Философское миропонимание - раздел Философия, Тема – 1. Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Предмет философии Философия(От Греч.phileo –Люблю И Sophia –Мудрость) Буквальн...
Философия(от греч.phileo –люблю и Sophia –мудрость) буквально означает «любовь к мудрости».
1. Философское мировоззрение – один из самых древних способов постижения мира и определения человеком своего места в нем.
2. Умозрительные предпосылки возникновения философского мировоззрения –
- взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов;
- структурное и функциональное различие между ними;
- разрушение мифологической идентичности человека и действительности;
- формирование познавательной деятельности.
3. Социальные предпосылки возникновения философского мировоззрения –
- ранняя наука;
- отделение умственного труда от физического;
- формирование демократии и слоя свободных граждан
4. Зарождение ф. мировоззрения – 25000 лет назад в странах: Индии, Китае, Египте.
Возникновение философии как идейного течения – в VIII –II вв. до н.э. в странах: Ближнего и Дальнего Востока, Античной Греции – в это время человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место в мире.
5. Ф. зародилась в очагах цивилизации:
- Др. Индия,
- Др. Китай,
- Др. Греция,
- Др. Рим.
6. Впервые слово «философ» употребил Пифагор(580-500 гг до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.
Платон – истолковал и закрепил в европейской культуре термин «философия». Аристотель (384 -322 гг до н.э.)– выделил ф- ю как особую отрасль теоретического знания. Рождение ф. как мировоззренческой системы– часть культурного переворота в Др. Греции VIII – V вв., где ф. – явл. синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли. И. Кант – впервые приблизился к пониманию «Что такое ф-я?».
7. В разные ист периоды у разных мыслителей вопрос «Что такое ф-я?» получал разные ответы. С развит. чел. кул-ры менялся и сам предмет ф-фии, что особо ощутимо в связи с развит: науки, политики, соц практики, духовной к-ры. (Гегель – «как бы различны не были между собой ф. системы все они сходятся в одном – что все они- ф-кие системы».
8. Ф. вопросы:
а) о природе
Лукреций «О природе вещей», Д Бруно «О бесконечности вселенной и мира», Д Дидро «Мысли об истолковании природы», П. Гольбах «Система природы», Гегель «Философия природы», Ф. Энгельс «Диалектика природы», А. Герцен «Письма об изучении природы»
Б) об обществе, его политико – правовом устройстве
Платон «Государство», Аристотель «Политика», Т.Гобс «О гражданине», «Левиофан», Д.Локк «Два трактата о государственном направлении», Ш.Монтескье «О духе законов», Гегель «Философия права», Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
В) человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и т.д.
Сократ – первым совершил поворот от»космоса» к «человеку» -ЧЕЛ – центр внимания.
Аристотель «О душе», Авиценна «Книга знания», Р.Декарт «Правила для руководства ума», Спиноза «Трактат об усовершенствовании разума» «Этика», Т.Гобс «О человеке», Д.Локк «Опыт о человеческом разуме», К.Гельвеций «Об уме» «О человеке», А.Н. Радищев «О человеке, его смертности и бессмертии», Гегель «Ф-я религии» «Ф – я морали»
- системаобщих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру.
Особенности ф-го мировоззрения:
1. предмет – всеобщие свойства и связи.
2. способ осмысления – умозрение
3. степень интеллектуальной проработки проблемы
9. В ф-ком мировоззрении – 2-ве (.) зрения:
А) направления сознания «вовне»- формирование той или иной картины мира
Б) «внутрь» - к самому человеку, стремление понять его суть, место в природном и социальном мире. (Причем чел здесь выступает как вещь (по Декарту) мыслящая, страдающая).
Философское мировоззрение: мир }биполярно
человек
10.Основной вопрос ф-фии: «вопрос об отношении мышления к бытию.Его содержание составляет альтернативу– что является первичным: дух или материя?» (по Энгельсу). Принцип освоения мира – есть принцип познаваемости мира.
11. Принципов познаваемости мира – 2:
а) идеализм – мир объясняется исходя из духа, сознания. Сознание предшествует материи и творит ее.
Б) материализм– за основу миропонимания берется природа, материя. Согласна материализму – мир –движущаяся материя, а а духовное начало – это свойства мозга (высокоорганизованной материи). Т.е. первична материя, а сознание вторично – производно от материи. } Существование этих 2-х направлений определяется обстоятельствами соц – экономич, политич, духовного развития общ-ва.
ПР– Альберт Камю (фр. филос XX в.) – гл-проблема смысла чел жизни: «Решить стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого – значит ответить на основной вопрос философии».
ПР– И. Кант -3 вопроса «что я могу знать?»,
«что я должен делать?»
«на что я могу надеяться?», но все эти 3-ри вопроса можно свести к одному
«что есть человек?»
12. Философсвкое познание – гл вопрос – «что собой представляет мир в котором мы живем?»
Аристотель – философское познание берет на себя познание общих принципов, начал всего сущего, а специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия.
Кант – з-ча ф –го познания – в синтезе разнообразных чел знаний; след-но нужно: 1) овладеть обширным запасом рациональных знаний,
2) соединить их в идее целого.
13. В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции –антиподы:
- оптимизм (мир познаваем)
- пессимизма) скептицизм
б) агностицизм (мир не познаваем)
ПР – Кант – считал, что границы познания существуют. Без знаний нельзя стать фил-м, но этого нельзя достичь с помощью одних знаний } необходим не только теоретический, но и практический разум, то чему в конечном итоге служит ф-я.
ПРОБЛЕМА НАУЧНОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
(?) Вправе ли философия притязать на статус науки?
1. Наука как и ф-я зародилась в Др. Греции (матем, раннее научно – техническое знание, астрономия). Естествознание получ развит в эпоху раннего кап-ма (XVI – XVIII вв.) В XVII в. – механика (статус – физики). З- м развит науки пошло быстрыми темпами: н-ка стала важным фактором НТП, цивилизации. В наст вр соц престиж н-ки высок.
2. 2. Ф-я и н-ка выросли из одного корня, з-м от(:) др от др, приобрели самостоятельность, но не обособились.
3. В соотношении ф-фии и н-ки – 3 периода (= типа и способа мышления)
1) первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся «ф-ей» и обращенное к самым разным предметам (пранаука и прафилософия). – до XVII в.
2) XVII – XVШ вв. специализация знаний, формирование новых конкретных наук, их от(:) от совокупного знания (так называемой «ф-фии»).
Формирование каждой конкретной дисциплины повторяет черты ист перехода:
донаучного } конкретно - научному
(протонаучного,
первичного ф-го изучения предмета)
3) XIX – XX вв. формируются теоретические разделы целого ряда наук } их постепенная интеграция, синтез
ВЫВОД: в первых двух периодах конкретно – научное знание носило опытный, описательный х-р. Если ф-я умозрительно строила общую картину природы – натурфилософия; общества – ф-я истории.
4. Аристотель – 1-ая попытка обрисовать круг з-ч ф-фии («ф-я» -«госпожа наук»)
- учение о первопричинах бытия
- ее теоретическая мощь не соизмерима с возможностями частных наук
Гегель – «ф-я - королева наук» (или «наука наук»).
Но в XIX – XX вв. на новом этапе развития знаний тезис о неполноценности ф-фии (особ четко это прослеживается в позитивизме): под сомнение поставлены познавательные возможности ф-фии } ее «развенчали» из «королевы» в «служанку» наук. В позитивизме был сформулирован тезис о том, что ф-я - это «суррогат науки», т.к. на стадиях развития самой науки познавательные притязания ф-фии (с позиции позитивизма) несостоятельны. Позитивисты объявили, что зрелая наука уже сама по себе ф-я и сама может решать любые философские проблемы. Такой подход получ назв «сциентизма» (от лат scienta – наука) – связан с переоценкой социальной мисси науки.
Научно – философское мировоззрение- это такая система понимания мира и места в нем человека, кот опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказ влиян на развит н-ки.
1. В ф-фии присутствует мировоззренческое многообразие (плюрализм)
2. научно – фил мировозз более отвеч учению ф-го материализма. В различные эпохи материализм принимал различные формы:
Стихийный (наивный) материализм
Древние, античные философы
Механистический (метафизический) характер материализма
XVII – XVIII вв
Диалектический материализм, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе новых достижен естествознания
Сер XIX в.
Взгляд на мир с позиции материализма
метафизика
Диалектика (с сер XIX в.)
- почти отсутствуют представления о развитии мира, о взаимосвязи явлений
- ученые атомировали природу
- это взгляд на мир и способ мышления, при которых разные явления, предметы рассматриваются вне их взаимосвязей, развития
- взгляд на мир и способ мышления, при которых различные явления рассматриваются во взаимодействии, развитии
5. Научно- фил мировозз выполняет ряд ф-ций, родственных ф-циям науки: обобщение, интеграция, синтез и т.д.
Мировоззрение
Философское мировоззрение
Научно – философское мировоззрение
Всякая философия является мировоззрением.Ноне всякое мировоззрение является философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», поэтому «мировоззрение» нельзя свести только к философии.
Мировоззрение
Философия
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.
1. мировоззрение — образование интегральное, в нем важна связь его компонентов:
1) знания (и основанные на этих знаниях взгляды и убеждения);
2) ценности (нормы и идеалы);
3) программы действия.
Знания
взгляды
убеждения
- определенная система знаний, выраженная в представлениях и понятиях, составляет основу мировоззрения
- Но не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы
- Компонентами мировоззрения знания становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний
- выступают как качественная характеристика знаний. Чем солиднее запас знаний, тем более серьезную опору может получить мировоззрение.
Ценности (нормы и идеалы)
- идеал - высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. - Идеал - духовный ориентир всей человеческой деятельности, придает ей осмысленность и целеустремленность.
- Система ценностных ориентациииграет очень важную роль в индивидуальном и общественном мировоззрении (т.к.формируются нравственные, эстетические идеалы).
Программы действия
- это различные уровни отражениядействительности:
1-ый мироощущение ( или миросозерцание) -фиксирует внешние проявления бытия, явления, а не сущности.
2-ой мировосприятие и миропредставление - создается цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия.
Тема Истоки философии философия в структуре мировоззрения Предмет философии... Учебные цели ознакомить учащихся с истоками формирования философии дать определение философии в структуре...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Философское миропонимание
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Ильин
Мифологическое миропонимание
- Мифология(от греч. Mifos – предание, сказание и loqos –слово, понятие, учение) –форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного р
Функции мифа
1. связывал прошлое с настоящим и будущим
2. формировал коллективные представления того или иного народа
3. обеспечивал духовную связь поколений
4. закреплял принятую в о
Соотношение философии и мифа
философия
миф
Разум в философии – предмет размышления и анализа
Разум в качестве особого объекта не выделяется
Религиозное миропонимание
Религия (от лат. Reliqio- благочестие, набожность, святыня, предмет культа)форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний- «земной»
Соотношение философии и религии.
философия
религия
Обе – общественно – исторические формы мировоззрения
Обе - решают сходные задачи ми
Функции философии
1. Мировоззренческая функция -создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций. Ее компоненты:
-
Методы философских исследований
основные группы метолов:
частнонаучные
1. об общенаучные
2.
всеобщие (философские)
- применимы
Методы теоретического познания.
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде.
2. Аксиоматический (греч. ахюта — принятое, бесспорное) метод — принятие ряда утверждений в качес
Этапы исторического развития философии.
1. Индийская философия, китайская философия, античная философия—этап становления древней философии. Характерным является космоцентризм (греч. к
Упражнения и задачи
1. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?
2. Объясните, каким образом данное высказывание
Вопросы учебного занятия
1. Философия античного периода: этапы становления.
2. Философские школы античного мира: ионийская (милетская) и италийская (элеатская).
3. Диалектика и атомизм Ле
Дополнительная
1. Антология философской мысли. — М., 1993.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
3. Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976.
6. История философ
Пифагор
(2-я пол. VI — нач. V вв. до н. э.) его ф-я развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, связанными с многочисленными табу и предписаниями.
- учение о
Парменид
(конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, родился в знатной семье. (Парменид был признан своими согражданами одним из мудрых политических руководителей г.Элей).
-
Эмпедокл
(490 – 430 гг. до н.э.). Плюралист. Эмпедокл - автором идей, которые трудно совместить. У него две противоречащие др др поэмы «О природе» и «Очищения».
- «О природ
Анаксагор
(500—428 гг. до н. э) Плюралист. У Анаксагора тот же тип философствования, что и у Эмпедокла, но элементов уже не четыре а множество.
- элементы — это семена. Элементов с
Зенон Элейский
(ок. 490—430 до н.э.) Он развивал логику как диалектику. Создал опровержения возможности движения — 3-ри апории.
1) «Дихотомия» (т.е. деление пополам) – любой отрезок лини
Демокрит
(460 г. до н. э. - год смерти неизвестен, по некоторым сообщениям, прожил более ста лет) Философ-плюралист.
- сочинение — «Великий мирострой»
-
Диалектика и этический рационализм Сократа.
Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик
В V в. до н.э. на смену политической власти старинной аристократии пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали но
Вопрос Объективный идеализм Платона
(427-347 гг. до н.э.)
Родился в одной из политически влиятельных афинских семей; попал под влияние Сократа, после казни которого (399 г. до н.э.) посвятил себя занятию
Учение Платона о государстве
- трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик»
- государство возникает когда человек не способен удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. В идеаль
Материя и форма (эйдос). Потенция и акт.
- материя – вечна, несотворима и неуничтожима
- материя не может возникнуть из ничего
- материя не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве
- но сама по себе
Категории философии
-соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии
- при этом усматривается причинная зависимость явлений сущего:
Идея души
- душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения
- душа — энтелехия тела (т.е. не может с
Этические взгляды
-государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служ
Об обществе и государстве
- человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства)
-
Скептики
Скептицизм (от греч.скепсис — рассматривающий, исследующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречи
Эпикур и эпикурейцы
Эпикур (341—270 до н.э.)
Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.)
Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом
Стоицизм
Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ.
1) ранние стоики
Упражнения и задачи
1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?
2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и актив
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Ильин
Философия Средних веков
Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия — это философия эпохи феодализма У-ХУ вв. Начало средневековой философии ознаменовано союзом фи
Основные черты средневековой философии.
1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке.
2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писания, была д
Апологетика и патристика (III—V вв.)
Апологетика(от греч. аро1о§га — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты о
Схоластика (У-ХУ вв.)
Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «после
Философия эпохи Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.)
Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. гепагззапсе — возрождение), получила свое название из-за начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности.
Философия Нового времени
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в евродейских странах — ХУ1-ХУН вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской о
Философия Просвещения
Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просв
Вопросы учебного занятия
1. Характерные черты философии Нового времени.
2. Философия Ф.Бэкона: теория эмпирических исследований.
3. Теория познания Т. Гоббса. Социально- философское учение Т. Гоббса.
Дополнительная
1.Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Ильин В
Вопрос Принцип монизма в философии Б.Спинозы.
- Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677)
- отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя.
Вопрос Диалектический метод познания в философии Г. Лейбниц
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) — чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания1, но наибольшее значение имеют его тру
Вопрос Субъективный идеализм философии Дж. Беркли.
Английский философ Джордж Беркли (1685—1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вмест
Иррационализм
Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат. тайопаНз — неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь к
Марксизм
Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философ-:хих течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл МарксI 1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) в
Структурализм
Близким к неопозитивизму течением философской мысли XX в. является структурализм2.
Под этим наименованием объединяют представителей различных (главным образом г
Экзистенциализм
Одним из ведущих направлений европейской философии XX в. стал экзистенциализм(от лат. ехг$1епйа — существование) — философия существования. Основателем его считается С. Кье
Психоанализ I
Основателем психоанализа является австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд(1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию б
Этапы развития русской философии.
1. Становление русской философии в Х1-ХУН вв.
2. Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.
3. Русская философия XIX — первой половины XX вв. Русская философия возникла в К
Характерные черты русской философии.
♦ Для многих русских философов характерен идеал цельности (целостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравств
Становление русской философии в Х1-ХУН вв.
Момент появления первых религиозно-философских сочинений и период становления русской философии различные авторы называют по-разному: «древней русской философией»1, «подготовительным пе
Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.
Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Также он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не толь
Русская философия Х1Х-ХХ вв.
Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежутке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмыслив
Направления русской философии Х1Х-ХХ вв.
♦ Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Первые ратовали за самобытный путь развития Росс
Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классическая философия отличается от неклассической?
2. Как понимают различия между вещью
Философское учение о бытии
В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, ег
Философское учение о познании
Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносе
Диалектика и категории
Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии под «диалектикой» (от греч. сИа1екйке — искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения уч
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Что такое диалектика? Что такое метафизика?
2. Почему противоречие является философской проблемой?
3. Какое место в истории филосо
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира?
2. Почему в рамках философской картины мира существуют различные модели мира?
Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энциклопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их
Модуль 6
Социальная философия: общество, культура, цивилизация
Вы будете изучать:
♦ теорию и методологию познания общества;
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990.
3. Ермакова Е. Е. Философия: Учеб. для вузов. — М., 2000.
4
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Какое определение общества дается в социальной философии?
2. Чем различаются философский и социологический подход к изучению общества?
КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА — показатель степени развития общества.
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существу
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. — М., 1998.
3. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М
Проблема сущности человека в истории философии
Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследующей естественно-историческое происхождение человека и человеческих рас
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?
2. Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторически
Ценности человеческого существования
К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть
Новости и инфо для студентов