рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЛЮБОВЬ КАК ЛЕКАРСТВО, ИЛИ НУЖНО ЛИ ЛЮБИТЬ ПАЦИЕНТА?

ЛЮБОВЬ КАК ЛЕКАРСТВО, ИЛИ НУЖНО ЛИ ЛЮБИТЬ ПАЦИЕНТА? - раздел Медицина, Антропология болезни Уже Двадцать Веков Моральные Ценности Любви И Сострадания К Больному Человеку...

Уже двадцать веков моральные ценности любви и сострадания к больному человеку пользуются абсолютным признанием в европейской культуре и профессиональной врачебной этике. Даже создатель химической медицины и первой таблетки Парацельс учил: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь»[28]. В первой половине XX века, раскрывая особенности русской медицинской традиции, опытнейший врач утверждает лаконично: «Служение врача есть служение любви и сострадания... Мы должны любить наших пациентов»[29].

Насколько незыблемы эти ценности? Этот вопрос возник у нас после того, как мы познакомились с комментариями молодых российских врачей к опубликованному И.А.Ильиным письму старого русского врача «О призвании врача». Вот некоторые примеры позиций современных молодых врачей.

• «На мой взгляд, "любить" пациентов невозможно и вряд ли стоит. Нужно профессионально подходить к проблеме, но любить... Наверное, это было возможно во времена, когда врач наблюдал несколько семей и становился для них "лучшим другом" как пишет автор. И сами члены семьи воспринимались как родственники, уклад жизни которых, проблемы, особенности врач наблюдал на протяжении нескольких поколений. В современных же условиях, когда один доктор ведет разных пациентов, меняющихся еженедельно, "полюбить" их нет возможности, не тот темп и условия жизни. И потом, не лучше ли беспристрастное отношение доктора? И вообще, любовь – чувство, которое невозможно испытывать к каждому, которое нельзя заставить появиться только потому, что так надо. Разве такая "поголовная" любовь не обесценивает само понятие любви?»

 

• «Почему же, прочитав статью "О призвании врача" в которой, казалось бы, всё столь правильно и прозрачно, из которой многое сопутствует моей собственной практике, из которой многому нас учили наши преподаватели, – почему же она оставила столь же негативное впечатление? Прочитав статью ещё раз, я поняла, в чем же было дело: вся статья пронизана одной основной идеей: больного надо ЛЮБИТЬ. Позволю себе с этим не согласиться. Да, надо быть психологом и дипломатом, надо с добротой относиться к больному, ведь он страдающий человек и он ждет твоей помощи; ПОМОЩИ, а не ЛЮБВИ. Любовь препятствует здравомыслию и принятию объективных решений, именно поэтому многие врачи предпочитают не лечить своих близких и родных людей. Любовь – это в том числе и жалость, а это враг каждого врача, ведь пилюли горьки, а процедуры болезненны. Не говоря уже о том, что невозможно пропускать через своё сердце каждого больного, это приведет к духовной и психологической гибели самого врача, который в итоге не сможет в должной степени помочь своим пациентам. Я думаю, что врач должен быть в первую очередь настоящим специалистом своего дела и дипломатом, должен уважать своих пациентов, а не любить их. Именно эта идея мне чужда».

 

• «Чем должен руководствоваться врач? Любовь – это очень серьезное чувство, которое можно испытывать только к близким людям. Любви к моральным уродам, кретинам, бомжам, людям, к себе наплевательски относящимся, быть не может, к таким людям можно испытывать максимум – жалость. Но и к порядочным людям испытываешь уважение, восхищение, но вряд ли любовь. Относиться к пациентам как к своим детям тоже нельзя. Это же не твои дети. Любить сразу много людей не может ни один человек. Если пациент противен и вызывает отвращение, то ему мы обязаны предоставить минимальный, жизненно необходимый уровень обслуживания. А далее им может заниматься другой врач, или пусть такой пациент меняет что-то в себе. Врач должен поднимать силы в пациенте, однако не обязательно любить пациента. Достаточно войти в его положение, понять его, создать для него мотивацию на выздоровление. И вместе продвигаться к успеху в лечении. Конечно, врач должен относиться к пациентам с состраданием, жалостью, пониманием, вниманием, даже милосердием. Но! Врач – это не Бог. Врач – это даже не священник. Врач никому ничего не должен. У него есть семья, дети, близкие, люди, о которых он заботится. И врач, как любой другой человек, пусть даже и хороший, не имеет права обделять близких людей любовью взамен сомнительной "любви" к многочисленным, зачастую непорядочным пациентам. Врач должен получать большие деньги за свою работу. Ведь здоровье – это самая главная ценность. Он должен получать так, насколько он хорошо работает. И решать это должны не только пациенты, ведь многие из них, ввиду самых разнообразных причин, не понимают всю серьезность своей ситуации… Врач не обязан самоотверженно служить. Он не раб. Он такой же человек, как и все остальные, только наделенный особыми знаниями и умениями. Эти особенности выделяют его над другими людьми, но фактически точно так же, как, например, знания и умения пилота самолета везти пассажиров, заботясь об их безопасности. Пора привыкнуть к мысли, что медицина – это не божественная профессия. Это всего лишь особенная по своей уникальности услуга! Врач – это исполнитель услуги. Он должен хорошо лечить пациентов не из-за того, что он такой хороший, что его единственное счастье – это здоровье пациентов, а лишь потому, что он должен нормально относиться к своей работе, добросовестно и с ответственностью. Так же, как и инженер-атомщик, проектирующий какую-нибудь атомную электростанцию, или пилот пассажирского авиалайнера».

 

• «Соглашусь с тем, что пациенту нужно сочувствовать, понять его проблему, но не любить его как родного!.. Нужно уметь абстрагироваться от проблем пациента, сочувствовать, но в то же время закрываться от его боли, иначе можно сойти с ума и принести на себе своим родным и близким чужие проблемы. Надо, конечно, настроить больного на борьбу с болезнью, дать надежду на выздоровление и веру в себя. Для этого совершенно не обязательно его любить. Я согласен, что помимо "болячки" нужно лечить душу больного, для этого достаточно доверительных отношений и веры, причем не во врача, а в самого себя. Нужно любить свою работу, специальность, выбранный путь, несмотря на трудности, оставаться человеком в любое время, получать удовлетворение от своего тяжелейшего труда, не роптать на бессонные ночи, проведенные за операционным столом или в приемном отделении. Но любить ВСЕХ? Любить пьяных бомжей, которые себя сами не любят (я считаю, что они и только они виноваты в том, что оказались в таком положении), любить перепившего, обмочившегося в штаны сопляка, который матерится так, что вянут уши, и лезет с тобой драться?»

 

• «Где работал этот доктор, который говорит о любви к пациентам, и в какое время?! Вы видели врачей обычной городской поликлиники? Отупевших, озлобленных, не желающих работать? Кто их довел до этого? Как они докатились до такого позора для врача? Не те ли "милые" алкоголички, шизофренички, которых предлагается ЛЮБИТЬ и вчувствоваться в их проблемы? Да, есть ведомственные больницы, где пациенты все сплошь нормальные и адекватные люди. Работая там и принимая 3-4 пациента за ночь, остается время и силы любить всех, хотя это и не нужно, а работая в обычной городской скоропомощной больнице, уворачиваясь от кулаков пациентов, сдавая их в вытрезвитель, скручивая бьющихся в белой горячке запойных алкашей, чтобы они не выбросились из окна, невозможно любить всех».

 

• «Оборотная сторона современной медицины мегаполиса – это массовость во всех ее проявлениях. Если где-то катастрофа – больных будет не один человек. Встает резонный вопрос: как всех их любить?»

 

• «Очень трудно, иногда даже невозможно, оказать помощь больному, если не удается выстроить с ним или с его родными (особенно в педиатрии) отношений, основанных на доверии и взаимном уважении врача и пациента. Конечно, легче они даются тем, кто способен любить своих пациентов, однако едва ли это можно вменять в обязанность врачу, который всего лишь человек».

 

• «Аспект, на который я не могу не обратить внимания, – это призвание служить любви и состраданию, необходимость к призванию любовно обходиться с больными. В условиях глобального оглупления населения, и в первую очередь нашей страны, с моей точки зрения, заставить себя любить этих людей у меня нет ни времени, ни желания. В современных условиях нельзя тратить свое время и силы на воспитание какого-нибудь быдла, который порой даже не знает или не хочет знать имя хирурга, спасшего ему жизнь. Так что если пациент мне противен и вызывает во мне не сострадание, а отвращение, то необходимо поставить себя таким образом, чтобы он до корней волос прочувствовал, кто он такой на самом деле, и жестко поставить его на место».

 

• «В XX веке произошли большие перемены. Сегодня врач не столько человек, сострадающий больному, лечащий словом, сколько высококвалифицированный специалист, который ведет научные изыскания, постоянно пополняет свой багаж знаний новой информацией, в лечении опирается на технические средства. Что же касается "врачевания любовью" то, по-моему, это красивые слова и просто утопия... Любить своих больных, любить их той любовью, которой мы любим своих близких, невозможно, иначе врач будет страдать, терять с каждым больным частичку души, а смерть пациента будут для него настоящим горем, каждый раз из которого он будет все с большим трудом выкарабкиваться. Поэтому как раз хирурги не оперируют своих близких и любимых людей – тяжело "резать" родную, любимую плоть. Поэтому врачи вообще не любят лечить своих – любовь мешает здравому рассудку, затуманивает взгляд, вызывает лишние эмоции, ненужные в ситуациях, когда надо принимать верные, рассудочные решения. Требование любви невыполнимо, особенно для врачей "скорой помощи" хирургов, реаниматологов».

 

После знакомства с такими позициями возникает вопрос: что формирует такие взгляды? С нашей точки зрения, по крайней мере три фактора являются здесь определяющими. Первый – превращение медицины в практически научно-техническое производство, при котором главное – организационно справиться с потоком больных, провести обследование с использованием новейших технических средств, поставить диагноз и провести лечение, опять же с помощью использования новейших технических средств. Второй – характер медицинского образования, который не включает освоения этического знания в полной мере. Третий фактор – секуляризация культуры, связанная с сознательным и планомерным обесцениванием христианских ценностей, среди которых, как известно, главная и большая из них – любовь. Вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор 13, 13).

Характерно, что ни в одной из представленных критических позиций ни разу не было упомянуто то подлинное содержание понятия любви, которое определяет нормативность любви для профессиональной деятельности врача. В перечисленных высказываниях любовь понимается то как формальная помощь, то как чувство, эмоция, то как симпатия, то есть как угодно, но только не в ее подлинном смысле, который был выявлен и раскрыт в христианстве.

Подобная путаница имеет объективные основания в многозначности термина «любовь». Известно, что в древнегреческом языке содержание понятия любви раскрывают четыре глагола[30]. Один из них соответствует русскому желать и обозначает чувственную любовь, физическое сожительство, страсть. Второй фиксирует родовые, родственные, социальные связи. Третий означает склонность к лицу, возникающую из внутренней общности, из личного общения. Четвертый близок к русскому ценить с доминантой рассудочной оценки и подразумевает любовь как «направление воли, определяемой рассудком»[31]. Этот глагол – «агапе» – наиболее рассудочно-моральный, он лишен значений «делать что-либо охотно», он в самой незначительной степени подразумевает «из сердца исходящее действие».

В Новом Завете именно этот глагол употребляется наибольшее число раз[32]. Тем не менее принципиальным является то, что в Новом Завете мера «сердечности» в содержании этого глагола меняется, к греческому рассудочному «агапе» прибавляется оттенок любви-жалости, любви сострадательной и даже жертвенной. Именно это значение глагола «любить», обозначающего «чувство, свободно избирающее себе объект направлением воли, чувство сознательное и нравственно оцениваемое», стало символизировать собственно христианское содержание «главной» ценности нового учения[33]. Любовь в христианстве – «равномерная, общеобязательная для христиан любовь ко всем и каждому в их единстве, к ближним и любящим так же, как к врагам и ненавидящим»[34].

Содержание четырех древнегреческих глаголов входит в содержание понятия любви в русском языке. Именно поэтому во всех позициях врачей, протестующих против ценности любви как регулятора отношений врача и пациента, понятие любви используется только в трех смыслах: как чувственное пристрастие, как родственная связь, как личная симпатия. О христианском смысле любви не говорит никто из протестующих против любви как нормы отношения врача к пациенту. Подлинный же смысл любви как нормы отношения врача к пациенту – христианский. Именно он означает любовь как направление воли, определяемой рассудком и состраданием, как сознательное служение ближнему, самоотдачу и признание необходимости подчинения себя интересам пациента.

Почему же именно этот смысл любви, избранный и созданный христианством, верный и истинный, а потому и следовать ему в практической врачебной деятельности необходимо? Ответ прост. Потому что такая любовь исцеляет. Почему же именно она обладает этим свойством? Потому что такая любовь подобна любви Бога к людям и страждущему человеку. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас... (Еф 2, 4). Величие этой любви в том, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 16). Бог есть любовь (1 Ин 4, 16).

Любовью устроен мир, в том числе и мир человеческих сердец, мир человеческих отношений. Болезни тела – это нарушение целостности функционирования организма, сбой в работе системы, разрыв в гармонично устроенном человеке. Среди этих сбоев и разрывов не последнее место занимает потеря гармонии отношений к себе самому, к людям. Как правило, это отравление души ядом зла, ненависти, гордости, равнодушия. Любовь, внимание, забота врача о пациенте – это лекарство, очищающее его душу от «гноения злобы». Это первый и важнейший шаг к восстановлению созданного Богом устроения человека, порядка, гармонии, мира душевного, находящегося в прямой связи с порядком и устроением телесным. Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога (l Ин 4, 7). Он прощает все беззакония твои; исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою (Пс 102, 3, 4).

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология болезни

На сайте allrefs.net читайте: "Антропология болезни"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛЮБОВЬ КАК ЛЕКАРСТВО, ИЛИ НУЖНО ЛИ ЛЮБИТЬ ПАЦИЕНТА?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антропология болезни
  М.: Изд-во Сретенского монастыря     Оглавление   ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................

АНТРОПОЛОГИЯ БОЛЕЗНИ
Понятие «антропология болезни» не встретить среди слов многотысячного словаря медицинской науки. Скорее его можно рассматривать как богословский термин, который указывает на значение понимания устр

Земное единожительство» души и тела
Содержание понятий «тело, дух как состояние души» и их связь – предмет многовекового внимания и многотомных трудов святоотеческого наследия. В контексте антропологии болезни важно и философское пол

Разнообразие форм «единожительства» души и тела
Проецируя строку Ювеналия на реальность человеческого существования, можно выделить четыре основных варианта взаимосвязи души и тела в человеке. К первому варианту, безусловно, можно отнести христи

О СУЩНОСТИ И СМЫСЛЕ БОЛЕЗНИ
Попытки постижения сущности болезней человека и их преодоления – постоянная задача не только медицины, но и христианского богословия. Тем не менее общность задачи[19] не предполагает одинаковых под

Болезнь как проявление природы падшего человечества и искупительная жертва
Пришествие Спасителя, Его слово и дело обнаруживают сущность болезни человеческого рода как «проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества». Наша несовершенность, смертность – след

Болезнь как испытание в верности
Болезнь как испытание в верности настигает, как правило, верных. Ничто так не изумляет людей, как болезнь благочестивых и праведных. Действительно, если самое распространенное представление о причи

Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни
По сути из всех перечисленных библейских смыслов болезни самым значимым в христианстве является смысл болезни как призыв к покаянию как средству исполнить человеческое предназначение к вечному блаж

НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ БОЛЕЗНИ
Материальная ценность явлений окружающего нас вещественно-предметного мира всегда связана с их ценой, которая формируется отношениями спроса и предложения. Нравственная ценность – феномен, не завис

СЛОВО К СТУДЕНТАМ-МЕДИКАМ
В 70-е годы XX века студенческая молодежь зачитывалась романом «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского. Вам желаю его прочитать. В романе речь шла об археологах как «бесполезных» для общества

СПОСОБНА ЛИ РОССИЯ ВОСПРИНЯТЬ БИОЭТИКУ?
Основной вопрос традиционной врачебной этики – это вопрос о взаимоотношениях врача и пациента. Первичным в этом отношении всегда был авторитет врача. Как говорят медики, при расхождении мнения боль

О ПРОБЛЕМЕ «ПРИОРИТЕТОВ ИНТЕРЕСОВ» В МЕДИЦИНЕ
В 2003 году в России отмечали 10-летие принятия новой Конституции РФ. Революционное значение Конституции для медицинского сообщества заключается, в частности, в том, что в статье 15 пункте 4 утверж

ИДЕЯ ЖЕРТВЫ В ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ
В культуре не так много идей, которые обладают сквозной, то есть многовековой и не убывающей, «работоспособностью». К таким идеям относится идея жертвы. Во всех религиях – древних и новых, племенны

О ПРОТИВОРЕЧИИ МЕЖДУ ЭТИКОЙ И ПРАВОМ В ТРАНСПЛАНТАЦИИ
До недавнего времени в нашем обществе доминировало преобладание интересов государства и науки над правами, свободами и интересами отдельно взятой личности. Сегодня ситуация меняется. Примером призн

ПОСЛЕДНЕЕ ПРАВО ПОСЛЕДНЕЙ БОЛЕЗНИ
Обязанность «лжесвидетельства» по отношению к неизлечимым и умирающим больным было деонтологической («деонтологический» – от греч. deon – долг, logos – слово, учение) нормой советской медицины. Пра

ТРУП С БЬЮЩИМСЯ СЕРДЦЕМ
Многие эксперты считают 1960-70-е годы революционными для медицины. Это связано, в частности, с формированием такого ее направления, как реаниматология. Критерии человеческой смерти – прекращение д

КЛОНИРОВАНИЕ: ЧЕЛОВЕК КАК ПОДОБИЕ ЧЕЛОВЕКА
В конце XIX века Фридрих Ницше впервые поставил проблему «человекобожия». Устами Заратустры он предложил свою версию ее решения в учении о «сверхчеловеке». Практически одновременно Федор Достоевски

О ФЕНОМЕНЕ «ГОЛОГО КОРОЛЯ» В МЕДИЦИНЕ
Многим с детства помнится сказка о голом короле, неприглядный вид которого создавала и поддерживала его свита. Нечто аналогичное происходит сегодня с некоторыми этическими комитетами в медицине. На

Этические вопросы пренатальной диагностики
Отвечают на вопрос и раскрывают высказанную позицию МФАГ ряд документов. В заявлении «Этические вопросы пренатальной диагностики болезней оплодотворенного яйца» (лат. natalis – относящийся к

Права» на сексуальные и репродуктивные права
Понятие «сексуальное и репродуктивное здоровье» является базовым в документе Международной федерации акушеров-гинекологов «Этические аспекты сексуальных и репродуктивных прав» (1997)[73]. И именно

Этические аспекты искусственного аборта
Анализ документа «Этические аспекты искусственного аборта по немедицинским показаниям» (Каир, 1998) приводит к выводу, что сама позиция МФАГ становится фактором, влияющим на рост числа абортов в ми

Об «этических» принципах продажи половых клеток и эмбрионов
Красной нитью в сборнике этических документов проходит информация о рыночных отношениях в сфере человеческого воспроизводства. Весьма характерен в этом отношении документ Комитета по этике «Этическ

СМЕРТЬ В РОДАХ ИЛИ РОЖДЕНИЕ СМЕРТИ?
Кому из православных христиан не знакомы слова из просительной ектений о «христианской кончине» жизни нашей, «безболезненной, непостыдной, мирной»? Они свидетельствуют о том, что умирание человека

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ХУЖЕ УБИЙСТВА?
«Доступный плод с древа смерти»: позволим себе словесную вольность и назовем так одну из современных медицинских технологий – искусственное прерывание беременности. Прогресс – удивительная вещь. Ес

ДВЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
Европейская история пережила две сексуальные революции – два довольно долгих периода переоценки сексуальности человека и сексуальных отношений. Первый относится к эпохе распада Римской империи и фо

КТО И ПОЧЕМУ ОЗАБОЧЕН ПОЛОВЫМ «ПРОСВЕЩЕНИЕМ» ШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ?
В конце 90-х годов XX века в российские общеобразовательные школы начали активно внедрять «половое просвещение». «Половое просвещение» «темной» российской молодежи – цель широкомасштабного проекта

БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ
Святитель Тихон Задонский сравнивал сердце человеческое с источником чистой воды. В своем естественном состоянии он чист и прозрачен. Когда же, по словам святителя, инородное тело «во дно его ударя

САТУРН, ПОЖИРАЮЩИЙ СВОИХ ДЕТЕЙ
В начальный период эпохи гласности российская общественность уже была проинформирована о существовании такого направления в медицине, как фетальная терапия, которая ставит перед собой задачу разраб

Старость как социально-этическая ценность
Уже в первые века нашей эры специфика нового отношения к человеческой старости, принесенного христианством в европейскую культуру, заключалась в поддержании высокого ценностного статуса старости в

Природа человека и мера долголетия
Пятая заповедь библейского Декалога имеет принципиальное значение для определения возможностей человеческого долголетия. Из всего Декалога она единственная содержит в себе причинно-следственную зав

Смертность человека и вечность бытия
Для старых людей весьма распространенным является состояние переживания страха смерти. В христианской антропологии переживание страха смерти естественно и связано с тем, что «сии страсти (боязнь и

Отношение к старикам в императиве любви и критерий профессионализма
В основе профессиональной врачебной этики лежит принцип доброжелательности, милосердия по отношению к пожилым людям и старикам. Данная идеальная норма отношения человека к человеку, изначально орие

МЕДИЦИНА – ФАКТОР РИСКА
«Комитет по вопросам этики в области охраны здоровья граждан» получил права гражданства в России в июле 1993 года, когда ВС РФ принял закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР» ДЛЯ СТРАЖДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Однажды Андрей Вознесенский назвал Мартина Хайдеггера «последним коренным зубом европейской мудрости». Именно Хайдеггер в середине XX века заявил о безрелигиозности как главном признаке современной

ОСВОБОДИВШИЕСЯ ПАЦИЕНТЫ
В первую неделю Великого поста в некоторых церквах совершается чин Торжества Православия, который предполагает провозглашение главных догматов Православия, молитвы об обращении заблуждающихся и сох

ПОЧЕМУ НЕ СМЕРТЕЛЬНОЙ ОКАЗАЛАСЬ БОЛЕЗНЬ ЛАЗАРЯ?
Среди Божиих угодников Лазарь занимает особое место. Каждому верующему человеку известно его чудесное воскрешение из мертвых, явившее славу Божию. Русский народ увековечил в своем языке имя Лазаря,

X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
Х.1. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (

XI. Здоровье личности и народа
  XI.1. Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовно

ЗАЯВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНО ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
1 Заявление «О современных тенденциях легализации эвтаназии в России» Возникновение проблемы эвтаназии в нашем обществе непосредственно связано с «мировоззренческим п

Проект «Присяги врача» Церковно-общественного совета по биомедицинской этике
Вступая в медицинское сообщество и приступая к врачебной деятельности, перед лицом своих учителей и товарищей по науке и искусству врачевания ТОРЖЕСТВЕННО ОБЯЗУЮСЬ: – посвятить св

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги