рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чувство юмора

Чувство юмора - раздел Социология, Самоучитель супружества. Часть 2   О Чувстве Юмора Как-То Не Принято Серьёзно Задумываться. Всех...

 

О чувстве юмора как-то не принято серьёзно задумываться. Всех удовлетворяет вывод, что у кого-то оно есть, а у кого-то – нет. Правда, исследований механизма смеха и его благотворного влияния на здоровье, хватает. Но на вопрос, что именно заставляет человека реагировать смехом на конкретную ситуацию или информацию, определённого ответа нет. В основном, люди склоняются к агностицизму – непознаваемости чувства юмора. Это можно объяснить лишь тем, что такие тонкие и интимные ощущения, как чувство юмора или любви (совести, ненависти и т.п.) подсознательно не хочется «препарировать», либо позволять, чтобы кто-то «копался в них своими грязными лапами». Но успехи психоанализа доказали, что от знания таких тонких и личных ощущений нет вреда, наоборот – можно помочь человеку разобраться в себе.

Постараемся же разобраться, действительно ли чувство юмора – это некое шестое чувство, не поддающееся пониманию или его можно всё же понять, как-то объяснить. Прежде всего, постараемся выяснить, какими данными должен обладать человек, о котором можно однозначно сказать, что у него есть чувство юмора. Первое, что приходит на ум – уровень культуры и образования. Но на деле оказывается, что каждому уровню соответствует своё понимание юмора. У простолюдинов свой юмор, свои темы для шуток, а у аристократии – свои. Причём, примитивные и грубые шутки первых могут не вызвать и улыбки у вторых, которые будут «покатываться от смеха» шуткам, не доступным пониманию первых. Значит, уровень образования для чувства юмора не играет особой роли. Так же можно отмести расовые и национальные отличия, становящиеся часто темой примитивного, шовинистического по сути юмора. У каждого народа есть свой юмор, нередко не доступный пониманию представителей другой национальности. Вернее, понять можно, но это понимание вряд ли вызовет улыбку.

Чтобы не утруждать перечислением факторов, не влияющих на чувство юмора, обратимся сразу к такому понятию как ассоциативное мышление. Это необходимое качество для людей многих профессий, и оно означает, что у человека, получившего какую-то информацию (намёк), в мозгу возникает образ чего-то сопутствующего, чего-то такого, что «хранится в мозгу рядышком» с образом того, что вызвало ассоциацию. Компьютерщикам знакомо понятие ссылка: «кликаешь» на слово или картинку и попадаешь на связанный с этим словом или картинкой информационный блок. Примерно так же, аналогично ссылке, юмористическая информация (видимая или слышимая) «раскрывает в мозгу определённую папку».

К примеру, зонтик у большинства народов ассоциируется с дождём, то есть эти образы «хранятся в одной папке» и если «затронуть» один из них, второй уже сам «всплывёт» в мозгу. Но у южных народов зонтик ассоциируется ещё и с палящим солнцем. И если северный (сравнительно) человек увидит кого-то с раскрытым зонтом в солнечную погоду, это может вызвать у него недоумение и даже, можно сказать, забегая вперёд – смех.

Получается, что суть отсутствия чувства юмора в отсутствии необходимых ассоциаций или в слабости ассоциативного мышления. Ведь для понимания комичности информации или ситуации нужно, чтобы она не вписывалась в ассоциативный ряд. Проще говоря, чтобы почувствовать юмор в выражении, в ситуации, в изображении или в звуке (и в мелодии), нужна неожиданность. Это происходит тогда, когда вместо естественно вызванных ассоциаций «всплывает» нечто с противоположным смыслом. На таких «перевёртышах» построен самый простой - детский юмор: «Плыл огромный крокодил, синий… как морковка».

Людям постарше доступен уже юмор следующего анекдота: «Ехали два автобуса: один синий, а второй – налево. Уже при упоминании о цвете, в мозгу слушателя или читателя возникает ассоциативный ряд, соответствующий внешнему виду автобуса. Ожидается, что второй – либо другого цвета, либо грязный, либо «Икарус», что тоже не вызвало бы улыбки. Но тут появляется совершенно неожиданное понятие «из другой папки» – налево. Вот эта неожиданность и порождает комичность или, если можно так выразиться, юмористичность ситуации.

Всем должен быть понятен примитивный юмор. Шёл человек (ему бы идти и идти), а он вдруг упал (зацепился за что-то, поскользнулся на банановой кожуре и т.п.). Неожиданность этого происшествия вызывает смех, чаще всего - не уместный. Другое дело, если эта «акция» спланирована и художественно исполнена. Таким примитивным - а потому доступным всем - способом вызывания «юмористических» (или как правильнее сказать?) эмоций владели комики немого кино. Чарли Чаплин достиг в этом вершин мастерства.

Авторы «рукотворных» случайностей (гэгов, по-современному) сознательно кодируют неожиданность ассоциаций, что и делает их произведения юмористическими. И такое кодирование неожиданных ассоциаций присуще не только примитивному юмору, но и юмору на всех уровнях. К примеру, музыкант, исполняющий классическое произведение, может неожиданно вклинить в него мелодию из другого жанра или из другого произведения. У слушателей, разбирающихся в музыке, это вызовет соответствующие весёлые эмоции от неожиданности услышанного.

Несколько отвлекаясь от темы, хочется затронуть другую сторону ассоциативности. Если юмористический эффект достигается неожиданностью ассоциаций, то «ожидаемостью» ассоциаций достигается другой, поэтический эффект. Сила поэтов в том, что они умеют несколькими словами вызвать целый ряд ассоциаций, которые они, фактически, закодировали. Поэтому и поэзия, как и юмор, действует избирательно. (Можно распространить это утверждение и на музыку и на литературу, но это другая тема.) Если информация близка слушателям или читателям, и у них есть соответствующие ассоциации, то удовольствия от конкретного произведения они получат гораздо больше, чем те, у кого тема и поэтические строки не вызывают почти никаких ассоциаций. Если можно так выразиться, душа слушателя поэзии (настоящей, разумеется) вступает в резонанс и трепещет от нахлынувших ассоциаций. (Сравните с удовольствием от музыки.)

Но вернёмся к юмору. Неожиданность вызванной ассоциации создаёт комичность ситуации. К примеру, упоминание об электрической вилке в разговоре о столовых приборах. В сознании нарушается целостность понятий. «Чужеродное» понятие как бы «топорщится» в мозгу, приводит в замешательство. Чтобы выйти из этого состояния, нужна встряска. Улыбка и смех разряжают «обстановку» в голове и «возвращают в нормальное состояние» работу мозга. Такая разрядка – реакция улыбкой и смехом на нестрашную неожиданность – дана человеку, вероятно, от рождения. Но конкретной реакции учатся всё-таки после рождения, в коллективе. К примеру, дети, которых постигла участь Маугли, могут быть абсолютно лишены чувства юмора, хотя после определённого срока изоляции их ещё можно будет научить говорить. И тут причина не только в низком уровне развития сознания, но и в отсутствии «юмористических» навыков, получаемых в детстве от общества (родителей и коллектива сверстников).

Рассмотрим сатиру, для понимания которой нужен определённый уровень знаний, конкретных для данного общества. Высмеивание каких-то специфических общественных явлений может оставить равнодушным даже человека с развитым чувством юмора, если он не знаком с этими явлениями. Например, человек из общества, в котором отсутствует коррупция, просто не сможет улыбнуться сатире на эту тему. То же можно сказать и о политической сатире, о политических анекдотах. Человек из другой страны, не знакомый с политической жизнью и лидерами, не сможет получить удовольствия и почувствовать эмоциональный подъём от политической сатиры чужой страны. Как бы ни ухищрялся пародист или юморист, все его намёки пройдут впустую, так как не будут вызывать неожиданных ассоциаций с конкретными явлениями и лицами. Вернее, в мозгу у зрителя или слушателя не «раскроется» нужная «папка», и услышанное не станет неожиданностью по отношению к её содержанию. И ничто не вызовет «юмористическую» реакцию.

Большой пласт юмора основан на намёках на запретные темы. Это могут быть запреты и на сексуальную тему, и на политику во время диктатуры, и различные табу. К примеру, из-за распространённости сексуальных запретов у большинства народов, шутки на сексуальные темы есть почти у всех. Но в зависимости от степени запрещённости, юмор одних народов может показаться другим абсолютно не смешным. И тут дело не в отсутствии чувства юмора и ассоциативного мышления, а в отсутствии необходимых ассоциаций. Поэтому, чем более образован человек, чем более разносторонни его интересы, тем больше развито у него чувство юмора. Вернее, тем больше у него в памяти ассоциативных групп и больше возможностей почувствовать неожиданность конкретной ассоциации (ссылки).

Фильмы-пародии, например, где вызывает смех неожиданная схожесть гиперболизированной сцены с оригиналом, могут не доставить зрителю, не знакомому с объектом пародии, удовольствия в той степени, как «посвящённому», хорошо знающему подробности оригинального фильма. То же можно сказать и о «голосовых» пародистах. Если голос, манеры или подробности из жизни пародируемого человека не знакомы, то все усилия пародиста могут вызвать разве что улыбку над общей комичностью пародиста. Но могут вызвать и нервозность от его непонятных действий. Такая нервозность, вызванная непониманием, присуща пожилым, свысока смотрящим на молодёжное искусство и юмор.

Чувство юмора, как и все другие чувства, нуждается в обучении, в тренировке от простого к сложному. Нет людей, у которых полностью отсутствует чувство юмора. Просто многим из-за узости кругозора не доступен весь спектр. Правда, люди с широким кругозором могут не среагировать на примитивный юмор. И тут дело не в снобизме и высокомерии, а в качестве юмора. «Жемчужины» народного (примитивного, в лучшем понимании) юмора доставляют удовольствие многим поколениям людей, в том числе и с высоким уровнем культуры, как, впрочем, и произведения классиков юмористической литературы. А образцы низкопробного юмора или юмора, основанного на ассоциациях с людьми и событиями, которые быстро теряют актуальность, забываются народом, так как перестают быть смешными. Но если примитивный юмор уже не доставляет удовольствия при повышении уровня человека, то сиюминутный юмор становится недоступным через некоторое время из-за узости темы, из-за её неизвестности и неактуальности.

Под конец хочется сказать об одном парадоксе – о получении приличным человеком удовольствия от неприличных шуток. Дело в том, что неприличный юмор, основанный на знании «нецензурного творчества», в основном, касающегося интимной жизни людей - часть культурного наследия общества. Выходит, что этот «пласт» культуры должен быть известен и культурным людям. Иначе как может человек считаться культурным, если он не реагирует на юмор, «льющийся с экрана телевизора»? Ведь очень много у авторов-юмористов закодировано ассоциаций, связанных именно с нецензурной частью фольклора. «Ну и пусть себе плывёт железяка …», «… подкрался незаметно», и т.п.

Не будем углубляться в этот вопрос. Исследованиями этой части культуры занимается инвектология (наука об оскорбительных выражениях, о ругани), да и о таком юморе даже говорить не прилично, хотя, получается, что знать надо. Но и без разбора этой области культуры механизм влияния юмора на людей должен был проясниться у читателя. Чувство юмора уже не должно быть белым пятном.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Самоучитель супружества. Часть 2

На сайте allrefs.net читайте: "Самоучитель супружества. Часть 2"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чувство юмора

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гамологические банальности
Мало кому известно о существовании такой науки как гамология (наука о супружестве; gamos - по-гречески - брак, супружество). А ведь в теме её исследований заинтересовано большинство людей, тех, кто

Различие понятий Любовь и Влюблённость.
Влюблённость – это вспышка инстинктивного (физиологического и психического) притяжения к другой личности. А Любовь - это чувство, возникающее в результате слияния двух личностей, объединения двух и

Срок годности» влюблённости, восстановление личностного иммунитета.
Человек является саморегулирующейся системой с неповторимым сочетанием рефлексов (условных и безусловных) и стереотипов поведения и мышления (воспитание). А для налаженной работы этой системы нужна

Основные составляющие гармоничного брака, понятие Пары.
Без личностной (душевной) и физической (сексуальной) близости брак может превратиться в каторгу для обоих супругов. Только при максимальной близости может быть настоящая любовь. Но если не будет ра

Способы поддержания «огня» взаимной любви на долгие годы.
Как бы близки ни были супруги, рутинность их взаимоотношений способна погасить взаимные чувства. Профилактикой этого может стать постоянная работа над собой (разнообразные интересы, характерные для

Смысл жизни отдельного человека, нации и человечества как вида.
Над этим вопросом человечество билось всегда, но его политизация не давала вскрыть истину. Люди, стоящие у власти, использовали свою версию ответа на этот вопрос, чтобы проще было управлять народом

FKK – вперёд или назад?
Не все знают, что означает эта немецкая аббревиатура, поэтому начнём с её расшифровки – Культура Нагого Тела. Во второй половине ХХ-го века в развитых странах «витал дух» нудизма или иначе

В человеке всё должно быть прекрасно
  Это сказал интеллигент, надеявшийся, что на такой ориентир пойдут его потомки, его земляки. Но он не мог предположить, что его народ будет методично искоренять интеллигенцию под фла

Гамологический подход к гражданскому браку
В начале нового века в странах бывшего СССР наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа гражданских браков. Это вызвано как экономическим положением этих стран, так и отголосками западной с

Кому это нужно?
  Хочу сразу же предупредить, что речь пойдёт не о политике, а о не менее жизненно важной сфере человеческих отношений - о гамологии. Не стесняйтесь, если не слышали ничего о такой на

Жить или не жить?
Жить хочется, а жить не с кем. Вот и живёшь, с кем попало. Фольклор В связи с активным распространением СПИДа немало говорится на официальном уровне о его профилактике, н

Нужны ли людям знания о супружестве?
Странный вопрос, но так уж повелось, что люди готовы учиться чему угодно, только не семейной жизни. Всем почему-то кажется, что знания о взаимоотношениях супругов и о воспитании детей – нечто само

Культура и секс
Слово секс (в смысле, половое сношение) всё чаще «витает в воздухе» современного общества. Отношение к этому понятию почти однозначное, и люди перестали задумываться о существенной разнице между ос

Любовь природная и любовь человеческая
(секреты супружеского счастья)   Человечество издревле пыталось понять и объяснить феномен любви и разнообразие её проявлений. Занимались этой проблемой, в о

Медики и случайные связи
  Прежде всего, следует подчеркнуть, что в личную жизнь медиков мы не вмешиваемся. Нас интересует их профессиональный подход к случайным сексуальным связям других, пациентов, на их «ж

На распутье: сексоголизм или фелицитогамия?
  В последнее время появилась потребность в новых терминах, касающихся интимной жизни и обозначающих малораспространённые ранее явления. Согласно статистическим данным, быстрыми темпа

Однополый брак – кто против?
  Согласно большевистским принципам, которых придерживаются бывшие советские люди, проблемы в признании однополых браков нет никакой. Меньшинство должно «однозначно» подчиняться больш

Отцы и дети
  То, что молодёжь не верит в идеалы старшего поколения, нарушает традиции и пытается всё делать по-своему, можно было услышать или прочитать ещё до нашей эры. Но, как ни странно, так

Нужны ли публичные дома?
  То, что проституция - древнейшая профессия, знают все, что спрос на неё заметно не снижается - тоже. Но ведь не все мужчины, а в наше время - и женщины, пользуются платными интимным

Куда ведёт сексология?
  Прошли те времена, когда сексология не нужна была обществу, и её даже стеснялись. За последние десятилетия наблюдается постоянный рост популярности этой науки. И ничего плохого в эт

Современная трактовка любви
То, что слово любовь обозначает различные чувства, знают все. Но чтобы понимать, о чём идёт речь, нужно уметь различать эти чувства. Оставим вне нашего внимания любовь к родителям, к детям, к родин

Телевидение «за» или «против» порнографии?
  В том, что телевидение имеет огромную пропагандистскую силу, уже никто не сомневается. Политики и бизнесмены это понимают лучше всех и пользуются «на всю катушку». Но речь пойдёт не

Эстетическое восприятие эротики
  То, что от эротических произведений искусства можно получить эстетическое удовольствие, ни для кого не ново. В литературе и в различных видах искусства существуют эротические направ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги