рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Крестный путь

Крестный путь - раздел Религия, РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА Лк. 23, 26-33А: Иисуса Ведут[542] На Распятие. Крестный Путь ...

Лк. 23, 26-33а: Иисуса ведут[542] на распятие.

Крестный путь Спасителя (Краткая историческая справка)

Отойдя от арки, где, по преданию, был выведен Спаситель Пилатом со словами «се человек», более 100 шагов, при повороте улицы налево, видим мраморную колонну. Здесь было первое падение Господа, изнемогшего от истязаний и тяжести креста; в этом месте выходит из-за дома Пилата небольшой переулок. Предание повествует, что Богоматерь, видя неправедное осуждение Неповинного, хотела просить милости у Пилата, но бесчеловечные воины грубо оттолкнули Ее, и Она, желая еще увидеть сладчайшего Сына Своего, устремилась навстречу крестному Его шествию, пройдя этим переулком. Кто изобразит чувства Матери, при виде окровавленного и истерзанного Божественного Сына Ее? На этом месте существовала церковь, построенная святой царицею Еленою. В нескольких шагах от переулка, где произошла встреча Божией Матери со свои Божественным Сыном на пути его к Голгофе, улица поворачивает вправо и идет мимо расписанного узором дома евангельского богача. Близ этого места встречен был Симон Киринейский, удостоившийся понести крест Спасителя мира; место сие означено углубленным в стене камнем особого цвета. Следуя далее крестным путем, после места, где крест взял Симон[543] Киринейский,[544] указывают место дома блаженной Вероники, сподобившейся, как говорит предание, отереть полотенцем окровавленный лик Спасителя; далее указывают место второго падения Божественного Крестоносца, означенное лежащею колонною и огромным на ней камнем; наконец достигаем Судных ворот, от коих видны лишь остатки. Во время Спасителя город с западной стороны оканчивался этими воротам (а Голгофа была за стенами городскими), и тут читали приговоры осужденным на смерть. Так было учинено и со Спасителем мира; на память этого события у стены ближайшего дома (занимаемого ныне французским консульством) стоит колонна, к которой, как говорят, был прибит приговор. Пройдя несколько шагов от судных ворот, указывают вделанную в стену древнюю капитель, означающую то место, где Спаситель сказал, обратясь к следовавшим за Ним с плачем женам Иерусалимским, чтобы они не о Нем, а о себе плакали. Далее нельзя прямо идти страстным путем: он застроен домами, - надо обходить. Шагов 15 не доходя храма Воскресения Христова, находим колонну, означающую третье падение Христа Спасителя; тем и кончается страстной путь.

 

Вблизи Иерусалима на Голгофе

Голгофа (краткая историческая справка)

Так называлась горная возвышенность на северо-запад от Иерусалима. Сейчас Голгофа находится в самом городе, близ западной его оконечности. Голгофа в переводе означает краниево или «лобное» место, а также переводится словом «череп». Так она называлась, по мнению одних, по сходству ее с головным черепом, по кругообразной форме своей; а, по мнению других, по множеству находившихся на ней черепов казненных преступников. По преданию же Церкви, здесь царем Мелхиседеком был погребен Адам. Голгофа была местом позорным, уделом злодеев, и на это-то место приведен был Единородный Сын Божий неистовыми распинателями Своими. Вступив во храм Воскресения Христова, вправо от святых врат и камня миропомазания, по мраморной лестнице 28-ю ступенями входим на святую гору Голгофу. В одном из утесов Голгофы было углубление в виде пещеры. Там стерегли преступников, приводимых на распятие, пока приготовляемо было все нужное для совершения над ними казни. В эту пещеру всажен был и Божественный Страдалец. Возле скалы Голгофской была лощина, куда повергали тела и кресты распинаемых. Туда был повергнут и крест Господень, и, дабы скрыть на веки это сокровище, враги креста засыпали его камнями и землею, и на месте этом построили храм языческой богине Венере; но, по благоволению Божию, по прошествии 300 лет после Р.Х., Крест Христов обретен был благочестивою царицею Еленою. Алтарь и престол Голгофские открыты, как бы в знамение призвания всего мира в Церковь Христову. На возвышенном мраморном помосте стоит величественное во весь рост распятие Христово; животворящая кровь Господня как бы струится из пресвятых Его язв на Голгофу; кресту предстоят пораженные глубокой скорбью пречистая Его Матерь и возлюбленный ученик Иоанн. Открытый престол Голгофский осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое водружен был животворящий крест Господень. Отверстие обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением страстей Христовых; к этому месту припадая благоговейно, со страхом и любовью прикладываются поклонники. Позади Распятия и престола сделан иконостас с изображением страстей Христовых. Иконы украшены сребропозлащенными ризами, стены и своды расписаны, несколько богатых лампад, неугасимо горящих, довершают украшение святилища Голгофского. В правой стороне оного находится отделенная аркой латинская церковь, на том месте, где, по преданию, пригвождали Господа ко кресту. Патриархи и архиереи служат на Голгофе без митр, в воспоминание уничижения Христова, бывшего на сем месте. Кресты разбойников, стоявшие несколько позади креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы. Сойдя с Голгофы, входим в придел, устроенный под Голгофской Церковью во имя святого Иоанна Крестителя Господня. За престолом, сквозь железную решетку, при свете неугасимо теплящейся лампады, видно продолжение Голгофской трещины; здесь, по общему на востоке преданию, погребена глава праотца нашего Адама. Где было начало смерти, там последовало начало жизни. «Якоже бо о Адаме все умирают, такожде и о Христе все оживут.» (1 Кор. 15, 22). Посему и место сие называется краниево, или лобное. В обычай вошло с древних времен, в воспоминание сего предания, изображать под крестом череп головы Адамовой. В притворе сего придела со входа, по преданию, погребен священник Бога Вышнего Мельхиседек, царь Салимский. Против Голгофы, в 60 шагах от нее, находится за решеткою камень, именуемый «узы Спасителя», с иссеченными в нем двумя отверстиями, в которые были заключены пресвятые ноги Спасителя во время мучений Его в претории, откуда перенесен этот камень. От сего места, в 10 шагах, в углублении находится придел, посвященный Божией Матери. В бывшей тут пещере Божественного Страдальца стерегли воины во время приготовления на Голгофе орудий для Его казни; а, когда повели Его на вольное распятие, то тут оставались пренепорочная многоскорбная Его матерь со святыми женами и взирали с сего места, как неистовые изверги-мучители, возложив преступные богоубийственные руки свои на неповинного Агнца, сладчайшего Ее Сына и Господа, немилосердно пригвождали Его к кресту.

 

Ин. 19, 18-24: Истязание. Распятие. Надпись на табличке. Жребий[545] об одежде.

 

Распятие и Крест Господень (краткая историческая справка)

О мучении на Голгофе и распятии Христовом святитель Димитрий Ростовский, основываясь на описаниях древних святых отцов, повествует, что когда привели Господа на Голгофу для распятия и стали снимать с Него одежды, прилипшие к иссеченному телу Его, то язвы Его терзались и раздирались, и лютейшая болезнь обновлялась, что пред распятием Господь обесчещен был мерзким плюновением, что Сам Долготерпеливый восхотел Он возлечь на крест, но зверообразные мучители Его, яростно устремившись, повергли Его на крест, и с таким неистовством растянули пресвятое тело Его, что все составы расступились и подвинулись со своих мест; и столь немилостиво пригвоздили руки и ноги Его к кресту, что все жилы и составы Его терзались. Тогда сбылось пророческое слово: «ископаша руце Мои и нозе Мои; исчетоша все кости Мои» (Пс. 21, 16-18). Распятие от древних времен служило самою жестокою и позорною смертною казнью и доселе (на конец XIX века) еще существует между индусами и китайцами. Римляне считали распятие самою позорною смертью, на которую осуждались только одни изменники и великие злодеи. Известный Римский оратор Цицерон считал даже самое упоминание о крестной казни недостойным Римского гражданина и свободного человека. Осужденный на распятие был обнажаем с оставлением только узкого препоясания вокруг чресл, привязываем до груди к крестному древу и затем его мучительно били прутьями, или бичами, сделанными из кожаных полос, что уже одно причиняло смерть. После бичевания преступника заставляли нести весь крест, или часть его, к месту казни. Местом казни обычно служило какое-либо возвышенное место вне города и близ большой дороги. И вот, предварительно сняв с распинаемого одежды, его сначала привязывали к крестному древу, и затем пригвождали к кресту его руки и ноги острыми железными гвоздями. Чтобы несколько облегчить страдания преступника, было в обычае давать ему вино, смешанное со смирною. Уксус также служил освежительным питьем для римских воинов. Господь не принял вино со смирною и вкусил несколько уксус. Преступников обыкновенно пригвождали к кресту четыре Римских солдата, назначенные для этой цели, которым обыкновенно отдавалась по жребию одежда распинаемого. По Римскому обычаю, преступление распятого писалось кратко на дощечке, которая сверху прикреплялась к кресту. Она называлась у Римлян titulus, или, в русской Библии, надпись. Растяжение членов после только что перенесенного мучительного бичевания, невозможность сделать малейшее движение без страшной боли, прободение рук и ног острыми гвоздями, и притом в частях тела самых восприимчивых к мучительной боли, долговременное висение на кресте под лучами палящего солнца, потеря крови, – все это усиливало до самой высшей степени крестные страдания. Это нередко продолжалось до трех дней и более. Вот почему Пилат удивился, узнавши, что Господь Иисус Христос предал дух Свой раньше означенного времени (Мк. 15, 44). У Римлян осужденный на крестную смерть нередко оставался на кресте дотоле, пока тело его не падало на землю от собственной тяжести; но в провинции Иудейской иудеям было позволено, в силу предписаний закона Моисеева: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» ( Втор. 21, 22-23), - оканчивать страдания осужденных на крестную казнь и прежде солнечного заката. Это производилось различными способами: иногда подкладывали огонь к подножию креста, а иногда перебивали члены их молотом, или прободали бок копьем. Кресты были различной формы: трехчастный, вроде греческой буквы «тау» – T, четырехчастный – квадратный – +, или продолговатый – † и косвенный, в роде греческого C. Неопровержимые основания имеют для себя четырехконечная форма креста Христова, – только этот крест удовлетворяет показаниям всех евангелистов. Что касается до древа, из какого был сделан крест, то наиболее распространенное мнение, что он был сделан из трех дерев: из кипариса, певга (один из видов сосны, или, по мнению других, это особый род кедра или особый род кипариса) и кедра. Об этом повторяется и в песнях церковных и в молитвах («Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» – Ис. 60, 13). Крест врывали в землю, а в высоту иногда он простирался, как говорят, от 3 до 4,5 метров, так что ноги страдальца обыкновенно отстояли от земли на 1,2 метра. Поперечная перекладина обыкновенно бывала от 2 до 2,5 метров в длину. Толщина же Креста была около 22 см. При такой величине и толщине он был очень тяжел. Эта перекладина находилась в середине или близ средины верхней части креста, на которую преступника поднимали веревками. На месте бывшего вертограда Иосифова находится католический храм, в коем хранится за решеткой, открываемой только в великую среду, часть каменного столба, к которому Иисус Христос был привязан в темнице во время мучений Его, и здесь же будто бы, узнан был из трех обретенных царицею Еленою крестов – Крест Христов. От сего места сход по 28 ступеням в подземную армянскую церковь, из коей еще 12 ступеней ведут в подземелье, где святой Еленою обретен был Животворящий Крест Господень в 326 г. По Р.Х. На месте обретения его, в самом углублении пещеры устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные камни природной скалы, в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время страстей Христовых. Здесь же устроен католический престол и вверху видно окно в скале, из которого, по преданию, святая Царица Елена смотрела на работавших при откапывании креста Господня, который врагами Его глубоко был засыпан. Тут же указывают каменное ложе, наподобие кресел, на котором сидела святая царица. Подземелье это находится на месте бывшей лощины, именуемой «юдолию мертвых, куда повергали тела распятых с крестами их; туда же низринут был и крест Христов, а впоследствии засыпан землею, камнями и всяким сором. В Палестине находится монастырь, именуемый Крестным потому, что он построен на том месте, где по преданию, произрастало древо, употребленное впоследствии на крест, на коем распят был Господь наш Иисус Христос. Под престолом соборной церкви в полу сделано обложенное серебром отверстие, к которому паломники прикладываются. Это, по преданию, то самое место, где произросло честное древо, срубленное на крест Господень; с зажженными свечами паломники спускаются в самую пещеру, находящуюся под алтарем. Священная история изобилует прообразами Честного и Животворящего Креста: Начертал некогда Моисей знамение Креста на водах Чермного моря, и оно расступилось: люди Божии прошли по дну его, как по суше. Нестерпимая была горечь источников в пустыне, но как только боговдохновенный вождь Израильский вложил древо в воды, они сделались сладкими, чем преобразовалось древо Креста Господня, источившее сладость всему миру. Ударил Моисей жезлом краесекомый камень, и потекли из него благодатные струи, утоляющие духовную жажду верующими. Пророк Елисей погрузил древо в Иордан и оно извлекло сокрытую в глубине вод секиру, в знамение того, что древом крестным из чрева адова изведены грешники. Распростер Иисус Навин крестообразно руки свои, и ста солнце посреди небеси (Нав. 10, 12). И во многих знамениях ветхозаветных предизображался Крест Христов, - спасительное оружие мира, непобедимая победа. Блаженны уста наши, лобызающие сие драгоценнейшее древо! Блаженны чело и перси, и рамена наши, осеняемые победоносным этим знамением! Крестом святые Апостолы, как неким чудным ралом, возорали всю вселенную и посеяли на ней слово Божие, как пшеницу. Из них святой Апостол Андрей, веденный мучителями к Кресту на распятие, увидев издали крестное знамение, с восторгом взывал: «радуйся, Кресте, плотию Христа освященный, и членами Его, как маргаритами украшенный! Прежде, нежели возшел на тебя Господь мой, ты страшен был для земных; но теперь, когда ты вместил в себя любовь небесную, то быть распростертым на тебе есть дар. Знают верные, сколько сокрыто в тебе щедрот, сколько уготовано наград. Безбоязненно и весело я иду к тебе; но и ты с веселием и радостью прими меня, ученика Распявшегося на тебе. Я всегда любил тебя и горел желанием обнять тебя. О, блаженный кресте, приявший великолепие и красоту от членов Господа, многократно желанный и неусыпно искомый! Возьми меня от Среды человеков, и вручи Учителю моему. Пусть от тебя получит меня Тот, Кто чрез тебя искупил меня» (Послание пресвитеров и диаконов Ахаия, учеников святого Апостола Андрея и очевидцев его мученичества). Святая Церковь поет: «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящеся того коварства, ни ловительства: яко бо гордый упразднися и попран быть на древе, силою распятого Христа» (стихиры честному Кресту, глас 6).

 

Лк. 23, 34а: Молитва о прощении распинающих.

 

Пророчество о молитве за врагов:

Пс. 108, 4: За любовь мою они враждуют на меня; а я молюсь.

 

Мф. 27, 39-44: Люди насмехаются над распятым Спасителем.

Ин. 19, 25-29: Иоанн Богослов и Богоматерь[546] у подножия Креста.

Плач[547] Пресвятой Богородицы.

 

Пророчество о друзьях, стоящих в отдалении:

Пс. 37, 12: Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

 

Лк. 23, 39-43: Обращение благоразумного разбойника.[548]

Покланяясь страстям Христовым, возопиим со Святой Церковью: днесь Владыка твари и Господь славы на кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная; венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждою облачится поругания, и заушается бранною рукою, рукою Создавый человека; по плещма биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевание и раны приемлет, поношения и заушения; и вся терпит мене ради осужденного, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен.

Пророчество о распятии Спасителя:

Втор. 28, 66: И будет живот твой висящ пред очима твоима.

Мф. 27, 45: Сопровождение страшных событий затмением[549].

Пророчество о затмении:

Ам. 8, 9: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА

На сайте allrefs.net читайте: "РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Крестный путь

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Священной Библейской Истории Ветхого и Нового Завета
  «С детства ты знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение» (2 Тим. 3, 15)   Религиозная подготовк

Священной Библейской Истории Ветхого Завета
«Да не отходит сия книга Закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь» (Нав. 1, 8).   Священная Библейская история Ветхого Завета обнимает собой

Вступление
  Объем материала учебного года · Изложение общих понятий. · Библейская история Ветхого завета (основные события в их взаимосвязи).

Общие понятия
Цели и задачи курса I периода Священной Библейской Истории Ветхого Завета · Примеры действия великого промысла

Картина сотворения мира
  Шесть дней творения мира: «У Господа тысяча лет как один день и один день как тысячу лет». Древнееврейское слово «иом» означало и день, и вообще любой определенный п

Два направления в жизни допотопного человечества
  Потомство Каина (Быт. 4, 17-24). Быт. 4, 19: Женитьба Ламеха на Аде и Цилле  рождение двоеженства; Быт. 4, 23-24: Высшая гордость потомков Каина в лице Лам

События, предшествующие Всемирному потопу
  Быт. 6, 3: Предупреждение Божие, призыв к покаянию. Быт. 6, 4: Рождение исполинов от брака сынов Божиих с дочерьми человеческими. Быт. 6, 5-7: Нечестие лю

Контрольный опрос по первому периоду
1. Быт. 1, 1-5: слова о начале и первом дне творения — наизусть. 2. Описать второй день творения. 3. Описать третий день творения. 4. Описать четвертый день творения.

Всемирный потоп
  Быт. 7, 1-6: Повеление Божие войти в ковчег. Быт. 7, 7-24: События[22] потопа. Быт. 8, 1-12: Убывание воды.   Поиски Ноева ковчега (краткая

Вавилонское столпотворение — смешение языков и рассеяние народов
  Быт. 11, 1-9: Логичное завершение пути Хамова  горделивая мысль о великой Вавилонской башне.[28] Смешение языков. Расселение людей по всей земле.[29] Идолопоклонство — закон

Вопросы для повторения
1. Всемирный потоп. 2. Жизнь Ноя после потопа. 3. Родословие народов. 4. Вавилонское столпотворение — смешение языков и родословная народов. Конт

Призвание Авраама
Быт. 11, 31-32: Переселение семейства[33] из Ура[34] Халдейского в Харран.[35] Быт. 12, 1-3: Призвание Авраама. Завет Бога с Авраамом. Авраам с семейством в Египте (Быт. 12, 10-20

Знамение Завета
Быт. 17, 1-8: Подтверждение Завета. Наречение имени Авраам. Быт. 17, 9-14: Знамение Завета — закон об обрезании мужеского пола. Прообраз святого крещения. Обетование Исаака. Нареч

Благословение Иакова и Исава
Женитьба Исава в тягость Исааку и Ревекке (Быт. 26, 34-35). Отец готовится к благословению сына. Исав охотится за дичью (Быт. 27, 1-5). Ревекка и Иаков прибегают

Иаков и Лаван
Иаков встречается с Рахилью у колодезя (Быт. 29, 1-12). Иаков встречается с Лаваном (Быт. 29, 13-14). Иаков семь лет работает за Рахиль[64] (Быт. 29, 15-20). Лаван обманы

Встреча Иакова с Исавом
Послы Иакова отправляются навстречу к Исаву (Быт. 32, 1-5). Возвращение послов. Сообщение о том, что Исав с 400 воинами идет навстречу к Иакову (Быт. 32, 6-8). Быт. 32, 9-12: Моли

Пророческое благословение Иаковом колен Израилевых
Иаков призывает своих сыновей (Быт. 49, 1-2). Быт. 49, 3-4: Благословение колена Рувима. Быт. 49, 5-7: Благословение колен Симеона и Левия. Быт. 49, 8-12: Благословение к

Смерть Иосифа
Быт. 50, 15-21: Милость Иосифа к своим братьям. Быт. 50, 22-26: Смерть Иосифа.   Книга Иова. История Иова  

Характеристика Патриархальной эпохи
Отличительная особенность Патриархальной эпохи — непосредственное общение патриархов с Богом. Начало опыта нравственно-отеческого управления. Три отдельных ступени в отношении Бога к людям:

Вопросы для повторения
1. Начало истории еврейского рода. 2. Призвание Авраама. 3. Авраам и Лот. 4. Мелхиседек, царь Салимский. 5. Завет Бога с Авраамом и Обетование сына. 6.

До вступления в землю обетованную
Времена вождей   Времена вождей продолжаются от событий исхода Израильтян из Египта (1250 г. до Р.Х.) до окончани

Десять казней Египетских
Фараон отказывается отпустить Израиля (Исх. 5, 1-5). Исх. 5, 6-18: Угнетение народа усиливается. Ропот народа на Моисея и Аарона (Исх. 5, 19-21). Исх. 5, 22-6, 13: Обещан

Странствование по пустыне до горы Синай
Исх. 15, 22-26: Мера:[103] горькая вода превращена в сладкую — о необходимости исполнять закон Божий. Чрез древо горькая вода делается сладкой, — прообраз древа Жизни и Обетование о Животворящем Кр

Синайское законодательство
Хорив. Гора Синай (краткая историческая справка) Название Синай означает «скалистый», «утесистый». Так называется одна из гор Хорива и пустыня Каменистой Аравии. У Арабов в настоя

Поход до земли Обетованной
Перепись всего народа по повелению Божию (Чис. 1). Распределение колен в стане и их начальники (Чис. 2). Правило о левитах (Чис. 3 - 4). Законы и правила в стане (Чис. 5-

События сорокалетнего странствования
Пустыня — школа нравственного воспитания. Строгость наказания, приучающая к точному исполнению закона. Чис. 16, 1-40: Бунт Корея[128], Дафана[129] и Авирона[130] с притязанием на священств

Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина
Втор. 31, 11: Повеление Божие читать книгу Закона перед всем Израилем. Втор. 31, 14-23: Явление Господа Моисею и Иисусу Навину; Втор. 31, 24-27: Повеление Божие хранить книгу Зако

Законодательство Моисея
Книга закона — в святой скинии. Моисеев закон как образец справедливости (о книге Второзаконие). Понятие теократической[135] формы правления как образца высшего и идеального духовного прав

Земля Обетованная
Географическое положение и природа страны   Земля, которую обещал Господь народу Израильскому и к которой теперь привел Он народ свой, предс

О книге Иисуса Навина
  Книга Иисуса Навина — первая историческая книга Ветхого Завета. По-еврейски она называется «Иошуа». Она продолжает собой книгу Второзаконие, начинаясь словами «По смерти Моисея,

Вхождение в Землю Обетованную
Израильтяне перед Землей Обетованной   Итак, Израильтяне стояли теперь на границе Земли Обетованной. 1. По смерти Моисея, раба Г

Покорение Гая
Жители Гайские[142] обращают Израиля в бегство (Нав. 7, 1-5); Скорбь и молитва Иисуса Навина (Нав. 7, 6-9); Обличение Господом Богом в похищении заклятого (Нав. 7, 10-15);

Девора и Варак
Суд. 4, 1-3: Притеснение Хананеями. очередное падение народа израильского. Двадцатилетнее рабство от Иавина.[152] Девора[153] — судья народа израильского. Женщина — избавительница угнетенн

Судья Гедеон
Суд. 6, 1: очередное падение народа Израильского, семилетнее рабство от мадианитян. Суд. 6, 6: вопль Израиля. Суд. 6, 7-10: Господь о причине падений в народе израильском. Бедстви

Характеристика периода Судей
Вся история периода Судей есть печальная история постоянных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства с неразлучно следовавшими за ними бедствиями. Робок голос совести и сознания долга, и пороки бе

Первосвященник Илий — судья народа Израильского
Появление в народе первосвященника Илия[183] — указание на пробуждение религиозного духа (в смутное время история ничего не говорит о первосвященниках). Соединение должности первосвященника и народ

Самуил — последний пророк и судия
Рождение и детство Самуила[189] (1 Цар. 1, 1 - 4, 1): ответ на молитву бесплодной будущей матери Самуила (1, 9-18). Посвящение младенца Самуила Господу (1, 28). Песнь Анн

Пророческая песнь Анны и предсказание о Мессии
1 Цар. 2, 1-10: Пророческая песнь Анны. Основная мысль молитвы: Господь – единственный истинный утешитель и защитник всех страждущих и смиренных, а также правосудный отмститель людям гордым и злым,

Царь Саул: начало царствования и падение
Желание евреев иметь царя. Самуил становится судьей после смерти Илия. По старости Самуил ставит судьями над Израилем своих сыновей, но они «не ходили путями его, а уклонились в корысть», вследстви

Царь Давид и Саул
1 Цар. 16, 1-5: Бог посылает Самуила в дом Иессея;[194] 1 Цар. 16, 6-13: избрание и помазание Давида[195] на царство (Давид, как пример не внешнего, а внутреннего достоинства на царство. Ц

Гибель Саула
1 Цар. 22, 11-19: Саул убивает Ахимелеха[199] и 85[200] священников. 1 Цар. 27, 1-4: Бегство Давида к Филистимлянам (прообраз бегства Господа Иисуса Христа в Египет); 1 Цар. 28, 3

Царствование Давида
  2 Цар. 2, 2-4: воцарение Давида в Хевроне.   Хеврон (краткая историческая справка)   Слово «Хеврон» означает «связь», «соединение». Это

Завещание и смерть Давида
Борьба за престолонаследие (Адония[215] и Соломон): Адония добивается Царства (3 Цар. 1, 5-10). Нафан извещает Вирсавию (3 Цар. 1, 11-14). Вирсавия у Давида (3 Цар. 1, 15

Храм премудрого Соломона
Построение храма (3 Цар. гл. 5-7: семилетнее строительство (1017-1009 гг. до Р.Х.), изображение херувимов; храм Соломона, как прообраз христианского православного храма).   Х

Продолжение царствования премудрого Соломона
3 Цар. 9, 1-9: второе явление Божие Соломону (в зените славы, могущества и успеха Господь напоминает, что судьба его дома и всего народа Израильского зависит от верности царя уставам и законам Госп

Характеристика времен царей
Управление трех великих царей — время высшего расцвета. Но на примере царей, лучших ставленников Божиих, видно, что исконное зло внедрилось в нравственную природу человека и единственная надежда на

Контрольние вопросы
1. Желание евреев иметь царя. 2. Избрание Саула на царство. 3. Бог отвергает Саула. 4. Избрание и помазание Давида. 5. Гонения Саулом Давида. 6. Преступ

Израильского и Иудейского царств
После смерти Соломона в 931 году происходит разделение царства на Северное и Южное — Израиль и Иудею. Общая численность населения — 5 млн. человек.

Ахав — седьмой царь Израильский
Постепенное уклонение в идолопоклонство на фоне усиления благочестия в царстве Иудином. Положительные качества Ахава:[227] задатки добра, выраженные в любви к искусствам, способность воспр

Пророк Илия
3 Цар. 17, 1: появление пророка Илии[229] во время высшего идолопоклоннического нечестия. Величайший пророк Ветхозаветной церкви — прообраз проповедника покаяния, который был предтечей Христа: «Жив

Войны Ахава с Сирией. Первый поход Ахава на Сирию
  Сирия (краткая историческая справка) Слово «Сирия» означает в еврейском тексте словом Арам или Арамея, что переводится «страна высокая». В обширнейшем значении слова Сирия

Виноградник Навуфея
3 Цар. 21, 1-4: Ахав желает овладеть виноградником Навуфея[237]. 3 Цар. 21, 5-16: Иезавель захватывает виноградник. Убийство Навуфея. 3 Цар. 21, 17-26: Илия предрекает гибель Ахав

Третий поход Ахава на Сирию
3 Цар. 22, 1-4: новая война с Венададом; призвание в союзники Иосафата царя Иудейского. 3 Цар. 22, 5-12: Требование Иосафата испросить волю Божию через пророков, предсказание 400 пророков

Пророк Елисей
4 Цар. 2, 1-12а: Взятие Илии на небо. Призвание пророка Елисея: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». 4 Цар. 2, 12б-25: множество чудес пророка Елисея. Елисей как новый Моисей

Царь Израильский Ииуй и его приемники
4 Цар. 9, 1-13: помазание Ииуя[247] на царство. 4 Цар. 9, 14-26: Поражение и убийство Иорама, царя Израильского. 4 Цар. 9, 27-29: Поражение и убийство Охозии, царя Иудейского.

Смерть пророка Елисея
4 Цар. 13, 14-19: Елисей и стрела избавления. 4 Цар. 13, 20-21: смерть Елисея и чудо у гроба его (еще раз о Елисее как прообразе Спасителя).   Иеровоам II —

Пророк Иона
  Ион. 1, 1-3: Долготерпение Божие к Израилю — послание пророка Ионы[251] проповедовать ниневитянам смирение и покаяние (пророки Израиля и раньше имели вес в языческих государствах).

Начало падения царства Израильского
Нечестие и кровожадность ряда царей Израиля после Иеровоама II: Захарий[252] (4 Цар. 15, 8-12). Селлум[253] (4 Цар. 15, 13-16). Менаим[254] — семнадцатый царь Израиля (пе

Заселение Израиля новыми пришельцами
Для обеспечения безопасности ассирийский царь уводит в плен большую часть населения страны, где те расселились между различными племенами. А на их место в Палестину он переселил язычников (жители В

Слабость и нечестие Ровоама и Авии
Ровоам:[273] начальная политическая ошибка, нравственное усиление царства Иудейского переселением от Иеровоама колена Левина. Гарем Ровоама (28 сыновей и 60 дочерей). 3 Цар. 14, 2

Благочестивое царствование Асы и Иосафата
Аса[275] — третий царь Иудейский: очищение своего государства от религиозно-нравственного зла, — лучшие качества предка царя Давида (пример: лишение своей матери Аны[276] звания царицы за то, что о

Иоас — восьмой царь Иудейский
Благотворное влияние первосвященника Иодая[280] на молодого царя Иоаса[281] — пример доброго плода совместных усилий государственной и религиозной власти (4 Цар. 12, 1-3). 4 Цар. 12, 4-16:

Ахаз — двенадцатый царь Иудейский
4 Цар. 16, 1-4: Нечестие Ахаза,[284] воздвижение идолов Ваалу и приношение в жертву Молоху[285] собственных детей. 4 Цар. 16, 5-9: Нападения объединенных сил царя Сирийского и царя Израиль

Езекия — тринадцатый царь Иудейский
4 Цар. 18, 1-8: Благочестие Езекии.[289] С сильною верою и упованием на Господа низвержение ассирийского ига. 4 Цар. 18, 13 - 19, 19: Нашествие Сеннахерима.[290] 4 Цар. 18, 13-18:

Манассия — царь Иудейский
В лице Манассии[292] на престоле Давидовом воцарилось дикое нечестие и безверие. 4 Цар. 21, 1-9: Нечестие Манассии (он «повел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывател

Падение Ассирийской монархии.
Падение Ниневии (краткая историческая справка) Вавилонские хроники, хранящиеся в Британском музее в Лондоне, определяют год падения Ниневии как 612 г. до Р.Х. Осада города

Иосия — шестнадцатый царь иудейский
Верность Иосии[298] Богу Истинному — преобразовательная деятельность (4 Цар. 22, 1-2). Благочестивые дела Иосии: 4 Цар. 22, 3-7: исправление повреждений в храме.[299] 4 Ц

Падение царства Иудейского
Возобновление пророчеств во времена Иосии (пророки Наум,[302] Софония,[303] Аввакум[304] и величайший из них Иеремия). 4 Цар. 23, 28-30: Смерть Иосии (несчастная смерть во время стычки при

История царства Израильского
21.Каким образом Иеровоам произвел религиозный раскол в народе? 22.В чем причина устройства религиозного раскола Иеровоамом? 23.В какой город пришел человек Божий из Иудеи с проро

История царства Иудейского
103.Какую политическую ошибку совершает Ровоам, первый царь Иудейский? 104.Кто такой Сусакима? 105.Как звали приемника Ровоама? 106.Назовите имена первых трех царей Иудей

Период восьмой. Вавилонское владычество
(607-537 гг. до Р.Х.)   Вавилон (краткая историческая справка) Страна, в которую иудеи были уведены в плен, представляла обширную низменную равнину,

Внешнее и религиозное состояние иудеев
Для пленных в Вавилоне были отведены особые кварталы, но большая часть расселена в других городах. Простая масса народа употреблялась на полевые и другие тяжелые работы, но эти работы не имели хара

Пророческая деятельность Иезекииля
Пророки, верные хранители завета Иеговы, не оставляли избранного народа и в годину его бедствия. Иез. 5, 5-17: пророк Иезекииль — священник при Иерусалимском храме. Иезекииль уведен был в

Пророк Даниил
Даниил[319] еще отроком был уведен в плен при первом взятии Иерусалима Навуходоносором. Дан. 1, 3-7: избрание иудейских юношей, «чтобы научить их книгам и языку халдейскому». В их числе ок

Три чуда с Навуходоносором
Сон Навуходоносора об истукане и камне от горы (Дан. 2): Дан. 2, 1-13: забытый сон Навуходоносора. истолкование сна Даниилом (Дан. 2, 14-49):

Последние видения Даниила
Дан. 8: явление ангела и предсказание об освобождении народа из плена, восстановление Иерусалима и храма и искупление мира «смертью Христа-Владыки». видение о семидесяти седминах (Дан. 9):

Манифест об освобождении пленников
1 Езд. 1, 2-4: Кир, узнав о великих знамениях, решил оказать народу еврейскому великую милость: издание указа об освобождении Иудеев из плена и о построении храма в Иерусалиме. 536 г. до Р

Иудеев из плена до Рождества Христова
  Девятый период обнимает собой около пяти с половиной столетий, считая от 536 года, когда издан был указ Кира об освобождении иудеев из плена. В хронологическом отношении он распадае

Создание второго храма
1 Езд. 3, 1-7: Сооружение[330] жертвенника на развалинах храма, всесожжение, празднование праздника Кущей. 1 Езд. 3, 8-13: Торжественная закладка нового храма во второй месяц следующего го

Последние пророки — Аггей, Захария и Малахия
Аггей[336] и Захария[337] выступали с пророческим словом еще при Зоровавеле и ободряли народ в строительстве храма, предсказывая полный успех святому делу, в то же время предвещая скорое наступлени

История Есфири и Мардохея
  Пример милости Божией и к иудеям, оставшимся в Персии. Видимость торжества зла. Есфирь[338] и Мардохей[339] в Сузах.[340] Царь Артаксеркс[341] устраивает

Времена греческого владычества
  По пророчеству Даниила: конец Персидской монархии — начало монархии Греческой. Александр[346] Македонский[347] – основатель новой монархии. Завоевание всего мира. Торжественная встр

Маккавеи и их подвиги для церкви и государства
  Старец Елиазар — мученики Соломония[352] и семь ее сыновей (2 Мак. 5, 7). Особая ревность престарелого священника Маттафия[353] и сыновей его Иуды, Ионафана и Симона. Иуда, сын Матт

Иудеи под владычеством римлян
  Нашествие римского полководца Помпея для подавления смуты (64 г. до Р.Х.). Порабощение Иудеи Римом[355] и плата дани (с 63 г. до Р.Х.). Власть переходит в руки идумеянина Антипатра.

Контрольный опрос по периоду от Ездры до Рождества Христова
  1. Назовите исторические рамки последнего периода Ветхозаветной истории. 2. Назовите временные рамки последнего периода Ветхозаветной истории. 3. Какие книги Свяще

Священной Библейской истории
  1. Общий ход 1. Описать второй день творения. 2. Описать третий день творения. 3. Описать четвертый день творения. 4. Описать пятый день творения

Священной Библейской Истории Нового Завета
«Бог избрал нас прежде создания мира, определил к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 1, 4).  

События, предваряющие Рождество Христово
Родословие Иисуса Христа: Мф. 1, 1-17: Ведение родословной линии от Авраама до Иосифа, нареченного мужем Марии. Упоминание женских имен у Евангелиста Матфея (Фамарь,[367] Раав,[368] Руфь[369] и кос

Иерусалим и Иерусалимский храм
Время Рождества Господа нашего Иисуса Христа (краткая историческая справка) Принятое у нас теперь ис

Назарет
Назарет (краткая историческая справка) Название Назарет означает «отрасль», «отпрыск» или «огражденное мест

Апреля 5 года до н.э.
Лк. 1, 26-38: Благовещение[381] Пресвятой Деве Марии о рождении от Нея Сына Божия.   Празднование Благовещения (краткая историческая справка)

Рождество, детство и отрочество Спасителя мира
Вифлеем (краткая историческая справка) Название «Вифлеем» означает «дом хлеба». Впервые сей город упоминается в книге Бытие (35,

Января 4 года до н.э.
Лк. 2, 21: Обрезание Господне. Иерусалим (краткая историческая справка) Название «Иерусалим» означает «основание», «жилище мир

Февраля 4 года до н.э.
Лк. 2, 22-38: Сретение[393] Господне. Пророчества Симеона[394] (28-35) и Анны[395] (36-38).   Вифлеем[396] Мф. 2, 1-12: Поклонение волхвов[397]. Нау

Год до н.э.
Мф. 2, 13-15: Бегство[400] святого семейства в Египет. Мф. 2, 16-18: Избиение младенцев в Вифлееме и его окрестностях царем Иродом.[401]   Пророчество об избиении

Крещение Спасителя.
  Иудейская пустыня (краткая историческая справка) В глубокой древности здесь было очень много монастырей. Условия здесь суро

Иордан, близ Галгала[412]и Иерихона
Мф. 3, 13-17: Крещение[413] Иисуса Христа и свидетельство Иоанна.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выписать в тетрадь и выучить наизусть: Ин. 1, 1

Через день после свидетельства Иоанна Крестителя о Иисусе Христе. Вечер, 16 часов
Ин. 1, 35-39: Первая встреча учеников Иоанна Крестителя Андрея и Иоанна с Иисусом Христом. Ин. 1, 40-42: Петр приходит ко Спасителю. Апостол Ан

Капернаум
Капернаум (краткая историческая справка) Название Капернаум означает «селение Наума» или «село утешения». Этот город упоминается только в Новом Завете. Он был

Год по Р.Х.
Назарет Лк. 4, 16-30: Проповедь[430] Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Первое отвержение Иисуса Христа в Назарете. Желание народа убить[431] Иисуса. Берег Галилейского

Капернаум
Лк. 6, 6-11: Исцеление сухорукого в субботу в синагоге.   Близ Капернаума, гора Блаженств[441] Мф. 12, 15-21: Злоба фарисеев. Множе

Нагорная проповедь
Лк. 6, 17: Множество народа, пришедших на проповедь Спасителя.   Пророчество об обращении язычников: Пс. 17, 50: За то буду славить Тебя, Господ

Галилея
Мф. 11, 1: Путешествие по Галилее. Наин Лк. 7, 11-17: Воскрешение сына наинской[448] вдовы. Галилея Мф. 11, 2-19: Иоанн Креститель посылает учеников к Иисусу. Ии

Августа
Мк. 6, 14-29: Ирод расспрашивает о Христе. Смерть[465] Иоанна Крестителя от руки Ирода Антипы за его обличение в незаконной связи с Иродиадой.[466] Соломия[467] просит в награду голову про

На другой день после хождения по воде
  Проповедь о Хлебе жизни натретью Пасху (Ин. 6, 22-65): Ин. 6, 22-40: «Я есмь хлеб, сшедший с небес». Ин. 6, 41-59: Ропот Иудеев против слов Спасителя. Ин.

Пределы[476] Тирские и Сидонские
  Тир (краткая историческая справка) Слово Тир означает «скала». Тир – древний знаменитый Финикийский город. По сидетельству Иосифа

Гора Фавор
  Гора Фавор (краткая историческая справка) Гора Фавор находится на восток от Назарета. Фавор впечатляет издалека, отличаясь своей грандио

На другой день после восхождения на Фавор
Деворра[481] Мк. 9, 14-29: Исцеление бесноватого отрока. «Верую, Господи! Помоги моему неверию». «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

Иосафатова долина
Мост через Кедронский поток[486] Исцеление слепорожденного (Ин. 9): Ин. 9, 1-12: Исцеление слепорожденного. Иисус отправляет его на купальню Сило

Дом одного фарисея
Лк. 11, 37-54: Осуждение внешней праведности фарисеев и законников. Иудея Лк. 12, 1-12: Предостережение от закваски фарисейской (лицемерия). Лк. 12, 13-21: Притча о безра

Год по Р.Х.
Заиорданье Ин. 10, 40-42: Иисус уходит за Иордан, в Перею. Лк. 13, 6-9: Притча о бесплодной смоковнице. Лк. 13, 10-17: Исцеление согбенной женщины в субботу. Пут

Дом фарисея
Иисус на обеде в доме фарисея (Лк. 14, 1-24): Лк. 14, 1-6: Исцеление больного водянкой в субботу; Лк. 14, 7-14: Притча о смирении; Лк. 14, 15-24: Притча о званых н

Заиорданье – Перея
Лк. 17, 20-21: Царство Божие внутри вас есть. Лк. 17, 22-37: О внезапном пришествии Сына Человеческого. Лк. 18, 1-8: Притча о судье неправедном. Лк. 18, 9-14: Притча о мы

Выписать в тетрадь и выучить наизусть
  Мф. 4, 3-11: Искушение Иисуса Христа диаволом. Ин. 3, 4-8: Слова Спасителя о рождении свыше. Ин. 3, 16-21: Заключение беседы с Никодимом. Ин. 3, 36: Слово

Повторить вопросы
  1. Искушение Иисуса Христа диаволом. 2. Первая встреча учеников Иоанна Крестителя с Иисусом Христом. 3. Призвание Филиппа и Нафанаила. 4. Первое чудо в Ка

Воскресенье 2 апреля
Гора Елеонская, Вифания, Иерусалим Лк. 19, 28-40: Вход[505] Господень в Иерусалим. Лк. 19, 41-44: Скорбь[506] Иисуса о Иерусалиме.   Пророчество о входе

Вторник 4 апреля
По пути в Иерусалим Мк. 11, 20-26: Объяснение проклятия смоковницы. Господь о силе веры и необходимости прощения.   Храм Иерусалимский Мф. 21, 23-27: Старей

Сионская Горница
Гора Сион (краткая историческая справка) Боговдохновенный царь-пророк Давид святую гору Сион ублажал многими похвалами. Он наименовал ее горою Божиею, домом Божиим, ж

Дворец первосвященника в Иерусалиме
Ин. 18, 13: Иисуса отводят к Анне.   Первосвященник Анна (краткая историческая справка) Анна (Анан) – первосвященник, сын Сифа. Был первосвящен

Помещение синедриона
Лк. 22, 66-71: Окончательный[534] приговор Иисусу синедрионом.   О потере Синедрионом права суда (краткая историческая справка) Уже за 23 года

Пятница 7 апреля
Иерусалим Мф. 27, 3-10: Иуда возвращает плату. Его самоубийство.   Пророчество о 30 серебряниках Иуды: Зах. 11, 12-13: И скажу им: если у

Дворец римского правителя
Лк. 23, 13-25 и Ин. 18, 33-40: Пилат опять пытается отпустить Иисуса. Иудеи испрашивают Варавву[537].   Мф. 27, 19: Жена[538] Пилата отговаривает мужа от приговора.

Часов дня
Ин. 19, 4-16а: Пилат еще раз пытается отпустить Иисуса. Се человек.[540] Пилат на Лифостротоне[541] сообщает свой окончательный приговор. Пророчество о том, что Спасителя будут нена

Пятница 7 апреля, 3 часа дня
Мф. 27, 46-50: Смерть[550] Иисуса.   Пророчество о крике отчаяния от своего одиночества: Пс. 21, 2: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?&#

Суббота 8 апреля
Мф. 27, 62-66: Выспрашивание[557] первосвященников и фарисеев стражи у Пилата. Стража у запечатанного гроба.   О камне, приваленном ко гробу (краткая историческая справка)

Раннее утро
Явление Господа Пресвятой Деве Марии.   Явление Воскресшего Спасителя Божией Матери (краткая историческая справка) Святое Евангелие, п

Гора Елеонская вблизи Вифании
Лк. 24, 50-53: Вознесение[574] Господне.   Пророчества о Вознесении Господнем: Пс. 23, 7-10: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечн

Г. по Р.Х.
Успение Божией Матери.   Успение Божией Матери (краткая историческая справка) Недалеко от вершины Вознесения горы Елеонской показывают то место

Второе пришествие Спасителя
Откр[579]. 22, 20: «Гряду скоро!». Пророчество о втором пришествии во славе: Пс. 49, 3-6: Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги