Проблема сущности человека в истории философии - раздел Философия, Тема – 1. Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Предмет философии Современная Философская Антропология Тесно Связана С Другими Науками, Изучающ...
Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследующей естественно-историческое происхождение человека и человеческих рас; социологией, рассматривающей социальные особенности человеческого существования; педагогикой - наукой о воспитании человека, а также психологией, изучающей особенности индивидуального поведения. ^~тнчне философского учения о человеке от других наук состоит
I -......1 что оно исследует наиболее общие проблемы человеческого
ъ. - - специфику существования человека как вида. Такими проблеем -тбляются проблемы антропосоциогенеза (от греч. §епе$15 — про-ил «ление, возникновение) — происхождения человека и человече-■-(.:•■:: общества, смысла существования человека как вида и смысла ю;:-:-:н отдельной личности, свободы и необходимости в человеческих
2У -"ВИЯХ И Т. П.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. проблема человека становится центральной • гнлософском знании. Проявляется обостренное внимание к тому, 1-о в философии называется «экзистенциальной проблематикой»: вопросам о смысле жизни и ценности человеческого существования. Напротив, интерес к онтологии и гносеологии как частям философ-;кого знания заметно снижается. Почему так происходит?
Проблема человека приобретает особую актуальность в те периоды развития истории, когда остро встает вопрос о смысле жизни и цели существования не только отдельного человека, но и всего общества. Именно такой период переживает как отечественная, так и мировая история.
Термин «антропология» означает учение о человеке, а философская антропология, соответственно, философское учение о человеке, или философия человека.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.
Обыденному мышлению представляется, что человек не заключает в себе никакой тайны, ведь каждый из нас уверенно выделяет человека из остального мира, и его отличие от всех других существ представляется совершенно очевидным. Но, как говорил испанский философ X. Ортега-и-Гассет, философия оправдана тем, что выходит за пределы очевидности. Выходит она за такие пределы и в исследовании человека. Испанский мыслитель не одинок в своем мнении. Еще И. Кант пришел к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?» И все они перекрываются одним вопросом: «Что такое человек?»
Философы считают, что проблема человека содержит в себе много тайн и загадок. Именно в этих выражениях говорили о человеке многие мыслители. «Человек, — писал Ф. М. Достоевский, — есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Для Достоевского очевидно не только то, что человек есть тайна, но и то, что соответствовать своему понятию человек может, только занимаясь этой тайной, причем занимаясь всю жизнь.
Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не может быть вполне применен исключительно рационалистический, сугубо научный подход. Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда направлены на его «препарирование». Простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомого образа, поэтому философия всегда стремилась к постижению его целостности и пыталась выработать собственные средства познания сущности человека.
Современная философская антропология включает в себя многообразные и противоречивые школы и направления, активно обсуждающие такие проблемы, как сущность и существование человека, соотношение в его природе биологического и социального, происхождение человека (антропогенез), социализация личности, бытие человека в культуре.
Для того чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо представить себе те результаты, которые были достигнуты в истории философии, поскольку есть некоторая традиция, преемственность взглядов на сущность человека.
Какие же образы человека существовали в истории философской мысли?
В античнойфилософской мысли человек рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу — судьбе, поэтому можно говорить, что образ человека в античной философии космо-центричен.Само греческое мышление, как отмечают многие исследователи, например А. Ф. Лосев, было телесным, вещным. Даже основу всего сущего античные философы милетской школы, с которой философия и началась, видели обязательно в чем-то вещественном: в огне, воздухе, воде. Даже на зрелых стадиях развития античной мысли, когда греки не только вырабатывают идеи, но и создают сложные концепции их происхождении и сущности, они не идут в их понимании дальше уподобления внешним вещам. Античные греки открывают «душу», но понимают под ней нечто скрытое внутри вещи и приводящее ее в движение. Поэтому душой обладает не только человек, но и животное, и растение. Неслучайно Аристотель относит науку о душе, психологию, к биологии.
Греки говорили, что человеком можно считать того, кто умеет читать и плавать. Для них человек мыслит всем телом, следовательно, для того чтобы хорошо мыслить, надо уметь бегать, метать диск, стрелять из лука, бороться. Было естественно то, что такой величайший - нлософ, как Платон, мог одновременно быть олимпийским чемпио-чзм (подробнее см.: 2.5. Античная философия).
В системе христианскогомировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Человек, считал Фома Аквин-;кий, существо, промежуточное между ангелами и животными. Плоть человеческая с точки зрения христианства — арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Бессмертная душа и смертная плоть человека противопоставлены друг другу. Заботиться нужно только о спасении души, в том числе и при помощи обуздания тела. Бог и душа влекутся друг к другу, говорил святой Августин, и нет ничего кроме этого, ровно ничего. Огромное значение придается промыслу Божьему, проявлению «божественной воли» во всех событиях в мире.
Средневековый образ человека теоцентричен,а не космоцентри-чен, как в античности. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Его глаза обращены к потустороннему миру. Идеальным образом человека оказывается образ святого. Посюсторонний мир, как и сам человек, рассматриваются не такими, как в действительности, а лишь как момент движения человека к Богу. Христианин стремится освободиться от дьявольских пут и постичь божественный свет истины. Считается, что человек не может самостоятельно добыть знание, оно открывается ему в откровении, также не может он и преодолеть свою греховную природу без Божьей благодати.
Христианство выдвинуло вместо разума античности иной главный признак человека — сердце и главный признак человечности — любовь. Однако не любовь человека к другому человеку, а любовь к Богу. Христианскому сознанию была чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала суровое земное существование (подробнее см.: 3.2. Философия средних веков).
Философия Нового временивидела в человеке прежде всего его духовную сущность. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, преуспело в натуралистических исследованиях природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.
Образ человека Нового времени антропоцентричен.Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек теперь верит в себя. Происходит второе — после античности — рождение рационализма, положившее начало экспериментальной науке. Главная сфера человеческой деятельности в эпоху Нового времени — познание. Главный метод познания — рефлексия. Миром управляют законы, соответствующие законам человеческого разума. Любой, самый утопический социальный проект, который можно построить в человеческой голове, в силу этого соответствия имеет шанс быть воплощенным в действительности. Способ реализации социальных проектов — воспитание и просвещение. Отношения человека с природой — это отношения господства и подчинения. Ученые — естествоиспытатели. Они «пытают» природу и тем способствуют покорению ее, сначала в идеальных, мыслительных, научных формах, а затем и в технических, промышленных. Христианская идея движения истории к Царству Божьему была секуляризирована в идею исторического прогресса в различных формах от буржуазного либерализма до пролетарского коллективизма (подробнее см.:3.4. Философия Нового времени).
В XIX в. основное внимание философов было сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или же иррациональным (Шопенгауэр, Ницше) (подробнее см.: 4.2. Немецкая классическая философия).
В философии марксизма человек рассматривался как предметное существо: он всегда имеет дело с предметами, поэтому нельзя сводить деятельность человека лишь к мышлению (сознанию). Это лишь одна из способностей целостного человека. В предметной деятельности воплощается противоречивое единство опредмечиванияи распредмечивания.Опредмечивание есть превращение деятельностных способностей человека в свойства предмета. Распредмечивание — превращение характеристик предмета в деятельностные способности человека. Опредмечивание есть в то же время и распредмечивание, ибо, опредмечивая, человек в то же время распредмечивает себя.
Человек, однако, не только природное предметное существо, но и общественное существо, живущее в обществе. Общество, с одной стороны, создается человеком, с другой — формирует человека, социализирует его. Не только сам человек, но и его чувства — зрение, слух, обоняние — культурно ориентированы. К тому же наряду с этими чувствами возникают принципиально новые чувства, к которым можно отнести волю и любовь. Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека,утверждая, что все, что делает человека человеком, формируется социально. Например, такие качества человека, как спогобность к прямохождению, мышление и речь, не присущи человеку как представителю биологического вида, они являются социально заданными. Если ребенок волей случая вырастает вне людей, т. е. вне :6щества и культуры (так называемые маугли), то в своем развитии он г-стается на уровне психики высших животных: передвигается на четвереньках, не умеет говорить, не способен к абстрактному мышлению.
Марксизм в своей трактовке человека во многом сохранил просветительский характер: человек мыслился как существо рациональное. Иррациональность его поведению придают «нечеловеческие» общественные условия, которые Маркс считал «предысторией человечества». Сторонники марксизма надеялись, освободив общество от частной собственности, эксплуатации и социального неравенства, изменить и самого человека, который должен был стать в будущем универсально развитым и гармоничным. В таком «проекте» человека сказался утопизм марксизма, как и всего просветительского подхода в целом (подробнее см.: 4.3.2. Марксизм).
Оптимистическим представлениям Маркса о будущем общества и человека другой мыслитель, который наряду с Марксом наиболее повлиял на самосознание людей в XX в., а именно 3. Фрейд, противопоставил свои выводы, последовавшие из его теории психоанализа. По Фрейду, сознание человека не рационально, а иррационально, т. е. управляется бессознательным. А"отя человеческая культура стремится наложить запреты на основные инстинкты (инстинкт агрессии и сексуальный инстинкт), преодолеть свою биологическую природу человек не в силах, так как источник его проблем не вне его, как считал Маркс, а внутри и кроется в психике самого человека (подробнее cu.: 4.3.6. Ilcuxoauanus).
Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным в XX в. Именно эту позицию занимали представители не только фрейдизма и неофрейдизма, но и русские религиозные философы, а также экзистенциалисты.
Согласно экзистенциализму, человек живет в чуждом ему мире. Его бытие иррационально, бессмысленно и непостижимо. Смысл жизни человека — в мистическом общении с Богом, с узким кругом «духовной» аристократии, в переживании «подлинности» индивидуальной жизни (подробнее см.: 4.3.5. Экзистенциализм).
Отказавшись от рационалистических представлений о том, что сознание и поведение человека определяются именно разумом, философы обратили внимание на то, что воля к жизни или воля к власти, вера, стремление к переживанию подлинности жизни могут оказывать решающее воздействие на человека. Иррационалистические теории во многом подтверждались событиями истории XX в., заставившими усомниться в действительной разумности поведения человека.
Тема Истоки философии философия в структуре мировоззрения Предмет философии... Учебные цели ознакомить учащихся с истоками формирования философии дать определение философии в структуре...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Проблема сущности человека в истории философии
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Ильин
Мифологическое миропонимание
- Мифология(от греч. Mifos – предание, сказание и loqos –слово, понятие, учение) –форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного р
Функции мифа
1. связывал прошлое с настоящим и будущим
2. формировал коллективные представления того или иного народа
3. обеспечивал духовную связь поколений
4. закреплял принятую в о
Соотношение философии и мифа
философия
миф
Разум в философии – предмет размышления и анализа
Разум в качестве особого объекта не выделяется
Религиозное миропонимание
Религия (от лат. Reliqio- благочестие, набожность, святыня, предмет культа)форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний- «земной»
Соотношение философии и религии.
философия
религия
Обе – общественно – исторические формы мировоззрения
Обе - решают сходные задачи ми
Философское миропонимание
Философия(от греч.phileo –люблю и Sophia –мудрость) буквально означает «любовь к мудрости».
1. Философское мировоззрение – один из самых древних способов постижения мира и
Функции философии
1. Мировоззренческая функция -создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций. Ее компоненты:
-
Методы философских исследований
основные группы метолов:
частнонаучные
1. об общенаучные
2.
всеобщие (философские)
- применимы
Методы теоретического познания.
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде.
2. Аксиоматический (греч. ахюта — принятое, бесспорное) метод — принятие ряда утверждений в качес
Этапы исторического развития философии.
1. Индийская философия, китайская философия, античная философия—этап становления древней философии. Характерным является космоцентризм (греч. к
Упражнения и задачи
1. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?
2. Объясните, каким образом данное высказывание
Вопросы учебного занятия
1. Философия античного периода: этапы становления.
2. Философские школы античного мира: ионийская (милетская) и италийская (элеатская).
3. Диалектика и атомизм Ле
Дополнительная
1. Антология философской мысли. — М., 1993.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
3. Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976.
6. История философ
Пифагор
(2-я пол. VI — нач. V вв. до н. э.) его ф-я развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, связанными с многочисленными табу и предписаниями.
- учение о
Парменид
(конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, родился в знатной семье. (Парменид был признан своими согражданами одним из мудрых политических руководителей г.Элей).
-
Эмпедокл
(490 – 430 гг. до н.э.). Плюралист. Эмпедокл - автором идей, которые трудно совместить. У него две противоречащие др др поэмы «О природе» и «Очищения».
- «О природ
Анаксагор
(500—428 гг. до н. э) Плюралист. У Анаксагора тот же тип философствования, что и у Эмпедокла, но элементов уже не четыре а множество.
- элементы — это семена. Элементов с
Зенон Элейский
(ок. 490—430 до н.э.) Он развивал логику как диалектику. Создал опровержения возможности движения — 3-ри апории.
1) «Дихотомия» (т.е. деление пополам) – любой отрезок лини
Демокрит
(460 г. до н. э. - год смерти неизвестен, по некоторым сообщениям, прожил более ста лет) Философ-плюралист.
- сочинение — «Великий мирострой»
-
Диалектика и этический рационализм Сократа.
Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик
В V в. до н.э. на смену политической власти старинной аристократии пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали но
Вопрос Объективный идеализм Платона
(427-347 гг. до н.э.)
Родился в одной из политически влиятельных афинских семей; попал под влияние Сократа, после казни которого (399 г. до н.э.) посвятил себя занятию
Учение Платона о государстве
- трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик»
- государство возникает когда человек не способен удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. В идеаль
Материя и форма (эйдос). Потенция и акт.
- материя – вечна, несотворима и неуничтожима
- материя не может возникнуть из ничего
- материя не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве
- но сама по себе
Категории философии
-соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии
- при этом усматривается причинная зависимость явлений сущего:
Идея души
- душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения
- душа — энтелехия тела (т.е. не может с
Этические взгляды
-государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служ
Об обществе и государстве
- человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства)
-
Скептики
Скептицизм (от греч.скепсис — рассматривающий, исследующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречи
Эпикур и эпикурейцы
Эпикур (341—270 до н.э.)
Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.)
Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом
Стоицизм
Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ.
1) ранние стоики
Упражнения и задачи
1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?
2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и актив
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Ильин
Философия Средних веков
Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия — это философия эпохи феодализма У-ХУ вв. Начало средневековой философии ознаменовано союзом фи
Основные черты средневековой философии.
1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке.
2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писания, была д
Апологетика и патристика (III—V вв.)
Апологетика(от греч. аро1о§га — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты о
Схоластика (У-ХУ вв.)
Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «после
Философия эпохи Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.)
Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. гепагззапсе — возрождение), получила свое название из-за начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности.
Философия Нового времени
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в евродейских странах — ХУ1-ХУН вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской о
Философия Просвещения
Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просв
Вопросы учебного занятия
1. Характерные черты философии Нового времени.
2. Философия Ф.Бэкона: теория эмпирических исследований.
3. Теория познания Т. Гоббса. Социально- философское учение Т. Гоббса.
Дополнительная
1.Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Ильин В
Вопрос Принцип монизма в философии Б.Спинозы.
- Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677)
- отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя.
Вопрос Диалектический метод познания в философии Г. Лейбниц
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) — чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания1, но наибольшее значение имеют его тру
Вопрос Субъективный идеализм философии Дж. Беркли.
Английский философ Джордж Беркли (1685—1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вмест
Иррационализм
Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат. тайопаНз — неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь к
Марксизм
Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философ-:хих течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл МарксI 1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) в
Структурализм
Близким к неопозитивизму течением философской мысли XX в. является структурализм2.
Под этим наименованием объединяют представителей различных (главным образом г
Экзистенциализм
Одним из ведущих направлений европейской философии XX в. стал экзистенциализм(от лат. ехг$1епйа — существование) — философия существования. Основателем его считается С. Кье
Психоанализ I
Основателем психоанализа является австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд(1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию б
Этапы развития русской философии.
1. Становление русской философии в Х1-ХУН вв.
2. Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.
3. Русская философия XIX — первой половины XX вв. Русская философия возникла в К
Характерные черты русской философии.
♦ Для многих русских философов характерен идеал цельности (целостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравств
Становление русской философии в Х1-ХУН вв.
Момент появления первых религиозно-философских сочинений и период становления русской философии различные авторы называют по-разному: «древней русской философией»1, «подготовительным пе
Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.
Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Также он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не толь
Русская философия Х1Х-ХХ вв.
Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежутке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмыслив
Направления русской философии Х1Х-ХХ вв.
♦ Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Первые ратовали за самобытный путь развития Росс
Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классическая философия отличается от неклассической?
2. Как понимают различия между вещью
Философское учение о бытии
В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, ег
Философское учение о познании
Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносе
Диалектика и категории
Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии под «диалектикой» (от греч. сИа1екйке — искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения уч
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Что такое диалектика? Что такое метафизика?
2. Почему противоречие является философской проблемой?
3. Какое место в истории филосо
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира?
2. Почему в рамках философской картины мира существуют различные модели мира?
Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энциклопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их
Модуль 6
Социальная философия: общество, культура, цивилизация
Вы будете изучать:
♦ теорию и методологию познания общества;
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990.
3. Ермакова Е. Е. Философия: Учеб. для вузов. — М., 2000.
4
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Какое определение общества дается в социальной философии?
2. Чем различаются философский и социологический подход к изучению общества?
КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА — показатель степени развития общества.
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существу
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. — М., 1998.
3. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?
2. Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторически
Ценности человеческого существования
К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть
Новости и инфо для студентов