рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура Китая в раннее средневековье

Культура Китая в раннее средневековье - раздел История, ИСТОРИЯ СТРАН Несмотря На Политическую Нестабильность И Разорение, В Iii-Vi Вв. В Китае Про...

Несмотря на политическую нестабильность и разорение, в III-VI вв. в Китае продолжает развиваться материальная и духовная культура. Распространяется новый метод глубокой вспашки плугом, на юге осваивается ирригация, усовершенствуются водоподъемные устройства, увеличивается урожайность, усовершенствуется ткацкий станок.

В V-VI вв. закладываются основы новой – осевой, симметричной планировки города. При постройке жилищ распространяется применение кирпича и кровельной черепицы. В быт на севере страны входят «варварские сиденья» (складные кресла), практика верховой езды на лошади, появляются стремена. В пищевом рационе наиболее примечательным является распространение чая в III-IV вв. как обыденного напитка.

Продолжалось накопление научных знаний. В конце V в. южно-китайский ученый Цзу Чунчжи с большой точностью вычислил значение числа p, Были усовершенствованы картографические принципы, пополнились историко-географические сведения о стране, расширялись и представления об окружающем мире, в частности, о странах Юго-Восточной Азии. Историческая наука пополнилась пятью новыми династийными (официальными) историями. Совершенствуется право, появляются первые труды по теории литературного творчества. Люди науки того времени были энциклопедистами. Ярким примером того может быть Го Пу (276-324), который в комментариях к различным трактатам проявил себя как знаток древних текстов, астроном, математик, ботаник, зоолог, географ и геолог.

Значительные сдвиги происходят в мироощущении. Большим престижем начинают пользоваться отшельничество, бегство от суетности политической жизни, медитация. В аристократической и интеллектуальной среде получает распространение особый стиль жизни «ветра и потока» (фэн лю), характеризующийся демонстративной отрешенностью от политических дел и повседневных забот, нарочитым равнодушием к богатству и почестям. Это новое видение мира неотделимо от тех кардинальных изменений в идеологии, произошедших в этот период, а именно оттеснения позиций прежнего ортодоксального конфуцианства религиозным даосизмом и буддизмом.

Становление даосизма как широкого религиозного течения происходит в II-V вв. Даосская религиозная практика основывалась на поисках бессмертия и выливалась в поиски соответствующего элексира с помощью алхимии, в медитацию, общие моления и мистерии, гадания и прорицания, гигиену питания и т.п. В одном из царств в IV в. даосизм даже стал государственной идеологией. Он пользовался и немалым влиянием при дворе Восточной Цзинь, а в 444 г. благодаря стараниями одного из проповедников даосизм был провозглашен государственной религией в империи Северная Вэй. Но преобладание его оказалось непродолжительным и он был потеснен буддизмом.

Буддийское учение начало проникать в Китай с середины I в. из Центральной Азии. В III в. буддизм активно проникает в южные районы Китая. Резкий подъем его влияния наблюдается с IV в. Растет количество монастырей и монахов, при храмах появляются общины мирян, переводятся на китайский язык обширный буддийский канон, появляются оригинальные китайские буддийский сочинения. С рубежа IV-V вв. почти все правители китайских государств покровительствовали буддизму. В Северной Вэй он фактически завоевал положение государственной религии со второй половины V в., а в южной империи – с начала VI в. Монастыри, пользуясь покровительством властей, не только превращаются в центры образования, но и приобретают значительные земельные владения, накапливают богатство.

Попадая на китайскую почву, новое учение впитывало многие черты китайской идеологии и культуры. Происходила «китаизация» буддизма, становление здесь особого, самостоятельного очага его развития. Все это способствовало тому, что буддизм здесь быстро занял преобладающие позиции в идеологии и органически вошел в сам образ жизни широких масс населения. Конечно, не все происходило так гладко, распространение буддизма встречало и сопротивление в стране как со стороны конфуцианцев, так и со стороны даосов, однако остановить распространение нового учения было невозможно.

Перемены, происходившие в III-VI вв. охватывают также искусство и литературу. Здесь прослеживаются большая утонченность, аристократизация, мощное влияние буддийской идеологии и активное проникновение иноземных культурных достижений. В китайской архитектуре появляется такой новый тип сооружений, как пагода. Вырабатываются и закрепляются новые эстетические представления в живописи. В IV в. возникает утонченная пейзажная лирика, совершенствуется портрет, разнообразятся его типы. Под сильным непосредственным воздействием буддийской традиции происходит становление китайской скульптуры как самостоятельного вида искусства. В Китай проникает индийская (буддийская) музыка.

В литературе также отразилось изменение мировоззренческих ориентиров и жизненных ценностей. Характерными чертами того времени стали внимание к индивидуальным чертам и проявлениям, утонченность, пессимизм, душевная потерянность, отрешенность, одиночество. Все эти черты можно проследить в сборнике «Новое изложение рассказов, в свете ходящих».

Несмотря на всю сложность политической ситуации III-VI вв., не прекращались культурные и дипломатические контакты Китая с отдаленными странами. Продолжали, хотя и не так интенсивно, использоваться обе ветви Великого Шелкового пути, ведшего из Китая в Среднюю Азию, Иран и далее вплоть до восточных провинций Римской империи. Сильный толчок развитию связей с отмеченными районами, а также с Северной Индией дало проникновение в Китай буддизма, сопровождавшееся встречным движением миссионеров и паломников.

Итак, в Китае III-VI вв. происходят радикальные перемены, затронувшие все важнейшие сферы жизни общества. Их истоки восходят к кризису древней империи. Иноземные вторжения лишь ускорили отмеченные перемены, а не явились их первопричиной. Изживание старого порядка было результатом внутреннего процесса развития, а не случайным или принесенным извне. Значимость и всесторонность перемен позволяет назвать это время переходным. От чего к чему - вопрос дискуссионный.

С одной стороны, мы видим разложение имперских порядков, усугубленное вторжением иноземных племен, стоявших на более низкой ступени развития; милитаризацию общества; распад его на локальные ячейки; натурализацию хозяйства; появление новых категорий полузависимых работников и выделение аристократической верхушки; усиление личностных взаимоотношений. Все это можно рассматривать как признаки феодализации.

Однако, с другой стороны, в III-VI вв. в стране наблюдаются явления, не характерные для феодальных классических нормативов. Несмотря на резкое повышение роли и влияния военных кругов, их преобладание не было закреплено соответствующими привилегиями, т.е. военно-феодальное сословие не сложилось. Равным образом не получила доступ к власти верхушка «сильных домов». Ее ведущая на местном уровне роль так и осталась неформальной, а это, соответственно не привело к появлению соответствующей государственной надстройки. Не оформилась как самостоятельное сословие аристократия. Большинство крестьянства, как охваченного надельной системой, так и не охваченное, юридически не утратило личной свободы. Расплывчатостью отмечалось и положение неполноправных слоев. Реальные сословные различия, т.е. не совпадали с формально провозглашенными, что и не позволяло сложиться завершенному сословному строю.

 

КИТАЙ В КОНЦЕ VI – НАЧАЛЕ X ВВ. ИМПЕРИИ СУЙ И ТАН

1. Государственное устройство.

2. Внешняя политика

3. Кризис VIII-IX вв.

4. Экономическое развитие

5. Социальный строй.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СТРАН

О П Жалменова... ИСТОРИЯ СТРАН...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура Китая в раннее средневековье

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Империя Цинь
На протяжении длительного времени на территории бассейна Хуанхэ и среднего течения Янцзы шел процесс этногенеза древнекитайской народности. Политическое объединение древнего Китая в рамках централи

Становление империи Хань
Если говорить в целом о действиях Лю Бана, то, придя к власти, он отменил жестокие законы Цинь, облегчил бремя налогов и повинностей. Однако административное деление и бюрократическая система остав

Реформы Ван Мана и крушение Старшей Хань
Реформы были Китаю жизненно необходимы, вопрос был лишь в том, кому и как проводить эти реформы. Первая попытка реформ была предпринята в годы императора Ай-ди (6-1 гг. до н.э.), но вызвала резкий

Младшая династия Хань
Гуан У-ди начал свое правление подавлением движения повстанцев, что удалось ему сделать к 29 г. Но все же мощнейшее в истории Китая движение «Краснобровых» привело к некоторому облегчению положения

Эпоха Троецарствия
Падение империи Хань на рубеже II-III вв. повлекло за собой глубокие структурные изменения. Рушился имперский порядок – устоявшийся за предшествующие четыре столетия тип государственного и социальн

Период Нань-бэй чао (IV-VI вв.)
Необходимо отметить грандиозные политические изменения, происходившие в период Нань бэй чао. После создания империи Цзинь Сыма Янем уже через 10 лет, как уже упоминалось, единство страны было утрач

Социальная структура
Характерной чертой общественной жизни Китая в III-VI вв. являлось глубокое социальное неравенство. С одной стороны, возрастает роль родовитости, принадлежности к высшим круг

Государственное устройство
На рубеже V-VI вв. стабилизируется политическое и экономическое положение Китая. Стихают междоусобицы, нет новых разрушительных набегов кочевников. Растет население, налаживается хозяйство, пополня

Внешняя политика
Объединение страны, систематизация управления, расширение и укрепление надельного землепользования обеспечили укрепление экономического положения, что позволило в конце VI – начале VII в. активизир

Кризис VIII-IX вв.
Потеря внешнеполитических позиций отражала постепенное нарастание кризисных явлений в империи, которые были обусловлены разложением и крушением в конце VIII в. ее экономической основы – надельной с

Экономическое развитие
Экономика возродившейся в конце VI в. империи базировалась на аграрном производстве. А его состояние зависело от уровня возделывания земли, от системы землепользования, от политики регулирования се

Социальный строй
В VI-IX вв. официально было принято деление на «чиновников» и «народ». «Народ», в свою очередь, состоял из четырех категорий – ученые, земледельцы, ремесленники, торговцы. Но подобное деление не от

Культура
Восстановление имперского порядка открыло дорогу взлету культуры страны. Расширяются посевные площади, на севере страны распространение получает овощеводство, на юге осваивается ранний и поздний со

Политика первых императоров династии Сун (960-1279)
Политическая раздробленность – следствие ослабления и разложения централизованной власти и грандиозной крестьянской войны Хуан Чао – охватывает страну еще с конца IX в. После падения династии Тан р

Положение в деревне
Аграрная политика сунского правительства показывала ослабление государственности. Для пополнения государственной казны было необходимо упорядочить взимание налоговых поступлений, а сделать это было

Реформаторское движение в 30-80-гг. XI в.
Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярко выразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждавший, что «устои государства с каждым днем ветшают, чиновников становится все больш

Новые тенденции в развитии экономики XI-XIII вв.
Бурные политические события X-XIII вв. отразились и на экономической жизни страны. Междоусобицы IX – начала X вв. привели к заметному запустению и разрухе. Особенно пострадал район прежних столиц –

Нашествие кочевников
К сожалению, сунская империя была слишком цивилизованной для своего времени. В то время как при дворе рассуждали о литературе, экономической теории и политической философии, дикие кочевники степей

Изменения социального строя
В X-XIII вв. происходят дальнейшие перемены в социальном портрете китайского общества. Заметно падает влияние аристократических кланов. Еще с н. XI в. перестают составляться генеалогические списки-

Культура X-XIII вв.
Благодаря ксилографии еще шире распространились книги, книгопечатание стало обыденностью. Удешевление книжной продукции способствовало росту грамотности, возросло количество казенных училищ, открыл

Период Трех государств.
В первые века нашей эры на территории Корейского полуострова существовал ряд политических объединений, возникавших на племенной основе. На самом севере располагалось Пуё, к югу от него – родственно

Государство Объединенное Силла
Итак, государство Силла к V в. было самым слабым из трех ранних корейских государств, но с сер. VI в. началось его быстрое усиление и оно вступило в борьбу за первенство на полуострове. Ваны Силла,

Япония в III-VI вв.
Япония – древнее, самобытное островное государство, заселение которого продолжалось на протяжении многих веков. Этническая история страны связана с 5 компонентами. Это айны, индонезийский элемент,

Реформы Тайка
К VII в. в Японии сложилась кризисная обстановка. Причиной этого была борьба за частное обладание зависимыми людьми и землей, борьба за господство над свободными общинниками между правителями Ямато

Японское общество и государство в VII-X вв.
Новое общество имело следующие экономические, социальные и политические черты. После переворота 645 г. был взят курс на объединение всего господствующего класса в централизованную бюрократ

Особенности развития Японии в XI-XII вв.
В середине XI в. произошло усиление автократического правления императорской фамилии. Интересной особенностью этого периода был рост влияния в светских делах экс-императоров, принимавших монашество

Культура Японии раннего средневековья
Традиция связывает возникновение письменности с VI в. Формирование государственного аппарата потребовало расширения делопроизводства, что способствовало повышению значения письменности и уже в 662

Расселение, территориальные захваты тюрок и создание государства.
В I тысячелетии н.э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях, в горах Средней и Центральной Азии. Преобладание здесь все более переходило к тюркоязычным племенам. Этими

Внутриполитический кризис империи. Восточнотюркский каганат.
Тюркское общество в период расселения и территориальных захватов переживало социальную перестройку, в ходе которой возникали многие противоречия. Непрерывные завоевательные войны несколько приглуша

Западнотюркский каганат
Западнотюркский каганат имел, по существу, свою историю. Первым правителем западных территорий каганата стал Истеми, брат Бумын-кагана. Он носил титул ябгу-кагана, в дальнейшем традиционный для зап

Социально-экономическое развитие и государственная структура
Сасанидская держава стала наследницей такого известного вам государства, как Парфия. Парфянская держава не являлась централизованным государством, и в большинстве областей Парфии правили полунезави

Религия и ереси
При Сасанидах государственной религией Ирана был реформированный зороастризм. Зороастризм – древняя религия иранских народов, названная по имени пророка Зороастра (иранс. – Заратуштра). Возникнув в

Реформы Хосрова I Ануширвана
Следствием восстания стали стремительные реформы Хосрова, который находился у власти с 531 по 579 г. Чиновника, рискнувшего высказаться против реформ, Хосров приказал на своих глазах забросать черн

Внешняя политика
Внешняя политика Ирана сосредотачивалась исключительно на взаимоотношениях с соседями. Главной была борьба с Римом за сирийские области и Закавказье. С Кушанской империей Сасаниды боролись

Культура доисламского Ирана
Государственной религией сасанидского Ирана был зороастризм, и это казывает на преемственность между Сасанидским и Парфянским государствами. Именно при Сасанидах была кодифицирована Авеста – сложны

Доисламская Аравия
В VII в. на сцену истории вышло новое действующее лицо – мусульманское государство, сложившееся в Аравии. Аравия в силу климатических условий делилась на две неравные части: 7/8 ее террито

Ранний ислам. Хиджра
В 610 г. сорокалетнему курайшиту Мухаммаду из аристократического рода хашим, в котором наследовался ряд почетных функций, связанных с культом Каабы, стали являться какие-то

Внешняя политика Арабского халифата
Едва весть о смерти пророка распространилась по Аравии, как отовсюду стали изгонять сборщиков садаки и отвергать власть Медины, так как по мнению большинства, договоры были заключены лично с пророк

Социально-экономические отношения при первых халифах
Если на первом этапе существования Халифата экономические отношения не были жестко отрегулированы, то при Омаре положение изменилось. Ознакомившись с ситуацией на месте, Омар принял решени

Халифат Омейядов (Умайядов). 661-750
Возвращаясь к политической истории Халифата, вспоминаем, что после смерти Али претендентом на престол халифа оказался Муавия. Откупившись от Хасана, Муавия простил всех боровшихся против него, зада

Халифат Аббасидов. 750-1258
Начало правления Аббасидов разочаровало многих участников движения, которые привели их к власти: шииты и хариджиты быстро поняли, что их лозунги были использованы Аббасидами лишь для маскировки, ож

Государства распавшегося халифата
Окончательно политическую власть Аббасидские халифы потеряли в 945 г., когда Багдад был взят представителями иранского шиитского рода Буидов (945-1056). За халифами был оставлена только духовная вл

Египет и Сирия
В 60-х гг. IX в. эмир Египта Ахмад ибн Тулун, укрепив свою власть, создал фактически независимое государство Тулунидов (868-905). С начала X в. Египет стал объектом притязан

Северная Африка
В 788-789 гг. праправнук Али, Идрис, образовал независимое государство на территории нынешнего Марокко, положив начало династии Идрисидов (788-974). Образование государства

Иран и Средняя Азия
Пестрая в этническом и религиозном отношении империя Аббасидов сохраняла свое единство в основном благодаря силе оружия, огромной армии. Ядром этой наемной армии были хорасанские и среднеазиатские

Индия в IV-V вв.
В географическом отношении Индия делилась на две части: Северную (от реки Нарбадды и Виндхийских гор) и Южную часть, которая называлась Декан (на языке хинди это слово означало юг). Еще в

Б) Южная Индия
Самыми значительными явлениями общественной и политической жизни Южной Индии в первые века нашей эры было создание крупных государственных объединений, возникновение и становление раннефеодальных о

Особенности социальной организации
Главная особенность социальной организации индийского общества был кастовый строй. Еще в древности сложилось деление общества на четыре варны (сословия): брахманы – жрецы кшатрии

Вторжение гуннов-эфталитов
Золотой век Гуптов продолжался недолго, и в сер. V в. т.н. «белые гунны», или гунны-эфталиты из Центральной Азии вторглись в Индию Гуптов, и к концу этого столетия империя была разрушена. Из курса

Государства Северной Индии в VI-XII вв.
После распада империи Гуптов, а затем и гуннского государства Михиракулы Северная Индия была раздроблена на множество мелких княжеств. В них продолжали править в качестве независимых государей преж

Государства Декана в Южной Индии в VI-XII вв.
На Декане в середине VII в. было несколько десятков государств. Возникшее еще в III в. государство Паллавов превратилось в крупную политическую силу. Однако распространению власти Паллавов в сторон

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги