рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О монашестве

О монашестве - раздел Философия, «Христианская антропология» Протоиерей Евгений Шестун Таинство Брака Возвращает Человеку ...

Протоиерей Евгений Шестун

Таинство брака возвращает человеку полноту бытия. Ева была взята от Адама, и тем самым была нарушена полнота его бытия. Человек чувствует себя в истинном браке полноценным: «две плоти» становятся едиными (Быт. 2, 24), если говорить народным языком, «две половинки нашли друг друга, соединились в целое». В связи с этим я много думал: что же такое монашество? Почему монахи не ищут этой полноты? Чем она у них восполняема? К тому же, говорят, что нет различий между мужским и женским монашеством. Для меня все это было тайной и загадкой, пока я с этим очень близко ни встретился.

Следуя мирской логике, восполнение обязательно должно быть, оно необходимо. С этой точки зрения монашество рассматривается как восполнение своего бытия Богом, то есть как особая разновидность брака. Такое мнение достаточно распространено, и для примера приведем слова игумена Илариона (Алфеева) (ныне епископа): «Есть нечто существенно общее между браком и монашеством. Это не два противоположные пути, но два пути, которые во многом близки один другому. Человек как индивидуум – существо не вполне полноценное, он реализуется как личность лишь в общении с другим. И в браке восполнение недостающего происходит через обретение второй "половины", второго "я", через обретение "другого". В монашестве этим "другим" является Сам Бог. Тайна монашеской жизни заключается в том, что принявший монашество целиком ориентирует свою жизнь на Бога. Человек сознательно и добровольно отказывается не только от брака, но и от многого другого, доступного обычным людям, чтобы максимально сосредоточиться на Боге и посвятить Ему всю свою жизнь, все свои помыслы и дела. И в этом смысле монашество близко к браку»[133].

Когда я стал читать творения старцев о монашестве, то убедился, что монашество – на самом деле великая тайна. Если вы возьмете «Книгу для монашествующих и мирян», составленную архимандритом Иоанном (Крестьянкиным)[134], то в предисловии прочтете первые строки: «Монашество – великая Божия тайна. И для тех, кто дерзает вступить в эту святую тайну и приобщиться к истинному духу иночества, на все времена сохранил Господь в писаниях опыт Отцов, которые прошли этим путем в радость Вечности».

Иногда можно прочесть, что монашеский постриг – восьмое Таинство Церкви. Это Таинство, но в чем же оно? В письме к брату «О монашеском постриге»[135] архиепископ Серафим (Звездинский) попытался выразить невыразимое: рассказать, что происходит с человеком, когда совершается монашеский постриг. Прочтем начало этого письма: «Дорогой, родной мой брат! Христос посреде нас! Только что получил твое теплое, сердечное письмо, спешу ответить. Та теплота, та братская сердечность, с которыми ты пишешь мне, до глубины души тронули меня. Спасибо тебе, родной мой, за поздравления и светлые пожелания. Ты просишь, чтобы я поделился с тобой своими чувствами, которыми я жил до времени пострижения и последующее святое время. С живейшей радостью исполняю твою просьбу, хотя и нелегко ее исполнить. Как выражу я то, что переживала и чем теперь живет моя душа, какими словами выскажу я то, что преисполнило и преисполняет мое сердце! Я так бесконечно богат небесными, благодатными сокровищами, дарованными мне щедродарительною десницею Господа, что правда не в состоянии сосчитать и половины своего богатства.

Монах я теперь! Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей. Какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила...

Пойми ты, родной: меня, прежнего Николая (как не хочется повторять мирское имя!) нет больше, совсем нет, куда-то взяли и глубоко зарыли, так что и самого маленького следа не осталось. Другой раз силишься представить себя Николаем – нет, никогда не выходит, воображение напрягаешь до самой крайности, а прежнего Николая так и не вообразишь. Словно заснул я крепким сном... Проснулся, и что же? Гляжу кругом, хочу припомнить, что было до момента засыпания, и не могу припомнить прежнее состояние, словно вытравил кто из сознания, на место его втиснув совершенно новое. Осталось только настоящее – новое, доселе неведомое, да далеко будущее. Дитя, родившееся на свет, не помнит ведь своей утробной жизни, так вот и я: пострижение сделало меня младенцем, и я не помню своей мирской жизни, на свет-то я словно только сейчас родился, а не 25 лет тому назад. Отдельные воспоминания прошлого, отрывки, конечно, сохранились, но нет прежней сущности, душа-то сама другая…».

Стали принимать монашество мои духовные чада, которых я знал помногу лет. Сам я не монах и, присутствуя на постригах, только со стороны мог наблюдать, что происходит с людьми, которых я хорошо знаю и люблю. Я увидел, что на самом деле происходит великое Таинство: в монашестве умирает человек, но рождается ангел. И один из первых вопросов, который задается при постриге, звучит так: «Желаешь ли сподобиться ангельскому образу инокующих?» Монах – это ангел во плоти.

Ангел – существо бесполое, а раз он бесполый, то может жить вне брака, он не требует земного восполнения. Поэтому монашество не следует уподоблять браку. Это великое Таинство. Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что монахи восполняют число падших ангелов. В «Слове, произнесенном Старцем на постриге монахини…» он сказал: «Как назвать то, что мы видели сегодня? Ни перо, ни земной язык не могут выразить этого таинства. Велико и не исследовано честностное таинство монашеского пострига… Сестра наша Никифора! Возрадовались Ангелы на твоем сегодняшнем постриге, потому что увидели тебя входящей в их лик. Опечалились демоны, возрыдались плачем великим, потому, что ты заняла то место, на которое до падения были поставлены они… О!! Никифора, Никифора, велика твоя благодать, земной Ангеле Никифора!».[136]

Вы можете улыбаться, потому что монахов видели и знаете, можете говорить: «Рассказывай нам, батюшка, рассказывай, мы про них все знаем». Но я вам хочу сказать, что плотская природа остается, духовная брань не упраздняется: мир борется с ангелом внутри монаха, но мир никогда этого ангела уже не победит. Рано или поздно, пройдет десять лет, двадцать, но все равно ангел победит природу. Ангельское в монахе возьмет вверх, оно неистребимо уже, как образ Божий в человеке. Я бывал на Афоне, встречал там монахов, про которых разные истории об их «похождениях» рассказывали. Но проходило пять-шесть лет, и когда мы приезжали снова, то видели, что они становятся ангелами, молитвенными, благоговейными. «Невидимая брань монаха состоит в том, – по словам старца Ефрема Катунакского, – чтобы победить внутренние страсти, самого себя. Вначале встретишь ветхого человека, подобно Голиафу, но дерзай! Придет благодать, и поднимешься над страстями, над самим собой и увидишь другого человека, подобного новому Адаму, с другим духовным горизонтом, другим духовным одеянием, другой духовной пищей».[137]

Как может монах падать? Если он согрешает, если он падает, человеком он все же уже не сможет стать, ведь он – ангел. Монашеские обеты даются только один раз. И когда монах сам слагает с себя иноческие одеяния и даже вступает в брак, согласно каноническим правилам Церкви он продолжает оставаться монахом, но монахом падшим. Мы должны понять, что монах может быть падшим, а может быть вовсе отпавшим от Бога. Тогда кем монах становиться? Отпавший ангел – бес. Отпавший монах становится бесом. Вот это страшно! Могу привести только два случая, когда это происходит – самоубийство монаха и смерть под анафемой. Может быть, бывают и другие причины отпадения от Бога, я их просто не знаю.

На первый взгляд любой верующий человек мало чем от монахов отличается, но вы заметьте, как они молчат. Они уже умеют молчать, в отличие от нас. Монахи получают дар молитвы. У них лик обращен к Богу, а не к миру. Они стремятся к уединению, им хочется закрыться, у них уже идет молитва. Вы всмотритесь в монахов: их сразу можно узнать, они от нас отличаются.

Есть еще одна тайна: человек не может сам выбрать монашество. Только монахи могут выбрать человека для монашества. Кто благословляет на монашество? Опять монахи. Ангелы выбирают себе восполнение. Только они могут говорить: «Идем, вот ты! Идем к нам – ты готов». Ни один человек из мира, даже особо духовный, не в состоянии благословить на монашество, он может согласиться, понять, но благословить… Благословение родителей имеет большую духовную силу, но даже православные родители теряются перед тайной монашества. При постриге не требуется согласие и благословение родителей, точнее, этот вопрос даже и не возникает. Жития святых и жизнеописания подвижников Православия свидетельствуют о том, что большинство из них шли на монашеский постриг без благословения родителей. Родители удивляются: «Как такое может быть?» Воюют часто. Но ведь чадо к Богу идет! Радоваться надо!

Ангелов выбирают ангелы. Это дело монахов: выбрать готового к иной жизни и постричь его. Это монашеское священнодействие. А что должен делать избранный? Его дело сказать, помните, какие слова? – «Се, раба Господня; буди мне по глаголу твоему» (Лк. 1, 38). Это тот случай, когда, если нас призывают, то нужно хорошо помнить, что в Церкви два раза не предлагают.

Когда человек готов к монашеству? Когда он не откажется. Не потому, что он осознает, что готов, не оттого, что он собрался, а готов тогда, когда пришли к нему и сказали: «Идем!», и он ответил: «Иду!» Именно в этот момент и происходит выбор. Это удивительно! Ему говорят: «Сейчас, сейчас!» – «Почему не вчера? Почему не завтра? Что будет?» – «Надо сейчас!» – Я спрашивал: «Почему?» – «Ты не поймешь», – отвечают.

А потому, что неделей раньше человек сказал бы: «Нет!», – он побоялся бы. Через неделю он решит: «Я и без этого проживу». А нужно человеку в такой момент предложить, когда он твердо скажет: «Да!», – а потом, получив этот ангельский образ, он никогда от него не откажется.

Помните жизнеописание старца Сампсона (Сиверса)? В его родословной – знаменитые графы Сиверсы, министры и губернаторы при императрице Екатерине II и императоре Павле. Отец – датчанин, мать – англичанка. Когда их сын принял Православие, а затем монашество, мать сказала ему: «Мы вычеркиваем тебя из нашего рода». Впоследствии о. Сампсон стал одним из исповедников и святых подвижников многострадальной Русской Церкви ХХ столетия. Его расстреливали, много лет он провел в тюрьмах и ссылках. Кроме этого, обвиняя в прелести, не позволяли служить, во Псково-Печерском монастыре он пас коров. Но когда перед смертью его спросили: «Батюшка, если бы ты еще раз жизнь прожил, кем бы ты стал?», он ответил: «Я опять бы стал русским монахом!»

В монашестве есть дар, который человек, как драгоценную жемчужину, уже никогда ни на что не променяет. Если бы все это узнали, мы бы все туда побежали. Но Господь не всем это дает понимать. Как писал архиепископ Серафим (Звездинский) своему брату: «Кратко скажу тебе, родной мой, о моей теперешней новой, иноческой жизни, скажу словами одного инока: "Если бы мирские люди знали все те радости и душевные утешения, кои приходится переживать монаху, то в миру никого бы не осталось, все ушли бы в монахи, но если бы мирские люди наперед ведали те скорби и муки, которые постигают монаха, тогда никакая плоть никогда не дерзнула бы принять на себя иноческий сан, никто из смертных не решился бы на это". Глубокая правда, великая истина…».

Почему Православной Церковью руководит монашество? Потому что Церковь можно доверить только ангелам, а не людям. Вот ангелы и руководят. В Православии архиереев так и называют – Ангелы Церкви. На примере Западного мира мы видим, какая беда наступает, если Церковью пытаются управлять люди.

Почему я стал рассуждать и думать о монашестве? В прошлом году владыка Сергий пятый раз взял нас с собой на Афон. Там мы встречались со старцами. Старец Иосиф Ватопедский, который написал книгу об Иосифе Исихасте, всегда принимает нашего Владыку, беседует, а в этот раз и нам удалось повидаться с ним. Еще один старец, с которым мы встречались и беседовали, это Папаянис из скита святой Анны. Он высказал то, что я слышал несколько раз, и что меня всегда обижало. Старец сказал, что самый нерадивый монах лучше самого духовного «белого» священника. Я подумал: «Как так? Вот гордость! Вот ведь как монахи о себе мнят!» Но потом, когда стал размышлять о монашестве, то понял смысл того, что он сказал. Из его уст мы услышали, что самый нерадивый ангел ваше самого лучшего человека. А, разве, это не так? Ведь так! Как же с этим не согласиться?

Старец Паисий Афонский, два тома писем и проповедей которого недавно вышли в России, сказал удивительную вещь, что благодать священства не спасает самого священника. По его словам: «Священство – это не средство для спасения (человека, который его принимает)».[138] То есть только тем, что мы – священники, мы спасаться не можем. Хотя преподобный Силуан Афонский писал о том, что благодати в священнике столько, такое море, что если бы он ее видел, то обязательно возгордился бы. Поэтому Господь и не дает видеть это море благодати. А старец Паисий пишет, что благодать дается не для священника. Благодать священства спасает, но не его, а через него – других. Став священником, ты обрел благодать, обрел власть спасения других, помощи другим, но ты ею не спасешься. Тебе как человеку нужно самому подвизаться. Таинство священства природу человека не меняет, ты остаешься таким же – греховным, слабым, падшим. Но, тем не менее, ты имеешь власть и духовную силу помогать спасению других.

Таинство монашества меняет природу человека. Старец Паисий говорил: «Мне много раз предлагали стать священником, я всегда отказывался». Даже Вселенский Патриарх предлагал ему принять священство. «Мне, – говорил отец Паисий, – хватит монашества». Потому что монашество – это дар молитвы за весь мир.

Когда мы пытаемся стать исихастами, четки перебирать, молитву умную творить, то должны помнить, что это – монашеский опыт, ангельский опыт. Конечно, и мы должны быть ревностными, но все же опыт исихазма – это опыт монашеского бытия. А наше священническое служение – это опыт любви к ближнему. Если ты о себе забываешь, тогда в любое время, когда бы тебя ни подняли, ты идешь на служение с радостью. С радостью исповедуешь, отпеваешь, причащаешь и, главное, с радостью служишь Божественную литургию.

Когда одно мое духовное чадо готовилось к постригу, я переживал: «Как же так, молодая такая…» А она говорит: «Батюшка, не волнуйтесь. Постриг – это веселее свадьбы будет. Что такое свадьба… А постриг – это такая радость, такой праздник!» На самом деле это такое духовное торжество! Вы видели, когда совершается постриг, как ликуют монахи? Так они рады, что их полку прибыло.

У каждого человека есть два пути, и оба спасительные: путь Марфы и путь Марии (Лк. 10, 38-42). Путь Марфы – это деятельное служение ближним, таково призвание белого духовенства. Путь Марии – это выбор «единого на потребу», жизнь монашеская. Монах внимает Господу, сидя у Его ног. Оба пути спасительны, второй – выше, но не нам выбирать. И в монастыре погибнуть можно, и в миру спастись. Монашество – это лицо Церкви, которое всегда обращено к Богу, а священство – лицо Церкви, обращенное в мир, к людям. Вот такие у Церкви два лица радостных.


 


[1] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.:Прогресс,1990. — 368с: ил.

[2] Ухтомский А.А. Интуиция совести. – СПб, 1996. – С. 50.

[3] Медушевский В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. // Духовный собеседник. – 2001. - №3 – С. 201.

[4] Паисий Святогорец, старец. Духовное пробуждение: Слова т.2 - М.: Издательский Дом "Святая гора", 2001. - С. 65.

[5] Настольная книга священнослужителя. Т.8.-М.: Издательство Московской Патриархии, 1988. - С. 193.

 

[6]Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, святитель. Беседы на евангелие от Марка. Сер.: Подвижники ХХ столетия. Жизнеописания, воспоминания, творения.- М.: Издательство "Отчий дом", 1996. - С. 322.

[7] Иустин (Попович), преподобный. На богословском пути. – СПб., 1999. – С. 89.

 

[8] Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан Афонский. – М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. - С. 172.

[9] Беглов. А.Л. Старчество в трудах русских церковных ученых и писателей. – М., ПСТГУ, 2006. – С. 13.

[10] Паисий Святогорец, старец. Духовное пробуждение: Слова. Т. 2. - М.: Издательский Дом "Святая гора", 2001. - С. 250.

[11] Паисий Святогорец, старец. Духовное пробуждение: Слова. Т. 2. - М.: Издательский Дом "Святая гора", 2001. - С. 281.

[12] Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, 2000. – С. 30 – 31.

[13] Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, 2000. – С. 31.

[14] Там же. С. 23.

[15] Иосиф Исихаст, Старец. Выражение монашеского опыта. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – С. 308.

[16] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Ч. 1 и 2. – М., 1997. – С. 86.

 

[17] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 20 – 21.

[18] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 37.

[19] Дорофеев Д.Ю. Место ангелов в христианской картине мира // Книга Ангелов: Антология. – СПб.: Амфора, 2001. – С. 11.

[20] Лосский Н.В. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М., 1991.

С. 163 – 177.

[21] Дорофеев Д.Ю. Место ангелов в христианской картине мира // Книга Ангелов: Антология. – СПб.: Амфора, 2001. – С. 13.

[22] Дорофеев Д.Ю. Место ангелов в христианской картине мира // Книга Ангелов: Антология. – СПб.: Амфора, 2001. – С. 17.

[23] Там же. С. 18.

[24] Там же. С. 20.

[25] Ориген. О началах // Книга Ангелов: Антология. – СПб.: Амфора, 2001. – С. 82.

[26] Дорофеев Д.Ю. Место ангелов в христианской картине мира // Книга Ангелов: Антология. – СПб.: Амфора, 2001. – С. 22.

[27] Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии // Книга Ангелов: Антология. – СПб.: Амфора, 2001. – С. 102-115.

[28] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово об ангелах // Книга Ангелов: Антология. – СПб.: Амфора, 2001. – С. 462.

[29] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово об ангелах // Книга Ангелов: Антология. – СПб.: Амфора, 2001. – С. 462.

[30] Там же. С. 466.

[31] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово об ангелах // Книга Ангелов: Антология. – СПб.: Амфора, 2001. – С. 466.

[32] http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/falsemiracles/3.html

[33] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово об ангелах // Книга Ангелов: Антология. – СПб.: Амфора, 2001. – С. 468.

[34] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово об ангелах // Книга Ангелов: Антология. – СПб.: Амфора, 2001. – С. 470.

[35] Там же. С. 472.

[36] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово об ангелах // Книга Ангелов: Антология. – СПб.: Амфора, 2001. – С. 473.

[37] Там же. С. 473 – 474.

[38] Лосский Н.В. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М., 1991. – С. 280.

[39] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 139.

[40] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 152.

[41] Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, 2000. – С. 31.

[42] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 161.

[43] Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.

[44] Ос. 13, 14.

[45] 1 Кор 15, 55.

[46] Антоний (Подоровский), иеромонах. «Огласительное слово» на Святую Пасху святителя Иоанна Златоуста, как памятник гомилетического жанра // «Вера». – 2010. – №1. – С. 43.

[47] Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста.

[48] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 161.

[49] Бен Хобринг. Эволюция невозможна. http://www.biblicaldiscovery.info/index.php?option.

[50] Хунджуа А. Г., Неделько В. И., Прудников В. Н. Проблемы современной научной методологии. http://www.portal-slovo.ru/impressionism/

[51] Феофан Затворник, святитель. Собрание писем. Вып. I. – М., 1898. – С. 98.

[52] Беседа прп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни. – Сергиев Посад, 1914. – С. 11.

[53] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 62.

[54]. Там же. С. 63.

[55] Там же. С. 63.

[56] Яннарас Христос. Вера Церкви. Введение в православное богословие / Пер. с новогреческого. - М.: Центр по изучению религий, 1992. – 230 с.

[57] Честертон Г.К. Ортодоксия. Глава 4. http://www.goldentime.ru/hrs_chesterton_2.htm

[58] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 65.

[59] Там же. С. 65.

[60] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 67.

[61] Паисий Святогорец, Старец. Молодым людям, хотящим стать монахами.

[62] Настольная книга священнослужителя. Т. 4.– М., 1983. – С. 293 – 294.

[63] Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. – М., 1994. – С. 105 – 109.

[64] Настольная книга священнослужителя. Т. 4.– М., 1983. – С. 292 – 293.

[65] Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. – М., 1994.

[66] Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. – М.,1994. – С. 111 – 113.

[67] Ильин И.А. Собрание сочинений. Т 3. – М., 1993. – С. 153 – 154.

[68] Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М., 1994. – С. 104 – 107.

[69] Ильин И. А. Собрание сочинений. Т. 3. – М., 1993. – С. 152.

[70] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Ч. 1 и 2. – М., 1997. – С. 70.

[71] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Ч. 1 и 2. – М., 1997. – С. 71.

[72] Там же. С. 71.

[73] Там же. С. 71.

[74] Там же. С. 71.

[75] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Ч. 1 и 2. – М., 1997. – С. 72.

[76] Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого // Мир философии. – М., 1991. – С. 53.

[77] Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Пер. с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995. - 302 с.

 

[78] Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Том 3. Часть 1. – СПб.: Издательство Олега Абышко, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – 680 с.

[79] Священник Павел Гумеров. http://www.pravoslavie.ru/put/29226.htm

[80] Авва Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения и послания. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2005. – С. 158 – 159.

[81] Там же. С. 58.

[82] Нил Сорский, преподобный. О восьми главных страстях и победе над ними. Интернет ресурс: «Исихазм»: «http://www.hesychasm.ru/library/nilsor1/txt01.htm»

[83] Лука (Пинаев), архимандрит. В помощь кающимся. Сайт Церкви святителя Луки Украинской Православной Церкви Московского Патриархата: «http://ispovednik.narod.ru/kaushemca.htm»

[84] Нил Сорский, преподобный. О восьми главных страстях и победе над ними. Интернет ресурс: «Исихазм»: «http://www.hesychasm.ru/library/nilsor1/txt01.htm»

[85] Протоиерей Георгий Нейфах. О страстях и покаянии. Аскетика для мирян. http://theprayerbook.info/page,3,846-o-strastyax-i-pokayanii.html

[86] Протоиерей Константин Гипп. Что такое грех? http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/o_grehe

[87] Протоиерей Константин Гипп. Что такое грех? http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/o_grehe

[88] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 84.

[89] Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. - М.: Паломник, 1996. - С. 81.

[90] Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – М.: Издательство Московского университета, 1980. – С. 289.

[91] Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 335.

[92] Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998. – С. 102.

[93] Рафаил (Карелин), архимандрит. О молитве // Духовный собеседник. – 1997/2. - С. 51.

[94] Настольная книга священнослужителя. Т. 5. - М.: Издательство Московской Патриархии, 1986. - С. 618 – 619.

[95] Там же. С. 728.

[96] Там же. С. 718.

[97] Воронин Андрей, протоиерей, Гарин Д.В. Основные идеи воспитания в Ковалевском Детском Доме / В кн.: Ковалевский Православный Детский Дом. Вчера, сегодня, завтра… – Кострома: ''Областная типография им. Горького'', 2002. – С. 10.

 

[98] Коняев М.Н. Ангел Церкви. Документальное повествование о жизненном пути, деяниях и посмертных чудесах Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. – СПб.: Издательский дом «Русский остров», 2009. – С. 65 – 66.

[99] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 85.

[100] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 91.

[101] Иосиф Ватопедский, старец. От смерти к жизни. – М., 2007. – С. 19.

[102] Там же. С. 19 – 20.

[103] Там же. С. 23.

[104] Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. - М.: Паломник, 1996. - С. 152.

 

[105] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 95.

[106] Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. - М.: Паломник, 1996.- С. 170.

 

[107] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 99.

[108] Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. - М.: Паломник, 1996.- С. 172.

 

[109] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собрание писем. – М.: Правило веры, 2004. – С. 110 – 111.

[110] Меч и мир: православный взгляд. Из выступления профессора МДА А.И. Осипова на третьем "Открытом дне Московской Духовной Академии" 4 окт. 1998 г., подготовил Бессарабов А. // Встреча. – 1998. – № 3. – С. 6 - 7.

[111] Там же. С. 7.

[112] Шадриков В.Д. Происхождение человечности. -М., 1999. - С. 66.

[113] Иосиф Ватопедский, Старец. От смерти к жизни. – М.: Изд. Московского Подворья СТСЛ, 2007. – С. 15.

[114] Там же. С. 18.

[115] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций, ч. III, -М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. - С. 171.

[116] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций, ч. III, -М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. - С. 264.

[117] http://ru.wikipedia.org/wiki/Мытарства

[118] Серафим (Роуз), иеромонах. Вымысел ли мытарства?

[119] Осипов А.И. Посмертная жизнь души. http://www.spas-news.ru/biblioteka/bogoslovie/aiosipov-professor-posmertnaya-zhizn-dushi-otryvki-iz-knigi.html

[120] Осипов А.И. Посмертная жизнь души. http://www.spas-news.ru/biblioteka/bogoslovie/aiosipov-professor-posmertnaya-zhizn-dushi-otryvki-iz-knigi.html

[121] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 266.

[122] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 268.

[123] Там же. С. 275.

[124] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Т. 3. – М., 1997. – С. 282.

[125] Там же. С. 283.

 

[126] Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, 2000. – С. 108.

[127] Там же. С. 110.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

«Христианская антропология»

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О монашестве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гносеологические основы христианской антропологии.
Что такое гносеология? Гносеоло́гия (от др.-греч. «госис» — «знание» и «логос» — «учение, наука») или теория познания, раздел философии, в которой исследуется возможность познания человеком ми

Понятие об ангельском мире
Бог первоначально творит ангельский мир. Ангелами в Священном Писании называются бестелесные духи. Само слово «ангел» переводится с греческого как «вестник» и указывает на исполняемое ими служение.

Падение ангелов. Демонический мир
Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает следующее описание мира падших ангелов. «Но не все Ангелы сохранили свое первобытное достоинство, в котором были сотворены Богом: многие из них пали, и мы знаем

Происхождение человека.
Существует, как мы знаем, разные точки зрения на происхождение всей вселенной и человека. Основные из них следующие: религиозные (не только признающие Бога-Творца, но и языческие), атеистическая эв

Двуединство человеческой природы
Двуединство человеческой природы связано с проблемой пола, семьи и брака. В христианской антропологии подход к этой проблеме очень интересен и глубок. В частности Священное Писание говорит, что сот

Духовные основы православной семьи
Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и бл

Семья – малая Церковь
Выражение "семья – малая Церковь" встречается на страницах Священного Писания. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан-супругов Акилу и Прискилу и прив

Строение человека в свете христианской антропологии
Рассмотрим теперь тему состава человеческой природы, образа и подобия Божия в человеке - основных понятий антропологии. Христианская антропология утверждает, что человеческая ипостась является слож

Значение тела в составе человеческой природы
Интересен взгляд христианской антропологии на значение тела в составе человеческой природы. Этот взгляд существенным образом отличается от того, как понималась телесность в античности. В античной ф

Понятие о страсти
С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни

Понятие о грехе
Что такое «грех», что такое смертный грех, и чем отличается смертный грех от обычного? Грех (греч. amartia – ошибка, промах, мимо цели) – повреждение человеческой природы, б

Дух. Святоотеческое понимание духовности
Одним из важнейших понятий христианской антропологии является понятие духовности. Архимандрит Киприан (Керн) пишет о духе человеческом: «Вершина в человеке, соприкасающаяся

Иерархичность человека
Традиционно, в богословии целостность личности связывается с ее иерархическим устроением. Это та ситуация, когда личностные уровни дух-душа-тело иерархично соподчинены, при этом духовность занимает

Назначение человека
Методологически в вопросе о назначении человека христианская антропология выделяет три аспекта: назначение человека по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение ч

Понятие о грехопадении
Понятие о грехопадении является также одним из основных в христианской антропологии. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Как и все творение Божие, человек был создан совершенным. Будучи созд

Телесная смерть и бессмертие души
Идея бессмертия души есть идея чисто христианская. За пределами христианской традиции она не встречается. …Существуют учения, которые признают неуничтожимость духовного начала, духовной субстанции

Порядок мытарств
1. Мытарство празднословия (пустословие, безрассудные беседы, бесчинные песни, смех, хохот). 2. Мытарство лжи. 3. Мытарство осуждения и клеветы (грешников, виновных в грехе осужде

Соотношение христианской и светской антропологических моделей
Подведем краткий итог сказанному о христианской антропологии. В основе каждой педагогической и психологической теории, будь то теории воспитания и обучения, теории личности, теории межличн

Лекции по духовно-нравственному воспитанию личности в свете христианской антропологии.
Цель христианской жизни Человек – целостное существо: плотское, душевное и духовное. Что мы понимаем под понятиями «плотский человек» и «духовный человек»? Человек плотский – это не

О послушании
Я прошел по рядам, наблюдая, кто чем занимается на лекции. Вы пришли воспринимать слово, которое преподаватель вам будет нести в рамках учебной программы. Восприятие мира, предмета человеком идет ч

Вопросы к зачету по курсу христианской антропологии
1. Определение и предмет христианской антропологии. 2. Гносеологические основы христианской антропологии. 3. Научное и богословское знание. 4. Связь нравственности и позн

Темы семинарских занятий
1. Человек и духовный мир. Ангельский и демонический мир. Литература: 1) Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово об ангелах. Богословские труды т. 30. 2) Серафим (

В. Н. Тростников
Замечательный русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» показал, что действующими лицами всемирной истории являются не народы и нации, как думали р

Защитная скорлупа (государство)
Сформировавшись, ядро новой цивилизации немедленно должно окружить себя защитной скорлупой, иначе ему не дадут развиваться и задушат еще в колыбели. Такой скорлупой служат армия, защищающая ядро от

Житие преподобного Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного

Из жития преподобного Сергия Радонежского
«О епископе Стефане»[128] Чтобы не оставить в забвении другие чудотворения, совершенные блаженным Сергием, и его дар прозорливости, мы продолжим наше повествование о чудес

О страсти курения.
Протоиерей Георгий Нейфах. Хочу привести пример, в котором можно увидеть различные нюансы борьбы (со страстями). Пример этот касается некоторой «страстишки».

Туринская плащаница.
Есть только одна нерукотворная – поистине нерукотворная – икона, где мы видим тот же лик Спасителя, что и Пилат, иудеи и римские солдаты тем утром: обезображенный, залитый кровью, заплывший от побо

Начало мира
Вопрос о возникновении мира волновал людей во все времена. И всегда люди все силы своего разума употребляли на то, чтобы понять, откуда появилось все, что их окружает, как оно устроено и благодаря

Комментарии
1. Первое, о чем нам сообщается, это то, что у мира есть начало. Он не вечен. Мир сотворен из ничего, так как до его возникновения ничего не было. Был только Бог. Но Бог сотворил мир не из Себя, ми

Текст 7
Место и значение мужчины во вселенской иерархии[130] Игумен Георгий (Шестун) Какверно заметил А.П. Чехов: «Настоящий мужчина состоит из му

Семейная иерархия
Морозова Е.А.   Семейная иерархия включает в себя несколько контекстов: ●соподчиненность одного члена семьи другому; ●доминирование, влас

О монашестве
Митрополит Сурожский Антоний (Блум) Я приступаю к беседе о монашестве с большим внутренним трепетом, потому что, перечитывая службу пострига, с такой мучительной ясностью вижу, что

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги