Реферат Курсовая Конспект
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - раздел Социология, ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ В Течение Длительного Времени, Пока Социология В Стране Остав...
|
В течение длительного времени, пока социология в стране оставалась опальной наукой, не получала развития и ее история. В то же время именно история социологии в России дает богатый материал для размышлений над судьбами науки, над ее полезными начинаниями и нереализованными возможностями. Анализ путей социологии с момента зарождения, ее во многом неиспользованного опыта необходим для того, чтобы наступило подлинное возрождение и самой науки в полном объеме ее теоретических и практических задач, и культуры общества, которая в огромной мере зависит от того, как осмысливаются различные стороны социального бытия средствами научного знания. К сожалению, часто приходится убеждаться в том, что прошлое русской социологии с гораздо большим интересом и пониманием изучается нашими зарубежными коллегами. Известная книга Ю. Геккера «Русская социология», впервые вышедшая в Нью-Йорке на английском языке в 1915 г., была переиздана дважды (1934, 1969), причем с существенными изменениями и дополнениями [160]. В трудах по истории мировой социологии на всех европейских языках обязательно присутствуют разделы, посвященные истории русской социологии [156; 161; 162]. Деятельность наших социологов или целых направлений освещается в них с большей или меньшей степенью глубины и полноты и рассматривается как неотъемлемая часть общемирового процесса развития социологической мысли. Особенно быстрые темпы отличают эти исследования в последние два-три дегсятилетия. Многочисленные зарубежные справочные издания, словари и энциклопедии включают статьи по истории русской социологии. На этом фоне серьезным укором нашим специалистам выглядит неопубликованная работа крупнейшего русского социолога Н. И. Кареева «Основы русской социологии», вот уже более полувека хранящаяся в рукописном отделе Государственной Российской библиотеки в Москве. Ее автор затратил на нее более десяти последних лет жизни, подытожив все, что было сделано им и другими в области истории социологии. По сути дела, это пока единственный груд отечественного социолога, охватывающий в полном объеме историю науки с момента ее зарождения во второй половине прошлого века.
Историкам науки предстоит большая работа по воссозданию как можно более полной и точной картины развития отечественной социологии, что предполагает кроме всего прочего и обобщение опыта, накопленного специалистами Западной Европы, Америки и других стран. Но главное, что предстоит сделать в первую очередь, — и чем скорее, тем лучше — это обратиться к систематическому изучению собственного опыта. В русских дореволюционных изданиях лежит и ждет своих исследователей богатейший материал, запечатлевший живое кипение мысли, горячие дискуссии по фундаментальным проблемам теории и метода в обществознании, по отдельным вопросам, приобретавшим актуальность на разных этапах истории. Этот процесс получил отражение не только в монографических работах, но и в огромном количестве статей, рецензий, обзоров, популярных очерков — во множестве толстых российских журналов самой разной ориентации. Только на основе всестороннего изучения этого наследия можно составить объективное представление о содержании отдельных исторических периодов в истории социологии, о достижениях наших социологов, остававшихся по иронии судьбы неизвестными на Западе, а затем и исчезнувших из поля зрения новых поколений отечественных обществоведов. Эта работа особенно нужна нам сегодня, чтобы общество могло опереться на мощный потенциал отечественной науки и развивать дальше гуманистические традиции, которыми так богата культура России.
Объективно развитие знания происходит независимо от субъективных вкусов и пристрастий отдельных лиц. Личностные моменты оказывают определенное влияние на этот процесс, но лишь в ограниченных пределах. При оценке же ведущих тенденций учитываются прежде всего не содержание индивидуальных творческих поисков, а общий итог усилий научного сообщества. Такой подход позволяет объяснить наличие общих моментов в разных внешне кажущихся несовместимыми теориях, обнаруживаемое, как правило, не современниками, а учеными следующих поколений, ибо они имеют возможность в ретроспективе корректировать сложившиеся ранее оценки и выстраивать проверенные временем научные результаты в единый логический ряд. Ставший очевидным факт родства теорий, создававшихся в свое время, казалось бы, на разных полюсах, служит отправным моментом для постановки новых проблем и достижения нового уровня исследования.
История науки знает примеры, когда чуждые друг другу при жизни ученые объединялись в научном сознании последующих поколений. Достаточно сослаться на ставшие традиционными в западной социологии сравнительные исследования теорий Маркса и Вебера, Маркса и Дюркгейма и т. п. Этот историко-научный феномен обратил на себя внимание М. М. Ковалевского, оставившего нам блестящий анализ творчества двух великих современников — Г. Спенсера и К. Маркса, показав, как, будучи антиподами по своим взглядам, они в равной степени направляли свои усилия на обеспечение общего благополучия. «Один стоялна страже индивидуальности, другой поднимал голос в защиту прав трудящихся масс». Каждый шел к цели своим путем: «Один — настаивая, быть может чрезмерно, на автономии личности, другой — доводя общественную солидарность до тех пре-[ делов, при которых индивид становится бессознательным орудием процесса производства, действующего с какой-то стихийной силой. Оба видели истину, но, может быть, не всю. Оба сделали все возможное, чтобы передать, что знали, своим современникам. А тот, кто жил для лучших людей своего времени, тот, по словам Гёте, жил для всех времен. Спенсер и Маркс, так сильно расходившиеся друг с другом при жизни, после смерти стали, по указанной причине, предметом общего культа со стороны прогрессирующего человечества, во многом обязанного им своим поступательным ходом» [60, 22—23].
Историку социологии, размышляющему над этими , словами русского социолога, следует помнить: если оценку событий и деяний выдающихся личностей прошлого начинают давать в целях, далеких от науки, неизбежно искажение истины, что самым пагубным образом сказывается на состоянии культуры и нравственности общества. Вот почему именно история социологии, занимаясь изучением конкретных судеб, течений, школ, должна постоянно заботиться об объективной оценке господствовавшего на каждом историческом этапе интеллектуального и морального климата как некоей равнодействующей бесчисленных творческих сил, как совокупности всех линий материального и духовного развития общества — в их пересечении и слиянии, противоборстве и взаимовлиянии. Эта задача сближает историю социологии с культурой, развитию и совершенствованию которой она в конечном итоге служит.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Раздел I ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов