Тема 10. Русская философия - раздел Философия, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ Русская Философия - Собирательное Название Философских Концепций Русских Мысл...
Русская философия - собирательное название философских концепций русских мыслителей второй половины XIX - начала XX веков. Традиционно началом русской философии считают публикацию "Философических писем" Петра Чаадаева (1794-1856 гг.), где он высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. За публикацию первого из писем (1836) журнал «Телескоп» был закрыт, а Чаадаев «высочайшим повелением» был объявлен сумасшедшим. В «Апологии сумасшедшего» (1837), написанной в ответ на обвинения, выразил веру в историческую будущность России.
Выделяются два направления русской философии этого периода – славянофильство и западничество.
Славянофильство - сложившееся в середине XIX века направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности. Сторонники славянофильства верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского пути. Основоположником кружка славянофилов был литератор А. С. Хомяков (1804-1860 гг.), деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков.
Славянофилы, русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли правоверия как христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели.
Своим творчеством славянофилы создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшее идущее ещё с эпохи Петра I прозападное мировоззрение. Славянофилы пытались показать, что западноевропейская цивилизация имеет тупиковый, ущербный, бездуховный характер. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Много ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен П. В. Киреевского, Словарь живого великорусского языка В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Несмотря на огромный вклад в развитие русского самосознания, славянофилы не смогли выработать целостного мировоззрения, что в значительной степени объяснялось характером той космополитической среды, из которой многие из них вышли и которая толкала их в сторону либерализма.
Западничество – течение русской общественной мысли, сложившееся в 40-х годах XIX века. Его объективный смысл заключался в борьбе с крепостничеством и в признании «западного», то есть буржуазного пути развития России. З. представляли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Т.Н.Грановский, В.П.Боткин, П.В.Анненков, И.С.Тургенев, К.Д.Кавелин, В.А.Милютин, И.И.Панаев, А.Д.Галахов, В.Н.Майков и др.
Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять Европу.
Представители З. выступали за «европеизацию» страны – отмену крепостного права, установление буржуазных свобод, прежде свободы печати, за широкое и всестороннее развитие промышленности. В этой связи они высоко оценивали реформы Петра I, подготовившие дальнейшее прогрессивное развитие России. В области литературы западники выступали в поддержку реалистического направления и прежде всего творчества Н.В.Гоголя. Главной трибуной З. были журналы «Отечественные записки» и "Современник".
В менее строгом понимании к западникам относят всех, ориентированных на западноевропейские культурные и идеологические ценности.
Казахский агротехнический университет имени С Сейфуллина... АБДИНА А К...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Тема 10. Русская философия
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Астана 2010
Аннотация УМКД:Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» включает в себя основные понятия, проблемы, концепции и персоналии истории и теор
Перечень лекционных занятий
Наименование темы
Объем, час
Литература
Текущий контроль, балл
1. Предмет философии: понятие и специфика
Многообразие
Перечень практических занятий
Наименование темы
Объем, час
Литература
Текущий контроль, балл
1. Предмет философии: понятие и специфика
Смысл и назн
Тема 1. Предмет философии: понятие и специфика
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает «любовь к мудрости». Данное понятие ввел в
Тема 2. Философия Древней Индии
В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принес
Система категорий в древнеиндийской философии
Брахман – высшая реальность, абсолютное духовное начало из которого возникает все сущее, все что существует в мире рождается в брахмане, а разрушаясь снова растворяется в нем,
Тема 4. Античная философия
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народ
Тема 6. Философия Ренессанса
Философия Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по XVI века. Ренессанс ставит на место средневекового теоцентризма принцип антропоцентризма
Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения
Социально-исторические и научные предпосылки философии Нового Времени. Семнадцатый век открывает следующую после эпохи Возрождения страницу в истории развития философской мысл
Просветительская философия в Европе ХVIII в.
Эпоха Просвещения входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв. Просвещение – эпоха гносеолог
Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв.
Западно-европейскую философию XIX века называют неклассической философией, поскольку она начинается с критики систем немецкого идеализма, и прежде всего – спекулятивной сист
Тема 11. Казахская философия
Отличительные особенности казахской философии заключаются в том, что основными проблемами бытия и мышления выдвигаются проблемы человека, морали, эстетики, образования, свободы слова и свободы духа
Тема 13. Философия бытия и познания
«Бытие» как философская категория: ее смысл и специфика. Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начиналис
Тема 14. Философия человека и общества
Антропология - наука о человеке.
С одной стороны, человек - существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой сто
Тема 15. Современные проблемы философского знания
Понятие цивилизация – одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмыс
Тема 1. Предмет философии: понятие и специфика
1. Смысл, предмет и предназначение философии;
2. Основные функции и методы философии, и ее роль в современном мире;
3. Соотношение понятий философия и наука, философия и религия;
Тема 2. Древнеиндийская философия
1. Специфика древнеиндийской философии;
2. Философские сутры как ключевые положения индийской философии;
3. Понятие, сущность и учение ортодоксальных школ;
Тема 3. Философия Древнего Китая
1. Основное содержание китайской предфилософии;
2. Роль конфуцианства в китайской культуре и обществе;
3. Моизм и легизм как альтернативные доктрины;
4. Ф
Тема 4. Античная философия
1. Онтологические и эпистемологические основания философии досократовского периода;
2. Этические учения софистов и Сократа;
3. Объективный идеализм Платона и филос
Тема 6. Философия Ренессанса
1. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения;
2. Реформация в Европе: представители и сущность;
3. Философские идеи Н. Кузанского и Дж. Бруно;
4. Представите
Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения
1. Рационалистическая и эмпирическая тенденции в философии нового времени;
2. Социально-политические учения Дж. Локка и Т. Гоббса;
3. Субъективный идеализм Дж. Бер
Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв.
1. Иррационализм и волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
2. Экзистенциальные идеи С. Кьеркегора. Философия жизни А. Бергсона и культурологический подход О. Шпенглера;
3. Психоана
Тема 10. Русская философия
1. Особенности становления и развития русской философии;
2. Проблема исторического пути России: славянофильство и западничество;
3. Религиозная философия В. Соловьева, С. Булгаков
Тема 11. Казахская философия
1. Мифологические и социокультурные основания казахской философии;
2. Гуманистические воззрения: Ш. Валиханова, А. Кунанбаева,
Ш. Кудаберлиева, И. Алтынсарина;
3. Философ
Тема 13. Философия бытия и познания
1. Понятие, сущность и формы бытия;
2. Определение материи, движения, пространства и времени. Проблема субстанции.
3. Соотношение гносеологии и эпистемологии. Объект и субъект поз
Тема 14. Философия человека и общества
1. Понятие и основные принципы социальной философии;
2. Исторические типы общества и пути развития казахстанского общества;
3. Философская антропология и образы человека в истории
Тема 15. Современные проблемы философского знания
1. Развитие культуры в условиях глобализации;
2. Сциентизм и антисциентизм как тенденции развития общества;
3. Экологические и глобальные кризисы современного общества: пути их пр
Тема 1: Предмет философии: понятие и специфика
1. Используя рекомендуемую литературу и другие источники, выпишите несколько определений философии. Проанализируйте в чем их сходство и различие. На основе полученной информации попытайтесь
Тема 2. Древнеиндийская философия
1. Заполните таблицу
название школы
период возникновения
основатель
письменные источники
содержание учения
Тема 3: Философия Древнего Китая.
1. Заполните таблицу:
название школы
период возникновения
основатель
письменные источники
содержан
Тема 4. Античная философия
1. Заполните таблицу «Досократовские школы»:
Название
Представители
Характеристика
Милетская школа
Основоположник даосизма
А) Конфуций
В) Лао-Цзы
С) Шан-Ди
D) Мен-Цзы
Е) Хуан-Ди
14. Цзюн-цзы – в философии Конфуция это:
А) Благородный человек
Что лежит в основании философии Й. Фихте?
А) Природа
В) Абсолютная идея
С) Я
D) Оно
Е) Вещь
44. Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О. Конту:
А) Теолог
Новости и инфо для студентов