Реферат Курсовая Конспект
Позитивизм - раздел Социология, О ПОНЯТИИ РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В России, Как И В Европе, Начало Становления Социологии В Самостоятельную От...
|
В России, как и в Европе, начало становления социологии в самостоятельную отрасль социально-гуманитарных наук неразрывно взаимосвязано с позитивистской методологией. Провозглашенная в своё время О. Контом, Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом в качестве положительной и "единственно научной" основы социологии, она заняла прочное место в трудах мыслителей аналитического этапа российской социологической мысли. Первыми в этом ряду выступили представители анархистской и субъективной школ: М.И. Бакунин и П.А. Кропоткин; П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. Своими научными изысканиями они выражали идеи народничества, которое, как известно, отстаивало мысль о самобытности русского пути общественного развития. При этом народники опирались на позитивистские принципы волюнтаризма и субъективизма, социальным выражением которых выступал безусловный индивидуализм. В связи с этой методологической установкой они отрицали возможность объективной интерпретации общественной жизни и подчеркивали необходимость личностного, ценностно-этического подхода в понимании социально-исторических фактов.
М.А. Бакунин (1814-1876) по праву считается родоначальником анархистского направления в русской общественной мысли XIX в. В своем социальном учении он абсолютизирует свободу человеческой личности. Основным законом прогресса Бакунин считает постоянное возрастание её свободы. Последняя выступает и как цель социального прогресса, и как его неизменный критерий. Всё, что препятствует освобождению личности, имеет разрушительный характер. В силу того, что основной преградой для безусловной свободы является государство, именно оно, по мнению Бакунина, должно быть уничтожено. Для этого необходима социальная революция, непосредственное осуществление которой теоретик анархизма связывает с так называемым "метафизическим бунтом".
Будучи позитивистски ориентированным мыслителем Бакунин рассматривает общество как «социальное тело», развивающееся по естественным законам. Соответственно и социология понимается им как "наука о законах, управляющих развитием человеческого общества". Как наука о
человечестве в мире она включает в себя антропологию, психологию, логику, этику, социальную экономику, эстетику и даже теологию с метафизикой.
Развивая идеи анархической социологии Бакунин отмечал, что уничтожение государства имеет своей целью установление общественного устройства, основанного на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций. Солидаристская направленность такого общества должна, по мнению русского мыслителя, избежать крайностей индивидуализма и коллективизма, так как "свобода без социализма - это несправедливость, а социализм без свободы - это рабство".
Продолжателем идей Бакунина был П.А. Кропоткин (1842-1921). В своих трудах он предпринял попытку систематизировать анархическое учение, придать ему большую философско-социологическую основательность. Кропоткин полагал, что социальный прогресс определяется двумя основными факторами: общественным (самоутверждение социальных групп) и индивидуальным (самоутверждение отдельной личности). Противоречие между этими двумя социальными тенденциями образует движущую силу исторического процесса. Само же общество, тем не менее, становится возможным только благодаря "инстинкту общежи-тельности", который Кропоткин выводит из закономерностей природного мира. С помощью биологических аналогий он обосновывает и центральную для анархизма мысль об относительной независимости индивида от общества и государства. Все живое, по утверждению Кропоткина, обходится без какого-либо "всеобщего управляющего центра". Биологический мир представляет собой совокупность абсолютно замкнутых автономных систем - простейших клеток, клеточных организмов, сложноорганизованных тел и т.д. А из этого, в свою очередь, следует, что и каждый индивид будучи биологическим организмом изначально обладает абсолютной свободой и независимостью. Именно они и обеспечивают достижение счастья, которое является конечной целью и истинным критерием прогресса.
Как и Бакунин, Кропоткин называет государство главным социальным злом, которое противостоит обществу как искусственно созданная организация, из-за которой все страдают. Противоречие между свободным обществом и деспотическим государством неизбежно порождает следующую трагическую альтернативу: "или государство должно быть разрушено, или оно раздавит личность и всю социальную жизнь". Обращаясь к истории социально-этической мысли Кропоткин постоянно находит в ней предпосылки анархической теории общества и связывает последнюю с коммунистическим идеалом. Согласно его учению анархическое общество представляет собой федерацию автономных производственных общин (ячеек, коммун, коопераций), в рамках которых создаются все условия для счастья и творческого самораскрытия личности. В этом обществе наиболее полно реализуется принцип солидарности, который, как мы знаем, играл определяющую роль для всей народнической социологии.
Идея солидарности занимает центральное место и в трудах представителей субъективной школы. Один' из её основателей - П.Л. Лавров (1828-1900) определял социологию как науку, "исследующую формы проявления усиления и ослабления солидарности между индивидами". Рост солидарности в культурном, социально-экономическом, политическом и иных видах взаимодействия составляет основное содержание прогресса личности и общества. Социологическое изучение данного процесса становится возможным благодаря субъективному методу, который позволяет более точно понять, реконструировать и интерпретировать социальные факты в соответствии с нравственными и мировоззренческими идеалами исследователя.
По мнению Лаврова рост солидарности осуществляется в тесной взаимосвязи с развитием сознания личности, способной к критическому осмыслению окружающей социальной действительности. Именно "критически мыслящие личности" являются подлинными творцами истории. Они создают культуру и определяют магистральные пути развития всего общества.
Конечной целью прогресса является социалистическое общество, в котором, согласно Лаврову, реализуется сама идея свободного и справедливого человеческого бытия.
Другой, не менее известный представитель субъективной школы - Н.К. Михайловский (1842-1904) продолжил разработку принципов субъективного метода. Как и Лавров, он придерживался этико-антропологической ориентации, полагая, что основная цель социологии - увидеть сквозь категорию личности логическую взаимосвязь частей всего общественного организма. Соответственно предметом данной науки выступает выяснение отношения разнообразных социальных взаимодействий к судьбам личности.
По мнению Михайловского социология должна проследить историческую эволюцию форм общественности, среди которых на первом месте стоит кооперация. Будучи необходимым результатом дифференциации труда она определяет все стороны общественной жизни и тем самым существенно влияет на личность. Простая (естественная) кооперация приводит к необходимому разделению трудовых и производственных функций, выражает начало солидарности и создает условия для гармоничного развития личности, что, собственно, и является основной целью общественного прогресса.
Характеризуя этико-антропологические основы метода социологии Михайловский отмечает, что высшая цель социального познания заключается в постижении целостной правды общественной жизни. Её объективный аспект - "правда-истина", а субъективный - "правда-справедливость". Как убежденный сторонник субъективистской традиции Михайловский отдает предпочтение "правде-справедливости". Ведь именно она позволяет ученому не только познавать, но и интерпретировать социальные процессы, вкладывая в них свои мировоззренческие смыслы. При этом русский социолог вовсе не отрицает значимость объективного метода «правды-истины», полагая, что он может быть с успехом использован при отборе, описании и вскрытии причин социально-исторических явлений.
Ключевым моментом социологического учения Михайловского выступает концепция "борьбы за индивидуальность". Суть этой концепции заключается в положении о том, что в историческом процессе личности (т.е. индивидуальности) непрерывно конфликтуют, что обусловлено стремлением каждой расширить сферу своего жизненного пространства и влияния. В силу того, что общество (т.е. сложная совокупность личностей разного порядка) постоянно пытается подчинить каждую отдельно взятую личность, последняя должна отстаивать свою свободу и индивидуальность. Только в таком случае возможно гармоничное сочетание "правды-истины" и "правды-справедливости", а следовательно, и сам социальный прогресс.
Существенным достижением социологии Михайловского можно считать и его теорию толпы, в которой он за несколько лет до выхода в свет соответствующих трудов Г. Тарда заложил основы для всех последующих социально-психологических работ в этой области.
В последней четверти XIX в. классический позитивизм в России вступает в новую стадию своего развития. В это время в русской мысли появляется несколько антипозитивистских направлений (неокантианство, христианская социология), поставившие под сомнение саму возможность
социологической парадигмы, основанной О. Контом. Существо критики сводилось к недопустимости той крайней натурализации общественной жизни, которая отличала классическую позитивистскую социологию. Попытка преодолеть этот действительный недостаток была предпринята в трудах родоначальников так называемой неопозитивистской школы - ЕВ Де-Роберти (1843-1915), Н.И. Кареева (1850-1931), М.М -Ковалевского (1851-1916) и КМ. Тахта-рева (1871-1925)
Е.В. Де-Роберти одим из первых увидел ограниченность этико-субъективного направления в народнической социологии Он прекрасно понимал, что сама идея субъективного метода, разработанная в трудах П. Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, противоречит объективистской логике научного исследования и во многом дискредитирует только зарождающуюся российскую социологическую мысль. Де-Роберти стремился предельно четко сформулировать научные основы социологии, определить её логико-методологические принципы. Он полагал, что действительно научная социология должна исходить только из "философии опыта". Она должна отказаться от каких бы то ни было "метафизических" спекуляций (в духе "теории трех стадий развития человечества" О. Конта ) или субъективистских идей (как, например, учение о "правде-справедливости" Н. Михайловского) и встать на путь понимания общества как объективного бытия, жестко детерминированного законами развития человеческого разума.
По словам Де-Роберти, социология - это естественная наука, познающая законы, управляющие строением и развитием человеческого общества. Её предмет заключается в изучении фактов психологического взаимодействия между людьми. Последнее представляет собой область особого, "надорганического", бытия как части мировой действительности. Будучи единым и целостным организмом общество является надорганической (т.е. сверхбиологической и сверхпсихической) реальностью, в основе которой" лежит непрерывное межличностное взаимодействие. Оно имеет духовную природу и вытекает из "соборного" опыта человеческой жизни. Де-Роберти считает, что этот соборный опыт порождает всё бесконечное многообразие социально-психических и культурных форм взаимодействия, в которых реализуется внутреннее единство человечества. В связи с этим в своих поздних работах русский социолог предлагает энергетическую трактовку социальности. Он полагает, что общество преобразует мировую энергию из простейшей биологической - в наиболее совершенную - социальную форму. Именно она и является тем высшим духовным бытием, которое должна изучать неопозитивистская социология. Для выполнения столь сложной задачи (ведь количественное измерение нематериальной, т.е. сверхпространственной и надвременной действительности всегда может дать лишь приблизительные результаты и вероятностные выводы) необходим выверенный и адекватный научный метод. Таковым, по мнению Де-Роберти, является метод описания фактов социального бытия. Индуктивистская природа социологического метода предполагает выявление некоторой эмпирической закономерности в социальных процессах с последующим детерминистским объяснением установленных исследователем социальных фактов. Указанный методологический механизм определяет универсальную значимость социологии как объективной науки о законах общественной жизни.
Универсалистская тенденция неопозитивизма характеризует творчество другого, не менее крупного, представителя этой школы - Н.И. Кареева. В своих трудах он пересматривает многие основополагающие принципы субъективистской методологии Лаврова и Михайловского, пытаясь придать им объективно-научный характер. Кареев вводит
понятие "законного субъективизма", в котором, по его мнению, раскрывается помологическая сущность позитивистской социологии. Задача последней заключается в том, чтобы, интегрируя социально-гуманитарные науки (историю философию истории, социальную психологию, антропологию, этнографию т.д.), открывать законы развития общества. Как и Де-Роберти, Кареев рассматривает общество в качестве "надорганической среды", состоящей из сложной системы психических и практических взаимодействий личностей. Данные формы взаимодействия подразделяются на культурные группы и социальные организации. Первые включают в себя духовные и ценностные представления и идеалы людей, а вторые состоят из социальных форм и институтов, в которых происходит непосредственное психическое взаимодействие между личностями.
Кареев полагает, что решающим фактором эволюции общественной жизни является духовная культура. Она определяет социальное поведение индивидов, регулирует их теоретическую и практическую деятельность. Духовная природа межличностного взаимодействия как раз и позволяет социологии открывать законы развития общества, ибо закон - это всегда логическая целесообразность, которая может иметь только нематериальный характер.
Предметное своеобразие социологии получает * своё выражение в соответствующем методе данной науки. Его номологическое содержание раскрывается в принципе понимания социального прогресса. По словам Кареева исследователь должен не только знать объективные социальные факты, но и понимать социальные мотивы поведения человека. Это понимание становится возможным через феноменологический акт сопереживания личности, взятой в какой-то конкретной жизненной ситуации. В этом и заключается суть «законного субъективизма» как методологического принципа неопозитивистской социологии. В своих теоретико-методологических построениях Ка-реев уделяет особое внимание вопросу о соотношении социологии и исторической науки. Несмотря на достаточно очевидную общность этих дисциплин, каждая из них имеет свою специфику. Будучи помологической наукой социология устраняет все индивидуальное, несущественное и случайное из исторического бытия людей и выделяет, прежде всего, его логические основания. История же напротив сосредотачивает своё внимание на уникальном и неповторимом в событиях социально-исторической жизни, не пытаясь постичь их внутренние духовные причины. Для этого существуют такие науки, как философия истории и историология (теория исторического процесса). Анализу этих тесно взаимосвязанных с социологией наук русский мыслитель посвящает целый ряд своих фундаментальных работ.
Попытку систематизации социологических теорий позитивизма и неопозитивизма предпринимает известнейший русский ученый М.М. Ковалевский. Он был одним из наиболее универсальных мыслителей своей эпохи и потому активно занимался не только собственно социологическими, но и историческими, этнографическими и правоведческими исследованиями. Будучи неизменным приверженцем методологии классического позитивизма Ковалевский стремился к тому, чтобы включить русскую социологическую мысль в европейскую академическую традицию. Он активно преподавал в ведущих университетах Европы и США, достойно представляя отечественную социологию в кругах мирового научного сообщества. Вместе с Е.В. Де-Роберти Ковалевский организовал Русскую высшую школу общественных наук в Париже, а затем и возглавил первую в России кафедру социологии в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.
Основные направления творчества Ковалевского заключались в разработке сравнительно-исторического мето-
да, многофакторной теории общества, концепции прогресса и проблеме происхождения основных социальных институтов (так называемая "генетическая социология"). По мнению русского мыслителя социология представляет собой синтетическую науку, которая обобщает и систематизирует эмпирические данные, полученные конкретными социальными дисциплинами. Она использует материал таких наук, как история государственных и правовых учреждений, этнография, антропология и т.д. Уточняя и модернизируя контовскую дефиницию социологии, Ковалевский определяет последнюю как «науку об организации и эволюции человеческого общества». Характеризуя преимущества сравнительно-исторического метода (основного, по мнению Ковалевского, для социологии) русский мыслитель подчеркивает, что он опирается на принцип единства и целостности человечества и потому способен открыть объективные законы социального развития, наметить основные направления эволюции общества. Сущность этого базового метода заключается в том, чтобы посредством типологизации у различных народов сходных юридических, политических, историко-культурных и иных институтов достичь объективного и универсального знания об обществе.
В своем понимании социального бытия Ковалевский исходил из плюралистического истолкования общественной жизни как целостной системы, включающей в себя множество разнообразных связей и факторов. Он полагал, что общество нельзя редуцировать, т.е. соотносить с частными формами человеческой жизнедеятельности - психологическими, экономическими, географическими и т.д. Чтобы избежать подобной ошибки нужно синтезировать положительные достижения различных социологических школ. Развивая эту мысль, Ковалевский использовал идею системного подхода к пониманию общества, высказанную его предшественниками - Контом, Спенсером, Марксом и др. Согласно ей между общественными явлениями и процессами существует всеобщая и необходимая взаимосвязь, обусловленная целостностью социального бытия человека. В различные исторические эпохи могут преобладать какие-то определенные факторы (например, экономические или политические), но в целом все они уравновешиваются в единой системе эволюции общества. Именно в этом заключается существо социального прогресса, который русский ученый-позитивист рассматривает в качестве основного закона социологии Внутреннее содержание прогресса он отождествляет с расширением солидарности, т.е. непрерывного роста социального единства людей.
Следует отметить, что в своем учении о солидарности Ковалевский выражает одну из наиболее характерных идей русской общественной мысли. Источником этой идеи выступает принцип соборности, сформулированный ещё в трудах ранних славянофилов и прошедший через всю историю отечественной мысли XIX- начала XX в. В рамках позитивистской традиции он трансформировался в ту самую солидарность, о которой говорили Лавров, Михайловский, Де-Роберти. Будучи преемником и, в каком-то смысле, продолжателем их позитивистских идей, Ковалевский сумел придать закону возрастания солидарности широкое и убедительное эмпирическое обоснование, чем способствовал укреплению пошатнувшихся было теоретико-методологических устоев позитивистской социологии.
Одним из последних представителей неопозитивистской парадигмы российской социологии выступает К.М. Тахтарев. Как преданный ученик Де-Роберти и Ковалевского (мыслителей, всегда стремившихся систематизировать идеи того научного направления, к которому они принадлежали), Тахтарев предпринимает попытку обобщить богатый опыт позитивистской социологии, определить её место в истории отечественной и мировой науки. В своей книге
"Социология как наука о закономерности общественной жизни" он пишет, что социология - это наука, которая изучает общественную жизнь, ее явления и закономерность. Будучи универсальной социальной наукой она должна стремиться к выработке целостного общественного миросозерцания, с помощью которого человечество сможет прогнозировать социальные процессы и управлять ими. Основные задачи данной науки заключаются в том, чтобы: 1) анализировать явления общественной жизни; 2) выяснять их естественные соотношения; 3) раскрывать соответствующие закономерности. Указанные проблемы определяют трехуровневую структуру системы социологии, истинная цель которой заключается в том, чтобы изучить общественную жизнь, взятую в максимальной целостности. Для того, чтобы её достичь, социология должна ответить на вопрос о том, что определяет внутреннее единство общества. Тахтарев полагает, что основополагающим фактором социального бытия может быть только общение между людьми. Именно этот фактор обуславливает как развитие каждой отдельной личности, так и каждого человеческого сообщества. Его составляющими выступают такие социологические категории, как социальное взаимодействие, солидарность, разделение труда, сотрудничество, творчество, дифференциация общества, личность, прогресс и закономерность общественных явлений.
Характеризуя многообразие методов социологического исследования, Тахтарев уделяет особое внимание стати-стико-социологическому методу, полагая что он представляет собой удачное сочетание принципов количественного и качественного измерения социальных явлений и процессов.
Итак, позитивистское направление безусловно оказало огромное влияние на становление социологической науки в России. Развивая и дополняя теории европейского позитивизма, оно внесло ряд новых и оригинальных идей, с которыми не могла не считаться классическая социология Запада. Однако несмотря на все свои достижения русский позитивизм был не в силах преодолеть те действительные противоречия и недостатки, которые были имманентны данной социологической парадигме. Указанную задачу попытались решить марксистская и неокантианская школы, анализу которых посвящены следующие разделы настоящей главы.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
СИНТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Христианская социология серебряного века XIX в...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Позитивизм
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов