рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФИЮ - можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

ФИЛОСОФИЮ - можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. - раздел Философия, Тема – 1. Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Предмет философии Типы Мировоззрения: 1) Мифо...

типы мировоззрения:

1) мифологическое;

2)религиозное; } основные

3) философское;

4) научное.

5)обыденное (или эмпирическое)

6) сциентистское

7) анти-сциентистское

Мифологическое мировоззрение(греч. тускоз — повествование, сказание) — исторически первый тип, формировался на ранних стади­ях развития общества и представлял собой первую попытку человека обрести осмысленность своего существования, объяснить происхож­дение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружа­ющем мире.

Мифология — универсальная, образно-символическая форма по­стижения и объяснения мира. В результате появля­ются три мира: небесный, земной и подземный.

На явления природы проецировались человеческие свойства.

Религиозное мировоззрение(лат. ге1щю — благочестие, набожность, святыня) сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь попыткой рационали­зации непостижимого, религиозное мировоззрение отличается от ми­фологии верой в существование над-природных, сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.

философское мировоззрение -ориентировано на рациональное объяснение мира. На смену образу и символу приходит логос — разум. Философия зарождается как по­пытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами ра­зума. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа, в которых философия отражает нарастающую в обществе по­требность в понимании мира и человека с позиций знания.

Научное мировоззрениеформируется на основе познания законов развития природы и общества. В то же время и в философии мировоз­зрение выступает в форме знания и носит систематизированный характер. Этот момент существенно сближает филосо­фию и науку. Немецкий философ Л. Фейербах отмечает, что начало философии составляет начало науки вообще.

 

Резюме: Социокультурная ценность философского знания

1. До изучения предмета приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились многими мыслителями.

ПРв XIX в. русский историк и философ К. Д. Кавелин в одной из статей вопрошал: «...нельзя ли нам вовсе обойтись без философии..?», «Что нам в этой философии..?», «Точные науки — другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остает­ся истиной и теперь... А философия?» Ответ Кавелин дает если не ис­черпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопро­вождала умственную жизнь и была ее показателем...»1

ПРДекарт в XVII в., рассуждая о роли философии, говорил о том, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем фило­софствуют»2.

В этом суждении удачно подмечено, что люди архаического перио­да в философии не нуждались. Их образу жизни соответствовало ми­фологическое сознание, как особый способ освоения действительно­сти. Будучи включенными в природу, они чувствовали свою слитность с окружающим миром. Систе­матическое производство материальных благ меняет человека и ставит его в иное отношение к миру бытия. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. Это влечет за собой смену миросозерцания мировоззрением.

2. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в еди­ную систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия пре­вращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке. Вместе с тем в самой философии формируются самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история фи­лософии и др. То есть, выстраивается структура философ­ского знания.

3. Возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать две с половиной тысячи лет назад, продолжает заниматься этим и сей­час?» А ответ один: чтобы понять мир, в котором он живет, изменить его к лучшему. В частности, изменить мир, как полагает английский философ Б. Рассел, «лучше всего и вернее всего» путем морального совершенствования и самосовершенствования.

Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяс­нить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические прин­ципы. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Она практична и гуманистична.

4. следует ответить на очередной вопрос: «Что же делают философы, ког­да они работают? Астрономы наблюдают движение планет, физиоло­ги изучают строение и функционирование человеческого организма и т. д. А философы?»

ПРБ. Рассела кн «Мудрость Запада»: «когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения». Таким образом, полагал Б. Рассел, умозрительная деятельность человека и есть философия: наука имеет дело с известными фактами, а философия — с умозрением.

 

2. Вопрос Предмет философии: место философии в системе научного знания.

ФИЛОСОФИЯ —учение о мире и месте человека в нем, теоретическая основа мировоззрения, спосо­б познания мира, логика теоретического мышления, методология научного знания и практической деятельности, форма общественного сознания, мера человеческих ценностей, феномен духовной культуры.

Предмет философии - всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.

Содержание философии - проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.

 

Структура философского знания

 

Классическими разделами философии считаются онто­логия, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

1. ОНТОЛОГИЯ (от греч. оп1оз — сущее и 1одоз — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает наи­более общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, про­странство и время, прерывность и непрерывность, движение, измене­ние и т. д.

В составе онтологии выделяют свои подразделы:

1) Философия природы, или натурфилософия (от лат. паШга — приро­да) — древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира. Важнейшей философской проблемой изучения природы явля­ется вопрос о происхождении физического мира.

2)Философская антропология (от греч. ап(кгоро$ — человек) — фило­софское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформи­ровалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы про­исхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом.

3) Социальная философия (от лат. зосшт — общество) — наука об основ­ных законах существования общества. Разделы социального знания содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности, но выделение общества в качестве самостоятельного объекта - в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социаль­ной философии в различных философских теориях выступают поня­тия «общая социология», «философия истории», «исторический ма­териализм» и др.

2. ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. дпоз1з — знание) — учение о познании, теория познания.Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов позна­ния существующего мира (подробнее см.: 5.3. Философское учение о по­знании).

В гносеологии выделяются отрасли:

1)Эпистемология (от греч. ер1з{ете — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология су­ществует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики.

2) Науковедение —изучает теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль - 1960-егг..

3. логика(от греч. 1о§о$ — слово, понятие, мысль, уче­ние, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, фор­мы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика за­родилась в античный период.

1) формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель. Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математиче­ская (символическая) логика, изучающая процессы мышления по­средством их математического описания.

4. Этика(от греч. е{Но5 — обычай, характер) — учение о нравственно­сти, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нрав­ственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.

1) этология — наука о нравственных нор­мах конкретных обществ

2) аксиология (от греч. ахга — ценность) — учение о ценностях человеческой жизни.

5. Эстетика(от греч. аг51НеЫков — чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного. Эстетика изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев пре­красного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания.

6. История философииизучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько эта­пов становления философского знания.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема – 1. Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Предмет философии

Тема Истоки философии философия в структуре мировоззрения Предмет философии... Учебные цели ознакомить учащихся с истоками формирования философии дать определение философии в структуре...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФИЮ - можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 4. Ильин

Мифологическое миропонимание
- Мифология(от греч. Mifos – предание, сказание и loqos –слово, понятие, учение) –форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного р

Функции мифа
1. связывал прошлое с настоящим и будущим 2. формировал коллективные представления того или иного народа 3. обеспечивал духовную связь поколений 4. закреплял принятую в о

Соотношение философии и мифа
философия миф Разум в философии – предмет размышления и анализа Разум в качестве особого объекта не выделяется

Религиозное миропонимание
Религия (от лат. Reliqio- благочестие, набожность, святыня, предмет культа)форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний- «земной»

Соотношение философии и религии.
философия религия Обе – общественно – исторические формы мировоззрения   Обе - решают сходные задачи ми

Философское миропонимание
Философия(от греч.phileo –люблю и Sophia –мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». 1. Философское мировоззрение – один из самых древних способов постижения мира и

Функции философии
  1. Мировоззренческая функция -создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций. Ее компоненты: -

Методы философских исследований
  основные груп­пы метолов: частнонаучные 1. об общенаучные 2.   всеобщие (философские) - применимы

Методы теоретического познания.
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. 2. Аксиоматический (греч. ахюта — принятое, бесспорное) ме­тод — принятие ряда утверждений в качес

Этапы исторического развития философии.
  1. Индийская философия, китайская философия, античная фило­софия—этап становления древней философии. Характерным является космоцентризм (греч. к

Упражнения и задачи
1. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции? 2. Объясните, каким образом данное высказывание

Вопросы учебного занятия
1. Философия античного периода: этапы становления. 2. Философские школы античного мира: ионийская (милетская) и италийская (элеатская). 3. Диалектика и атомизм Ле

Дополнительная
1. Антология философской мысли. — М., 1993. 2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 3. Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976. 6. История философ

Пифагор
(2-я пол. VI — нач. V вв. до н. э.) его ф-я развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, связанными с многочис­ленными табу и предписаниями. - учение о

Парменид
(конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, родился в знатной семье. (Парменид был признан своими сограждана­ми одним из мудрых политических руководителей г.Элей). -

Эмпедокл
(490 – 430 гг. до н.э.). Плюралист. Эмпедокл - автором идей, которые трудно совместить. У него две противоречащие др др поэмы «О природе» и «Очищения». - «О природ

Анаксагор
(500—428 гг. до н. э) Плюралист. У Анаксагора тот же тип философствования, что и у Эмпедокла, но элементов уже не четыре а множе­ство. - элементы — это семена. Элементов с

Зенон Элейский
(ок. 490—430 до н.э.) Он развивал логику как диалектику. Создал опровержения возможности движения — 3-ри апории. 1) «Дихотомия» (т.е. деление пополам) – любой отрезок лини

Демокрит
(460 г. до н. э. - год смерти неизвестен, по не­которым сообщениям, прожил более ста лет) Философ-плюралист. - сочинение — «Великий мирострой» -

Диалектика и этический рационализм Сократа.
Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик В V в. до н.э. на смену политической власти ста­ринной аристократии пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали но

Вопрос Объективный идеализм Платона
(427-347 гг. до н.э.) Родился в одной из политически влиятельных афинских семей; попал под влияние Сократа, после казни которого (399 г. до н.э.) посвятил себя занятию

Учение Платона о государстве
- трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик» - государство возникает когда человек не способен удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. В иде­аль

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт.
- материя – вечна, несотворима и неуничтожима - материя не может воз­никнуть из ничего - материя не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве - но сама по себе

Категории философии
-соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии - при этом усматрива­ется причинная зависимость явлений сущего:

Идея души
- душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдае­мого поведения - душа — энтелехия тела (т.е. не может с

Этические взгляды
-государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным об­ществу: добродетельно то, что служ

Об обществе и государстве
- человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства) -

Скептики
Скептицизм (от греч.скепсис — рассматривающий, иссле­дующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречи

Эпикур и эпикурейцы
Эпи­кур (341—270 до н.э.) Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.) Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личнос­ти в сложном историческом

Стоицизм
Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ. 1) ранние стоики

Упражнения и задачи
1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные? 2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: со­стояние нирваны и актив

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 4. Ильин

Философия Средних веков
Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия — это философия эпохи феодализма У-ХУ вв. Начало средневековой философии ознамено­вано союзом фи

Основные черты средневековой философии.
1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчер­пывающим знанием о мире и человеке. 2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писа­ния, была д

Апологетика и патристика (III—V вв.)
Апологетика(от греч. аро1о§га — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты о

Схоластика (У-ХУ вв.)
Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «после

Философия эпохи Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.)
Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. гепагззапсе — возрож­дение), получила свое название из-за начавшегося в этот период воз­рождения важнейших принципов духовной культуры античности.

Философия Нового времени
Новое время связывают с началом буржуазных революций и пери­одом становления буржуазных отношений в евродейских странах — ХУ1-ХУН вв., что обусловило развитие науки и появление новой фи­лософской о

Философия Просвещения
Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки обществен­ного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просв

Вопросы учебного занятия
1. Характерные черты философии Нового времени. 2. Философия Ф.Бэкона: теория эмпирических исследований. 3. Теория познания Т. Гоббса. Социально- философское учение Т. Гоббса.

Дополнительная
1.Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 4. Ильин В

Вопрос Характерные черты философии Нового времени.
  - Новое время (XVI – XVII вв.) - начало буржуазных революций и пери­од становления буржуазных отношений в европейских странах   1)

Вопрос Теория познания Т. Гоббса. Социально- философское учение Т. Гоббса.
- английский философ (1588—1679). Получил об­разование в Оксфорде, где занимался классическими языками; перевел Фукидида на английский язык и Гомера на латинский. Был секретарем у Ф. Бэкона и одно

Вопрос Философская антропология Б.Паскаля.
Блез Паскаль (1623—1662) —французский мате­матик, физик, философ и писатель. - «Мысли» 1668 «Провинциалы…» 1656 (более 60 изданий)

Вопрос Принцип монизма в философии Б.Спинозы.
- Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677) - отвергал представле­ние о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы су­ществует сама по себе и проявляется сама через себя.

Вопрос Диалектический метод познания в философии Г. Лейбниц
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) — чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания1, но наибольшее значение имеют его тру

Вопрос Субъективный идеализм философии Дж. Беркли.
  Английский философ Джордж Беркли (1685—1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстан­ции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вмест

Иррационализм
Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат. тайопаНз — неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь к

Марксизм
Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философ-:хих течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл МарксI 1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) в

Структурализм
Близким к неопозитивизму течением философской мысли XX в. является структурализм2. Под этим наименованием объединяют представителей различных (главным образом г

Экзистенциализм
Одним из ведущих направлений европейской философии XX в. стал экзистенциализм(от лат. ехг$1епйа — существование) — филосо­фия существования. Основателем его считается С. Кье

Психоанализ I
Основателем психоанализа является австрийский ученый-психи­атр Зигмунд Фрейд(1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию б

Этапы развития русской философии.
1. Становление русской философии в Х1-ХУН вв. 2. Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв. 3. Русская философия XIX — первой половины XX вв. Русская философия возникла в К

Характерные черты русской философии.
♦ Для многих русских философов характерен идеал цельности (це­лостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравств

Становление русской философии в Х1-ХУН вв.
Момент появления первых религиозно-философских сочинений и период становления русской философии различные авторы называ­ют по-разному: «древней русской философией»1, «подготовительным пе

Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.
Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Так­же он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не толь

Русская философия Х1Х-ХХ вв.
Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежут­ке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмыслив

Направления русской философии Х1Х-ХХ вв.
♦ Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Пер­вые ратовали за самобытный путь развития Росс

Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала) 1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классиче­ская философия отличается от неклассической? 2. Как понимают различия между вещью

Основы философского понимания мира
Вы будете изучать: ♦ философское учение о мире; ♦ философское осмысление природы; ♦ теорию познания.

Философское учение о бытии
В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, ег

Философское учение о познании
Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносе

РАЦИОНАЛИЗМ — это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посред­ством разума, который выступает его источником и критерием истин­ности. ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, призна

Диалектика и категории
Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В антич­ной философии под «диалектикой» (от греч. сИа1екйке — искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения уч

МЕТАФИЗИКА — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.
Термин «метафизика»имеет два основных значения. Метафизи­кой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недо■■-■ лные для опытного познания принципы быти

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Что такое диалектика? Что такое метафизика? 2. Почему противоречие является философской проблемой? 3. Какое место в истории филосо

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира? 2. Почему в рамках философской картины мира существуют раз­личные модели мира?

Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала) 1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энцик­лопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «мате­рия». Что их объединяет и в чем их

Модуль 6
Социальная философия: общество, культура, цивилизация Вы будете изучать: ♦ теорию и методологию познания общества;

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990. 3. Ермакова Е. Е. Философия: Учеб. для вузов. — М., 2000. 4

ОБЩЕСТВО — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.
В методологическом плане наиболее плодотворным направлением изучения общества стал системный анализ, рассматривающий обще­ство как системуи как процесс.Системный п

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА — это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществам.
Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического по­ведения и

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Какое определение общества дается в социальной философии? 2. Чем различаются философский и социологический подход к изу­чению общества?

ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это последовательное из-менение состояний общества.
Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каж­дом этапе реа

КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА — показатель степени развития общества.
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о суще­ствовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс су­ществу

ФОРМАЦИЯ — этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.
Согласно Марксу, способ производства — это совокупность произ­водительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и пот

БИНАРНОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ - ее двойственность, противоречи-вость, наличие противоположных характеристик.
Бинарность составляет одну из причин выживаемости русской культуры порой даже в катастрофических условиях, но, с другой сто­роны, является одним из оснований социокультурного раскола: посто­янного

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. — М., 1998. 3. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М

Проблема сущности человека в истории философии
Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследу­ющей естественно-историческое происхождение человека и челове­ческих рас

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической про­блематике? 2. Чем различались образы человека, создаваемые в разные истори­чески

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — понятие, выражающее неповторимое своеоб-разие человека.
В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек; сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обла­дает индивидуальными особенностями памяти, внимания, наблюде­ния, мышле

Ценности человеческого существования
К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении фи­лософской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть

ЭТИКА — философское учение о морали (нравственности) и различных системах ее обоснования.
Правила нравственности содержались в мифологических и религи­озных системах любого общества. В разделе, посвященном философии Востока, уже отмечалось, что она была неразрывно связана с религи­озным

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги