рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Духовный мир человека

Духовный мир человека - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Итак, Что Же Такое Духовность, Из Чего Она Складывается И Как Формируется, Во...

Итак, что же такое духовность, из чего она складывается и как формируется, воспитывается? Понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. Прежде всего духовность включает в себя разум, культуру мышления, уровень и качество знаний, эмоциональное и нравственное развитие. На этом духовность не исчерпывается, так как данное определение подчеркивает в духовном приоритет рационального, просветительского, то, что можно достичь образованием. Конечно, без всего этого неправомерно говорить о духовности, но и сводить ее только к этим качествам также нельзя. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию, чем сфера рациональности, рационального освоения мира. Главное в духовности не обретение знаний, не количество и не разнообразие их, а их смысл. Многознание не показатель духовности. Знания становятся духовными, когда они становятся осознанным средством постижения смысла внешнего и внутреннего мира человека, средством освоения высших ценностей, таким как истина, добро, красота. Духовность - это способность прочувствования, переживания смысла этих ценностей, внутренняя, непринужденная извне готовность и возможность поступать, действовать в духе их требований. Духовность предполагает свободу личности. Формируя свою духовность, человек восходит, поднимается именно к этим идеалам и реализует их в своем жизненном пути. При этом он выходит за рамки узко-эмпирического бытия, преодолевает свой эгоизм, своекорыстие. Человек обретает совесть, т.е. наиболее высокую меру нравственности, которая определяет его духовный мир, духовную культуру. Люди больше различаются по духу, чем биологически и социально. Духовный мир человека более автономен и сокрытен, он имеет свои закономерности, которые трудно познаваемы.

Однако в толковании проблемы духовности, особенно ее истоков, нет единого мнения. Более того, существуют достаточно полярные точки зрения. Наиболее распространенной и авторитетной является утверждение о религиозном основании духовности и ее существенного компонента - нравственности. Не подлежит сомнению, что религиозная этика, основой которой являются десять моисеевых заповедей, стала кодексом поведения для миллионов людей. Многие положительные начала общественной жизни укоренены в глубинах религиозного сознания. Религиозная вера всегда помогала человеку обрести силу для сопротивления невзгодам жизни. И сегодня, в условиях обострения мировоззренческих и моральных проблем, православная церковь проводит большую работу по духовному возрождению России. Все это дает основание утверждать не только о законности, но и общественной необходимости религиозной духовности.

В то же время было бы неверно отождествлять духовность только с религиозностью. История человеческой культуры свидетельствует о том, что духовность существует не только в сфере религии. Духовными являются не только верующие. Нерелигиозность не значит бездуховность. Так, например, основные идеи гуманизма о ценности человека и его жизни, об отношении к другому как к цели, а не средству, о чести и достоинстве, безусловно, обладают качествами духовности.

Таким образом, правомерно говорить о двух разновидностях духовности: религиозной и светской. Их противопоставление, ставшее традиционным, серьезно нарушает единство и целостность духовного бытия человека, мешает преодолению аморальных явлений в современной жизни, тем более, что у христианской и светской мысли общий интерес и общая задача - помочь человеку быть и стать человеком, осознать свое кровное единство с другими людьми и разделить ответственность за их судьбу.

Поле деятельности социального работника чрезвычайно обширно. Его клиентом практически может быть каждый человек. Он его не выбирает. И среди его клиентов оказываются самые различные люди. Одни из них могут быть, к примеру, образованными и воспитанными людьми, а другие - отчаявшимися в жизни пессимистами. В любом обществе духовное сосуществует рядом с бездуховностью, как добро со злом.

Что такое бездуховность, каковы ее характерные черты, в чем и как она проявляется в житейском мире современного человека? Бездуховность понимается как противоположное духовности, как отсутствие высших целей и ценностей, как господство низменных, плотских интересов и влечений. Наиболее характерными проявления бездуховности являются отсутствие целей, идеалов и смысла личного бытия; низкая ценность человеческой личности, даже самой человеческой жизни; безверие и не только в Бога, но вообще ни во что, ни в людей, ни в государство, ни в самого себя; утрата совести, чести и достоинства. Во взаимоотношениях с другими людьми такой человек преследует лишь личные выгоды, мелочные эгоистические расчеты. Как не желательно, но происходящие реформы, во всяком случае на данном этапе, объективно способствуют росту бездуховности. Ныне в определенной части общества культивируется прагматическая, потребительская мораль. Материально-вещное богатство, деньги и власть сильного стали для некоторых социальных групп ведущими ценностями, а средствами их достижения - насилие и обман. Понятно, что все это никак не способствует пробуждению “добрых чувств” у людей, а, наоборот, приводит к ожесточению, озлобленности, нетерпимости. Общественные организации, а также система образования, призванные заниматься проблемами нравственного воспитания, заняты заботами самовыживания и им, как говорится, сейчас не до вопросов духовности. Государство слишком рано сняло с себя функции защиты культурного пространства молодежи и детства, не принимает, к сожалению, никаких мер для сохранения положительных элементов прежней системы воспитания, т.е. допустило традиционную для политической истории России ошибку - нигилистическое отрицание своего прошлого. Однако жизнь постоянно убеждает нас в другом - без опоры на материальное и духовное наследие прошлого, без творческого включения его в структуру инноваций, без позитивных традиций построить подлинно новое общество невозможно. С одной стороны, сейчас идет процесс индивидуализации общественной жизни, который приводит к раскрепощению личности, создает простор для свободного развития способностей и проявления личной инициативы. С другой стороны, индивидуализация, не ограниченная рамками закона и нравственными нормами, признавая только собственную свободу и только свои, чисто эгоистические интересы, ведет к попранию свободы других. Следовательно, общество становится ареной борьбы за существование между отдельными индивидами, а успеха в этой борьбе добиваются, как правило, не честные и нравственные, а наиболее ловкие и приспособленные. Как не парадоксально, но эти реалии нашей жизни кое что напоминают из учения небезызвестного английского экономиста Т.Мальтуса о биологизаторстве.

На формирование взглядов человека, его нравственности, социального поведения непосредственное воздействие оказывает окружающая социальная Среда. Многое в человеке складывается в процессе труда и трудовых отношений в коллективе. Большую роль в становлении человека как личности играют социально-политические факторы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кафедра философии... ФИЛОСОФИЯ... СОЦИАЛЬНОЙ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовный мир человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Человек и его мировоззрение
Социальная работа, гуманистическая по своим целям и методам, не может эффективно решать свои задачи без пристального внимания к пониманию мировоззренческой сущности индивида. В противном случае она

Факторы формирования мира человека
Первой, естественной средой, в которую человек вступает рождаясь на свет, является семья. Семья стоит в самом начале жизненного пути человека. Каким он будет в дальнейшем, разовьются или погибнут е

Духовное и нравственное как высшие измерения социального бытия
Различные понимания духовного и духовности, имеющиеся как в религиозной, так и светской литературе, объединяет один общий момент. Духовное всегда связывается с выходом за пределы эгоистических инте

Гуманизм как форма жизненной практики и основание социальной работы
Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы является гуманизм. “Явление” гуманизма в жизненный мир - многоплановый, развернутый в историю процесс

Ценности и нравственные ориентиры социальной работы
Духовную силу люди обретают лишь тогда, когда в каждом отдельном случае добиваются гуманности. Однако они слишком мало для этого прилагают усилий, чувствуя себя во власти расчетливой и безличной мо

Ответственность как конституирующий принцип социальной работы
Принципы и стандарты этического поведения сведены, как правило, в национальные и международные уставы, кодексы, декларации. В них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной

Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе
Рассмотренные нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, любовь, благополучие людей, социальная справедливость, ответственность - являются теми

Социальная работа и общественные науки
Исключительно важным для понимания современной концепции социальной работы имеет разное отношение различных обществ к са­мому понятию человека и его социального состояния. В одних культу­рах беднос

Социальная работа и социальная история
Границы социальной работы как сферы социального действия мо­гут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах. Это связано с тем, что параллельно с развитием как само­го о

Социальная работа и социально-политическая антропология
Сущностно-функциональная характеристика социальной работы не будет достаточно полной, если не рассмотреть ее через призму науки о власти. Социальная работа осуществляется при помощи

Социальная работа и культурно-религиозная антропология
Очевидно, что одна из функций социальной работы состоит в том, чтобы адаптировать психику человека к реальной дей­ствительности, внести элемент психологического равновесия, ослабить дух воинствующе

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  Проблема философско-религиозных аспектов социальной работы довольно актуальна, ибо как показывают многочисленные социологические исследования среди социальных работников и их клиент

ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЬ Вместо заключения
  Было бы странно видеть прямую связь философии как особой мудрости человеческого духа с профессионально-технологической деятельностью социального работника. Эта связь относится к тип

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги