рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КАБАЛА И БАРЩИНА

КАБАЛА И БАРЩИНА - раздел Военное дело, Наследие грозного. Реформа двора. Военная угроза. Гонения на бояр ...


Значительную часть населения в новгородском поместье составляли помещичьи «люди», обрабатывавшие барскую пашню и служившие при бар­ском дворе. Их связывали с феода­лами различные формы зависимости. Личные архивы новгородских поме­щиков XVI в. не сохранились до на­ших дней, но их следы можно обнару­жить в записных и кабальных книгах по Новгороду за 90-е годы XVI в. В связи с обязательной регистрацией «крепостей» на холопов и кабальных людей, проведенной властями в кон­це XVI в., новгородские помещики представили в съезжую избу все имев­шиеся в их распоряжении документы, удостоверявшие их право на «людей», включая духовные, деловые и холопьи грамоты, служилые кабалы. Помещи­ки, чьи предки водворились на новго­родских землях при Иване III, заре­гистрировали все свои «крепости», на­копившиеся в их личных архивах в течение века. Тщательное сопоставле­ние документов помещичьих архивов, отразившихся в поздних записных книгах, с последовательными описа­ниями земельных владений тех же по­мещиков в писцовых книгах позволя­ет реконструировать историю «двора» ряда новгородских феодалов с боль­шой степенью точности и полноты.

Дворяне Новокрещеновы владели новгородским поместьем с конца XV до начала XVII в. Ранние документы из их «архива» восходят к 70—80-м годам XV в., поздние — к 90-м годам XVI в. Сохранились описания их по­местий в писцовых и «отдельных» книгах. Все это позволяет проследить состав помещичьего «двора» на про­тяжении века. В 1472—1473 гг. Фе­дор Новокрещенов составил духовную грамоту, на основании которой его наследники поделили дворню: «По приказу и по духовной мужа своего,



Глава 9. Кабала и барщина


Федора Новокшенаго, Огрофена Фе­дорова, жена Новокшенова, да Федо­ровы дети Новокшенова по приказу отца своего, Федора, Олексей, да Иван, да Яков, да Григорий, да Бо­рис поделили со своей матерью, с Огрофеною, людьми отца своего Фе­доровыми холопи и робами». Старший сын Федора, Иван Новокрещенов, по­лучил поместье в Водской пятине и в 80—90-х годах XV в. осел на зем­ле: выстроил себе «большой двор» в сельце Холуи и завел барскую паш­ню — около 48 десятин в трех полях. Старая дворня — несколько унасле­дованных от отца холопов и «роб» — не удовлетворяла помещика, и он на­брал себе новую. В 1501 г. ему про­дался Д. Якушев: «...а взял на собе у него 2 рубля, а за те деньги дался в селцо Холуи на ключ, а по ключу в холопи». На протяжении трех де­сятилетий помещик сделал следую­щие приобретения: за 3 руб. ку­пил «в полницу» Ф. Савелова, за 5 руб.— И. Андреева с женой, за 2 руб.— К. Бугарова, за 2 руб.— И. Савелова, за 2½ руб.— «робу» Арину с дочерью, за 3 руб.— А. Ма­нуйлова, за 1½ руб.— «робу» Мавру, за 1 руб.— двух детей новгородца, Федотку и Обросимка, за 3 руб.— К. Лутьянова, за 2 руб.— второго ключника и, наконец, за 2 руб.— Б. Васюкова 1. На протяжении 1488—1511 гг. помещик истратил на покупку холопов 16,5 новгородских рублей.

Сын и наследник помещика, А. И. Новокрещенов, продолжил де­ло отца. В 1554 г. он купил «в полни­цу» двух братьев, дав за них 3 руб., в 1567 г. приобрел себе в сельцо Холуи нового ключника Давидко, который «по докладной в холопи...


продался и 2 рубли на себе денег взял» 2.

Сын Афанасия Воин Новокреще­нов не получил от отца сельцо Холуи и вынужден был самостоятельно устраивать свою судьбу. После раз­рухи 70-х годов помещичья семья растеряла почти всю старую дворню. По старинным полным грамотам, у В. А. Новокрещенова жило всего че­тыре человека: один холоп и три «жонки-робы». Новая дворня, набран­ная помещиком в 80—90-х годах, со­стояла исключительно из кабальных людей. Вот перечень приобретений В. Новокрещенова: в 1585 г.— 1 ка­бальный (7 руб.); в 1588 г.— 1 ка­бальный с женой (?); в 1589г.— 1 ка­бальный с сыном (5 руб.), 1 кабаль­ный (5 руб.), 1 кабальный с женой (5 руб.); в 1591 г.— 1 кабальный с женой (5 руб.), 1 кабальный (5 руб.); в 1593 г.— 1 кабальный с детьми (15 руб.), 1 кабальный с женой (6 руб.), 1 кабальный с женой (7 руб.), 1 кабальный с женой (6 руб.), 1 кабальный с семьей (8 руб.), 1 кабальный (5 руб.)3.

В течение восьми лет В. Новокре­щенов затратил на кабальных номи­нально более 79 руб., т. е. сумму весь­ма значительную по тем временам. Приобретение «людей» было обу­словлено потребностями как хозяйст­ва, так и службы.

Анализ своего рода «каталогов» феодальных документов обнаружива­ет любопытный факт: помещичьи ар­хивы сравнительно хорошо сохранили холопьи грамоты конца XV — 30-х го­дов XVI в. Казалось бы, по мере приближения к концу XVI в., т. е. ко времени составления записных книг, число «полных» грамот должно возрасти. На самом деле помещичьи


Глава 9. Кабала и барщина


архивы сохранили лишь единичные экземпляры «полных» грамот, отно­сящихся к середине XVI в., а от бо­лее позднего времени их вовсе нет. Обратная картина наблюдается в от­ношении кабал. Среди помещичьих «людей» кабальные встречались уже в начале XVI в. Но в записные кни­ги попали единичные кабалы, состав­ленные ранее 50-х годов XVI в. В кни­гах имеется значительное число ка­бальных грамот, датированных 60-ми годами, в последующее десятилетие их количество продолжает увеличи­ваться. Эти наблюдения свидетельст­вуют, что в новгородском поместье второй половины XVI в. кабала ин­тенсивно вытесняла холопские формы зависимости 4.

Полное холопство существовало со времен Киевской Руси. На протяже­нии шести веков оно составляло глав­ный ствол рабства. Поэтому замена полного холопства кабалой стала крупным явлением экономической ис­тории XVI в. Причиной падения пол­ного холопства, вероятно, была его малая экономическая эффективность. Этот факт получил отражение в рус­ской публицистике уже в середине XVI в. С осуждением «рабства», и прежде всего полного холопства, вы­ступали И. С. Пересветов, Сильвестр, рязанский епископ Касьян и некото­рые другие писатели5. Замена полно­го холопства кабалой была ускорена такими факторами, как широкое раз­витие ростовщичества и кризис 70— 80-х годов XVI в. «Великое разоре­ние» подвергло подлинному экзамену эффективность различных форм тру­да. Тот факт, что исходный рубеж кризиса по времени совпадает с на­чалом быстрого роста служилой ка­балы, по-видимому, не случаен. Эко-


Крестьянская курная изба (1615—1616 гг.) А. Гетерис. ГПБ

номическая катастрофа расчистила почву для кабалы, а позже и для крестьянской барщины.

На первых порах по сравнению с полным холопством кабальная служ­ба представляла несколько смягчен­ную форму эксплуатации. Кабальный сознавал свою зависимость как вре­менную: уплата долга могла вернуть ему свободу. Однако по мере разви­тия кабальных форм зависимости и их превращения в постоянный эконо­мический институт участились случаи передачи кабальных людей по наслед­ству, их перепродажи и т. п. Помещи­ки эксплуатировали кабальных в тех же экономических условиях, что и пол­ных холопов, что неизбежно вело к нивелировке этих двух основных ка­тегорий помещичьих «людей».

Исследование категории поме­щичьих «людей» по новгородским писцовым книгам привело автора к выводу о том, что наибольшее рас­пространение получили два типа взаи­моотношений помещиков и их «лю­дей» независимо от различий юриди­ческой формы (старинные, полные, приданые холопы, кабальные люди и пр.). Олицетворением первого типа



Глава 9. Кабала и барщина


был слуга на «служнем» наделе, оли­цетворением второго — страдник на барской запашке.

Во второй половине XVI в. основ­ную массу кабального люда помещи­ки эксплуатировали на барской паш­не. Кабальных «деловых» людей чаще всего держали в людских избах на месячине в непосредственной близо­сти от господского поля, в «усадище». Значительно реже «деловых» людей сажали в отдельные дворы на пашен­ный надел. Трудовая прослойка ка­бального люда постоянно пополнялась за счет разоренных крестьян, посад­ских людей и т. д. Кроме того, суще­ствовал привилегированный слой ка­бальных людей, которые несли служ­бу в боярских свитах и помещичьих дворах в качестве боевых слуг. В со­ответствии с Уложением о службе дворяне с поместьем свыше 100 чет­вертей должны были выступать в по­ход «конно, людно и оружно». Как правило, бояре выступали в поход в сопровождении многих десятков та­ких слуг. В поместье военные слуги пользовались особым положением: им нередко выделяли отдельные дворы и «служнюю» пашню, которую они, по точному выражению писцовых книг, пахали «на себя». Этот слой кабаль­ных людей нередко пополнялся за счет оскудевших служилых людей, покинувших свои запустевшие по­местья и государеву службу.

Кабальная служба просуществова­ла как массовое явление по крайней мере 20—30 лет, прежде чем приказ­ной аппарат приступил к разработке правовой основы нового института. Значительное влияние на законода­тельство о кабальных холопах оказа­ли социальные движения 80—90-х го­дов, непосредственное участие в кото-


рых принимали кабальные и прочие холопы. В мае 1586 г. в Москве про­изошли крупные волнения, а спустя один-два месяца власти спешно обна­родовали первое развернутое законо­дательное постановление о кабальных людях. Уложение 1586 г. ввело про­цедуру неукоснительной регистрации сделок на кабальных людей. Приказ Холопного суда в Москве и про­винциальная администрация должны были впредь записывать кабальные сделки в особые книги с обязатель­ным представлением копий в москов­ский Казенный приказ 6. Эта мера но­сила двойственный характер. Регист­рация кабальных сделок, с одной сто­роны, укрепляла владельческие права феодала на кабальных людей, а с Дру­гой — вводила некоторые гарантии против злоупотреблений, угрожавших закабаляемым людям. Обязательным условием кабальной сделки стало при­сутствие лица, взявшего на себя ка­балу. Если выяснялось, что кабала взята принудительно, сделка объяв­лялась недействительной. Уложение 1586 г. получило непосредственное от­ражение в документации Разрядного приказа. В Разрядных книгах появи­лась запись о том, что с 1 июля 1586 г. «начели кабалы имат на служивые люди и в книги записыват» 7. Разряд­ная запись не оставляет сомнения в том, какую прослойку имели в виду правительственные распоряжения, от­данные на другой день после волне­ний. Власти старались успокоить ос­кудевшую служилую мелкоту, легко попадавшую в сети кабальной неволи. Правительству удалось справить­ся с городскими движениями, но вы­ступления низов не прекратились. В 1595—1596 гг. власти впервые на­правили в провинцию войска для по-



Глава 9. Кабала и барщина


давления движения «разбоев». Год спустя правительство опубликовало развернутое Уложение о холопах. Ско­рее всего новое законодательство санк­ционировало сложившуюся практику. По служилой кабале должник отраба­тывал во дворе господина не долг, а лишь проценты на сумму долга. По­этому он не располагал реальной воз­можностью освободиться от кабаль­ной зависимости путем выплаты дол­га. Уложение 1597 г. устранило фор­мальную возможность освобождения кабального путем выплаты долга, обя­зав его «служить» владельцу кабалы до смерти последнего. Эта санкция воплотила в себе крепостнический дух законодательства конца XVI в. Она сблизила кабальную форму зависи­мости с холопской.

Но кабальный все же не был хо­лопом в полном смысле слова. Его связывала с господином личная зави­симость, которая прекращалась со смертью господина. В силу Уложения 1597 г. держатель кабалы не мог пе­редать кабального своим наследникам вместе с прочим имуществом. Его власть не распространялась также и на детей кабального. И в этом случае власти лишь санкционировали прак­тику освобождения холопов по смер­ти господина, сложившуюся в XIV— начале XVI в.8 Эта практика уско­рила падение полного холопства, но не предотвратила стремительного раз­вития служилой кабалы. Очевидно, сам по себе обычай роспуска дворни не имел решающего значения перед лицом более важных экономических факторов. Если помещики к концу XVI в. решительно отказались от эксплуатации на пашне труда холо­пов-страдников и заменили их «дело­выми» кабальными людьми, то отсю-


да с неизбежностью следует, что та­кая замена обеспечивала им опреде­ленные экономические выгоды. Те же причины определили обращение поме­щиков к эксплуатации барщинного труда крестьян 9.

Анализ новгородских писцовых книг показывает, что лишь в самых ранних описях московские писцы от­мечали барщинные повинности кре­стьян на барских сенокосах и очень редко — на барской пашне. Во второй половине XVI в. программа описания была значительно упрощена, и писцы перестали фиксировать какие бы то ни было данные о барщине10. В ре­зультате в писцовых книгах образо­вался пробел, восполнить который по­могает многочисленная родственная документация, а именно поместные «отдельные», ввозные, послушные грамоты, постановления Судебников и т. п.

Правовое положение крестьян к концу XV—XVI в. наиболее под­робно определялось Судебником 1497 г. (ст. 57) и Судебником 1550 г. (ст. 88). И.И.Смирнов назвал статью 88 Судебника 1550 г. «комментиро­ванной» статьей первого Судебника. Дополнения и поправки, внесенные в Судебник 1550 г., имели, по его мне­нию, характер комментариев к «кре­стьянской» статье Судебника 1497 г. «Что касается вопроса о крестьянах,— пишет И. И. Смирнов,— то следует констатировать, что Судебник 1550 г. занимает здесь консервативную пози­цию... При всей исключительной важ­ности этой статьи, по существу, она не дает почти ничего нового по срав­нению со ст. 57 Судебника 1497 г.» 11. С таким мнением трудно согласить­ся, поскольку в ст. 88 есть новелла, в которой впервые регламентирова-



Глава 9. Кабала и барщина


лась крестьянская барщинная повин­ность в связи с детализацией норм выхода крестьян в Юрьев день. При­ведем целиком эту имеющую принци­пиальное значение новеллу ст. 88 Су­дебника 1550 г.: «А останется у ко­торого крестьянина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хле­ба или с стоячего даст боран да два алтына. А по кои места была его рожь в земли, и он подать цареву и вели­кого князя платит со ржи; а боярско­го ему дела, за кем жил, не делати» 12. Освобождение от барщинных повин­ностей в пользу старого землевла­дельца было связано с тем, что кре­стьянин должен был делать «бояр­ское дело» на нового господина, на земли которого он перешел.

Факт появления в общерусском законодательстве указания на барщи­ну, или «боярское дело», нельзя счи­тать случайным. Очевидно, это симп­том экономических перемен, связан­ных с развитием отработочных форм ренты в середине XVI в. Судные дела 60-х годов XVI в., составленные в Новгороде на основании норм Судеб­ника 1550 г., подтверждают этот вы­вод.

Помещик Плещеев в 1555 г. по­жаловался в суд на помещика Русина Головачева: «Продал-деи ему тот Ру­син... с трех обеж доход хлебной и денежной и дело на 8 лет, а взяли-деи у него 30 рублив московских денег наперед, да того-деи ему доходу и дела с трех обеж не дадут, а денег ему 30 рублив не отдадут же». Итак, вместе с оброками Плещеев купил у Головачева право на использование отработок крестьян. В том же году помещики Бровцын и Воронин били челом на помещика Зезевитова, об­винив его в свозе крестьян не «по сро-


ку», без «отказу» и беспошлинно. Судьи распорядились вернуть кресть­ян и велели им «за Иваном Бровцы­ным да за Ворониным жити по на­шему Уложению по Судебнику до сроку, и на помещика дела делати и доход давати» 13. Приведенные приме­ры показывают, что «дело» (барщи­на) становится реальной повинностью новгородских крестьян в середине XVI в.

Очень важно установить как мож­но точнее содержание термина «дело». Поскольку он употреблен в Судебни­ке и судных делах 50-х годов XVI в. применительно к крестьянам, то, сле­довательно, этим понятием обознача­лись в первую очередь земледельче­ские работы — косьба, пахота, молоть­ба и пр. Существовало выражение «делать землю». С 70-х годов XVI в. новгородские помещики повсеместно стали взимать особую плату «за де­ло» («за пашню», «за страду»). Оче­видно, они могли ввести новый побор, неизвестный ранее, лишь после того, как барщина на пашне («дело», «стра­да», «пашня») получила более или менее широкое распространение. Сре­ди поместной документации, допол­няющей писцовые книги, исключи­тельное значение имеют так называе­мые отдельные и послушные грамоты, определявшие взаимоотношения по­мещика с крестьянским населением поместья. Уже самые ранние «отдель­ные» грамоты на поместье (начала XVI в.) утверждали право помещика как на заведение барской запашки, так и на увеличение оброка: «А что ис тех обеж Семен (помещик.— Р. С.) возмет себе или своим людем обеж на пашню... а что прибавит на кресть­ян своего доходу, и он в том во­лен...» 14 Эта формула получила даль-



– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Наследие грозного. Реформа двора. Военная угроза. Гонения на бояр

На сайте allrefs.net читайте: мысль. Москва мысль..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КАБАЛА И БАРЩИНА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Р.Г.СКРЫННИКОВ
РОССИЯ накануне «смутного времени»

ЗАКРЕПОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН

НАСЛЕДИЕ ГРОЗНОГО
Реформы и террор Грозного на многие годы определили характер по­лит

КРИЗИС ВЛАСТИ
Опекунский совет, назначенный Грозным, окончательно распался в связи с болезнью Н. Р. Юрьева и по­стрижением И. Ф. Мстиславского. Новая ситуация в Москве получила отражение в польских источник

ВОЕННАЯ УГРОЗА
Поражение в Ливонской войне на­долго подорвало внешнеполитические п

Сражение с татарами. С. Ремезов. БАН
Глава 4. Военная угроза

Великий Новгород. Софийская сторона. А. Олеарий. ГПБ
1587 г., привезло проект избрания Федора на престол Речи Посполитой и «соединения» государств. Русский проект унии прежде всего предусмат­ривал объединение военных сил Рос­сии и Речи Посполито

ГОНЕНИЯ НА БОЯР
Низложение митрополита Диони­сия и удаление из Боярской думы князей

Шапка Мономаха. XIII—XIV вв. Оружейная палата
При анализе социаль

ДЕЛО НАГИХ
Вскоре после смерти Грозного ца­рица Мария и ее сын Дмитрий вы­нуждены были покинуть Москву. По завещанию, составленному за много лет до смерти, Иван IV распорядил­ся выделить в удел вдове гор

Угличское следственное дело 1591 г., л. 26 об. ЦГАДА
В. К. Клейном, в значительной мере рассеивает подозрения насчет созна­тельной фальсификации следственных материалов в момент составления их беловой копии 10. Основной материал переп

Угличское следственное дело 1591 г., л. 14. ЦГАДА
у городской стены. Комиссия, рассле­довавшая дело по свежим следам, без труда разоблачила подложные улики. Городовой приказчик Углича Русин Раков показал, что он взял у посад­ских людей в Торг

Угличское следственное дело 1591 г. л. 28. ЦГАДА
приступа «объел руки Ондрееве, доч­ке Нагова, одва у него... отнели». Ан­дрей Нагой подтвердил это, сказав, что Дмитрий «ныне в великое говенье у дочери его руки переел», а прежде «руки едал»

ВНЕШНЕ­ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСПЕХИ
Русское правительство воздержи­валось от активных действий в При­ба

Ивангород. XVII в. А. Олеарий. ГПБ
в последний раз «съехатца (со шведа­ми.— Р. С.) и покачати их про Руго­див» (Нарву.— Р. С.), чтобы принять их условия, в случае если шведы от­кажутся сдать Нарву 8. По условиям пере

Сбор дани в Сибири. С. Ремезов. БАН 99
Глава 8. Внешнеполитические успехи востоке. За Уральским хребтом рус­ские утвердились не сразу. Ни Ерма­ку, ни посланным ему на помощь вое­водам не удалось закрепиться в с

Чтобы крестьяне «пашню их (помещиков.— Р. С.) пахали и оброк им платили».
Итак, полная формула послушной грамоты недвусмысленно говорит о том, что крестьянин был обязан па­хать помещичью пашню, где помещик «собе учинит» 15. Изменения в фор­муляре «послушных» г

Чтобы крестьяне «пашню его (помещика.— Р. С.) пахали, где собе учинит, и оброк пла­тили, чем вас (крестьян.— Р. С.) изобро­чит».
как холопский труд, так и «комбини­рованный труд» — холопов и барщин­ных крестьян. При оценке барщины не следует исходить из предположения, будто она могла развиваться преимущест­венно в р

ПРАВЯЩИЙ КРУГ
Оппозиция была разгромлена, удельное княжество в Угличе ликви­диров

Жил» 40 .
С падением А. Я. Щелкалова власть в государстве сосредоточилась в руках правителя Бориса Годунова. Смерть царевны Федосьи раско­лола правящий кружок, к которому помимо Годуновых и Щелкалов

Он сделал оговорку, из которой сле­дует, что две церковные рукописи на­зывали 1599 г. в качестве даты на­значения епископа Сильвестра в Ко­релу.
Летописная дата явно ошибоч­на: шведы вернули Корелу русским никак не ранее 1597 г. Следовательно, более достоверной надо признать вто­рую дату, названную П. М. Строе­вым. Теперь становится

Не учитывались переходы крестьян внутри волости и появление новопорядчиков, как правило не дати­рованные.
помещику пожилое. И только восемь крестьян выполнили все правила ст. 88 Судебника, т. е. вышли «по сроку» и «по отказу», с уплатой по­жилого. Все они перешли из дворцо­вой волости Симеона в во

УЛОЖЕНИЕ 1607 г.
«... при царе Иоанне Васильевиче... крестья­не выход имели вольный, а царь Федор Ио­аннович... выход крестьяном заказал...» 33 Перед нами две версии. Согласно п

ОБЫСК ПОМЕСТЬЯ ЮРИЯ НЕЛЕДИНСКОГО. 1571 г.
«Хто имены дети боярские ис того Юрьев­ского поместья из деревень крестьян за се­бя в свои поместные деревни вывез, и о кою пору, о сроци ли о Урьеви дни, с отказом ли или без отказу после

В лавке. А. Олеарий. ГПБ
Аналогичная ситуация сложилась в поместье Т. Г. Пестрикова. Полу­чив владение, помещик не досчитался трех крестьян, вывезенных прежним помещиком Кропоткиным в заповед­ном 7091 (1582—1583) г. Пестри

Нижний Новгород. А. Олеарий. ГПБ
прежде на выть приходились один, реже два-три двора, то теперь — от трех до восьми и более дворов57. Переход крестьян от владельца к владельцу на более мелкие тяглые наделы и сокращ

ПРИМЕЧАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ (с. 6—8) 1 Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI — XVII вв. СПб., 1910, с 184—186. 2 Смирнов П.

Там же, с. 94, 103, 118.
10 Скрынников Р. Г. Переписка Грозно­ го и Курбского. Л., 1973, с. 26 — 27. 11 Список опубликован в ААЭ, т. II. СПб., 1836, № 7, с. 16 —5

РИБ, т. XIII, стлб. 14—15.
63 Ничего не говорят об этом и такие осведомленные современники, как троицкий келарь Авраамий Палицын и автор «Нового летописца» (Сказание Авраамия Палицына, с. 103; ПСРЛ

ПКМГ, т. 1, отд. 2, с. 322, 345, 298- 300.
29 Сошлемся хотя бы на предписание дворцовому приказчику Юрьевского уезда от 24 февраля 1580 г.: «...а вперед бы есте из-за монастырской вотчины крестьян не во­ зили не п

ЦГАДА ЧОИДР
  — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук — Археографический ежегодник

XIV—XVI вв.
— Древняя Российская Вивлиофика — Ленинградское отделение Института истории АН СССР — Отдел рукописей — Памятни

Скрынников Р. Г.
С 45 Россия накануне «смутного времени».— М.: Мысль, 1981.— 205 с, ил., 12 л. ил. В пер.: 2 р. 70 к. Монография доктора исторических наук Р. Г. Скрынникова посвящена пере­ломному

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги