рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религия и ереси

Религия и ереси - раздел История, ИСТОРИЯ СТРАН При Сасанидах Государственной Религией Ирана Был Реформированный Зороастризм....

При Сасанидах государственной религией Ирана был реформированный зороастризм. Зороастризм – древняя религия иранских народов, названная по имени пророка Зороастра (иранс. – Заратуштра). Возникнув в первые века первого тысячелетия до н.э., зороастризм оказал значительное влияние на развитие иудаизма, раннего христианства, а также на некоторые положения древнегреческой философии. Главный письменный памятник Зороастризма - Авеста – сложный комплекс зороастрийских текстов разного времени, кодифицированный именно при Сасанидах примерно в III-IV вв. С одной стороны, зороастризм предполагает веру в единого бога – Ахурамазда, с другой – для зороастризма характерен дуализм – противопоставление двух вечных абстрактных начал: добра (света) и зла (тьмы).

Важно подчеркнуть, что Сасаниды стремились к этническому единству. Персы стали одним из немногих народов древнего мира, подчеркивавших свою национальную исключительность. Как и у евреев это было ответом на долгий период чужеземного господства и национальная исключительность означала прежде всего национальную религию. Волей шахиншахов зороастризм был сделан орудием политики и укрепления национального единства. При Сасанидах был создан новый догмат этого учения: только фамилия Сасанидов является носителем особой божественной благодати. Как и прежде, при Сасанидах центральное место в культе занимало поклонение огню. Со времен Ардашира на монетах Сасанидов с одной стороны чеканится царский лик, на другой – жертвенник с огнем. Как и прежде, существовало многочисленное жречество – от полунищих магов до верховного жреца – мобедана мобеда, который занимает второе место в государстве после шахиншаха. По-прежнему очистительный огонь в пирее (пирей – жертвенник) поддерживался особыми сортами дерева. Однако былое величие зороастризма уже было подорвано.

В начале IV в. стали появляться ереси. Одной из них было манихейство. Его основатель – Мани (216-276) в основу учения положил, как и зороастрийцы, дуалистическую идею борьбы двух начал – светлого и темного, Добра и Зла. Но в отличие от зороастризма, который объявлял существующий порядок и государственный строй порождением Добра и Света, Мани провозглашал, что мирская жизнь, сами люди, весь строй и порядок являются порождением Зла, Тьмы. Поэтому спасение может состоять лишь в избавлении духа человека от всего материального, земного.

Единственным средством для освобождения света, смешавшегося с тьмой, манихеи считали гибель мира. Кроме того, человек всем своим поведением, всей своей жизнью должен содействовать освобождению светлых частиц своего существа, тем самым помогая миру очиститься. Поэтому следует вести аскетический образ жизни (воздерживаться от мяса, вести нравственный образ жизни, «избранные» даже не могли вступать в брак и срывать растений и пр.). Манихейство быстро распространилось по всему Ирану и Туркестану.

Первоначально Сасаниды относились к учению Мани спокойно, не преследовали его распространение. Но когда выяснилась антигосударственная и антизороастрийская направленность учения, начались гонения. Сам Мани в 276 г. был казнен, его приверженцы подвергались преследованиям и изгонялись из страны.

Отголоски манихейского движения прослеживаются в ряде средневековых ересей и сектантских движений – тондракиты в Армении, альбигойцы в Европе, богомилы в Болгарии.

Вторым крупным еретическим движением был маздакизм. По своим движущим силам маздакитское движение было сложным; в него включились самые широкие слои населения. Учение, которое проповедовал Маздак (годы жизни 488-528/9), было тесно связано с зороастризмом и манихейством. Но принципиально отличие маздакизма от манихейства состояло в утверждении закономерности и неизбежности победы светлого начала над темным, победы Добра над Злом. Причем эта победа произойдет не где-то в потустороннем мире, а в земной, материальной жизни. Причина этого, по мнению маздакитов в том, что светлое действует сознательно, а темное – бессознательно, и отсюда вытекает возможность победы Добра над Злом, а главное – утверждается возможность активного вмешательства человека в эту борьбу со Злом и Тьмой. Конкретным проявлением Зла и Тьмы считалось имущественное и социальное неравенство. Именно оно и должно было в первую очередь быть уничтожено. С помощью Добра маздакиты были намерены построить затем разумно организованное, свободное и справедливое общество.

Из скудных и противоречивых показаний источников можно заключить, что Иран на рубеже V – VI вв. переживал острейший социальный кризис. Господство родовой знати и зороастрийского духовенства, выражавшееся в существовании упомянутой выше сословной системы, вызывало все большее недовольство среди самых широких слоев населения. Все это и вылилось в мощное социальное движение, которое по имени его главы (Маздака) принято называть маздакитским. Социальная часть учения Маздака предполагала, во-первых, безоговорочную концентрацию власти в руках справедливого царя, единого пастуха над единым стадом. (Возможно, именно она более всего увлекла Кавада.) Во-вторых, она предполагала, что для единства пастуха и стада нужно и единство имущества, т.е. Маздак выдвинул идею имущественного и социального равенства, он предложил своим последователям начать с перераспределения собственности: все, чем владеют богатые, нужно раздать бедным, поскольку богатые лишь случайно имеют то, что принадлежит всем. Никто, по мнению Маздака, не должен испытывать лишения и нищеты. Но общность имущества простиралась и дальше. «Ваши жены – ваше имущество». Этот лозунг привел к тому, что многие, в особенности простонародье, увлеклись учением по причине общности имущества и женщин – ведь многие не имеющие средств мужчины не могли содержать семью. Выдвигались также требования уничтожения сословий, различий в одежде и т.п.

Но при этом маздакизм был прежде всего не социальным, а глубоким религиозным учением, зороастрийской ересью с элементами гностицизма и манихейства.

Он включал в себя учение о двух мировых началах – добра и зла, света и тьмы. Тьма отождествлялась с хаосом, лишенным разума и воли. Свет наделялся свободной волей и разумом. Явственно гностический оттенок носило представление о высшем владыке, восседающем на престоле, перед которым находятся четыре духовные силы – различения, разума, памяти и радости, подобно тому как перед троном шахиншаха находятся четыре великих чиновника.

Возникала стройная система космической администрации, постижение которой было доступно лишь избранным. Мир, стало быть, делился прежде всего не на бедных и богатых, а на избранных и неизбранных, постигших великую тайну и погруженных в пучину тьмы, не ведающих имен четырех духовных сил. Такая жесткая иерархия предполагает создание конспиративной секты со своими степенями посвящения в тайну и беспрекословным повиновением более посвященным.

Кроме того, Маздак учил, что все четыре духовные силы, объединившись в человека, делают из него бога, предвосхищая позднейшие средневековые европейские ереси «свободного духа».

Отчего царь принял учение маздакитов? Персидские и арабские историки обычно предлагали два объяснения. Первое: царь, отвернувшись душой от войн и убийств, погрузился в занятия вопросами веры. Второе: царь был «охоч до женщин», а Маздак проповедовал общность жен.

Большинство современных исследователей считают, что Кавад хотел ослабить жречество и знать. Так ли, однако, рациональны действия Кавада? Кто и насколько пострадал от маздакитов?

Традиционному зороастризму был, конечно, нанесен страшный удар, но царь от этого не выиграл. Он передал власть из рук отцовских жрецов в руки агрессивной секты. Так ли уж далека от истины версия Табари, что маздакиты похитили принявшего их веру царя и сделали его пешкой в своих руках?

Знать, виспухры? Но множество знатных было на стороне царя. Одни – потому, что приняли учение Маздака, другие – из-за верности царю и большая часть – из-за того, что наследственные враги их стали противниками царя. Более всего, несомненно, пострадали те, кто имел богатство и не имел дружины, – богатые купцы, мирно платившие подати.

Другим, не менее важным следствием оказалось разрушение обособленности знати. Люди низших классов смешались с женщинами, о которых они «не смели помышлять». Парадоксальным образом эта мера коснулась прежде всего не тех, кто отсиживался от маздакитов в своих замках, а тех, кто стал на сторону царя.

Но главный, непоправимый ущерб был нанесен не купцам, не жрецам, не знати, а образу мироздания.

Общество – это иерархия ценностей, и официальное мировоззрение закрепляло почтение нижестоящего – вышестоящему. Проповедь Маздака уничтожала, в первую очередь, эту защитную оболочку идеологии, без исчезновения которой не может свершиться ни одна революция, и заменяла ее новой идеологической системой. Последствия не заставили себя ждать: Кавад был свергнут с престола. Легкость, с которой свершился переворот, показывает, что знатные заговорщики происходили из числа ближайших друзей Кавада.

Итак, царь Кавад (Кобад) (488-531) рассчитывал использовать это движение для ослабления военной и жреческой знати. Он согласился на требования маздакитов и сделал Маздака своим советником. Родовая знать и духовенство ответили дворцовым переворотом, свергнув Кавада с престола и возведя на трон его брата Замапша. Кавад бежал в Среднюю Азию к эфталитам, породнился с их царем, женившись на его дочери, и получил военную помощь, которую использовал для возвращения престола. Последовали репрессии, что усилило радикальное крыло движения, а это уже не устраивало Кавада. Сам он, по-видимому, настолько запутался в своих взаимоотношениях с различными группами маздакитов, что инициативу перехватил его сын Хосров. Он пользовался поддержкой дехкан (его мать была из этой среды), а также сумел привлечь на свою сторону зороастрийское духовенство, которое предпочло союз с дехканами.

Старший сын Кавада, законный престолонаследник, был сторонником маздакитов и военачальником в их войсках. Кавад объявил наследником младшего своего сына, Хосрова, ненавидевшего брата и как следствие – Маздака.

В 528 году во дворце был устроен диспут между Хосровом и Маздаком. Царевич произнес пламенную речь, доказывая, что новшества Маздака влекут разорение страны; что к тому, чем владеет наибольшее количество людей, прилагается наименьшая забота и что в условиях всеобщего равенства никто не захочет быть низшим и в стране начнется хаос.

Но так как словесные аргументы царевичу казались не окончательными, он тут же приказал перебить всех участников философского спора. Знатных и влиятельных маздакитов, радикальное крыло учения во главе с Маздаком Хосров не без традиционной восточной иронии приказал зарыть в своем саду в землю вниз головой: вы хотели поменять местами верх и низ, ну что ж, извольте попробовать на своей шкуре... Все это происходило еще при жизни Кавада в 528-529 гг.


В итоге всех событий в выигрыше оказались дехкане, получившие равные права со старой родовой знатью. Пройдет сто лет, и именно дехкане в период арабского завоевания окажутся основным слоем крупных и средних землевладельцев в Иране. Именно дехкан того времени можно рассматривать как феодалов и носителей феодальной раздробленности, начавшейся в VII в. и позволившей арабам легко сокрушить и завоевать Иран.

Отныне Иран управлялся по слову Хосрова. Через три года после смерти его отца начались стремительные реформы – упорядочение налогов, войска, судопроизводства. Чиновника, рискнувшего высказаться против новшеств, Хосров приказал на своих глазах забросать чернильницами. Если Маздак апеллировал к низшим и обездоленным, то Хосров опирался, ища стеснить знать, на степенных горожан и азатов-землевладельцев, составлявших основу войска. Как высказался один из исследователей, это было время НЭПа середины шестого века новой эры. Войны Ирана были победоносны, купцы богаты, науки и искусства процветали. Выказывавшие непочтительность к шахинхашу, будь то жалкий еретик-маздакит в дырявой шапке или виспухр Мебод, один из тех, кто возводил Хосрова на престол, истреблялись беспощадно. Но эти расправы не подрывали официальной системы ценностей.

Хосров Ануширван в восточной народной традиции занял то же место, что Карл Великий или король Артур в западной, а имена Хосров, Хосрой, Кесра стали нарицательным именем персидских царей.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СТРАН

О П Жалменова... ИСТОРИЯ СТРАН...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религия и ереси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Империя Цинь
На протяжении длительного времени на территории бассейна Хуанхэ и среднего течения Янцзы шел процесс этногенеза древнекитайской народности. Политическое объединение древнего Китая в рамках централи

Становление империи Хань
Если говорить в целом о действиях Лю Бана, то, придя к власти, он отменил жестокие законы Цинь, облегчил бремя налогов и повинностей. Однако административное деление и бюрократическая система остав

Реформы Ван Мана и крушение Старшей Хань
Реформы были Китаю жизненно необходимы, вопрос был лишь в том, кому и как проводить эти реформы. Первая попытка реформ была предпринята в годы императора Ай-ди (6-1 гг. до н.э.), но вызвала резкий

Младшая династия Хань
Гуан У-ди начал свое правление подавлением движения повстанцев, что удалось ему сделать к 29 г. Но все же мощнейшее в истории Китая движение «Краснобровых» привело к некоторому облегчению положения

Эпоха Троецарствия
Падение империи Хань на рубеже II-III вв. повлекло за собой глубокие структурные изменения. Рушился имперский порядок – устоявшийся за предшествующие четыре столетия тип государственного и социальн

Период Нань-бэй чао (IV-VI вв.)
Необходимо отметить грандиозные политические изменения, происходившие в период Нань бэй чао. После создания империи Цзинь Сыма Янем уже через 10 лет, как уже упоминалось, единство страны было утрач

Социальная структура
Характерной чертой общественной жизни Китая в III-VI вв. являлось глубокое социальное неравенство. С одной стороны, возрастает роль родовитости, принадлежности к высшим круг

Культура Китая в раннее средневековье
Несмотря на политическую нестабильность и разорение, в III-VI вв. в Китае продолжает развиваться материальная и духовная культура. Распространяется новый метод глубокой вспашки плугом, на юге осваи

Государственное устройство
На рубеже V-VI вв. стабилизируется политическое и экономическое положение Китая. Стихают междоусобицы, нет новых разрушительных набегов кочевников. Растет население, налаживается хозяйство, пополня

Внешняя политика
Объединение страны, систематизация управления, расширение и укрепление надельного землепользования обеспечили укрепление экономического положения, что позволило в конце VI – начале VII в. активизир

Кризис VIII-IX вв.
Потеря внешнеполитических позиций отражала постепенное нарастание кризисных явлений в империи, которые были обусловлены разложением и крушением в конце VIII в. ее экономической основы – надельной с

Экономическое развитие
Экономика возродившейся в конце VI в. империи базировалась на аграрном производстве. А его состояние зависело от уровня возделывания земли, от системы землепользования, от политики регулирования се

Социальный строй
В VI-IX вв. официально было принято деление на «чиновников» и «народ». «Народ», в свою очередь, состоял из четырех категорий – ученые, земледельцы, ремесленники, торговцы. Но подобное деление не от

Культура
Восстановление имперского порядка открыло дорогу взлету культуры страны. Расширяются посевные площади, на севере страны распространение получает овощеводство, на юге осваивается ранний и поздний со

Политика первых императоров династии Сун (960-1279)
Политическая раздробленность – следствие ослабления и разложения централизованной власти и грандиозной крестьянской войны Хуан Чао – охватывает страну еще с конца IX в. После падения династии Тан р

Положение в деревне
Аграрная политика сунского правительства показывала ослабление государственности. Для пополнения государственной казны было необходимо упорядочить взимание налоговых поступлений, а сделать это было

Реформаторское движение в 30-80-гг. XI в.
Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярко выразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждавший, что «устои государства с каждым днем ветшают, чиновников становится все больш

Новые тенденции в развитии экономики XI-XIII вв.
Бурные политические события X-XIII вв. отразились и на экономической жизни страны. Междоусобицы IX – начала X вв. привели к заметному запустению и разрухе. Особенно пострадал район прежних столиц –

Нашествие кочевников
К сожалению, сунская империя была слишком цивилизованной для своего времени. В то время как при дворе рассуждали о литературе, экономической теории и политической философии, дикие кочевники степей

Изменения социального строя
В X-XIII вв. происходят дальнейшие перемены в социальном портрете китайского общества. Заметно падает влияние аристократических кланов. Еще с н. XI в. перестают составляться генеалогические списки-

Культура X-XIII вв.
Благодаря ксилографии еще шире распространились книги, книгопечатание стало обыденностью. Удешевление книжной продукции способствовало росту грамотности, возросло количество казенных училищ, открыл

Период Трех государств.
В первые века нашей эры на территории Корейского полуострова существовал ряд политических объединений, возникавших на племенной основе. На самом севере располагалось Пуё, к югу от него – родственно

Государство Объединенное Силла
Итак, государство Силла к V в. было самым слабым из трех ранних корейских государств, но с сер. VI в. началось его быстрое усиление и оно вступило в борьбу за первенство на полуострове. Ваны Силла,

Япония в III-VI вв.
Япония – древнее, самобытное островное государство, заселение которого продолжалось на протяжении многих веков. Этническая история страны связана с 5 компонентами. Это айны, индонезийский элемент,

Реформы Тайка
К VII в. в Японии сложилась кризисная обстановка. Причиной этого была борьба за частное обладание зависимыми людьми и землей, борьба за господство над свободными общинниками между правителями Ямато

Японское общество и государство в VII-X вв.
Новое общество имело следующие экономические, социальные и политические черты. После переворота 645 г. был взят курс на объединение всего господствующего класса в централизованную бюрократ

Особенности развития Японии в XI-XII вв.
В середине XI в. произошло усиление автократического правления императорской фамилии. Интересной особенностью этого периода был рост влияния в светских делах экс-императоров, принимавших монашество

Культура Японии раннего средневековья
Традиция связывает возникновение письменности с VI в. Формирование государственного аппарата потребовало расширения делопроизводства, что способствовало повышению значения письменности и уже в 662

Расселение, территориальные захваты тюрок и создание государства.
В I тысячелетии н.э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях, в горах Средней и Центральной Азии. Преобладание здесь все более переходило к тюркоязычным племенам. Этими

Внутриполитический кризис империи. Восточнотюркский каганат.
Тюркское общество в период расселения и территориальных захватов переживало социальную перестройку, в ходе которой возникали многие противоречия. Непрерывные завоевательные войны несколько приглуша

Западнотюркский каганат
Западнотюркский каганат имел, по существу, свою историю. Первым правителем западных территорий каганата стал Истеми, брат Бумын-кагана. Он носил титул ябгу-кагана, в дальнейшем традиционный для зап

Социально-экономическое развитие и государственная структура
Сасанидская держава стала наследницей такого известного вам государства, как Парфия. Парфянская держава не являлась централизованным государством, и в большинстве областей Парфии правили полунезави

Реформы Хосрова I Ануширвана
Следствием восстания стали стремительные реформы Хосрова, который находился у власти с 531 по 579 г. Чиновника, рискнувшего высказаться против реформ, Хосров приказал на своих глазах забросать черн

Внешняя политика
Внешняя политика Ирана сосредотачивалась исключительно на взаимоотношениях с соседями. Главной была борьба с Римом за сирийские области и Закавказье. С Кушанской империей Сасаниды боролись

Культура доисламского Ирана
Государственной религией сасанидского Ирана был зороастризм, и это казывает на преемственность между Сасанидским и Парфянским государствами. Именно при Сасанидах была кодифицирована Авеста – сложны

Доисламская Аравия
В VII в. на сцену истории вышло новое действующее лицо – мусульманское государство, сложившееся в Аравии. Аравия в силу климатических условий делилась на две неравные части: 7/8 ее террито

Ранний ислам. Хиджра
В 610 г. сорокалетнему курайшиту Мухаммаду из аристократического рода хашим, в котором наследовался ряд почетных функций, связанных с культом Каабы, стали являться какие-то

Внешняя политика Арабского халифата
Едва весть о смерти пророка распространилась по Аравии, как отовсюду стали изгонять сборщиков садаки и отвергать власть Медины, так как по мнению большинства, договоры были заключены лично с пророк

Социально-экономические отношения при первых халифах
Если на первом этапе существования Халифата экономические отношения не были жестко отрегулированы, то при Омаре положение изменилось. Ознакомившись с ситуацией на месте, Омар принял решени

Халифат Омейядов (Умайядов). 661-750
Возвращаясь к политической истории Халифата, вспоминаем, что после смерти Али претендентом на престол халифа оказался Муавия. Откупившись от Хасана, Муавия простил всех боровшихся против него, зада

Халифат Аббасидов. 750-1258
Начало правления Аббасидов разочаровало многих участников движения, которые привели их к власти: шииты и хариджиты быстро поняли, что их лозунги были использованы Аббасидами лишь для маскировки, ож

Государства распавшегося халифата
Окончательно политическую власть Аббасидские халифы потеряли в 945 г., когда Багдад был взят представителями иранского шиитского рода Буидов (945-1056). За халифами был оставлена только духовная вл

Египет и Сирия
В 60-х гг. IX в. эмир Египта Ахмад ибн Тулун, укрепив свою власть, создал фактически независимое государство Тулунидов (868-905). С начала X в. Египет стал объектом притязан

Северная Африка
В 788-789 гг. праправнук Али, Идрис, образовал независимое государство на территории нынешнего Марокко, положив начало династии Идрисидов (788-974). Образование государства

Иран и Средняя Азия
Пестрая в этническом и религиозном отношении империя Аббасидов сохраняла свое единство в основном благодаря силе оружия, огромной армии. Ядром этой наемной армии были хорасанские и среднеазиатские

Индия в IV-V вв.
В географическом отношении Индия делилась на две части: Северную (от реки Нарбадды и Виндхийских гор) и Южную часть, которая называлась Декан (на языке хинди это слово означало юг). Еще в

Б) Южная Индия
Самыми значительными явлениями общественной и политической жизни Южной Индии в первые века нашей эры было создание крупных государственных объединений, возникновение и становление раннефеодальных о

Особенности социальной организации
Главная особенность социальной организации индийского общества был кастовый строй. Еще в древности сложилось деление общества на четыре варны (сословия): брахманы – жрецы кшатрии

Вторжение гуннов-эфталитов
Золотой век Гуптов продолжался недолго, и в сер. V в. т.н. «белые гунны», или гунны-эфталиты из Центральной Азии вторглись в Индию Гуптов, и к концу этого столетия империя была разрушена. Из курса

Государства Северной Индии в VI-XII вв.
После распада империи Гуптов, а затем и гуннского государства Михиракулы Северная Индия была раздроблена на множество мелких княжеств. В них продолжали править в качестве независимых государей преж

Государства Декана в Южной Индии в VI-XII вв.
На Декане в середине VII в. было несколько десятков государств. Возникшее еще в III в. государство Паллавов превратилось в крупную политическую силу. Однако распространению власти Паллавов в сторон

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги