рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Марксизм

Марксизм - раздел Социология, О ПОНЯТИИ РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В Последней Четверти Xix В., Параллельно С Позити­визмом, В Российской Социол...

В последней четверти XIX в., параллельно с позити­визмом, в российской социологической мысли получает широкое распространение марксистское направление. С са­мого начала своего существования в европейской науке оно постулирует необходимость экономико-

материалистического понимания общества и истории. Со­циально-экономический детерминизм Маркса выражается в мысли о том, что только экономика определяет всю челове­ческую жизнь, от неё зависит не только всё строение обще­ства, но и вся идеология, вся духовная культура, т.е. рели­гия, наука, мораль, искусство. Иными словами - экономика (материально-техническое производство - "общественное бытие") есть базис, идеология ("общественное сознание") есть надстройка. В истории господствует общественно-

экономический процесс, который полностью подчиняет се­бе социальное бытие человека, его материальные и духов­ные потребности. Личность творит и действует не сама, но только как составляющая социального класса, к которому она принадлежит Человек мыслит как рабовладелец, фео­дал, дворянин, крупный буржуа или пролетарий. Он не мо­жет освободиться от своей социально-экономической сре­ды, он лишь её выражает.

Один из крупнейших представителей русского мар­ксизма Н.А. Бердяев (впоследствии перешедший на позиции христианской социологии) отмечает, что Маркс вовсе не выдумал власть материального производства в человече­ской жизни - он увидел её в капиталистическом обществе Европы. Но он неправомерно абсолютизировал эту власть, редуцировав к ней всё многообразие социальной действи­тельности. По словам Бердяева, Маркс верно подметил объ­ективность и целостность социального бытия, указал на на­личие в нём системообразующего начала. Но он допустил ошибку, когда гипостазировал соотносительное с культурой понятие экономики, придав ему поистине божественное значение. Ведь очевидно, что материальное производство не возникает само по себе, оно создается не богами, а людьми, т.е. носителями знания и духовных ценностей. В этом смысле оно не может не определяться общественным сознанием (в том числе умениями, навыками, интеллекту­альным уровнем) его непосредственных творцов.

Бердяев верно заметил, что помимо экономического редукционизма и детерминизма в марксизме есть и более глубокая - религиозно-мистическая сторона. Её существо заключается в учении о мессианском призвании пролета­риата как некоего "избранного народа Божия", или "нового Израиля". Это чисто религиозное призвание, которое у Маркса никак не доказывается. В него остаётся лишь верить. "Марксизм, - пишет Бердяев, - есть прежде всего ре­лигия. И в этом его основная сила".

В контексте развития российской мысли конца XIX в. марксизм тесно переплетается с западнической и позитиви­стской интеллектуальными традициями. От западничества он берет евроцентристское и внерелигиозное понимание отечественной истории, а у позитивизма заимствует имма-нентизм и материалистическую методологию анализа соци­альных фактов. В процессе своей эволюции русский мар­ксизм распадается на два основных направления - легаль­ное (критическое) и ортодоксально-революционное. Основ­ными представителями первого принято считать П.Б. Стру­ве (1870 - 1944), М.И. Туган-Барановского (1865 - 1919), а также Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка в перво­начальный период их творчества. Второе направление было создано благодаря трудам Г.В. Плеханова (1856 - 1918) и В.И. Ульянова (Ленина, 1870 - 1924). Легальный марксизм исходил из необходимости творческого подхода к экономи­ко-материалистической теории общества, преодолению её внутренних противоречий и концептуальной разработке не проясненных в трудах Маркса положений. Ортодоксальный марксизм напротив, постулировал изначальную истинность и полноту всех основных идей немецкого мыслителя, что обуславливало соответствующее догматическое к ним от­ношение.

П.Б. Струве в своей первой книге "Критические замет­ки к вопросу об экономическом развитии России" доказы­вал необходимость и закономерность капиталистической стадии российской истории. Он отмечал, что капиталисти­ческие отношения имеют для России положительный ха­рактер, так как способствуют её вступлению на цившшза-ционный путь развития. Опираясь на методологию эконо­мического материализма, Струве говорит о необходимости сведения всего частного и индивидуального к социальному,

что, в свою очередь, свидетельствует о детерминированно­сти нравственных начал особенностями социально-экономического поведения.

Критикуя субъективистскую методологию народниче­ства, русский марксист обращается к принципам кантиан­ской гносеологии, согласно которой решающую роль в по­знавательном процессе играет всеобщее сознание. Оно рас­крывается через совокупность априорных логических норм и принципов, благодаря которым мы познаем социальное бытие как единое целое. Основанием этой целостности как раз и является экономика, т.е. объективное, системообра­зующее начало общественной жизни.

Развивая положительные стороны марксистского уче­ния, Струве уделяет большое внимание выявлению его внутренних противоречий и недостатков. К таковым он от­носит: 1) абсолютизацию коллективного начала и игнори­рование личности как важнейшей социологической катего­рии; 2) логическую недоказанность необходимости соци­альной революции как единственно возможного пути пре­одоления социальных противоречий (в реальном историче­ском процессе, по мнению Струве, преобладает не столько усиление, сколько ослабление противоречий, которое ведет к эволюционному пути развития общества); 3) излишнее противопоставление «базиса» и «надстройки» (или "хозяй­ства" и "права"), которые соотносительны и непрерывно взаимоопределяют друг друга; 4) преувеличение антагониз­ма между капитализмом и социализмом как форм одного и того же индустриального общества.

В поздний период своего творчества Струве сближа­ется с идеями неокантианства и христианской социологии, что, в частности, выражается в его концепции основного дуализма общественной жизни. Суть этой концепции за­ключается в выявлении логико-методологических начал универсализма и сингуляризма и рассмотрение социального бытия с точки зрения последнего. Это теоретико-методологическое предпочтение обусловлено персонали-стической природой общества, где главную роль играет жи­вая и неповторимая человеческая личность. Отсюда и плю­ралистический характер социального познания как внут­реннего начала самого социального бытия.

Критической традиции в истолковании наследия Мар­кса придерживался современник Струве - видный социолог, экономист и общественный деятель - М.И. Туган-Барановский. Будучи вполне самостоятельным мыслителем он рассматривал марксизм лишь как относительно истин­ную социальную теорию, достоинства которой заключаются в том, что она, во-первых, обосновала значимость экономи­ческого фактора в системе социальных отношений и, во-вторых, возродила традицию философско-исторического осмысления общества. В то же время Туган-Барановский подчеркивал, что система марксистского мировоззрения уже исчерпала свой гносеологический и методологический потенциал и, в этом смысле, не имеет дальнейших перспек­тив развития. Её неустранимый недостаток заключается в принципиальной недооценке этических начал в качестве внутренних духовных принципов системы общественной жизни.

По словам русского мыслителя важнейшая задача со­временной ему социальной мысли состоит в критическом преодолении марксизма и создании такой системы социаль­ного мировоззрения, в которой обретут гармоническое единство принципы теоретического и практического идеа­лизма. Другими словами, цель социальной науки заключа­ется в выработке цельного знания об обществе. Именно оно сможет раскрыть общественную жизнь как целостный орга­низм, каждый элемент которого теснейшим образом взаи­мосвязан со всеми остальными. Для решения этой непро­стой задачи необходима соответствующая методология со-

циального познания, которая позволит определить правиль­ные критерии отбора социальных фактов с их последующей объективной интерпретацией. Туган-Барановский полагает, что в деле создания монистического социального мировоз­зрения решающую роль играет этическое знание, с точки зрения которого в общественной жизни необходимо строго различать сущее и должное. Данное разграничение имеет логико-методологический смысл и позволяет выявить объ­ективные закономерности эволюции общества.

В своих работах Туган-Барановский отмечает огром­ную значимость социальных и духовных факторов в реаль­ном общественно-историческом процессе. Дополняя Мар­кса, он подчеркивает, что экономический базис есть не только причина, но и продукт общественного развития. Ду­ховная культура и экономика не могут быть рассмотрены с точки зрения дихотомии первичное -вторичное, или базис -надстройка, а должны пониматься как единые и взаимооп­ределяющие начала. Как и Струве, Туган-Барановский вме­сто понятия экономики предпочитает использовать более ёмкую категорию хозяйства. Последнее понимается как со­вокупность действий человека, направленных на создание материальных условий для удовлетворения своих потребно­стей. В указанном определении хозяйство рассматривается одновременно как материально-технический и социокуль­турный процесс. Данная целостность обуславливает цен­тральное положение хозяйства в системе социального бы­тия.

По мнению русского марксиста, конечная цель соци­ально-исторического процесса заключается в постепенном преодолении классовой борьбы и усилении духовно-нравственного начала солидарности. Её экономической формой может быть система кооперации, сущность которой заключается в самоорганизации хозяйственной деятельности общества на основе объединения индивидуальных и коллективных интересов.

К совершенно иным выводам приходят представители ортодоксального направления. Г.В. Плеханов рассматривает марксизм как целостное и завершенное учение, которое впервые утвердило обществоведческую мысль в качестве объективного научного знания. Он полагает, что все основ­ные идеи Маркса прошли испытание временем и не подле­жат никакому сомнению. Задача заключается лишь в том, чтобы систематизировать их. Плеханов фактически отожде­ствляет исторический материализм, философию истории и социологию. Русский мыслитель убежден в том, что только марксистское учение способно выявить объективные и уни­версальные законы социально-исторического процесса, от­крыть их внутреннюю логику и на основе этого научно про­гнозировать дальнейшее развитие общества. Указанная цель достигается благодаря правильно выбранному методу ко­торым, как считает Плеханов, является диалектика. Она по­зволяет увидеть общество как целостную саморазвиваю­щуюся реальность, источником и основанием которой явля­ется социальное бытие Именно оно, как справедливо пола­гал Маркс, первично по отношению к общественному соз­нанию. По мнению Плеханова, данное аксиоматическое по­ложение принципиально устраняет дуализм общественной жизни. Однако не замечает, что само общественное бытие возникает не "из воздуха", а создается теми же людьми бла­годаря энергии их ума и воли. А это, в свою очередь, озна­чает, что подлинный монизм в понимании общества может быть достигнут только на основе диалектического учения о совпадении категорий бытия и сознания, каждая из которых является "первичной" по отношению к противоположной.

Конкретизируя динамику производительных сил и производственных отношений, Плеханов выделяет сле­дующую структуру системы общественной жизни: 1) со-

стояние производительных сил; 2) соответствующие эконо­мические отношения (базис); 3) социально-политический строй; 4) социально-психологические особенности индиви­дов; 5) общественно-политические идеологии. Взаимодей­ствие между этими элементами обусловлено диалектикой производительных сил и производственных отношений, т.е. того базиса, который порождает надстройку (совокупность политико-правовых и- духовных уровней общественного сознания). Отстаивая это марксистское положение Плеха­нов в то же время далек от того, чтобы упрощать проблему соотношения базиса и надстроечных институтов. В своих работах он подчеркивает, что в процессе своей эволюции надстройка тоже оказывает обратное влияние на базис, ус­коряя или замедляя его прогресс. Духовная жизнь общества имеет очень сложную внутреннюю структуру и собствен­ные законы взаимодействия своих элементов. Эти струк­турные элементы русский марксист называет «идеология­ми», которые подразделяет на три уровня: 1) право и поли­тика; 2) наука и мораль; 3) религия, философия и искусство. Первый (низший) уровень оказывает самое непосредствен­ное воздействие на базис; второй и третий уровни имеют более высокую и сложную организацию и влияют на эко­номическую основу общества только опосредовано. В связи с этим Плеханов приходит к выводу об относительной са­мостоятельности эволюции общественного сознания, воз­растающей на каждом новом уровне надстроечных институ­тов. Идеологии находятся в достаточно сложных и проти­воречивых отношениях с базисом и потому могут отставать от производительных сил или опережать их.

Первоначально разделяя марксистское учение о неиз­бежности социальной революции, Плеханов постепенно пе­ресматривает его и эволюционирует в сторону реформист­ского пути развития российского общества, что вызывает категорическое несогласие со стороны другого представителя ортодоксального марксизма - В.И. Ульянова (Ленина). В своих трудах он писал о недопустимости подмены рево­люционного преобразования капиталистического общества половинчатыми, эволюционно-реформистскими принципа­ми, полагая, что последние не позволяют снять противоре­чие между производительными силами и производственны­ми отношениями капитализма. Главным в наследии Маркса Ульянов считал мысль о всемирно-исторической роли про­летариата как творца наиболее справедливого общества -коммунистического. В отличие от других русских марксис­тов он всегда стремился подчинять свои теоретические изы­скания сугубо прагматическим потребностям политической жизни, сообразовывать их с конъюнктурой общественного процесса. Именно поэтому он счел возможным осуществле­ние социалистической революции в стране, которая не име­ла ещё для этого достаточных экономических и культурных предпосылок.

Будучи наиболее ревностным и ортодоксальным мар­ксистом-практиком Ульянов был убежден в том, что истин­но научная социология целиком и полностью совпадает с историческим материализмом. Все что находится за преде­лами последнего не может претендовать на роль объектив­ного научного знания об обществе. Предметом марксист­ской социологии выступает диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений, что дает основания для точной прогнозируемости всех социаль­ных явлений и процессов. Само же общество понимается Ульяновым как целостный и живой организм, находящийся в постоянном прогрессивном развитии. Все основные во­просы этого прогресса он рассматривает в свете теории классовой борьбы как сферы реализации социально-экономических и политических интересов больших групп людей, различающихся по их месту в исторически опреде­ленной системе общественного производства, по их отно-

шению к средствам производства, по их роли в обществен­ной организации труда. Классовая борьба является объек­тивным законом социального развития и потому она прин­ципиально не устранима из реального исторического про­цесса (особенно на стадии перехода от капитализма к импе­риализму, а затем, после революции, к социалистическому устройству общества). Диктатура буржуазии должна усту­пить место диктатуре пролетариата как наиболее прогрес­сивного класса. Только после этого станет возможным мак­симальное упрощение социально-экономических и куль­турных отношений, что приведет к постепенному отмира­нию государства и появлению бесклассового коммунисти­ческого общества. Согласно логике марксистской социоло­гии именно оно является конечной целью всего историче­ского процесса.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

О ПОНЯТИИ РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Христианская социология серебряного века XIX в...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Марксизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Российская социология как полипарадигмальное знание об обществе
В своё время ещё Г.В.Ф. Гегель тонко подметил, что истина, т.е. подлинная цель и предмет научного познания, представляет собой образ актуальной бесконечности. В ка­честве таковой она, по его словам

Сущность и характерные черты исторического развития российской социологии
Выяснение сущности российской социологии немыс­лимо без предварительного определения логики её истори­ческого развития. Хорошо известно, что история предмета (в данном случае этим предметом являетс

ИНТУИТИВНЫЙ ЭТАП РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Мысль о том, что начало становления любой науки неизбежно взаимосвязано с интуитивными принципами по­знания проходит практически через всю историю филосо­фии. Так, например, уже Платон в своих диал

П.Я. Чаадаев
Предысторию российской социологии принято отсчи­тывать с Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856). Именно он одним из первых в истории русской мысли предпринял попытку создать христианскую конц

Позитивизм
В России, как и в Европе, начало становления социо­логии в самостоятельную отрасль социально-гуманитарных наук неразрывно взаимосвязано с позитивистской методо­логией. Провозглашенная в своё время

Неокантианство
В конце XIX - начале XX в. четко обозначился логи­ко-методологический кризис позитивистской и марксист­ской парадигм отечественной социологии. Сущность этого кризиса заключалась, во-первых, в излиш

СОЦИОЛОГИИ 4.1. Христианская социология серебряного века
Аналитический этап истории российской социологии прошел под знаком западноевропейских социальных теорий и парадигм, назначение которых заключалось в том, чтобы выявить предметную определенность нов

Теоретико-методологические достижения советской школы
В настоящее время мало у кого из исследователей вы­зывает сомнение тот факт, что определение места и роли советской социологической школы в истории российской социологии представляет собой непросту

Интегральная социология П.А. Сорокина
Как было отмечено, творчество П.А. Сорокина (1889-1968) - высшая точка синтетического этапа истории рос­сийской социологии. Оно логически завершает долгий и трудный путь развития русской общественн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги