рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сущность и характерные черты исторического развития российской социологии

Сущность и характерные черты исторического развития российской социологии - раздел Социология, О ПОНЯТИИ РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Выяснение Сущности Российской Социологии Немыс­лимо Без Предварительного Опре...

Выяснение сущности российской социологии немыс­лимо без предварительного определения логики её истори­ческого развития. Хорошо известно, что история предмета (в данном случае этим предметом является российская со­циология) и есть сам предмет в его развитии. Последнее представляет собой систематическое развёртывание опре-делённостей предмета, которые и образуют его смысловое содержание. Именно в этом процессе и осуществляется рас­крытие понятия науки, осознание её идеи. По справедливо­му замечанию Гегеля, каждая отдельная научная система содержит в себе идею в её своеобразной форме. "Эти формы именно и важны: они суть не что иное, как коренные разли­чия самой идеи, которая лишь в них представляет собою то, что она есть... Являющееся же здесь многообразие опреде­лений не неопределённо, а необходимо; формы восполняют друг друга, соединяются в цельную форму".

В отношении российской социологи это означает, что система её исторического развития - выражение её сущно­сти, которая, как указывалось, есть полипарадигмалъностъ, синтетичность. Все основные парадигмы отечественной социологии суть определённости, моменты её понятия. По­зитивизм, марксизм, народничество, неокантианство - всё

это лишь необходимые исторические формы российской социологии как синтетического этапа мировой социологи­ческой мысли. В своём взаимодействии с христианской со­циологией они образовывали систему российской социоло­гии. Так, например, позитивизм выражал прикладной, эм­пирический аспект науки об обществе, марксизм и неокан­тианство - умозрительные, теоретико-методологические её основания. Существенно дополняя и восполняя друг друга, они только подчеркивали полноту и конкретность христо-логического понимания социума, его способность совме­щать противоположности в единое и цельное знание.

Следует отметить, что история российской социоло­гии, несомненно, обладает своей логической структурой, которая выражается в соответствующей периодизации. Причём последняя имеет прежде всего логический, а не про­сто хронологический смысл (ведь очевидно, что именно хронология есть проявление логики, а не наоборот!). В свя­зи с этим нужно особо подчеркнуть, что выявление этой ло­гической периодизации представляет собой одну из самых трудных проблем для современной исследовательской мыс­ли. Достаточно сказать, что подавляющее большинство трудов по истории отечественной социологии построено исключительно по хронографическому принципу, что су­щественно осложняет задачу её целостного понимания. Бес­спорно, подробная хронология необходима, но только в ор­ганическом единстве с логикой. В противном случае она превращается в дурную и хаотическую бесконечность "го­лых" фактов, разобраться в которых порой бывает очень и очень трудно. "Цельное историческое бытие, - подчёркива­ет русский мыслитель А.Ф. Лосев, - разумеется и диалек­тично (т.е. логично. - П.Б.), и хронологично и каждая из этих сторон имеет смысл только при условии существова­ния другой стороны". Некоторыми исключениями являются труды Б.А. Чагина, И.А. Голосенко и Г.Я. Миненкова, где авторы предпринимают попытку преодолеть сложившийся концептуальный "вакуум". Однако и данные в этих работах концепции периодизации не лишены значительной доли хронографизма. Кроме того, предложенные Голосенко и Ча-гиным варианты типологии и систематики истории россий­ской социологии страдают чрезмерным схематизмом и смысловой громоздкостью, что существенно затрудняет процесс их усвоения и изложения. Основная причина этого имеет логико-методологический смысл. Традиция класси­ческого мышления утверждает, что именно методология придаёт строгую смысловую направленность любому на­учному исследованию, определяя его внутреннюю логику и конечную цель. А это, в свою очередь, говорит нам о том, что только в выборе адекватной философско-методологической позиции кроется ключ к решению про­блемы концептуального изложения истории отечественной социологической мысли.

На наш взгляд, роль такой позиции может играть классическая диалектика, которая, будучи методологией "цельного знания", как раз и составляет сущность россий­ской социологии. Согласно этой диалектической традиции любая научная мысль (в том числе и мысль социологиче­ская) проходит в своём развитии три стадии, соответствую­щие структурно-методологическим принципам тезиса, ан­титезиса и синтеза. Такая структурированность с необходи­мостью следует из самой природы диалектики как метода установления единства противоположностей, где имеются одна противоположность, другая противоположность и их синтез. Следуя объективному ритму диалектической мысли, мы должны признать, что в сфере мыслящего духа корреля­тами триады являются познавательные формы интуиции (опыта, чувственности), рефлексии (рассудка) и спекуляции (разума). Интуиция берет предмет в непосредственной, не­расчлененной данности, рефлексия производит в нем рас-

членение, а спекуляция объединяет рефлективно получен­ные различения предмета с самим предметом, что в резуль­тате дает его целостную смысловую картину.

Указанный механизм движения познающей мысли ха­рактеризует и историю российской социологии. На первом этапе своего развития (1830-1880 гг.) она определялась ин-туициями христологического понимания общества, под­тверждением чего являются труды П.Я. Чаадаева, славяно­филов: А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, русских писателей: Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского. Идеи этих социальных мыслителей послужили той духовной и интеллектуальной почвой, на которой и выросло древо всей отечественной со­циологии.

Второй этап - аналитический (или рефлективный) -характеризуется формированием и интенсивным развитием целого ряда социологических школ и парадигм, источником которых была западная мысль. Именно она опосредовала первоначальные интуиции христианской социологии, вне­сла в отечественную социальную мысль дух научной реф­лексии, наметила возможности её систематизации. Позити­вистская, марксистская, неокантианская, народническая и юридическая школы в своей совокупности составляли сис­тему социологии в России. На этом этапе российская социо­логия вступила на путь институционализации, формирова­ния в качестве самостоятельного направления мировой со­циологической мысли. Имена таких ученых, как М.М. Ко­валевский, Е.В. Де-Роберти, НИ. Кареев, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, становятся символами русской социоло­гии в глазах мирового научного сообщества. Важно под­черкнуть, что перенесение западных социологических идей на российскую интеллектуальную почву не имело механи­ческого или компилятивного характера. Напротив, в этом процессе можно было наблюдать своеобразную трансфермацию и творческое развитие теорий классической евро­пейской социологии. В этом смысле вполне правомерно го­ворить о русском позитивизме, русском неокантианстве и, конечно же, русском марксизме. Здесь явно угадывалась тенденция к объединению парадигм мировой социологиче­ской мысли, начало которому было положено третьим -синтетическим - этапом истории российской социологии (20 - 60 гг. XXв.) Непосредственность интуиции и опосре-дованность рефлексии обрели своё органическое единство в христианской социологии серебряного века и социологии русского зарубежья, подлинной вершиной которой стала интегральная социология НА. Сорокина. Именно она пред­ставляла собой опыт систематизации идей русской и запад­ной социологических метапарадигм в рамках «цельного знания» об обществе. Особенно ярко эта сторона творчества "русско-американского" мыслителя стала проявляться в "поздний" период его творчества, когда в исследованиях по альтруистической любви, духовно-религиозной жизни на­шла своё второе "социологическое" рождение христианская интеллектуальная традиция "всеединства" в интерпретации общества. «В интегральной философии Сорокина, как он сам характеризовал своё мировоззрение, можно увидеть черты русской "соборности", перетолкованной на амери­канский лад», - справедливо замечает современный иссле­дователь В.В. Сапов

Проведенный историко-социологический анализ даёт возможность выделить характерные черты российской со­циологии, которые и являются определенностями её поня­тия, это:

1) тесная взаимосвязь с социально-философской тра­дицией "всеединства";

2) преобладание диалектической методологии как па­радигмы "цельного знания" об обществе;

3) интерпретация социума как целостного организма (холизм и социальный онтологизм);

4) ориентация на духовные (религиозные, мифо-символические, нравственные) процессы общественной жизни;

5) конкретность, "стремление совместить универса­лизм социального с национальной культурой" (В.А. Ядов);

6) приоритет социокультурного подхода в оценке яв­лений социального бытия;

7) интегрализм, тенденция к синтезу классических и постклассических социологических парадигм.

Таким образом, принципы социального реализма (он­тологизма), холизма, органицизма, конкретности, персона­лизма и интегрализма в своей совокупности образуют внут­реннее смысловое содержание понятия российской социо­логии, как синтетического направления в мировой социо­логической мысли. Выявление этих и других концептуаль­ных начал в трудах отечественных социологов Х1Х-ХХ вв. - одна из главных задач всех последующих глав предлагае­мого издания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

О ПОНЯТИИ РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Христианская социология серебряного века XIX в...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сущность и характерные черты исторического развития российской социологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Российская социология как полипарадигмальное знание об обществе
В своё время ещё Г.В.Ф. Гегель тонко подметил, что истина, т.е. подлинная цель и предмет научного познания, представляет собой образ актуальной бесконечности. В ка­честве таковой она, по его словам

ИНТУИТИВНЫЙ ЭТАП РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Мысль о том, что начало становления любой науки неизбежно взаимосвязано с интуитивными принципами по­знания проходит практически через всю историю филосо­фии. Так, например, уже Платон в своих диал

П.Я. Чаадаев
Предысторию российской социологии принято отсчи­тывать с Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856). Именно он одним из первых в истории русской мысли предпринял попытку создать христианскую конц

Позитивизм
В России, как и в Европе, начало становления социо­логии в самостоятельную отрасль социально-гуманитарных наук неразрывно взаимосвязано с позитивистской методо­логией. Провозглашенная в своё время

Марксизм
В последней четверти XIX в., параллельно с позити­визмом, в российской социологической мысли получает широкое распространение марксистское направление. С са­мого начала своего существования в европ

Неокантианство
В конце XIX - начале XX в. четко обозначился логи­ко-методологический кризис позитивистской и марксист­ской парадигм отечественной социологии. Сущность этого кризиса заключалась, во-первых, в излиш

СОЦИОЛОГИИ 4.1. Христианская социология серебряного века
Аналитический этап истории российской социологии прошел под знаком западноевропейских социальных теорий и парадигм, назначение которых заключалось в том, чтобы выявить предметную определенность нов

Теоретико-методологические достижения советской школы
В настоящее время мало у кого из исследователей вы­зывает сомнение тот факт, что определение места и роли советской социологической школы в истории российской социологии представляет собой непросту

Интегральная социология П.А. Сорокина
Как было отмечено, творчество П.А. Сорокина (1889-1968) - высшая точка синтетического этапа истории рос­сийской социологии. Оно логически завершает долгий и трудный путь развития русской общественн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги