Эпоха Троецарствия - раздел История, ИСТОРИЯ СТРАН Падение Империи Хань На Рубеже Ii-Iii Вв. Повлекло За Собой Глубокие Структур...
Падение империи Хань на рубеже II-III вв. повлекло за собой глубокие структурные изменения. Рушился имперский порядок – устоявшийся за предшествующие четыре столетия тип государственного и социального устройства, который в Китае отождествлялся с понятием цивилизации как таковой.
В политической сфере вехами распада были:
- утрата императором к последним годам II в. реальной власти;
- установление контроля местных лидеров и полководцев над отдельными районами страны;
- постоянные междоусобицы.
Современники воспринимали это как наступление «смутного века», «начало всеобщего хаоса и вражды». С падением дома Хань было утрачено и номинальное территориальное единство. На просторах прежней империи образовалось три противостоящих друг другу государства. Первое из них – царство Вэй, существовавшее с 220 по 263 гг. и занимавшее большую часть Северного Китая. Его основателями были потомки потомки Цао Цао. Вторым было государство Шу, существовавшее с 221 по 265 гг. и охватывавшее юго-запад Китая; основателем считается Лю Бэй. Третьим государством стало У, продержавшееся с 222 по 280 гг. и занимавшее юго-восток Китая. Создателем этого государства был Сунь Цюань.
Основатели этих государств пытались организовать управление по классическим китайским имперским образцам, то есть старались поддерживать представление о сакральности правителя, сохранять названия имперских правительственных учреждений, соответствующий ритуал и т.д. Но их правление приближалось скорее к военной диктатуре, чем к прежним нормативам. Режим жесткой личной власти опирался прежде всего на армии. Причем армии, подчиненные непосредственно правителям. Появление такого рода «личных» армий – характерное явление эпохи перемен. Царство Вэй было самым сильным среди новых государств. Основой его могущества стала система военных поселений, в которых состояло около 80 % податного населения.
Опора на армию и на группировку связанных с правителем личными узами людей вместе с ростом регионализма на местах порождали характерную для всех трех царств непрочность режимов. Внутренняя нестабильность трех царств усугублялась постоянными войнами между ними.
Военная функция в этот период стала в Китае господствующей. В деревнях увеличилось количество военных поселений, крестьяне стремились перейти в дружину «сильных домов», чтобы защитить себя и близких от произвола. Появились и культивировались идея верности и преданности патрону до гроба, культ рыцарской этики. Однако структура китайского общества при этом не изменилась.
Дело в том, что в традиционном китайском обществе статус военного не был почетен: «из хорошего металла не делают гвоздей, хороший человек не идет в солдаты». Военное дело никогда не было в Китае престижным занятием. В отличие от других восточных обществ, от Турции до Японии, включая арабов, индийцев, и многих других с их иктадарами, джагирдарами, тимариотами, самураями и т.п., китайцы никогда не ценили воинов-профессионалов. Их армия обычно набиралась из деклассированных элементов и возглавлялась малообразованными (в конфуцианском смысле) и поэтому не очень уважаемыми обществом военачальниками.
В то же время, в Китае всегда, даже в периоды смут и междоусобиц, высоким социальным статусом и соответствующим престижем пользовались грамотные и образованные конфуцианцы, знатоки истории и ценители поэзии, люди мудрые и ученые, хорошо знакомые с тонкостями нормативной этики и пышного, детально разработанного китайского церемониала. Эти ши превратились в тип духовной элиты страны, в аристократов конфуцианского духа, в конфуцианский генотип, который всякий раз способствовал возрождению китайской империи. Так вот именно благодаря ши китайская империя сохранила устойчивость и не изменила внутренней своей структуры.
Как положительный момент эпохи Троецарствия можно отметить деятельность правителей царства У. Они, в целях защиты от царства Вэй и опираясь на такой стратегически важный рубеж, как река Янцзы, создали речной флот. Одновременно они распространяли свое влияние на юг вплоть до современного Вьетнама.
В процессе борьбы трех государств победа в конечном счете оказалась за преемницей Вэй – империей Цзинь (265-316 гг.). В государстве Вэй потомки Цао Цао утратили власть и она была захвачена могущественным вэйским кланом, полководцем Сыма. Еще в 265 г. Сыма Янь присоединил царство Шу, а в 280 г. пало У. Страна объединилась, и казалось бы, вновь возобладал имперский порядок. Но власть захвативших престол полководцев из рода Сыма мало чем отличалась от прежней: опорой ее были армия и отдельные группировки знати. Пытаясь расширить опору своей власти, Сыма Янь роздал в уделы родичам более 20 областей. Эти местные властители быстро усилились и после смерти Сыма Яня (290 г.) начали междоусобную войну, получившую название «мятежа восьми князей.» Единство и относительная стабильность в государстве спустя всего 10 лет вновь были утрачены. Распри и перевороты продолжались до 306 г. Они изнурили и ослабили страну, сделав ее легкой добычей кочевых и полукочевых племен, в начале IV в. хлынувших на северные и западные территорию Китая. В 308 г. предводитель сюнну провозгласил себя императором, а три года спустя конница кочевников захватила и разграбила цзиньскую столицу Лоян. Это событие можно считать завершением эпохи древних империй.
Бурные политические перемены III века не могли не отразиться на экономической жизни страны. Первое, что бросается в глаза – это разруха, непосредственное разрушение производительных сил. Более всего пострадали процветавшие прежде центральные районы империи Хань. Войны сопровождались уничтожением городов, разграблением накопленных богатств, угоном и пленением населения, гибелью людей. Побоища влекли за собой голод и эпидемии. Уцелевшие, но разоренные жители массами бежали с насиженных мест, что усиливало запустение, вело к сокращению хозяйственной деятельности на севере и в центральных районах страны.
Однако вряд ли можно однозначно говорить об экономическом упадке в это время. В качестве примера поиска новых форм хозяйственной организации можно привести царство Вэй. Там широко насаждались государственные военные поселения – тунь тянь для обеспечения армии провиантом. Такие государственные, или военные поселения создавались из солдат, а во времена Вэй наряду с солдатами стали вербовать и поселенцев из гражданского люда. Поселенцам предоставлялись земля, орудия труда и иногда – рабочий скот. В среднем им давалось от 10 до 25 му[6] земли. Они должны были отдавать от 50 до 60 % урожая, нести караульную службу и сражаться во время войны.
Государственные поселения в сменившей царство Вэй империи Цзинь к охватывали ок.80 % податного населения. Поступления от них стали основным источником доходов казны. Широко практиковались они и в царстве У. Такая форма организации хозяйства была очень тяжелой для рядовых работников. При организации поселений их принудительно переселяли, «привязывали» к земле, окружали строгим надзором. Доля отбираемой продукции была очень высока. К тому же администрация, военное начальство эксплуатировало их в свою пользу. Попадавшие в поселения не радовались этому, часто бежали, система постепенно разлагалась. Это побуждало власти искать новые методы налаживания хозяйства.
В результате появляется и развивается т.н. надельная система землепользования (чжан тянь, сюнь тянь). Её сущность заключалась в том, что за каждым работником закреплялось право на получение участка земли определенных размеров; устанавливались фиксированные налоги, нормы владения землей и подневольными работниками.
Первые проекты введения подобного порядка выдвигались в царстве Вэй в начале III в. Однако декретирована была надельная система в 280 г. указами Сыма Яня. Все взрослое население от 16 до 60 лет, относимое к сословию лично-свободных простолюдинов, имело право получать наделы земли в собственное пользование: мужчины – 70 му, женщины – 30 му. Кроме того, мужчина еще получал 50 му, а женщина – 20 му урочной, то есть облагаемой налогами земли. На подростков и пожилых людей выделяли наделы в половинном размере. Таким образом, семья могла получить, в зависимости от своего состава, от 170 до нескольких сот му земли.
Налоги и повинности выражались в следующем:
- натуральный налог, составлявший 4 ху[7] зерна с 50 му земли;[8]
- промысловую подворную подать (тканями домашнего производства в размере 3 отрезов по 9,2 м; тонкого шелка и 3 цзиней[9] шелка-сырца с каждого двора);
- обязанность отрабатывать в пользу государства определенное количество дней в году.
Чиновники в зависимости от ранга (их тогда было 9) могли получать от 50 до 10 цин[10] земли и держать от 53 до 2 дворов освобожденных от обложения работников. От налогов освобождались также родичи чиновников и прямые потомки людей служилого (ученого) сословия. Вопрос, насколько пунктуально соблюдались эти правила и нормы, остается открытым. Наиболее вероятно, что надельная система практиковалась в районах, примыкавших к столице и на землях бывших государственных поселений.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Эпоха Троецарствия
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Империя Цинь
На протяжении длительного времени на территории бассейна Хуанхэ и среднего течения Янцзы шел процесс этногенеза древнекитайской народности. Политическое объединение древнего Китая в рамках централи
Становление империи Хань
Если говорить в целом о действиях Лю Бана, то, придя к власти, он отменил жестокие законы Цинь, облегчил бремя налогов и повинностей. Однако административное деление и бюрократическая система остав
Реформы Ван Мана и крушение Старшей Хань
Реформы были Китаю жизненно необходимы, вопрос был лишь в том, кому и как проводить эти реформы. Первая попытка реформ была предпринята в годы императора Ай-ди (6-1 гг. до н.э.), но вызвала резкий
Младшая династия Хань
Гуан У-ди начал свое правление подавлением движения повстанцев, что удалось ему сделать к 29 г. Но все же мощнейшее в истории Китая движение «Краснобровых» привело к некоторому облегчению положения
Период Нань-бэй чао (IV-VI вв.)
Необходимо отметить грандиозные политические изменения, происходившие в период Нань бэй чао. После создания империи Цзинь Сыма Янем уже через 10 лет, как уже упоминалось, единство страны было утрач
Социальная структура
Характерной чертой общественной жизни Китая в III-VI вв. являлось глубокое социальное неравенство. С одной стороны, возрастает роль родовитости, принадлежности к высшим круг
Культура Китая в раннее средневековье
Несмотря на политическую нестабильность и разорение, в III-VI вв. в Китае продолжает развиваться материальная и духовная культура. Распространяется новый метод глубокой вспашки плугом, на юге осваи
Государственное устройство
На рубеже V-VI вв. стабилизируется политическое и экономическое положение Китая. Стихают междоусобицы, нет новых разрушительных набегов кочевников. Растет население, налаживается хозяйство, пополня
Внешняя политика
Объединение страны, систематизация управления, расширение и укрепление надельного землепользования обеспечили укрепление экономического положения, что позволило в конце VI – начале VII в. активизир
Кризис VIII-IX вв.
Потеря внешнеполитических позиций отражала постепенное нарастание кризисных явлений в империи, которые были обусловлены разложением и крушением в конце VIII в. ее экономической основы – надельной с
Экономическое развитие
Экономика возродившейся в конце VI в. империи базировалась на аграрном производстве. А его состояние зависело от уровня возделывания земли, от системы землепользования, от политики регулирования се
Социальный строй
В VI-IX вв. официально было принято деление на «чиновников» и «народ». «Народ», в свою очередь, состоял из четырех категорий – ученые, земледельцы, ремесленники, торговцы. Но подобное деление не от
Культура
Восстановление имперского порядка открыло дорогу взлету культуры страны. Расширяются посевные площади, на севере страны распространение получает овощеводство, на юге осваивается ранний и поздний со
Политика первых императоров династии Сун (960-1279)
Политическая раздробленность – следствие ослабления и разложения централизованной власти и грандиозной крестьянской войны Хуан Чао – охватывает страну еще с конца IX в. После падения династии Тан р
Положение в деревне
Аграрная политика сунского правительства показывала ослабление государственности. Для пополнения государственной казны было необходимо упорядочить взимание налоговых поступлений, а сделать это было
Реформаторское движение в 30-80-гг. XI в.
Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярко выразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждавший, что «устои государства с каждым днем ветшают, чиновников становится все больш
Новые тенденции в развитии экономики XI-XIII вв.
Бурные политические события X-XIII вв. отразились и на экономической жизни страны. Междоусобицы IX – начала X вв. привели к заметному запустению и разрухе. Особенно пострадал район прежних столиц –
Нашествие кочевников
К сожалению, сунская империя была слишком цивилизованной для своего времени. В то время как при дворе рассуждали о литературе, экономической теории и политической философии, дикие кочевники степей
Изменения социального строя
В X-XIII вв. происходят дальнейшие перемены в социальном портрете китайского общества. Заметно падает влияние аристократических кланов. Еще с н. XI в. перестают составляться генеалогические списки-
Культура X-XIII вв.
Благодаря ксилографии еще шире распространились книги, книгопечатание стало обыденностью. Удешевление книжной продукции способствовало росту грамотности, возросло количество казенных училищ, открыл
Период Трех государств.
В первые века нашей эры на территории Корейского полуострова существовал ряд политических объединений, возникавших на племенной основе. На самом севере располагалось Пуё, к югу от него – родственно
Государство Объединенное Силла
Итак, государство Силла к V в. было самым слабым из трех ранних корейских государств, но с сер. VI в. началось его быстрое усиление и оно вступило в борьбу за первенство на полуострове. Ваны Силла,
Япония в III-VI вв.
Япония – древнее, самобытное островное государство, заселение которого продолжалось на протяжении многих веков. Этническая история страны связана с 5 компонентами. Это айны, индонезийский элемент,
Реформы Тайка
К VII в. в Японии сложилась кризисная обстановка. Причиной этого была борьба за частное обладание зависимыми людьми и землей, борьба за господство над свободными общинниками между правителями Ямато
Японское общество и государство в VII-X вв.
Новое общество имело следующие экономические, социальные и политические черты.
После переворота 645 г. был взят курс на объединение всего господствующего класса в централизованную бюрократ
Особенности развития Японии в XI-XII вв.
В середине XI в. произошло усиление автократического правления императорской фамилии. Интересной особенностью этого периода был рост влияния в светских делах экс-императоров, принимавших монашество
Культура Японии раннего средневековья
Традиция связывает возникновение письменности с VI в. Формирование государственного аппарата потребовало расширения делопроизводства, что способствовало повышению значения письменности и уже в 662
Расселение, территориальные захваты тюрок и создание государства.
В I тысячелетии н.э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях, в горах Средней и Центральной Азии. Преобладание здесь все более переходило к тюркоязычным племенам. Этими
Внутриполитический кризис империи. Восточнотюркский каганат.
Тюркское общество в период расселения и территориальных захватов переживало социальную перестройку, в ходе которой возникали многие противоречия. Непрерывные завоевательные войны несколько приглуша
Западнотюркский каганат
Западнотюркский каганат имел, по существу, свою историю. Первым правителем западных территорий каганата стал Истеми, брат Бумын-кагана. Он носил титул ябгу-кагана, в дальнейшем традиционный для зап
Социально-экономическое развитие и государственная структура
Сасанидская держава стала наследницей такого известного вам государства, как Парфия. Парфянская держава не являлась централизованным государством, и в большинстве областей Парфии правили полунезави
Религия и ереси
При Сасанидах государственной религией Ирана был реформированный зороастризм. Зороастризм – древняя религия иранских народов, названная по имени пророка Зороастра (иранс. – Заратуштра). Возникнув в
Реформы Хосрова I Ануширвана
Следствием восстания стали стремительные реформы Хосрова, который находился у власти с 531 по 579 г. Чиновника, рискнувшего высказаться против реформ, Хосров приказал на своих глазах забросать черн
Внешняя политика
Внешняя политика Ирана сосредотачивалась исключительно на взаимоотношениях с соседями.
Главной была борьба с Римом за сирийские области и Закавказье. С Кушанской империей Сасаниды боролись
Культура доисламского Ирана
Государственной религией сасанидского Ирана был зороастризм, и это казывает на преемственность между Сасанидским и Парфянским государствами. Именно при Сасанидах была кодифицирована Авеста – сложны
Доисламская Аравия
В VII в. на сцену истории вышло новое действующее лицо – мусульманское государство, сложившееся в Аравии.
Аравия в силу климатических условий делилась на две неравные части: 7/8 ее террито
Ранний ислам. Хиджра
В 610 г. сорокалетнему курайшиту Мухаммаду из аристократического рода хашим, в котором наследовался ряд почетных функций, связанных с культом Каабы, стали являться какие-то
Внешняя политика Арабского халифата
Едва весть о смерти пророка распространилась по Аравии, как отовсюду стали изгонять сборщиков садаки и отвергать власть Медины, так как по мнению большинства, договоры были заключены лично с пророк
Социально-экономические отношения при первых халифах
Если на первом этапе существования Халифата экономические отношения не были жестко отрегулированы, то при Омаре положение изменилось.
Ознакомившись с ситуацией на месте, Омар принял решени
Халифат Омейядов (Умайядов). 661-750
Возвращаясь к политической истории Халифата, вспоминаем, что после смерти Али претендентом на престол халифа оказался Муавия. Откупившись от Хасана, Муавия простил всех боровшихся против него, зада
Халифат Аббасидов. 750-1258
Начало правления Аббасидов разочаровало многих участников движения, которые привели их к власти: шииты и хариджиты быстро поняли, что их лозунги были использованы Аббасидами лишь для маскировки, ож
Государства распавшегося халифата
Окончательно политическую власть Аббасидские халифы потеряли в 945 г., когда Багдад был взят представителями иранского шиитского рода Буидов (945-1056). За халифами был оставлена только духовная вл
Египет и Сирия
В 60-х гг. IX в. эмир Египта Ахмад ибн Тулун, укрепив свою власть, создал фактически независимое государство Тулунидов (868-905). С начала X в. Египет стал объектом притязан
Северная Африка
В 788-789 гг. праправнук Али, Идрис, образовал независимое государство на территории нынешнего Марокко, положив начало династии Идрисидов (788-974). Образование государства
Иран и Средняя Азия
Пестрая в этническом и религиозном отношении империя Аббасидов сохраняла свое единство в основном благодаря силе оружия, огромной армии. Ядром этой наемной армии были хорасанские и среднеазиатские
Индия в IV-V вв.
В географическом отношении Индия делилась на две части: Северную (от реки Нарбадды и Виндхийских гор) и Южную часть, которая называлась Декан (на языке хинди это слово означало юг).
Еще в
Б) Южная Индия
Самыми значительными явлениями общественной и политической жизни Южной Индии в первые века нашей эры было создание крупных государственных объединений, возникновение и становление раннефеодальных о
Особенности социальной организации
Главная особенность социальной организации индийского общества был кастовый строй. Еще в древности сложилось деление общества на четыре варны (сословия):
брахманы – жрецы
кшатрии
Вторжение гуннов-эфталитов
Золотой век Гуптов продолжался недолго, и в сер. V в. т.н. «белые гунны», или гунны-эфталиты из Центральной Азии вторглись в Индию Гуптов, и к концу этого столетия империя была разрушена. Из курса
Государства Северной Индии в VI-XII вв.
После распада империи Гуптов, а затем и гуннского государства Михиракулы Северная Индия была раздроблена на множество мелких княжеств. В них продолжали править в качестве независимых государей преж
Государства Декана в Южной Индии в VI-XII вв.
На Декане в середине VII в. было несколько десятков государств. Возникшее еще в III в. государство Паллавов превратилось в крупную политическую силу. Однако распространению власти Паллавов в сторон
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов