рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория О. Конта: закон трех стадий развития общества .

Теория О. Конта: закон трех стадий развития общества . - раздел Социология, Социология Только Положительные, Научные Знания Об Эволюции Природы И Общества Могут Пом...

Только положительные, научные знания об эволюции природы и общества могут помочь людям преодолеть кризисное состояние, в котором так долго находятся самые цивилизованные нации, считал О. Конт. Положительные знания, основанные на наблюдении и эксперименте, он противопоставлял химерическим, нереальным и на протяжении всего своего творчества не уставал подчеркивать, что далекие от здравого смысла знания ученые должны ставить значительно ниже даже «самопроизвольных верований человечества». Положительные знания — знания «истинно доступные нашему уму и полезные для нас». Здоровые умозрения должны беспрерывно улучшать условия индивидуального или коллективного существования. Но человечество, по Конту, лишь постепенно сможет прийти к положительной науке об обществе.

Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О. Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологического, метафизического и научного (позитивного). Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным), затем метафизическим (философским, абстрактно-теоретическим) и, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Предшествующее состояние умственного развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния соответствует разнообразной природе явлений и определяется степенью их «общности, простоты и взаимной зависимости». Поэтому как наука сначала рождается физика, затем химия, а после химии — биология. О. Конт считал, что для завершения системы наук наблюдения человеческому разуму остается основать «социальную физику». (Так он называл вначале социологию.)

В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существо (индивиды и общество). Каждое деятельное существо в научных концепциях должно быть представлено статически и динамически. Но в отличие от биологии, социология

рассматривает действующих и способных действовать индивидов как социальные образования, т.е. в контексте их взаимодействия с себе подобными. Поэтому социолог, наблюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогда не удается, так как мыслящий человек не может «раздвоиться» на рассуждающего и наблюдающего за рассуждением. Социолог должен наблюдать прежде всего за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений.

Через всю социологическую концепцию О. Конта «красной нитью» проходит его идеал «порядка и прогресса». Великий политический и моральный кризис современного общества, рассуждал Конт, обусловлен в первую очередь умственной анархией. Очевидно глубокое «разногласие умов» относительно всех основных правил, лежащих в основе социального порядка. Наблюдающий социолог легко фиксирует отсутствие в обществе общих идей, выдвигая на основе изучения эмпирических фактов новые и приемлемые для всех идеи, раскрывая процесс становления новой общности принципов и создания соответствующих учреждений, способствующих полному преодолению общественного кризиса. Пока же отдельные умы не примкнут единодушно к некоторому числу общих идей, на основании которых можно построить общую социальную доктрину, писал О. Конт, народы, несмотря ни на какие политические паллиативы, по необходимости останутся в революционном состоянии и будут вырабатывать только временные учреждения. Но Конт предупреждал, что необходимо только мудрое вмешательство в естественный ход общественной жизни. А для этого надо привести в стройную систему все знания о личностном и коллективном человеческом существовании, одновременно изучив мысли, чувства и действия людей. Только точная оценка естественного хода эволюции человечества может дать теоретический фундамент для мудрого вмешательства. Постоянно вносимые нами в эту самопроизвольную эволюцию систематические изменения на базе таких знаний в состоянии значительно уменьшись «гибельные замедления и резкую несогласованность».

Саму социологию О. Конт подразделял на две основные части - социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая - законы их развитая и изменения.

Социальная статика, по Конту, — это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса). Общество он сравнивает с живым организмом, имеющим различные органы, которые выполняют свои специфические функции. Но точно так же, как нельзя рассматривать функционирование любого отдельного органа в отрыве от целостного живого организма, так и в обществе как социальной системе нельзя правильно понять отдельные его структурные элементы вне его целостности. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.

Анатомически препарируя общество на отдельные социальные структурные элементы, институты, О. Конт особо выделяет семью, государство и религию как то, что играет важнейшую роль в обеспечении органического единства общества, всего человечества. Он считает, что именно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которых складывается общество. Человек, по его мнению, изначально преимущественно эгоистичен, хотя в его природе наряду с «эгоистически-личностным» имеется и неэгоистическое, «социальное» начало. И вся история человечества у О. Конта представляет собой постепенное преодоление эгоистических наклонностей человека: на ранних этапах развития человечества явно преобладали эгоистические инстинкты людей, которые затем вес больше преодолеваются по мере индустриального развития общества, что, в свою очередь, приведет к распространению и утверждению альтруистических начал в обществе. Одной из важнейших функций семьи как раз и является воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления врожденного эгоизма, индивидуализма.

Государство, по Конту, — это блюститель общественного порядка, выразитель «общественного духа», стоящий на страже социальной солидарности и борющийся против тенденций коренного расхождения идей, чувств и интересов в обществе. Без этого невозможен общественный прогресс. Поэтому следование общественному порядку, подчинение государству и его установлениям, считает Конт, — это священный долг любого члена общества. Но единство общества, всего человечества в идеале должно базироваться, прежде всего, на духовном, моральном единстве. И здесь особенно велика, на взгляд Конта, роль религии, религиозных убеждений, образующих фундаментальную основу социального порядка: рушится вера, распадаются и социальные связи. Это особенно наглядно проявляется в революционные периоды с их «анархией умов».

Социальная динамика О. Конта — это позитивная теория общественного развития. Не отрицая определенную роль в этом и других факторов, которые Конт именовал вторичными (например, климат, раса, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным — духовным, умственным. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются у Конта «состоянием человеческих умов».

Трем указанным выше ступеням умственного развития человечества — теологической, метафизической и позитивной — соответствуют и три стадии исторического прогресса. Первая — теологическая — охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения, военно-авторитарными политическими режимами во главе с жрецами и военными. Вторая — метафизическая — охватывает XIV—XVIII вв., для которых характерен переход от одного, старого, разрушающегося общественного порядка к новому, в связи с чем эта стадия именовалась О. Контом как критическая, переходная. В духовной сфере на первый план здесь выдвигаются философы-метафизики, а в политической — юристы, литераторы, публицисты. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, в ниспровержении «реакционной, ретроградной аристократии», эта эпоха, отмечал Конт, в свою очередь, породила другую крайность — революцию, «анархическую республику», индивидуализм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества.

На третьей, высшей — позитивной — стадии, начавшейся в XIX столетии, вместе с утверждением позитивного, научного сознания, согласно контовской социальной динамике, наступает расцвет промышленности, науки, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаристский образ жизни, на смену аристократии приходит социократия, принципы построения, функционирования и развития которой разрабатываются особой прикладной наукой, базирующейся на социологии, — позитивной политикой. В центр духовной жизни выдвигаются ученые, философы-позитивисты и деятели искусства, а на место старой, традиционной религии с Богом приходит позитивизм как «религия человечества» с ее проповедью всеобщей любви и поклонения личности, обществу, человечеству. Управлением же хозяйством должны быть заняты промышленники и технические специалисты. В осуществлении идеалов позитивной политики важную роль отводил О. Конт пролетариату, при условии его отказа от социалистических взглядов и попыток покушения на священную частную собственность.

Значение социологии О. Конта определяется прежде всего тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода и вопреки господствовавшим в то время спекулятивно-умозрительным философским подходам и теологическим взглядам он впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов, его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос проведении эмпирических исследовании в данной науке; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

Однако О. Конту не удалось достаточно четко определить предмет и метод новой науки; в его трудах — характерная для позитивизма недооценка значения общей теории и абсолютизация роли изучения отдельных социальных фактов, эмпиризм, неправомерная аналогия социальных явлений, процессов и законов с теми, что изучаются в естествознании.

а) люди, с социологической подготовкой работают в правительственных органах и частных организациях;

б) методы, разработанные социологами, применяются в других областях исследовательской деятельности;

в) работы социологов могут изменять отношение людей к общественным явлениям, а также представляют информацию для принятия решений по вопросам социальной политики;

г) социологическое исследование помогает оценить действенность (воздействие) существующей социальной политики.

Огюста Конта (1798-1857) часто называют отцом социологии: он первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой, а затем социологией, что значит "наука об обществе".

Конт родился во Франции в 1798 г. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, глубоко на него повлияли. В своих основных работах Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции: социальная статика и социальная динамика. Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. В обществе, полагал Конт, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большой мере присуща стабильность, он проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно потому, что она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.

Две идеи просматриваются в ходе развития социологии. И обе они берут начало в работах Огюста Конта. Первая - применение научных методов для изучения общества. Вторая - практическое использование науки для осуществления социальных реформ. Конт был убежден, что добытые наукой знания могут послужить благосостоянию общества.

Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К. Марксом (1818— 1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются прежде всего через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Существует множество толкований социологии марксизма, каждое из которых претендует на истинное выражение мыслей Маркса. Какая же версия является действительно истинной? Этот важный вопрос (по некоторым данным западных социологов сегодня почти миллиард людей воспитаны в духе этого учения) можно в определенной степени разрешить, если прежде всего определиться с общими методологическими подходами к социологическому наследию Маркса и Энгельса. Отметим три принципиальных соображения.

Первое. Их идеи рассматриваются в контексте социокультурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство легитимировать политические деяния самого разного толка и к тому же в совсем иных социокультурных реалиях. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

Второе. Следует иметь в виду, что с изменением общественных реалий социологические воззрения Маркса и Энгельса во многом становились другими. Безусловно, социология марксизма второй половины XIX в. не сводится к революционному пролетарскому мессианизму «Манифеста Коммунистической партии». В произведениях 70— 80-х гг. они часто критикуют, по их собственному выражению, «наивные иллюзии», «детский энтузиазм» ранних работ, Учет данного обстоятельства, которое оказалось не востребованным в версии «советского» марксизма, позволяет не только более объективно оценить двусмысленности, ошибки марксизма, но и понять суть этой социологической теории.

Третье. Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах — «Анкета для рабочих», «Положение рабочего класса в Англии» и др. Их результаты в «советском» марксизме были канонизированы и догматизированы. Но их значимость справедливее интерпретировать иначе — как обоснование принципов сбора социологической информации при изучении постоянно эволюционирующей реальности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология

Московская государственная академия водного транспорта.. Кафедра гуманитарных наук..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория О. Конта: закон трех стадий развития общества .

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Москва 2006
    УДК 301   Б

Государственный образовательный стандарт
по курсу "Социология" Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории.

Методические указания по написанию и оформлению рефератов и контрольных работ
  В традиционном смысле реферат – это творческий доклад или изложение содержания научной работы, книги или иной темы, проблемы научного философского исследования. Реферат – д

Предмет социологии. История социологической мысли.
• Понятие социологии. • Подходы в изучении социологии. • Что изучает социология на микро и макро социологическом уровне. • Методы социологии. • Теория О. Конта:

Юридическая социология
Социологии было трудно пробиваться в российские университеты в качестве самостоятельной научной дисциплины. Первые социологические концепции, первые ака­демические курсы социологии пришли к российс

Публицистическая социология
Еще одно важнейшее русло российской социологии — социологическая публицистика. Это та часть социального анализа, которая горячо и заинтересованно, с необычай­ным общественным резонансом обсуждалась

Русская идея в социологии
Русская идея в социологической публицистике была ярко представлена прежде всего двумя уникальными фи­гурами — Н. Я. Данилевским и К. Н. Леонтьевым, дея­тельность которых имела огромный резонанс в н

Социальная теория анархизма
Говоря об анархизме как социальной и политической концепции, надо вспомнить, что Россия стала его родиной. Теоретики анархизма во второй половине XIX в. появились, конечно, и в других странах (вспо

Субъективная социология
Весьма влиятельным на рубеже веков было направле­ние, принявшее название субъективной социологии. Его называли также этико-социологической школой. Сложилась субъективная школа в конце 60-х — начале

Марксистская социология
Марксистское направление в российской социологии появилось в 70-х годах XIX века вслед за переводом «Капитала» К. Маркса на русский язык. Забавно, что правительственные круги первоначально даже бла

Советская социология
Необходимо особо отметить, что 1917 год был наиболее благоприятным как для содержательного, так и для орга­низационного развития отечественной социологии. Временное правительство, придя к власти, и

Тема 3. Культура.
• Понятие культуры. Основные функции культуры. • Универсалии культуры. • Основные элементы культуры - язык, идеология. • Понятие языка, идеологии. • Две основные

Тема 4. Социальные группы и общности.
• Понятие социальной структуры, социальной стратификации. Теория стратификации П.А Сорокина, М. Вебера. • Социальные общности. Классы, профессиональные группы. Классовый конфликт.

Тема 5. Социальные организации.
• Харизматическая группа. • Добровольные ассоциации. • Бюрократия. В сложных обществах возникает потребность в создании многих организаций или больших вторичных групп, об

Тема 6. Девиация и социальный контроль.
• Понятие, содержание девиации. Теория Р. Шелдона о девиации. • Теория аномии Э. Дюргейма. • Теория стигматизации или наклеивания ярлыков. • Теория Р. Мертона о девиации.

Тема 7. Социализация
• Понятия социализации личности. • Культурные ценности. • Типы поведения людей. • Агенты социализации. • Ч. Кули и его теория о социализации личности. •

Тема 8. Социальное взаимодействие.
• Понятие социального взаимодействия. • Теория принципа Хоуманса, Мида и Блумера о социальном взаимодействии. • Понятие группы: первичная и вторичная группы. Размер группы.

Тема 9. Поселения и города.
Определение поселенческой общности. Город. Урбанизация. Основные факторы классификации поселенческих общностей Пригород. Экологические проблемы населени

Тема 10. Этническое и расовое неравенство.
Понятие этноса. Теория расового угнетения Р.Блаунера. Классификация типов отношений Шесть категорий отношений между группами большинства и меньшинства Симпсона и Л.Уингера.

Тема 11. Возраст и неравенство.
• Термин "Эйджеизм". • Возрастание роли пожилых людей. • Понятие и суть геронтологии.   Термин "эйджеизм"

Тема 12. Семья и брак.
• Определение семьи, брака. • Брак, типология брака. Классификация типов брака. • Классификация типов семьи. • Типология семьи. Функции семьи. • Нуклеарная и рас

Типология семьи
Критерии Название Определение Степень родства Консангвинальная Семья из кровных родственников,

Типология брака
Критерия Название Определение Выбор партнеров Экзогамия Партнер выбирается только из чужой груп

Родство
Семья — ячейка в широкой системе родства. Родство — совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. В традиционном обществе родство — основная форма

Типология родства
Критерий Название Определение Терминология родства Классификационная система Одними и теми же

Тема 13. Религия
• Определение религии. • Классификации религий. • Религиозные организации. • Современная религия. •Теория М. Вебера о религии.   Р

Тема 14. Экономическая и политическая системы.
• Капиталистической система экономики. • Демократической социализм. • Коммунистическая система. • Классификация рыночных систем. • Политическое устройство: сила,

Тема 15. Тенденции в развитии народонаселения.
Демография. Показатели народонаселения. Понятие население, возраст. Уровень фертильности. Теория О. Шпенглера. Теория Мальтуса. Демография

Тема 16. Коллективное поведение и социальные движения.
Коллективное поведение. Динамика поведения толпы. Теория коллективного поведения Г. Лебона. Теория конвергенции. Теория возникновения норм. •Теория прир

Тема 17. Социальные и культурные изменения.
• Понятие социального сдвига. • Конфликт как источник социального сдвига. • Модернизация. • Теория зависимости. • Конфликтная парадигма Р. Дарендорфа •

Кто из приведенных ниже мыслителей является основателем «понимающей» социологии?
A. О. Конт. B. Э. Дюркгейм. C. М. Вебер. D. П. Сорокин. 10. В чем заключается особенность парадигмы социального действия? A. Необходимость понять поведе

Семинар 3
ОБЩЕСТВО Социальное действие. Социальные взаимодействия и социальные отношения. Понятие социальной системы Социальные изменения, их теоре

КУЛЬТУРА
Понятие культуры. Структура культуры. Социальные функции культуры. Основные понятия и термины: культура, культурный образец, ассимиляция, контркультура, с

Какую социальную стратификацию принято считать основной в западной социологии?
A. Деление общества на буржуазию, пролетариат, крестьянство. B. Однородное общество, в котором нет стратификации. C. Выделение нового рабочего класса — «белые воротнички», крестья

Укажите правильную комбинацию соответствия характеристик социальных групп и их названий.
Названия: — формальная группа, — референтная группа, — малая группа. Характеристики групп: а) малочисленная группа индивидов, которые объединены общей деятельнос

Какая из перечисленных ниже групп является многосторонней, то есть объединенной вокруг комбинации двух или более рядов ценностей?
A. Секта. B. Нация. C. Кружок. D. Род. 11. Кто из приведенных мыслителей первым ввел понятие классовой борьбы? А. Ж. Жорес. 8. Ф. Энгельс.

Возможно ли создание правового государства до того, как сформировалось гражданское общество?
A. Возможно. B. При помощи силовых структур. C. Только при авторитарной форме проявления. D. Невозможно. 17. Назовите французского социолога, разработавшего теор

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
Социальные статусы и социальные роли. Ролевое поведение и ролевой конфликт. Конформность, девиантное поведение и социальный контроль. Основные понятия и термины:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Социальные группы, организации. Их типология. Этносы и нации. Понятие социальной стратификации; ее истоки, причины и исторические типы. Социально-классовая структура обще

Кто из социологов описал социологическое знание как единство трех основных частей: фактов, гипотез и теорий?
A. Н. Смелев. B. К. Маркс. C. Э. Дюркгейм. D. О. Конт. 10. С чего начинается социологическое исследование, по Н.Смелсеру? A. С эксперимента. B.

Выберите правильную комбинацию соответствия характеристик социологических понятий и их названий.
Названия: а) квантификация, б) социальная квота, в) корреляция. Понятия: 1— доля, часть элементов социального объекта, отобранных для социологического изучения, анализа; 2

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА
1.Социальная мобильность. 1. Социальные движения. 2. Социальный конфликт. Основные понятия и термины: социальная динамика, социальная мобильность (вертика

ТЕСТ №8
1. Выберите выражение, которое характеризует понятие «этнометодология». А. Социологическая концепция, признающая человека и его социальные действия единственной основой социального.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Становление социального «Я». Процесс социализации и его этапы. Агенты и институты социализации. Основные понятия и термины: социализация, коллектив, социа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги