рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СМЕРТЬ В РОДАХ ИЛИ РОЖДЕНИЕ СМЕРТИ?

СМЕРТЬ В РОДАХ ИЛИ РОЖДЕНИЕ СМЕРТИ? - раздел Медицина, Антропология болезни Кому Из Православных Христиан Не Знакомы Слова Из Просительной Ектений О «Хри...

Кому из православных христиан не знакомы слова из просительной ектений о «христианской кончине» жизни нашей, «безболезненной, непостыдной, мирной»? Они свидетельствуют о том, что умирание человека может происходить по-разному: в агонии и страшных мучениях или мирно, безболезненно, непостыдно. Можно умереть молодым, неожиданно и внезапно, попав в случайную аварию, а можно – тяжело и долго болея, ожидать свою смерть, исповедавшись и причастившись. Можно погибнуть, спасая жизнь другого человека, а можно погибнуть от сердечной недостаточности, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Виды смерти разнообразны...

К какому из них относится смерть матери в родах? Как поступать, когда заранее известно, что наступившая беременность угрожает жизни самой матери?

Сегодня в нашем обществе пока нельзя найти однозначного ответа на этот вопрос. Эта неоднозначность имеет свои причины, свою историю и логику. В этой логике присутствуют две противоположных позиции. В движении от одной из них к другой и заключена история формирования правильного ответа на волнующий нас вопрос.

Первая позиция была выражена еще в V веке до Р.Х. в клятве Гиппократа. Среди многочисленных врачебных манипуляций Гиппократ специально выделяет плодоизгнание и обещает: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария». Это суждение врача тем более важно, что оно идет вразрез с мнением многих великих моралистов и законодателей Древней Греции. Например, Аристотель считал аборт принципиально допустимым и даже практически целесообразным. Гиппократ же четко и однозначно выражает позицию врачебного сословия об этической недопустимости участия врача в производстве искусственного выкидыша.

Противоположная позиция наиболее отчетливо выражается в принципе иудейского врача и богослова Маймонида: «Не следует щадить нападающего». «Нападающий» – это находящийся во чреве ребенок, развитие которого угрожает жизни матери. Доктор Маймонид почти буквально переносит известную максиму ветхозаветной морали – око за око, зуб за зуб (Лев 24, 20) на взаимоотношение между ребенком и матерью, которая не должна щадить своего ребенка, защищая свою жизнь. Уже с XIII века это правило начинает трактоваться как разрешение на убийство ребенка в материнской утробе, которое совершается врачом для спасения жизни матери. Сегодня такая манипуляция определяется термином «аборт по медицинским показаниям» или «терапевтический аборт». Терапевтический аборт – это уничтожение ребенка в случае возникновения конфликта между жизнью матери и плода, это аборт, во время которого уничтожается ребенок для того, чтобы сохранить жизнь матери. Признание терапевтического аборта – это разрыв не только с нравственной позицией Гиппократа, но и вызов христианской моральной традиции.

В России авторитетные христианские этические традиции медицинского сообщества начинают подвергаться критике только в начале XX века. На страницах русских медицинских журналов и газет весьма интенсивно разворачивается обсуждение этико-медицинских проблем искусственного аборта. Так, в 1911 году доктор Т.Шабад практически одним из первых ставит вопрос о «праве матери распоряжаться функцией своего тела», особенно в случае угрозы ее жизни. Фактически Шабад стоит у истоков либерального подхода к искусственному аборту, пытаясь найти аргументы против господствующей моральной традиции в заветах доктора Маймонида[92].

После 1917 года в России дискуссии о терапевтическом аборте полностью прекратились по причине полной легализации производства абортов на основании провозглашения официальной идеологией «права матери распоряжаться функцией своего тела» и абсолютной доступности операции по искусственному прерыванию беременности не только по медицинским показаниям, но и просто по желанию женщины. С этого времени аборт оценивается как социально значимое завоевание пролетариата. К сожалению, сегодня такая оценка, превратившая Россию в страну массового детоубийства, все еще владеет умами людей. Изменить ситуацию не только в обществе, но и на уровне сознания каждого человека поможет понимание, принятие и признание как минимум следующего.

1) Терапевтический аборт является формой осознанного умерщвления ребенка. Согласно 2-му и 8-му Правилам православной веры святителя Василия Великого, «умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению, как за убийство». В комментариях на Правила епископ Никодим специально подчеркивает отличие православного и ветхозаветного отношения к человеческой жизни, начало которой в ветхозаветной традиции связано лишь с возникновением черт человекоподобия у плода, в то время как православная антропология связывает начало человеческой жизни с самим моментом зачатия, о чем свидетельствуют прославляемые Православной Церковью благовещение Архангела Гавриила, зачатие святой праведной Анной Пресвятой Богородицы и зачатие Иоанна Предтечи.

2) Осознанное убийство своего ребенка матерью ради спасения своей жизни – действо, противоположное законам человеческих отношений. Плодоизгнание – «нечто хуже убийства», утверждает святитель Иоанн Златоуст[93]. Что же может быть хуже убийства? Хуже убийства – нарушение «первой и наибольшей заповеди» – заповеди любви, любви матери к своему ребенку.

3) В результате развития современной медицинской науки, успешно преодолевающей сегодня ранее трудноизлечимые заболевания, случаи, в которых действительно существует необходимость прерывания беременности по медицинским показаниям, встречаются крайне редко. Нравственная неспособность признать недопустимость терапевтического аборта не остается без последствий. Как известно, зло порождает зло. Признав терапевтический аборт, нет оснований не признать и евгенический аборт, производимый с целью не допустить рождения неполноценных или больных детей. Сегодня в связи с мощным развитием пренатальной диагностики производство евгенических абортов набирает силу.

4) Социально значимый статус солдата и христианское почитание воинства определяется его осознанной готовностью положить жизнь свою за детей страны, женщин, стариков: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15, 13). Оправдание осознанного отказа от жертвенного отношения к своему ребенку со стороны матери – вопиющее по своей антихристианской сущности действие. Протоиерей Димитрий Смирнов в книге «Спаси и сохрани» сравнивает его с каннибализмом, ведь продлить себе жизнь ценой убийства собственного ребенка равносильно тому, чтобы матери съесть своего младенца, чтобы сохранить свою жизнь за счет своего дитя. Нельзя не напомнить в заключении и древний принцип, который непосредственно относится к терапевтическому аборту: «Non sunt facienda mala ut veniant bona» (нельзя творить зло, из которого бы выходило добро). Избегая естественной смерти в родах путем убийства ребенка, современное общество порождает самый страшный род смерти – вечную духовную смерть.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология болезни

На сайте allrefs.net читайте: "Антропология болезни"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СМЕРТЬ В РОДАХ ИЛИ РОЖДЕНИЕ СМЕРТИ?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антропология болезни
  М.: Изд-во Сретенского монастыря     Оглавление   ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................

АНТРОПОЛОГИЯ БОЛЕЗНИ
Понятие «антропология болезни» не встретить среди слов многотысячного словаря медицинской науки. Скорее его можно рассматривать как богословский термин, который указывает на значение понимания устр

Земное единожительство» души и тела
Содержание понятий «тело, дух как состояние души» и их связь – предмет многовекового внимания и многотомных трудов святоотеческого наследия. В контексте антропологии болезни важно и философское пол

Разнообразие форм «единожительства» души и тела
Проецируя строку Ювеналия на реальность человеческого существования, можно выделить четыре основных варианта взаимосвязи души и тела в человеке. К первому варианту, безусловно, можно отнести христи

О СУЩНОСТИ И СМЫСЛЕ БОЛЕЗНИ
Попытки постижения сущности болезней человека и их преодоления – постоянная задача не только медицины, но и христианского богословия. Тем не менее общность задачи[19] не предполагает одинаковых под

Болезнь как проявление природы падшего человечества и искупительная жертва
Пришествие Спасителя, Его слово и дело обнаруживают сущность болезни человеческого рода как «проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества». Наша несовершенность, смертность – след

Болезнь как испытание в верности
Болезнь как испытание в верности настигает, как правило, верных. Ничто так не изумляет людей, как болезнь благочестивых и праведных. Действительно, если самое распространенное представление о причи

Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни
По сути из всех перечисленных библейских смыслов болезни самым значимым в христианстве является смысл болезни как призыв к покаянию как средству исполнить человеческое предназначение к вечному блаж

НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ БОЛЕЗНИ
Материальная ценность явлений окружающего нас вещественно-предметного мира всегда связана с их ценой, которая формируется отношениями спроса и предложения. Нравственная ценность – феномен, не завис

ЛЮБОВЬ КАК ЛЕКАРСТВО, ИЛИ НУЖНО ЛИ ЛЮБИТЬ ПАЦИЕНТА?
Уже двадцать веков моральные ценности любви и сострадания к больному человеку пользуются абсолютным признанием в европейской культуре и профессиональной врачебной этике. Даже создатель химической м

СЛОВО К СТУДЕНТАМ-МЕДИКАМ
В 70-е годы XX века студенческая молодежь зачитывалась романом «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского. Вам желаю его прочитать. В романе речь шла об археологах как «бесполезных» для общества

СПОСОБНА ЛИ РОССИЯ ВОСПРИНЯТЬ БИОЭТИКУ?
Основной вопрос традиционной врачебной этики – это вопрос о взаимоотношениях врача и пациента. Первичным в этом отношении всегда был авторитет врача. Как говорят медики, при расхождении мнения боль

О ПРОБЛЕМЕ «ПРИОРИТЕТОВ ИНТЕРЕСОВ» В МЕДИЦИНЕ
В 2003 году в России отмечали 10-летие принятия новой Конституции РФ. Революционное значение Конституции для медицинского сообщества заключается, в частности, в том, что в статье 15 пункте 4 утверж

ИДЕЯ ЖЕРТВЫ В ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ
В культуре не так много идей, которые обладают сквозной, то есть многовековой и не убывающей, «работоспособностью». К таким идеям относится идея жертвы. Во всех религиях – древних и новых, племенны

О ПРОТИВОРЕЧИИ МЕЖДУ ЭТИКОЙ И ПРАВОМ В ТРАНСПЛАНТАЦИИ
До недавнего времени в нашем обществе доминировало преобладание интересов государства и науки над правами, свободами и интересами отдельно взятой личности. Сегодня ситуация меняется. Примером призн

ПОСЛЕДНЕЕ ПРАВО ПОСЛЕДНЕЙ БОЛЕЗНИ
Обязанность «лжесвидетельства» по отношению к неизлечимым и умирающим больным было деонтологической («деонтологический» – от греч. deon – долг, logos – слово, учение) нормой советской медицины. Пра

ТРУП С БЬЮЩИМСЯ СЕРДЦЕМ
Многие эксперты считают 1960-70-е годы революционными для медицины. Это связано, в частности, с формированием такого ее направления, как реаниматология. Критерии человеческой смерти – прекращение д

КЛОНИРОВАНИЕ: ЧЕЛОВЕК КАК ПОДОБИЕ ЧЕЛОВЕКА
В конце XIX века Фридрих Ницше впервые поставил проблему «человекобожия». Устами Заратустры он предложил свою версию ее решения в учении о «сверхчеловеке». Практически одновременно Федор Достоевски

О ФЕНОМЕНЕ «ГОЛОГО КОРОЛЯ» В МЕДИЦИНЕ
Многим с детства помнится сказка о голом короле, неприглядный вид которого создавала и поддерживала его свита. Нечто аналогичное происходит сегодня с некоторыми этическими комитетами в медицине. На

Этические вопросы пренатальной диагностики
Отвечают на вопрос и раскрывают высказанную позицию МФАГ ряд документов. В заявлении «Этические вопросы пренатальной диагностики болезней оплодотворенного яйца» (лат. natalis – относящийся к

Права» на сексуальные и репродуктивные права
Понятие «сексуальное и репродуктивное здоровье» является базовым в документе Международной федерации акушеров-гинекологов «Этические аспекты сексуальных и репродуктивных прав» (1997)[73]. И именно

Этические аспекты искусственного аборта
Анализ документа «Этические аспекты искусственного аборта по немедицинским показаниям» (Каир, 1998) приводит к выводу, что сама позиция МФАГ становится фактором, влияющим на рост числа абортов в ми

Об «этических» принципах продажи половых клеток и эмбрионов
Красной нитью в сборнике этических документов проходит информация о рыночных отношениях в сфере человеческого воспроизводства. Весьма характерен в этом отношении документ Комитета по этике «Этическ

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ХУЖЕ УБИЙСТВА?
«Доступный плод с древа смерти»: позволим себе словесную вольность и назовем так одну из современных медицинских технологий – искусственное прерывание беременности. Прогресс – удивительная вещь. Ес

ДВЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
Европейская история пережила две сексуальные революции – два довольно долгих периода переоценки сексуальности человека и сексуальных отношений. Первый относится к эпохе распада Римской империи и фо

КТО И ПОЧЕМУ ОЗАБОЧЕН ПОЛОВЫМ «ПРОСВЕЩЕНИЕМ» ШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ?
В конце 90-х годов XX века в российские общеобразовательные школы начали активно внедрять «половое просвещение». «Половое просвещение» «темной» российской молодежи – цель широкомасштабного проекта

БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ
Святитель Тихон Задонский сравнивал сердце человеческое с источником чистой воды. В своем естественном состоянии он чист и прозрачен. Когда же, по словам святителя, инородное тело «во дно его ударя

САТУРН, ПОЖИРАЮЩИЙ СВОИХ ДЕТЕЙ
В начальный период эпохи гласности российская общественность уже была проинформирована о существовании такого направления в медицине, как фетальная терапия, которая ставит перед собой задачу разраб

Старость как социально-этическая ценность
Уже в первые века нашей эры специфика нового отношения к человеческой старости, принесенного христианством в европейскую культуру, заключалась в поддержании высокого ценностного статуса старости в

Природа человека и мера долголетия
Пятая заповедь библейского Декалога имеет принципиальное значение для определения возможностей человеческого долголетия. Из всего Декалога она единственная содержит в себе причинно-следственную зав

Смертность человека и вечность бытия
Для старых людей весьма распространенным является состояние переживания страха смерти. В христианской антропологии переживание страха смерти естественно и связано с тем, что «сии страсти (боязнь и

Отношение к старикам в императиве любви и критерий профессионализма
В основе профессиональной врачебной этики лежит принцип доброжелательности, милосердия по отношению к пожилым людям и старикам. Данная идеальная норма отношения человека к человеку, изначально орие

МЕДИЦИНА – ФАКТОР РИСКА
«Комитет по вопросам этики в области охраны здоровья граждан» получил права гражданства в России в июле 1993 года, когда ВС РФ принял закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР» ДЛЯ СТРАЖДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Однажды Андрей Вознесенский назвал Мартина Хайдеггера «последним коренным зубом европейской мудрости». Именно Хайдеггер в середине XX века заявил о безрелигиозности как главном признаке современной

ОСВОБОДИВШИЕСЯ ПАЦИЕНТЫ
В первую неделю Великого поста в некоторых церквах совершается чин Торжества Православия, который предполагает провозглашение главных догматов Православия, молитвы об обращении заблуждающихся и сох

ПОЧЕМУ НЕ СМЕРТЕЛЬНОЙ ОКАЗАЛАСЬ БОЛЕЗНЬ ЛАЗАРЯ?
Среди Божиих угодников Лазарь занимает особое место. Каждому верующему человеку известно его чудесное воскрешение из мертвых, явившее славу Божию. Русский народ увековечил в своем языке имя Лазаря,

X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
Х.1. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (

XI. Здоровье личности и народа
  XI.1. Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовно

ЗАЯВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНО ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
1 Заявление «О современных тенденциях легализации эвтаназии в России» Возникновение проблемы эвтаназии в нашем обществе непосредственно связано с «мировоззренческим п

Проект «Присяги врача» Церковно-общественного совета по биомедицинской этике
Вступая в медицинское сообщество и приступая к врачебной деятельности, перед лицом своих учителей и товарищей по науке и искусству врачевания ТОРЖЕСТВЕННО ОБЯЗУЮСЬ: – посвятить св

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги