Реферат Курсовая Конспект
Пседворусский стиль - раздел Философия, РАЗДЕЛ: АРХИТЕКТУРА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В ЭПОХУ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (СЕРЕДИНА 19 – НАЧАЛО 20 В.) Наиболее Заметным И Определяющим На Общем Фоне Эклектических Стилей В Беларус...
|
Наиболее заметным и определяющим на общем фоне эклектических стилей в Беларуси был русско-византийский стиль, распространение которого в первую очередь было связано с православной церковью и имело определённую идейно-политическую и историко-культурную обусловленность. После подавления восстания 1830-1831 гг. перед российским правительством встала проблема укрепления западных рубежей империи. С целью искоренения «западного и польского влияния» и русификации населения Беларуси на специально выделенные государственные средства возводилось огромное количество православных храмов, которым отводилась ведущая роль в проведении государственной политики. [«То что не сделал русский штык, сделает русская школа»]. Такие мероприятия с одной стороны содействовали укреплению православия среди местного населения, а с другой – укреплению покорности царской власти на западных рубежах империи. В качестве дополнительной меры было существенно ограничено католическое строительство.
Первоначально в стиле псевдоруссизма строили только православные храмы. Распространению этого стиля в церковной архитектуре содействовал и специальный пункт в строительном уставе 1865 г., требовавший возведения православных храмов исключительно в «византийском духе».
Особенно массово строительство храмов в псевдорусском стиле проводилось после подавления восстания 1863 г. с подачи генерал-губернатора Муравьёва. Поэтому канонизированные варианты церквей в этом стиле, выстроенные в конце 19 в. в Беларуси часто называют «муравьёвками».
Наиболее распространённым в Беларуси был тип храма, имитировавший московскую церковную архитектуру 17 в. – вытянутая по прямой линии композиция, в которой вход под двухярусной колокольней ведёт через трапезную к квадратному объёму основного помещения, и далее в апсиду. Основное помещение храма увенчивалось одним куполом либо традиционными пятиглавием. (Полесская Никольская церковь в Гомеле, 1904).
Другой тип наиболее распространённого в Беларуси храма в русско-византийском стиле представлял собой крестообразное или квадратное в плане здание с большим центральным куполом на четырёх внутренних опорах и «апостольскими» куполами-луковицами на углах, закомарами над трёхчастными фасадами, венцами кокошников, декоративным узорочьем. Яркий пример – церковь А.Невского в Борисове (1871-1874, арх. П.Меркулов), усыпальница Паскевичей в Гомеле (1870-1889, арх. Е.И. Чарвинский).
С целью «обрусения края» после подавления восстания 1863 г. многие католические храмы закрывались, передавались под православные церкви и соответственно перестраивались в псевдорусском стиле. С целью постройки православных храмов, но главным образом с целью перестройки ряда бывших католических костёлов в православные церкви в Беларусь специально было направленно несколько групп российских архитекторов. В результате таких «реконструкций» многим памятникам белорусской культовой архитектуры 17-18 вв. был нанесён значительный художественный урон – например, храмы в Юровичах, Мозыре, Вилейке, Гриневичах (Свислочский р-н)имн. другие.
Большинство местных и приглашённых архитекторов проблему поиска национальной самобытности решали путём насыщения своих произведений многочисленными этнографическими и археалогическими деталями. Во внешнем оформлении зданий мастера часто использовали элементы традиционной архитектуры, в частности элементы художественной ковки – кронштейны, решётки, ограды. Широко использовалась художественная керамика (напр. церковь в д.Пиревичи, Жлобинского района), несколько реже – мозаики (часовня Паскевичей в Гомеле).
Постепенно псевдоруссизм широко распространился и в гражданской архитектуре, но в первую очередь в официальном строительстве – здание Минского Виленского вокзала(конец 19 в.). Наиболее ярко стилизаторство в духе древнерусской архитектуры с богатой орнаментацией и узористой кирпичной кладкой, проявилось в архитектуре Могилёва и Гомеля, где «русский» стиль имел наибольшее количество последователей – городской театр в Могилёве (1886-1888, арх. П.Камбуров), городская дума в Гомеле, (1880, арх. Торлин) и др.
Широкое распространение в промышленно-гражданском и жилом строительстве, особенно в восточной и центральной Беларуси, получил «кирпичный стиль», своими архитектурно-образными средствами соединявшийся с кирпичным псевдоруссизмом. Ярким примером являются усадебный дом Гилярдов в д.Демьянки, Добрушского района и усадебный дом Бычковских в д.Речки, Ветковского района.
Одной з ярких национальных особеностей белорусской архитектуры этого времени являлось строительство из дикого камня. Наибольшей популярностью этот местный строительный материал пользовался при строительстве храмов в западных и частично в северо-восточных районах Беларуси. Эта традиция имеет свои корни ещё в гродненской архитектурной школе 12 в. Строительство из бутового камня было достаточно дешёвым, в отличие от строительства из кирпича, и придавало сооружениям особую художественную выразительность. Кирпич в основном использовался только для ответственных частей здания – углов, проёмов окон и дверей. При возведении зданий из бутового камня большие швы-щели между валунами заполнялись мелкими камнями или щебнем. В самом конце 19 в. валуны и дикий камень в строительстве стали заменять колотым камнем. Эту технику дополняли кирпичной кладкой и штукатуркой, что в соединении с побелкой давало возможность создать яркие цветовые композиции – Успенская церковь в д.Рабунь, Вилейского р-на (1862), костёл в г.Браславе, колокольня при церкви в д.Сынковичи.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Согласовать текст лекцій і названія вопросов на экзамен в т ч про новейшіе конструкціі і матеріалы... Больш дакладна вызначыць сутнасць мадэрна а таксама прычыны знікнення і... больш зразумела выдзяліць прынцыпы дэкора мадэрне аддзяліць іх ад уласна массы ад канкрэтных прыклада...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пседворусский стиль
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов