рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ноосфера и ноотехносфера.

Ноосфера и ноотехносфера. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Конспект лекций В Настоящее Время На Нашей Планете Протекает Процесс Перехода Верхней, Занято...

В настоящее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты- биосферы в новое геологическое состояние – ноосферу, то есть область, преобразованную разумом и трудом человека сообразно его целям и потребностям. Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разум становится главным определяющим фактором развития.

Первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации появились уже в конце XIX в. А в XX в. Человеку пришлось отказаться от взгляда на природу как на простой источник сырья для развития производства. Было осознано, что планета и ее живая оболочка – это единая система.

В современную эпоху взаимодействие общества и природы приобретает принципиально новый характер. Природа все больше включается в деятельность человека и в то же время требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы. Главная цель концепции ноосферы – определение научных и нравственных принципов достижения гармоничных отношений между природой и обществом.

Логика техники сводится к определенным принципам конструирования техники на основе выявленных законов ее возникновения. В данном отношении бионика одна из первых обратила свое внимание на то, что в живой природе объективно заложены логико-технические принципы, на основании которых можно более фундаментально понять и природу, и технику.

В целом смысловое соотношение терминов «ноосфера» и «техносфера» весьма запутанно, и вследствие этого неопределенно. Ясно, что ноосфера не может существовать вне и помимо техносферы. Следует ли, исходя из этого, полагать, что ноосфера есть идеальный вариант техносферы, а техносфера есть реальная практика ноосферного феномена? Будет более правильным говорить не о ноосфере отдельно от техносферы, а о ноотехносфере как самостоятельном и целостном явлении.

Исследование проблем современного ноосферного развития общества должно быть направлено на создание целостной философско-теоретической логической системы понятий, концепций, гипотез, способных адекватно отразить современное мировоззрение человечества, живущего в эпоху индустриально-, техно-, авто-, робото-, компьютерного способа воспроизвод-ства своего социального бытия.

Философия ноотехники есть современное глобальное научное направление, объективно определяемое длительным многотысячелетним осмыслением сущности феномена ноотехники.

Появление термина «философия ноотехники» совсем не означает, что до этого момента ни в философии, ни в других науках не поднимались вопросы, связанные с осмыслением данного феномена. Но именно современная активизация социальных процессов, возникших в результате научно-технической, технологической, компьютерной революции, привела к необходимости более целостного и глобального, а также исторического осмысления значения техники как средства создания ноосферы.

Особый вопрос в данном отношении заключается в определении отношений философии ноотехники и гуманитарной философии. В прямолинейном их противопоставлении невозможно увидеть нечто истинное. Если рассматривать законы развития техники только как чисто техногенное явление, то и логика развития техники становится надчеловеческой. Следовательно, невозможно понять этот механизм с позиций человеческого рассудка.

Можно ли полагать, что информационная философия техники может существовать вне и отдельно от философии человека? Или необходимо рассматривать их как взаимопроникающие и взаимодополняющие друг друга различные способы видения феноменальной сущности человека?

Соотношение между философией ноотехники и гуманитарной философией многомерно и неоднозначно. Философия ноотехники – есть по существу философия человека, исторически ориентированного на создание оптимально рациональной надприродной искусственной идеальной системы. Следовательно, будет более правильным постановка вопроса не о технике вообще, а о «человеческой ноотехнике» или о «ноотехническом человеке». Гуманитарная философия есть высший синтез всех возможных точек зрения на человека, в том числе и в философско-техническом аспекте. Но проблема состоит в том, как этот синтез осуществить, каким может или должен быть философско-научный синтез современного ноотехнического знания? Философия ноотехники рассматривает сложный комплекс социогуманитарных вопросов, связанных одним общим источником техногенного происхождения, пытаясь выделить взаимоопределяющие линии воздействия человека на технику и техногенных факторов на человека и общество.

Таким образом, философия ноотехники есть новая область философско-научного знания, где техника является предметом систематического и системно-целостного исследования.

Сегодня нужна новая социотехническая наука, которая могла бы рассматривать данные проблемы в наиболее целостном виде, уходя от примитивных суммарных сведений разнородных точек зрения. Это должна быть социальная технология, исследующая комплексные системы целостного жизнеобеспечения общества. Во многом все это предопределяет и необходимость появления нового принципа управления обществом как социотехнической системой. Данное направление возникло на определенном, достаточно высоком этапе развития самой техники, когда наиболее отчетливо стали проявляться ее фундаментальные свойства, а философия поднялась на современный высокий уровень теоретического анализа сложных неоднозначных феноменов. Философско-научный подход к рассмотрению техники, техногенеза, технотронности позволяет решить многие традиционные философские проблемы, такие как природа, общество, человек.

Гармония или антагонизм мира человека и мира техники зависят от их внутренней психотехнической совместимости. Появление новых видов техники предопределяет появление новых видов психологической совместимости или несовместимости человека и техники. Если да, то можно полагать, что именно психоусложнение мира техники неизбежно ведет к нарастанию психологической несовместимости человека и техносферы, а тем самым к неминуемой психотехнической катастрофе.

Новые законы психологической совместимости человека с миром техники, им же самим созданным, диктуются достаточно прямолинейной тенденцией – тенденцией усложнения управленческой организации техно-системы как ядра ноотехносферы.

Техноноосфера есть сфера, созданная в результате человеческой деятельности, посредством использования техники как средства достижения поставленных целей. Достаточно много высказано различных суждений о ноосфере в целом, о ноосфере как рационально-планетарном явлении, но при этом остается в тени сам механизм образования реального пространства техноноосферы. На наш взгляд, механизм образования техноноосферного пространства имеет в первую очередь рациопсихогенные механизмы возникновения и образования, которые далее превращаются в культурогенные принципы действия, и в этом смысле семантика ноосферы совпадает с семантикой культурогенного пространства.

Если законы разума не освоены в духовном пространстве культуры, то они не могут быть освоены никаким другим образом. Рациональное содержание предмета деятельности просто оказывается или непонятным в какой-либо степени, или недоступным совсем.

Еще один из спорных вопросов относительно философии ноосферизма. Ноосфера как сфера разума должна подчиняться его законам. В этом смысле философия русского космизма-ноосферизма является собственно национально-русским вариантом европейской философии рационализма.

Одной из целей классического рационализма была попытка найти, понять законы абсолютного разума, что далее логично позволяло в исторической перспективе надеяться на возможность на этой основе рационального переустройства человеческого общества. В этом же подходе вариант С. Булгакова софийно-ноосферного понимания и преобразования окружающего мира создавал особую практическую методику гармоничного отношения к предмету своего труда, превращая его из простого и обыденного в возвышенно софийный, богопроявленный аспект бытия.

Основными чертами ноорациональных систем миропонимания является ощущение мира как разумного целого, к которому нельзя относится иначе, как с аналогичных и адекватных позиций.

Эволюцию рациофилософских систем можно отметить и в полихронной структуре культурогенного пространства России. Русская культурогенная парадигма мышления, реабилитируя себя перед мировой философией за более позднее становление, представила специфический вариант рационализма XX столетия. Этот вариант можно назвать космической рациософией.

Становление данной психоформы восприятия смысла надземной реальности позволило в границах сверхнациональной психофилософской культуры найти логические средства для выражения смысла космической практики преобразования земли как поступательного преобразования Вселенной. И надо признать, что содержащиеся здесь эвристические посылки еще не полностью нашли свое развитие.

В данной связи можно отметить, что рецидив ХХ столетия в лице сциентизма является примитивной и прямолинейной системой, пытающейся моделировать реальные рациосвязи мира и человека.

Науковедческий сциентизм хотя и нес в себе некоторые элементы оптимистически научной социально-рационалистической философии, но он так и не сложился в систему сциентического ноосферизма.

Наука, действительно, есть одна из форм человеческого мировосприятия рациональной природы мира. Но рациональное в науке, как правило, отождествляется с господствующим типом логики или методологии, с доминирующей парадигмой миропонимания. Современные модели науки еще не нашли адекватной парадигмальной логики рационального понимания реальности. Именно поэтому рациональное в науке и в философии противопоставляется иррациональному, и это происходит вместо того, чтобы выявить более высокие уровни форм бытия рационального.

Русский ноосферный космизм – есть национально-особенный вариант ноосферной философии. Эта национальная особенность русской парадигмы мышления имеет сложную многосоставляющую культурогенную компоненту. Это особый интегративный тип сверхнационального мышления, позволяющий именно данной нации найти границы своего смыслового мироопределения в семантическом пространстве космоса.

Это сложное взаимодействие можно рассмотреть исходя из конкретного анализа культурогенных явлений, взяв за конкретный объект процессы, происходившие в России в девяностых годах ХХ столетия.

Сегодня духовно-творческое возрождение российского общества приобретает особую остроту и проблемность в связи с крушением или исчезновением реально действующих общественных и личностных идеалов рациональности.

Ситуация абсурдна своей неопределенностью, непроявленностью четких тенденций восходящей рациональности. Но все же необходимо отметить, что началось формирование духовно-ценностных ориентаций на новые типы социальной рациональности.

Новый тип духовно-рационального российского миропонимания как вариант неоноосферного подхода сочетает в себе не только традиции классической рациональной философии, но и дополняем современным информационно-кибернетическим восприятием природы мироздания.

Осознание закономерностей развития философия техники может принимать за такие философские формы мышления, когда данная проблема перестанет быть понятной для представителей других областей знания. Философию техники можно рассматривать как технософию, то есть как систему философских представлений, отражающих сущность феномена техники в исторической прогрессии общества и человека. Но очевидно и необходимо важно, чтобы философские представления формировались в логическом единстве с развитием научно-технического общетеоретического знания.

 

Литература:

1. Арказян, У. Информационная философия техники как новая область знания / У. Арказян, В. Горохов // Вестник высшей школы, 1990. №4.

2. Бердяев, Н. А. Человек и машина / Н. А. Бердяев // Вопросы философии, 1989, №2.

3. Виргинский, В. С. Очерки истории науки и техники.1870–1917 гг. / В. С. Виргинский, В. Ф. Хотеенко. М.: Просвещение, 1988.

4. Митчем, К. Что такое информационная философия техники? / К. Митчем. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 149.

5. Налетов, И. В. Развитие науки как глобальная проблема / И. В. Налетов // Философские науки, 1988, №3. С. 3.

6. Неуймин, Я. Г. Модели в науке и технике / Я. Г. Неуймин. Л.: Наука, 1984.

7. Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. М., 1991.

8. Симоненко, О. Д. Сотворение техносферы – проблемное осмысле-ние истории техники / О. Д. Симоненко. М., 1994. С. 112.

9. Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1983.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ Конспект лекций

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ноосфера и ноотехносфера.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция № 1. Философия и ее роль в жизни общества
  План: 1. Что такое философия и в чем ее ценность? 2. Границы философского знания. 3. Структура философского знания. 4. Функции философии.

Структура философского знания.
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. К

Функции философии.
Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой человека, а следовательно ориентирована на решение определенных социальных задач и выполн

Философия в структуре мировоззрения
Всякая философия является мировоззрением, однако не всякое мировоззрение является философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Мировоззрение – это совокупность наиболее об

Проблема метода в философии.
Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов познания действительности, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Но все же все м

Лекция № 3. Античная философия
  План: 1. Древняя Греция – родина европейской философской мысли. 2. Основные этапы и проблемы античной философии. 3.Натуралистический этап (VII–IV вв. до н

Основные этапы и проблемы античной философии.
Традиция приписывает Пифагору введение термина «философия», в переводе означающего «любовь к мудрости». Философ от мудреца тем и отличается, что последний уже знает истину, философ же стремится к п

Лекция № 4. Средневековая философия
  План: 1. Средневековая культура и современность: преемственность и различие. 2. Исходные принципы средневековой философии. 3. Периодизация средневековой м

Исходные принципы средневековой философии
Принцип монотеизма и творения ex nihilo. Человек никогда не есть «первочеловек». Он всегда наследник, дитя человеческого прошлого. На его долю выпадает определенный момент исторического процесса, о

Периодизация средневековой мысли. Апологетика и патристика (III - V).
Апологетика(от греч. apologia - защита) – это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обоснова

Нового времени и Просвещения
План: 1. Философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.): Н. Кузанский, Дж. Бруно, Галилео Галилей, Ф. Петрарка. 2. Философия Нового времени (XVIII вв.): Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноз

Философия Нового времени.
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах XVI – XVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ор

Философия Просвещения.
Философия французских материалистов. XVIII – век Просвещения. Впервые этот термин введен Вольтером и Гердером. Кант рассматривал Просвещение, как историческую эпоху, сущность котор

Философия Иммануила Канта (1724 - 1804).
Творчество Иммануила Канта принято делить на два периода: докритический и критический. Докритический период в его творчестве связан с его интересом к вопросам философии пр

Общая характеристика эпохи
В этот период нарастают процессы дифференциации философского знания, – развиваются старые и появляется множество новых направлений. Это, прежде всего, позитивизм и прагматизм

Философия марксизма.
К середине ХIХ в. значительных успехов достигли физиология, эмбриология, геология, математика, физика, химия. Энгельс особо отмечает колоссальное значение для дальнейшего развития естествознания от

Философия Ф. Ницше.
Ницше Фридрих (1844 -1900). Мать немка из высших кругов общества, отец польский дворянин. В 25 лет ему пред­ложена профессура в Базельском университете. Потом Лейпцигский университет. Был офицером

Фрейд - основоположник психоанализа.
Фрейд Зигмунд (1856 - 1939). Родился в Австрии. Разработал технику психоанализа, как перевод психических явлений из бессознательных в сознательные. И хотя он шел от гипноза, но в дальнейшем выступа

Философия неотомизма П. Тейяра де Шардена.
Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Священник, философ и ученый, специалист по палеоантропологии. На позиции материалистических изысканий принимает тео­рию эволюции. Он протестует против р

Лекция № 8. Русская философия
План: 1. Предфилософия допетровской Руси (X - нач. XVIIIвв.). 2. Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.): П.Я. Чаадаев, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, В.В. Розан

Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.).
Один из первых славянских философов на Руси был «русский украинец» (так он сам себя называл) Григорий Сковорода. Он вел жизнь странствующего философа. Через духовное устроение отде

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).
П.Я. Чаадаев по праву считается первым русским мыслителем, с которого традиционно начинают отсчет истории русской философии. Весьма интересен духовный портрет Чаадаева, который можно соста

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891).
Леонтьев интересен прежде всего своей необычной концепцией мировой и русской истории. Согласно ей, всякая национальная культура может быть уподоблена строению живого организма. При этом жизнь любой

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900).
Владимир Соловьев является одним из самых выдающихся мыслителей России. Родился он 16 января (по старому стилю) 1853 г. в Москве, в семье известного историка, профессора Московского университета С.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919).
Один из самых оригинальных русских мыслителей, писатель и публицист. Родился в 1836 г. в бедной семье в маленьком городишке Ветлуга Костромской губернии. Детство Розанова было тяжелым – нищета, сло

Русская философия ХХ века.
Неолейбницианство развивалось с XIX века (Козлов А.А., Бугаев Н.В.). Лосский Н.О. (1870 - 1960) – профессор Петербургского университета. Он один из самых плодовитых философов. Важная работа «Обосно

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)
Один из наиболее известных и плодовитых русских философов, Николаи Александрович Бердяев родился в Киевской губернии. Обучение проходил сначала в кадетском корпусе, а затем в Киевском университете

Понятие бытия. Различные концепции.
Окружающий мир предстает перед человеком в его огромном величии и бесконечном многообразии. Поэтому он видится и осознается различными людьми по-разному. Отсюда формируются многочисленные концепции

Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время.
Бытие в любом его понимании обладает некоторыми неотъемлемыми свойствами - атрибутами. Рассмотрим два атрибута - движение и пространство-время. Движение. Как и все в мире

Проблема единства и многообразия мира.
Пытаясь осмыслить любое явление, процесс или мир в целом, человек, в связи со сложностью и многообразием изучаемого, стремится выделить самое главное, основное, что послужило бы отправной точкой, к

Диалектика как теория развития, ее сущность, структура и методологическое значение.
Диалектика – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития и функционирования природы, общества и мышления. Термин «диалектика» в истории филосо

Основные законы диалектики.
Прежде чем говорить о законах диалектики, выясним, что такое закон. Закон – необходимая, устойчивая, при определенных условиях повторяющаяся структура связей функционирования и раз

Основные категории диалектики.
Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате

Основные этапы в истории исследования человека.
Проблема человека – старая и вечно новая проблема. С древних времен человек, его сущность, прошлое и будущее, интересы и цели были предметом исследования не только философии, но и мифологии, религи

Марксистское понимание сущности человека.
Рассмотрим подробно, как решается проблема человека в марксистской философии. Если домарксистские социологи трактовали общество как совокупность отдельных индивидов с различными целями и борьбой за

Философские представления об обществе.
Философские представления об обществе возникли уже в ранней философии. Так, в Древней Индии и Китае (буддизм, конфуцианство) существовали учения об общественном устройстве, социальном строении, мес

Предмет и функции социальной философии.
Итак, история философии показывает, что тема общества неизменно присутствует в ней. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление, называется социальной философией

Специфика философского исследования общества.
В истории социальной философии сформировались две мировоззренческие позиции, два подхода к исследованию общественной жизни: философский идеализм и философский материализм. Эти направления сложились

Понятие ценности. Ценность и целеполагание.
Ценность – есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы

Теории ценностей.
Теорий ценностей достаточно много, и они очень разнообразны и даже отчасти противоположны друг другу. Большое распространение имеют теории, субъективирующие ценность и отвергающие существование абс

Нравственные ценности и мораль.
Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жиз

Религиозные ценности.
Философия интересуется религией как одной из форм ценностного отношения к миру, пытаясь определить место религиозного сознания и разобраться в сути феномена религии. Религия– систе

Эстетические ценности и искусство.
Трудность философского освоения мира заключается в том, что философы нередко пытаются определить неопределимое. В понятиях философских категориях трудно передать чувства и переживания, такие как лю

Постановка проблемы сознания в истории философии.
Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Решить эту проблему пытались уже во времена античности, но и сегодня, в конце XX века, в этой проблеме остается немало «белых пятен».

Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения.
Несмотря на то, что сегодня конец XX века, когда наука ответила уже на многие тайны мировоззрения, вопрос о сущности сознания по-прежнему решается на уровне хотя и оригинальных, но гипотез. По-преж

Естественнонаучные представления о сознании как свойстве мозга. Психическое и физиологическое. Сознательное и бессознательное.
В современном естествознании и философии спорным и нерешенным остается вопрос об источниках сознания, разделивший философов на различные направления: 1) реалистическое; 2) объекти

Структура сознания. Сознание и самосознание.
Ядро сознания составляют знания, о чем свидетельствует и корень этого слова. Способ, каким существует сознание, и способ, каким нечто существует для сознания, - это знание. В основе всех «

Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
Реальность, действительность сознания обнаруживается с помощью речи, языка. Речь, по Гегелю, удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. У животных нет сознания,

Лекция № 15. Познание (гносеология)
План: 1. Познание как отражение человеком внешнего мира. 2. Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека. 3. Совпадение ди

Познание как отражение человеком внешнего мира.
Теория познания, иначе именуемая гносеологией, представляет собой учение о возможности познания человеком и человечеством объективного мира, об источниках, путях и методах познавательной деятельнос

Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека.
Объективная диалектика развития природы и общества составляет органическое единство с диалектикой познания, мышления. В рамках этого единства обнаруживается активное отражение объекта субъектом. В

Совпадение диалектики, логики и теории познания.
Идея тождества, совпадения диалектики, логики и теории познания носит не частный, а всеобщий характер, она существенно важна в решении любой теоретико-познавательной проблемы. Эта идея – закономерн

Проблема научной истины. Абсолютное и относительное, теоретическое и практическое.
Теория познания как логика имеет своим предметом изучение движения мышления к истине. Поэтому важнейшей для нее проблемой является определение, какое мышление истинно и как установить его истинност

Чувственное познание и его формы.
Познание в конечном счете всегда начинается с непосредственного живого созерцания. Живое, созерцание – это активное чувственное познание. Начальной формой и источником знаний являются ощущения и во

Логическое познание и его формы.
Посредством мышления образуются основные формы логического, или абстрактного отражения мира - понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и сущес

Уровни научного познания и их методы.
Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: 1) учение о при

Общенаучные методы познания.
Современная наука, представляющая собой гносеологию в широком смысле, имеет разветвленную систему знаний. В соответствии с этим она имеет и огромный арсенал методов исследования; многообразие их об

Лекция № 17. Философские проблемы науки и техники
План: 1. Философия техники и информационная философия техники. 2. Из истории изобретения техники. 3. Сущность техники как предмет познания. 4. Ноосфера и ноотехн

Из истории изобретения техники.
Одним из первых в России философским осмыслением проблем техники стал заниматься русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер. Он впервые сформулировал программу информационной философии техники в

Сущность техники как предмет познания.
Техника как исходная дефиниция требует достаточно четкого определения ее содержательного значения. Можно ли однозначно определить смысловые границы термина «техника»? Он может иметь следующие содер

Римский клуб и исследование глобальных проблем.
Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действи

Глобальные проблемы современного мира и возможные способы их разрешения.
1. Глобальный кризис – возрождение духовной культуры в ее светском и религиозном видах, развитие науки и образования, этическое воспитание, формирование нового одухотворенного мировоззрения.

Современная техническая цивилизация и ее будущее.
Мысли о кризисе новоевропейской культуры и цивилизации не раз высказывались как философами, так и историками. В концепциях Данилевского, Шпенглера, Ницше, Тойнби, Вебера звучала тревога о кризисе ц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги