рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Земля Обетованная

Земля Обетованная - раздел Религия, РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА Географическое Положение И Природа Страны...

Географическое положение и природа страны

 

Земля, которую обещал Господь народу Израильскому и к которой теперь привел Он народ свой, представляла собой гористую полосу, которая известна также под названием Палестины. Эта земля простирается вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов гор Ливанских на севере (Ливан, Антиливан, южные склоны Ермона) до Синайского полуострова на юге (между 31 и 33 гр. с. ш. и 34 и 36 гр. в. д.). Общая протяженность Палестины около 250 километров в длину. Ширина Палестины у истоков Иордана не превышает и 70 километров, но на юге эта ширина достигает 250 километров. Вся территория Палестины разделена на две части долиной реки Иордан.

Внешние природные факторы помогали некоторой обособленности страны. Естественные преграды отделяли Палестину от окружающего мира, разобщали ее с ним, предоставляя своим обитателям свободно выбирать между сохранением отчужденности и полной самостоятельностью и самобытностью и, с другой стороны, сношение с чужими странами. Самой природой обеспечивалась также и безопасность страны: на юг – безводная пустыня; на север – непроходимые хребты гор; на запад – безбрежное и негостеприимное у этих берегов море; на восток – великая Сирийская пустыня.

По своему внешнему характеру эта страна преимущественно гористая. От северной ее границы начинаются горы Ливана и Антиливана и непрерывными грядами параллельно спускаются до самого юга страны и тянуться по обеим сторонам реки Иордан. Один из этих горных хребтов, склоняясь к западу, образует долину, по которой течет река Иордаан, а другой, таким же образом понижаясь к западу до самого Средиземного моря образует равнины Филистимскую и Саронскую.

Западная гряда гор, которая тянется через Палестину, по средине прерывается большой равниной Ездрилонской, которая разделят страну на две части – северную и южную. В обеих этих частях горная цепь рассыпается на множество холмов, которые перемешиваются плодороднейшими долинами, а среди этих холмов по местам вздымаются горы. К этим горам относятся на севере – Ермон, Фавор и Кармил; а на юге – Гаризим, Гевал, Сион и гора Елеонская. Из этих гор самая величественная – Ермон, высотой более 2800 метров над уровнем моря. Эта гора имеет снеговую вершину и видна более чем за 150 километров с более-менее возвышенного места. Другие горы не превышают и трети высоты Ермона, но знамениты связанными с ними великими историческими воспоминаниями.

Промежуточные долины располагаются на разных высотах. Так, равнина Хеврона является плоскогорьем (высота около 1000 метров от уровня моря). Долина же Иорданская представляет собой глубокую впадину (- 150 метров от уровня моря). А некоторые точки достигают еще большей углубленности. Так уровень Мертвого моря и прилегающих к нему равнин – около 400 метров ниже уровня Средиземного моря. Это самая низкая точка земного шара.

Вследствие такого своеобразного устройства, Палестина включает в себя широкий контраст рельефа и природных особенностей, которые нигде более не встречаются на земном шаре. Снеговые вершины Ливана и Ермона, так сказать, смотрят на долины и пустыни юга, где палит солнце. В близком соседстве растут самые разнородные деревья – пальмы, любящие зной и дуб, предпочитающий умеренный климат.

С севера на юг, почти в прямом направлении течет река Иордан, беря свое начало в недрах Ермона. На своем пути Иордан протекает через два озера – Меромское и Геннисаретское, и, наконец, впадает в Мертвое море. Общая протяженность реки около 150 километров, ширина в летнее время – около 25 метров, глубина – от двух до четырех метров.

Из двух озер особенно замечательно озеро Геннисаретское. Оно имеет протяженность более 20 километров в длину и более 10 километров – в ширину. Озеро это отличается чрезвычайной прозрачностью своих вод и имеет большое количество рыбы. По берегам озера растут финиковые и банановые пальмы, смоковницы, виноград, гранат и другие плодовые деревья. Чрезвычайно теплый и влажный воздух делает плоды этих деревьев особо чудесными. Окружающая озеро местность поражает своей живописностью и плодородием. Недаром иудеи говорили, что если рай еще есть на земле, то здесь именно дверь, которая ведет в него. Именно здесь, в этой Галилейской земле и проведет 30 лет своей жизни Господь Иисус Христос: здесь пройдет детство Божественного отрока, подготовление его к великому делу спасения людей, здесь будут избраны Апостолы, сотворены первые чудеса, сказаны притчи.

Полную противоположность Геннисаретскому (Галилейскому) озеру представляет Мертвое море, куда изливается Иордан. Оно имеет более 70 километров в длину и до 20 километров в ширину. Лежа в глубоком котловане, оно производит тяжелое и подавляющее впечатление. Вода ее настолько пропитаны солью, что в этих водах не может существовать никакая жизнь. Кажется, что сам воздух вокруг этого озера насыщен соленой горечью. Окружающая местность, которая представляет собой камни, местами пропитанные солью, выглядит пустынно и безжизненно.

Кремнистые берега, поднимающиеся от поверхности моря более чем на 500 метров, лишенные всякой растительности, довершают мрачную картину. Все это напоминает нам о том страшном суде Божием, который постиг беззаконные и нечестивые города, расположенные здесь, в некогда цветущей долине.

Впрочем, присмотревшись к камням, мы можем заметить небольшую группу газелей[136], прягающих по скалам или кружащую над скалами птицу, говорящую о присутствии здесь живности. Следами прежнего великолепного плодородия, ради которого Лот, племянник Аврама, избирает эти земли (Быт. 13, 8-13), являются небольшие оазисы, на которых и теперь произрастают редкие бальзамовые растения и различные пальмы. Они образуют радостные зеленые островки среди палящего зноя, выжегшего все вокруг.

Благодаря своему географо-астрономическому положению в Палестине продолжительность дней и ночей всегда равна 12 часам, и только в самые жаркие летние месяцы и самые холодные зимние месяцы между днями и ночами наступает разница в 2 часа. Переход от дня к ночи и наоборот происходит с удивительной быстротой.

В Палестине собственно только два времени года — сырое и сухое. В начале осени наступают так называемые ранние дожди. В течение нескольких месяцев дождливые дни перемежаются с солнечными. Иногда водяные потоки обращаются в снежные хлопья и град. К концу сырого времени дождь начинает идти еще обильнее и получает название поздних дождей. Это распределение дождей зависит от двух главных источников влаги: Ливанских гор на севере и Средиземного моря на западе. Тающий в течение лета снег на этих горах наполняет осенью атмосферу влагой, образует облака.

В сухое время года, то есть летом, которое продолжается от апреля до октября, небо делается совершенно безоблачным и не выпадает ни одной капли дождя на землю. В это время для растительности Господь дает воды через богатые росы, образующиеся по ночам, которые с достаточностью замещают обилие дождя, а северо-западный ветер, в течение всего лета дующий с моря, значительно смягчает дневной зной.

Кроме обычного ветра с моря изредка свирепствует палящий восточный ветер (кадим), который вгоняет едкую пыль во все поры одежды и тела. Но и этот ветер не имеет той губительности, которой отличается африканский ветер самум. В этой земле совершенно нет никаких гнилостных болот. Болезни редки и те, которые приключаются, большею частью заносного характера.

В настоящее время Палестина видится паломнику местами пустынною и бесплодной. Но не такой была она в древности. В те времена, когда народ Израиля вступил в Землю Обетованную, она представляла собой как бы искусственный сад, заботливо насажденный среди окружавших страну пустынь.

Земля эта отличается изумительным плодородием, которое давало ей полное право называться страной, «где течет молоко и мед» (Исх. 3, 8). Потому Господь через пророка говорит: «Я поклялся им вывести их из земли Египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель» (Иезек. 20, 6). По описанию Моисея Господь привел Израиля «в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни - железо, и из гор которой будешь высекать медь» (Втор. 8, 7-9).

Самыми плодородными землями Палестины следует считать Галилею. К югу плодородие постепенно падает, по мере того, как долины сменяются сплошными известковыми холмами. Но и здесь земля изобилует хорошими пастбищами для стад. И только к югу от Хеврона местность имеет совершенно пустынный вид, и только по местам видны оазисы, орошаемые ключевой водой.

Вся береговая полоса представляла исключительно плодородную землю. При самой незначительной обработке земли эта местность давала небывалый хлебный урожай. Здесь прекрасно растут пальмы, маслины, лимоны.

Итак, Земля, в которую вступал Израиль, была во всем прекрасна. Смотря на нее, человек видел перст Божий. Особое чувство благодарения и благоговения ко Творцу охватывает человека, видящего эти неземные красоты.

Внешнее политическое положение в древности

Эта небольшая страна располагалась между двумя древними государствами, Египтом на юге и Месопотамии на севере, двумя величайшими центрами Древнего Востока. Это и определяло во многом ее политическую судьбу. Мы увидим в дальнейшем, что вся последующая история Израиля будет в тесном соприкосновении с обоими этими государствами.

Земля эта была ничтожно мала в сравнении с обширными пространствами, которые занимались такими государствами древнего мира, как Египет, Индия, Ассиро-Вавилония. С некоторым мест Палестины, с вершин гор, можно было одновременно видеть ее границы на востоке и западе: с одной стороны – волны Средиземного моря, с другой – мрачно сверкающую поверхность моря Мертвого с впадающем в него Иорданом и горами Галаадскими.

Палестина соприкасалась тогда со всеми тремя тогда частями света, здесь встречались Азия, Африка и Европа. Конечно, это было промыслительно: страна представляла собой средоточие, из которого в назначенное свыше время свет Христианской веры мог распространяться в окружающие страны.

В Южном Египте были найдены глиняные таблички, относящиеся к исследуемому нами времени — XV век до РХ. Эти таблички содержат письма палестинских царьков к египетским фараонам. Они достаточно емко рассказывают о политической зависимости Палестины от Египта.

Наряду с политической зависимостью от Египта наблюдалась культурное влияние Вавилона. Переписка велась на Вавилонском языке. Этот важный факт говорит, по всей видимости, о том, что влиянию Египта над Палестиной предшествовало влияние Вавилонского государства.

Несмотря на свою внешнюю незначительность, страна занимала в высшей степени выгодное и важное положение в древнем мире. Благодаря своему своеобразному положению, она находилась посреди могущественнейших монархий. Караванные пути пустыни и моря неизбежно простирались через эту страну, вернее через ее окраины, но никогда не через ее средину.

Вместе с тем, страна эта, в сущности, была достаточно уединена: она нигде не соприкасалась непосредственно с большими и великими идолопоклонническими народами и в то же время об этих народов жителем земли Хананской было достаточно известно.

Современное политическое окружение

Население, его язык, религия и гражданское состояние

Неудивительно, что столь благословенная земля не оставалась безлюдной. О внутренней жизни людей на этой территории до вступления Израиля в Палестину можно сказать следующее. Страна была населена Хананеями и раздроблена на множество мелких владений или княжеств. Царьки этих княжеств враждовали друг с другом, но все находились в вассальной зависимости от Египетского фараона. С самой глубокой древности она была густо заселена различными племенами, происходившими от Ханаана, сына Хама. Отсюда и сама земля называлась Ханааном.

Ханаан имел 11 сыновей: «От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей» (Быт. 10, 15). Впоследствии племена ханаанские рассеялись. Четверо сыновей, родоначальников четырех родов поселились в Сирии и Финикии. Остальные семь заняли и заселяли Палестину (хеттеи, иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, хананеи и ферезеи).

Потомки Иеевусея обитали в Иерусалиме до времен Давида (Нав. 15, 63: «Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня»; 2 Цар. 5, 6-9: «И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», это значило: «не войдет сюда Давид». Но Давид взял крепость Сион: это город Давидов. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень]. И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри».

Южную часть приморской долины занимали филистимляне, в соприкосновение с которыми входили еще Авраам и Исаак. Впоследствии филистимляне достигли такого могущества, что по ним и сама страна стала называться Палестиной (от пелиштим — филистимляне). Среди этих народов по местам встречались остатки первобытного исполинского племени рефаимов, следы которого сохранились и до более позднейшего времени. Надо сказать, что сами евреи объясняют, что земля эта изначально была сотворена для них и хананеям была дана подобно тому, как рабу отдают имущество его господина.

Итак, плотность населения этой земли была достаточна высока, имелись города и селения, между которыми раскинулись великолепные нивы и пастбища. Города были достаточно хорошо укреплены, строились они на вершинах гор, что их делало еще более неприступными для врагов. Все перечисленные народы, при частных отличиях говорили на одном языке, близком к еврейскому.[137] И имена этих царей были еврейскими (например, Авимелех, Мелхиседек, Сихем и пр.).

Но не только язык был общим у этих народов с народом израильским. По местам среди них сохранилась и истинная религия, как мы это видим в лице Мелхиседека, который был священником Бога Вышнего, и даже в лице филистимского царя Авимелеха, который также обнаруживал знание истинного Бога: «И было в то время, Авимелех с [Ахузафом невестоводителем и] Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь; и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь» (Быт. 21, 22-23).

Но, увы, это были только лишь следы. В основной своей массе потомки Ханаана были погружены в самое темное идолопоклонство. Наиболее развитый вид идолопоклонства был у Финикиан, который был для остальных некоторым религиозным образцом. Народы этой страны обожествляли силы природы, которые олицетворялись в божественной чете под именем Ваала и Астарты. Ваал олицетворял солнце, а Астарта – луну. Хананеи представляли их не частными произведениями Божественного творения, а как производительные силы природы, возбуждающих к плодоношению землю, животных и людей. Кроме того, Ханаане почитали семь низших богов, олицетворявших собой семь известных тогда племен. Кроме того, был еще особый восьмой бог Асмуна, который олицетворялся под образом змея и считался богом-целителем.

Служение этим богам отличалось крайней степенью разврата. При этом главную роль играли женщины. Жертвенники и капища устраивались на вершинах гор, под деревами, и посвящались Ваалу и Астарте. В каждом капище Ваала был конусообразный камень, как изображение оплодотворяющего органа, служившего главным предметом религиозного чествования. В конце осени совершался праздник печали, заканчивающийся самым грубым распутством. Женщины в течение семи лет скорби отыскивали исчезнувшего Ваала, то есть его деревянное или каменное изображение, от исступленной скорби рвали на себе волосы и ударяли себя в грудь. Жрецы под раздражающие звуки унылой музыки резали себе руки и тело ножами и кололи копьями. Но вот к концу праздника печали все исступленно восклицали: «жив Ваал!» и от этой исступленной радости девицы бесстыдно жертвовали своею честию за деньги, которые предназначались в жертву Астарте.

При храмах существовали особые храмовые блудницы, которые в течение целого года предавались распутству, как в самих храмах, так и на улицах, и назывались «посвященными» (кедешот). В честь Астарты мужчины и юноши оскопляли себя и одевались в женские одежды, чтобы этим уподобиться богу, который одновременно был и Ваалом и Астартой, мужеским и женским началом. Эти фанатические скопцы, которые занимались сбором милостыни для капищ, назывались так же посвященными (кедешим).

Понятно, что такая религия всю жизнь этих народов делала нечистою и омерзительною, уже навлекавшею на себя страшный гнев Божий – в наказании Содома и Гоморры.

В гражданском отношении ханаанские народы находились уже на довольно высокой степени цивилизации. Тем более это относится к финикианам, которые в это время уже вели обширную морскую торговлю и знакомы были со всеми сторонами цивилизованной жизни, другие ханаанские племена вслед за ними умели добывать металлы из рудников, ковали золотые и серебряные вещи для украшения, оружие и колесницы для войны, строили храмы и дворцы, умели укреплять стенами города, вели торговлю и знакомы были со счетоводством и письменностью. На высокое развитие и распространенность письменности указывает замечательное обстоятельство, что один из городов в Южной Палестине носил название Кириат-Сефер, то есть «город книг», название которого предполагает в нем существование целой библиотеки или книжного дома.


Книга Иисуса Навина

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА

На сайте allrefs.net читайте: "РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Земля Обетованная

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Священной Библейской Истории Ветхого и Нового Завета
  «С детства ты знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение» (2 Тим. 3, 15)   Религиозная подготовк

Священной Библейской Истории Ветхого Завета
«Да не отходит сия книга Закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь» (Нав. 1, 8).   Священная Библейская история Ветхого Завета обнимает собой

Вступление
  Объем материала учебного года · Изложение общих понятий. · Библейская история Ветхого завета (основные события в их взаимосвязи).

Общие понятия
Цели и задачи курса I периода Священной Библейской Истории Ветхого Завета · Примеры действия великого промысла

Картина сотворения мира
  Шесть дней творения мира: «У Господа тысяча лет как один день и один день как тысячу лет». Древнееврейское слово «иом» означало и день, и вообще любой определенный п

Два направления в жизни допотопного человечества
  Потомство Каина (Быт. 4, 17-24). Быт. 4, 19: Женитьба Ламеха на Аде и Цилле  рождение двоеженства; Быт. 4, 23-24: Высшая гордость потомков Каина в лице Лам

События, предшествующие Всемирному потопу
  Быт. 6, 3: Предупреждение Божие, призыв к покаянию. Быт. 6, 4: Рождение исполинов от брака сынов Божиих с дочерьми человеческими. Быт. 6, 5-7: Нечестие лю

Контрольный опрос по первому периоду
1. Быт. 1, 1-5: слова о начале и первом дне творения — наизусть. 2. Описать второй день творения. 3. Описать третий день творения. 4. Описать четвертый день творения.

Всемирный потоп
  Быт. 7, 1-6: Повеление Божие войти в ковчег. Быт. 7, 7-24: События[22] потопа. Быт. 8, 1-12: Убывание воды.   Поиски Ноева ковчега (краткая

Вавилонское столпотворение — смешение языков и рассеяние народов
  Быт. 11, 1-9: Логичное завершение пути Хамова  горделивая мысль о великой Вавилонской башне.[28] Смешение языков. Расселение людей по всей земле.[29] Идолопоклонство — закон

Вопросы для повторения
1. Всемирный потоп. 2. Жизнь Ноя после потопа. 3. Родословие народов. 4. Вавилонское столпотворение — смешение языков и родословная народов. Конт

Призвание Авраама
Быт. 11, 31-32: Переселение семейства[33] из Ура[34] Халдейского в Харран.[35] Быт. 12, 1-3: Призвание Авраама. Завет Бога с Авраамом. Авраам с семейством в Египте (Быт. 12, 10-20

Знамение Завета
Быт. 17, 1-8: Подтверждение Завета. Наречение имени Авраам. Быт. 17, 9-14: Знамение Завета — закон об обрезании мужеского пола. Прообраз святого крещения. Обетование Исаака. Нареч

Благословение Иакова и Исава
Женитьба Исава в тягость Исааку и Ревекке (Быт. 26, 34-35). Отец готовится к благословению сына. Исав охотится за дичью (Быт. 27, 1-5). Ревекка и Иаков прибегают

Иаков и Лаван
Иаков встречается с Рахилью у колодезя (Быт. 29, 1-12). Иаков встречается с Лаваном (Быт. 29, 13-14). Иаков семь лет работает за Рахиль[64] (Быт. 29, 15-20). Лаван обманы

Встреча Иакова с Исавом
Послы Иакова отправляются навстречу к Исаву (Быт. 32, 1-5). Возвращение послов. Сообщение о том, что Исав с 400 воинами идет навстречу к Иакову (Быт. 32, 6-8). Быт. 32, 9-12: Моли

Пророческое благословение Иаковом колен Израилевых
Иаков призывает своих сыновей (Быт. 49, 1-2). Быт. 49, 3-4: Благословение колена Рувима. Быт. 49, 5-7: Благословение колен Симеона и Левия. Быт. 49, 8-12: Благословение к

Смерть Иосифа
Быт. 50, 15-21: Милость Иосифа к своим братьям. Быт. 50, 22-26: Смерть Иосифа.   Книга Иова. История Иова  

Характеристика Патриархальной эпохи
Отличительная особенность Патриархальной эпохи — непосредственное общение патриархов с Богом. Начало опыта нравственно-отеческого управления. Три отдельных ступени в отношении Бога к людям:

Вопросы для повторения
1. Начало истории еврейского рода. 2. Призвание Авраама. 3. Авраам и Лот. 4. Мелхиседек, царь Салимский. 5. Завет Бога с Авраамом и Обетование сына. 6.

До вступления в землю обетованную
Времена вождей   Времена вождей продолжаются от событий исхода Израильтян из Египта (1250 г. до Р.Х.) до окончани

Десять казней Египетских
Фараон отказывается отпустить Израиля (Исх. 5, 1-5). Исх. 5, 6-18: Угнетение народа усиливается. Ропот народа на Моисея и Аарона (Исх. 5, 19-21). Исх. 5, 22-6, 13: Обещан

Странствование по пустыне до горы Синай
Исх. 15, 22-26: Мера:[103] горькая вода превращена в сладкую — о необходимости исполнять закон Божий. Чрез древо горькая вода делается сладкой, — прообраз древа Жизни и Обетование о Животворящем Кр

Синайское законодательство
Хорив. Гора Синай (краткая историческая справка) Название Синай означает «скалистый», «утесистый». Так называется одна из гор Хорива и пустыня Каменистой Аравии. У Арабов в настоя

Поход до земли Обетованной
Перепись всего народа по повелению Божию (Чис. 1). Распределение колен в стане и их начальники (Чис. 2). Правило о левитах (Чис. 3 - 4). Законы и правила в стане (Чис. 5-

События сорокалетнего странствования
Пустыня — школа нравственного воспитания. Строгость наказания, приучающая к точному исполнению закона. Чис. 16, 1-40: Бунт Корея[128], Дафана[129] и Авирона[130] с притязанием на священств

Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина
Втор. 31, 11: Повеление Божие читать книгу Закона перед всем Израилем. Втор. 31, 14-23: Явление Господа Моисею и Иисусу Навину; Втор. 31, 24-27: Повеление Божие хранить книгу Зако

Законодательство Моисея
Книга закона — в святой скинии. Моисеев закон как образец справедливости (о книге Второзаконие). Понятие теократической[135] формы правления как образца высшего и идеального духовного прав

О книге Иисуса Навина
  Книга Иисуса Навина — первая историческая книга Ветхого Завета. По-еврейски она называется «Иошуа». Она продолжает собой книгу Второзаконие, начинаясь словами «По смерти Моисея,

Вхождение в Землю Обетованную
Израильтяне перед Землей Обетованной   Итак, Израильтяне стояли теперь на границе Земли Обетованной. 1. По смерти Моисея, раба Г

Покорение Гая
Жители Гайские[142] обращают Израиля в бегство (Нав. 7, 1-5); Скорбь и молитва Иисуса Навина (Нав. 7, 6-9); Обличение Господом Богом в похищении заклятого (Нав. 7, 10-15);

Девора и Варак
Суд. 4, 1-3: Притеснение Хананеями. очередное падение народа израильского. Двадцатилетнее рабство от Иавина.[152] Девора[153] — судья народа израильского. Женщина — избавительница угнетенн

Судья Гедеон
Суд. 6, 1: очередное падение народа Израильского, семилетнее рабство от мадианитян. Суд. 6, 6: вопль Израиля. Суд. 6, 7-10: Господь о причине падений в народе израильском. Бедстви

Характеристика периода Судей
Вся история периода Судей есть печальная история постоянных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства с неразлучно следовавшими за ними бедствиями. Робок голос совести и сознания долга, и пороки бе

Первосвященник Илий — судья народа Израильского
Появление в народе первосвященника Илия[183] — указание на пробуждение религиозного духа (в смутное время история ничего не говорит о первосвященниках). Соединение должности первосвященника и народ

Самуил — последний пророк и судия
Рождение и детство Самуила[189] (1 Цар. 1, 1 - 4, 1): ответ на молитву бесплодной будущей матери Самуила (1, 9-18). Посвящение младенца Самуила Господу (1, 28). Песнь Анн

Пророческая песнь Анны и предсказание о Мессии
1 Цар. 2, 1-10: Пророческая песнь Анны. Основная мысль молитвы: Господь – единственный истинный утешитель и защитник всех страждущих и смиренных, а также правосудный отмститель людям гордым и злым,

Царь Саул: начало царствования и падение
Желание евреев иметь царя. Самуил становится судьей после смерти Илия. По старости Самуил ставит судьями над Израилем своих сыновей, но они «не ходили путями его, а уклонились в корысть», вследстви

Царь Давид и Саул
1 Цар. 16, 1-5: Бог посылает Самуила в дом Иессея;[194] 1 Цар. 16, 6-13: избрание и помазание Давида[195] на царство (Давид, как пример не внешнего, а внутреннего достоинства на царство. Ц

Гибель Саула
1 Цар. 22, 11-19: Саул убивает Ахимелеха[199] и 85[200] священников. 1 Цар. 27, 1-4: Бегство Давида к Филистимлянам (прообраз бегства Господа Иисуса Христа в Египет); 1 Цар. 28, 3

Царствование Давида
  2 Цар. 2, 2-4: воцарение Давида в Хевроне.   Хеврон (краткая историческая справка)   Слово «Хеврон» означает «связь», «соединение». Это

Завещание и смерть Давида
Борьба за престолонаследие (Адония[215] и Соломон): Адония добивается Царства (3 Цар. 1, 5-10). Нафан извещает Вирсавию (3 Цар. 1, 11-14). Вирсавия у Давида (3 Цар. 1, 15

Храм премудрого Соломона
Построение храма (3 Цар. гл. 5-7: семилетнее строительство (1017-1009 гг. до Р.Х.), изображение херувимов; храм Соломона, как прообраз христианского православного храма).   Х

Продолжение царствования премудрого Соломона
3 Цар. 9, 1-9: второе явление Божие Соломону (в зените славы, могущества и успеха Господь напоминает, что судьба его дома и всего народа Израильского зависит от верности царя уставам и законам Госп

Характеристика времен царей
Управление трех великих царей — время высшего расцвета. Но на примере царей, лучших ставленников Божиих, видно, что исконное зло внедрилось в нравственную природу человека и единственная надежда на

Контрольние вопросы
1. Желание евреев иметь царя. 2. Избрание Саула на царство. 3. Бог отвергает Саула. 4. Избрание и помазание Давида. 5. Гонения Саулом Давида. 6. Преступ

Израильского и Иудейского царств
После смерти Соломона в 931 году происходит разделение царства на Северное и Южное — Израиль и Иудею. Общая численность населения — 5 млн. человек.

Ахав — седьмой царь Израильский
Постепенное уклонение в идолопоклонство на фоне усиления благочестия в царстве Иудином. Положительные качества Ахава:[227] задатки добра, выраженные в любви к искусствам, способность воспр

Пророк Илия
3 Цар. 17, 1: появление пророка Илии[229] во время высшего идолопоклоннического нечестия. Величайший пророк Ветхозаветной церкви — прообраз проповедника покаяния, который был предтечей Христа: «Жив

Войны Ахава с Сирией. Первый поход Ахава на Сирию
  Сирия (краткая историческая справка) Слово «Сирия» означает в еврейском тексте словом Арам или Арамея, что переводится «страна высокая». В обширнейшем значении слова Сирия

Виноградник Навуфея
3 Цар. 21, 1-4: Ахав желает овладеть виноградником Навуфея[237]. 3 Цар. 21, 5-16: Иезавель захватывает виноградник. Убийство Навуфея. 3 Цар. 21, 17-26: Илия предрекает гибель Ахав

Третий поход Ахава на Сирию
3 Цар. 22, 1-4: новая война с Венададом; призвание в союзники Иосафата царя Иудейского. 3 Цар. 22, 5-12: Требование Иосафата испросить волю Божию через пророков, предсказание 400 пророков

Пророк Елисей
4 Цар. 2, 1-12а: Взятие Илии на небо. Призвание пророка Елисея: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». 4 Цар. 2, 12б-25: множество чудес пророка Елисея. Елисей как новый Моисей

Царь Израильский Ииуй и его приемники
4 Цар. 9, 1-13: помазание Ииуя[247] на царство. 4 Цар. 9, 14-26: Поражение и убийство Иорама, царя Израильского. 4 Цар. 9, 27-29: Поражение и убийство Охозии, царя Иудейского.

Смерть пророка Елисея
4 Цар. 13, 14-19: Елисей и стрела избавления. 4 Цар. 13, 20-21: смерть Елисея и чудо у гроба его (еще раз о Елисее как прообразе Спасителя).   Иеровоам II —

Пророк Иона
  Ион. 1, 1-3: Долготерпение Божие к Израилю — послание пророка Ионы[251] проповедовать ниневитянам смирение и покаяние (пророки Израиля и раньше имели вес в языческих государствах).

Начало падения царства Израильского
Нечестие и кровожадность ряда царей Израиля после Иеровоама II: Захарий[252] (4 Цар. 15, 8-12). Селлум[253] (4 Цар. 15, 13-16). Менаим[254] — семнадцатый царь Израиля (пе

Заселение Израиля новыми пришельцами
Для обеспечения безопасности ассирийский царь уводит в плен большую часть населения страны, где те расселились между различными племенами. А на их место в Палестину он переселил язычников (жители В

Слабость и нечестие Ровоама и Авии
Ровоам:[273] начальная политическая ошибка, нравственное усиление царства Иудейского переселением от Иеровоама колена Левина. Гарем Ровоама (28 сыновей и 60 дочерей). 3 Цар. 14, 2

Благочестивое царствование Асы и Иосафата
Аса[275] — третий царь Иудейский: очищение своего государства от религиозно-нравственного зла, — лучшие качества предка царя Давида (пример: лишение своей матери Аны[276] звания царицы за то, что о

Иоас — восьмой царь Иудейский
Благотворное влияние первосвященника Иодая[280] на молодого царя Иоаса[281] — пример доброго плода совместных усилий государственной и религиозной власти (4 Цар. 12, 1-3). 4 Цар. 12, 4-16:

Ахаз — двенадцатый царь Иудейский
4 Цар. 16, 1-4: Нечестие Ахаза,[284] воздвижение идолов Ваалу и приношение в жертву Молоху[285] собственных детей. 4 Цар. 16, 5-9: Нападения объединенных сил царя Сирийского и царя Израиль

Езекия — тринадцатый царь Иудейский
4 Цар. 18, 1-8: Благочестие Езекии.[289] С сильною верою и упованием на Господа низвержение ассирийского ига. 4 Цар. 18, 13 - 19, 19: Нашествие Сеннахерима.[290] 4 Цар. 18, 13-18:

Манассия — царь Иудейский
В лице Манассии[292] на престоле Давидовом воцарилось дикое нечестие и безверие. 4 Цар. 21, 1-9: Нечестие Манассии (он «повел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывател

Падение Ассирийской монархии.
Падение Ниневии (краткая историческая справка) Вавилонские хроники, хранящиеся в Британском музее в Лондоне, определяют год падения Ниневии как 612 г. до Р.Х. Осада города

Иосия — шестнадцатый царь иудейский
Верность Иосии[298] Богу Истинному — преобразовательная деятельность (4 Цар. 22, 1-2). Благочестивые дела Иосии: 4 Цар. 22, 3-7: исправление повреждений в храме.[299] 4 Ц

Падение царства Иудейского
Возобновление пророчеств во времена Иосии (пророки Наум,[302] Софония,[303] Аввакум[304] и величайший из них Иеремия). 4 Цар. 23, 28-30: Смерть Иосии (несчастная смерть во время стычки при

История царства Израильского
21.Каким образом Иеровоам произвел религиозный раскол в народе? 22.В чем причина устройства религиозного раскола Иеровоамом? 23.В какой город пришел человек Божий из Иудеи с проро

История царства Иудейского
103.Какую политическую ошибку совершает Ровоам, первый царь Иудейский? 104.Кто такой Сусакима? 105.Как звали приемника Ровоама? 106.Назовите имена первых трех царей Иудей

Период восьмой. Вавилонское владычество
(607-537 гг. до Р.Х.)   Вавилон (краткая историческая справка) Страна, в которую иудеи были уведены в плен, представляла обширную низменную равнину,

Внешнее и религиозное состояние иудеев
Для пленных в Вавилоне были отведены особые кварталы, но большая часть расселена в других городах. Простая масса народа употреблялась на полевые и другие тяжелые работы, но эти работы не имели хара

Пророческая деятельность Иезекииля
Пророки, верные хранители завета Иеговы, не оставляли избранного народа и в годину его бедствия. Иез. 5, 5-17: пророк Иезекииль — священник при Иерусалимском храме. Иезекииль уведен был в

Пророк Даниил
Даниил[319] еще отроком был уведен в плен при первом взятии Иерусалима Навуходоносором. Дан. 1, 3-7: избрание иудейских юношей, «чтобы научить их книгам и языку халдейскому». В их числе ок

Три чуда с Навуходоносором
Сон Навуходоносора об истукане и камне от горы (Дан. 2): Дан. 2, 1-13: забытый сон Навуходоносора. истолкование сна Даниилом (Дан. 2, 14-49):

Последние видения Даниила
Дан. 8: явление ангела и предсказание об освобождении народа из плена, восстановление Иерусалима и храма и искупление мира «смертью Христа-Владыки». видение о семидесяти седминах (Дан. 9):

Манифест об освобождении пленников
1 Езд. 1, 2-4: Кир, узнав о великих знамениях, решил оказать народу еврейскому великую милость: издание указа об освобождении Иудеев из плена и о построении храма в Иерусалиме. 536 г. до Р

Иудеев из плена до Рождества Христова
  Девятый период обнимает собой около пяти с половиной столетий, считая от 536 года, когда издан был указ Кира об освобождении иудеев из плена. В хронологическом отношении он распадае

Создание второго храма
1 Езд. 3, 1-7: Сооружение[330] жертвенника на развалинах храма, всесожжение, празднование праздника Кущей. 1 Езд. 3, 8-13: Торжественная закладка нового храма во второй месяц следующего го

Последние пророки — Аггей, Захария и Малахия
Аггей[336] и Захария[337] выступали с пророческим словом еще при Зоровавеле и ободряли народ в строительстве храма, предсказывая полный успех святому делу, в то же время предвещая скорое наступлени

История Есфири и Мардохея
  Пример милости Божией и к иудеям, оставшимся в Персии. Видимость торжества зла. Есфирь[338] и Мардохей[339] в Сузах.[340] Царь Артаксеркс[341] устраивает

Времена греческого владычества
  По пророчеству Даниила: конец Персидской монархии — начало монархии Греческой. Александр[346] Македонский[347] – основатель новой монархии. Завоевание всего мира. Торжественная встр

Маккавеи и их подвиги для церкви и государства
  Старец Елиазар — мученики Соломония[352] и семь ее сыновей (2 Мак. 5, 7). Особая ревность престарелого священника Маттафия[353] и сыновей его Иуды, Ионафана и Симона. Иуда, сын Матт

Иудеи под владычеством римлян
  Нашествие римского полководца Помпея для подавления смуты (64 г. до Р.Х.). Порабощение Иудеи Римом[355] и плата дани (с 63 г. до Р.Х.). Власть переходит в руки идумеянина Антипатра.

Контрольный опрос по периоду от Ездры до Рождества Христова
  1. Назовите исторические рамки последнего периода Ветхозаветной истории. 2. Назовите временные рамки последнего периода Ветхозаветной истории. 3. Какие книги Свяще

Священной Библейской истории
  1. Общий ход 1. Описать второй день творения. 2. Описать третий день творения. 3. Описать четвертый день творения. 4. Описать пятый день творения

Священной Библейской Истории Нового Завета
«Бог избрал нас прежде создания мира, определил к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 1, 4).  

События, предваряющие Рождество Христово
Родословие Иисуса Христа: Мф. 1, 1-17: Ведение родословной линии от Авраама до Иосифа, нареченного мужем Марии. Упоминание женских имен у Евангелиста Матфея (Фамарь,[367] Раав,[368] Руфь[369] и кос

Иерусалим и Иерусалимский храм
Время Рождества Господа нашего Иисуса Христа (краткая историческая справка) Принятое у нас теперь ис

Назарет
Назарет (краткая историческая справка) Название Назарет означает «отрасль», «отпрыск» или «огражденное мест

Апреля 5 года до н.э.
Лк. 1, 26-38: Благовещение[381] Пресвятой Деве Марии о рождении от Нея Сына Божия.   Празднование Благовещения (краткая историческая справка)

Рождество, детство и отрочество Спасителя мира
Вифлеем (краткая историческая справка) Название «Вифлеем» означает «дом хлеба». Впервые сей город упоминается в книге Бытие (35,

Января 4 года до н.э.
Лк. 2, 21: Обрезание Господне. Иерусалим (краткая историческая справка) Название «Иерусалим» означает «основание», «жилище мир

Февраля 4 года до н.э.
Лк. 2, 22-38: Сретение[393] Господне. Пророчества Симеона[394] (28-35) и Анны[395] (36-38).   Вифлеем[396] Мф. 2, 1-12: Поклонение волхвов[397]. Нау

Год до н.э.
Мф. 2, 13-15: Бегство[400] святого семейства в Египет. Мф. 2, 16-18: Избиение младенцев в Вифлееме и его окрестностях царем Иродом.[401]   Пророчество об избиении

Крещение Спасителя.
  Иудейская пустыня (краткая историческая справка) В глубокой древности здесь было очень много монастырей. Условия здесь суро

Иордан, близ Галгала[412]и Иерихона
Мф. 3, 13-17: Крещение[413] Иисуса Христа и свидетельство Иоанна.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выписать в тетрадь и выучить наизусть: Ин. 1, 1

Через день после свидетельства Иоанна Крестителя о Иисусе Христе. Вечер, 16 часов
Ин. 1, 35-39: Первая встреча учеников Иоанна Крестителя Андрея и Иоанна с Иисусом Христом. Ин. 1, 40-42: Петр приходит ко Спасителю. Апостол Ан

Капернаум
Капернаум (краткая историческая справка) Название Капернаум означает «селение Наума» или «село утешения». Этот город упоминается только в Новом Завете. Он был

Год по Р.Х.
Назарет Лк. 4, 16-30: Проповедь[430] Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Первое отвержение Иисуса Христа в Назарете. Желание народа убить[431] Иисуса. Берег Галилейского

Капернаум
Лк. 6, 6-11: Исцеление сухорукого в субботу в синагоге.   Близ Капернаума, гора Блаженств[441] Мф. 12, 15-21: Злоба фарисеев. Множе

Нагорная проповедь
Лк. 6, 17: Множество народа, пришедших на проповедь Спасителя.   Пророчество об обращении язычников: Пс. 17, 50: За то буду славить Тебя, Господ

Галилея
Мф. 11, 1: Путешествие по Галилее. Наин Лк. 7, 11-17: Воскрешение сына наинской[448] вдовы. Галилея Мф. 11, 2-19: Иоанн Креститель посылает учеников к Иисусу. Ии

Августа
Мк. 6, 14-29: Ирод расспрашивает о Христе. Смерть[465] Иоанна Крестителя от руки Ирода Антипы за его обличение в незаконной связи с Иродиадой.[466] Соломия[467] просит в награду голову про

На другой день после хождения по воде
  Проповедь о Хлебе жизни натретью Пасху (Ин. 6, 22-65): Ин. 6, 22-40: «Я есмь хлеб, сшедший с небес». Ин. 6, 41-59: Ропот Иудеев против слов Спасителя. Ин.

Пределы[476] Тирские и Сидонские
  Тир (краткая историческая справка) Слово Тир означает «скала». Тир – древний знаменитый Финикийский город. По сидетельству Иосифа

Гора Фавор
  Гора Фавор (краткая историческая справка) Гора Фавор находится на восток от Назарета. Фавор впечатляет издалека, отличаясь своей грандио

На другой день после восхождения на Фавор
Деворра[481] Мк. 9, 14-29: Исцеление бесноватого отрока. «Верую, Господи! Помоги моему неверию». «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

Иосафатова долина
Мост через Кедронский поток[486] Исцеление слепорожденного (Ин. 9): Ин. 9, 1-12: Исцеление слепорожденного. Иисус отправляет его на купальню Сило

Дом одного фарисея
Лк. 11, 37-54: Осуждение внешней праведности фарисеев и законников. Иудея Лк. 12, 1-12: Предостережение от закваски фарисейской (лицемерия). Лк. 12, 13-21: Притча о безра

Год по Р.Х.
Заиорданье Ин. 10, 40-42: Иисус уходит за Иордан, в Перею. Лк. 13, 6-9: Притча о бесплодной смоковнице. Лк. 13, 10-17: Исцеление согбенной женщины в субботу. Пут

Дом фарисея
Иисус на обеде в доме фарисея (Лк. 14, 1-24): Лк. 14, 1-6: Исцеление больного водянкой в субботу; Лк. 14, 7-14: Притча о смирении; Лк. 14, 15-24: Притча о званых н

Заиорданье – Перея
Лк. 17, 20-21: Царство Божие внутри вас есть. Лк. 17, 22-37: О внезапном пришествии Сына Человеческого. Лк. 18, 1-8: Притча о судье неправедном. Лк. 18, 9-14: Притча о мы

Выписать в тетрадь и выучить наизусть
  Мф. 4, 3-11: Искушение Иисуса Христа диаволом. Ин. 3, 4-8: Слова Спасителя о рождении свыше. Ин. 3, 16-21: Заключение беседы с Никодимом. Ин. 3, 36: Слово

Повторить вопросы
  1. Искушение Иисуса Христа диаволом. 2. Первая встреча учеников Иоанна Крестителя с Иисусом Христом. 3. Призвание Филиппа и Нафанаила. 4. Первое чудо в Ка

Воскресенье 2 апреля
Гора Елеонская, Вифания, Иерусалим Лк. 19, 28-40: Вход[505] Господень в Иерусалим. Лк. 19, 41-44: Скорбь[506] Иисуса о Иерусалиме.   Пророчество о входе

Вторник 4 апреля
По пути в Иерусалим Мк. 11, 20-26: Объяснение проклятия смоковницы. Господь о силе веры и необходимости прощения.   Храм Иерусалимский Мф. 21, 23-27: Старей

Сионская Горница
Гора Сион (краткая историческая справка) Боговдохновенный царь-пророк Давид святую гору Сион ублажал многими похвалами. Он наименовал ее горою Божиею, домом Божиим, ж

Дворец первосвященника в Иерусалиме
Ин. 18, 13: Иисуса отводят к Анне.   Первосвященник Анна (краткая историческая справка) Анна (Анан) – первосвященник, сын Сифа. Был первосвящен

Помещение синедриона
Лк. 22, 66-71: Окончательный[534] приговор Иисусу синедрионом.   О потере Синедрионом права суда (краткая историческая справка) Уже за 23 года

Пятница 7 апреля
Иерусалим Мф. 27, 3-10: Иуда возвращает плату. Его самоубийство.   Пророчество о 30 серебряниках Иуды: Зах. 11, 12-13: И скажу им: если у

Дворец римского правителя
Лк. 23, 13-25 и Ин. 18, 33-40: Пилат опять пытается отпустить Иисуса. Иудеи испрашивают Варавву[537].   Мф. 27, 19: Жена[538] Пилата отговаривает мужа от приговора.

Часов дня
Ин. 19, 4-16а: Пилат еще раз пытается отпустить Иисуса. Се человек.[540] Пилат на Лифостротоне[541] сообщает свой окончательный приговор. Пророчество о том, что Спасителя будут нена

Крестный путь
Лк. 23, 26-33а: Иисуса ведут[542] на распятие. Крестный путь Спасителя (Краткая историческая справка) Отойдя от арки, где, по преданию, был выведен Сп

Пятница 7 апреля, 3 часа дня
Мф. 27, 46-50: Смерть[550] Иисуса.   Пророчество о крике отчаяния от своего одиночества: Пс. 21, 2: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?&#

Суббота 8 апреля
Мф. 27, 62-66: Выспрашивание[557] первосвященников и фарисеев стражи у Пилата. Стража у запечатанного гроба.   О камне, приваленном ко гробу (краткая историческая справка)

Раннее утро
Явление Господа Пресвятой Деве Марии.   Явление Воскресшего Спасителя Божией Матери (краткая историческая справка) Святое Евангелие, п

Гора Елеонская вблизи Вифании
Лк. 24, 50-53: Вознесение[574] Господне.   Пророчества о Вознесении Господнем: Пс. 23, 7-10: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечн

Г. по Р.Х.
Успение Божией Матери.   Успение Божией Матери (краткая историческая справка) Недалеко от вершины Вознесения горы Елеонской показывают то место

Второе пришествие Спасителя
Откр[579]. 22, 20: «Гряду скоро!». Пророчество о втором пришествии во славе: Пс. 49, 3-6: Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги