Реферат Курсовая Конспект
Интегральная социология П.А. Сорокина - раздел Социология, О ПОНЯТИИ РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Как Было Отмечено, Творчество П.а. Сорокина (1889-1968) - Высшая Точка Синтет...
|
Как было отмечено, творчество П.А. Сорокина (1889-1968) - высшая точка синтетического этапа истории российской социологии. Оно логически завершает долгий и трудный путь развития русской общественной мысли XX в. в сторону синтеза классической и современной социологии в рамках системы интегрального знания об обществе. Разработанная Сорокиным теория интегрализма представляет собой продолжение русской философии всеединства серебряного века, основанной на христианской интуиции "цельного знания".
В историко-социологической литературе принято разграничивать два этапа в творчестве Сорокина — русский и американский. Оба этих этапа достаточно непохожи друг на друга по кругу исследуемых проблем и характеру их решения. Однако очевидно то, что синтетическая сущность всех работ русского мыслителя всегда оставалась постоянной. Социально-философское мировоззрение Сорокина изначально содержало в себе интуицию интегрализма, которая со временем дала столь пышные всходы в "Социально-культурной димамике" и ряде других "зрелых" и "поздних" работ.
Как считает большинство исследователей, социологическая эволюция Сорокина может быть разделена на три основных этапа. На первом, "российском" (до 1922 г.), Сорокин создает концепцию позитивистской системы социологии, основанную на методологии бихевиоризма. Социологическое творчество этого периода формировалось под влиянием идей О. Конта, Э. Дюркгейма, М.М. Ковалевского, Е.В. Де-Роберти, Л.И. Петражицкого, Г. Зиммеля, а также В. М. Бехтерева и И.П. Павлова. В этот период Сорокиным написаны следующие работы: "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Самоубийство как общественное явление" (1913), "Предмет и границы социологии" (1913), "Общедоступный учебник по социологии" (1920), "Система социологии" (1920), "Голод как фактор" (1921).
Второй этап (1922 - 1930 гг.) характеризуется творческой эволюцией учений первого периода. Сорокин сохраняет неопозитивистскую ориентацию, на основе которой разрабатывает очень важные отраслевые теории "социальной стратификации» и "социальной мобильности", изложенные в книгах "Социология революции" (1925) и "Социальная мобильность" (1927). Однако уже в конце этого периода под влиянием неокантианства, феноменологии Э. Гуссерля и ряда других направлений западноевропейской и отечественной мысли Сорокин все больше обращается к проблемам философии и социологии культуры, резко критикуя слепой эмпиризм. Эта научно-мировоззренческая тенденция нашла свое отражение, в частности, в работе "Современные социологические теории" (1928).
Третий этап (1930-1960-е гг) характеризуется решительным пересмотром его взглядов, отходом от социологии бихевиоризма и эмпиризма. На первый план выдвигаются проблемы культуры, которым отводится роль решающего фактора общественной жизни человека.
Следует отметить, что на 1930 - 1950- гг. приходится пик научного творчества Сорокина. В составе большого творческого коллектива он принимает участие в создании фундаментального труда по социологии крестьянства (1930—1932), пишет обширное исследование "Общество, культура и личность" (1947). Всемирную известность Сорокину приносит его знаменитая четырехтомная монография "Социальная и культурная динамика" (1937 - 1941).
Отдельными книгами выходят "Социокультурная причинность, пространство и время" (1943), "Кризис нашего времени" (1943), "Преобразование человечества" (1948), "Человек и общество в опасности" (1942), "Причуды и заблуждения современной социологии" (1956), "Социологические теории современности" (1966), "Основные черты русской нации в двадцатом столетии"(1967).
Ранние социологические работы Сорокина писались на основе неопозитивистско-бихевиористической методологии. В своей первой крупной работе "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали" (1913) Сорокин рассматривает социальный факт (т.е. сферу "надорганиче-ского бытия") как "социальную связь, обладающую психической природой и реализующуюся в сознании индивидов". По его мнению, любое психическое взаимодействие - суть
социальное явление. Такое явление будет обладать как внутренне-психологической, так и внешне-символической природой. Сорокин полагает, что, игнорируя индивидуальные внутрипсихологические процессы, социолог должен описывать только внешние факты, а не всю социальную жизнь. Отсюда Сорокин выводит три основных формы актов поведения людей - дозволенные, должные и рекомендуемые. Каждая из этих форм существует в единстве с противоположной ей оппозиционной санкцией: рекомендуемым актам (подвиг или услуга) — награды; запрещенным (преступление) — кара; дозволенным — "должные реакции". Социально-историческое взаимодействие актов реакций составляет сущность всего цивилизационного процесса.
Основной труд Сорокина в российский период творчества - это "Система социологии", первые два тома которой, посвященные "социальной статике", вышли в свет в 1920 г. Созданная в духе "умеренного бихевиоризма" с опорой на эмпирическую методологию, эта система, по мысли автора, позволяла разложить всю общественную жизнь на "явления взаимодействия двух и более людей" и обратно по такому взаимодействию воссоздать полную картину общественного бытия, сочетая различные процессы взаимодействия, "получить любые события, начиная с увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революцией, смоделировать любую социальную группу, начиная с трамвайных попутчиков и кончая Лигой Наций".
Модель социального взаимодействия включает в себя три составляющие: индивиды, акты поведения, проводники взаимодействия. Анализ каждого элемента, соответственно таким характеристикам, как потребности людей, осознанность и интенсивность поведения, материальность или символичность проводников, позволил Сорокину классифицировать виды взаимодействия на антагонистическое и солидарное, стереотипное и нешаблонное и т.д. Он также подробно исследовал факторы, способствующие как сохранению, так и разложению системы социального взаимодействия: обычаи, мораль, законы, благосостояние, качество питания и т.д. В этой концепции заметно влияние Г. Зиммеля, а сама она во многом предвосхитила многие теоретические положения символического интеракционизма, в становление которого труды Сорокина внесли значительный вклад.
Во втором томе рассмотрена структура общества в целом, исходя из тезиса о том, что устоявшиеся воспроизводимые системы взаимодействий служат основой для формирования социальных групп. Человек одновременно является абонентом множества социальных групп, слоев, конгломератов, классификация которых на односторонние и многосторонние, закрытые и открытые и т.п. позволяет Сорокину перейти к более подробному анализу классов, партий, конфессиональных групп, элит.
Третий том в полном объеме не был напечатан, но в "Общедоступном учебнике социологии" содержится его краткое изложение под названием "социальная механика".
Следует особо подчеркнуть, что именно в "Системе социологии" можно обнаружить едва ли не все идеи, позднее глубоко разработанные Сорокиным на качественно ином мировоззренческом и теоретико-методологическом уровне. Это касается социологии революций, теории элит, концепций социальной мобильности и стратификации, философии социально-культурной динамики.
Собственную концепцию понимания предмета и задач социологии русский мыслитель сформулировал в пяти принципах "построения и изложения социологического материала": «Во-первых, социология как наука может и должна строиться по типу естественных наук, различны объекты изучения тех и других дисциплин, но методы изучения этих объектов одни и те же. Ни о каком противоположении "наук о природе" и "наук о культуре"... не может быть и речи.
Во-вторых, социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, каков он есть. Всякий нормативизм из социологии как науки должен быть изгнан...
В-третьих, социология должна быть объективной дисциплиной - объективной не только в смысле отсутствия оценочных норм и в смысле методов изучения явлений, но и в более специальном... значении этого термина... Задача времени - освободиться от... психологического субъективизма...
В-четвертых, поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить "философствование" ..
В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с несчастной идеей "монизма" — незаконным детищем незаконного брака социологии с философией... Система социологии (построенная на основе перечисленных теоретических принципов. - П.Б.) должна показать, что социология... есть... наука цельная, законченная, имеющая вполне определенные очертания и вполне определенное построение, обуславливаемое ее природой».
Поскольку в подходе к природе социологии, ее структуре, интерпретации основных понятий преобладают разночтения и разнобой, постольку "первой задачей всякого теоретика социологии является задача определения предмета и границ социологии как науки", что позволит избежать "неясности и неопределенности своего построения". Однако, как считает Сорокин, границы предмета социологии, будут очерчены лишь в том случае, если будет дан ответ на следующие три вопроса: "1) какие явления социология изучает; 2) почему эти явления для своего исследования требуют создания специальной дисциплины; 3) каково взаимоотношение социологии с другими сосуществующими научными дисциплинами, в частности с науками социальными". На первый и второй вопросы Сорокин отвечает с позиции единства онтологического и гносеологического принципов, взятых в их тождестве и различии. Но это тождество и различие устанавливается им не только внутри социологии, но и между социологией и другими науками. Для Сорокина единство онтологического и гносеологического уровней определения предмета социологии означает зафиксировать "тот разряд фактов, который является предметом ее изучения, или, иными словами, установить особую точку зрения на изучаемый рад явлений, отличную от точки зрения других наук".
Выявив "особую точку зрения" социологии, сопоставив ее предмет с предметами физики, химии, биологии, изучающих взаимодействие в неорганическом и органическом мире, и с предметами индивидуальной и коллективной психологии и отдельных социальных наук, изучающих тот или иной аспект человеческого взаимодействия, Сорокин приходит к закономерному выводу, что социология представляет собой универсальную, или "генерализирующую", науку. Используя принцип аналогии, он делает следующий вывод: "Положение социологии по отношению к частным дисциплинам то же самое, что и положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания; положение общей части физики — к акустике, элек-трологии, учению о свете и т.д.; положение химии по отношению к химии органической, неорганической и т.д.".
С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе. Из того факта, "что явления взаимодействия людей суть явления §ш §епеш, отличные от других видов взаимодействия", следует, по мнению Сорокина, необходимость пони-
мания социологии как самостоятельной научной дисциплины.
Определив общую предметную сферу социологии, обосновав практическую и теоретическую необходимость социологии в качестве самостоятельной науки, Сорокин переходит к анализу ее внутренней структуры. Он полагает, что теоретическая социология распадается на три основных раздела: 1) социальную аналитику (социальная анатомия и морфология); 2) социальную механику (ее объект — социальные процессы); 3) социальную генетику (теория эволюции общественной жизни).
Практическая социология, или социальная политика, "должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами". Социальная аналитика, изучающая структуру социального явления и его основные формы, сама распадается на два подотдела: 1) подотдел, изучающий строение простейшего социального явления (в том числе определяет и разлагает социальное явление на элементы, классифицирует его основные формы) и 2) подотдел, изучающий строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений (их разложение на простейшие социальные явления, классификация основных видов сложных социальных соединений).
Социальная аналитика изучает структуру социальных явлений, взятых в пространстве, т.е. статистически. Социальная механика (социальная физиология) изучает процесс взаимодействия людей, их поведение и те силы, которыми оно определяется. Каждый изучаемый процесс должен быть рассмотрен в контексте социального целого. Перед социальной механикой стоят следующие конкретные практические задачи: 1) классификация факторов (причин, условий) поведения и 2) определение влияния каждого фактора на поведение человека, группы.
Социальная генетика (социальная динамика): 1) определяет исторические тенденции, или линии развития, обнаруживающихся вне повторяющегося во времени развития как всей социальной жизни, так и отдельных ее сторон или институтов и 2) объясняет отклонения и отступления от этих тенденций. В рамках социальной генетики "Социология... формулирует лишь наиболее общие тенденции развития, данные во времени".
Что касается прикладной социологии (социальной политики), то она должна быть дисциплиной научного управления обществом. Анализируя её, Сорокин пишет, что эта дисциплина должна реализовать известный афоризм О. Конта: "Знать - чтобы предвидеть; предвидеть - чтобы мочь". На основе законов, установленных теоретической социологией, она дает "человечеству возможность управлять социальными силами, утилизовать их сообразно поставленным целям". Человечество успешно будет бороться с социальными бедствиями (глупостью, преступностью, безволием, злом, искушением) только тогда, когда оно создаст особую "социально-психологическую медицину". В роли последней и призвана выступить прикладная социология, которая "должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни (в экономической, политической, правовой, религиозной, научной, педагогической и т.д.), для наилучшего использования социально-психологической энергии". Обоснование необходимости социологии как самостоятельной дисциплины Сорокин связывает с выявлением специфики и содержания понятия "на-дорганическая реальность", которая обнаруживается только
в сфере взаимодействия индивидов, обладающих сознанием, и в продуктах взаимодействий.
Сорокин дает следующее определение феномена взаимодействия: "Явление взаимодействия людей дано тогда, когда а) психические переживания или Ь) внешние акты, либо с) и то и другое одного (одних) из людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов. Иными словами, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют".
Строго определив феномен взаимодействия, Сорокин конкретизирует определение социологии: "Социология есть наука о поведении людей, находящихся в процессе взаимодействия, и о результатах такого поведения".
Анализ структурных компонентов социального взаимодействия Сорокин ведет с учетом достижений естественных и социальных наук своего времени, в частности, приводятся последние данные биологии и психологии о психофизиологических особенностях приспособления индивида к среде. Особое внимание он акцентирует на роли потребностей как мотива поведения и деятельности человека. При этом Сорокин разработал систему потребностей, среди которых выделил потребности: 1) удовлетворения голода и жажды; 2) половую (размножения); 3) индивидуальной самозащиты; 4) групповой самозащиты; 5) движения; 6) дыхания, обмена веществ, сна, разряжения избыточной энергии (игры) и другие физиологические потребности; 7) общения с себе подобными; 8) интеллектуальной деятельности; 9) чувственно-эмоциональных переживаний и 10) волевой деятельности.
Акты (второй компонент взаимодействия) носят двойственный характер. С одной стороны, они - внутренняя реализация психической энергии индивида, с другой - стимул, раздражитель, вызывающий ту или иную реакцию у другого индивида. Акты-раздражители подразделяются на: 1) акты делания и неделания (терпение, воздержание); 2) акты продолжительного и мгновенного действия; 3) интенсивные и слабые акты; 4) сознательные (целевые) и бессознательные акты (рефлексы, инстинкты).
Значение третьего компонента взаимодействия - проводника (материального и символического) - состоит в передаче реакции одного индивида другому. В качестве проводника может выступать язык, письменность, живопись, обряды, традиции, предметы быта и т.п., представляющие собой процесс объективации цепи "стимул (8) —реакция (К)". Являясь элементом общества, они способны изменить характер и содержание социального взаимодействия.
Поскольку общество представляет собой единство разнообразных типов взаимодействия, постольку необходимы соответствующие критерии их классификации. Таковыми выступают количество и качество самих элементов взаимодействия. В зависимости от первого структурного компонента, взаимодействия подразделяются на: 1) взаимодействия между двумя индивидами; 2) взаимодействия между одним индивидом и многими индивидами; 3) взаимодействия между многими индивидами с той и с другой стороны или между двумя группами индивидов.
Качественные характеристики взаимодействующих индивидов или групп индивидов являются условием существования различных видов процессов социального взаимодействия.
В зависимости от природы акта взаимодействия могут быть: а) односторонними и двусторонними; б) длительными и временными; в) антагонистическими и неантагонисти-
ческими (солидаристическими); г) шаблонными и нешаблонными; д) сознательными и бессознательными; е) интеллектуальными, чувственно-эмоциональными и волевыми.
В зависимости от природы проводника Сорокин выделяет механические, тепловые, звуковые, свето-цветовые и т.п. взаимодействия.
Но что является условием интеграции социальных явлений в единую социальную систему (общество)? На этот вопрос Сорокин отвечает следующим образом: «Взятое в целом, явление взаимодействия представляет... определенную систему, где в течение процесса взаимодействия существует тесная функциональная связь между центрами взаимодействия: поведение или состояние одного из них тотчас же отражается на поведении и состоянии другого, изменения одного (обуславливающего) индивида влекут за собой те или иные изменения в поведении и состоянии его контрагента. Такая зависимость может быть и взаимной... Образно говоря, взаимодействующие индивиды представляются как бы связанными друг с другом веревкой. Движения одного, в силу этой связи, "дергают" другого - и обратно».
Итак, начав социологический анализ с простейшей клетки общества — социального взаимодействия, - разложив ее на составные компоненты, Сорокин приходит к выводу о том, что причинно-функциональная связь всех частей социального взаимодействия приводит к образованию коллективного единства. Как и в любой социологической концепции, перед Сорокиным стоит проблема решения дилеммы "общество - личность". Если реализм (Дюркгейм) эту проблему решал в пользу целого (общества), а номинализм (Вебер) в пользу личности, то Сорокин решал ее по-своему: «Общество, или коллективное единство как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы невзаимодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальности зш §епеш оно имеет ряд свойств, явлений и процессов, которых нет и не может оыть в сумме изолированных индивидов. Но, вопреки реализму, общество существует не "вне" и "независимо" от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без всех составляющих его элементов. Термины, подобные "социальному сознанию", "душе народа", "национальному духу" и т.д., могут фигурировать только в качестве поэтических, образов; взятые же в своем буквальном смысле, они не соответствуют действительности».
Показав, что социальная интеграция детерминирована космическо-географическими, биолого-физиологическими и социально-психологическими факторами, Сорокин переходит к построению системы иерархии интеграции социальных явлений. Строит ее он в зависимости от организационного уровня среды (статики), выделяя в ней три уровня взаимодействия. Первый уровень взаимодействия - это межиндивидуальные отношения, построенные на индивидуальных биологических и психологических импульсах. Эти отношения становятся социальными в "элементарных" (непосредственных) группах. С точки зрения Сорокина, социальная группа есть, прежде всего, форма взаимодействия индивидов. "Элементарная" группа есть единение людей по какому-либо одному из общих признаков (например, по признаку пола, возраста, языка, профессии, веры, дохода и т.п.). Второй уровень - это различные комбинации "элементарных" групп, отношения между которыми создают своеобразные исторические условия, в которых факторы социализации (географические, биолого-физиологические и социально-психологические) либо интегрируют и образуют коллективное единство, либо дезинтегрируют и способствуют распаду социального агрегата. Третий уровень — это отношения между "кумулятивными" группами, объеди-
ненными вокруг нескольких признаков (примеры "кумулятивных" групп: классы, нации, элиты и т.д.).
Сложный социальный агрегат (общество, население) есть совокупность "кумулятивных" и "элементарных" групп. Общество расслаивается на слои по горизонтали и вертикали. Индивид оказывается одновременно членом множества социальных групп - "элементарных" и "кумулятивных", - которые бывают либо закрытыми (пол, раса, нация), либо открытыми (партия, научные, религиозные, профессиональные и т.п. группы), либо полузакрытыми (класс, сословие).
Обобщая классовую структуру большинства развитых стран, он выделяет в их структуре четыре класса - крестьян, пролетариев, землевладельцев и капиталистов, - объединенных в две "кумулятивные" группы: "1) классов привилегированных богатых, по профессии носителей интеллектуального труда и 2) классов обделенных бедных, по профессии носителей физического труда".
Но общество, кроме стратификации, характеризуется определенной социальной перегруппировкой (мобильностью), которая также бывает двух видов — горизонтальная и вертикальная. Она выражает собой изменение объема "элементарных" и "кумулятивных" групп в обществе, исчезновение одних групп и возникновение новых. Но наряду с географической и территориальной перегруппировкой в обществе есть межгрупповая и внутригрупповая мобильность (горизонтальная и вертикальная).
Социальная стратификация и социальная мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, потребностям и, кроме того- самим фактом совместной деятельности, которая невозможна без наличия определенной организации. Организация же немыслима без руководителей и подчиненных. Следовательно, неравенство -родовая черта общества, но оно должно быть разумным. Его смягчение возможно только при помощи реформ.
Сам Сорокин о своем раннем мировоззрении и стремлении интегрировать гуманитарное знание своего времени в единую унифицированную систему многими годами позже напишет: "С точки зрения философии, складывающаяся система была скорее разновидностью эмпирического неопозитивизма или критического реализма, основанного на логических и эмпирио-научных методах. Социологически - разновидностью синтеза конто-спенсеровской социологии эволюции и прогресса, дополненной и скорректированной теориями Н. Михайловского, П. Лаврова, Е. Де-Роберти, Л. Петражицкого, М. Ковалевского, М. Ростовцева, П. Кропоткина (среди русских социальных мыслителей) и теориями Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парето и других западных обществоведов. Политически - видом социальной идеологии, основанной на этике солидарности, взаимовыручки и свободы".
Американский период творчества Сорокина открывается книгой "Социология революций" (1925). Написанная в духе методологических установок "Системы социологии", она дает на примере 70 революционных ситуаций анализ трехфазового изменения поведения индивидов в условиях перемешивания и ломки устоявшихся социальных групп, слоев, структур. Кроме того, в работе дан анализ изменений в языке, одежде, семейно-брачных отношениях, питании, генетическом коде нации, ее отношении к своей истории и т.п.
При разработке социологии революции Сорокин отталкивается от идеи социальной стратификации и социальной мобильности. Для русского ученого стратификация -это способ измерения статуса той или иной социальной группы в различных сферах жизнедеятельности общества,
распределение слоев внутри класса, позволяющая проводить более точный анализ социальной структуры. Согласно Сорокину, стратификационное измерение следует производить в трех социальных пространствах - экономическом, политическом и профессиональном. Само социальное пространство - это порядок размещения социальных групп в обществе и иерархическое размещение статусов в некоторых из этих групп. Оно есть социальная дистанция между субъектами. Основными компонентами социального пространства выступают социальная структура и социальная стратификация. Социальная структура является межгрупповой дифференциацией и включает в себя: 1) скопления или конгломераты, 2) группы и 3) социальные институты. Если скопления характеризуются чисто пространственной близостью случайных людей, то группы образуются на основе какого-либо признака. Они могут быть либо реальными, либо квазиреальными (нормальными). Реальные группы, в свою очередь, могут быть либо полуорганизованными, либо организованными. Если в полуорганизованных группах (например, очередь) преобладает равенство, то в организованных - неравенство. Последние могут создаваться на основе одного или комбинации многих признаков.
Социальные институты (организации) отличаются от конгломерата и группы тем, что они представляют собой такие образования, которые характеризуются: 1) наличием нескольких социальных групп, имеющих общие ценности и удовлетворяющие потребности; 2) единым этосом (духовной культурой); 3) наличием материальной культуры; 4) специальными социальными действиями в рамках данного института. Как в социальных институтах, так и в обществе в целом, между людьми могут складываться различные социальные связи: консенсус, конфликт (борьба). Переход от одной социальной структуры к другой осуществляется лбо через революцию, либо через реформу.
Сорокин справедливо отмечает, что социальное пространство общества многомерно. Главным в нем являются вертикальная и горизонтальная мобильность. По горизонтали все люди равны, тогда как по вертикали выделяются слои. Следовательно, нестратифицированное обществ принципиально невозможно.
Поскольку общество может быть закрытым или открытым, постольку мобильность отдельных индивидов и групп может быть либо горизонтальной, либо вертикальной. Сама мобильность осуществляется с помощью "лифтов", например выгодный брак, занятие бизнесом, служба в армии, получение образования и т.п. Если "лифты" забиты, перегружены или не работают, то возникает революция, которая в своем развитии проходит три фазы: прелюдия - половодье - конструктивная. Последняя фаза, действие которой сродни смирительной рубашке, приводит социальную структуру общества к новому состоянию.
Одной из вершин творчества Сорокина в эмиграции является, несомненно, фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика». Её основная мысль заключается в положении о том, что сверхорганическая система ценностей, или "истин", "нормо-законов", является решающим фактором детерминации всех общественных явлений. Система эта развивается по имманентным ей законам, а люди и общественные отношения как зависимые переменные истории являются носителями и проводниками системных ценностей, или "нормо-законов", как называл их Сорокин вслед за одним из своих учителей - Л.И. Петражицким. Историческая действительность является иерархией определенным образом интегрированных культурных и социальных систем от мелких до самых крупных -суперсистем, охватывающих массы людей и формы их взаимодействия, существующих веками и определяющих
все виды духовно-нравственной деятельности - религию, науку, искусство, язык, философию, этику, право и т. д.
Каждая суперсистема ценностей — это специальный вид исторической целостности, интегрированный в некий духовный идеологический стиль. Этот стиль определяется ответом на четыре фундаментальных вопроса: каковы превалирующие представления о природе бытия, каковы основные потребности человека, степень их реализации и методы их удовлетворения. В зависимости от способа получения ответов на эти вопросы вычленяются два основных стиля, два типа культуры: чувственная, или сенситивная, и умозрительная, или рассудочная.
«Каждый тип культуры имеет свою собственную мен-тальность; собственную систему знаний, философию и мировоззрение; свою религию и стандарты "святости"; собственные представления о том, что правильно и неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль, законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию; и, наконец, свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением».
Два противоположных культурных типа — "умозрительный" и "чувственный". Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как "идеалистическая", или "интегральная".
Умозрительная культура характеризуется следующими признаками: 1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, дао, Брахма); она вечна и неизменна; 2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности); 3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот. Отсюда вытекают, по меньшей мере, два вывода: истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и потому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой).
Посылки второго типа ("чувственной культуры") прямо противоположны: 1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется: "Становление, процесс, изменение, поток, эволюция, прогресс, трансформация"; 2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт); 3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение. Отсюда также вытекают два вывода: истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер. Добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность) и потому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.
Промежуточная, "идеалистическая культура" представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна, потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Короче, "признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью".
На основе этой типологии разрабатывается соответствующая периодизация исторического процесса. Её принципом выступает флуктуация доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.
По мнению Сорокина, интегралистская философия истории должна исходить из тезиса о том, что в пределах, заданных относительно константными физическими условиями (климат, географическое положение), наиважнейшим фактором социокультурных изменений (собственно динамики) становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы. Именно в этом смысле тождественны социология и философия истории, ибо они сосредотачивают свое внимание на проблематике генезиса, эволюции, распада и кризиса доминантных систем, в результате чего проясняются вопросы «как?», «почему?» и «когда?», происходят те или иные социокультурные изменения.
В каждый исторический момент господствует одна из суперсистем, хотя на периферии ее ценностного ядра можно обнаружить как осколки предыдущей, так и ростки новой суперсистемы. Каждая суперсистема относительна, ее ценности лишь частично объясняют бытие, а имманентное человеческой природе развитие познания ведет к динамике суперсистем, к их флуктуации, в основе чего лежит принцип лимита. Кульминация развития одной из них означает достижение предела ее познавательных возможностей, и дальнейшее существование суперсистемы лишь увеличивает относительность ее истин и ценностей. Одновременно расширяется поиск новых ценностей, так что в целом развитие общества представляет собой непрерывную флуктуацию от сенситивных к умозрительным суперсистемам с относительно короткими периодами баланса между ними в виде идеальных ценностных суперсистем. Кризис современного общества с его сенситивным типом культуры, по Сорокину, - это один из этапов флуктуации, который будет преодолен с наступлением господства умозрительной суперсистемы.
Современное состояние западной культуры Сорокин диагностировал как кризисное, которое, однако, вовсе не виделось ему в духе шпенглеровского субъективизма - конца ее исторического существования, смертельной агонии всей западной цивилизации. Нынешняя "чувственная" культура, считал он, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека, в превращении ценностей в простые релятивные конвенции.
В последние годы своей жизни Сорокин сумел осуществить своего рода "духовное возвращение" к русской философской культуре серебряного века (которая в начальные - позитивистско-бихевиористские периоды творчества казалась мыслителю совершенно чуждой). Как справедливо отмечает современный исследователь наследия Сорокина В.В. Сапов, «...заключительный аккорд мировоззренческой эволюции Сорокина - "интегрализм" (или философия инте-грализма) корнями своими тоже уходит в российскую почву. Это не что иное, как попытка (и, на наш взгляд, успешная) реализовать идею "философии всеединства" В.С. Соловьева. У Соловьева под "всеединством" понимался органический синтез философии, искусства и религии; у Сорокина ... интегральная философия вбирает в себя положительные стороны всех частных истин (научных, философских, эстетических, религиозных и т.д.), что позволяет говорить об Истине с большой буквы».
Добавим, что фактическим подтверждением обращения "позднего" Сорокина к христианской идее всеединства стало создание в Гарвардском университете центра по изучению творческого альтруизма, в рамках деятельности которого исследовались самые разнообразные социологиче-
ские вопросы духовной жизни, особенно альтруистической любви. Обращение русского мыслителя к социальным аспектам этого духовного первоначала (см. например его блестящую статью "Мистическая энергия любви") с логической необходимостью следовало из самой сути христианской социологии, для которой именно любовь является высшей силой и определенностью как человеческого, так и Божественного бытия, ибо: "Бог есть любовь"(1 Ин.:4, 8; 16,), или: "Любовь есть совокупность совершенства" (Кол.:3, 14).
Социология любви и творчества стала достойным завершением долгого пути "философа интегрализма" - П.А. Сорокина, мыслителя, богатейшее наследие которого ещё ждёт своего духовного возвращения на Родину.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
СИНТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Христианская социология серебряного века XIX в...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Интегральная социология П.А. Сорокина
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов