рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ БОЛЕЗНИ

НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ БОЛЕЗНИ - раздел Медицина, Антропология болезни Материальная Ценность Явлений Окружающего Нас Вещественно-Предметного Мира Вс...

Материальная ценность явлений окружающего нас вещественно-предметного мира всегда связана с их ценой, которая формируется отношениями спроса и предложения. Нравственная ценность – феномен, не зависящий от отношений купли-продажи. Подлинную любовь нельзя купить, а свою боль и болезнь нельзя продать. Тем не менее утверждение о нравственной ценности болезни многими людьми может быть охарактеризовано как вид безумного суждения. Действительно, не безумие ли называть человеческое страдание и нестерпимую боль, как правило, сопровождающую болезнь, ценностью? Разумно ли связывать с понятием «ценность» ограничение свободы и ощущение своей полной зависимости от врачей, лекарственных препаратов, просто окружающих – близких и неблизких людей?

Попробуем разобраться. Христианская антропология исходит из признания того факта, что природа человека после грехопадения биологически изменилась. Греховность человека – не юридическое, а патологическое, болезненное состояние. Человек болеет, и это, как следствие грехопадения, – его нормальная антропологическая характеристика. Не об этом ли свидетельствует и первый крик ребенка – бессознательная реакция на боль, которую он переживает при рождении, что тем не менее радостно воспринимается всеми как признак начинающейся жизни? Не об этом ли говорят многочисленные факты того, что даже великие святые были поражены неизлечимыми болезнями, и первый среди них – апостол Павел: дано мне жало в плоть (2 Кор 12, 7)? Священник и врач Валентин Жохов справедливо утверждает: «Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по-иному рассматривает проблему болезни и нормы... С православной точки зрения, болезнь является нормой земной жизни...»[23] Нельзя при этом не признать, что норма эта весьма неутешительна для человека. И если телесная болезнь – это следствие греха, то не во имя ли Своей беспредельной любви к человеку и излечения его болезней приходит в мир Сам Спаситель: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф 9, 12). Исцеляйте... больных – так говорил Христос Своим ученикам (Лк 10, 9).

Предание и история свидетельствуют, что врачевание никогда не было чужеродным для православной культуры. В Новом Завете мы не встретим осуждения применения медицинских средств (см.: Откр 3, 18). Более того, профессия врача освящена Священным Преданием: один из учеников Христа, апостол Лука, был врачом. Врачевание – одна из профессий первых христиан, святых Космы и Дамиана († III), великомученика Пантелеимона († 305). История Церкви полна примеров, когда священники и даже епископы занимались врачеванием телесных недугов. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир 38, 12).

Фундаментальные христианские антропологические представления влияли на медицину и никогда не противоречили четкой предметной определенности медицинского знания. «В многовековой истории медицины от доисторических времен до наших дней прослеживается единая генеральная линия ее развития – непрерывное поступательное движение от самых общих взглядов на природу болезней человека, основывающихся на наблюдениях врачей за их клиническим течением, ко все более глубокому пониманию сущности патологических процессов как результату научных исследований»[24]. Болезнь и смерть как предмет медицины обнаруживали чудесную связь человеческого знания и человеческого страдания. Этой связью обусловлены и направление научного поиска, и постановка научных задач. Главная из них – это лечение болезней.

Как в связи с этим можно объяснить возникновение «науки о здоровье», так называемой валеологии? Означает ли это, что медицина меняет свой предмет, а человек одновременно и свою природу, превратившись разом в здорового по природе и сущности своей, во-первых, и, во-вторых, в существо, произвольно управляющее своим здоровьем? Не противоречит ли это даже простому опыту каждого из нас? Человек не в состоянии управлять патологическими процессами в своем теле. Здоровье человека – это уникальное свидетельство реальности внеиндивидуального уровня человеческой природы. Этот внеиндивидуальный уровень здоровья человека жестко зафиксирован в языке. Пожелание типа «дай вам Бог болезни» – не просто неучтиво: оно неучтиво потому, что ложно. Прямо противоположный смысл – в самом распространенном пожелании: «Дай вам Бог здоровья!» Здоровье – дар Божий, таков этот смысл, и он же этимологически зафиксирован в самом слове. Не случайно современные специалисты признают, что «в медицинской науке нет общепринятого определения "здоровья" и его детерминирующих факторов»[25]. Это означает отсутствие определенных устойчивых, повторяющихся факторов, обеспечение бесперебойной работы которых однозначно приводило бы человека к здоровью. Более того, исследования медиков свидетельствуют о принципиальной (70%) зависимости здоровья от образа жизни человека. А это лишь подтверждает верность антропологических принципов, лежащих в основе христианского понимания здоровья как системного единства духовного, душевного и телесного устроения, так как образ жизни христианина – это «делание», выстраивание человеком жизни по образу той Жизни, которая одновременно есть путь и истина (Ин 14, б).

Непросто дается человеку движение к истине. Он может легко сбиться, заблудиться, особенно в пространстве своего знания – субъективных представлений о мире и о себе. Потому и важна методология («метод» в переводе с греческого означает «правильный путь»), выверяющая, правилен ли путь решения основных задач, способствуют ли выбранные средства и методы движению к истине? Учитывая многообразие и пестроту представлений и суждений, методология науки ставит вопрос о заблуждениях, вскрывает их причины, охраняет верный путь развития науки. Всем знакомы термины «лженаука», «попнаука», «антинаука». Они фиксируют не произвольные изобретения, а реальности развивающегося знания. К возникновению подобных образований научная общественность должна быть готова, должна уметь распознавать их и преодолевать. Особенно актуальна эта задача для ситуации, когда влиятельным субъектом научного познания становится финансовый капитал, в спектре интересов которого научная истина не всегда занимает приоритетное место. Очень внимательно следует относиться к новым направлениям, претендующим на научный статус, в условиях политической и экономической нестабильности общества. В такие времена возникает множество разного рода «новообразований», к которым, бесспорно, можно отнести и валеологию.

Первая информация о новой «науке о здоровье» датирована 1997 годом. Возникает вопрос: почему страждущее и болеющее человечество только в 1997 году и только в России создает важнейшую из всех наук – науку о здоровье? Или по-другому: почему здоровье человека, существующее ровно столько же времени, сколько существует человек, только сейчас удостоилось столь пристального внимания и стало предметом валеологии? Одного этого вопроса достаточно для прояснения весьма сомнительных оснований валеологии. Но перечень вопросов можно продолжить. Откуда же взялась новая наука? Где она успела сформироваться? Каковы ее цели и задачи? Кто ее создатели? Каков ее предмет и в чем новизна ее методов? В чем заключается ее практическое значение? На этой группе вопросов традиционно основывается оценка научно-методологической корректности и состоятельности любой конкретной темы научного исследования, не говоря уже о новой учебной дисциплине в образовательных учреждениях для детей и студентов, на что эта наука в первую очередь претендует.

Если быть предельно корректными, то мы должны прежде всего отметить, что речь идет не о естественном процессе возникновения у нас на глазах нового знания, а об искусственном явлении, своеобразном результате выполнения Россией определенного социального заказа.

Как известно, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила некую интегральную концепцию развития медицины, основная идея которой заключается в том, что в XXI веке медицина должна перейти от «защитно-оборонительных» позиций к «социально-конструктивным», связанным с созиданием самого здоровья и активного долголетия людей. При этом принципиально должна измениться и роль врача. Из «лечащего болезни» он должен стать «конструктором здоровья», а «медицина болезней» должна превратиться в «медицину здоровья». При всем уважении к Всемирной организации, нельзя освободиться от вопроса: не находятся ли такие установки в полном противоречии с классической медицинской наукой?

Человек способен заблуждаться, и ложь – не абстрактное явление, но понятие, фиксирующее реальное состояние сознания. К сожалению, в таком состоянии пребывает, например, одна международная организация, существующая под эгидой ООН. Это – Международный центр космического разума. Именно этот центр распространяет в России рекламу «космических курсов» как «ключей к бессмертию». Первой ступенью к бессмертию является оздоровление как результат обретения «знания» на «космических курсах». «Валеология», «космические курсы оздоровления» – все это варианты прямой декларации возникновения нового направления знания – наук о здоровье. Но, как известно, науки «возникают не путем деклараций, а в результате открытия фундаментальных закономерностей, на основе которых создается метод для изучения большой совокупности явлений, имеющих жизненно важное значение»[26]. Вопрос о том, как возникла валеология, – принципиальный методологический вопрос. Валеология появляется в результате деклараций о здоровье как «новой» мировоззренческой и нравственной ценности. В силу этого возникновение валеологии – это путь прямой и непосредственной конфронтации к основным морально-нравственным принципам понимания сущности человека, смысла и предназначения человека в христианской антропологии. Человек, принимающий христианские ценности, никогда не сможет согласиться с тем, что здоровье телесное, соматическое (а именно оно провозглашается валеологией главной ценностью) является той главной целью, к которой должен стремиться человек и достижению которой он должен подчинить всю свою жизнь. Превращение жизни в стремление к достижению только телесного здоровья для христианина любого христианского вероисповедания – это стратегия необратимой гибели человека. Этот вывод выверен детальнейшим анализом сущности здоровья человека в христианской антропологии. Этот вывод подтверждается и трагической историей государства, избравшего для себя идеологию, во главу угла которой была положена ценность – здоровье. Именно центральное, базовое местоположение ценности здоровья человека и здоровья нации послужило основанием известной всему миру программы эвтаназии по отношению к «жизненно неполноценным», то есть больным людям (в частности, душевнобольным), которая действовала в фашистской Германии в 1933-1939 годы. Результаты внедрения подобных идеологий, которые начинались с признания ценности здоровья и особого значения здоровых людей, уже известны человечеству.

Одностороннее выпячивание ценности здоровья и умаление морально-нравственного значения болезни, которое происходит в валеологии, к сожалению, свидетельствуют о мировоззрении, находящемся в нравственном противоречии с христианской антропологией.

Понятие «болезнь» имеет целый ряд смысловых значений в христианском вероучении. Болезнь трактуется не только как наказание за грех. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин 9, 2). Такое понимание болезни утверждает значение добродетельной жизни и покаяния: Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце (Сир 38, 10). Болезнь понимается не только как напоминание о смерти или «вкушение смерти», по выражению о. Сергия Булгакова. Один из смыслов заключен в понимании болезни как свидетельства милости и славы Божией, как пути ко спасению. Когда авву Иоанна некто, страдавший горячкой, просил исцелить его молитвами своими, он отвечал: «Ты желаешь избавиться от того, что тебе необходимо, ибо как тело очищается щелоком от нечистот, так и душа очищается болезнями и страданиями»[27]. Личный опыт болезни – уникальное доказательство значения милосердия и сострадания. Порой мы только тяжело болея, в состоянии беспомощности и страдания, в полной мере начинаем ценить человеческое соучастие и заботу. Болезнь имеет силу смягчать жестокие сердца и заставляет осознать свою немощь. Наша болезнь раскрывает нам нетленную ценность любви и милосердия, научает нас сострадать ближнему и любить его. Святитель Афанасий Великий, придя к святому Нифонту, лежавшему на смертном одре, и сев рядом, спросил его: «Отче! Есть ли какая польза человеку от болезни?» Святой Нифонт отвечал: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов». Грехов жестокосердия, безжалостности, гонения немощных, очерствения души и бесчеловечности.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология болезни

На сайте allrefs.net читайте: "Антропология болезни"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ БОЛЕЗНИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антропология болезни
  М.: Изд-во Сретенского монастыря     Оглавление   ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................

АНТРОПОЛОГИЯ БОЛЕЗНИ
Понятие «антропология болезни» не встретить среди слов многотысячного словаря медицинской науки. Скорее его можно рассматривать как богословский термин, который указывает на значение понимания устр

Земное единожительство» души и тела
Содержание понятий «тело, дух как состояние души» и их связь – предмет многовекового внимания и многотомных трудов святоотеческого наследия. В контексте антропологии болезни важно и философское пол

Разнообразие форм «единожительства» души и тела
Проецируя строку Ювеналия на реальность человеческого существования, можно выделить четыре основных варианта взаимосвязи души и тела в человеке. К первому варианту, безусловно, можно отнести христи

О СУЩНОСТИ И СМЫСЛЕ БОЛЕЗНИ
Попытки постижения сущности болезней человека и их преодоления – постоянная задача не только медицины, но и христианского богословия. Тем не менее общность задачи[19] не предполагает одинаковых под

Болезнь как проявление природы падшего человечества и искупительная жертва
Пришествие Спасителя, Его слово и дело обнаруживают сущность болезни человеческого рода как «проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества». Наша несовершенность, смертность – след

Болезнь как испытание в верности
Болезнь как испытание в верности настигает, как правило, верных. Ничто так не изумляет людей, как болезнь благочестивых и праведных. Действительно, если самое распространенное представление о причи

Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни
По сути из всех перечисленных библейских смыслов болезни самым значимым в христианстве является смысл болезни как призыв к покаянию как средству исполнить человеческое предназначение к вечному блаж

ЛЮБОВЬ КАК ЛЕКАРСТВО, ИЛИ НУЖНО ЛИ ЛЮБИТЬ ПАЦИЕНТА?
Уже двадцать веков моральные ценности любви и сострадания к больному человеку пользуются абсолютным признанием в европейской культуре и профессиональной врачебной этике. Даже создатель химической м

СЛОВО К СТУДЕНТАМ-МЕДИКАМ
В 70-е годы XX века студенческая молодежь зачитывалась романом «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского. Вам желаю его прочитать. В романе речь шла об археологах как «бесполезных» для общества

СПОСОБНА ЛИ РОССИЯ ВОСПРИНЯТЬ БИОЭТИКУ?
Основной вопрос традиционной врачебной этики – это вопрос о взаимоотношениях врача и пациента. Первичным в этом отношении всегда был авторитет врача. Как говорят медики, при расхождении мнения боль

О ПРОБЛЕМЕ «ПРИОРИТЕТОВ ИНТЕРЕСОВ» В МЕДИЦИНЕ
В 2003 году в России отмечали 10-летие принятия новой Конституции РФ. Революционное значение Конституции для медицинского сообщества заключается, в частности, в том, что в статье 15 пункте 4 утверж

ИДЕЯ ЖЕРТВЫ В ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ
В культуре не так много идей, которые обладают сквозной, то есть многовековой и не убывающей, «работоспособностью». К таким идеям относится идея жертвы. Во всех религиях – древних и новых, племенны

О ПРОТИВОРЕЧИИ МЕЖДУ ЭТИКОЙ И ПРАВОМ В ТРАНСПЛАНТАЦИИ
До недавнего времени в нашем обществе доминировало преобладание интересов государства и науки над правами, свободами и интересами отдельно взятой личности. Сегодня ситуация меняется. Примером призн

ПОСЛЕДНЕЕ ПРАВО ПОСЛЕДНЕЙ БОЛЕЗНИ
Обязанность «лжесвидетельства» по отношению к неизлечимым и умирающим больным было деонтологической («деонтологический» – от греч. deon – долг, logos – слово, учение) нормой советской медицины. Пра

ТРУП С БЬЮЩИМСЯ СЕРДЦЕМ
Многие эксперты считают 1960-70-е годы революционными для медицины. Это связано, в частности, с формированием такого ее направления, как реаниматология. Критерии человеческой смерти – прекращение д

КЛОНИРОВАНИЕ: ЧЕЛОВЕК КАК ПОДОБИЕ ЧЕЛОВЕКА
В конце XIX века Фридрих Ницше впервые поставил проблему «человекобожия». Устами Заратустры он предложил свою версию ее решения в учении о «сверхчеловеке». Практически одновременно Федор Достоевски

О ФЕНОМЕНЕ «ГОЛОГО КОРОЛЯ» В МЕДИЦИНЕ
Многим с детства помнится сказка о голом короле, неприглядный вид которого создавала и поддерживала его свита. Нечто аналогичное происходит сегодня с некоторыми этическими комитетами в медицине. На

Этические вопросы пренатальной диагностики
Отвечают на вопрос и раскрывают высказанную позицию МФАГ ряд документов. В заявлении «Этические вопросы пренатальной диагностики болезней оплодотворенного яйца» (лат. natalis – относящийся к

Права» на сексуальные и репродуктивные права
Понятие «сексуальное и репродуктивное здоровье» является базовым в документе Международной федерации акушеров-гинекологов «Этические аспекты сексуальных и репродуктивных прав» (1997)[73]. И именно

Этические аспекты искусственного аборта
Анализ документа «Этические аспекты искусственного аборта по немедицинским показаниям» (Каир, 1998) приводит к выводу, что сама позиция МФАГ становится фактором, влияющим на рост числа абортов в ми

Об «этических» принципах продажи половых клеток и эмбрионов
Красной нитью в сборнике этических документов проходит информация о рыночных отношениях в сфере человеческого воспроизводства. Весьма характерен в этом отношении документ Комитета по этике «Этическ

СМЕРТЬ В РОДАХ ИЛИ РОЖДЕНИЕ СМЕРТИ?
Кому из православных христиан не знакомы слова из просительной ектений о «христианской кончине» жизни нашей, «безболезненной, непостыдной, мирной»? Они свидетельствуют о том, что умирание человека

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ХУЖЕ УБИЙСТВА?
«Доступный плод с древа смерти»: позволим себе словесную вольность и назовем так одну из современных медицинских технологий – искусственное прерывание беременности. Прогресс – удивительная вещь. Ес

ДВЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
Европейская история пережила две сексуальные революции – два довольно долгих периода переоценки сексуальности человека и сексуальных отношений. Первый относится к эпохе распада Римской империи и фо

КТО И ПОЧЕМУ ОЗАБОЧЕН ПОЛОВЫМ «ПРОСВЕЩЕНИЕМ» ШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ?
В конце 90-х годов XX века в российские общеобразовательные школы начали активно внедрять «половое просвещение». «Половое просвещение» «темной» российской молодежи – цель широкомасштабного проекта

БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ
Святитель Тихон Задонский сравнивал сердце человеческое с источником чистой воды. В своем естественном состоянии он чист и прозрачен. Когда же, по словам святителя, инородное тело «во дно его ударя

САТУРН, ПОЖИРАЮЩИЙ СВОИХ ДЕТЕЙ
В начальный период эпохи гласности российская общественность уже была проинформирована о существовании такого направления в медицине, как фетальная терапия, которая ставит перед собой задачу разраб

Старость как социально-этическая ценность
Уже в первые века нашей эры специфика нового отношения к человеческой старости, принесенного христианством в европейскую культуру, заключалась в поддержании высокого ценностного статуса старости в

Природа человека и мера долголетия
Пятая заповедь библейского Декалога имеет принципиальное значение для определения возможностей человеческого долголетия. Из всего Декалога она единственная содержит в себе причинно-следственную зав

Смертность человека и вечность бытия
Для старых людей весьма распространенным является состояние переживания страха смерти. В христианской антропологии переживание страха смерти естественно и связано с тем, что «сии страсти (боязнь и

Отношение к старикам в императиве любви и критерий профессионализма
В основе профессиональной врачебной этики лежит принцип доброжелательности, милосердия по отношению к пожилым людям и старикам. Данная идеальная норма отношения человека к человеку, изначально орие

МЕДИЦИНА – ФАКТОР РИСКА
«Комитет по вопросам этики в области охраны здоровья граждан» получил права гражданства в России в июле 1993 года, когда ВС РФ принял закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР» ДЛЯ СТРАЖДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Однажды Андрей Вознесенский назвал Мартина Хайдеггера «последним коренным зубом европейской мудрости». Именно Хайдеггер в середине XX века заявил о безрелигиозности как главном признаке современной

ОСВОБОДИВШИЕСЯ ПАЦИЕНТЫ
В первую неделю Великого поста в некоторых церквах совершается чин Торжества Православия, который предполагает провозглашение главных догматов Православия, молитвы об обращении заблуждающихся и сох

ПОЧЕМУ НЕ СМЕРТЕЛЬНОЙ ОКАЗАЛАСЬ БОЛЕЗНЬ ЛАЗАРЯ?
Среди Божиих угодников Лазарь занимает особое место. Каждому верующему человеку известно его чудесное воскрешение из мертвых, явившее славу Божию. Русский народ увековечил в своем языке имя Лазаря,

X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
Х.1. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (

XI. Здоровье личности и народа
  XI.1. Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовно

ЗАЯВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНО ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
1 Заявление «О современных тенденциях легализации эвтаназии в России» Возникновение проблемы эвтаназии в нашем обществе непосредственно связано с «мировоззренческим п

Проект «Присяги врача» Церковно-общественного совета по биомедицинской этике
Вступая в медицинское сообщество и приступая к врачебной деятельности, перед лицом своих учителей и товарищей по науке и искусству врачевания ТОРЖЕСТВЕННО ОБЯЗУЮСЬ: – посвятить св

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги