рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Специфика философского исследования общества.

Специфика философского исследования общества. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Конспект лекций В Истории Социальной Философии Сформировались Две Мировоззренческие Позиции, ...

В истории социальной философии сформировались две мировоззренческие позиции, два подхода к исследованию общественной жизни: философский идеализм и философский материализм. Эти направления сложились согласно различному пониманию основного вопроса философии:

1) идеалистическое направление – главную роль в общественной жизни играет духовное начало – сознание, чувства и т.д.; близки концепции религиозного мировоззрения;

2) материалистическое направление – признание очевидного факта, что люди, для того чтобы жить, должны трудиться, развивать материальное производство. Но это позиция научного философского материализма, или иначе диалектического материализма, созданного лишь в середине ХIХ в.

Материалистическое понимание основного вопроса философии не ведет автоматически к материалистическому пониманию общества, которое исходит из определяющей роли общественного бытия. Поэтому в социологии есть две разновидности идеализма: открытый, связанный с идеалистической позицией в философии (Гегель), и идеализм, связанный с признанием общественных идей определяющей силой исторического процесса (Фейербах, французские материалисты XVIII века Гельвеций, Гольбах и др.). Особенностью взглядов мыслителей на общественную жизнь являлось повсеместное господство идеализма, в том числе и во взглядах материалистов.

Немалую роль сыграл и метафизический метод исследований в домарксистской социологии. На эту особенность процесса познания в домарксистской социологии обратил внимание В. И. Ленин. Он писал, что «домарксовская социология и историография в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса».

Французский социалист-утопист Шарль Фурье (1772–1837) пытался создать социальную науку, исходя из закона всемирного тяготения И. Ньютона. Задачу своей жизни он видел в разработке социальной теории как части теории всемирного единства, основанной на принципе притяжения по страсти, всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда.

Такой подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основная ошибка заключается в абсолютизации того, что человек есть действительно природное существо. Но не следует при этом забывать, что основная сущность человека – общественная. Поэтому если следовать натуралистической концепции, то человек растворяется в природе, включается в цепь природных причин и следствий. Здесь свободной воле
не остается места, а концепция социальных событий неизбежно принимает фаталистическую окраску.

Отрицая свободу и принижая духовную сущность человека, метафизический материализм становится антигуманным, враждебным человеку.

Еще одним недостатком натуралистического подхода к обществу является то, что человек уподобляется социальному атому, а общество – механическому агрегату индивидов-атомов, замкнутых только на собственных интересах. Механицизм органически вытекает из натурализма и становится теоретическим обоснованием индивидуализма, анархизма и эгоизма. В результате человеческие связи приобретают природный характер. Общество признается, но в качестве цементирующего начала берутся идеи просветителей XVII–XVIII вв. или идеи Л. Фейербаха о всемирной любви. И хотя натуралисты постоянно говорят об индивиде, тем не менее у них нет понимания ни индивида, ни общества, ибо последнее в натуралистической философии и социологии характеризуется лишь как всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами. Но если человека с человеком связывают только природные узы, то каждый волен защищать свою природу вопреки существующим моральным принципам, ибо последние не вытекают из природы человека. Формируется образ активно действующего мещанина и собственника.

Теоретическое обоснование этой исключительно эгоистической жизненной позиции дал немецкий философ младогегельянец Макс Штирнер (1806–1856) в книге «Единственный и его собственность» (1844).

А внутреннюю пустоту, пожалуй, лучше всего раскрыл Ф.М. Достоевский в романах «Преступление и наказание» и «Бесы».

Идеалистическое толкование общества чересчур одухотворяет человека, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Такое понимание истории возникает как результат абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии. На практике это означает следовать просветительскому принципу «Мнения правят миром».

В идеализме функцию творящего начала, социального перводвигателя выполняет или мировой разум (объективный идеализм), или волевая активность субъекта (субъективный идеализм).

Но в этой концепции были и положительные моменты. Например, в кантианстве и русской религиозно-нравственной философии обосновывалась свобода субъекта, его творческая активность.

Есть и отрицательные последствия идеалистического понимания общества. Главные из них – отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса, формирование отчужденных, фетишистских форм сознания, которые начинают господствовать над людьми. Оно порождает социальную мифологию и обрекает людей на погоню за миражами. Тому примеров в истории было множество. В ХХ в. это концепция всеобщего благоденствия, проводимая геополитическая политика США под видом борьбы с мировым терроризмом. В нашей стране это построение развитого социализма, перестройка, устройство демократического общества и т. д.

Таким образом, и натурализм, растворяющий человека в природе, излишне заземляющий его, и идеализм, отрывающий человека от природы и превращающий духовное начало в нем в самодовлеющую сущность, приводят к одностороннему, ненаучному пониманию и сущности человека, и самого общества. Эта односторонность и ограниченность в понимании общественной жизни были преодолены в марксистской социальной философии. Создание материалистического понимания общественной жизни основоположниками марксистской философии уничтожило хаос и произвол, царившие во взглядах на общество, и позволило взглянуть на историю общества как на естественноисторический процесс, который подчиняется объективным законам.

В чем же сущность материалистического понимания общественной жизни? В отличие от идеалистического понимания, основой которого является «признание общественных идей определяющей силой исторического процесса», материалистическое понимание истории заключается в следующем. Основой всей общественной жизни является материальное производство. Прежде чем осмысливать, рассуждать, заниматься политикой, искусством, люди должны есть, пить, иметь жилище, одеваться, следовательно, надо быть, существовать, а чтобы обеспечивать свое существование, человек должен трудиться, производить средства к существованию, ибо без производства материальных благ жизнь общества невозможна. Сделав вывод об определяющей роли материального производства в общественной жизни, К. Маркс объясняет, почему из всего многообразия общественных отношений именно материальные, экономические отношения являются главными, образуют основу всех других общественных отношений.

Поскольку производственные отношения, в которые вступают люди в общественном производстве своей жизни, складываются объективно, независимо от сознания людей, поэтому они определяют все другие отношения. (Представьте, что остановилось производство хотя бы на несколько дней. Это невозможно! Потому что материальное производство основано на объективных материальных потребностях людей, удовлетворение которых с необходимостью порождает производственные отношения.) Иначе, человек должен трудиться, производить средства к существованию, ибо без производства материальных благ жизнь общества невозможна.

Именно поэтому К. Маркс, характеризуя всю совокупность многообразия общественных отношений (нравственных, производственных, семейных и т. д.), в качестве определяющих и важнейших выделил именно производственные.

Выявление экономических, производственных отношений как определяющих собою все остальные общественные отношения дало возможность обнаружить особого рода повторяемость и правильность в истории, обобщить историю разных стран и вывести понятие общественно-экономической формации как целостной социальной системы, развитие которой происходит по объективным законам.

Что такое общественно-экономическая формация? Это есть общество, находящееся на определенной конкретно-исторической ступени развития, с присущим ему способом производства, социальной структурой, политической организацией и общественным сознанием.

Учение К. Маркса об общественно-экономических формациях является исходным принципом материалистического понимания истории.

Следующий принцип материалистического понимания истории – это признание народных масс движущей силой общественного развития.

Марксизм показал, что история общества – это прежде всего история различных, сменяющих друг друга способов производства материальных благ. Решающую роль в процессе производства играют трудящиеся массы. Люди труда создают все необходимые для жизни материальные и духовные ценности, блага. В результате их деятельности на смену старым, отжившим способам производства приходят новые, которые стимулируют развитие производительных сил общества. Трудящиеся являются также решающей силой всех социально-политических преобразований. Следовательно, не выдающиеся личности, не герои, а трудящиеся являются подлинными творцами истории.

В рамках отечественной социальной философии в советский период господствовал так называемый формационный подход к исследованию общества. Он сформировался в классическом марксизме XIX в. и продолжал развивать основные идеи философского материализма. В этом подходе центральным является понятие общественно-экономической формации. Под ней понималось общество, взятое в единстве всех его сторон и существующее на основе конкретно-исторического способа производства. Формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая) рассматривались как ступени восходящего (прогрессирующего) развития человечества. Формационный подход выполнял в марксизме задачу прежде всего обоснования идеи коммунизма как якобы неизбежной и высшей стадии в истории человечества, некоего «царства свободы». Однако эта теоретическая позиция имела ряд существенных недостатков.

Формационный подход спрямлял и тем самым упрощал исторический процесс, сводя все его богатство лишь к простой схеме, подчеркивал особую роль экономического фактора в истории – труда, материального производства и техники. Но тем самым недооценивалось чисто человеческое (субъективное) начало в ней – психология людей, их религия, мораль. По сути дела, формационный подход был теорией обезличенной истории. А ведь по существу история и есть не что иное, как многообразная деятельность человека как живого существа.

Конечно же, формационный подход к пониманию сущности общества и его истории имел и ряд позитивных сторон. К числу их относятся идея системности общества, принципы историзма и конкретности, высокая оценка роли материального производства и другое. Однако в настоящее время он уже отвечает современным требованиям из-за схематизации исторического процесса и своего утопизма, недооценки новых факторов общественного развития. Поэтому в последние годы в отечественной социальной философии все более активно утверждается так называемый цивилизационный подход к пониманию общества в истории. Важнейшие идеи этой теоретической позиции состоят в следующем.

Для исследования общества и его истории в этом случае применяется прежде всего понятие «цивилизация». В социальной философии оно имеет несколько основных смысловых значений. Во-первых, цивилизация представляет собой некое духовно-материальное образование, сложившееся на базе отдельного народа или региона – индийская, европейская цивилизация и т. д. Во-вторых, под цивилизацией принято понимать ту ступень истории человечества, которая закономерно пришла на смену дикости и варварства человечества и стала естественным (гражданским) состоянием общества. И, в-третьих, цивилизация – это крупная эпоха в истории человечества, воплощающая степень развития человека как творца истории. Именно в этом значении мы чаще всего и будем употреблять данное понятие для исследования общества.

В отличие от понятия общественно-экономической формации понятие цивилизации символизирует степень развития всего общества, а не только лишь его экономической сферы. Соответственно оно показывает, насколько человек сумел в своем развитии выйти из чисто животного состояния. Понятие цивилизации применяется для человеческого измерения общественной жизни и исторического процесса. С его помощью общество рассматривается как мир, где человек самореализует себя в различных формах творчества, раскрывает свои сущностные силы. В связи с этим большое познавательное значение имеет понятие «деятельность». По сути своей истории – это не что иное, как деятельность человека в разнообразных формах ее проявления (материальное производство, политическое участие, художественное творчество и т. д.).

Теория цивилизации не противостоит, а дополняет имеющиеся в формационном учении положительные стороны. Однако она делает акцент не на социально-экономической, а на человеческой (антропологической) стороне исторического процесса. Без такого измерения истории невозможно объяснить и проследить появление в истории новаций (новизны), которые делают общественную жизнь более жизнеспособной в новых условиях. Потребности и интересы, цели и идеалы живых людей есть побудительные силы в их деятельности, реальные пружины исторического процесса. При цивилизационном подходе история предстает как органическое единство объективного и субъективного, стабильного и изменчивого. Исторический процесс раскрывается как взаимосвязь и переплетение общего (логика развития производительных сил) и особенного (своеобразие в развитии отдельных стран и регионов, народов и конкретных эпох).

Для того чтобы представить общую логику (последовательность) исторического процесса, необходимо выделить исторические типы цивилизаций. Назовем их и укажем на их важнейшие черты.

Собирательская цивилизация вбирает в себя весьма длительный период становления человека как существа разумного и деятельного. Она была основана преимущественно на использовании готовых продуктов (даров) природы. Здесь человек находился едва ли не в полной власти от природы, ее сил и капризов.

Аграрная цивилизация была основана на использовании простых орудий труда и приручении животных. Она олицетворяла собой первые ростки власти человека над природой.

Промышленная цивилизация стала зарождаться примерно в середине XVIII столетия. В ее основе лежит систематическое применение научного знания, машин и иных технических устройств, т. е. индустриальный труд. Перекладывая на машины ряд своих естественных функций, человек резко расширил степень своей свободы и диапазон возможностей. Бурный рост городов как центров науки, техники и культуры раздвинул рамки социального пространства.

Постиндустриальная цивилизация в виде отдельных очагов зародилась во второй половине XX в. на волне современной научно-технической революции. Она основывается на принципиально новых технологиях – ядерной, информационной, биотехнологии, космической и иных. Человек здесь выполняет уже в основном функции контролера по отношению к машинам и техническим устройствам.

При изучении общества нередко применяют и другие типологии цивилизаций. При этом выделяется так называемая западная (европейская) цивилизация как основанная на интенсивном промышленном производстве, частной собственности и автономности индивида, высоких темпах прогресса. Напротив, для восточной (азиатской) цивилизации, так отличающейся от западной, характерны экстенсивное производство, приспособление к природе и общинный образ жизни, большая роль обычаев и традиций. Эти два типа цивилизаций символизируют собой принципиально разные уклады жизни людей, характер их общественного сознания и механизмы развития.

Итак, общество – это продукт взаимодействия людей. Оно есть тогда и только тогда, когда есть и действуют люди. Общество представляет собой систему отношений и взаимодействий между людьми, динамичный мир деятельности человека.

 

Литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. М., 1998.

2. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 1.

3. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т. 21. Гл. IV.

4. Социальная философия. Хрестоматия: В 2 ч. М., 1994.

5. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1994.

6. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. М., 1991.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ Конспект лекций

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Специфика философского исследования общества.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция № 1. Философия и ее роль в жизни общества
  План: 1. Что такое философия и в чем ее ценность? 2. Границы философского знания. 3. Структура философского знания. 4. Функции философии.

Структура философского знания.
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. К

Функции философии.
Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой человека, а следовательно ориентирована на решение определенных социальных задач и выполн

Философия в структуре мировоззрения
Всякая философия является мировоззрением, однако не всякое мировоззрение является философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Мировоззрение – это совокупность наиболее об

Проблема метода в философии.
Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов познания действительности, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Но все же все м

Лекция № 3. Античная философия
  План: 1. Древняя Греция – родина европейской философской мысли. 2. Основные этапы и проблемы античной философии. 3.Натуралистический этап (VII–IV вв. до н

Основные этапы и проблемы античной философии.
Традиция приписывает Пифагору введение термина «философия», в переводе означающего «любовь к мудрости». Философ от мудреца тем и отличается, что последний уже знает истину, философ же стремится к п

Лекция № 4. Средневековая философия
  План: 1. Средневековая культура и современность: преемственность и различие. 2. Исходные принципы средневековой философии. 3. Периодизация средневековой м

Исходные принципы средневековой философии
Принцип монотеизма и творения ex nihilo. Человек никогда не есть «первочеловек». Он всегда наследник, дитя человеческого прошлого. На его долю выпадает определенный момент исторического процесса, о

Периодизация средневековой мысли. Апологетика и патристика (III - V).
Апологетика(от греч. apologia - защита) – это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обоснова

Нового времени и Просвещения
План: 1. Философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.): Н. Кузанский, Дж. Бруно, Галилео Галилей, Ф. Петрарка. 2. Философия Нового времени (XVIII вв.): Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноз

Философия Нового времени.
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах XVI – XVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ор

Философия Просвещения.
Философия французских материалистов. XVIII – век Просвещения. Впервые этот термин введен Вольтером и Гердером. Кант рассматривал Просвещение, как историческую эпоху, сущность котор

Философия Иммануила Канта (1724 - 1804).
Творчество Иммануила Канта принято делить на два периода: докритический и критический. Докритический период в его творчестве связан с его интересом к вопросам философии пр

Общая характеристика эпохи
В этот период нарастают процессы дифференциации философского знания, – развиваются старые и появляется множество новых направлений. Это, прежде всего, позитивизм и прагматизм

Философия марксизма.
К середине ХIХ в. значительных успехов достигли физиология, эмбриология, геология, математика, физика, химия. Энгельс особо отмечает колоссальное значение для дальнейшего развития естествознания от

Философия Ф. Ницше.
Ницше Фридрих (1844 -1900). Мать немка из высших кругов общества, отец польский дворянин. В 25 лет ему пред­ложена профессура в Базельском университете. Потом Лейпцигский университет. Был офицером

Фрейд - основоположник психоанализа.
Фрейд Зигмунд (1856 - 1939). Родился в Австрии. Разработал технику психоанализа, как перевод психических явлений из бессознательных в сознательные. И хотя он шел от гипноза, но в дальнейшем выступа

Философия неотомизма П. Тейяра де Шардена.
Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Священник, философ и ученый, специалист по палеоантропологии. На позиции материалистических изысканий принимает тео­рию эволюции. Он протестует против р

Лекция № 8. Русская философия
План: 1. Предфилософия допетровской Руси (X - нач. XVIIIвв.). 2. Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.): П.Я. Чаадаев, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, В.В. Розан

Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.).
Один из первых славянских философов на Руси был «русский украинец» (так он сам себя называл) Григорий Сковорода. Он вел жизнь странствующего философа. Через духовное устроение отде

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).
П.Я. Чаадаев по праву считается первым русским мыслителем, с которого традиционно начинают отсчет истории русской философии. Весьма интересен духовный портрет Чаадаева, который можно соста

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891).
Леонтьев интересен прежде всего своей необычной концепцией мировой и русской истории. Согласно ей, всякая национальная культура может быть уподоблена строению живого организма. При этом жизнь любой

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900).
Владимир Соловьев является одним из самых выдающихся мыслителей России. Родился он 16 января (по старому стилю) 1853 г. в Москве, в семье известного историка, профессора Московского университета С.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919).
Один из самых оригинальных русских мыслителей, писатель и публицист. Родился в 1836 г. в бедной семье в маленьком городишке Ветлуга Костромской губернии. Детство Розанова было тяжелым – нищета, сло

Русская философия ХХ века.
Неолейбницианство развивалось с XIX века (Козлов А.А., Бугаев Н.В.). Лосский Н.О. (1870 - 1960) – профессор Петербургского университета. Он один из самых плодовитых философов. Важная работа «Обосно

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)
Один из наиболее известных и плодовитых русских философов, Николаи Александрович Бердяев родился в Киевской губернии. Обучение проходил сначала в кадетском корпусе, а затем в Киевском университете

Понятие бытия. Различные концепции.
Окружающий мир предстает перед человеком в его огромном величии и бесконечном многообразии. Поэтому он видится и осознается различными людьми по-разному. Отсюда формируются многочисленные концепции

Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время.
Бытие в любом его понимании обладает некоторыми неотъемлемыми свойствами - атрибутами. Рассмотрим два атрибута - движение и пространство-время. Движение. Как и все в мире

Проблема единства и многообразия мира.
Пытаясь осмыслить любое явление, процесс или мир в целом, человек, в связи со сложностью и многообразием изучаемого, стремится выделить самое главное, основное, что послужило бы отправной точкой, к

Диалектика как теория развития, ее сущность, структура и методологическое значение.
Диалектика – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития и функционирования природы, общества и мышления. Термин «диалектика» в истории филосо

Основные законы диалектики.
Прежде чем говорить о законах диалектики, выясним, что такое закон. Закон – необходимая, устойчивая, при определенных условиях повторяющаяся структура связей функционирования и раз

Основные категории диалектики.
Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате

Основные этапы в истории исследования человека.
Проблема человека – старая и вечно новая проблема. С древних времен человек, его сущность, прошлое и будущее, интересы и цели были предметом исследования не только философии, но и мифологии, религи

Марксистское понимание сущности человека.
Рассмотрим подробно, как решается проблема человека в марксистской философии. Если домарксистские социологи трактовали общество как совокупность отдельных индивидов с различными целями и борьбой за

Философские представления об обществе.
Философские представления об обществе возникли уже в ранней философии. Так, в Древней Индии и Китае (буддизм, конфуцианство) существовали учения об общественном устройстве, социальном строении, мес

Предмет и функции социальной философии.
Итак, история философии показывает, что тема общества неизменно присутствует в ней. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление, называется социальной философией

Понятие ценности. Ценность и целеполагание.
Ценность – есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы

Теории ценностей.
Теорий ценностей достаточно много, и они очень разнообразны и даже отчасти противоположны друг другу. Большое распространение имеют теории, субъективирующие ценность и отвергающие существование абс

Нравственные ценности и мораль.
Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жиз

Религиозные ценности.
Философия интересуется религией как одной из форм ценностного отношения к миру, пытаясь определить место религиозного сознания и разобраться в сути феномена религии. Религия– систе

Эстетические ценности и искусство.
Трудность философского освоения мира заключается в том, что философы нередко пытаются определить неопределимое. В понятиях философских категориях трудно передать чувства и переживания, такие как лю

Постановка проблемы сознания в истории философии.
Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Решить эту проблему пытались уже во времена античности, но и сегодня, в конце XX века, в этой проблеме остается немало «белых пятен».

Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения.
Несмотря на то, что сегодня конец XX века, когда наука ответила уже на многие тайны мировоззрения, вопрос о сущности сознания по-прежнему решается на уровне хотя и оригинальных, но гипотез. По-преж

Естественнонаучные представления о сознании как свойстве мозга. Психическое и физиологическое. Сознательное и бессознательное.
В современном естествознании и философии спорным и нерешенным остается вопрос об источниках сознания, разделивший философов на различные направления: 1) реалистическое; 2) объекти

Структура сознания. Сознание и самосознание.
Ядро сознания составляют знания, о чем свидетельствует и корень этого слова. Способ, каким существует сознание, и способ, каким нечто существует для сознания, - это знание. В основе всех «

Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
Реальность, действительность сознания обнаруживается с помощью речи, языка. Речь, по Гегелю, удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. У животных нет сознания,

Лекция № 15. Познание (гносеология)
План: 1. Познание как отражение человеком внешнего мира. 2. Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека. 3. Совпадение ди

Познание как отражение человеком внешнего мира.
Теория познания, иначе именуемая гносеологией, представляет собой учение о возможности познания человеком и человечеством объективного мира, об источниках, путях и методах познавательной деятельнос

Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека.
Объективная диалектика развития природы и общества составляет органическое единство с диалектикой познания, мышления. В рамках этого единства обнаруживается активное отражение объекта субъектом. В

Совпадение диалектики, логики и теории познания.
Идея тождества, совпадения диалектики, логики и теории познания носит не частный, а всеобщий характер, она существенно важна в решении любой теоретико-познавательной проблемы. Эта идея – закономерн

Проблема научной истины. Абсолютное и относительное, теоретическое и практическое.
Теория познания как логика имеет своим предметом изучение движения мышления к истине. Поэтому важнейшей для нее проблемой является определение, какое мышление истинно и как установить его истинност

Чувственное познание и его формы.
Познание в конечном счете всегда начинается с непосредственного живого созерцания. Живое, созерцание – это активное чувственное познание. Начальной формой и источником знаний являются ощущения и во

Логическое познание и его формы.
Посредством мышления образуются основные формы логического, или абстрактного отражения мира - понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и сущес

Уровни научного познания и их методы.
Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: 1) учение о при

Общенаучные методы познания.
Современная наука, представляющая собой гносеологию в широком смысле, имеет разветвленную систему знаний. В соответствии с этим она имеет и огромный арсенал методов исследования; многообразие их об

Лекция № 17. Философские проблемы науки и техники
План: 1. Философия техники и информационная философия техники. 2. Из истории изобретения техники. 3. Сущность техники как предмет познания. 4. Ноосфера и ноотехн

Из истории изобретения техники.
Одним из первых в России философским осмыслением проблем техники стал заниматься русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер. Он впервые сформулировал программу информационной философии техники в

Сущность техники как предмет познания.
Техника как исходная дефиниция требует достаточно четкого определения ее содержательного значения. Можно ли однозначно определить смысловые границы термина «техника»? Он может иметь следующие содер

Ноосфера и ноотехносфера.
В настоящее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты- биосферы в новое геологическое состояние – ноосферу, то есть область, преобразованну

Римский клуб и исследование глобальных проблем.
Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действи

Глобальные проблемы современного мира и возможные способы их разрешения.
1. Глобальный кризис – возрождение духовной культуры в ее светском и религиозном видах, развитие науки и образования, этическое воспитание, формирование нового одухотворенного мировоззрения.

Современная техническая цивилизация и ее будущее.
Мысли о кризисе новоевропейской культуры и цивилизации не раз высказывались как философами, так и историками. В концепциях Данилевского, Шпенглера, Ницше, Тойнби, Вебера звучала тревога о кризисе ц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги