Реферат Курсовая Конспект
НЕОПОЗИТИВИЗМ - раздел Социология, ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ Первые Предвестники Неопозитивизма Обнаружили Себя В Исследованиях Социально...
|
Первые предвестники неопозитивизма обнаружили себя в исследованиях социальной структуры общества, когда объектами социологии стали социальный порядок и социальное поведение.
'По мере того как изменялась сама действительность и шло непрерывное нарастание массы эмпирического материала (анализ которого требовал совершенствования средств и методов), а также под давлением нарастающей антинатуралистической волны в мировой социологии усиливается потребность в пересмотре классических представлений о предмете и задачах социологического знания.
К концу XIX в. назревают серьезные преобразования позитивистской доктрины. К этому времени первоначальная система понятий, методологические средства претерпели значительные изменения. Центр тяжести в работе социологов перемещается с индивидов на процессы их взаимодействия, с факторов — на функционально-коррелятивные связи. Постепенно в научный оби" ход входит термин «социальное взаимодействие», который получает различные интерпретации: Кареев считал, что он обозначает фундаментальное свойство социальной структуры; Кистяковский вкладывал в него психологическое (мотив анионное) содержание. Это понятие широко применяет Сорокин для обозначения важнейшего фактора внутренней структуры общества — механизма его функционирования как целого. «Социальное взаимодействие» и «социальная группа» вскоре становятся ключевыми понятиями, начинается пересмотр традиционных категорий: «народ», «класс», «общественный идеал», «интеллигенция». Все эти понятия не были новыми, они широко применялись уже субъективной школой. Теперь же их используют с иной целью — рассмотрения выражаемых ими явлений со стороны их структурных особенностей. От теоретической социологии требовалось вскрыть природу взаимоотношений между организованной социальной группой и различного рода конгломератами: толпой, публикой, коллективом.
Течение этого исподволь протекавшего процесса прослеживает в своих работах Е. В. де Роберти, с именем которого связано введение в научный обиход понятия «неопозитивизм» [113]. Начало рождения неопозитивизма в русской социологии Ковалевский относит к 1875 г., когда де Роберти опубликовал в журнале «Знание» статью «Наука и метафизика» с разбором признаков переходного этапа от позитивной теории общества к новому состоянию. В работе де Роберти подробно рассмотрены причины и предпосылки зарождения нового течения, дан анализ его теоретических и методологических принципов; подчеркнута необходимость отделения любого точного знания от философии,. В этом его позиция расходится коренным образом с позицией Конта, настаивавшего на исключении из социологии теории познания, этики, эстетики. По мнению же де Роберти, эти науки должны были перейти из сферы философского знания в социологию. Он также основательно аргументировал точку зрения, согласно которой одной лишь социологии доступно объяснение природы отношений между ощущениями и идеями. Для получения ответа на этот вопрос должна использоваться предложенная им биосоциальная гипотеза: природа общественности специфична, психофизическое взаимодействие составляет сущность надорганического в природе; в основе связей социологии с теорией познания лежит опыт, значит, важно исследовать роль всеобщих идей и взаимоотношения философии и науки, знания объективного и субъективного, бытия и знания; необходимо социологическое обоснование идеи свободы [114].
Отличие общих и отвлеченных понятий, считает де Роберти,. коренится в различии форм самого бытия — индивидуальной и общественной (коллективной). Общие идеи по своей природе социальны, представления же — индивидуальны. Идеи не могут быть выведены из чувственных представлений, как общество невыводимо из отдельной особи. Лишь взаимодействие сознаний с коллективным опытом вызывает к жизни общие идеи. Между ними и представлениями существует связь через чувственный опыт, который и есть главная предпосылка коллективных форм сознания, а те в свою очередь оказывают преобразующее воздействие на чувственный опыт. Между индивидуальной и социализированной формами сознания, подчеркивал де Роберти, происходит постоянное взаимодействие, которое и есть источник общественности, как его понимают представители неопозитивизма.
Таким образом, де Роберти вошел в историю науки как ученый, провозгласивший переход к неопозитивизму. Он сохранил и дополнительно обосновал требование старого позитивизма применительно к современному уровню знания: социология должна базироваться на научном подходе, что в изменившейся ситуации означало прежде всего развитие точных методов в исследовании общественных явлений. Опора исключительно на факты, поддающиеся наблюдению и фиксированию, — таково главное методологическое требование неопозитивизма, сформулированное де Роберти.
Окончательному утверждению неопозитивизма в своих правах, по словам де Роберти, предшествовало формирование некоего среднего направления, колебавшегося между позитивизмом и неопозитивизмом: Эмиль Дюркгейм (что хорошо прослеживается по его работам о методе и разделении труда) и Бугле (исследовавший социологическое понятие равенства). В это же время независимо друг от друга к подобным же взглядам пришли и другие социологи Франции — Леви-Брюль, Ришар, Лаланд, Дюпре. Неопозитивистские настроения постепенно проникают в другие части Европы, в Америку. Но наибольшего успеха, об этом свидетельствует де Роберти, новое направление достигло в странах «латинской расы», преимущественно в Италии, где ему был оказан самый лучший прием. Имеются в виду работы итальянских социологов Ардиго и Астурато. В Румынии появляется такой яркий сторонник неопозитивизма, как Драгическо. В Германии новое течение наиболее полно проявилось в творчестве Зиммеля и Оствальда, в Англии — Геддса, в Бельгии — Ваксвайлера, в Финляндии — Гротенфельде. ВАмерика в это время выразителем неопозитивистских идей в социологии стал Болдуин.
Принципиальную оценку нового течения де Роберти высказал в 1908 г. в выступлении на торжественном открытии Психоневрологического института: прямой наследник конто-век ого позитивизма, «новый позитивизм поднимает знание на высоту точной теории и таким образом рационализирует различные технологии (нравственные, политические, юридические, экономические), которые управляют практической деятельностью человека и его поведением и создают ряд событий, о которых говорит или которые замалчивает история» [114]. Наметившийся перелом де Роберти связывал с изменениями, происходившими одновременно в социологии и философии. Подчеркивая этот «параллельный ход» обеих наук, он рассматривает сущностные характеристики нового умственного течения, главным содержанием которого становилась модернизация социологической теории, совершаемая в рамках заданной схемы (на основе сохранения верности фундаментальным принципам классического позитивизма). Он показал, как стала обнаруживаться несостоятельность контовско-спенсеровской концепции непознаваемого (агностицизм), как постепенно зрело несогласие социологов новой генерации с традиционным тезисом позитивизма, отождествлявшим философию с наукой. Все большую неудовлетворенность стали вызывать иллюзии и заблуждения социологии: эмпиризм, психологизм, редукционизм, ее склонность к смешению сложных биосоциальных фактов с элементарными явлениями, ее прагматизм, наконец, который проявлялся в признании приоритета практической и телеологической форм общественной мысли перед всеми остальными формами.
Таким образом, в результате пересмотра ряда классических положений закладывались основы грядущих преобразований, ик концу XIX — началу XX в. были налицо все необходимые условия для переориентации фундаментальных принципов классического позитивизма на качественно новый эмпирический материал.
Переход позитивизма на новую ступень в результате пересмотра и уточнения его теоретических и методологических принципов, серьезного преобразования понятийного аппарата был вполне закономерным. Чтобы оценить его значение в полной мере, следует исходить не из простого сопоставления характерных признаков классического и нового позитивизма, а учитывать еще и изменения, имевшие место в самой истории, в действительной жизни людей, в культуре и науке. Как всякое крупное событие он не может рассматриваться лишь как факт только внутренней жизни науки, как результат действия имманентна присущих ей закономерностей. Анализ последних требует учета некоторых обстоятельств внешнего порядка. Так, известно, например, что в России антипозитивистски ориентированные течения тяготели к германской мыслительной традиции, а нарождающийся неопозитивизм опирался на традицию американскую. Приверженность американской традиции отчетливо проявилась в расширении к началу XX в. круга издаваемых русских переводов американской специальной научной литературы, в характерном наборе изучаемых и пропагандируемых для широкого читателя социологических знаний. К известным ранее российской публике авторам JI. Уорду, Ф. Гиддингсу прибавились А. В. Смолл, Дж. Болдуин, Э. О. Росс и др.
В России течение неопозитивизма представлено главным образом социологами, вошедшими в науку в начале XX в.: А. С. Звоницкой, П. А. Сорокиным, К. Н. Тахтаревым. Им принадлежит заслуга активной разработки новых принципов и методов этого направления и их применения в исследованиях. В их работах получает определение новое понимание предмета,, задач социологии, которая теперь, по словам Сорокина, видит социальную реальность не в индивидах, а в факте «взаимодействия, взаимоотношения особей». А задачей социологии становится «не отражение, а разложение конкретного мира как совокупности отношений и функциональных связей» [136]. В методологии совершается переход от понятия фактора к понятиям «социальных связей» (Звоницкая), «социального действия» (Тахтарев), «взаимодействия» (Сорокин) и т. п. Социальные процессы подвергаются анализу как сфера изменения структур и поведения. Человеческое поведение становится главным объектом социологии, исследующей его как вещественное транс субъективное явление.
В теориях неопозитивизма получила свое продолжение плюралистическая концепция Ковалевского, углублялось сформулированное им положение о факторах как независимых переменных, т. е. о необходимости рассмотрения любого фактора не как простой связи явлений, а исходя из более широкого социологического критерия — «степени производности от социальной жизни в целом» [141, 347]. Слишком широкая трактовки функционализма как методологического принципа вызывала неудовлетворенность. Отказ от сравнительно-исторических исследований и перенос акцента на развитие эмпирических методов привели к тому, что описательная сторона социологических работ, внимание к внешним моментам поведения стали превалировать над теоретическим анализом. Установка на объективность исследования повлекла за собой отказ от метода интроспекции: поведение теперь подвергалось анализу на основе бихевиористской схемы «стимул — реакция», различение явлений материальных и духовных теряет свой смысл. Социальное поведение стало рассматриваться с точки зрения выполнения законов, действующих в природе и призванных обеспечивать стабильное состояние системы (экономия сил, равновесие, социально-биологический отбор). Социальный мир, таким образом, берется не в своих специфических качествах, а как часть природы, разум — как конечная ступень трансформации космической энергии, законы социальности — не более, чем часть законов Вселенной. Девизом такого подхода стали слова П. Сорокина: «Поменьше философствования, побольше наблюдения. Хорошо проведенная статистическая диаграмма стоит любого «социально-философского» трактата» [135; IX].
Что касается внедрения провозглашенных принципов в практику социологического исследования, то здесь, как отмечается в литературе, не наблюдается особой последовательности. Нередко обнаруживаются существенные расхождения между провозглашенными установками и тем, как они проводятся в жизнь: отказ от философии приводил к эклектизму, отвергнутая терминология на деле использовалась в работах неопозитивистов («общество», «личность», «групповое сознание», «ценность» и др.), анализ часто подменялся декларациями [141, 350].
Неопозитивистской социологии в России не суждено было получить нормального развития и реализовать достаточно полно намеченную программу. Не успев оформиться, она прекратила свое существование как направление (как, впрочем, и большинство других направлений). Но то, что успели сделать представители неопозитивизма, представляет бесспорный интерес и заслуживает особого внимания. Необходимы глубокий, тщательный анализ этого течения, сопоставление положенных в его основу идей, учитывая при этом творческую эволюцию их носителей. В том виде, как неопозитивизм развивался в России в начале века, он, бесспорно, представлял значительное событие научной и культурной жизни страны.
Одна из главных задач нового течения состояла в том» чтобы как можно эффективнее использовать возможности социологической науки в практической жизни. Об этом хорошо написал учитель первых русских неопозитивистов М. М. Ковалевский: «Не конфликт с властью, не критика ее, а установление с помощью «массового наблюдения и точного математического метода закономерности явлений общественной жизни» и служение чисто практическим задачам по установлению прочной социальной гармонии...» То, что «этого не понимает полиция, едва ли может поразить кого-либо», но «предубеждение наших руководящих сфер против социологии совершенно непонятно и следует энергично его рассеять» [66, 2—6].
Для социологов начала века было характерно то отношение к своей науке, которое стало традицией уже у их предшественников, провозгласивших принципы служения практическим задачам общества по установлению в нем прочной гармонии.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Раздел I ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НЕОПОЗИТИВИЗМ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов