рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ

БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ - раздел Медицина, Антропология болезни Святитель Тихон Задонский Сравнивал Сердце Человеческое С Источником Чистой В...

Святитель Тихон Задонский сравнивал сердце человеческое с источником чистой воды. В своем естественном состоянии он чист и прозрачен. Когда же, по словам святителя, инородное тело «во дно его ударяется, тогда от тины или грязи, на дне его лежащей, вся вода в ключе возмущается и бывает мутна».

Чистота сердца человеческого непосредственно связана с целомудрием. Сердце развращенное будет удалено от меня (Пс 100, 4). Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, толкуя 29-й и 30-й стих 5-й главы Евангелия от Матфея, понимает под «правым глазом» и «правой рукой», соблазняющих человека, распутных друзей, от которых для юноши исходит душевный вред. Речи их поднимают со дна нечистоты блудных помыслов, формируя порочные наклонности и пристрастия. Таких людей необходимо оставить, отбросить, иначе молодого человека ожидает неминуемая погибель. Ибо сердце его превратится в мутный поток страстей, ввергающих в геенну. Христианское вероучение мудро предостерегает людей – взрослых и молодых, родителей и детей – об опасности нечистоты и прелюбодеяния, оставляющего в сердце незаживающие рубцы греха.

Предостерегает нас и современная наука. «Занимаясь все время исследованием мозга человека, – утверждает руководитель Института мозга человека Российской академии наук академик Н.П.Бехтерева, – мы наблюдали довольно простое явление, которое дает свободу мышлению, освобождает территорию мышления. Это – формирование стереотипов. В мозгу все время идет формирование стереотипов: растет маленький человек, он делает первые шаги, и если вы его окликнете в этот момент, он упадет, он не сможет идти, потому что весь его мозг в этот момент занят ходьбой. Но вот он научился ходить. Что это значит с мозговых позиций? Это значит, что в мозгу сформировался стереотип, который обеспечивает движение без того, чтобы о нем думать»[106].

Растет маленький человек, вступает в период полового созревания. Как важно не замутить чистоту его сердца, как важно именно в этот период сформировать устойчивый нравственный стереотип, как важно именно в этот период его «не окликнуть», не смутить, не загрязнить, чтобы смог он, прямо и уверенно, не спотыкаясь и не падая, идти дальше по трудному пути жизни! О важности этого периода формирования человека знают и создатели, и исполнители проекта «Половое воспитание российских школьников» Фонда ООН по народонаселению, которые ставят перед собой цель сформировать у ребенка стереотип порока и с помощью навыков «безопасного секса» и «модных» норм блуда запрограммировать его движение к гибели.

Более тридцати веков святые Божии заповеди направляют, охраняют от заблуждений и спасают человека. О великом предназначении и спасительном свойстве библейских заповедей свидетельствует и история человеческого рода, и живые людские судьбы. Об истинности Божьего Завета говорит ожесточенная борьба против него сил зла и разрушения, каждое их очередное бесславное поражение. Одно из таких поражений – это провал проекта «Половое воспитание российских школьников». В годовом отчете за 1998 год говорится, что исполнителям проекта пришлось «временно отказаться от проведения мероприятий непосредственно в пилотных регионах и школах». Тем не менее «половые просветители» не сложили оружие. Они поставили новую задачу. Это – «разработка стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации». Речь идет не только о внедрении тематики полового воспитания в такие предметы, как литература, история и обществоведение, ОБЖ (основы безопасности жизни), биология (5-9 классы), но и о введении в учебный курс нового предмета – валеологии (учения о здоровье). Благовидный предлог – забота о здоровье детей – скрывает от многих учителей и родителей циничные цели новоявленных «целителей» и «просветителей». Они же таковы: резко увеличить число потребителей фармацевтической – противозачаточной – продукции (гормональные препараты и механические средства) за счет детского и подросткового населения страны и снизить уровень рождаемости в России. В государстве с традиционно-христианским укладом жизни делается попытка достижения этих целей через систему общеобразовательных учреждений. Именно этим задачам и служит новоявленное «учение о здоровье» – валеология. Программы по валеологии нацелены на то, чтобы не допустить формирования нравственного стереотипа «не прелюбодействуй», а следовательно, на обесценивание целомудрия. Валеологи рассматривают здоровье как результат исполнения требований неких оздоровительных технологий. Одна из них – психоаналитическая. Она внушает родителям и детям, что ограничение сексуальных потребностей пагубно для здоровья. Но подлинная правда состоит в том, что пагубным и гибельным для здоровья, духовного и телесного, является именно грех блуда, который распространяется через половое раскрепощение или просвещение. Валеология, основой которой является «секс-просвещение», – это «наука» о прелюбодеянии, указующая человеку одну из самых коротких дорог к гибели.

Уже известен печальный результат деятельности «секс-просветителей» и «целителей» в России. Это – рост венерических заболеваний и рост детской преступности на сексуальной почве.

Вот ряд выдержек из прессы:

«Если в 1991 г., по российским и зарубежным данным, в секс-бизнес на детях в Москве было вовлечено от 50 до 70 подростков, то в 1993 г. их количество превысило одну тысячу, а в 1996 г. преодолена трехтысячная "планка". По мнению Пер Андерса Марда, директора Международного исследовательского центра сексуальных болезней (Швеция), "детская проституция в России напоминает безостановочную рулетку, которая вращается все быстрее"» (Литературная Россия. 1.11.1996. №44. С. 2).

«В 1993 г. зарегистрировано 14 тысяч изнасилований, за полгода 1994-го – 7,6 тысяч» (Аргументы и факты. 1995. № 3. С. 16).

«По данным МВД, половина изнасилований совершается группой» (Аргументы и факты. 1995. № 4. С. 13).

Начальник отдела Генеральной прокуратуры РФ Г.Полозов констатирует: «По результатам выборочных исследований, НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ составляют 37% жертв половых преступлений» (Комсомольская правда. 12.07.1995).

«300 тысяч НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ девочек ежегодно прерывают беременность абортом» (Православная Москва. 1997. № 14-15. С. 7).

«46% мальчиков начали половую жизнь с 14 лет, 35% девочек – с 12 лет. Только в Москве в прошлом году ДЕВЯТЬ ТЫСЯЧ детей были рождены ДЕВОЧКАМИ ДО 16 ЛЕТ, причем отцы в большинстве случаев отсутствуют» (Аргументы и факты. 1999. № 22. Вкладыш «Москва». С. 3).

«Проституция помолодела... Если нормальный человек вздыхает, узнав о существовании проституток 12-13 лет от роду, то врачи-венерологи встречали в своей практике особ легкого поведения, которым впору играть в куклы и слушать сказки, – СЕМИ ЛЕТ и старше (так в тексте цитируемого источника. – Прим. авт.). Они на этом страшно зациклены. И конечно, не сами до всего доходят, у каждой есть "дядя" – сутенер, который покупает ей шоколадки и возится с ней, как с ребенком. Почти» (Московский комсомолец. 8.08.1995).

«Заболеваемость сифилисом за 1994 г. в Москве выросла в 2,5 раза по сравнению с 1993 г. ...Из заболевших сифилисом – 46 детей ДО 14 ЛЕТ, а сколько еще не выявленных, не знает никто» (Аргументы и факты. 1994. № 50. Вкладыш «Москва». С. 30).

Главный санитарный врач Москвы Н.Филатов информирует: «За первое полугодие 1995 г. выявлено уже 52 случая заболевания сифилисом у детей и 10 случаев заболевания гонореей» (Московский комсомолец. 21.07.1995).

«В течение 1993 г. было зафиксировано 47 195 случаев сифилиса. Заболеваемость гонореей возросла в 1,5 раза. Пожалуй, "сексуальная революция" превзошла самые смелые ожидания россиян и наших европейских соседей. В группу риска попало 300 тысяч подростков до 14 лет» (Российские вести. 1994. № 78. Вкладыш «Рецепт»).

Председатель Госкомсанэпидемнадзора Е.Беляев: «За шесть месяцев текущего (1995. – Прим. авт.) года было зарегистрировано 108 534 случая заражения сифилисом. Ничего подобного в России не наблюдалось сто лет» (Труд. 15.08.1995).

Например, только в Карелии «за последние 6 лет заболеваемость сифилисом увеличилась в 150 раз» (Труд. 4.08.1999. С. 1).

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Н.Герасименко: «За 5 лет заболеваемость сифилисом подростков 15-17 лет УВЕЛИЧИЛАСЬ В 47 РАЗ. В 1997 г. число заболевших превысило 28 тысяч» (Независимая газета. 2.07.1999. С. 11).

Директор Института социально-экономических проблем народонаселения, д.э.н. Н.М.Римашевская отмечает «угрожающее увеличение венерических болезней, в частности, сифилиса. С 1990 по 1995 годы рост его достиг 33 раз, А СРЕДИ ПОДРОСТКОВ – 51 РАЗА. Резко возрастает число детей с врожденным сифилисом» (Проблемы развития. 1998. № 1-2. С. 54).

Причины происходящих с детьми и молодежью процессов должны быть осмыслены и проанализированы. Среди них не последнее место занимают «сексуально-просветительские» нововведения. Сотни ученых и педагогов направляли свои письма протеста и отрицательные экспертизы по валеологическим программам в Министерство образования. Растет число разоблачающих публикаций в прессе. Министерство здравоохранения отказалось от рассмотрения вопроса о введении валеологии в медицинское образование.

Не удивительно, что Русская Православная Церковь благословляет противостояние силам, оскверняющим чистоту детских сердец. Церковь, стремясь защитить своих детей, в который раз свидетельствует: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5, 8).

 

 

«НЕ ДАЙ МНЕ БОГ СОЙТИ С УМА»

Порой нравственные отношения даже между здоровыми людьми далеки от совершенства. Как же обстоит дело с отношением к людям, страдающим психическими расстройствами, в обществе?

Понятие «общество» многозначно и объемно. Среди его составляющих не последнее место занимает государственная политика. В значительной степени от того, каковы нравственные основания государственной политики в стране, зависит не только характер нравственных отношений в нашем обществе, но конкретные судьбы больных, в том числе страдающих психическими расстройствами. Каковы же нравственные основания государственной политики в России по отношению к людям с психическими заболеваниями?

Наш ответ определяется особенностью биоэтического знания. Биоэтика – это система знания о допустимых формах манипулирования человеческой жизнью. Люди, страдающие психическими заболеваниями, как никакая другая категория пациентов, практически беззащитны от каких-либо возможных манипуляций над ними со стороны общества, включая «ближних»: родственников, окружающих, представителей правоохранительных служб, медицинских организаций.

Безусловно, этические проблемы психиатрии, психологии и психотерапии входят обязательным блоком в содержание биоэтического знания. Связано это с тем, что решение этических проблем психиатрии, психологии и психотерапии, как и решение этических проблем медико-генетической диагностики, репродуктивной медицины, трансплантации, реанимации и т. д., зависит от нравственных позиций людей, идей и ценностей общества.

Действительно, психиатрия, как никакое другое направление медицины, теснейшими узами связана с господствующими в обществе морально-мировозренческими, идеологическими и политическими установками и представлениями людей. Можно даже говорить, что сама психиатрия, изучая природу различного рода зависимостей, находится в устойчивой морально-мировоззренческой зависимости. Об этом свидетельствует факт того, что психиатрия – сравнительно молодое направление в научной медицине. И причины ее возникновения коренятся не столько в логике развития медицинского знания и науки, сколько в динамике состояний морально-мировоззренческой «среды обитания» человека и общества. Именно этой динамикой объясняется то, что безумие, одна из «вечных» человеческих патологий, описанная в древнейших источниках письменной культуры человечества, становится предметом специального научно-медицинского изучения лишь во второй половине XIX века. А сквозная историческая актуальность отношения общества к своим безумцам становится для государственной политики важнейшей гуманитарной социальной проблемой лишь в XX веке.

Чем же определяется эта важность? Какие факторы превращают отношение к ЛСПЗ (лицам, страдающим психическими заболеваниями) в направление государственной политики? Можно выделить четыре фактора или мотива. Первый – стремление нормализовать демографические процессы в обществе. Второй – желание решить экономические проблемы общества. Третий – обеспечить безопасность общественной жизни. Четвертый – действовать нравственно, согласно признанным в обществе моральным нормам.

Какой же может быть государственная политика, если ее доминантным мотивом станет один из перечисленных? И какой из перечисленных мотивов является ведущим для современной государственной политики в России? Устойчивой позицией кризисного демографического положения современной России является факт угрожающего старения населения. 60% граждан Российской Федерации – это люди преклонного пожилого возраста старше 65 лет. Распространенной патологией преклонного возраста являются нарушения психического здоровья, в частности слабоумие. Это ложится грузом на трудоспособное население. Прежде всего, грузом экономическим. Экономическая проблема, связанная с ЛСПЗ, формируется на основании того, что лица, страдающие ПЗ, это, как правило, люди не трудоспособные. В западной социологической литературе такие больные называются бесперспективными. Не редко и такое понятие, как «паразиты общества», которое подразумевает, что эта категория лиц требует значительных расходов и средств на свое содержание и является тяжелым экономическим грузом для всего общества. Первый и второй – демографический и экономический – мотивы тесно связаны друг с другом. Третий фактор, который может определять политику государства, – безопасность общества. Психические больные отличаются от больных соматических склонностью к асоциальному поведению. Это означает в том числе и непризнание ими норм, которые регулируют человеческие отношения. Насилия, в том числе сексуальные, убийства, неконтролируемые действия, которые могут привести к пожарам и другим катастрофам, – все это действия, которые сопровождают течение психических заболеваний. Мотив обеспечения безопасности достаточно серьезен для того, чтобы склонить многих политиков к жестким решениям по ограничению прав и свобод в отношении к ЛСПЗ.

Четвертый фактор, который может определять государственную политику, – это собственно нравственные основания или представления. Известно, что нравственные представления могут, в свою очередь, быть разными. И в этом заключается основная проблема. Нравственные убеждения, на которых может строиться государственная политика, можно разделить на две группы. Первую группу нравственных убеждений можно назвать натуралистически-прагматическими. Вторая группа – это так называемые религиозно-идеалистические убеждения.

Что отличает натуралистически-прагматические убеждения? Это представления, основывающиеся на вере, что правильным может быть действие, которое приносит пользу человеку или обществу, и прежде всего пользу финансовую или экономическую. Религиозно-идеалистические убеждения – это прямо противоположные взгляды. Согласно религиозно-идеалистическим убеждениям, правильным является то действие, которое соответствует идеалам, нормам, нравственным законам общества. С нашей точки зрения нравственные основания государственной политики являются определяющим для той или иной политической деятельности. Если политика государственного деятеля опирается на прагматизм, то его ведущими мотивами будут экономические интересы и принципы безопасности. Если политика государственного деятеля опирается на идеалистическую нравственность, то ведущими мотивами его деятельности будут действия, которые будут носить характер социальной защиты ЛСПЗ, вопреки экономическим трудностям.

Религиозно-идеалистическая парадигма нравственности основана на том, что общество и государство обязаны оказывать помощь людям с ПЗ, проявлять заботу, внедрять различные формы социальной защиты. Идеалистическая парадигма нравственности непосредственно связана с христианской культурой. Христианство никогда не было склонно однозначно относиться к психически больным. Это было связано с христианским пониманием сущности болезни человека. Грань между соматическими и психическими заболеваниями никогда не стиралась. Известны слова Пушкина: «Не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума». Почему поэт делает такой выбор? Потому что с точки зрения христианской традиции безумие – это или практически абсолютная блокада, или существенное ограничение возможности богообщения для человека. В значительной степени известная социальная отверженность, или в современной терминологии «стигматизация», безумцев была связана и с этим основанием. Известны истории и факты практически тюремного содержания определенной агрессивной категории больных, не говоря уже о бесноватых, на которых не имели воздействия со стороны церковного попечения. В то же время общество не должно забывать и те исторические факты, что первые психиатрические лечебницы возникали именно в монастырях, в которых движимые христианским состраданием насельники добровольно принимали на себя попечение, содержание, заботу о психически больных людях, являя собой образцы «чистого и благоразумного человеколюбия». Монастырские и церковные приюты были первыми прообразами современных психиатрических клиник. Известно, например, что Филипп Пинель, основоположник психиатрии как вида медицинского знания, прежде чем стал врачом, желал быть священником и получил духовное образование. Нельзя не считаться с фактами, что не только формирование современной психиатрической науки, но формирование современной гуманитарной государственной политики в отношении ЛСПЗ непосредственно зависит именно от идеалистически-христианской парадигмы нравственных отношений.

Знала история Европы противоположные примеры? Знаком ли ей опыт построения государственной политики на натуралистическо-прагматических принципах? К сожалению, мы должны ответить положительно. И этот опыт весьма поучителен. Речь идет о конкретном законе, принятом в Германии в 1937 году, который назывался «Программа по эвтаназии». Данный закон предписывал умерщвление психических больных. Германскую политику, безусловно, определяли натуралистически-прагматические позиции, прежде всего экономические интересы государства, которое отказывалось нести этот экономический «груз». Недееспособные лица – обуза для здорового общества, и в его интересах освобождаться от них всеми возможными способами, включая организацию уничтожения данного «груза». В связи именно с этой политикой германского государства ясно прозвучал голос немецкого психиатра и философа Карла Ясперса, который назвал закон по уничтожению психически неполноценных лиц феноменом «преступной государственности». К.Ясперс имел в виду реальную возможность принятия государством законов, противостоящих традиционной христианской морали.

«Преступная государственность» как феномен XX века, к сожалению, становится открытой проблемой и века XXI. Каждый современный политик должен отдавать отчет о возможности опасного явления, то есть положения, когда юридическое «убий» может попрать моральное «не убий», и что, следовательно, юридический закон может противостоять закону нравственному. От того, к какой нравственной парадигме относит себя государство и общество, от того, какие нравственные принципы исповедует тот или иной политик, какие взгляды доминируют: прагматические или морально-идеалистические, – в значительной степени зависит благополучие не только больных людей, но и всего общества в целом.

К какой же моральной парадигме относится сегодняшнее отношение государства к ЛСПЗ? Какими ценностями определяется современная политика? Ценностями сострадания, заботы или финансово-экономическими интересами? Безусловно, что наша медицина и наше общество существуют в морально-идеалистической парадигме. Но если в обществе это осознается, – государство должно стремиться действовать в соответствии с принципами выбранного морального отношения: уделять достаточное, а не остаточное внимание, проявлять достойное попечение, включая финансирование данной отрасли медицины и социальной политики, как на уровне социальной профилактической работы, так и на уровне оказания реальной медицинской помощи и действенной социальной защиты.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология болезни

На сайте allrefs.net читайте: "Антропология болезни"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антропология болезни
  М.: Изд-во Сретенского монастыря     Оглавление   ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................

АНТРОПОЛОГИЯ БОЛЕЗНИ
Понятие «антропология болезни» не встретить среди слов многотысячного словаря медицинской науки. Скорее его можно рассматривать как богословский термин, который указывает на значение понимания устр

Земное единожительство» души и тела
Содержание понятий «тело, дух как состояние души» и их связь – предмет многовекового внимания и многотомных трудов святоотеческого наследия. В контексте антропологии болезни важно и философское пол

Разнообразие форм «единожительства» души и тела
Проецируя строку Ювеналия на реальность человеческого существования, можно выделить четыре основных варианта взаимосвязи души и тела в человеке. К первому варианту, безусловно, можно отнести христи

О СУЩНОСТИ И СМЫСЛЕ БОЛЕЗНИ
Попытки постижения сущности болезней человека и их преодоления – постоянная задача не только медицины, но и христианского богословия. Тем не менее общность задачи[19] не предполагает одинаковых под

Болезнь как проявление природы падшего человечества и искупительная жертва
Пришествие Спасителя, Его слово и дело обнаруживают сущность болезни человеческого рода как «проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества». Наша несовершенность, смертность – след

Болезнь как испытание в верности
Болезнь как испытание в верности настигает, как правило, верных. Ничто так не изумляет людей, как болезнь благочестивых и праведных. Действительно, если самое распространенное представление о причи

Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни
По сути из всех перечисленных библейских смыслов болезни самым значимым в христианстве является смысл болезни как призыв к покаянию как средству исполнить человеческое предназначение к вечному блаж

НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ БОЛЕЗНИ
Материальная ценность явлений окружающего нас вещественно-предметного мира всегда связана с их ценой, которая формируется отношениями спроса и предложения. Нравственная ценность – феномен, не завис

ЛЮБОВЬ КАК ЛЕКАРСТВО, ИЛИ НУЖНО ЛИ ЛЮБИТЬ ПАЦИЕНТА?
Уже двадцать веков моральные ценности любви и сострадания к больному человеку пользуются абсолютным признанием в европейской культуре и профессиональной врачебной этике. Даже создатель химической м

СЛОВО К СТУДЕНТАМ-МЕДИКАМ
В 70-е годы XX века студенческая молодежь зачитывалась романом «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского. Вам желаю его прочитать. В романе речь шла об археологах как «бесполезных» для общества

СПОСОБНА ЛИ РОССИЯ ВОСПРИНЯТЬ БИОЭТИКУ?
Основной вопрос традиционной врачебной этики – это вопрос о взаимоотношениях врача и пациента. Первичным в этом отношении всегда был авторитет врача. Как говорят медики, при расхождении мнения боль

О ПРОБЛЕМЕ «ПРИОРИТЕТОВ ИНТЕРЕСОВ» В МЕДИЦИНЕ
В 2003 году в России отмечали 10-летие принятия новой Конституции РФ. Революционное значение Конституции для медицинского сообщества заключается, в частности, в том, что в статье 15 пункте 4 утверж

ИДЕЯ ЖЕРТВЫ В ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ
В культуре не так много идей, которые обладают сквозной, то есть многовековой и не убывающей, «работоспособностью». К таким идеям относится идея жертвы. Во всех религиях – древних и новых, племенны

О ПРОТИВОРЕЧИИ МЕЖДУ ЭТИКОЙ И ПРАВОМ В ТРАНСПЛАНТАЦИИ
До недавнего времени в нашем обществе доминировало преобладание интересов государства и науки над правами, свободами и интересами отдельно взятой личности. Сегодня ситуация меняется. Примером призн

ПОСЛЕДНЕЕ ПРАВО ПОСЛЕДНЕЙ БОЛЕЗНИ
Обязанность «лжесвидетельства» по отношению к неизлечимым и умирающим больным было деонтологической («деонтологический» – от греч. deon – долг, logos – слово, учение) нормой советской медицины. Пра

ТРУП С БЬЮЩИМСЯ СЕРДЦЕМ
Многие эксперты считают 1960-70-е годы революционными для медицины. Это связано, в частности, с формированием такого ее направления, как реаниматология. Критерии человеческой смерти – прекращение д

КЛОНИРОВАНИЕ: ЧЕЛОВЕК КАК ПОДОБИЕ ЧЕЛОВЕКА
В конце XIX века Фридрих Ницше впервые поставил проблему «человекобожия». Устами Заратустры он предложил свою версию ее решения в учении о «сверхчеловеке». Практически одновременно Федор Достоевски

О ФЕНОМЕНЕ «ГОЛОГО КОРОЛЯ» В МЕДИЦИНЕ
Многим с детства помнится сказка о голом короле, неприглядный вид которого создавала и поддерживала его свита. Нечто аналогичное происходит сегодня с некоторыми этическими комитетами в медицине. На

Этические вопросы пренатальной диагностики
Отвечают на вопрос и раскрывают высказанную позицию МФАГ ряд документов. В заявлении «Этические вопросы пренатальной диагностики болезней оплодотворенного яйца» (лат. natalis – относящийся к

Права» на сексуальные и репродуктивные права
Понятие «сексуальное и репродуктивное здоровье» является базовым в документе Международной федерации акушеров-гинекологов «Этические аспекты сексуальных и репродуктивных прав» (1997)[73]. И именно

Этические аспекты искусственного аборта
Анализ документа «Этические аспекты искусственного аборта по немедицинским показаниям» (Каир, 1998) приводит к выводу, что сама позиция МФАГ становится фактором, влияющим на рост числа абортов в ми

Об «этических» принципах продажи половых клеток и эмбрионов
Красной нитью в сборнике этических документов проходит информация о рыночных отношениях в сфере человеческого воспроизводства. Весьма характерен в этом отношении документ Комитета по этике «Этическ

СМЕРТЬ В РОДАХ ИЛИ РОЖДЕНИЕ СМЕРТИ?
Кому из православных христиан не знакомы слова из просительной ектений о «христианской кончине» жизни нашей, «безболезненной, непостыдной, мирной»? Они свидетельствуют о том, что умирание человека

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ХУЖЕ УБИЙСТВА?
«Доступный плод с древа смерти»: позволим себе словесную вольность и назовем так одну из современных медицинских технологий – искусственное прерывание беременности. Прогресс – удивительная вещь. Ес

ДВЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
Европейская история пережила две сексуальные революции – два довольно долгих периода переоценки сексуальности человека и сексуальных отношений. Первый относится к эпохе распада Римской империи и фо

КТО И ПОЧЕМУ ОЗАБОЧЕН ПОЛОВЫМ «ПРОСВЕЩЕНИЕМ» ШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ?
В конце 90-х годов XX века в российские общеобразовательные школы начали активно внедрять «половое просвещение». «Половое просвещение» «темной» российской молодежи – цель широкомасштабного проекта

САТУРН, ПОЖИРАЮЩИЙ СВОИХ ДЕТЕЙ
В начальный период эпохи гласности российская общественность уже была проинформирована о существовании такого направления в медицине, как фетальная терапия, которая ставит перед собой задачу разраб

Старость как социально-этическая ценность
Уже в первые века нашей эры специфика нового отношения к человеческой старости, принесенного христианством в европейскую культуру, заключалась в поддержании высокого ценностного статуса старости в

Природа человека и мера долголетия
Пятая заповедь библейского Декалога имеет принципиальное значение для определения возможностей человеческого долголетия. Из всего Декалога она единственная содержит в себе причинно-следственную зав

Смертность человека и вечность бытия
Для старых людей весьма распространенным является состояние переживания страха смерти. В христианской антропологии переживание страха смерти естественно и связано с тем, что «сии страсти (боязнь и

Отношение к старикам в императиве любви и критерий профессионализма
В основе профессиональной врачебной этики лежит принцип доброжелательности, милосердия по отношению к пожилым людям и старикам. Данная идеальная норма отношения человека к человеку, изначально орие

МЕДИЦИНА – ФАКТОР РИСКА
«Комитет по вопросам этики в области охраны здоровья граждан» получил права гражданства в России в июле 1993 года, когда ВС РФ принял закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР» ДЛЯ СТРАЖДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Однажды Андрей Вознесенский назвал Мартина Хайдеггера «последним коренным зубом европейской мудрости». Именно Хайдеггер в середине XX века заявил о безрелигиозности как главном признаке современной

ОСВОБОДИВШИЕСЯ ПАЦИЕНТЫ
В первую неделю Великого поста в некоторых церквах совершается чин Торжества Православия, который предполагает провозглашение главных догматов Православия, молитвы об обращении заблуждающихся и сох

ПОЧЕМУ НЕ СМЕРТЕЛЬНОЙ ОКАЗАЛАСЬ БОЛЕЗНЬ ЛАЗАРЯ?
Среди Божиих угодников Лазарь занимает особое место. Каждому верующему человеку известно его чудесное воскрешение из мертвых, явившее славу Божию. Русский народ увековечил в своем языке имя Лазаря,

X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
Х.1. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (

XI. Здоровье личности и народа
  XI.1. Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовно

ЗАЯВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНО ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
1 Заявление «О современных тенденциях легализации эвтаназии в России» Возникновение проблемы эвтаназии в нашем обществе непосредственно связано с «мировоззренческим п

Проект «Присяги врача» Церковно-общественного совета по биомедицинской этике
Вступая в медицинское сообщество и приступая к врачебной деятельности, перед лицом своих учителей и товарищей по науке и искусству врачевания ТОРЖЕСТВЕННО ОБЯЗУЮСЬ: – посвятить св

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги