рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Неокантианство

Неокантианство - раздел Социология, О ПОНЯТИИ РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В Конце Xix - Начале Xx В. Четко Обозначился Логи­ко-Методологический Кризис ...

В конце XIX - начале XX в. четко обозначился логи­ко-методологический кризис позитивистской и марксист­ской парадигм отечественной социологии. Сущность этого кризиса заключалась, во-первых, в излишней натурализации и "материализации" общественной жизни (так называемый "натуралистический редукционизм"), во-вторых, в произ­вольном и некритическом использовании естественнонауч­ных категорий (чем особенно грешил классический позити­визм) и, наконец, в третьих, в недостаточном внимании к вопросу о методологии теоретического и эмпирического анализа социальных явлений и процессов.

Кризис натуралистической и материалистической со­циологии создал благоприятные условия для развития рос­сийского неокантианства, которое было представлено именами А.С. Лаппо-Данилевского (1863 - 1919), Б.А. Кистя-ковского (1868 - 1920), П.И. Новгородцева (1866 - 1924) и В.М. Хвостова (1868 - 1920). В своих учениях эти мыслите­ли стремились преодолеть логические противоречия и не­достатки указанных парадигм, противопоставив им собст­венную научную теорию и методологию социологического исследования. Её основанием выступало кантовское поло­жение об активно-созидающей роли человеческого разума в деле конструирования и осмысления социальной реально­сти. Логически-необходимым выводом из этого тезиса яв­ляется понимание общества как исключительно культурной (а не природно-материальной) сферы, где решающую роль играют ценности духовной жизни (этические идеалы, нрав­ственные нормы, правовые принципы и т.д.). В отличие от ортодоксальных позитивистов и марксистов неокантианцы рассматривают социум как вполне самостоятельную, ни к чему не сводимую область бытия, которая требует соответ­ствующих социальных (а не естественнонаучных) методов изучения. Основным логико-методологическим вопросом неокантианской социологии становится классический (в ду­хе Канта) вопрос о том, как возможно социологическое по­знание? Форма ответа на него порождает две основные вер­сии российского неокантианства: 1) социально-гносеологическую (Лаппо-Данилевский, Кистяковский) и 2) этико-нормативную (Новгородцев, Хвостов, Петражицкий). Первая сосредотачивает своё внимание на критике натура­листических теорий и разработке логико-категориального аппарата неокантианской социологии, а вторая стремится выработать не только гносеологическую, но и онтологиче­скую концепцию понимания общества.

А.С. Лаппо-Данилевский - один из основателей соци­ально-гносеологического направления отмечал, что главная цель социально-гуманитарных наук заключается в выясне­нии психического содержания социально-культурных про-

цессов и фактов. Достижение этой цели дает возможность определить специфику и основные принципы социологиче­ского познания, сформулировать его подлинный предмет. Последний, по мнению Лаппо-Данилевского, связан с поня­тием психологической законосообразности как высшей формы духовного бытия.

В своей критике позитивистской методологии рус­ский неокантианец обращал особое внимание на гносеоло­гическую односторонность и противоречивость теоретиче­ских конструкций её родоначальника - О. Конта. Он под­черкивал, что методология французского мыслителя содер­жит в себе две взаимоисключающие гносеологические тен­денции: 1) трансценденталистскую (априорное учение о ко­нечной цели развития человечества) и 2) материалистиче­скую (принцип детерминированности логики духовного бы­тия природными факторами - идея "социальной физики"). Эклектичное смешение биологических и механистических принципов понимания социума привело к тому, что чисто умозрительные и во многом произвольные гипотезы Конта стали выдаваться за всеобщие законы социологии (как это было, например, со знаменитым законом "трех стадий"). В связи с этим Лаппо-Данилевский говорит о необходимости построения логически и методологически обоснованной со­циологической теории, признающей самостоятельность со­циального бытия и социального познания.

Указанный тезис лежит в основе творчества другого знаменитого представителя российского неокантианства -Б. А. Кистяковского. Как и Лаппо-Данилевский, он рассмат­ривал вопрос о научной строгости социологического мето­да, использовании в нем адекватных понятий и принципов. Согласно учению русского мыслителя социологии давно пора отказаться от наивных догматических схем натурализ­ма и сделать упор на специфике общественной жизни, её духовном содержании. Для этого неокантианская социология должна использовать следующие объективные принци­пы: всеобщность, необходимость и долженствование. Именно они, согласно учению Кистяковского, составляют безусловно достоверные основания социальных явлений и потому должны определять метод социологической науки. Предметом последней выступает психологическое взаимо­действие между индивидами как закономерное проявление духовной природы общества. Будучи приверженцем этиче­ской традиции кантианства Кистяковский отмечает безус­ловный характер нравственных и правовых норм, в кото­рых, по его мнению, наиболее полно раскрывается сущ­ность всей общественной жизни.

Этико-правовая направленность отличала труды П.И. Новгородцева и В.М. Хвостова. Новгородцев стремился обосновать духовно-нравственное понимание общества. Он полагал, что истинная природа социального бытия заключа­ется в принципах всеобщего морального долженствования, т.е. в нравственно-правовых нормах. Именно они опреде­ляют духовное своеобразие личности как исходного перво­начала социально-культурной жизни. В своей книге "Об общественном идеале" Новгородцев использует указанный теоретико-методологический постулат для решения про­блемы соотношения абсолютного и относительного начал в реальном социально-историческом процессе. Связывая аб­солютный общественный идеал с духовно-нравственным преображением личности русский неокантианец подчерки­вает, что таковое может быть достигнуто только за преде­лами эмпирической истории - в сверхвременной реально­сти, на "новой земле" и под "новым небом". Для Новгород­цева этот идеал не является абстрактной и утопичной соци­альной формой, но представляет собой безусловно реаль­ную силу, придающую истории человечества всеобщую и необходимую цель. Абсолютный общественный идеал вы­ражает всецелостность социального бытия как органичного

сочетания индивидуального и коллективного начал. Приме­чательно, что приведенная концепция имеет не столько неокантианский, сколько христианско-диалектический ха­рактер (ибо идея всеобщего духовного преображения обще­ства и человека порождена именно новозаветной традици­ей), что лишний раз подтверждает факт культурной детер­минированности российской социологии христианским ми­ропониманием. Развивая социальные интуиции последнего, Новгородцев, в своей поздней статье "О самобытных эле­ментах в русской правовой философии" пишет, что "выс­шим идеалом общественных отношений является внутрен­нее, свободное единство всех людей, достижимое через за­кон Христа, ставший внутренней природой человека". Рус­ский мыслитель, в итоге, приходит к закономерному выво­ду, что процесс социального строительства, развития права и государства неизбежно связан с постепенным воцерков-лением общественной жизни, наполнением её духовными энергиями разума и любви Христовой.

Духовно-нормативистской концепции общества при­держивался и В.М. Хвостов. Будучи последовательным неокантианцем он полагал, что общество представляет со­бой вполне реальный процесс межличностного и межгруп­пового общения, в основе которого лежит система духовно­го взаимодействия между людьми. Цель социологии заклю­чается в том, чтобы выявить закономерности этого духов­ного взаимодействия, определить его внутренние основания ц тенденции развития. При этом важно учитывать, что внешняя физическая среда (в том числе и тела индивидов) является необходимым средством для духовного общения людей. "Общественные процессы, - подчеркивает Хвостов, - стоят в тесной зависимости от физических условий и предметов. Достаточно вспомнить о том огромном бедст­вии, которое постигает каждую страну при расстройстве, например, путей сообщения. Если перестают правильно доставляться съестные припасы, начинается голод; если не подвозятся сырые материалы или топливо, останавливаются фабрики и заводы...Как болезнь тела человека отражается на состоянии его духа, так и расстройство физического ап­парата общения влечет за собой расстройство духовного общения между людьми и совместной общественной дея­тельности". Хвостов отмечает, что взаимодействие физиче­ских и духовных процессов в обществе осуществляется на символическом уровне. Именно символы являются провод­никами, которыми люди вынуждены пользоваться в процес­се реального общения для передачи своих мыслей, эмоций, чувств, желаний, настроений и т.д. Символическая природа социального бытия свидетельствует о том, что в обществе непрерывно взаимодействуют не только психические и фи­зические, но и сознательные и бессознательные первонача­ла. В связи с этим социология не должна увлекаться чрез­мерной рационализацией общественной жизни, игнорируя иррациональную сторону отношений между людьми. Нель­зя забывать, что за многими процессами социального пове­дения индивида стоит жизненная энергия бессознательного, выраженная в глубинных влечениях и инстинктах. Бессоз­нательное порождает не только индивидуальные, но и кол­лективные начала духовного бытия. Характерным приме­ром последних может служить своеобразие национального характера (или, выражаясь языком немецких ученых XIX в. Лацаруса и Щтейнталя, «народного духа»), определяющего многие социально-психологические акты индивида.

Как и Новгородцев, Хвостов уделяет огромное внима­ние проблеме духовно-нравственного долга личности. Он отмечает, что его сущность заключается в том, чтобы бо­рясь со злом в самом себе и содействуя добру в самом себе принимать деятельное участие во всем мировом процессе, преодолевая извечную двойственность человека и общества

способствовать гармоничному объединению людей в духе истины, добра и красоты.

Делая акцент на духовной сущности общественной жизни, неокантианская социология значительно увеличила "синтетический" потенциал российской социологической мысли. Понимание общества как целостной системы духов­ного взаимодействия людей преодолевало многие противо­речия позитивизма и марксизма и открывало прямые пути для формирования христианской социологии в России.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

О ПОНЯТИИ РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Христианская социология серебряного века XIX в...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Неокантианство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Российская социология как полипарадигмальное знание об обществе
В своё время ещё Г.В.Ф. Гегель тонко подметил, что истина, т.е. подлинная цель и предмет научного познания, представляет собой образ актуальной бесконечности. В ка­честве таковой она, по его словам

Сущность и характерные черты исторического развития российской социологии
Выяснение сущности российской социологии немыс­лимо без предварительного определения логики её истори­ческого развития. Хорошо известно, что история предмета (в данном случае этим предметом являетс

ИНТУИТИВНЫЙ ЭТАП РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Мысль о том, что начало становления любой науки неизбежно взаимосвязано с интуитивными принципами по­знания проходит практически через всю историю филосо­фии. Так, например, уже Платон в своих диал

П.Я. Чаадаев
Предысторию российской социологии принято отсчи­тывать с Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856). Именно он одним из первых в истории русской мысли предпринял попытку создать христианскую конц

Позитивизм
В России, как и в Европе, начало становления социо­логии в самостоятельную отрасль социально-гуманитарных наук неразрывно взаимосвязано с позитивистской методо­логией. Провозглашенная в своё время

Марксизм
В последней четверти XIX в., параллельно с позити­визмом, в российской социологической мысли получает широкое распространение марксистское направление. С са­мого начала своего существования в европ

СОЦИОЛОГИИ 4.1. Христианская социология серебряного века
Аналитический этап истории российской социологии прошел под знаком западноевропейских социальных теорий и парадигм, назначение которых заключалось в том, чтобы выявить предметную определенность нов

Теоретико-методологические достижения советской школы
В настоящее время мало у кого из исследователей вы­зывает сомнение тот факт, что определение места и роли советской социологической школы в истории российской социологии представляет собой непросту

Интегральная социология П.А. Сорокина
Как было отмечено, творчество П.А. Сорокина (1889-1968) - высшая точка синтетического этапа истории рос­сийской социологии. Оно логически завершает долгий и трудный путь развития русской общественн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги