рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ее предмет и функции

Ее предмет и функции - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 1. Происхождение Религии. 2. Религиозное Сознание, Его Особенности И...

1. Происхождение религии.

2. Религиозное сознание, его особенности и структура.

3. Религиозная деятельность и религиозные организации.

 

Происхождение религии

Религия есть социальный феномен. Ее форма и содержание зависят от социальных условий и каждая конкретная религия несет на себе существенные черты различных исторических эпох. Поэтому можно сказать, что религия есть универсальное духовное явление в жизни общества, которое объединяет с помощью вероучения, моральных и других ценностей определенные группы людей в религиозные организации.

Большинство современного населения планеты – верующие. Вся сознательная история человечества, сохранившаяся в письменных памятниках культуры – это история религиозного человечества. О наличии у древнего человека религиозных представлений можно судить лишь косвенно, на основании археологических данных, в основном по характеру захоронений. Считается, что религия появляется 30–50 тыс.лет назад. Именно в это время возникает чисто человеческая форма коллективности и сознание человека становится способным к абстрактному мышлению, без которого невозможны религиозные представления.

Религия – сложное социальное явление, порождаемое целой группой причин, которые принято подразделять на социальные, гносеологические и психологические предпосылки религии.

Социальные причины религии. Религия – социальное явление, поэтому ее корни следует искать в условиях общественного бытия. Главная причина религиозности - бессилие человека перед силой социальной закономерности. В первобытном обществе - это бессилие перед силой природы и рода, в развитом обществе - перед стихией общественного развития. Это бессилие может быть реальным, связанным с низким уровнем общественного развития, или мнимым, иллюзорным, когда человек не осознает своих реальных сил.

С возникновением имущественного неравенства и государства появляются господствующие религии, которые поддерживаются государством. Поэтому главными, определяющими среди причин, воспроизводящих конкретную религию или способствующих появлению новой, выступают именно социальные.

Гносеологические причины религии коренятся в особенностях и закономерностях процесса познания. Познание имеет свои закономерности, которые ведут к правильному или искаженному отражению объекта. Существует возможность отрыва фантазии от действительности, абстракции от реальности. Наше мышление представляет продукт своей деятельности как на самостоятельную реальность.Иной раз трудно, а порой и невозможно установить земные корни абстрактных представлений. Идеальное начинает мыслиться, как самостоятельная реальность. К тому же деятельность человека носит целеполагающий характер, т.е. любому деянию всегда предшествует идеально поставленная цель.

Психологические предпосылкирелигии являются главными среди причин, порождающих индивидуальную религиозность. Люди не только фиксируют отражаемый мир в сознании, но и переживают его. Так возникает религиозное чувство. Одним из главных чувств, порождающих необходимость в религиозном утешении, является страх – перед смертью, потерей близких, социальными неурядицами. Известное выражение гласит: «Страх породил богов».

Изучение религии включает не только ее описание, но и вопросы ее происхождения и развития. В религиоведении до XVIII-ХIХ веков господствовало теологическое направление, исходившее из идеи врожденной религиозности и прамонотеизма. В начале XIX в. в религиоведении сложилась мифологическая школа, основоположник которой Макс Мюллер (1823-1900) выдвинули концепцию происхождения религии из солярного мифа (поклонения солнцу).

Сторонники антропологической школы, которую основал Э. Тейлор (1832-1917) видели в религии продукт развития самосознания человека. В книге “Первобытная культура” Э. Тейлора предстают анимистические идеи как результат одухотворения силой человеческого сознания природы, как доступный дикому человеку способ познать себя.

Основатель магической школы в религиоведении Дж. Фрезер (1854-1904) в книге "Золотая ветвь" показал, что религия - один из этапов развития человеческого мышления, которое идет от магии через религию к науке.

Марксистская школа - одна из влиятельнейших в современном религиоведении, рассматривает религию как закономерный этап жизни общества, который имеет свое начало, развитие и свой конец.

Большой вклад в уяснение причин потребности человека в религии внесла теория психоанализа З. Фрейда.

 

Религиозное сознание, его особенности и структура

Процесс отражения общественного бытия в общественном сознании не является зеркальным, а осуществляется в формах общественного сознания. На уровне общественного бытия религиозное сознание порождает религиозную идеологию и религиозную психологию и имеет специфические черты: особая форма отражения (бытие отражается в фантастическом виде) и особый объект отражения (наиболее активно отражаются силы и процессы, гнетущие человека).

Среди особенностей религиозного сознания следует отметить фантастическое отражение действительности, удвоение мира на мир реальный и сверхъестественный; признание реальности сверхъестественного; идея бога; относительная самостоятельность религиозного сознания (которая проявляется в следующих чертах: наибольшая удаленность религии от общественного бытия и изменений в нем, отставание от изменений в общественном бытия, активная преемственность и медленная изменяемость религиозного сознания).

Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Под сверхъестественным религия понимает все то, что стоит над миром реальных вещей и явлений. Признание реальности сверхъестественного в религиозном сознании осуществляется через веру. Религиозная вера - обязательный признак религиозного сознания и главная его ценность.

Вера является компонентом всякого, а не только религиозного, сознания как выражение высокой степени убежденности. Но религиозная вера рассматривается как переживание, а ее аргументация - как низшее по отношению к ней, ибо вера не испытывает нужды в аргументации: знание строится на опыте, а вера - на доверии к изрекаемой истине, знание принадлежит уму, а вера - сердцу.

В религиозном сознании имеется совокупность идей и чувств, которые свойственны всем религиям. Именно они и составляют структуру религиозного сознания.

В каждой религии есть анимистические (лат. anima – душа) идеи и чувства. Вера в группу идей и эмоций, связанных с представлением о реальности сверхъестественных существ и сущностей, утверждающая возможность общения человека с ними называется анимизмом. В каждой религии есть анимистические идеи и чувства. Они составляют анимистический элемент религиозного сознания.

Идея реальности сверхъестественного находит выражение в мифах, отражающих явления природы и общественной жизни. Это мифологическийэлемент религиозного сознания.

В религиозном сознании имеются представления о сверхъестественных качествах отдельных предметов и явлений - это фетишистский элемент религиозного сознания.

Представления о сверхъестественном характере действий, культа составляют магический элемент религиозного сознания.

Следует отметить также, что степень зрелости, развитости религиозных представлений у разных людей и даже у разных слоев общества неодинакова. Поэтому различают в религиозном сознании два уровня - обыденный, включающий повседневные религиозные представления рядовых верующих, и богословский, или теологический, где положения вероучения рассматриваются и аргументируются с помощью философии.

 

Религиозная деятельность и религиозные организации

Религия - сложный социальный комплекс, включающий не только представления, но и реальные действия и организации. Религиозные отношения - не только отношения людей к Богу, а своеобразные отношения людей друг к другу. Религиозная деятельность имеет раздвоенный характер: во-первых, она направлена на реальный мир с целью удовлетворения реальных потребностей, а - во-вторых, на сверхъестественный мир, с целью удовлетворения представлений о загробной жизни. Такая деятельность выступает как культ - совокупность религиозных действий в виде разного рода обрядов и церемоний, связанных с отношением людей к сверхъестественному. Цель культовых действий - влияние человека на потусторонний мир. В культе используются различные искусства, что усиливает его эмоциональное воздействие. Рядовые верующие различия между религиями воспринимают именно в области культа.

На основе общности религиозных представлений и культа происходит общение верующих, формируются религиозные организации. В пределах религиозных организаций возникает стабильность вероучений и культов.

В процессе исторического развития религиозные организации приобрели разнообразные формы. В условиях первобытного общества религиозная организация была элементарной. С появлением государств выделяются локальные религиозные направления. В ранних государствах возникают храмовые организации, в более развитых общественных системах образуется церковь, которая занимает особое место в государстве. Развитие церквей сопровождалось появлением монастырей, монашеских орденов, политических религиозных партий.

Осуществление религиозного культа тоже имеет свою историю. В доклассовом обществе культ носил характер коллективной деятельности. С усложнением общественной жизни появляются жрецы, маги. В развитых обществах появляется специфическая профессиональная группа - духовенство, которое монополизирует культовую деятельность.

Основнойфункцией религии является мировоззренческая. Мировоззрение реализуется в виде норм и установок деятельности. Структурным ядром мировоззрения является либо философское, либо религиозное сознание. На основе этого возникает установка к деятельности, религиозное понимание ценностей. Поэтому верующие ищут в священных книгах ответы на все вопросы бытия.

Религия создает определенную систему норм и ценностей, которые призваны закреплять веру в сверхъестественное. Ассимилируя многие общечеловеческие ценности, религия выполняет регулятивную функцию.

На основе общности вероучения человек приходит к осознанию своего единства с определенной группой. Т.е. религия объединяет людей по религиозному признаку (или разъединяет) - в этом состоит ее интегративная функция.

Религия формирует определенные нормы общения людей и восприятия ценностей культуры – нормативная функция, а также определяет на их основе формы общения верующих - коммуникативная функция религии. Но центральной, специфической для религии остается компенсаторная функция - религия призвана дать утешение и воздаяние за страдания человека в земной жизни.

Классификация религий.Вопрос о классификации религий требует обоснования принципа, который будет положен в ее основу. Признавая исторический характер религиозных представлений, мы исходим из того, что религии развивались и изменялись вместе с историческими условиями, их породившими. Поэтому, в зависимости от исторического типа общества различают: а) религии первобытного общества; б) религии раннеклассовых формаций; в) религии феодального общества; г) современные религии.

Развиваясь вместе с обществом, религия обладает определенной самостоятельностью, своей внутренней логикой развития. Различные вероучения могут различаться уровнем осмысления общезначимых для религия положений, прежде всего пониманием идеи бога. В зависимости от этого мы имеем дело с политеистическими религиями, которые были типичны для ранних обществ, и с религиями монотеистическими, которые характерны для обществ с высокоразвитыми идеологическими системами. Иными словами, развитие идеи сверхъестественного идет от политеизма - многобожия к монотеизму – единобожию.

Несмотря на многообразие существующих культов, ведущими становились те религиозные концепции, которые с помощью своей идеологии смогли объединить возможно большее число людей. Поэтому среди многообразия современных религий можно выделить следующие их типы в зависимости от характера и широты распространения: а) мировые религии – религии, которые распространены практически по всему земному шару и исповедуются людьми независимо от их национальной или государственной принадлежности (мировых религий три: христианство, ислам, буддизм. Первые две относятся к монотеистическим); б) национальные (национально-государственные) религии, которые распространены среди людей одной национальности или в пределах одного государства (иудаизм - национальная религия евреев; индуизм, сикхизм, джайнизм - религии Индии; даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии); в) племенные культы - религии коренного населения тропической Африки, Океании, северных народов.

 

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Современный философский словарь. – М., 2004. Ст. «Религия», «Сакральное», «Теология», «Теологическое доказательство бытия Бога».

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Религия», «Миф», «Теология».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Релігія», «Релігієзнавство», «Релігійність».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Донецкий национальный университет экономики и торговли... Имени Михаила Туган Барановского... Кафедра философских наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ее предмет и функции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 87я 73
О 85 УДК 1 (075. 8) Авторы: Никитин Л.Н., д.ф.н., проф. (темы 1,5,7-9,11,12,17, практическая часть, словарь основных терминов); Алексеева Л.А., к.ф.н., проф.(тема

Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Данную вводную тему к курсу рассмотрим по следующему плану: 1. Мировоззрение, его сущность и структура. 2. Предмет философии. 3. Основные функции философии.

Основные исторические типы философии
  1. Античная и средневековая философия. 2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 3. Немецкая классическая философия.  

Философская мысль в Украине XI – XXI вв.
  1. Философские идеи в культуре Киевской Руси. 2. Развитие философской мысли в Украине XV – XVIII вв. 3. Философия в Украине в XIX – начале XXI вв.  

Основные философские концепции современности
1. Позитивизм: эволюция и основные идеи. 2. Марксизм и его место в истории философии. 3. Антропологические школы в философии.

Модуль I**.
  1.1. Материализм – это признание: - первичности сознания, вторичности материи, - материальных благ, - первичности материи и вторичности сознания?

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ ЧАСТЬ: Модуль І.
  1. Объясните: является ли выражением точки зрения материализма положение, согласно которому вначале возникла материя, а затем сознание?   2.Укажите: как назыв

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ответы на тесты Модуля І.
1.1. - первичности материи, вторичности сознания; 1.2. – идеализм; 1.3. - материализм - это признание первичности материи и вторичности сознания; 1.4. - признание

Философское понимание мира: бытие, материя
  1.Категория «бытие», ее смысл и специфика. 2. Материальное единство мира. 3. Основные атрибуты материи.   Категория «бытие»,

Философское понимание сознания
1.Понятие и структура сознания. 2.Происхождение и сущность сознания. 3.Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.    

Общественное сознание и его структура
1. Индивидуальное и общественное сознание. 2. Структура общественного сознания. 3. Формы общественного сознания. Индивидуальное и общественное сознание

Познание и его основные формы
  1. Познание как философская проблема. 2. Чувственное и рациональное познание и их формы. З. Проблема истины в философии и науке.  

Научное познание
1. Специфика научного познания. 2.Cоотношение эмпирического и теоретического знания. 3. Формы и методы научного познания.   Специфика научног

Диалектика, ее законы и категории
  1. Диалектика и ее альтернативы. 2. Принципы и законы диалектики. 3.Важнейшие категории диалектики.   Диалектика и ее альте

Модуль II.
  2.1. Бытие - это: - существование только предметов материального мира; - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; - досто

Модуль ІІ.
  1. Обоснуйте: с позиции какого направления в философии считается верным утверждение: «Материя есть постоянная возможность ощущений»?   2. Прокомментируйте сле

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Ответы на тесты модуля ІІ: 2.1. - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; 2.2. – Гераклит; 2.3. – идеализма; 2.4. – объективную реальност

Общество: основы философского анализа
1. Общество как подсистема объективной реальности. 2. Проблема построения теоретической модели общества. 3. Социальное познание и его специфика. Общество к

Общество как развивающаяся система
1. Понятие общественного производства. 2. Основа социального бытия общества. 3. Политическая система общества, ее структура. Понятие общественного произв

Бытие человека как проблема философии
  1. Проблема человека в истории философии. 2. Социально-природная сущность бытия человека. 3. Смысл жизни как функция человеческого бытия.  

Личность и общество
  1. Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом. 2. Cоотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности. 3. Социальны

Культура и цивилизация
  1. Понятие культуры и цивилизации. 2. Закономерности культурно-исторического процесса. 3.Научно-технический прогресс и развитие культуры.  

Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности
  1. Понятие социального прогнозирования. 2. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 3. Перспективы социального развития.  

Модуль ІІІ.
  1. Прокомментируйте следующее положение Герцена: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы это несправедливо, в действительности нет никаких строго пров

Ответы на тесты модуля ІІІ.
3.1. – натурализм; 3.2. – географического детерминизма; 3.3. – геополитика; 3.4. – сознание; 3.5. – натурализм; 3.6. – идеализм; 3.7. – экономику; 3.8. – материализм; 3.9. – государство; 3

Предмет этики
  1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность». 2. Предмет этики и ее основные проблемы. 3. Этика - практическая философия, ее социокультурная значимость.

Основные этические учения
  1.Античная и средневековая этика. 2.Этика эпохи Нового времени и Просвещения. 3. Современные этические теории.   Античная и с

Категории этики
  1. Классификация категорий этики. 2. Важнейшие этические категории. 3. Смысл жизни и счастье. Культура общения и этикет.    

Эстетика как наука и ее категории
1. Предмет эстетики. 2. Категории эстетики. 3. Эстетика и практика.   Предмет эстетики Понятие "эстетика&qu

История эстетической мысли
  1. Эстетические взгляды античности и средневековья. 2. Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени. 3.Эстетическая мысль Украины.  

Тема 23. Художественная реальность Украины и пути эстетического воспитания студентов.
  1. Художественная реальность: формы и способы существования. 2. Эстетическое воспитание и его функциональные особенности. 3. Государственная политика в области кул

Тема 24. Логика как основа философского мировоззрения.
  1. История и предмет логики. 2. Логика и язык. 3. Логический анализ понятий и основных законов логики. История и предмет логики

Задачи и упражнения.
1. Немецкий философ Ф.Ницше сказал: «Без логики нет ни восприятия, ни настроения, ни представления». Как вы понимаете это высказывание и разделяете ли его? 2. О каком значении лог

Умозаключения
1. Простые суждения, их виды и состав. 2. Сложные суждения, их виды и логические значения. 3. Понятия об умозаключении и его видах. Простые суждения, их

Задачи и упражнения
1. В нижеприведенных выражениях выделите истинные, ложные и неопределенные высказывания: а) Тиха украинская ночь! б) Атом – мельчайшая частица вещества. в) Все металлы – твердые вещества.

Логика дискурса. Доказательство и опровержение
1. Понятие дискурсивного мышления. 2. Понятие доказательства. 3. Понятие опровержения. Понятие дискурсивного мышления

Подмена тезиса.
В процессе доказательства нередко нарушается первое правило по отношению к тезису вследствие его подмены. Не находя аргументов для данного тезиса оппонент умышленно или неумышленно подменяет изнача

Правила к аргументам.
К наиболее важным относятся следующие: 1. Аргументы должны быть истинными и не противоречащими друг другу. Противоречащие аргументы взаимно отрицают друг друга и не могут быть основаниями

Ошибки в аргументах доказательства.
1. Ложность оснований, которая в логике называется «основное заблуждение». Это заблуждение происходит при нарушении первого правила аргументов («истинности аргументов»), когда истинный аргумент зам

Ошибки по отношению к демонстрации.
Несмотря на разнообразие нарушений правил демонстрации, они сводятся к тому, что нарушается логическая связь между аргументами и тезисом доказательства. И тогда тезис логически не следует из аргуме

Общая характеристика христианского вероучения.
  Современные национальные религии Среди национальных религий особое место занимает иудаизм, который нередко называют мировой религией.

Реализация принципов свободы совести в Украине.
  Принцип свободы совести в европейской культуре В истории человечества религия была и остается наиболее массовым мировоззрением. Регулировани

Культурология как наука и ее категории
1. Культурология, ее предмет и специфика. 2. Категории культурологии. 3. Методы и принципы исследования культуры. Культурология, ее предмет и специфика

Необходимым компонентом в познании культуры являются методы, то
есть конкретные способы получения нового культурологического знания. Культурология использует различные методы изуче­ния культуры. Важнейшими из них являются. Диахронический метод

Сущность культуры и ее генезис
  1. Сущность и основные функции культуры. 2. Культурогенез и типология культур. 3.Модернизм и постмодернизм как теоретические модели современной ку

Феномен и тенденции развития культуры Украины
1. Понятие украинской культуры. 2. Исторические особенности развития национальной культуры 3. Основные тенденции развития культуры Украины Понятие украинск

Основных терминов курса
Агностицизм - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира. Аксиология -учение о ценностях. Альтернатива

Практика(гр. praktikos - деятельный, дельный) -предметная, чувственно-материальная целенаправленная деятельность людей.
Предмет философии - область духовной деятельности человека, а так же осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире. Представлени

Навчальне видання
  Автори: Нікітін Л.М., д.ф.н., проф. (теми 1, 5, 7-9, 11, 12, 17, практична частина, словник основних термінів); Алєксеева Л.О., к.ф.н., проф. (тема 6); Андрєєва Т.О., д.ф.н., проф.

Підручник
(російською мовою)     Технічний редактор О.І. Шелудько   Зведений план 2009 р., поз. № ___ Підписано до друку ­­­­­­­­­­­­_____

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги