Реферат Курсовая Конспект
ВЫСШАЯ РУССКАЯ ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУКВ ПАРИЖЕ - раздел Социология, ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ В Истории Социологического Образования России Особую Роль Сыграла Школа, Соз...
|
В истории социологического образования России особую роль сыграла школа, созданная в начале века при Парижской Всемирной выставке. Ее деятельность, несмотря на кратковременность существования, во многом определила последующие шаги нашей науки в развитии системы преподавания социологии. В ней получили отражение достигнутый к этому времени уровень развития социологической науки в стране, ее запроси, понимание передовыми кругами общественности ее задачи как средства приобщения широких кругов граждан, особенно молодежи, к мировой культуре.
Парижская школа возникла благодаря усилиям крупнейших ученых-социологов позитивистского направления. Задумана она была как своего рода просветительное мероприятие и начинала работу как группа специалистов при русском отделе Всемирной выставки. Созданные здесь страноведческие группы объединялись в Международную школу при Парижской выставке (их было пять: французская, русская, немецкая, английская и американская). Директором школы был министр просвещения Франции Леон Буржуа, администраторами и лекторами — известные ученые, литераторы и общественные деятели. Одним из директоров Международной школы (был М. М. Ковалевский, а председателем русской секции — Л. И. Мечников. Задача русской школы, как ее определил Ковалевский, состояла в ознакомлении посетителей выставки не только с историей материальной культуры России, но и со всем умственным и нравственным обликом народов, участвующих в выставке стран [61, 8].
К моменту организации Парижской выставки правительственными и частными университетами Европы и США был накоплен большой опыт чтения лекций но общественным наукам, который и лег в основу работы Международной школы. М. М. Ковалевский, побывавший в 1888 г. в Америке, имел возможность убедиться в мудрой практичности и дальновидности американцев, не жалевших никаких средств для образования, — на кафедры приглашались лучшие специалисты из разных стран мира — философы, историки, литературные критики. В PibodyInstitut, где Ковалевский читал лекции, посетивший Европу профессор Брайс занимался внедрением заимствованного у англичан опыта, стараясь по образцу Британского музея соединить в одном здании картинную галерею, концертный зал, библиотеку и университетскую аудиторию. Сюда он собирался приглашать ученых из всех стран за счет фонда Пибоди.
Ковалевский сообщает сведения о деятельности ряда других фондов, на средства которых в Америку приглашались специалисты из Европы, издавались литература и т. д. Передовые люди в Соединенных Штатах, отмечал он, ясно осознают необходимость изучения и развития тех областей знания, которым пока уделялось недостаточно внимания. В качестве примера этой политики он приводит факт создания в Чикагском университете кафедры руссоведения с приглашением русских ученых [61].
В Европе к этому времени также начинается деятельность ряда фондов, поддерживавших начинания в области преподавания общественных наук. Один из них, в Стокгольме, завещанный Лореном специально для международной деятельности в этой области, выпускал большим тиражом литературу и бесплатно распространял в скандинавском мире. Другой фонд —
Гибберта (HibbertLectures), учрежденный в Оксфорде бывшим британским послом в Петербурге лордом Ильчестером, приглашал в Оксфордский университет русских ученых, которые читали здесь курсы лекций ,по истории российских обычаев и институтов (М. М. Ковалевский, П. Г. Виноградов и др.).
Интересный и показательный опыт преподавания общественных наук был накоплен Брюссельским университетом (Новый университет в Брюсселе), где особенно большое значение придавалось международным традициям. Основатели этого университета — ЭлизеРеклю с братом — приглашали ученых из (разных стран. Большая заинтересованность в лекциях русских проявилась, в частности, в том, что русский язык в Брюссельском университете был допущен наравне с остальными европейскими языками. Это, естественно, значительно расширяло возможности ознакомления европейской публики с достижениями русской науки. Среди многих ученых со своими лекциями в этом университете побывали Е. В. де Роберти, читавший курсы по философии и этике и познакомивший европейских слушателей со своей системой «гиперпозитивизма»; М. М. Ковалевский, прочитавший несколько курсов; русский экономист Исаев и др.
Характерной чертой преподавания социологии в разных странах был ее интернациональный характер. Интернационализм в преподавании обществоведения был популярен у руководителей частных и светских высших школ, определял атмосферу провинциальных университетов. Два учебных заведения Парижа, где велось преподавание общественных наук, — Коллегия общественных наук и Школа высшего преподавания социальных наук— также охотно привлекали к себе для работы иностранных лекторов.
Идейным предшественником подобного рода школ был шотландский профессор-ботаник Геддес: задолго до организации этой школы он открыл в Эдинбурге Свободную высшую школу. Здесь во время летних каникул ученые из разных стран в своих лекциях знакомили слушателей со всем Космосом и всей историей человечества по отдельным периодам. Начинание Геддеса подхватил Эмиль Буржуа — лектор Сорбонны и Свободной школы политических наук — оба они занялись установлением контактов с учеными разных стран и созданием отдельных групп школы при Парижской выставке.
Подобного рода школы, которые ставили перед собой просветительские цели, существовали в разных странах, где их возглавляли такие крупные ученые, как де Грееф, Эспинас, Фуллье, Г. Тард. Традиции, сложившиеся в международной практике обществоведческого образования, во многом определяли дух, царивший в Высшей русской школе. Ее основание было подготовлено событиями осени 1900 г., когда и после закрытия выставки русская группа вместе с Русским студенческим обществом в Париже продолжала проводить ежедневные публичные лекции. В это время как раз и началось формирование аудитории будущей школы — в большой мере за счет молодежи, которая не находила себе (места на родине. Легальные условия существования школы делали ее доступной для всех желающих, а связи ее организаторов с профессурой России обеспечивали стабильность, высокий уровень и систематический характер преподавания.
Открытие школы стало крупным событием ,в жизни России. Его горячо приветствовали пресса, учащие и учащиеся. В первые же дни и недели было получено множество поздравлений от представителей общественности России. Столичная и провинциальная печать прочили первой в истории русской школе общественных знаний успех и блестящее будущее. Со всех концов страны в Париж шли запросы о программе, задачах школы, условиях приема. В Париж прибывали учителя. Всех привлекали условия приема: в школу принимали всех подавших прошение, не требуя никаких документов об образовании. Обучение в школе было бесплатным.
Велика была популярность школы на родине. О ней рассказывали легенды. Говорили об одном вятском учителе, который пришел в Париж пешком; или о трех учительницах из Владивостока, которым для того, чтобы прибыть в Париж, пришлось совершить кругосветное путешествие.
Живой отклик и полное понимание нашло открытие школы в самой Франции. Для поддержки этого начинания здесь был создан специальный комитет, в состав которого вошли многие влиятельные лица, в том числе и такие известные ученые, как Эспинас, Э. Реклю, Т. Рибо, Г. Тард. Благодаря назначению французских руководителей (директоров) Русской школы она получила легальный статус и могла применяться к условиям Франции, и, что особенно важно, получила официальное признание наравне со всеми другими вольными учебными учреждениями: она была причислена к ведомству министерства народного просвещения [148].
В статьях, посвященных открытию школы, подчеркивалась та польза, которую ее деятельность принесет и самой Франции, поскольку это поможет донолнить курсы, преподаваемые во французских учебных заведениях, недостающими сведениями о русской экономике и общественной мысли. Организаторы школы ставили своей задачей объединить в курсе обучения разные научные дисциплины таким образом, чтобы слушатели могли получить целостное представление об обществе, его истории, культуре, государственных институтах. Большое место отводилось изучению российской действительности. Высшими принципами преподавания были провозглашены научность и свободный обмен идеями. Так называемые прикладные отрасли обществознания были отнесены к компетенции высших профессиональных школ (юридических факультетов, школ архивистов, журналистов, дипломатов, высших промышленных и торговых школ). Одно из главных требований — систематический характер преподавания. Программы всех дисциплин строились таким образом, чтобы помимо объявленных курсов слушатели имели возможность посещать отдельные лекции по наиболее крупным вопросам (читавшиеся обычно в вечерние часы). В программу школы входил широкий круг дисциплин: история, археология, география, этнография, статистика, экономика, мораль, политика, 'Художественное творчество различных видов — от литературы и музыки до живописи, и пластики.В процессе преподавания этих предметов ставилась задача показать, что связь между ними не является случайной, что «те конкретные знания, на которых возвышается еще не достроенное здание социологии» и которые рассеяны по разным школам, на самом деле объединены одной наукой «о законах, управляющих ростом общественности», благодаря чему они собраны «в одном фокусе». Требовалось сломать ту дурную традицию, согласно которой считалось в порядке вещей обрекать -каждого, без помощи университетского образования, обращаясь лишь к журнальной критике и газетным фельетонам, осмысливать связь поступательного развития живописи и литературы с переживаемой обществом эволюцией [63, 4].
В речи, произнесенной на торжественном открытии школы, М. М. Ковалевский подчеркнул важность изучения общественных наук русскими студентами не только в государственных университетах. Многие, говорил он, обучались в Германии, где, как известно, большое внимание уделяется русской истории и политическому строю России. Учитывая тот факт, что экономические, социальные и политические условия ограничивают возможности для многих русских людей первоначального обучения в ее университетах, Ковалевский находил очень полезным выходить из этого ограниченного круга. Но только при этом, считал он, есть смысл ехать не в граничащие с Россией страны, а стараться изучать социологию там, где она зародилась, и в том городе и университете, где выбор профессоров по социальным предметам особенно богат. А поскольку лекторы Высшей русской школы так или иначе учились у этих именно учителей, то в работе школы предполагалось наряду со знакомством с достижениями русской науки знакомить учащихся,с успехами социологии во Франции.
В этом замечании Ковалевского отразились не только его личные убеждения как приверженца позитивизма в социологии, но и тот дух, который господствовал в школе, руководимой им и его единомышленниками, и более того — общее отношение к позитивизму в России, где он продолжал оставаться наиболее авторитетным и широко распространенным учением. По признанию Ковалевского, большинство профессоров, работавших в Высшей русской школе, «примыкало к позитивной философии Огюста Конта и ее широкой интерпретации такими учителями, как Милль, Лиггтрэ, Тэн, Ренан...» [118, 176].
Поскольку социология была еще наукой не до конца сложившейся, в школе были введены лекции, в которых разъяснялись задачи обществоведения и важнейшие методологические вопросы общественных наук.
Лекции Л. И. Мечникова, М. М. Ковалевского, Ю. С. Гамбарова, других профессоров, с которых начиналось преподавание в школе, имели огромный успех у русской молодежи, приехавшей прослушать курс в медицинской школе или на юридическом факультете Сорбонны и испытывавшей недостаток знаний в области истории, литературы, экономики. Профессора А. И. Чупров, Н. И. Кареев, П. Н. Милюков, к которым обратились организаторы школы с предложением принять участие в ее работе, охотно согласились. Одни из них были готовы работать длительное время, другие смогли приехать на короткие сроки, чтобы прочитать по нескольку лекций.
Одной из задач школы было включение в программы курсов, материала, наиболее важного для развития науки и общественной жизни: марксистской и народнической точек зрения на значение общины в русской истории, на роль личности в истории и др. Опираясь в основном на достижения позитивистской социологии и разработанные в ней методы изучения социальных явлений, организаторы школы считали необходимым знакомить своих слушателей с направлением в общественных науках, основанным К. Марксом. В ее программу по разделу «Этические идеи нашего времени» включена была серия лекций о теории нравственности Ренувье, Спенсера, Прудона, Маркса, Толстого, Ницше и других мыслителей.
Программы школы были рассчитаны на то, чтобы у слушателей складывалось правильное представление о роли исторического знания и исторического метода в системе обществоведческого образования. Они считали, что в основе изучения таких дисциплин, как право, этика, политика и экономика, должен лежать исторический метод, суть которого составляет «история не как простая забава, даже не как искусство, а как истолковательница нашей духовной природы, насколько последняя является результатом наследственной передачи нажитых способностей» [63, 7]. Исторический взгляд на любые социальные процессы, подчеркивает Ковалевский, знание основных доктрин политэкономии, главнейших результатов статистики, догматики современного государственного права, техники ныне действующих политических учреждений снимет много праздных и бесцельных споров по поводу их природы и поможет знать об этом «не понаслышке и не из одних лишь популярных книг» [63, 18].
В обширном перечне дисциплин, лекции по которым читались в 1901/02 учеб.году, значатся «Курс общей социологии» Е. В. де Роберти, «Социология в России», «Роль личности в истории» Н. И. Кареева и «История социальных классов в России» М. М. Ковалевского. Среди систематических курсов — «Философия и методология естественных и общественных наук», «Всеобщая история и описательная социология», антропология и этнография, история религий, эволюция экономических фактов и доктрин, история политических теорий и учреждений, история права, социальная криминология, эволюция метафизических и моральных идей, история литературы и изящных искусств. В качестве дополнительных предметов предлагались лекции по более узким темам: самоуправление в России, эволюция романа во Франции, феминизм в Европе, Ивам Грозный и др.
Программой предусматривались практические занятия по философии, общественным наукам, юридическим наукам, сравнительному литературоведению, французскому языку и литературе. Опросы и диспуты в первом учебном году были посвящены положению печати в России, а также деятельности направлений и политико-литературных группировок. Кафедры были наделены большой свободой и самостоятельностью, каждый профессор сам нес ответственность за свой курс в границах соблюдения закона.
Все слушатели распределились по двум группам: постоянные учащиеся и посетители отдельных лекций. Первых было около -360, вторых — от 400 до 500 человек. Преподавательский состав насчитывал 50 человек, в это число входили те, кто вел систематические и дополнительные курсы, а также преподаватели языков. Лекции читались в основном на русском языке, но отдельные преподаватели могли читать и по-французски. Предпочтение, которое отдавалось русскому языку, было одним из требований Устава школы (§ 3). Предусматривались следующие формы преподавания: систематическое чтение курсов по общественным наукам; проведение конференций; чтение дополнительных лекций; практические занятия, экскурсии и т. п.; опросы и диспуты (§ 2).
Каждый студент по окончании обучения мог получить специальное свидетельство при условии, что он представит три аттестации, выданные профессорами, напишет или опубликует диссертацию, которая должна быть одобрена Советом профессоров и защищена на публичном диспуте.
В соответствии с провозглашенной целью Высшая русская школа общественных паук в Париже была самым тесным образом связана с жизнью России, что приковывало к ней постоянно внимание доброжелателей и недругов. Тогдашнему министру внутренних дел принадлежит известная оценка ее как «школы революции». По-видимому, именно этот факт имел в виду Ковалевский, когда говорил: в некоторых кругах нас называют «университет социалистический» или даже «анархический». А что касается отношения к школе правительства России; то его при всем желании изменить не удастся, ибо, даже изгоняя из своих аудиторий и кафедр — «я не скажу ненавистную, ибо я этого не думаю,—но очень мелкую и очень близорукую текущую политику, невозможно снять с себя подозрение». Русскую школу в Париже, говорил он с мягким и милым остроумием, можно назвать университетом в изгнании (не в юридическом, а в моральном смысле), а можно и университетом нигилистическим.
С первых же шагов работы возникли трудности, связанные с отдаленностью ее от родины и слабой материальной обеспеченностью (система пожертвований в России не была еще развита в достаточной степени, и- школа существовала главным образом на добровольные взносы слушателей и самих лекторов).
Передовые умы России связывали с деятельностью созданной ими школы большие надежды. Она призвана была заложить фундамент, на котором предстояло воздвигнуть истинно человеческий — в интеллектуальном и моральном отношении — общественный порядок. Организаторы исходили при этом из убеждения, что «союз умов более прочен, чем преходящая политика преходящих министров...» [118, 176]. Так в традиции гуманитарного образования России с самого начала закладывались общечеловеческие начала.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Раздел I ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВЫСШАЯ РУССКАЯ ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУКВ ПАРИЖЕ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов