Реферат Курсовая Конспект
Общественная среда как представитель средних уровней средовых структур. - раздел Философия, Введение в специальность ИНСТИТУТ МОДЫ, ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ Факторы Формирования, Особенности Организации. Разнообразие Типологий. ...
|
Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие типологий.
Среда общественного назначения – первая из систем, ориентированных не на одиночного, а на «коллективного» потребителя. Она призвана создавать комплекс материально-физических возможностей для реализации разных форм общения и обслуживания, которые составляют суть этой сферы.
Причины, условия и обстоятельства комплексного формирования объектов и систем общественного назначения можно разделить на две группы.
Одна – функциональные особенностиобщественных процессов, вызвавших среду к жизни.
Вторая – эмоционально-психологические требованияк ее визуальной организации. Утилитарно-прагматические соображения порождают тип пространства, эмоционально-художественные – заставляют его совершенствовать, превращать в образ, узнаваемый и желанный.
Первая группа факторов генерирует все многообразие предметно-пространственных общественных структур, поскольку отвечает множественности целей общественной жизни: от каждодневно необходимых форм бытового, торгового, технического обслуживания (почта, мастерские, магазины, больницы, станции автосервиса, банки и т.д.) до высших проявлений творческого и духовного общения (библиотеки, клубы, музеи, театры, храмы). Особую группу общественных сооружений составляют такие, где функции общения и обслуживания синтезируются в процессе воспитания и обучения – детские сады, школы, институты; а так же учреждения сферы управления.
Строение, габариты, типология, оборудование всех этих видов и форм среды определяются их функциональным содержанием, которое одновременно является базой возникающих здесь эмоционально- масштабных ощущений.
Вторая группа факторов – призвана уточнить, «облагородить», а если надо – усилить эти впечатления, превратить их в эмоционально-духовное содержание среды,которое в некоторых случаях оказывается более важным, более устойчивым «знаком» средового назначения, чем удобство или совершенство исполнения первичных функциональных задач. Комбинируя «прагматические» и «художественные» причины средовых впечатлений, сталкивая или взаимно усиливая их воздействия, можно создавать разнообразные идейно-эстетические модификации даже постоянно повторяющихся в жизни средовых структур, и в этом заключена главная трудность и одновременно бесконечное поле для архитектурно-дизайнерского творчества.
Наиболее характерным для среды общественного назначения является «мезоуровень» - собственно здание, сооружение с принадлежащим ему участком. Причем, как правило, общественные сооружения представляют собой образования, осуществляющие либо одну ведущую «монофункцию» (к которой, если надо, привязываются другие, ей подчиненные), либо – ряд одновременно действующих однородных функций.
Из-за этого все виды общественных зданий делятся на «моноструктурные» и «полиструктурные» формирования.В первых доминирует одна, главнейшая для функции «связка» основных помещений (в театре – рассчитанный на зрителя комплекс «фойе – зал – сцена»; в спортзале объединение «игровое поле – трибуны, и т.д. Во вторых взаимодействует группа функционально однородных пространств, образующих «коллективную» доминанту целого (система классов и рекреаций в школе, торговых залов в универмаге и т.п.).
*
Главным началом формирования общественной среды является нацеленный на активное общение, на совместную деятельность в ходе выполнения определенной задачи завершенный процесс,а не единичные акты некоего личностно ориентированного действия, как в жилой сфере.
Поэтому подавляющее большинство общественных зданий и сооружений предназначено для реализации коллективных функций,т.е. таких, где участвует группа одновременно действующих людей, заинтересованных в получении общего результата (обмен знаниями, восприятие зрелища, обмен товарами и т.д.). Вариации – индивидуальное посещение музея, личные занятия спортом и пр. не снимают необходимости рассчитывать среду общественного сооружения на массовость использования.
Основная задача средоформирования в общественной сфере – обеспечить однозначность, эффективность, рациональность протекания функционального процесса,в котором всегда занято несколько человек или групп людей.
Это положение для проектирования имеет несколько следствий:
* относительная устойчивость объемно-пространственной композиции конкретного средового комплекса.Поскольку среди факторов формирования среды общественного здания первенствует не оборудование (как бывает в жилище), а процесс, т.е. заранее известная последовательность действий, каждому из которых отвечает своя пространственная ситуация, поскольку главенствует здесь взаимосвязь и организация задействованных в процессе пространств. Или – доминирует в общественной среде архитектурное начало, а дизайнерское – подчиняется ему.
· ведущим ориентиром масштабных построений является сообщество, группа людей, а не отдельный человек, причем чаще всего - «противостоящие» группы (продавцы и покупатели, актеры и зрители, ученики и педагоги), между которыми происходит обмен информацией, услугами, товарами, т.е. – реализуется процесс общения. Здесь всегда отчетливо различимы два полюса шкалы масштабов – главный, несущий смысловую нагрузку и отмечающий общественную значимость средового объекта, и подчиненный, обращенный к единичному посетителю или потребителю среды, «очеловечивающий» характеристики первого. Разрыв между этими полюсами может оказаться тем значительнее, чем большую роль играет данное общественное сооружение в жизни города; вплоть до того, что «человеческая» составляющая масштабного ряда будет сведена к минимуму, («безмасштабные» решения сверхкрупных комплексов).
· аналогично строится эмоциональная структура среды – во главу образных построений ставятся «общественные» оттенки эмоционального ряда, отвечающие ведущей функции(монументальность, торжественность, деловитость и т.д.), тогда как личностная окраска только дополняет их.
Сказанное не означает, что в общественных зданиях вообще не следует обращать внимание на приемы, формирующие «частные» черты средового облика, которые приближают интерьер к образам приватного назначения, т.е. пренебрегать специфически дизайнерскими средствами (фактурой, членениями, формой и конструкцией предметного наполнения). Просто в данном случае дизайнерское начало, усиленное внимание к преобразованию функции в эстетические идеи – как бы вуалируется архитектурными приоритетами, активно растворяется в них.
Отметим некоторые из приоритетов.
· расчленение пространственно-планировочной структуры на две разнонаправленные по содержанию составные части – четко выделенные коммуникационные коридоры или вертикальные стволы, образующие «каркас» объема, и заполняющие «каркас» рабочие зоны, или поля пространства.
Первые- «русла» и «шахты» - не просто способствуют эффективному перемещению людей или грузов (для чего их оборудуют лифтами, эскалаторами). Прежде всего, они регулируют ориентацию человека в средовом пространстве,т.е. выполняют специфически дизайнерскую задачу которая решается с помощью ряда технических приемов: размещение ориентира в конце пути или в точке перелома, смысловая «символическая» окраска стен, использование указателей и т.д. Вторые – рабочие поля и объемы – концентрируют в своих границах основные функциональные процессы(торговая зона, выставочный зал, спортплощадка и т.п.), и потому формально выступают как ведущие элементы (доминанты, акценты) общей конструкции, в которых сосредотачивается и содержательный и художественный смысл данной среды.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Академия высокой моды... ИНСТИТУТ МОДЫ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественная среда как представитель средних уровней средовых структур.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов