рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Внешняя политика Арабского халифата

Внешняя политика Арабского халифата - раздел История, ИСТОРИЯ СТРАН Едва Весть О Смерти Пророка Распространилась По Аравии, Как Отовсюду Стали Из...

Едва весть о смерти пророка распространилась по Аравии, как отовсюду стали изгонять сборщиков садаки и отвергать власть Медины, так как по мнению большинства, договоры были заключены лично с пророком, а с его смертью прежние обязательства утратили силу. Некоторые племена соглашались исповедовать ислам, но без уплаты садаки. Только племена вокруг Медины, первые союзники Мухаммеда, сохранили безусловную верность исламу, да Мекка замерла в ожидании исхода событий. Большинство мусульманской верхушки склонялось к тому, чтобы ради сохранения политической власти отказаться от садаки, лишь Абу Бакр настаивал на том, что садака – один из столпов ислама и без нее, как и без молитвы, ислама нет. В первый же месяц правления ему пришлось отбивать наступление на Медину бедуинов Центральной Аравии. Затем для их усмирения был послан Халид ибн ал-Валид, который огнем и мечом прошелся по землям вероотступников, восстанавливая ислам с большой жестокостью. Одновременно другие военачальники и наместники Абу Бакра усмирили далекий Оман и восстановили порядок в Йемене.

В 633 г. Халид ибн ал-Валид сумел победить опаснейшего противника в северо-западной части Йамамы (на территории близ столицы нынешней Саудовской Аравии). В сражении участвовало по 4 тыс. воинов с каждой стороны.

Таким образом, только через год после смерти Мухаммеда удалось восстановить в полном объеме его государство и даже расширить его за счет Йамамы и Бахрейна. Новое государство было очень рыхлым образованием, по существу без органов управления и без постоянной армии. Его ядром была мусульманская община Медины (2,5-3 тыс. боеспособных мужчин). Садака рассматривалась как добровольное пожертвование на благотворительные цели и только налоги с немусульман были подлинными налогами, поступавшими в распоряжение главы государства. Никакого казначейства или казнохранилища не существовало: добыча, поступившая в Медину, тотчас делилась халифом поровну между мусульманами. Халиф получал равную долю со всеми. Мусульмане за пределами Медины никакого жалованья или доли в добыче не получали. Единственной организующей силой была вера в правоту учения Мухаммада. Но этой веры было мало, и мусульманская община-государство, дабы избежать распада, должна была перейти к экспансии для существования без тяжелых для населения налогов.

Основными направлениями завоевательной политики арабских халифов стало иранское и византийское. В ходе военных действий было покорено население Приевфратья. Затем арабы совершили марш-бросок через пустыню и оказался возле Басры (Бусры), где византийцам было нанесено серьезное поражение в 634 г. Абу Бакр, видимо, не узнал радостную весть, т.к. 9 августа того же года скончался от изнурительной лихорадки (правил 632-634). Однако он успел назначить себе преемника – Омара ибн ал-Хаттаба (634-642); это назначение было одобрено узким кругом ближайших сподвижников Мухаммеда. Между тем мусульманские войска постепенно расширяли свои набеги, а основные силы подошли к Дамаску и осадили его. После полугодовой осады жители Дамаска сдали город, подписав договор, по которому им гарантировались безопасность жизни и сохранение имущества и церквей при условии выплаты подушного налога (джизьи) и обязательства не помогать врагам мусульман (635 г.)

Успехи мусульман в Сирии всерьез обеспокоили византийского императора Ираклия. Он лично взялся за подготовку большой армии для их разгрома. При ее приближении арабы оставили захваченную ими Эмессу (Химс), затем Дамаск и отступили до реки Йармук, после чего началась битва. Битва длилась три дня (20-22 авг. 636 г.), наконец, арабской кавалерии удалось сломить византийцев. Эта битва решила судьбу Сирии и Палестины – больше византийцы не смогли дать ни одного значительного сражения: арабам противостояли только местные гарнизоны и провинциальные войска.

В конце того же года под Кадисией арабы нанесли такое же серьезное поражение Сасанидской иранской армии, выставившей против арабов 40 000 воинов и 30 боевых слонов. Сами мусульмане оставили на поле битвы треть армии, но едва приведя себя в порядок, двинулись вглубь Месопотамии и заняли столицу Ктесифон.

Так через 4 года после начала завоеваний арабы оказались хозяевами трех богатейших стран: Месопотамии, Сирии и Палестины. Добыча и дань, поступавшие в Аравию, превосходили воображение ее жителей, но этот поток богатств быстро растекался по кошелькам, а в казне доставались небольшие средства. Многие требовали даже делить не только добычу, но и завоеванные земли и обрабатывающих ее крестьян. Чтобы разобраться в ситуации, халиф выехал в сирийскую армию, стоявшую южнее Дамаска. Услышав о его прибытии, жители осажденного арабами Иерусалима выразили желание сдаться, если договор с ними подпишет сам халиф. В начале 638 г. договор был подписан.

Завоевание Иерусалима было большой моральной победой мусульман – они становились хозяевами священного города иудеев и христиан.

Важным направлением завоевательной политики арабов было египетское. В конце 639 г. началось вторжение в Египет. Захватив город, расположенный на территории современного Каира, армия двинулась к столице, Александрии. Византийцы несколько раз пытались преградить ему путь, последнее сражение перед самой Александрией длилось 10 дней и арабы понесли тяжелые потери.

В самой Александрии обстановка была чрезвычайно сложной. Там шла борьба между различными группировками горожан, усугублявшаяся преследованиями коптов-монофизитов со стороны византийской церкви. Ситуация была настолько сложной, что александрийский патриарх сам явился к Амру для переговоров о сдаче Александрии с гарантией неприкосновенности церквей при уплате 13 тыс. динаров дани, желающие могли беспрепятственно уехать. Получив оговоренную дань, арабы покинули город. Договор с Александрией подтолкнул и другие города Египта на заключение таких же соглашений. Через год, когда истек срок действия договора с Александрией, арабы вступили в нее. Этим завершилось завоевание Египта.

На востоке из основанного арабами-мусульманами города Басра в устье Тигра и Евфрата началось наступление на Юго-Западный Иран. Весной 642 г. арабы разгромили армию иранского шаха и вторглись в Западный Иран.

В разгар этих успехов мусульманская община лишилась своего главы: Омар был смертельно ранен рабом, которому он отказал в благоприятном решении его жалобы. Из двух кандидатур – Али и Усмана ибн Аффана халифом был избран второй, не отличавшийся особыми заслугами перед исламом. Али, считавший себя более достойным быть главой мусульман из-за родства с пророком, затаил глубокую обиду.

При Усмане (Османе, 642-656) волна завоеваний продвинулась еще дальше на восток и запад. В 652 г. были завоеваны остатки Сасанидской империи; последний из этой династии, Йездигерд III, бесславно погиб под Мервом, и арабы вышли к Аму-Дарье, а в Закавказье захватили город-крепость Дербент. На Западе, в Африке им удалось продвинуться до Карфагена, столицы провинции Африка.

Однако, несмотря на военные успехи, внутреннее положение мусульманского государства не было устойчивым. До сих пор оно держалось на солидарности верхушки мусульманской общины и азарте завоеваний, приносивших добычу. При жизни Омара, пользовавшегося неоспоримым авторитетом, не было ни одного мятежа. При Усмане же возрос сепаратизм крупных арабских колоний за пределами Аравии. В это время Аравия и Медина перестали быть источником военной силы ислама, основные воинские контингенты черпались в гарнизонных городах Ирака и Египта. Реальная сила находилась в руках наместников этих областей. Одного авторитета халифа было недостаточно для поддержания послушания в отдаленных областях. Начались волнения, которые с трудом удалось подавить. Усман стал назначать наместниками своих родичей, одаривая их земельными пожалованиями и деньгами в ущерб старой гвардии ислама, и в результате создалась кризисная ситуация.

В начале мая 656 г. группа недовольных из Египта и Ирака осадила дом халифа в Медине, требуя его отречения. 17 июня осаждающие ворвались в дом и убили халифа Усмана. Это убийство завершило период единства мусульманской общины и послужило началом междоусобной войны.

Гибелью Усмана воспользовался Али, чтобы добиться избрания халифом. Формально он имел на это большие права, как двоюродный брат Мухаммада, женатый на его дочери и воспитывавшийся в его доме. Но его избрание было сразу же оспорено. Наместник Сирии, Муавия, родственник Усмана, обвинил Али в попустительстве убийству халифа (что не соответствовало действительности). Однако Али бы все же избран халифом 656-661). Против него, кроме Муавии, выступили и старые сподвижники Мухаммада, поддержанные любимой женой Мухаммада, Аишей.

9 декабря 656 г. Али разгромил своих противников под Басрой, старые сподвижники пали в бою, а Аишу с почетом отправили в Медину, навсегда отбив у не охоту заниматься большой политикой.

В июле следующего года в степи около Ракки в урочище Сиффин сошлись войска Муавии и Али. После этой битвы, закончившейся победой Али, от него отвернулись многие сторонники, - они осудили его, покинули и стали врагами. Они получили название хариджиты (ушедшие).

Хариджиты отражали взгляды главным образом рядовых мусульман, в значительной части новообращенных из числа жителей Ирака, недовольных усилением социальной несправедливости в мусульманской общине. В исламе они находили призывы к равенству и справедливости, которые в реальной жизни были давно забыты. Хариджиты впоследствии стали считать, что халифом может стать любой мусульманин, которого изберет община. По всему Халифату шла борьба между сторонниками и противниками Али, который сумел разгромить хариджитов в Ираке, но торжество было недолгим. 22 января 661 г. один из хариджитов нанес ему в мечети смертельную рану и через 2 дня он скончался. Единая прежде община раскололась на партию Али (шии Али), шиитов и остальных мусульман, суннитов.

Естественный наследник Али, его старший сын Хасан, сибарит и сластолюбец, легко отказался от претензий на халифат за огромную сумму отступного (по преданию, Хасан получил от Муавии пергамент, на котором ему было предложено самому поставить сумму откупного) и большой пожизненный пансион. Таким образом, к власти пришли Омейяды.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СТРАН

О П Жалменова... ИСТОРИЯ СТРАН...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Внешняя политика Арабского халифата

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Империя Цинь
На протяжении длительного времени на территории бассейна Хуанхэ и среднего течения Янцзы шел процесс этногенеза древнекитайской народности. Политическое объединение древнего Китая в рамках централи

Становление империи Хань
Если говорить в целом о действиях Лю Бана, то, придя к власти, он отменил жестокие законы Цинь, облегчил бремя налогов и повинностей. Однако административное деление и бюрократическая система остав

Реформы Ван Мана и крушение Старшей Хань
Реформы были Китаю жизненно необходимы, вопрос был лишь в том, кому и как проводить эти реформы. Первая попытка реформ была предпринята в годы императора Ай-ди (6-1 гг. до н.э.), но вызвала резкий

Младшая династия Хань
Гуан У-ди начал свое правление подавлением движения повстанцев, что удалось ему сделать к 29 г. Но все же мощнейшее в истории Китая движение «Краснобровых» привело к некоторому облегчению положения

Эпоха Троецарствия
Падение империи Хань на рубеже II-III вв. повлекло за собой глубокие структурные изменения. Рушился имперский порядок – устоявшийся за предшествующие четыре столетия тип государственного и социальн

Период Нань-бэй чао (IV-VI вв.)
Необходимо отметить грандиозные политические изменения, происходившие в период Нань бэй чао. После создания империи Цзинь Сыма Янем уже через 10 лет, как уже упоминалось, единство страны было утрач

Социальная структура
Характерной чертой общественной жизни Китая в III-VI вв. являлось глубокое социальное неравенство. С одной стороны, возрастает роль родовитости, принадлежности к высшим круг

Культура Китая в раннее средневековье
Несмотря на политическую нестабильность и разорение, в III-VI вв. в Китае продолжает развиваться материальная и духовная культура. Распространяется новый метод глубокой вспашки плугом, на юге осваи

Государственное устройство
На рубеже V-VI вв. стабилизируется политическое и экономическое положение Китая. Стихают междоусобицы, нет новых разрушительных набегов кочевников. Растет население, налаживается хозяйство, пополня

Внешняя политика
Объединение страны, систематизация управления, расширение и укрепление надельного землепользования обеспечили укрепление экономического положения, что позволило в конце VI – начале VII в. активизир

Кризис VIII-IX вв.
Потеря внешнеполитических позиций отражала постепенное нарастание кризисных явлений в империи, которые были обусловлены разложением и крушением в конце VIII в. ее экономической основы – надельной с

Экономическое развитие
Экономика возродившейся в конце VI в. империи базировалась на аграрном производстве. А его состояние зависело от уровня возделывания земли, от системы землепользования, от политики регулирования се

Социальный строй
В VI-IX вв. официально было принято деление на «чиновников» и «народ». «Народ», в свою очередь, состоял из четырех категорий – ученые, земледельцы, ремесленники, торговцы. Но подобное деление не от

Культура
Восстановление имперского порядка открыло дорогу взлету культуры страны. Расширяются посевные площади, на севере страны распространение получает овощеводство, на юге осваивается ранний и поздний со

Политика первых императоров династии Сун (960-1279)
Политическая раздробленность – следствие ослабления и разложения централизованной власти и грандиозной крестьянской войны Хуан Чао – охватывает страну еще с конца IX в. После падения династии Тан р

Положение в деревне
Аграрная политика сунского правительства показывала ослабление государственности. Для пополнения государственной казны было необходимо упорядочить взимание налоговых поступлений, а сделать это было

Реформаторское движение в 30-80-гг. XI в.
Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярко выразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждавший, что «устои государства с каждым днем ветшают, чиновников становится все больш

Новые тенденции в развитии экономики XI-XIII вв.
Бурные политические события X-XIII вв. отразились и на экономической жизни страны. Междоусобицы IX – начала X вв. привели к заметному запустению и разрухе. Особенно пострадал район прежних столиц –

Нашествие кочевников
К сожалению, сунская империя была слишком цивилизованной для своего времени. В то время как при дворе рассуждали о литературе, экономической теории и политической философии, дикие кочевники степей

Изменения социального строя
В X-XIII вв. происходят дальнейшие перемены в социальном портрете китайского общества. Заметно падает влияние аристократических кланов. Еще с н. XI в. перестают составляться генеалогические списки-

Культура X-XIII вв.
Благодаря ксилографии еще шире распространились книги, книгопечатание стало обыденностью. Удешевление книжной продукции способствовало росту грамотности, возросло количество казенных училищ, открыл

Период Трех государств.
В первые века нашей эры на территории Корейского полуострова существовал ряд политических объединений, возникавших на племенной основе. На самом севере располагалось Пуё, к югу от него – родственно

Государство Объединенное Силла
Итак, государство Силла к V в. было самым слабым из трех ранних корейских государств, но с сер. VI в. началось его быстрое усиление и оно вступило в борьбу за первенство на полуострове. Ваны Силла,

Япония в III-VI вв.
Япония – древнее, самобытное островное государство, заселение которого продолжалось на протяжении многих веков. Этническая история страны связана с 5 компонентами. Это айны, индонезийский элемент,

Реформы Тайка
К VII в. в Японии сложилась кризисная обстановка. Причиной этого была борьба за частное обладание зависимыми людьми и землей, борьба за господство над свободными общинниками между правителями Ямато

Японское общество и государство в VII-X вв.
Новое общество имело следующие экономические, социальные и политические черты. После переворота 645 г. был взят курс на объединение всего господствующего класса в централизованную бюрократ

Особенности развития Японии в XI-XII вв.
В середине XI в. произошло усиление автократического правления императорской фамилии. Интересной особенностью этого периода был рост влияния в светских делах экс-императоров, принимавших монашество

Культура Японии раннего средневековья
Традиция связывает возникновение письменности с VI в. Формирование государственного аппарата потребовало расширения делопроизводства, что способствовало повышению значения письменности и уже в 662

Расселение, территориальные захваты тюрок и создание государства.
В I тысячелетии н.э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях, в горах Средней и Центральной Азии. Преобладание здесь все более переходило к тюркоязычным племенам. Этими

Внутриполитический кризис империи. Восточнотюркский каганат.
Тюркское общество в период расселения и территориальных захватов переживало социальную перестройку, в ходе которой возникали многие противоречия. Непрерывные завоевательные войны несколько приглуша

Западнотюркский каганат
Западнотюркский каганат имел, по существу, свою историю. Первым правителем западных территорий каганата стал Истеми, брат Бумын-кагана. Он носил титул ябгу-кагана, в дальнейшем традиционный для зап

Социально-экономическое развитие и государственная структура
Сасанидская держава стала наследницей такого известного вам государства, как Парфия. Парфянская держава не являлась централизованным государством, и в большинстве областей Парфии правили полунезави

Религия и ереси
При Сасанидах государственной религией Ирана был реформированный зороастризм. Зороастризм – древняя религия иранских народов, названная по имени пророка Зороастра (иранс. – Заратуштра). Возникнув в

Реформы Хосрова I Ануширвана
Следствием восстания стали стремительные реформы Хосрова, который находился у власти с 531 по 579 г. Чиновника, рискнувшего высказаться против реформ, Хосров приказал на своих глазах забросать черн

Внешняя политика
Внешняя политика Ирана сосредотачивалась исключительно на взаимоотношениях с соседями. Главной была борьба с Римом за сирийские области и Закавказье. С Кушанской империей Сасаниды боролись

Культура доисламского Ирана
Государственной религией сасанидского Ирана был зороастризм, и это казывает на преемственность между Сасанидским и Парфянским государствами. Именно при Сасанидах была кодифицирована Авеста – сложны

Доисламская Аравия
В VII в. на сцену истории вышло новое действующее лицо – мусульманское государство, сложившееся в Аравии. Аравия в силу климатических условий делилась на две неравные части: 7/8 ее террито

Ранний ислам. Хиджра
В 610 г. сорокалетнему курайшиту Мухаммаду из аристократического рода хашим, в котором наследовался ряд почетных функций, связанных с культом Каабы, стали являться какие-то

Социально-экономические отношения при первых халифах
Если на первом этапе существования Халифата экономические отношения не были жестко отрегулированы, то при Омаре положение изменилось. Ознакомившись с ситуацией на месте, Омар принял решени

Халифат Омейядов (Умайядов). 661-750
Возвращаясь к политической истории Халифата, вспоминаем, что после смерти Али претендентом на престол халифа оказался Муавия. Откупившись от Хасана, Муавия простил всех боровшихся против него, зада

Халифат Аббасидов. 750-1258
Начало правления Аббасидов разочаровало многих участников движения, которые привели их к власти: шииты и хариджиты быстро поняли, что их лозунги были использованы Аббасидами лишь для маскировки, ож

Государства распавшегося халифата
Окончательно политическую власть Аббасидские халифы потеряли в 945 г., когда Багдад был взят представителями иранского шиитского рода Буидов (945-1056). За халифами был оставлена только духовная вл

Египет и Сирия
В 60-х гг. IX в. эмир Египта Ахмад ибн Тулун, укрепив свою власть, создал фактически независимое государство Тулунидов (868-905). С начала X в. Египет стал объектом притязан

Северная Африка
В 788-789 гг. праправнук Али, Идрис, образовал независимое государство на территории нынешнего Марокко, положив начало династии Идрисидов (788-974). Образование государства

Иран и Средняя Азия
Пестрая в этническом и религиозном отношении империя Аббасидов сохраняла свое единство в основном благодаря силе оружия, огромной армии. Ядром этой наемной армии были хорасанские и среднеазиатские

Индия в IV-V вв.
В географическом отношении Индия делилась на две части: Северную (от реки Нарбадды и Виндхийских гор) и Южную часть, которая называлась Декан (на языке хинди это слово означало юг). Еще в

Б) Южная Индия
Самыми значительными явлениями общественной и политической жизни Южной Индии в первые века нашей эры было создание крупных государственных объединений, возникновение и становление раннефеодальных о

Особенности социальной организации
Главная особенность социальной организации индийского общества был кастовый строй. Еще в древности сложилось деление общества на четыре варны (сословия): брахманы – жрецы кшатрии

Вторжение гуннов-эфталитов
Золотой век Гуптов продолжался недолго, и в сер. V в. т.н. «белые гунны», или гунны-эфталиты из Центральной Азии вторглись в Индию Гуптов, и к концу этого столетия империя была разрушена. Из курса

Государства Северной Индии в VI-XII вв.
После распада империи Гуптов, а затем и гуннского государства Михиракулы Северная Индия была раздроблена на множество мелких княжеств. В них продолжали править в качестве независимых государей преж

Государства Декана в Южной Индии в VI-XII вв.
На Декане в середине VII в. было несколько десятков государств. Возникшее еще в III в. государство Паллавов превратилось в крупную политическую силу. Однако распространению власти Паллавов в сторон

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги