рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв.

Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв. - раздел Философия, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ Западно-Европейскую Философию Xix Века Называют Неклассической Фил...

Западно-европейскую философию XIX века называют неклассической философией, поскольку она начинается с критики систем немецкого идеализма, и прежде всего – спекулятивной системы Гегеля как вершины всей предшествующей «классической философии». Многообразные течения неклассической философии объединяет отказ от рациональной метафизики, от понятия философии как высшей науки.

В XIX веке начинается развитие трёх ведущих направлений современной философии: 1) позитивизма, сводящего философию к анализу или синтезу конкретно-научного знания, т.е. отводящего ей роль «служанки науки» (О. Конт); 2) марксизма, ставящего философию на службу революционному преобразованию мира и построению коммунистического общества (К. Маркс); 3) иррационализма как «метафизики воли» и «философии жизни», (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Рационализм и классические направления сохраняются, принимая модернизированную форму, но уже не господствуют (неокантианство, неогегельянство, неотомизм).

Позитивизм – (от лат. positivus - положительный) - философское направление XIX-XX вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретических построений. В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа, сохраняя при этом некоторые основные особенности, которые и позволяют говорить о нем как о едином направлении философской мысли.

Родоначальником позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857 гг.). Основные труды: «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии». Для Конта, как и для позитивизма вообще, главным в науке являются факты - твердые, несомненные, устойчивые факты. Основное дело науки - собирать эти факты и систематизировать их. Наиболее известная теория Конта, это – знаменитый «закон трех стадий», применимый, согласно Конту, к истории цивилизации, индивидов и каждой из наук. Для первой, или теологической, стадии характерен фетишизм: все происходящее объясняется действием сверхъестественных сил, богов и духов. Вторая, или метафизическая, стадия является переходной, на место сверхъестественных агентов заступают в качестве причин абстрактные агенты, такие, как «идеи», «силы» и «последние сущности». На третьей, или позитивной, стадии – в которую, как полагал Конт, европейская цивилизация только начинает входить – разум убеждается в тщетности всякого исследования причин и сущностей. Человек принимается за наблюдение феноменов и формулировку дескриптивных законов (или координацию феноменов); его интересует не то, почему случаются вещи, но только то, как они происходят. Отличительным признаком позитивного знания является его способность делать успешные предсказания и в определенных границах создавать возможность управления ходом событий.

Популярность позитивизма была обеспечена деятельностью двух английских последователей Конта - Гербертом Спенсером (1820-1903 гг.) и Джоном Стюартом Миллем (1806-1873 гг.). Их работы определили облик и многие характерные черты нового направления: подчеркивание безусловной надежности и обоснованности эмпирического знания - знания фактов; настороженное отношение к теоретическому знанию, включая обобщения, законы, теории; склонность к инструменталистскому истолкованию теоретического знания; превознесение науки в ущерб философии и другим формам духовной деятельности.

Эти черты сохранились во втором позитивизме, получившем название «махизм», или «эмпириокритицизм», который приобрел широкую популярность в научных кругах в конце XIX начале XX вв. Лидером позитивизма в этот период становится Эрнст Мах (1838-1916 гг.), придавший позитивизму новую форму, Мир, с точки зрения Маха, состоит из элементов, которые представляют собой соединение физического и психического. Поэтому в отношении физического мира и человеческого сознания эти элементы нейтральны: они не включаются полностью ни в первый, ни во второй. Учение о нейтральных элементах мира должно было, по мысли Маха, преодолеть крайности материализма и идеализма и разрешить противоречия между этими направлениями в философии.

Термин "эмпириокритицизм" был введен Рихардом Авенариусом (1843-1896 гг.) - для обозначения "надпартийной" философской позиции, критически рассматривающей все, якобы проверенные, истины. Эмпириокритики провозгласили возвращение к опыту, который нельзя трактовать ни идеалистически, ни материалистически.

Третий всплеск интереса к позитивизму проявился в начале XX века, когда сформировался и быстро завоевал широкую популярность неопозитивизм, или логический позитивизм. Его отличительная особенность состоит в том, что при сохранении основных установок позитивистской философии он широко использует аппарат математической логики для формулировки и решения философских проблем. Наиболее известным представителем логического позитивизма является Бертран Рассел (1872–1970 гг.) - английский философ и математик, внесший значительный вклад в развитие математической логики, лауреат Нобелевской премии по литературе (1950). Важнейшая работа Рассела «Начала математики» была написана в соавторстве с А.Н.Уайтхедом. Этот труд содержит точную формулировку логики и подробное доказательство того, что теоремы чистой математики следуют из принципов логики, а понятия математики могут быть определены в терминах логики. В более поздних работах было показано, что системе Principia достаточно трех неопределимых терминов; Рассел называл их «минимальным словарем» математики, поскольку теоретически вся математика и логика могут быть сформулированы с помощью одних этих терминов. Тезис о сводимости математики к логике выдвигался Расселом в работе «Принципы математики». Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.) - наиболее яркий представитель философии лингвистического анализа. Основной труд «Логико-философский трактат». В то время как Рассел рассматривал логику как науку о законах мышления, Витгенштейн видит ее как форму самой реальности. По его мнению, проблемы философии могут быть решены путем показа того, что структура реальности определяется масштабом значимого языка, задача логики состоит в том, чтобы отражать универсум. Логика поэтому не просто наука среди других наук и наряду с ними, но такая наука, которая имеет абсолютный и окончательный характер. Это основной пункт, из которого развертывается все содержание «Трактата». По Витгенштейну, задачу философии можно свести к анализу форм языковых выражений.

«Венский кружок» - группа ученых и философов, в 1920-е годы ставшая центром разработки идей логического позитивизма. «Венский кружок» был организован в 1922 году Морицем Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета ("кафедре Маха"). В «Венский кружок» входили: Р. Карнап, К. Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, К. Гёдель, Г. Хан, Ф. Кауфман и др. Участники «Венского кружка» выдвинули программу создания новой научной философии на основе идей Маха и "Логико-философского трактата" Витгенштейна. Используя элементы традиционного эмпиризма в духе Юма, идеи Маха о том, что научными являются лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, а также тезис Витгенштейна о том, что осмысленные предложения являются таковыми потому, что они описывают определенные факты, представители «Венского кружка» разработали программу обновления научного и философского знания. Основным инструментом этой теоретической реконструкции должны были выступить математическая логика и принцип верификации, призванные создать совершенный язык, подобный тому, который был предложен Витгенштейном в "Логико-философском трактате". Принцип верификации предполагал критическую проверку высказываний на возможность их сведения к эмпирическим фактам и служил критерием отделения научного знания от бессмысленных (с точки зрения представителей «Венского кружка») проблем метафизики. Эти программные положения нашли выражение в манифесте «Венского кружка» "Научное миропонимание. Венский кружок" (1929), который был написан совместно Карнапом, Ханом и Нейратом. В 1930-е «Венский кружок» издает несколько периодических изданий, среди которых журнал "Erkenntnis" ("Познание"), проводит ряд конгрессов, активно сотрудничает с другими философами. К концу 1930-х «Венский кружок» прекратил свое существование в связи с гибелью Шлика и оккупацией Австрии. Идеи «Венского кружка» оказали сильное влияние на развитие логического позитивизма и другие виды сциентистских течений в США и Великобритании.

Постпозитивизм – четвертый этап развития позитивизма. Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов:1) постпозитивисты проводят анализ истории науки (логическая реконструкция истории науки), возникает стремление найти универсум - основу человеческого разума через историю науки;2) в рамках постпозитивизма ставится вопрос - каковы главные факторы развития науки: внешние или внутренние?3) Постпозитивистами проводится анализ динамики, а не статики науки. Если неопозитивисты ставили вопрос о том, как провести грань между философией и наукой, то постпозитивистов интересует вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку. Наиболее яркие представители постпозитивизма – Карл Поппер, Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос. Карл Поппер (1902-1994 гг.) - основной представитель постпозитивизма, утверждал: "Я похоронил неопозитивизм". Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие:- проблема демаркации,- принцип фальсификации,- принцип фаллибилизма,- теория "трех миров". Проблема демаркации - одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации. Принцип фальсификации - принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от "метафизики", ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. Принцип фаллибилизма - утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. Теория "трех миров" - теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки. Концепцию Имре Лакатоса (1922-1974 гг.) можно охарактеризовать с помощью следующих основных понятий:- научно-исследовательская программа,- "жесткое ядро" исследовательской программы,- "защитный пояс" гипотез,- гипотеза ad hoc,- положительная и негативная эвристики. Методология Лакатоса рассматривает рост "зрелой" (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез. Научно-исследовательская программа имеет свое "твердое ядро". Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно ученый имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, образующих научно-исследовательскую программу. Для концепции Томаса Куна (1922-1996 гг.), в основном разработанной им в книге "Структура научных революций", характерны следующие основные понятия:- парадигма,- дисциплинарная матрица,- нормальная наука,- задачи-головоломки.- несоизмеримость парадигм. Научное сообщество на стадии научных революций создает научный образец (парадигму). Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за пределы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борется за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю совокупность ценностей и убеждений научного сообщества. Период господства той или иной парадигмы Кун обозначает понятием «нормальная наука». Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий" (проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново. Основу концепции Пола Фейерабенда (1924-1994 гг.), названной им "эпистемологическим анархизмом", составляет принцип пролиферации (размножения) теорий, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Этот принцип был выдвинут Фейерабендом на основе разработанного Поппером и Лакатосом положения о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства). Создание альтернативных теорий, по Фейерабенду, способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать у Фейерабенда плюрализм в методологии научного познания.

Многообразие концепций философии науки, разработанных в рамках постпозитивизма, вызвало много новых проблем. Результатом этого стало осознание безнадежности создания общепризнанной теории, описывающей строение и развитие науки. Данное обстоятельство повлияло на завершение очередного этапа в философии позитивизма - постпозитивизма.

Марксизм. Творчество Карла Маркса (1818-1883 гг.) началось с критики гегелевской философии. Маркс продолжил традицию философского материализма от Фалеса до Фейербаха, опираясь одновременно на великие открытия немецкого идеализма, преимущественно – на гегелевскую диалектику. Маркс придал материализму новую форму, создал диалектический материализм. У Гегеля активностью, творческой силой, способностью саморазвития и самопознания обладает «понятие», «мировой дух» (Бог). Маркс отдаёт эти качества материи, и прежде всего её высшему порождению - человеку. Гегель описывает вневременное, логическое развитие «идеи», философия марксизма говорит о вечном самодвижении и саморазвитииматерии и о развитии человеческого общества во времени согласно всеобщим законам диалектики.

Знаменитый тезис выражает главную интенцию всего последующего творчества Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Всё учение Маркса имеет практическую, прежде всего - социально-политическую направленность. Назначение философии - коренное преобразование общества, а именно - освобождение людей от всех форм насилия и эксплуатации, на которых были основаны все предшествующие формы общества. Буржуазное общество, капитализм в силу его собственных законов развития с необходимостью «отрицает» самого себя и на его экономической основе возникает новая, более высокая общественно-экономическая формация – коммунистическая. Маркс называет это общество будущего «коммунистическим» потому, что в нём исчезнет отчуждение, так что «свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех» и тем самым будет преодолено то противоречие между «частным» и «общественным», которое заставляло людей видеть свободу в обособлении людей друг от друга и порождало государственное насилие, культ эгоизма, социальное неравенство, социальную несправедливость и войны, экономическое угнетение и необходимость религиозного утешения и т.п.

Фридрих Энгельс (1820-1895) - немецкий философ, социолог, сооснователь (вместе с Марксом) идеологии "научного социализма". Основные сочинения: "Положение рабочего класса в Англии" (1844), "Манифест Коммунистической партии" (совместно с Марксом, 1848), "Анти-Дюринг" (1878), "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884), "Диалектика природы" (1872-1882) и др. Уже в начале 1840-х Энгельс пришел к выводу, что социальные конфликты индустриального общества неустранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы, кульминацией и результатом которой должно явиться коммунистическое общество.

Иррационализм. Основоположником иррационализма считается немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.), которыйвыражает «неклассические» идеи с классической ясностью: философия не может быть «наукой», ибо подлинная реальность не схватывается мышлением и не выражается «в понятиях». Для разума она, как правильно утверждал Кант, - «вещь в себе». Разум и наука познают одни лишь обработанные интеллектом «явления», но не ту подлинную реальность, которая скрыта «за» ними. Эта реальность, однако, вопреки Канту, познаваема, но иным путём – интуитивно. Всякого рода «методами» науки могут быть познаны лишь явления, а подлинная реальность никаким рациональным «методам» недоступна. Это - суть философии Шопенгауэра, его основной тезис. Подлинная реальность, скрытая за всеми явлениями природы и данная в интуиции, в непосредственном знании - воля. Основной труд Шопенгауэра – «Мир как воля и представление». Шопенгауэр – классик философского пессимизма: жизнь, как она есть поистине, ужасна, потому что слепа, неразумна, бессмысленна, абсурдна, наполнена неутолимыми желаниями и страданием. Шопенгауэр проповедует идеал недеяния, безразличия, нирваны, ибо всё бессмысленно: не к чему стремиться, не за что бороться. От Шопенгауэра перешли в XX в. и стали в нём популярными многие идеи: дуализма науки и философии; расширения понятия «опыта» при помощи «интуиции»; примата воли, жизни над интеллектом, над «понятием», примата бессознательного, «слепого» начала в человеке над сознанием; трагизма, абсурдности, бессмысленности, иррациональности жизни; необходимости синтеза Запада (формы) и Востока (полноты мистических интуиций) и др.

Сочинения датского философа Сёрена Кьеркегора (1813-1855 гг.) имеют ярко выраженную личностную окраску и религиозную направленность. Основные сочинения – «Или–Или», «Страх и трепет», «Болезнь к смерти». Его анализ модусов бытия человека имел решающее влияние на становление экзистенциализма XX в. Исходный вопрос для него: как я, в качестве вот этого живого и конкретного человека становлюсь в личное отношение к Богу? Человек изначально вовсе не является самим собой. Он должен стать самим собой. Человек сбивается с пути к себе, сознательно или бессознательно, и находится в ложном отношении к самому себе, не находит самого себя. Это состояние Кьеркегор называет отчаянием и в работе «Болезнь к смерти» описывает различные формы нежелания быть самим собой. Человек, согласно Кьеркегору, свободен изначально. Свобода – сама «субстанция» его бытия. Поэтому он не может «получить» её, или «добиться» её и т.д. Проблема состоит в том, что человек как правило отказывается от своей свободы и тем самым теряет себя. Почему? Ответ Кьеркегора парадоксален и именно этот ответ даёт начало экзистенциальной диалектике: человек больше всего в мире боится своей свободы, боится быть самим собой. Свобода оказывается слишком тяжёлым бременем, и человек как правило меняет свободу на безопасность и удобства, добровольно выбирая неподлинное, «массовидное» существование. С исключительным мастерством Кьеркегор описывает разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается движением от эстетического через этический к религиозному. В сочинениях Кьеркегора содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина, откровение, разум; дана яркая критика гегелевской системы и философского идеализма; анализируется проблема этической ответственности в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия религии.

Человек вполне становится самим собой лишь наедине с собой и наедине с Богом. Лишь так достигается полнота и подлинность и бытия, и истины. Кьеркегор – создатель христианской экзистенциальной философии.

Фридрих Ницше (1844-1900 гг.) - основоположник философии жизни, подвергает острой критике традиционные ценности европейской культуры, не только научные и философские, но и религиозные, разоблачая их скрытую мотивацию, лицемерие и неискренность, и начинает свой бескомпромиссный спор с культурой своего времени, обрисовав перспективу возникающего после переоценки всех ценностей нового общества сверхчеловека, в котором абсолютная и ничем не сдерживаемая естественность, непосредственность, творческая «витальность», сочетается с необычайной тонкостью духовной организации и изощрённым эстетством. Ключевое понятие его мировоззрения - воля к власти. Воля к власти – это самая суть жизни. Ницше опирался первоначально на Шопенгауэра и на теорию естественного отбора Дарвина, его принцип «борьбы за существование». Начало всего - воля, но она не слепа, а имеет цель: самосохранение, повышение чувства жизни и способности жить, увеличение силы и власти. Лейтмотив исполненного бунтарского пафоса и страсти, мучительного творчества Ницше - борьба против декаданса, как ослабления жизненной силы, вырождения жизни, и против его морали и его религии - христианства. Бог уже умер, а Европа лицемерно делает вид, что верит в него. Надо отважиться сделать все выводы из «смерти Бога». Ницше подхватывает фундаментальную критику науки у Шопенгауэра, но если Шопенгауэр говорил о неспособности науки постичь подлинную реальность, то Ницше уже ощущает страшную угрозу жизни, исходящую от безличного Разума Просвещения и от науки с её безлично-принудительной «объективной истиной».

Неокантианство - философское течение второй половины XIX – начала XX века. Возникло в Германии и ставило своей целью возрождение ключевых кантовских идейных и методологических установок в новых культурно-исторических и познавательных условиях. Центральный лозунг некантианства был сформулирован О.Либманом в работе Кант и эпигоны: «Назад к Канту». Острие неокантианской критики было направлено против засилья позитивистской методологии и материалистической метафизики. Конструктивная часть философской программы неокантианства заключалась в возрождении кантовского трансцендентального идеализма с особым упором на конструктивные функции познающего разума. В неокантианстве различают Марбургскую школу, занимавшуюся преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук, и Фрейбургскую (Баденскую школу), сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла.

Неогегельянство- философское направление, для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Г. Гегеля. Неогегельянство получило распространение почти во всех странах Европы и в США, но в зависимости от разнообразных общественно-политических условий и теоретических предпосылок принимало различные формы. Основными моментами этого процесса были:

- попытки истолкования идеалистической диалектики в духе либерального примирения противоречий, а гегелевского мировоззрения в целом - как религиозного, как "теоретической формы" христианства;

- обращение к гегельянству для преодоления английского позитивизма; диалектический метод выступал при этом как средство разложения "чувственности", "вещественности" для достижения истинной, т.е. внеэмпирической, реальности;

- тенденция к преодолению крайностей "абсолютного идеализма", стремление отстоять права индивидуальности, её свободу; попытка сочетать гегелевское учение об абсолюте с утверждением метафизической ценности личности;

- попытка интерпретации Гегеля в духе релятивизма ("абсолютного историзма"), стремившегося истолковать диалектический метод Гегеля как "феноменологический" (в смысле "феноменологии духа") способ определения в понятиях ступеней человеческого опыта.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ

Казахский агротехнический университет имени С Сейфуллина... АБДИНА А К...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Астана 2010
    Аннотация УМКД:Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» включает в себя основные понятия, проблемы, концепции и персоналии истории и теор

Перечень лекционных занятий
Наименование темы Объем, час Литература Текущий контроль, балл 1. Предмет философии: понятие и специфика Многообразие

Перечень практических занятий
Наименование темы Объем, час Литература Текущий контроль, балл 1. Предмет философии: понятие и специфика Смысл и назн

График выполнения и сдачи заданий (СРС) по дисциплине
№ Тема занятий Задания СРС Цель и содержание занятий Рекомендуемая литература Формы контроля Срок сдач

Тема 1. Предмет философии: понятие и специфика
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает «любовь к мудрости». Данное понятие ввел в

Тема 2. Философия Древней Индии
В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принес

Система категорий в древнеиндийской философии
Брахман – высшая реальность, абсолютное духовное начало из которого возникает все сущее, все что существует в мире рождается в брахмане, а разрушаясь снова растворяется в нем,

Тема 4. Античная философия
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народ

Тема 5. Философия западноевропейского и арабомусульманского средневековья
Философия западно-европейского средневековья. Западно-европейское средневековье охватывает период с V по XIII века. Философия в данную эпоху – «служанка богословия».

Тема 6. Философия Ренессанса
Философия Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по XVI века. Ренессанс ставит на место средневекового теоцентризма принцип антропоцентризма

Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения
Социально-исторические и научные предпосылки философии Нового Времени. Семнадцатый век открывает следующую после эпохи Возрож­дения страницу в истории развития философской мысл

Просветительская философия в Европе ХVIII в.
Эпоха Просвещения входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв. Просвещение – эпоха гносеолог

Тема 10. Русская философия
Русская философия - собирательное название философских концепций русских мыслителей второй половины XIX - начала XX веков. Традиционно началом русской философии считают публикацию "Философичес

Тема 11. Казахская философия
Отличительные особенности казахской философии заключаются в том, что основными проблемами бытия и мышления выдвигаются проблемы человека, морали, эстетики, образования, свободы слова и свободы духа

Тема 12. Западная философия в контексте культуры ХХ–начала ХХI вв.
Философия XX в. - это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современн

Тема 13. Философия бытия и познания
«Бытие» как философская категория: ее смысл и специфика. Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начиналис

Тема 14. Философия человека и общества
Антропология - наука о человеке. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой сто

Тема 15. Современные проблемы философского знания
Понятие цивилизация – одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмыс

Тема 1. Предмет философии: понятие и специфика
1. Смысл, предмет и предназначение философии; 2. Основные функции и методы философии, и ее роль в современном мире; 3. Соотношение понятий философия и наука, философия и религия;

Тема 2. Древнеиндийская философия
  1. Специфика древнеиндийской философии; 2. Философские сутры как ключевые положения индийской философии; 3. Понятие, сущность и учение ортодоксальных школ;

Тема 3. Философия Древнего Китая
  1. Основное содержание китайской предфилософии; 2. Роль конфуцианства в китайской культуре и обществе; 3. Моизм и легизм как альтернативные доктрины; 4. Ф

Тема 4. Античная философия
  1. Онтологические и эпистемологические основания философии досократовского периода; 2. Этические учения софистов и Сократа; 3. Объективный идеализм Платона и филос

Тема 5. Философия западноевропейского и арабомусульманского средневековья
  1. Основные направления и предпосылки средневековой философии; 2. Религиозное учение Августина и схоластика Фомы Аквинского; 3. Спор о природе универсалий: реализм

Тема 6. Философия Ренессанса
1. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения; 2. Реформация в Европе: представители и сущность; 3. Философские идеи Н. Кузанского и Дж. Бруно; 4. Представите

Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения
  1. Рационалистическая и эмпирическая тенденции в философии нового времени; 2. Социально-политические учения Дж. Локка и Т. Гоббса; 3. Субъективный идеализм Дж. Бер

Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв.
1. Иррационализм и волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 2. Экзистенциальные идеи С. Кьеркегора. Философия жизни А. Бергсона и культурологический подход О. Шпенглера; 3. Психоана

Тема 10. Русская философия
1. Особенности становления и развития русской философии; 2. Проблема исторического пути России: славянофильство и западничество; 3. Религиозная философия В. Соловьева, С. Булгаков

Тема 11. Казахская философия
1. Мифологические и социокультурные основания казахской философии; 2. Гуманистические воззрения: Ш. Валиханова, А. Кунанбаева, Ш. Кудаберлиева, И. Алтынсарина; 3. Философ

Тема 12. Западная философия в контексте культуры ХХ – начала ХХ I века
1. Этапы развития позитивизма в европейской философии (позитивизм, махизм, аналитическая философия, постпозитивизм) 2. Новые идеи неокантианства и прагматизма; 3. Проблема сущетво

Тема 13. Философия бытия и познания
1. Понятие, сущность и формы бытия; 2. Определение материи, движения, пространства и времени. Проблема субстанции. 3. Соотношение гносеологии и эпистемологии. Объект и субъект поз

Тема 14. Философия человека и общества
1. Понятие и основные принципы социальной философии; 2. Исторические типы общества и пути развития казахстанского общества; 3. Философская антропология и образы человека в истории

Тема 15. Современные проблемы философского знания
1. Развитие культуры в условиях глобализации; 2. Сциентизм и антисциентизм как тенденции развития общества; 3. Экологические и глобальные кризисы современного общества: пути их пр

Тема 1: Предмет философии: понятие и специфика
1. Используя рекомендуемую литературу и другие источники, выпишите несколько определений философии. Проанализируйте в чем их сходство и различие. На основе полученной информации попытайтесь

Тема 2. Древнеиндийская философия
1. Заполните таблицу название школы период возникновения основатель письменные источники содержание учения

Тема 3: Философия Древнего Китая.
  1. Заполните таблицу: название школы период возникновения основатель письменные источники содержан

Тема 4. Античная философия
  1. Заполните таблицу «Досократовские школы»: Название Представители Характеристика Милетская школа

Тема 5. Средневековая философия
  1. Заполните таблицу «Периодизация средневековой западной философии»   апологетика патристика

Тема 6. Философия Ренессанса
  1. Заполните таблицу Название направлений гуманизм реформация натур-философия социально-политическ

Тема 7. Философия Нового Времени и Просвещения
  1. Заполните таблицу «Направления философии Нового Времени» направление сенсуализм эмпиризм рационализм

Тема 9. Западноевропейская философия XIX века
1. Заполните таблицу: «Направления философии XIX века» иррационализм волюнтаризм фрейдизм философия жизни диалекти

Тема 10. Русская философия
1. Заполните таблицу «Западники и славянофилы» Направление Западники Славянофилы Представители  

Тема 11. Казахская философия
1. Заполните таблицу «Видные представители Казахской философии»     Ш. Валиханов А. Кунанбаев Ш. Кудабердиев

XX – начала XXI века
1. Заполните таблицу «Этапы развития позитивизма» Направление I этап позитивизм II этап эмпириокритицизм III этап неопозитиви

Тема 13. Философия бытия и познания
1. Заполните таблицу «Основные формы бытия» Формы бытия Общая характеристика Материальное бытие  

Тема 14. Философия человека и общества
  1. Заполните таблицу «исторические виды обществ» Вид Общая характеристика доиндустриальное общество  

Тема 15. Современные проблемы философского знания
1. Заполните таблицу «Соотношение процессов глобализма и антиглобализма» тенденция глобализм антиглобализм

Основоположник даосизма
А) Конфуций В) Лао-Цзы С) Шан-Ди D) Мен-Цзы Е) Хуан-Ди 14. Цзюн-цзы – в философии Конфуция это: А) Благородный человек

Что лежит в основании философии Й. Фихте?
А) Природа В) Абсолютная идея С) Я D) Оно Е) Вещь 44. Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О. Конту: А) Теолог

Какое из определений наиболее полно отражает статус категории?
А) Абстрактные понятия В) Фундаментальные понятия С) Формы чувственного познания D) Формы рационального познания Е) Научные термины 65. Укажите

Какое название получила концепция Н.И. Вернадского?
A) Теория «общественного договора» B) Концепция биосферы C) Теория относительности D) Концепция сознания Е) Концепция ноосферы 78. Философ, кото

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги