Бог Тиния был подобен Зевсу, богиня Уни — Гере, Минерва — Афине, Туран — Афродите, Турмс — Гермесу, Нептун — Посейдону. Имена этрусских богов часто находят на бронзовых зеркалах, керамических изделиях. В VI веке до н.э. появились триады богов — Юпитер, Юнона и Минерва, как их стали называть позднее римляне. Правда, некоторые божества были не сходны с греческими. Трудно найти у эллинов что-либо подобное мрачному покровителю города Вольсинии Вольтумне, возможно, главному верховному богу этрусков (2, с. 66)*.

Этруски верили в существование добрых и злых демонов: Лазы, Тухулки и других. Отличны от греческих и изображенные танцующими на крышке бронзовой ситулы конца VIII века до н.э. из Бизенция древнейшие этрусские божества. Здесь можно видеть истоки тех культов, которые у латинян будут воплощаться в образах пенатов и ларов.

Не дошедшие до нас рукописи этрусков, по-видимому, фиксировали многие религиозные законы и обычаи. Некоторые из них остались запечатленными в живописи и в сохранившихся жреческих предметах. Особенно широко были распространены у этрусков гадания жрецов по полету птиц и внутренностям животных, чаще всего по печени, бронзовая модель которой с указанием имен богов найдена в Плаценции. Чувство соответствия всеобщего и единичного, великого и малого [с.23] находило выражение, в частности, в древнем веровании, что здоровая печень жертвенного животного означала милость богов к задуманному предприятию.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств

ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСКУССТВО VIII—VII ВЕКОВ ДО Н.Э.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АРХИТЕКТУРА
В точных расчетах и глубоко продуманных строительных решениях этрусских зодчих нашел отражение научный гений этого народа, в особенных по характеру своей гармонии архитектурных образах проявился ег

ЖИВОПИСЬ
Художественная основа этрусских гробниц VII века до н.э. заключалась в их архитектурной конструкции. Живописных композиций стены склепов в большинстве своем еще не несли. Однако именно в то время н

СКУЛЬПТУРА
В VII веке до н.э. у этрусков мало памятников крупных размеров. Монументальных статуй, подобных древнегреческим куросам, вызывающим удивление величавостью форм, Этрурия не знала. Не исполнялись так

КЕРАМИКА
Динамичность ритмики жизни в средней части Апеннинского полуострова, получавшая в годы становления этрусских городов отражение в произведениях искусства, от памятников архитектуры до ювелирных изде

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
В VII веке до н.э. в этрусских городах широко распространилось производство золотых ювелирных изделий. Кольца, браслеты, булавки, фибулы, подвески, исполнявшиеся с большим вкусом и чувством гармони

ИСКУССТВО VI ВЕКА ДО н. э.
[с.78] В VI веке до н. э. этрусские города достигли вершины своего развития как в социально-экономическом, так и в культурно-художественном отношении. При римском царе Тарквинии Древнем этруски был

АРХИТЕКТУРА
В VI веке до н. э. достигло совершенства градостроительство этрусков. Их экономическое развитие позволяло строить прочно и красиво и ранее, но только в VI веке до н. э., возможно, в его начале, этр

ЖИВОПИСЬ
К концу VII — началу VI века до н. э. появляются росписи в гробницах близ Кьюзи, в Пании, Поджо-Ренцо и других центрах (15, с. 56). Сами камеры при [с.100] этом еще продолжали сохранять прежние неб

ПОГРЕБАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
Скульптурные формы в этрусском искусстве развивались от обобщенных, порой грубо исполненных образов начала VI века до н. э. к более совершенным, гармоничным конца столетия. Мастера, как отмечалось

ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА
Разнообразные формы принимал архитектурный декор в VI веке до н. э., придававший зданиям нарядный облик. Кроме крупных, полых внутри статуй, иногда в рост человека, а также односторонних антефиксов

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И КЕРАМИКА
Расцвет городов и возросшая состоятельность знатных семейств способствовали развитию этрусской торевтики. Ювелирные изделия VI века до н. э. сохраняли великолепие и гармоничность произведений VII в

ИСКУССТВО V ВЕКА ДО Н.Э.
[с.175] В конце VI — начале V века до н. э. появились первые признаки растущего могущества Рима и ослабления этрусских городов. Уже в 524 году до н. э. этруски потерпели неудачу при Кумах, где влас

АРХИТЕКТУРА
Историческая обстановка начала V века до н. э. ставила перед этрусскими архитекторами задачи, прежде всего связанные с безопасностью городов. Воздвигались крепостные стены для защиты от римлян, фор

ЖИВОПИСЬ
Расписных этрусских гробниц V века до н. э. меньше, чем в предшествовавшем веке. Лучшие — это склепы Леопардов, Триклиния, Катафалка из некрополя [с.183] Монтероцци в Тарквиниях, а также гробница О

ПОСВЯТИТЕЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
В стиле бронзовых памятников первой четверти V века до н. э. сохранялось еще много общего с искусством предшествующего столетия: заметна некоторая скованность движений и тяготение к статичным позам

ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА
Черты нового художественного стиля начала V века до н. э. проявились и в храмовой декоративной скульптуре. Большую разработку тема движения получила в терракотовых антефиксах. Скульпторы создавали

ПОГРЕБАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
В первой половине V века до н. э. этруски продолжали создавать рельефные стелы, фигурные пеплохранильницы и крупные, до метра длиной ящикоподобные урны с завершениями, как у крышек саркофагов. В ст

ЗЕРКАЛА, КЕРАМИКА, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ГЕММЫ
Бронзовые этрусские зеркала, круглые, а также каплевидной формы, с одной стороны тщательно полировались до получения отражения, с другой же украшались гравировкой или иногда сценами в невысоких рел

ИСКУССТВО IV ВЕКА ДО Н.Э.
[с.212] В начале IV века до н.э. этрусским городам угрожали уже не только римляне с юга, но и галльские племена, часто нападавшие с севера. Галлы, захватившие город Кьюзи, прошли Этрурию, обрушилис

ЖИВОПИСЬ
Погребальных росписей во второй половине V века до н.э. и в первой половине IV века до н.э. создавалось мало. Украшать стены склепов в те напряженные годы казалось слишком большой роскошью. Но вско

СКУЛЬПТУРА
Скульпторы IV века до н.э. сохраняли традиции этрусского искусства, имея дело с теми же материалами, что и ранее, — бронзой, глиной и камнем, но оказывались перед новыми задачами и решали их в труд

КЕРАМИКА, ЗЕРКАЛА, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ГЛИПТИКА, МОНЕТЫ
В гончарных мастерских IV века до н.э. изготавливались и расписывались в краснофигурной технике кратеры, килики, эйнохои, стамносы и другие, в том числе фигурные сосуды. Вульчи, Черветери, Тарквини

ИСКУССТВО III—I ВЕКОВ ДО н. э.
[с.260] В первой половине III века до н. э. еще продолжалась борьба оставшихся непокоренными этрусских городов с Римом, но окончательный исход ее уже не вызывал сомнения; гибель этрусков как самост

АРХИТЕКТУРА
Во второй половине III века до н. э. этрусские города начинали восстанавливаться. Возможно, к этому периоду относится строительство жилых кварталов в городах Коза (ил. 150) и Порто Клементино; регу

ЖИВОПИСЬ
В годы борьбы с Римом, а затем последнего расцвета этрусских городов продолжали развиваться тенденции, проявлявшиеся в конце IV века до н. э.; художники обращались преимущественно к сценам в мире т

СКУЛЬПТУРА
В III—I веках до н. э. монументальных произведений создавалось этрусками немного, и, хотя, по свидетельству древних авторов, римляне, захватившие в 264 году до н. э. Вольсинии, увезли с собой две т

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
[с.306] В этрусском искусстве, как видно из сохранившихся памятников, были очень сильны восточные, греческие, а позднее римские художественные воздействия. Восприимчивость этрусских мастеров к твор

БИБЛИОГРАФИЯ
[с.311] 1. Античная художественная бронза. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. Л., 1973. 2. Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. М., 1970. 3. Вальдгауер О.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги